Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

К. Дебюсси. Прелюдия, I, 1




В отличие от просто побочных функций, хроматический терцо­вый ряд имеет вид цепи примерно равнозначных аккордов (сходно с фрагментом из «Бориса Годунова» Мусоргского, см. схему ниже), главный эффект которых — яркая красочная экспрессия хромати­ческих медиант, а не формально поддерживающих последование квинтовых функциональных опор (S-T-D-DD). Непосредственная функция аккордов в их отношении к тонике ощущается главным образом в крайних звеньях ряда (в примере 209 это: тоника — <...> — «тритонанта»*); внутри же ряда перевешивает функциональность

* Тритонанта — аккорд на тритоновой ступени, термин 3. Карг-Элерта, см.: Polaristische Klang- und Tonalitätslehre (Harmonologik). Leipzig 1931; см. также в Упоминавшейся книге А.Й. Амбразаса (С. 95, 98).

иного типа: 1) точная повторность структуры в каждом аккорде (в разбираемом примере — всюду 4.3); 2) вариантная повторность отношения (всюду верхняя терция, с непременным переченьем смеж­ных аккордов); 3) неповторность самих аккордов — каждый на но­вой высоте (использовано 6 высот из 12 возможных). Функциональ­ностью, таким образом, является производностъ последующих струк­тур от исходной (мажорного трезвучия) и интервалов смещения от исходного (терции вверх).

2. Функциональность гармоний в равнотерцовых хроматических рядах чаще всего связана не с тональными ладами — мажором и минором классико-романтического типа, а с особого рода модальны­ми и будет поэтому рассматриваться особо (см. ниже, § 31).

Образец смешанной структуры терцового ряда — сцена в келье из «Бориса Годунова» Мусоргского (ц. 15, такты 1-6, сон Григория):

В этом запутанном модулирующем ходе, все аккорды которого кажутся равнозначными, часть звеньев — «полуквинтовые» ряды, а часть равнотерцовые (верхние скобки). Безопорная модуляционность, видимо, имеет свой выразительный замысел: ступени крутой лест­ницы, ведущие на головокружительную высоту, откуда от страха можно упасть. Таким образом, терцово-хроматические ряды здесь также призваны выполнять роль повышенной экспрессии и повы­шенной степени тональной неустойчивости.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 537; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.