Проба 1. «Грузовичок» («Пирамидка»). Взрослый обращается к ребенку: «Посмотри, какой у меня грузовичок. Его можно собирать и разбирать». Взрослый разбирает игрушку и говорит ребенку: «Чтобы он смог сноваездить, его нужно правильно собрать. Попробуй сам его собрать».
Проба 2. «Конструктор». Взрослый выкладывает на стол набор кубиков из конструктора «Лего» и обращается к ребенку: «Это особые кубики, их можно соединить, и они будут крепко держаться».
Взрослый показывает ребенку, как соединяются детали. «Изэтих кубиков можно построить все, что захочется. Построй мне, пожалуйста, домик». Образец в этой пробе не предусмотрен. Если ребенок хочет построить что-то другое, взрослый соглашается с ним. Главное, чтобы взрослый мог проследить, насколько ребенок стремится воплотить замысел.
Поведение ребенка в каждой пробе регистрируется в протоколе в графе «Действия по образцу».
Параметры
Показатели параметров
Критерии оценки показателей
Баллы
Виды действий с предметами
Ориентировочно-исследовательские и манипулятивные действия
Отсутствуют: ребенок игнорирует предметы.
Использует редко: ребенок некоторое время смотрит на предмет, трогает, затем оставляет, переводит взгляд, не пытается выяснить назначение предмета или совершить с ним какое-либо действие.
Использует часто: ребенок активно обследует предмет, совершает разнообразные манипуляции с ним.
Культурно-фиксированные действия
Отсутствуют: ребенок не действует с предметами в соответствии с их назначением.
Использует редко: ребенок совершает одно-два действия данного вида, предпочитает манипулятивные действия.
Используются часто: ребенок совершает много различных культурно-фиксированных действий.
Познавательная активность
Эмоциональная вовлеченность в деятельность
Отсутствует: ребенок не обращает внимания на предметы или безразлично смотрит на них, не предпринимает никаких действий с ними; выражает недовольство, отталкивает, разбрасывает предметы.
Слабая: ребенок эпизодически проявляет интерес к предметам, часто отвлекается; проявляет интерес или положительные эмоции, но действует с опаской или робко.
Высокая: ребенок проявляет выраженный интерес к предметам, полностью поглощен деятельностью, действует сосредоточенно, длительно сохраняет интерес; выражает яркие положительные эмоции.
Настойчивость в деятельности
Отсутствует: ребенок не проявляет настойчивости, после первой же неудачи прекращает деятельность.
Слабовыраженная: ребенок совершает 2—3 попытки решить задачу и теряет интерес к ней.
Ярко выраженная: ребенок совершает многократные попытки решения задачи.
Стремление к самостоятельности
Отсутствует: ребенок не стремится действовать самостоятельно, сразу же обращается за помощью ко взрослому или пассивно ожидает помощи.
Слабое: ребенок пытается действовать самостоятельно, но после первой же неудачи обращается ко взрослому.
Среднее: ребенок не обращается за помощью, а предложенную помощь принимает неохотно либо обращается за помощью, но тут же отказывается от нее, пытаясь действовать самостоятельно.
Выраженное: ребенок не обращается за помощью и отказывается от помощи, предложенной взрослым, предпочитает действовать самостоятельно.
Включенность ПД в общение со взрослым
Стремление воспроизводить образец действия
Отсутствует: ребенок игнорирует образец правильного действия, предпочитает действовать по-своему.
Слабое: ребенок делает попытку воспроизвести образец, но в целом действует по-своему.
Среднее: ребенок делает несколько попыток воспроизвести образец, но не доводит правильное действие до конца.
Сильное: ребенок не прекращает попыток, пока не воспроизведет образец.
Ориентация на оценку взрослого
Отсутствует: ребенок не ориентируется на оценку взрослого.
Слабая выраженность: ребенок радуется поощрениям и огорчается в ответ на порицание взрослого, но не корректирует действий под влиянием оценки.
Средняя выраженность: ребенок ищет оценку взрослого, но не всегда учитывает ее в своих действиях.
Высокая выраженность: ребенок настойчиво добивается оценки взрослого и учитывает ее в своих действиях.
Речевое сопровождение деятельности
Отсутствует: ребенок не сопровождает действия речью.
Слабое: ребенок редко пользуется речью.
Выраженное: ребенок активно пользуется речью.
Целенаправленность
Отсутствует: ребенок не стремится достигнуть правильного результата.
Слабовыраженная: ребенок предпринимает попытки достичь правильного результата, но быстро теряет цель.
Ярко выраженная: ребенок упорно пытается добиться правильного результата, варьируя способы действия.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление