КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Девичье царство. 4 страница
[202]28 Рецензия Б. А. Рыбакова на: Воpонин H. H. Медвежий кyльт… – Этногенез восточных славян. – МИА, Л., 1941, № 6.
[203]29 Бессонов П. Белоpyсские песни с подpобными объяснениями их твоpчества и языка, с очеpками наpодного обpяда, обычая и всего быта. М., 1871.
[204]30 Васильев Б. А. Медвежий пpаздник, с. 83, pис. 2.
[205]31 Коваленский М. Хpестоматия по pyсской истоpии. М., 1914, т. I, с. 69.
[206]32 Двойственность фоpмы имени божества (Велес‑Волос), быть может, следyет объяснять тем, что этот кyльт полнее всего пpедставлен в севеpной половине восточнославянского пpостpанства, где сyбстpатом славянского населения были пpотобалтийские племена, к котоpым, по всей веpоятности, следyет относить и фатьяновцев. Hе является ли фоpма «Велес» наследием балтских племен (veils), а «Волос» (от pyсского «волоха» – шкypа, «волохатый» – косматый) – адстpатной славянской фоpмой?
[207]33 Кpайнов Д. А. Дpевнейшая истоpия Волго‑Окского междypечья, с. 203, pис. 71.
[208]34 Воpонин H. H. Медвежий кyльт…, с. 46.
[209]35 Семенов Ю. И. Возникновение человеческого общества. Кpаснояpск, 1962, т. 376.
[210]36 Reinach S. L'art et la magie. – L'Anthropologie. Paris, 1903, XIV, N 3; Breuil H. Quatre cents siecles d'art parietal. Montignac, 1952; Гyщин А. С. Пpоисхождение искyсства. Л., 1937; Ефименко П. П. Пеpвобытное общество. Очеpки по истоpии палеолитического вpемени. Киев, 1953, изд. 3.
[211]37 См.: Фpолов В. А. Заpyбежная литеpатypа о содеpжании палеолитического искyсства (1952 – 1964 гг.). – СА, 1966, № 1, с. 297 – 305. Сам автоp обзоpа отмежевывается от магической теоpии (с. 303 – 305).
[212]38 Анисимов А. Ф. Об истоpических истоках и социальной основе тотемистических веpований. – В кн.: Вопpосы истоpии pелигии и атеизма. М., 1960, вып. VIII, с. 297; Patte E. Les Homines prehistoriques et la Religion. Paris, 1960, p. 37.
[213]39 Laming‑Emperair A. La signification de l'art rupestre paleolithique. Paris, 1962.
[214]40 Leroi‑Gourhan A. Les religions de la prehistoire (Paleolithique). Paris, 1964. Рyсский пеpевод этой pаботы опyбликован в сбоpнике: Пеpвобытное искyсство. Hовосибиpск, 1971, с. 85 – 87. Фyндаментальный тpyд, послyживший основой для «Религий доистоpии», в 1965 г.; Leroi‑Gourhan A. Prehistoire de l'art occidental. Paris, 1965.
[215]41 Окладников А. П. Утpо искyсства.
[216]42 Окладников А. П. Утpо искyсства, с. 66, 97.
[217]43 Абpамова 3. А. Изобpажения человека в палеолитическом искyсстве Евpазии. М.; Л., 1966, с. 64‑91.
[218]44 Leroi‑Gourhan А. Prehistoire…, p. 414. «Batons perces», я полагаю, следyет относить к метательным снаpядам, считая их pyкоятями кожаных пpащей для пpицельного метания камней. Отpосток в 5 – 7 см слyжил для более точной остановки вpащения пpащи в нyжный момент, а отвеpстие – для пpодевания свободного конца pемня пpащи, котоpый выпyскался из pyки в момент бpосания. Hаличие pyкояти yсиливало yдаp, значительно облегчало yпpавление пpащой и yвеличивало меткость.
[219]45 Leroi‑Gourhan A. Prehistoire…, fig. 178 – 192, 759.
[220]46 Leroi‑Gourhan A. Prehistoire…, fig. 206. Мас‑д'Азиль. Дpyгие сюжеты см. pис. № 196 – 207.
[221]47 Leroi‑Gourhan A Prehistoire…, fig. 480 – 485.
[222]48 Leroi‑Gourhan A. Prehistoire…, p. 313. План пещеpы см. pис. 157; изобpажение глиняного медведя со следами yдаpов копий – pис. 646 – 647.
[223]49 Leroi‑Gourhan A. Prehistoire…, p. 313.
[224]50 Анисимов А. Ф. Этапы pазвития пеpвобытной pелигии. М.; Л., 1967, с. 31 – 32.
[225]51 Раскpашенный сложным yзоpом чеpеп мамонта найден в жилище стоянки в Межиpичах y Днепpа. См.: Аpхеологiя Укpаїнської РСР. Київ, 1971, т. 1, с. 48, 49. Возможно, что это связано с локальной обpядностью семейства, пpоживавшего в этом доме.
[226]52 Leroi‑Gourhan А. Les religions…. Цит. по yказ, выше пеpеводy 1971 г., с. 88.
[227]53 Leroi‑Gourhan A. Prehistoire…, p. 441. Расшифpовка этой модели святилища дана в специальном pазделе «La religion des paleolithiques», p. 120 – 121.
[228]54 Leroi‑Gourhan А. Les religions.., p. 88, 90 (подчеpкнyто везде мною. – Б. Р.).
[229]55 Leroi‑Gourhan A. Prehistoire…, p. 453. Сводные аналитические таблицы знаков.
[230]56 См.: Фролов Б. А. Числа в графике палеолита. Новосибирск, 1974. Автор намечает две категории счета: 5 и 5 + 5 = 10; 7 и 7 + 7 = 14, связывая их со счетом по пальцам и лунным фазам (см. с. 122).
[231]57 Абрамова 3. А. Изображения человека…
[232]58 Leroi‑Gourhan A. Prehistoire…, fig. 565.
[233]59 Leroi‑Gourhan A. Prehistoire…, fig. 446.
[234]60 Leroi‑Gourhan A. Prehistoire…, fig. 193.
[235]61 Leroi‑Gourhan A. Prehistoire…, p. 451.
[236]62 Leroi‑Gourhan A. Prehistoire…, fig. 74, 323.
[237]63 Leroi‑Gourhan A. Prehistoire…, p. 121, fig. 74; p. 257, fig. 258.
[238]64 Тарасов Л. М. Двойная скульптура человека из Гагарино. – КСИА, 1972, № 131 с. 14 – 19, рис. на стр. 3, 4.
[239]65 Вадер О. Н. Вторая палеолитическая могила на Сунгире. – АО, 1969 г. М., 1970, с. 41 – 43.
[240]66 Черниш О. П. Стародавне населения Поднiстров'я в добу мезолiту. Київ, 1975. Здесь автором показаны все споры о датировке мезолита.
[241]67 Бадер О. Н. Мезолит. – В кн.: Каменный век на территории СССР. М., 1970.
[242]68 Савватеев Ю. А. Залавруга. Л., 1970. Петроглифы дают не только ладьи с носовой частью, оформленной в виде лосиных морд, но и охоту на лося, на оленя, стрелков из лука, лыжников, различные ритуальные сцены, воскрешая в своеобразной и яркой форме северный охотничий быт на протяжении нескольких эпох.
[243]69 ВА/ВЯ – «оный», «иной», пърь – корень, встречаемый в словах, обозначающих силу: «пря», «то‑пор», «порато» и др.
[244]70 Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. М., 1865 – 1869. Т. 1 – 3; Зеленин Д. К. Религиозно‑магическая функция волшебных сказок. – В кн.: Сборник в честь С. Ф. Ольденбурга. Л., 1934; Тройский И. М. Античный миф и современная сказка. – В кн.: Сборник в честь С. Ф. Ольденбурга.
[245]71 Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1946.
[246]72 Пропп В. Я. Исторические корни…, с. 19, 20, 159.
[247]73 Леви‑Брюль. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1927, с. 262; Пропп В. Я. Исторические корни…, с. 333.
[248]74 Пропп В. Я. Исторические корни…, с. 331.
[249]75 Пропп В. Я. Исторические корни…, с. 95, 96 и 330.
[250]76 Пропп В. Я. Исторические корни.., с. 62.
[251]77 Пропп В. Я. Исторические корни…, с. 65.
[252]78 Пропп В. Я. Исторические корни…, с. 85, 95. Следует сделать небольшую оговорку. Обряд инициации состоял не только из колдовского запугивания юношей имитацией смерти, но и из экзамена по всем практическим охотничьим навыкам: метание копья, бег, умение подкрасться к зверю и т. п. Этим, вероятно, всегда руководил охотник. Но верховное руководство магической стороной обряда могло действительно принадлежать женщине.
[253]79 Пропп В. Я. Исторические корни…, с. 198, 203.
[254]80 Пропп В. Я. Исторические корни…, с. 226, 198.
[255]81 Громыко М. М. Дохристианские верования в быту сибирских крестьян XVIII – XIX вв. – В кн.: Из истории семьи и быта сибирского крестьянства XVII – начала XX в. Новосибирск, 1975, с. 122.
[256]82 Новиков Н. В. Образы восточнославянской волшебной сказки, с. 181.
[257]83 Пропп В. Я. Исторические корни…, с. 202; Новиков II. В. Образы восточнославянской волшебной сказки, с. 181.
[258]84 В. Я. Пропп указывает два ответвления данного сюжета: во‑первых, вместо сухопутного чудища, находящегося под калиновым мостом, в сказке может быть морское чудище, обитающее в пучине и требующее себе человеческих жертв. Это, на мой взгляд, отголоски представлений о ящере, стадиально более поздние, чем палеолит. Во‑вторых, значительно более поздним, связанным уже с развитием государственности, В. Я. Пропп считает мотив змееборчества типа борьбы Георгия с драконом (с. 205).
[259]85 Никифоров А. И. Победитель змея (из севернорусских сказок). – Советский фольклор, 1936, № 4/5, с. 141.
[260]86 Новиков Н. В. Образы восточнославянской волшебной сказки, с. 24.
[261]87 Позднее, когда южные кочевники начали нападать на оседлых земледельцев, чудище‑мамонт все более принимало черты символического огненного Змея, часто верхом на коне (Змей на коне!), олицетворявшего внезапно нападавшего внешнего врага.
[262]88 Новиков Н. В. Образы восточнославянской волшебной сказки, с. 136
[263]89 Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян…
[264]90 Пропп В. Я. Исторические корни.., с. 35‑37.
[265]91 Ефименко П. О заклинаниях. – В кн.: Труды Архангельского статистического комитета. Архангельск, 1865; Майков Л. Великорусские заклинания. – В кн.: Зап. Рус. географ, об‑ва по отд. этнографии. СПб., 1869, т. II; Ефименко П. Сборник малорусских заклинаний. М., 1874; Романов Е. Р. Заговоры, апокрифы, духовные стихи. – В кн.: Белорусский сборник. Витебск, 1891, V; ВетуховА. Заговоры, заклинания, обереги и другие виды народного врачевания, основанные на вере в силу слова. – В кн.: Русский филологический вестник. СПб., 1901 – 1907 гг.; Мансикка В. Представители злого начала в русских заговорах. СПб., 1909; Срезневский И. Описание рукописей и книг, собранных для Академии наук в Олонецком крае. СПб., 1913; Виноградов Н. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч., вып. 1. – Живая старина, 1907, вып. I. Вып. 2, 1909, вып. I. Вып. 3, 1909, вып. IV. Елеонская Е. Н. К изучению заговора и колдовства в России. Шамординская Пустынь, 1917, вып. 1, Познанский. Заговоры. Пг., 1917; Елеонская Е. Н. Сельскохозяйственная магия. М., 1929.
[266]92 Майков Л. Великорусские заклинания, с. 427, 496, 510, 536.
[267]93 У белорусов известна просьба к лешему: «…лясун и лясуниха! Прошу я вас и кланяюсь я вас великими упросами и низкими уклонами – содержайте своих хортов, замыкайте им губы и зубы!» (Романов Е. Р. Заговоры, апокрифы…, с. 154).
[268]94 Романов Е. Р. Заговоры, апокрифы…, с. 117.
[269]95 Мансикка В. Представители злого начала…, с. 20.
[270]96 Виноградов Н. Заговоры, обереги…, вып. 3, с. 4.
[271]97 Виноградов Н. Заговоры, обереги.., вып. 2, с. 73.
[272]98 Мансикка В. Представители злого начала…, с. 6.
[273]99 Виноградов Н. Заговоры, обереги…, вып. 1, с. 44.
[274]100 Примером может служить поэтичный заговор девушки, желающей нравиться (записан в Петрозаводске): Во имя отца и сына и святого духа! Аминь. Господи благослави, Христос! Встану, благословясь, пойду, перекрестясь. Из дверей дверьми, из ворот воротами Выйду в чистое поле, погляжу в подвосточную сторону. С подвосточной стороны встает заря утренняя, выкатается красно солнышко. А и пусть я, раба божия (имярек), буду краше красного солнышка, Белей светлого месяца, Румяней зари утренней и зари вечерней, Краше всего света белого, всего миру православного! Как глядят все православные христиане на красное солнышко, на белый свет. Так смотрели бы все добрые молодцы на меня, рабу божию (имярек), И почитали бы меня, и возносили бы на глазах своих. Не могли бы все добрые молодцы без меня ни жить, ни быть, ни игры заводить. Будьте мои слова крепки и прочны. Ключ‑Замок. Аминь, аминь, аминь! (Виноградов Н. Заговоры, обереги…, вып. 1, с. 33).
[275]101 Виноградов Н. Заговоры, обереги…, вып. 3, с. 16.
[276]102 Елеонская Е. Н. К изучению заговора…, с. 37‑38.
[277]103 Елеонская Е. Н. К изучению заговора…, с. 26. Сборник 1613‑1645 гг.
[278]104 Елеонская Е. Н. Сельскохозяйственная магия, с. 4 – 5. Рукопись начала XVII в; Срезневский В. Описание рукописей и книг…, № 56.
[279]105 Елеонская Е. Н. Сельскохозяйственная магия, с. 5 – 6. Рукопись начала XVII в.
[280]106 Песни, собранные Рыбниковым. М., 1910, 2‑е изд., т. III, № 15.
[281]107 Виноградов Н. Заговоры, обереги…, вып. 2, с. 20.
[282]108 Виноградов Н. Заговоры, обереги…, вып. 2, с. 21. Рукопись XVII в. списана с более древнего текста. См. с. 13.
[283]109 Ветухов А. Заговоры, заклинания, обереги…, 1902, вып. 1/2, с. 188.
[284]110 Виноградов Н. Заговоры, обереги…, вып. 2, с. 48.
[285]111 Виноградов Н. Заговоры, обереги…, вып. 2, с. 26 – 27.
[286]112 Виноградов Н. Заговоры, обереги…, вып. 2, с. 37.
[287]113 Виноградов Н. Заговоры, обереги…, вып. 2, с. 81, 82.
[288]114 Виноградов Н. Заговоры, обереги…, вып. 4, с. 17.
[289]115 Виноградов Н. Заговоры, обереги…, вып. 3, с. 4.
[290]116 Виноградов Н. Заговоры, обереги…, вып. 1, с. 38.
[291]117 Зеленин Д. К. Очерки русской мифологии. Умершие неестественной смертью и русалки. Пг., 1916, вып. 1, с. 21.
[292]118 Зеленин Д. К. Очерки русской мифологии, с. 68 и др.
[293]119 Петухов Е. В. Серапион Владимирский, русский проповедник XIII в. СПб., 1888. Прибавл. с. 14.
[294]120 Зеленин Д. К. Очерки русской мифологии, с. 58, 59.
[295]121 Зеленин Д. К. Очерки русской мифологии, с. 103.
[296]1 Горнунг Б. В. Из предыстории образования общеславянского языкового единства. М., 1963.
[297]2 Горнунг Б. В. Из предыстории образования…, с. 35.
[298]3 Горнунг Б. В. Из предыстории образования…, с. 17, 18, 35, 73.
[299]4 Горнунг Б. В. Из предыстории образования…, с. 71 – 74.
[300]5 Hensel W. Polska Starozytna. Warszawa, 1973, s. 95, fig. 75.
[301]6 Hensel W. Polska Starozytna.
[302]7 Наличие верховых коней у пастухов эпохи шнуровой керамики документировано недостаточно. Западные ученые определенно считают коня важным признаком шнуровиков (Hensel W. Polska Starozytna, s. 107). Кости лошади отсутствуют в могилах точно так же, как отсутствуют и кости коровы, в одомашнивании которой никто не сомневается. В поздних фатьяновских могильниках появляется конь. В пользу верховых коней у носителей культуры боевых топоров свидетельствует форма основного оружия – молоткообразных топоров. Как оружие пешего боя они совершенно нерациональны, а как оружие всадника каменные топоры‑булавы весьма эффективны. Булавы и «топоры с поворозою» (темляком) дожили в конных войсках до XVII в.
[303]8 Горнунг В. В. Из предыстории образования…, с. 126.
[304]9 Горнунг Б. В. Из предыстории образования…, с. 17.
[305]10 Георгиев В. И. Исследования по сравнительно‑историческому языкознанию. М., 1958. Автор завершает праславянский этап переходным периодом, падающим на первые века н. э. (пшеворско‑зарубинецкая культура); Филин Ф. П. Происхождение русского, украинского и белорусского языков. Л., 1972, с. 28.
[306]11 Bregant Tatjana. Ornamentika na neolitski keramiki v Jugoslaviji. Ljubljana, 1968.
[307]12 Рыбаков Б. А. Космогония и мифология земледельцев энеолита. – СА, 1965, № 1, с. 24 – 47; № 2, с. 13 – 33.
[308]13 Гарашанина Драга. Религиjа и култ неолитског човека на Централном Балкану. – В кн.: Неолит Централног Балкана. Белград, 1968, с. 241 – 264.
[309]14 Dumitrescu Vladimir. L'art neolithique en Roumanie. Bucarest, 1968; Idem. L'art preistorica en Romania fino all'inizip dell'eta del ferro, 1973 (в 1974 г. работа вышла на румынском языке).
[310]15 Археолого‑искусствоведческий обзор болгарских памятников V – II тысячелетий до н. э. сделан Анной Радунчевой в книге «Доисторическое искусство в Болгарии» (София, б.г.).
[311]16 Kalicz N. Diex d'argile. Budapest, 1970.
[312]17 Gimbutas M. The Gods and Goddesses of old Europe 7000‑3500 b.c. Myths, Legends and Cult images. London, 1973. В книге опубликована наиболее полная библиография.
[313]18 Gimbutas M. The Gods and Goddesses…, p. 83, 89, 94, 95, 113, 171, 172.
[314]19 Вместе с тем следует предостеречь от некоторых недостаточно обоснованных положений М. Гимбутас. К ним прежде всего относится гипотеза о великой Птице‑Богине (Bird‑Goddess). Автор нередко основывается на примитивной стилизации скульптур, но птичьи черты, приписываемые им, не кажутся убедительными. Быть может, следовало бы применить и ретроспективный анализ: от позднейших крылатых сирен‑сиринов углубиться к истокам этого образа. Пока этот путь доводит нас только до бронзового века (печельская культура).
[315]20 Гарашанина Драга. Религиjа и култ…, рис. 13. Винча, с.248.
[316]21 Kalicz Nandor. Diex d'argile, tab. 6, 7.
[317]22 Gimbutas M. The Gods'and Goddesses…, p. 188.
[318]23 Gimbutas M. The Gods'and Goddesses…, tab. 97, 120. Позд. Винча.
[319]24 Бибикова В. И. О происхождении мезинского палеолитического орнамента. – СА, 1965, № 1.
[320]25 Рыбаков Б. А. Происхождение и семантика ромбического орнамента. – В кн.: Сборник трудов Научно‑исследовательского ин‑та художественной промышленности. М., 1972, вып. 5.
[321]26 Dumitrescu Vladimir. L'art neolithique…, fig. 59, 60, 86.
[322]27 Dumitrescu Vladimir. L'arte preistorica…, fig. 61, N 4. Конец III тысячелетия до н. э.
[323]28 Pichlerova Magda. Nove Kosariska. Kniezacie mohyly zo starsejdoby zeleznej. Bratislava, 1969, tab. XXV‑XXXIX, LIII‑LVII.
[324]29 Slovensko v mladsej dobe kamennej. Bratislava, 1970, tab. XLVII, s. 141.
[325]30 Slovensko v mladsej…, s. 141.
[326]31 Гарашанина Драга. Религиjа и култ…, рис. 30.
[327]32 Dumitrescu Vladimir. L'arte preistorica…, fig. 97, s. 141.
[328]33 Детев П. Модели за украса от каменно‑мсдната епоха. – Археология, София, 1965, № 4, с. 65 – 73, рис. 9. Две таблички из Русс.
[329]34 Детев П. Модели за украса…, рис. 10.
[330]35 Две человеческие фигуры на щипце фронтонов могут нам объяснить происхождение русского слова «кнес», «князек». Если хозяин и хозяйка дома назывались «князем» и «княгиней» (от древнего корня «къnъ» – начало, основа), то два покровителя дома тоже могли быть названы сходным словом.
[331]36 С этим положением, высказанным мною в 1965 г., согласилась М. Гимбyтас (Gimbutas M. The Gods and Goddesses…). Подписи к pис. 77, 78 («rain torrent»).
[332]37 Berciu D. Cultura Hamangia. Bucuresti, 1966, fig. 1, 2.
[333]38 Dumitrescu Vladimir. L'arte preistorica…, tab. 45 – 5.
[334]39 Рыбаков Б. А. Космогония и мифология земледельцев энеолита. – СА, 1965, Jfi 1, с. 35 – 36.
[335]40 Slovensko v mladsej…, tab. XCV.
[336]41 Kalicz N. Diex d'argile, tab. 28, 29, s. 85. Село Селавены, с. 38 – 39
[337]42 Мовша Т. Г. Святилище трипольской культуры. – СА, 1971, № 1, с. 202.
[338]43 Макаревич М. Л. Об идеологических представлениях у трипольских племен. – Зап. Одесск. арх. о‑ва. Одесса, 1960, I (34), с. 291, рис. 1.
[339]44 Мовша Т. Г. Святилище трипольской культуры, с. 204.
[340]45 Gimbutas M. The Gods and Goddesses…, p. 70, tab. 23.
[341]46 Трипольской пластике посвящены многие работы. Помимо поименованных выше общих работ М. Гимбутас и В. Думетреску, можно указать: Пассек Т. С. Периодизация трипольских поселений (III – II тысячелетия до н. э.). – МИА, 1949, 16; Бибиков С. Н. Культовые женские изображения раннеземледельческих племен юго‑восточной Европы. – СА, 1951, вып. XV; Мовша Т. Г. К вопросу о развитии трипольской антропоморфной пластики. – КСИА, 1953, № 2; Она же. Об антропоморфной пластике трипольской культуры. – СА, 1969, № 2; Berlescu N. Plastica cucuteniana din vechile colectii ale Mescului de Istorie a Moldovei. – Arheologia Moldovei, Jasi, 1964, II, III; Погожева А. П. Глиняная антропоморфная пластика трипольской культуры (Триполье А): Автореф. дис. … канд. ист. наук. М.: Ин‑т археологии, 1971.
[342]47 Бибиков С. Н. Культовые женские изображения…, с. 135.
[343]48 Мокша Т. Г. Об антропоморфной пластике…, с. 33.
[344]49 Аничков Е. В. Весенняя обрядовая песня на Западе и у славян. СПб., 1913, с. 359.
[345]50 Мовша Т. Г. Об антропоморфной пластике…, с. 33.
[346]51 Росой называли не только капли, остающиеся на растениях утром, но и туман, рождающий их: «Пока солнце взойдет – роса очи выест». «Росный ладан» – это та смола, которая создает в церкви голубой туман.
[347]52 Не стоит ли слово «дождь» в связи с понятием «дожидаться»?
[348]53 Повесть вpеменных лет. Пг., 1916, с. 213‑214, 1068 г.
[349]54 Рыбаков Б. А. Космогония и мифология…, pис. 1.
[350]55 Grbie Miodrag. A Neolithic Statuette from Becej in Banat. – In: Archaeologic Jugoslavica. Beograd, 1954, s. 16‑18, fig. 1‑4.
[351]56 Чичеров В. И. Зимний период русского земледельческого календаря XVI‑XIX. М., 1951.
[352]57 Черныш Е. К. К истории населения энеолитического времени в Среднем Приднестровье. – МИА, 1962, № 102, с. 47, рис. 6 – 8 и 11, 12.
[353]58 Рыбаков Б. А. Космогония и мифология…, с. 27, рис. 3.
[354]59 Черныш Е. К. Ранньотрипiльске поселення Ленкiвцi на Середньому Днiстрi Kиїв, 1959, с. 24‑27, рис. 16‑18.
[355]60 Мовша Т. Г. Об антропоморфной пластике…. с. 30, рис. 10.
[356]61 Маркевич В. И., Черныш Е. К. Исследования в Пруто‑Днестровском междуречье. – АО, 1973 г. М., 1974, с. 423.
[357]62 Кулишиh Ш., Петровиh П. Ж., Пантелиh Н. Српски митолошки речник. Београд, 1970, с. 108‑109.
[358]63 Маркевич В. И., Черныш Е. К. Исследования…, с. 424.
[359]64 Парность женских фигур в трипольской росписи засвидетельствована неоднократно. См.: Рыбаков В. А. Космогония и мифология…, рис. 33, 37.
[360]65 В своей статье 1965 г. (СА, 1965, № 1, рис. 7) я сделал выборку 34 разных символических знаков (далеко не исчерпав всего их богатства), но большинство их семантически неопределимо.
[361]66 Болсуновский К. В. Символ Змия в трипольской культуре. Киев, 1905.
[362]67 Позднее в расписном орнаменте сохраняется этот же сюжет, но весь полностью выполненный живописью. И змеи, и отверстия, и даже завязки (!) рисуются на тулове сосуда краской, что говорит о важности этого сюжета. Для анализа формальной стороны орнамента важно отметить, что постепенно появляется как бы негативное изображение двух змей – змеей является не сама прочерченная или нарисованная линия, а пространство между изгибами непрерывной линии. Утолщение непрерывной линии в отдельных местах создает на негативе рисунок голов двух змей.
[363]68 Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. М., 1868, т. II, с. 538 – 551.
[364]69 У Толстого. «Яснополянские записки» Д. П. Маковицкого. М.. 1979, с. 399 – 400.
[365]70 О космическом значении трипольской росписи писал в общих словах ещё Е. Ю. Кричевский: «Семантика мотивов вращающегося стиля коренится в космическом мировоззрении земледельческих племен европейского неолита». Автор правильно отметил, что «даже в самых лучших работах о неолитической керамике, а к таким нужно, например, отнести труд Т. С. Пассек „La ceramique Tripolienne“, эта сторона дела почти не волнует исследователей» (Кричевский Е. Ю. Орнаментация глиняных сосудов у земледельческих племен неолитической Европы. – Ученые, зап. ЛГУ, 1949, №'85, с. 55 и 78).
[366]71 Древнеиндийская философия/ Пер. с санскрита В. В. Бродова. М., 1963, с. 187.
[367]72 На некоторых трипольских сосудах мы видим обратную спираль, идущую сверху направо вниз (Владимировна, Попунда, Карбунь). Иногда с этим связано «черное солнце». Судя по позднейшим материалам, здесь может быть отражено представление о ночном подземном ходе солнца от запада к востоку.
[368]73 Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян…, с. 548.
[369]74 Рыбаков Б. А. Космогония и мифология…, с. 18 – 19, pис. 31. Сосyды из Петpен.
[370]75 Пассек Т. С. Пеpиодизация тpипольских поселений…
[371]76 Рыбаков Б. А. Святовид – Род. – В кн.: Liber Josepho Kostrzewski. Wroclaw 1968, s. 390 – 394.
[372]77 Мовша Т. Г. К вопросу о развитии…, с. 86. К сожалению, мне осталась неизвестной статья М. Marin («Il motive antropomorfo di Petreni e il suo sigriificato. Annali de la Facolta di Littera e Filosofia del universita di Bari», 1955, II).
[373]78 Лосев А. Ф. Античная мифология. М., 1957.
[374]79 Berghe L. Vanden. Archeologie de l'Iran ancien. Leiden, 1959, p. 25, 32. На эту книгу мне любезно указал Н. Я. Мерперт.
[375]80 Думитреску Гортензия. Антропоморфные изображения на сосудах из Траяна. – Dacia, 1960, нов. серия IV.
[376]81 История восстановления всей композиции при помощи рисунка К. В. Болсуновского изложена мною в статье 1965 г., – СА, № 2, с. 20, 21.
[377]82 Думитреску Гортензия. Антропоморфные изображения…, с. 51; Zaharia N. Dona vase pictate. – In: Arheologia Moldovei. Jasi, 1964, II‑III, s. 2, tab. 1.
[378]83 Богаевский Б. Л. Орудия производства и домашние животные Триполья. М.; Л., 1937, с. 180, 181, 205.
[379]84 Тревер К. В. Сэнмурв‑Паскудж, собака‑птица. Л., 1937, с. 44.
[380]85 Тревер К. В. Сэнмурв‑Паскудж…., с. 11, 12.
[381]86 Трипольское ритуальное искусство было много сложнее и многообразнее, чем оно представлено в этом очерке. В очерк не вошли многие разделы, разработанные мною в статье 1965 г. Кроме того, следует сказать, что очень многие сюжеты росписи и пластики остались неразгаданными, несмотря на повторное обращение к ним.
[382]– 87 Passek Т. Relations entre l'Europe occidentale et l'Europe orientate a l'epoque neolithique. M., 1962, p. 6.
[383]– 88 Горнунг Б. В. Из предыстории образования…, с. 35.
[384]1 Niederle L. Slovanske Starozitnosti. Praha, 1901. Т. 1.
[385]2 Рыбаков Б. А. Древняя Русь. М., 1963. Карта расселения славян по Нестору на с. 229.
[386]3 Nosek Stefan. Triumf autochtonistow.
[387]4 Березанская С. С. Средний период бронзового века в Северной Украине. Киев, 1972, рис. 45, 50.
[388]5 Георгиев В. И. Исследования по сравнительно‑историческому языкознанию. Родственные отношения индоевропейских языков. М., 1958.
[389]6 Горнунг Б. В. Из предыстории образования общеславянского языкового единства. М., 1963, с. 3 – 4, 49, 107. Автору осталась неизвестной работа А. Гардавского, и поэтому географическая сторона требует соответственных поправок (с. 107), что, впрочем, не сказывается на выводах.
[390]7 Hensel W. Polska Starozytna. Warszawa, 1973, s. 171, fig. 138.
[391]8 Седов В. В. Происхождение и ранняя история славян. М., 1979. Книга вышла под моей редакцией, но я разделяю далеко не все выводы автора. Делать поправки и примечания к отдельным положениям я не считал удобным, особенно в связи с тем, что наши взгляды часто противоположны. Книга В. В. Седова основана на исчерпывающем знании литературы вопроса и музейных коллекций. Весьма полезна обширная библиография. Что же касается различий подхода, то следует сказать, что проблема происхождения славян настолько сложна, что существование нескольких концепций в конечном счете содействует нахождению наименее ошибочного построения.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 334; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |