Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Самара 2009




И.В. Федосейкина.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

для преподавателей лечебного, педиатрического, стоматологического, медико-профилактического факультетов.

ТЕМА: Организация наследственной информации у про- и эукариот и ее реализация в признак.

Составители: Л.Н. Самыкина;

Методические указания предназначены для преподавателей, ведущих занятия у студентов 1-го курса лечебного, педиатрического, медико-профилактического и стоматологического факультетов. Указания составлены с учетом требований единой методической системы университета, в соответствии с действующей программой по биологии.

 

 

Заведующий кафедрой общей гигиены СамГМУ, доктор

медицинских наук, профессор И.И. Березин

 

Заведующий кафедрой педагогики, психологии и

психолингвистики СамГМУ, доцент А.Н. Краснов

 

 

 


Тема:

1. АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ.

На рубеже 40-50-х годов ХХ–го века возникло новое направление биологии - молекулярная генетика. Молекулярная генетика относится к наиболее значимым фундаментальным биологическим наукам.

Первые открытия в области молекулярной биологии были сделаны в основном людьми мало знакомыми не только с достижениями генетики, но и даже с биологией вообще. По образованию они были физиками и химиками и их биологические интересы ограничились в значительной степени только одной проблемой: «Какова физическая и химическая основа генетической информации». Но не смотря на то, что выдающиеся открытия были сделаны Гельмгольцем, Луи Пастером, Менделем, они не могли объяснить некоторые биологические явления исходя из традиционных биологических понятий. Выдающийся ученый Нильс Бор писал: «Признание огромной важности существенно атомистических черт в функциях живых организмов само по себе недостаточно для всестороннего объяснения биологических явлений. Вопрос состоит, таким образом, в том, не упускаются ли при анализе явлений природы некоторые особенности, очень важные для понимания жизни на основе физического опыта».

В 1945 году Э. Шредингер известный биофизик, неоднократный лауреат Нобелевской премии, полагал, что все организмы должны подчиняться точным физическим законам, однако именно Шредингер считал, что наследственность является той проблемой, которая нуждается в объяснении. Он исходил из того, что за упорядоченность в организме отвечают, очевидно, гены, а их размеры не слишком велики по сравнению с размерами атомов. Основываясь на предположениях, выдвинутом Дельбруком о стабильности генов, Шредингер постулировал следующее положение: «Гены способны сохранять свою структуру потому, что находятся в хромосоме и гены состоят из элементов, составляющих генетический код».

Выдающиеся открытия этих ученых физиков и химиков по образованию произвели революцию в генетике, которая когда пыль рассеялась, оставила в качестве своего наследия молекулярную биологию.

Экспериментальные исследования, проводимые в этой области, помогли сформулировать одно из кардинальных положений современной генетики – гены контролируют биосинтетические пути образования белков-ферментов, которые включаются в цепь метаболических процессов и приводят в конечном счете к формированию признака.

Достижения молекулярной генетики достаточно быстро нашли применение для решения практических задач медицинской генетики. Понимание того, что и нормальные и патологические процессы происходят под контролем ДНК и реализуются прежде всего в клетке во многом изменило представление о природе и механизме возникновения наследственных заболеваний человека. Медицинская генетика ставит перед собой задачу избавить человечество от наследственных дефектов. Наличие наследственно обусловленной биохимической и физиологической уникальности каждого человека помогает врачам вникнуть в сущность индивидуального протекания болезней, природы несовместимости при пересадке органов, индивидуальности аллергической реакции, способности адаптации человека к разным условиям жизни. На сегодняшний день даже такие вопросы как выбор профессии, развитие склонностей и способностей, вся огромная проблема индивидуального воспитания связываются с развитием молекулярной генетики.

2. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ (Результат процесса)*

t Изучить химическую природу наследственного материала;

t строение ДНК;

t

*Согласно Системе менеджмента качества (ИСО-9001).  
РНК их свойства и значение в реализации наследственной информации;

t Этапы биосинтеза белка.

Студент должен иметь представление о:

t Об особенностях молекулярной биологии;

t О предмете, задаче и методах молекулярной биологии на современном этапе.

Студент должен знать:

t химическую организацию наследственного материала;

t структуру ДНК, роль ДНК в хранении и реализации наследственной информации;

t РНК, виды РНК и их роль в биосинтезе белка;

t особенности строения хромосом как основы хранения и передачи наследственной информации у прокариот и эукариот;

t биосинтез белка, его этапы и биологическое значение.

Студент должен уметь:

t используя генетический код и его свойства, решать задачи по молекулярной генетике;

t идентифицировать в микропрепаратах кариотип человека.

3. МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ:

Кафедра медицинской биологии, генетики и экологии СамГМУ.

4. ВРЕМЯ: 135 минут.

5. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ*

1. кодоскоп;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 564; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.074 сек.