Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Описание диагностических ситуаций. Диагностика развития процессуальной игры (третий год жизни)




Подпись

Рекомендации

ПРИЛОЖЕНИЕ 11.

Диагностика развития процессуальной игры (третий год жизни)

Третий год жизни — время расцвета процессуальной игры детей. Процессуальной игрой называются действия с игрушками, имитирующими людей, животных, реальные предметы, с помощью которых ребенок в условном плане воспроизводит знакомые ему по опыту действия взрослых или ситуации, почерпнутые из стихов, песен, мультфильмов и др. (например, готовит куклам еду, кормит, купает их, катает на машинке, стирает белье, строит из кубиков домик). Процессуальная игра — необходимый этап в возникновении сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте.

Ситуация 1. «Индивидуальная игра»

Цель: определение уровня самостоятельной процессуальной игры ребенка.

Организация предметной среды «Уход за куклой». На маленьком детском столике располагаются атрибуты игры, соответствующие сюжету.

Игровой материал:

• реалистические игрушки: 1—2 персонажа игры (небольшая кукла в платье, шапочке, туфельках; собачка или медвежонок); набор посуды (2 тарелки, чашка, кастрюлька, ложка, вилка, нож); предметы туалета (зубная щетка, расческа, зеркальце, ванночка); кроватка.

• неоформленный материал, который может быть использован в качестве предметов-заместителей: несколько кубиков разных цветов, палочка, шарик, отдельные детали конструкторов или мозаик разной формы (квадратной, прямоугольной, круг, колечко), кусочек ткани, катушка, несколько больших пуговиц.

Процедура проведения диагностической пробы. Проба проводится в знакомом ребенку помещении. Взрослый присаживается рядом с малышом, показывает ему игрушки, вместе с ним разглядывает, называет их, давая ребенку возможность освоиться в ситуации. Иногда ребенок не сразу начинает процессуальную игру. Возможно, ему необходимо время, для того чтобы рассмотреть игрушки, поманипулировать ими. Убедившись, что ребенок чувствует себя комфортно, взрослый предлагает ему поиграть с игрушками, а сам располагается неподалеку от него таким образом, чтобы не мешать малышу играть, но иметь возможность наблюдать за его действиями и присоединиться к ним в случае необходимости.

Показатели игры фиксируются в течение 10 минут с начала первого игрового действия. Если в течение минуты ребенок не начинает играть, а ограничивается манипуляциями, взрослый может задать 1—2 наводящих вопроса, стимулирующих игру ребенка. Например, его можно спросить, есть ли в чашечке чай, или сказать, что кукла (мишка, собачка) хочет кушать и просит, чтобы ее покормили. Разво­рачивающаяся после таких подсказок игра может оцениваться как самостоятельная. Если же ребенок не реагирует на наводящие вопро­сы, продолжает манипулировать игрушками, взрослый переходит к следующей пробе. В случае, когда малыш сразу же вовлекает взрослого в процессуальную игру, взрослый также меняет порядок проб и начинает диагностику с ситуации «Совместная игра».

Ситуация 2. «Совместная игра»

Цели: определение уровня совместной игры ребенка со взрослым выявление зоны ближайшего развития игры.

Организация предметной среды и игровой материал — те же.

Процедура проведения диагностической пробы. Взрослый присаживается рядом с ребенком и, обращаясь к кукле, спрашивает, не хочет ли она покушать. Ответив от ее лица, что она проголодалась, взрослый предлагает ребенку вместе с ним покормить куклу. Получив его согласие, взрослый начинает играть, стараясь вовлечь ребенка в совместное занятие, задавая наводящие вопросы, предлагая варианты игры обращаясь к малышу от имени куклы и т.д.

Случается, что ребенок не использует в игре предметы-заместители, ограничиваясь игрой с реалистическими игрушками. Для диагностики игры важно выяснить, способен ли ребенок совершать действия замещения. В этом случае взрослому следует наводящими вопросами стимулировать их поиск. Например, он может разыграть такую сценку. Обращаясь к кукле, он говорит: «Лялечка, ты хочешь конфетку?» Затем берет руку куклы и протягивает ее ребенку со словами: «Да, очень люблю конфеты, дай мне, пожалуйста, конфетку». Взрослый озабоченно разглядывает стол, перебирает возможные предметы-заместители и приговаривает: «Где же у нас конфетка?» Затем обращается к ребенку: «Ваня, давай найдем конфетку для Лялечки. Что может быть конфеткой?» Как правило, ребенок охотно присоединяется к поиску и сам или с помощью взрослого находит подходящий предмет. После этого нужно покормить «конфеткой» куклу, изобразить ее удовольствие и поблагодарить ребенка.

Если ребенок играет молча, может возникнуть проблема с интерпретацией тех или иных действий. Это относится прежде всего к использованию предметов-заместителей. Например, если малыш накрывает тарелкой лежащую на столе куклу, это может быть как случайной манипуляцией, так и замещением (тарелка может служить одеялом) В таких случаях взрослый должен поинтересоваться у ребенка, что он делает. Вопрос следует задавать в косвенной форме. Например, если малыш только тем и занят, что режет ножом пластмассовые детали конструктора, не следует спрашивать у него: «Что ты сейчас делаешь? Лучше обратиться к ребенку таким образом: «Ты что-то режешь ножом, наверное, готовишь еду для куклы? Ей интересно, что же ты готовишь». Ответ ребенка поможет понять, какого рода действие он совершает. Если он скажет, что режет, к примеру, морковку, его действие соответствует параметру «использование предметов-заместителей». В данном случае не важно, что взрослый своим вопросом, возможно, подтолкнул ребенка к более четкому осознанию действия, главное, что ребенок понял и принял вопрос. Если же он не знает, что ответить, или говорит, что режет кубик, то данное действие не учитывается в качестве замещающего. Однако подобные вопросы не следует задавать слишком часто, чтобы не отвлекать ребенка, не нарушать его свободную игру. В процессе игры взрослый не должен полностью брать инициативу в свои руки, ему следует оставлять ребенку возможность действовать самостоятельно, наблюдая при этом, использует ли он полученный опыт в своей игре.

Вторая проба длится также 10 минут. Данные наблюдения вносятся в протокол, форма которого приведена ниже.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 790; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.