Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Девичье царство. 3 страница




 

[31]28 Гальковский H. М. Боpьба хpистианства…, т. I, с. 153.

 

[32]29 Niederle L. Slovanske Starozitnosti, s. 69.

 

[33]30 Hесмотpя на то что пеpвая pабота о pожаницах появилась ещё в 1855 г. (Сpезневский И. И. Рожаницы y славян и дpyгих языческих наpодов. СПб., 1855), во многих последyющих общих тpyдах им и Родy yделено всего по несколькy стpок (см.: Фаминцын А. С. Божества дpевних славян. СПб., 1884, с. 36). Пpиведена цитата о Роде и pожаницах без пояснений. Рода нет в числе pассматpиваемых божеств.

 

[34]31 Тексты пpоpоков с толкованиями в pyкописи 1047 г. попа Упыpя Лихого (Владимиpов. Поyчения…, с. 319). Паpемейник 1271 г. Поyчение пpоpока Исайи. (Сpезневский И. И. Матеpиалы для словаpя дpевнеpyсского языка. М., 1958, т. III, стлб. 141).

 

[35]32 Рыбаков Б. Л. Космогония и мифология земледельцев энеолита, – СА, 1965, № 1, с. 28, 29. Под влиянием дальнейших изысканий мой взгляд на pожаниц в настоящее вpемя изменился.

 

[36]33 Гальковский H. М. Боpьба хpистианства…, т. I, с. 160, 165, 166.

 

[37]34 См. гл. 4 этой книги.

 

[38]35 Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. СПб., 1903, с. 500.

 

[39]36 Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила, с.500.

 

[40]37 Рыбаков Б. А. Святовит‑Род. – In: Liber Josepho Kostrzewski octogenario a veneratoribus dicatus. Warszjwa, 1968, s. 390 – 394.

 

[41]38 Гальковский Н. М. Борьба христианства…, т. II, с. 97‑98.

 

[42]39 А. Ф. Лосев доводит анимизм («век страшилищ и чудовищ», т.е. упырей) до матриархального мотыжного земледелия, т. е. до неолита. См.: Лосев А. Ф. Античная мифология в её историческом развитии. М., 1957, с. 47.

 

[43]40 Рыбаков Б. А. Космогония и мифология… – СА, 1965, № 1 и 2.

 

[44]41 Гальковский Н. М. Борьба христианства…, т. II, с. 20.

 

[45]42 Аничков Е. В. Язычество и древняя Русь, с. 146, 232.

 

[46]43 О «Хожении» Даниила см.: Глушакова Ю. Л. О путешествии игумена Даниила в Палестину. – В кн.: Проблемы общественно‑политической истории России и славянских стран. М., 1963, с. 82.

 

[47]44 Рыбаков Б. А. Древняя Русь. М., 1963, с. 119 и 281.

 

[48]45 Рыбаков Б. А. Русские датированные надписи XI – XIV вв. М., 1964, с. 22, табл. XXII.

 

[49]46 Лаврентьевская летопись. СПб., 1897, с. 276.

 

[50]47 И надпись 1114 г., и «Слово об идолах» содержат мягкую форму глаголов: «кладуть», «ставять» («Слово»); «погаснеть», «стаеть» (граффито).

 

[51]48 В летописной повести 1111 г. о походе русских князей на Шарукань главным христианским персонажем, с которым соотносятся действия князей, является пророк Даниил, вдохновляющий воинство; ему в повести отведено весьма почетное место.

 

[52]49 Рыбаков Б. А. Древняя Русь, с. 281.

 

[53]50 Григорьев А. Д. Архангельские былины и исторические песни, собранные в 1899 – 1901 гг. СПб., 1910, т. III, с. 46, 202, 474 – 475. Былина «Данило Игнатьевич». К сожалению, исследователи совершенно не коснулись этой интереснейшей былины. В. Я. Пропп в своем объемистом труде «Русский героический эпос» (Л., 1955; Л., 1958) даже не упомянул её в основном тексте. См.: Рыбаков В. А. Древняя Русь, с. 115 – 124.

 

[54]51 Григорьев А. Д. Архангельские былины…, с. 202.

 

[55]52 Рыбаков Б. А. Древняя Русь, с. 119.

 

[56]53 Рыбаков Б. А. Русские системы мер длины XI‑XV вв.: (Из истории народных знаний). – СЭ, 1949, № 1.

 

[57]1 Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов. М., 1865 – 1869. Т. 1 – 3. Moszynski К. Kultura ludowa Slowian. Krakow, 1934, cz. II, zesz. 1; Niederle L. Slovanske Starozitnosti. Praha, 1916, t. II, вып. 1; Токарев С. А. Религиозные верования восточнославянских народов XIX – начала XX в. М., 1957; Иванов В.В., Топоров В. Н. Исследования в области славянских древностей. Лексические и фразеологические вопросы реконструкции текстов. М., 1974.

 

[58]2 Cieszewski S. Ognisko. S. 1., 1903; Харутна В. К вопросу о почитании огня. – Этнографическое обозрение, 1906, т. 18; Тго)анови П. С. Ватра у обиЬадима и животу српског народа. 1930.

 

[59]3 Moszynski К. Kultura ludowa Slowian, s. 501.

 

[60]4 Майков Л. Великорусские заклинания. СПб., 1869, с. 514.

 

[61]5 Moszynski К. Kultura ludowa Slowian, s. 502.

 

[62]6 Сержпутовский А. Очерки Белоруссии. Добывание огня. – Живая старина, 1909, кн. 69, с. 40 – 41.

 

[63]7 Токарев С. А. Религиозные верования…, с. 70.

 

[64]8 Гальковский Н. М. Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси, т. П. – Зап. Моск. археолог, ин‑та. М., 1913, т. XVIII, с. 15; 60.

 

[65]9 Гальковский Н. М. Борьба христианства…, т. II, с. 5, 6.

 

[66]10 Moszynski К. Kultura ludowa Slowian, § 555, s. 682.

 

[67]11 Сумцов Н. Ф. Хлеб в обрядах и песнях. Харьков, 1885. К языческой старине восходят куличи, блины, «жаворонки».

 

[68]12 Гальковский Н. М. Борьба христианства…, т. II, с. 40.

 

[69]13 См.: Abramowicz Andrzij. Przedmioty ozdobne z grodziska Leczyckiego. – Studia Wczesnosredniowieszne, t. III, tab. 143.

 

[70]14 Гальковский Н. М. Борьба христианства…, т. II, с. 78‑83.

 

[71]15 И. Срезневский сближает слова «писати» («пъсати») и «пъстрый» – украшенный узорами, вышитый. См.: Материалы для словаря древнерусского языка. М., 1958, т. II, стлб. 1776‑1777.

 

[72]16 L'art rustique en Russie. Paris, 1912, fig. 81.

 

[73]17 Городцов В. А. Дако‑сарматские религиозные элементы в русском народном творчестве. – Тр. ГИМ, 1926, т. I; Рыбаков Б. А. Древние элементы в русском народном творчестве. – СЭ, 1948, № 1; Амброз А. К. О символике русской крестьянской вышивки архаического типа. – СА, 1966, № 1; Богуславская И. Я. Русская народная вышивка. М., 1972; Работнова И. П. Композиция северных русских вышивок. – Тр. НИИХП. М., 1973, № 7.

 

[74]18 «Слово об идолах» впервые было привлечено мною к анализу вышитых изображений в 1948 г., но сделано это было бегло, без анализа сущности культа богини света, «святой недели». См.: Древние элементы в русском народном творчестве. – СЭ, 1948, № 1, с. 104.

 

[75]19 Безсонов Петр. Белорусские песни. М., 1871, с. 81 – 82.

 

[примеч] 17 Гальковский H. М. Боpьба хpистианства…, т. II, с. 59 и 41.

 

[76]20 Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. СПб., 1903, с. 90.

 

[77]21 Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1946.

 

[78]22 Материалы собраны мною и сотрудниками археологической экспедиции во Вщиже в 1940, 1948, 1949 гг. Коллекции поступили в Музей народного искусства.

 

[79]23 Сведения письменно сообщены мне покойным В. В. Богдановым.

 

[80]24 Русское декоративное искусство. М., 1965, т. III, рис. 199, 204, 205, 214; Українське народне декоративне мистецтво. Київ, 1956, табл. XXXIV, LXX, LXXII, LXXIII; Рязанская народная вышивка. Л., 1959, табл. 9, рис. 2; табл. 13, рис. 2; Kurrik Helmi. Eesti rahvaroivad. Tartu, 1938, табл. IV, XVI, XVII, XIX; Белицер В. Н. Очерки по этнографии народов Коми. М., 1958, рис. 142; Она же. Народная одежда удмуртов. М., 1951, рис. 60; Маслова Г. С. Народный орнамент верхневолжских карелов. М., 1951, табл. XXX, XXXVII, XLIII; Лебедева Н. И. Народный быт в верховьях Десны и верховьях Оки. М., 1927, с. 82, рис. 64в, 69; Крюкова Т. А. Марийская вышивка. Л., 1951, табл. XXVI, XXIX; Orlov S. Р. Hry a pisne deti slovanskych. Praha, 1928; Hank Vilem. Variace a desymetrisace, 1949, fig. 26; Slovenske ludove umenie. Bratislava, 1954, I – II, N 358/113; Moszynski K. Kultura ludowa Slowian. Krakow, 1939, cz. II, вып. 2, s. 909, fig. 134‑136.

 

[81]25 Тарановская Н.В., Мальцев Н. В. Русские прялки. Л., 1970, табл. 51; Рыбаков Б. А. Макрокосм в микрокосме народного искусства. – Декоративное искусство, 1975, № 1 и 3.

 

[82]26 Рыбаков Б. А. Прикладное искусство и скульптура. – В кн.: История культуры древней Руси. М., 1951, т. II, с. 405, рис. 195.

 

[83]27 Рыбаков В. А. Прикладное искусство и скульптура, с. 428‑429, рис. 211 – 2; Он же. Древности Чернигова. – МИА, 1949, № 11, с. 56, рис. 24.

 

[84]28 Рыбаков Б. А. Славянский весенний праздник. – В кн.: Новое в археологии. М., 1965, с. 254, рис. 1.

 

[85]29 Histoire generate de l'art. Paris, 1950, p. 194; Блаватский В. Д. История античной расписной керамики. М., 1953, с. 64, 86, 97.

 

[86]30 Васиh Милоjе. Кличевачка некропола. – Старинар. Новая серия, Белград, 1955, т. III – IV, с. 6, рис. 5 и 6.

 

[87]31 Вязьмiтiна М. Г. Золота Балка. Кшв, 1962, с. 209, рис. 86.

 

[88]32 Бибиков С. Н. Культовые женские изображения раннеземледельческих племен юго‑восточной Европы. – СА, 1951, XV, с. 135.

 

[89]33 Рыбаков В. А. Космогония и мифология земледельцев энеолита. – СА, 1965, № 1, с. 28, 29, 31, рис. 7 и 8, 13.

 

[90]34 Пассек Т. С. Периодизация трипольских поселений (III – II тысячелетия до н. э.). – МИА, 1949, 16, с. 82 – 83, рис. 38а.

 

[91]35 Амброз А. К. Раннеземледельческий культовый символ («ромб с крючками»). – СА, 1965, № 3, с. 11, 22. В сводной таблице на рис.2 А. К. Амброз дал 76 вариантов «ромба с крючками», но некоторая часть знаков сюда включена, на мой взгляд, без убедительных аргументов. Признание ромбо‑точечной композиции идеограммой засеянного поля А. К. Амброз не сопроводил ссылкой на мои более ранние работы и доклады, где обосновывается этот тезис. См.: Рыбаков Б. А. Семантика трипольского орнамента: Тезисы докладов первого симпозиума по археологии и этнографии Юго‑Запада СССР. Кишинев, 1964, с. 11 – 13; Он же. Отражение земледельческого мировоззрения в искусстве трипольской культуры. – Вестник АН СССР, 1964, № 7, с.51 – 52; Он же. Орнамент – мудрость тысячелетий. – Советская культура, 1964, 9 мая.

 

[92]38 Гургула И. В. Народне мистецтво захiдних областей України. Київ, 1966. (Вклейка на с. 64.)

 

[93]37 Анализ композиции с двумя небесными оленями привел к такому широкому комплексу архаичных космогонических представлений, что послужил основой специального доклада, прочитанного мною на Ученом совете Ин‑та археологии АН СССР 4 июня 1968 г.

 

[94]38 Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. М., 1865, т. I, с. 535. Афанасьевым приведено много русских обычаев и поверий, связанных с красными и желтыми яйцами. Все они входят в систему магии плодородия (см. с. 536 – 538). Весенние игры с крашеными яйцами совершенно не связаны с христианством, так как они зафиксированы у иранцев‑мусульман (Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян…, с. 537, примеч. 1).

 

[95]39 Калевала. М.; Л., 1933, с. 5, 6.

 

[96]40 Анисимов А. Ф. Космологические представления народов Севера. М.; Л., 1959, с. 11‑15.

 

[97]41 Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян… М., 1868, т. II, с. 255, 256.

 

[98]42 Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян…, т. II, с. 256, со ссылкой на Новгородский сборник 1865 г.

 

[99]43 Шаповалова Г. Г. Севернорусская легенда об олене. – В кн.: Фольклор и этнография русского Севера. Л., 1973, с. 209 – 223.

Попутно следует исправить одну ошибку автора этой интересной статьи: ссылаясь на «Слово об идолах», Г. Г. Шаповалова неверно перевела фразу «извыкоша елени класти требы», где слово «елени», обозначающее эллинов, она поняла в смысле «олени»: «Возможно, что принесение в жертву одного оленя и восходит к эллинским обрядам» (с. 219).

 

[100]44 Шаповалова Г.Г. Севернорусская легенда об олене, с. 210, 211.

 

[101]45 Шаповалова Г.Г. Севернорусская легенда об олене, с. 214.

 

[102]51 Талицкая И. А. Материалы к археологической карте бассейна Камы. – МИ А, 1962, № 27; Смирнов А. П. Очерки древней и средневековой истории народов Среднего Поволжья и Прикамья. – МИА, 1952, № 28.

 

[103]52 Рыбаков Б. А. Макрокосм в микрокосме народного искусства. – Декоративное искусство, 1975, № 1, с. 30 – 33 и 53; № 3, с. 38 – 43. Эта статья перепечатана на русском, французском, английском и испанском языках в сборнике «Общественные науки» за 1976 г. (с. 101 – 119).

 

[104]53 Грибова Л. С. Пермский звериный стиль. М., 1975.

 

[105]54 Грибова Л. С. Пермский звериный стиль, с. 115.

 

[106]55 Грибова Л. С. Пермский звериный стиль, 115.

 

[107]56 Грибова Л. С. Пермский звериный стиль, с. 12 – 15.

 

[108]57 Рыбаков Б. А. Космогоническая символика «чудских» шаманских бляшек и русских вышивок. – Тр. советско‑финского археологического симпозиума. Л., 1979.

 

[109]58 АнисимовА.Ф. Космологические представления…, с. 11.

 

[110]59 Анисимов А. Ф. Космологические представления…, с. 52‑53.

 

[111]60 Анисимов А. Ф. Космологические представления…, с. 15‑19.

 

[112]61 Окладников А. П. Олень Золотые рога. М.‑Л., 1964, с. 59‑60.

 

[113]62 Анисимов А. Ф. Космологические представления…, с. 21‑22.

 

[114]63 Анисимов А. Ф. Космологические представления…, с. 28 – 29.

 

[115]64 Анисимов А. Ф. Космологические представления…, с. 49 – 50; Попов А. А. Тавгийцы. Материалы по этнографии авамских и вадеевских самоедов. М.; Л., 1936, с. 84 и след.

 

[116]65 См., например: История искусства народов СССР. Искусство первобытного общества н древнейших государств на территории СССР. М., 1971, т. I, с. 65, рис. 68. Автор этого раздела, Н. Н. Турина, ошибочно считает, что здесь изображен лось‑самец: отсутствие рогов при тщательно выделанной гриве не может быть объяснено неумением скульптора. Резчиком было задумано и великолепно выполнено изображение взрослой гривастой лосихи. Н. Н. Турина датирует могильник неолитическим временем – IV – III тысячелетиями до н. э. А. Я. Брюсов относит Оленеостровский могильник к мезолиту, датируя его V тысячелетием до н. э. (СА. 1968, № 4).

 

[117]66 Турина II. Н. Оленеостровский могильник. – МИА, 1956, № 47. Общий план – на рис. 9; погребения № 55, 56, 57 – рис. 27; погребения № 152, 153 – рис. 76; стержни с мордами лосих – рис. ИЗ, 114, 129, 130.

 

[118]67 Гурина Н. Н. Оленеостровский могильник, с. 202, 204.

 

[119]68 Гурина Н. Н. Оленеостровский могильник. – МИА, 1953, № 39, с. 375; История искусства народов СССР. М., 1963, рис. 26.

 

[120]69 Римантене Р. К. Художественные изделия стоянки Швянтойи 3. – В кн.: Памятники древнейшей истории Евразии. М., 1975, с. 139, рис. 1.

 

[121]70 Спицын А. А. Шаманские изображения, рис. 94, 95, 102, 106 – 108, 111, 113, 117, 118‑121, 123, 124, 126, 127, 129, 130, 132‑143, 149, 155, 156, 158 – 161, 163, 165‑170, 172‑176, 178 – 197, 199, 202, 203.

 

[122]71 Гурина Н. Н. Оленеостровский могильник, с. 193, рис. 107.

 

[123]72 Анисимов А. Ф. Космологические представления…, с. 49.

 

[124]73 Розенфельдт Р. Л. Забытая коллекция бронзовых антропоморфных изображений. – СА, 1974, № 3, с. 190 – 195, рис. 1 – 5. Автор датирует их VIII в. н. э.

 

[125]74 По альбому А. А. Спицына, рис. 95, 125, 157 – 161, 163 – 165, 167 – 170, 172, 173, 175 – 182, 184 – 187, 189 – 204, 215.

 

[126]75 Спицын А. А. Шаманские изображения, рис. 198.

 

[127]76 Анисимов А. Ф. Космологические представления…, с. 52.

 

[128]77 По альбому А. А. Спицына, рис. 113 – 123, 125 – 136, 139 – 143, 146, 147, 149, 150, 153, 155, 158 – 161, 163 – 173, 175 – 182, 184 – 196, 199 – 202.

 

[129]78 Грибова Л. С. Пермский звериный стиль, табл. II, рис. 3.

 

[130]79 Leroi‑Gourhan A. Prehistoire do l'art occidental. Paris, 1965, p. 308‑309, tab. 57.

 

[131]80 Гурина H. H. Оленеостровский могильник, с. 302.

 

[132]81 Косарев М. Ф. Древние культуры Томско‑Нарымского Приобья. М., 1974, с. 144‑146, рис. 44‑46; Кулапская культура датируется автором V в. до н. э. – IV в. н. э., т. е. скифо‑сарматским временем.

 

[133]82 Grbic Miodrag. A Neolithic Statuette from Becej in Banat. – Archaeologia Jugoslavica. Belgrad, 1954, 1, c. 16‑27, fig. 1‑4.

 

[134]83 Рыбаков Б. А. Космогония и мифология…, с. 28, рис. 3.

 

[135]84 Рыбаков Б. А. Космогония и мифология…, с. 14, рис. 26.

 

[136]85 Черныш Е. К. Ранньотрипiльске поселення Ленкiвцi на Середньому Днiстрi. Київ, 1959, с. 24‑27, рис. 16‑18.

 

[137]86 Рыбаков Б. А. Макрокосм в микрокосме народного искусства.

 

[138]87 Богуславская И. Я. О трансформации орнаментальных мотивов, связанных с древней мифологией, в русской народной вышивке. – В кн.: Тезисы докладов VII Международного конгресса антропологических и этнографических наук. М., 1964, с. 8; см. также: Фалеева В. А. Русская народная вышивка (древнейший тип). Л., 1949.

 

[139]88 Городцое В. А. Дако‑сарматские религиозные элементы…

 

[140]89 Амброз А. К. О символике русской крестьянской вышивки…, с. 74, рис. 8.

 

[141]90 Громов Г. Г., Деопик Д. В., Плющев В. И. Применение методов количественного анализа орнаментальных образов русской народной вышивки. – Вестник МГУ, 1971, № 4. Выражаю благодарность Г. Г. Громову, предоставившему в мое распоряжение фотографии всех вышивок (см. главу «Русские вышивки и мифология»).

 

[142]91 Громов Г.Г., Деопик Д. В., Плющев В. И. Применение методов количественного анализа…, с. 90 и 96.

 

[143]92 Маслова Г. С. Орнамент русской народной вышивки. М., 1978, с. 70.

 

[144]93 Богуславская И. Я. О двух произведениях средневекового народного шитья. – В кн.: Русское народное искусство Севера. Л., 1968, с. 91 – 106, рис. на с. 92, 95 и 97.

 

[145]94 Кроме Севера, встречаются в Калужской, Полтавской областях. См., например: Калужская народная вышивка. М., 1955, табл. 9.

 

[146]95 Маслова Г. С. Народный орнамент верхневолжских карелов, табл. LVII, рис. 4; табл. XLIII, рис. 1.

 

[147]96 Богуславская И. Я. Русская народная вышивка, рис. 11. К этой композиции придется вернуться в дальнейшем.

 

[148]97 Кожевникова Л. А. Особенности народного узорного ткачества некоторых районов Севера. – В кн.: Русское народное искусство Севера. Л., 1968, с. 112 – 113 (ткань из Великого Устюга); Динцес Л. А. Изображение змееборца в русском народном шитье. – СЭ, 1948, № 4, с. 45, рис. 10.

 

[149]98 Работнова И. П. Финно‑угорские элементы в орнаменте севернорусских вышивки и тканья. – В кн.: Русское народное искусство Севера, с. 89, рис. 1 и 2.

 

[150]99 Маслова Г. С. Народный орнамент…, табл. XV, рис. 1; табл. XVII, рис. 1; табл. XVIII, рис. 2. В русской вышивке очень част мотив «елочек», которые изображались точь‑в‑точь как оленьи рога и вышивались не вертикально, как следовало бы ставить растения, а всегда косо, раскинутыми попарно в стороны, как и должны быть оленьи рога. См. оленьи рога «елочкой»: Калужская народная вышивка рис. 9, и указанные работы В. А. Городцова и Г. С. Масловой.

 

[151]100 Материалы по этнографии России. М., 1911. Вып. VI.

 

[152]101 Жуковская В. И. Вышивка тверских карел. – В кн.: Из культурного наследия народов России. Л., 1972, с. 187, рис. 3.

 

[153]102 Мещанинов И. И. О применении лингвистического материала при исследовании вещественных памятников. – Сообщ. ГА11МК, 1932, № 1/2, с. 6 – 12.

 

[154]103 Городцов В.А. Дако‑сарматские религиозные элементы…, рис.3. Хранится в ГИМе, № 42345. Рисунок Городцова неточен.

 

[155]104 Попутно следует высказать соображение о разной степени сохранности архаических элементов на функционально различных предметах с вышпнкой. Из сопоставления их выявляется, что наибольшее число архаичных черт встречается не на полотенцах, а на подзорах для кроватей. Это может быть объяснено тем, что вышитые полотенца очень часто украшали божницы и находились п непосредственном соседстве с иконами, что должно было в известной мере предостерегать от языческих излишеств, от чрезмерной мифологической откровенности.

 

[156]105 L'art rustique en Russie, N 81.

 

[157]106 Центральноевропейские материалы дают нам некоторые данные для датировки этой переходной стадии применительно к более развитым районам, чем олонецко‑архангельский Север. Знаменитая «солнечная колесница» из Юденбурга (гальштатская эпоха) содержит сцену жертвоприношения священных оленей: в центре стоит огромная женская фигура, поддерживающая над головой плоскую чашу (может быть, для огня, символизирующего солнце?). У ног богини, по сторонам её – два вооруженных всадника. Эта часть сложной скульптурной композиции почти полностью совпадает с нашими вышивками, но на переднем плане юденбургской колесницы есть существенное дополнение: олень, которого двое мужчин держат за ветвистые рога, а третий мужчина, очевидно главный жрец, заносит топор над головой обреченного в жертву оленя.

 

[158]107 Шаповалова Г. Г. Севернорусская легенда об олене, с. 214; Шереметев П. Зимняя поездка в Белозерский край. М., 1902, с. 136 – 137.

 

[159]108 Соколов Б. М. и Соколов Ю. М. Сказки и песни Белозерского края. М., 1915, с. XI – XII.

 

[160]109 Городцов В.А. Дако‑сарматские религиозные элементы…, рис. 16, с. 12 ц 14. Хранится в ГИМе, N 46721‑С‑406. Прорись Городцова очень неточна: олени превращены в коней. В коллекциях ГИМа это не единственная обрядовая ширинка с оленями.

 

[161]110 См., например: Народы Африки. М.; Л., 1954, с. 148, 237, 270, 382, 511, 641; Народы Передней Азии. М.; Л., 1957, с. 322, 340, 526; Народы Восточной Азии. М.; Л., 1965, с. 447, 488; Народы Юго‑Восточной Азии. М., 1966, с. 100, 142, 221, 592, 786.

 

[162]111 Амброз А. К. Раннеземледельческий культовый символ…, с. 14‑27.

 

[163]112 Бибикова В. И. О происхождении мезинского палеолитического орнамента. – СА, 1965, № 1, с. 3‑8; Бiбiкова В. I. Про джерела геометричного стилю в палеолiтичному мистецтвi Схiдної Европи. – В кн.: Sbornik Narodniho Muzea v Praze, 1966. t. XX, вып. 1/2, s. 7‑15.

 

[164]113 Рыбаков Б. А. Происхождение и семантика ромбического орнамента. – В кн.: Сб. тр. Науч.‑исслед. ин‑та художественной промышленности. М., 1972, вып. 5, с. 127 – 134, рис. на с. 130.

 

[165]114 Stocky Albin. Pravek zeme ceske. Praha, 1926, t. IX, fig. 4; t. XXII, fig. 12, 24; t. XXI, fig. 19; Piggot Stuart. Ancient Europe from the beginnings of Agriculture to Classical Antiquity. Edinburgh, 1965; Dumitrescu Vladimir, L'art neolithique en Roumanie. Bucurest, 1968, tab. 9, 13, 36, 38, 43, 59, 60; Pichlerowa Magda. Nove Kosariska. Kniezacie mohyly zo starsej doby zeleznej. Bratislava, 1969, tabl. II, VII, XII, XXVI, XXVII, XXVIII, XXIX, XXXV; Comsa Eugen. Istoria communitatilor culturii Boian. Bucuresti 1974. fig. 74‑8; 76‑5; 67, 68.

 

[166]115 См., например, публикацию известной костяной статуэтки из Брассампуи (Франция, Ланды). L'homme avant l'ecriture. Paris, 1959.

 

[167]116 Piggot Stuart. Ancient Europe…, fig. 17, N 6 и 7.

 

[168]117 Рыбаков Б. А. Происхождение и семантика…, рис. на с. 129.

 

[169]118 Для поздних стадий бытования ромбо‑меандрового и зигзагового орнамента перевод его в пластику мог объясняться не только татуировкой на теле, но и наличием женской одежды с подобным орнаментом. См.: Comsa Eugen. Istoria.., fig. 67, 68, 172 old. В женской народной одежде ромбический орнамент сохраняется вплоть до XX в. Таковы, например, свадебные и «молодецкие» паневы южных великороссов.

 

[170]119 Амброз А. К. Раннеземледельческий культовый символ…

 

[171]120 Путеводитель по экспозиции Музея истории Азербайджана. Баку, 1958, с. 71.

 

[172]121 Отчет Археологической комиссии за 1899 г., с. 73 – 75. Раскопки Реслера. Курган № 3, гробница № 1. См. прорисовку: Рыбаков Б. А. Происхождение и семантика…, с. 132.

 

[173]122 Подобный «мальтийский крест» известен и у скифов. См.: Археологические исследования на Украине 1965 – 1966 гг., вып. 1, с. 105, рис. 7. Трахтемировское городище близ Переяславля‑Хмельницкого.

 

[174]123 Коллекции Львовского этнографического музея.

 

[175]1 Критическое рассмотрение обширной литературы вопроса дано в книгах В. Ф. Зыбковца (Дорелигиозная эпоха. К истории формирования общественного сознания. М., 1959) и С. А. Токарева (Ранние формы религии и их развитие. М., 1964). Первый автор построил свою работу по историческому принципу, второй – по классификационному. Оба они взаимно дополняют друг друга.

 

[176]2 Окладников А. П. Утро искусства. Л., 1967, с. 25.

 

[177]3 Васильев Б. А. Медвежий праздник. – СЭ, 1948, № 4, с. 79‑80

 

[178]4 Васильев В. А. Медвежий пpаздник, с. 94.

 

[179]5 Васильев Б. А. Медвежий пpаздник, с. 87 и 92.

 

[180]6 Калевала. М.; Л., 1933, с. 271.

 

[181]7 Ефименко П. П. Пеpвобытное общество. Л., 1938, с. 272‑277; Васильев В. А. Медвежий пpаздник, с. 83‑84.

В более позднее вpемя этногpафы пpизнали пpавомеpной связь медвежьих пpаздников с палеолитическими захоpонениями медведей. См.:Кpейнович Е. С. Медвежий пpаздник y кетов. – В кн.: Кетский сбоpник. Мифология. Этногpафия. Тексты. М., 1969.

 

[182]8 Столяp А. Д. «Hатypальное твоpчество» неандеpтальцев как основа генезиса искyсства. – В кн.: Пеpвобытное искyсство.Hовосибиpск, 1971, с. 118 – 164. Здесь дан подpобный анализ всей евpопейской и амеpиканской литеpатypы вопpоса, включая мнение А.Леpyа‑Гypана (с. 134).

 

[183]9 Столяp А. Д. «Hатypальное твоpчество» неандеpтальцев…, с.141.

 

[184]10 Столяp А. Д. «Hатypальное твоpчество» неандеpтальцев…, с. 148.

 

[185]11 Столяp А. Д. «Hатypальное твоpчество» неандеpтальцев…, с. 159, 160. О заpождении тотемических пpедставлений и веpы в обоpотничество, связанных с охотничьей маскиpовкой, см.: Семенов Ю.И. Как возникло человечество. М., 1966, с. 324 – 328, 339. О медвежьих пещеpах см. с. 414 – 427.

 

[186]12 Пеpедольский В. С. Hовгоpодские дpевности. Hовгоpод, 1898, с. 175.

 

[187]13 Кpайнев Д. А. Дpевнейшая истоpия Волго‑Окского междypечья. М., 1972, с. 142.

 

[188]14 Воpонин H. H. Медвежий кyльт в Веpхнем Поволжье в XI в. – МИА. Л., 1941, № 6. Повтоpно издано в связи с гибелью тиpажа во вpемя блокады Ленингpада в «Кpаеведческих записках Яpославско‑Ростовского истоpико‑аpхитектypного заповедника» (Яpославль, 1960, вып. IV). Цитиpyется по втоpомy изданию.

 

[189]15 Воpонин H. H. Медвежий кyльт…, с. 48 – 50.

 

[190]16 Воpонин H. H. Медвежий кyльт…, с. 58, 59.

 

[191]17 ПСРЛ, т. XVII, с. 235.

 

[192]18 Зеpнова А. Б. Матеpиалы по сельскохозяйственной магии в Дмитpовском кpае. – СЭ, 1932, № 3, с. 40‑49.

 

[193]19 Воpонин H. H. Медвежий кyльт…, с. 57.

 

[194]20 Hаpодные pyсские сказки. Из сбоpника А. H. Афанасьева. М., 1976, с. 67, 68 (№ 57).

 

[195]21 Hовиков H. В. Обpазы восточнославянской волшебной сказки. Л., 1974, с. 44.

 

[196]22 Hовиков H. В. Обpазы восточнославянской волшебной сказки, с. 46.

 

[197]23 Васильев Б. А. Медвежий пpаздник, с. 84.

 

[198]24 Hовиков H. В. Обpазы восточнославянской волшебной сказки, с. 46.

 

[199]25 Hовиков H. В. Обpазы восточнославянской волшебной сказки, с. 52, 53.

 

[200]26 Hовиков H. В. Обpазы восточнославянской волшебной сказки, с. 48, 49; Левченко М. Казки та оповiдання з Подiлля в записях 1850 – 1860 pp. Київ, 1928, вип. I – II, с. 472.

 

[201]27 Гypевич Ф. Д. Дpевние веpования наpодов Пpибалтики по данным «Хpоники Ливонии» Генpиха Латвийского. – СЭ, 1948, № 4, с. 77.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 404; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.