КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Секретные инструкции Шаману
Когда Наставник удовлетворен тем, как Кандидат понимает социальные (общественные) обычаи Оглала и достаточно хорошо знает, когда и как Шаман может вмешиваться в них, а когда — нет, он должен объяснить ему учения и церемонии, относящиеся к Богам. Некоторые из них известны людям, но большинство знают только Шаманы и они скрывают свои знания в церемониальном языке, понятном только им. Этот язык основан на обычных словах, которым дается тайный смысл, и на странных словах, которые вообще известны только Шаманам. Священные тайны потому прячут от людей, что в основном люди не подходят для их познания. Однако тот, кто становится Шаманом должен быть посвящен в эти тайны следующим образом: Сверхъестественное — есть Wakan Tanka, или Великая Тайна, которую ни один из людей не может понять. Ей может быть приятно или неприятно поведение любого из людей. Ее можно умилостивить или умиротворить правильно выполненной специальной церемонией. Ее помощь может обеспечить подходящее жертвоприношение. Следовательно — это Великий Бог. Великий Бог общается с людьми через различных посредников и разными способами. Выбранный им посредник — это Wicasa Wakan, то есть Шаман. Другие посредники называются Akicita Wakan, или Священные Вестники (Посланники). Священный Вестник может быть всяким, живым и неживым, отличным от людей, которые сами себя делают известными как Вестники. Вестники могут быть постоянными и временными. Постоянный Вестник такой, который всегда связан с определенным Богом. Временный же Священный Вестник — это такой, как только в течение одной связи может быть посредником для какого-нибудь Бога, но не того, которые имеют постоянных вестников. Сообщение Бога может быть непрошеным или его нужно просить. Непрошеное передается через Шамана. Просимые сообщения передаются Священными Вестниками. Они могут быть понятными или непонятными для получателя, и тогда должны быть объяснены Шаманом.
Шаман должен учить людей этому всему и убеждать их развивать в себе четыре великих качества, которые названы в порядке их важности: 1. Храбрость. 2. Сила духа, стойкость. 3. Щедрость, великодушие. 4. Верность.
Существуют положения, известные только Шаманам: Wakan Tanka — один, однако он — множество: · Wakan Tanka Waste — Благосклонные Боги. · Wakan Tanka Sica — Недоброжелательные Боги.
Благосклонные Боги бывают двух видов: · Wakan Kin — Боги. · Taku Wakan — Боги Родственники. Боги бывают двух классов: · Wakan Ankantu — Высшие Боги. · Wakan Kolaya — Соединенные Боги. Боги-Родственники также есть двух классов: · Wakan Kuya — Подчиненные Боги. · Wakanlapi — как Боги.
Каждый из этих классов состоит из четырех представителей. Представители Высших Богов: · Wi — Солнце, Вождь Богов. · Skan — Небо, Великий Дух. · Maka — Земля, Всеобщая Мать. · Inyan — Камень, Всеобщий Отец. Представители Соединенных Богов: · Hanwi — Луна, соединенная с Wi (Солнцем). · Tate — Ветер, соединенный со Skan (Небом). · Wohpe — Женская, соединенная с Maka (Землей). · Wakinyan — Крылатый Бог, соединенный с Inyan (Камнем). Представители Подчиненный Богов: · Tatanka — Бог Бизон. · Hunonpa — Бог Медведь. · Tatetob — Четыре Ветра. · Yumni — Ураган. Представители тех, кто как Боги: · Nagi — Дух. · Niya — Тень. · Nagila — как Дух (Spirit-like). · Sicun — Наделенный Сверхъестественной Силой.
Следующие четыре представителя должны считаться как один Вождь Богов (Chief God): · Солнце · Луна · Бизон · Дух Следующие четыре должны считаться только как один Великий Дух (Great Spirit): · Небо · Ветер · Медведь · Тень Следующие четыре, должны считаться как один Бог-Создатель (Creator God), Творец: · Земля · Женская · Четыре Ветра · Как Дух (Пар) Следующие четыре должны считаться как один Бог Исполнитель (Executive God): · Камень · Крылатый · Ураган · Сила Следующие также, как один, Один Wakan Tanka, Великая Тайна (Great Mysterious): · Бог Вождь · Великий Дух · Создатель · Исполнитель
Представители Великой Тайны имеют свойства, которые можно описать следующим образом: Кроме Четырех Ветров, Они не имеют начала и, следовательно, были прежде других, кто рождает родственников, предков и потомков. Это " akan " и никто из людей не в состоянии понять это. Они бесконечны. Солнце — материальный Бог, чью субстанцию всегда видно, и Его место первое среди Высших Богов, хотя трое других были прежде Него. К нему можно обращаться так: "Великий Бог, Почитаемый Один или Наш Отец". Его владения — дух мира и области под миром. Его воля преобладает, хотя Ветер мешает его целям. Небо дает Ему Его силу и может удержать ее, но Он сильнее, чем Небо. Ежедневно Он совершает путешествие над владением Неба, а ночью Он отдыхает с Его народом в областях под миром, вместе со своим товарищем Бизоном. Он является покровителем четырех великих качеств, но равнодушен к мелким повседневным делам. Его благосклонность можно обеспечить соответствующими жертвами и церемониями, и Он может пожаловать какое-нибудь сообщение тому, кто танцует в Танце Солнца. Его сила пребывает в огне и не может быть вложена ни в какую другую вещь. Его символический цвет — красный, потому что Он является Вождем Богов, а красный — священный цвет. Небо — нематериальный Бог, чью субстанцию нельзя видеть. Его место второе среди Высших Богов. Титулы, даваемые Ему людьми — Taku Skan-Skan, а также Nagi Tanka, или Великий Дух. Шаманы называют Его Skan или To, то есть синий. Термином Taku Skan-Skan объясняют понятие того, что дает движение всему, что движется. Шаманы объясняют словом Skan смутную силу или энергию, а словом To — нематериальность синего неба, что символизирует присутствие Великого Духа. Его владения — все, что выше мира, начинающегося на земле. Он источник всей силы и движения, покровитель направлений, троп и лагеря. Он присутствует в каждом из людей от рождения — духом, тенью или " sicun " и после смерти человека Он выслушивает показания тени и судит его дух. Он может заключаться в решениях других Богов. Его слово не поддается изменению никем, исключая Его самого. Только Он может быть над тем, что совершается. Его народ — звезды, а Женственная — Его дочь. Его сила заключается только в таинственных вещах и может в них быть помещена только многими церемониями, совершаемыми правильно и под руководством Шамана. Талисман, содержащий Его силу, может одолеть все. Только Шаманы могут владеть таким талисманом. Его символический цвет — синий. Земля — материальный Бог, чья субстанция всегда ощутима. Она третья в ряду Высших Богов, хотя она существовала второй, после первого. К ней обращаются чаще всего как к Всеобщей Матери, так как Она — предок всех материальных вещей, исключая Камень. Ее владения — мир, и Она является покровителем всего, что растет из земли, питья, еды и типи. Ее сила может быть заключена во что-нибудь, что растет из земли. Ее символический цвет — зеленый. Камень — материальный Бог, чье вещество всегда может быть видимо. Его место четвертое среди Высших Богов, но существовал он первый среди всех. Чаще всего к нему обращаются как Всеобщий Отец, так как он предок всех вещей и всех Богов. Всеобщий Отец и Всеобщая Мать никогда не были близки как муж и жена и никогда не имели детей друг от друга. Однако Камень считается отцом Iktomi, чей другой предок Крылатый Бог, он также отец Iya или Ibom, Великого Бога Зла, чей другой предок Unkteni, одно из Чудовищ. Владения Камня — горы, но Его власть распространяется на все владения Земли. Он покровитель власти и мести, созидания и разрушения, орудий труда и утвари. Его сила может быть заключена во все, что является тяжелым как камень. Его символический цвет — желтый. Символические цвета четырех Высших Богов — красный, синий, зеленый и желтый — священны, когда применяются Шаманом с церемониальной целью и каждый из них символизирует Бога, к которому относится. Если церемониально используется один красный цвет, то это означает освящение. Черный также церемониальный цвет, он означает начало сильного волнения или твердость намерения. Луна — материальный Бог, чью субстанцию видно целиком или частично, как Она хочет. Она управляет третьим временем, которое есть месяцем, и сражается с Anog Ite, Двуликой Женщиной, которая возбуждает споры. У нее нет владений, а Ее сила не может быть заключена во что-нибудь. Она отмечает время для большинства событий, важных для людей, но Она равнодушна к церемониям и не поддается их влиянию. Tate — нематериальный Бог, чью субстанцию никогда нельзя наблюдать, так как Он — как Дух. Он отец Четырех Ветров, чья мать — Anog Ite. Он управляет четвертым временем, которое — год, а также приходом и уходом четырех сезонов. Он обитает при входе на Тропу Духов и прячет ее от людей. Он, согласно решению Великого Духа, Skan, пропускает или не пропускает духов в этот проход. Он не подвержен влиянию жертвоприношения или церемонии, и Его сила не может быть заключена ни в чем. Женственная — материальный Бог, чья субстанция может быть видима и не видима, по Ее воле. К ней чаще всего обращаются как Женщина, Прекрасная или Милостивая. Она дочь Неба, Skan, и его звездного народа. Она обитает в типи Okaga, Южного Ветра, и его товарищ. Ее сила, которая не может быть заключена ни во что, это дым трубки или дым душистой травы. Ее функции заключаются в том, чтобы приводить в гармонию и придавать эффективность дыму трубки или сжигаемой душистой травы. Она посредник между Богами и людьми, а также и просто между людьми. Она покровитель целомудрия и маленьких детей, патрон украшений и удовольствий. Она должна заклинаться о помощи в каждой церемонии и в этом первенствовать среди всех Богов. Wakinyan — материальный Бог, чья субстанция видна только тогда, когда Он этого хочет. Его свойства — akan, то есть противоестественны. Обитает Он в палатке на вершине горы на краю мира, где Солнце опускается в места под миром. Его — много, но они все, как один: он бесформенный, но у него есть крылья с четырьмя суставами каждое; у него нет ног, однако есть огромные когти; у него нет головы, однако есть огромный клюв с рядами зубов в нем, как зубы волка; его голос — удар грома, а раскаты грома раздаются, когда Он бьет крыльями по тучам; у него есть глаз и его взгляд — молния. На огромном кедре позади Его палатки, у Него есть гнездо, сделанное из сухих костей и в нем громадное яйцо, из которого непрерывно выходит Его потомство. Он пожирает свое потомство и они становятся одним из Его многих самих себя. Он имел потомство от Камня и это был Iktomi, самый старший сын Камня. Он летит сквозь все владения Неба, укрывается плащом из туч, и если кто-нибудь из людей увидит Его субстанцию, то он делается " heyoka " и должен будет потом говорить и действовать в шутовской противоестественной манере. Однако если Он захочет, то может показаться людям в виде гигантского человека, и тогда Он — Бог Heyoka. Тот, кто увидит Его как Бога, не становится heyoka. Сила Крылатого Бога не может быть заключена ни во что. Его обязанности — чистить мир от грязи и бороться с Чудовищами, которые загрязняют воды и мешают всему растущему из земли. Приемлемое обращение к Нему, с насмешкой и поношением противоположного адреса. Он может быть представлен, как птица, у которой крылья имеют четыре сустава. Его символ — ломаная красная линия, раздвоенная на каждом конце. Его akicita, вестники, — собака, ласточка, снежная птица, ночной ястреб, ящерица, лягушка и стрекоза. И если кто-нибудь из них покажется в видении, то тот, кому они явились, этим делается heyoka. Бизон — материальный Бог, чья субстанция наблюдается только, когда Он этого желает. Его облик — в виде громадного зверя, но Он может показываться людям и как человек. Он живет с бизоньим народом в областях под миром и скитается по всем владениям Земли. Он является покровителем сексуальных отношений, щедрости, трудолюбия, плодородия и церемоний. Он покровительствует молодым девушкам и старикам. Он товарищ Солнца, и в церемониях, относящихся к Солнцу, Его сила преобладает. Он контролирует охоту и дает или отнимает удачу у охотников. Его сила заключена в черепе бизона, но может быть заключена в любую часть тела бизона. Медведь — материальный Бог, чья субстанция может быть видима по Его воле. Он может показываться людям как огромный медведь или как глубокий старик. Он патрон мудрости, медицины и магии. Те, кто хотел бы знать законы Лакота, должны искать Его помощи. Его сила может быть заключена во что-нибудь странное или необыкновенное. Четыре Ветра — материальный Бог, чью субстанцию не видно никогда. Он — akan и поэтому никто из людей не может познать Его. Хотя Он один Бог, но у Него четыре индивидуальности: — К Нему можно обращаться, как Четыре или Четыре Четверти, или как Ветер Четырех Направлений, или как Сыновья. Они — сыновья Tate, а их мать Anog Ite. Они родились в одно рождение, но все же Yata был первым. Eya — родился вторым, но сместил Yata и завладел правом первородства. Yanpa — родился третьим, а Okaga последний сын. Их типи на краю мира: у Eya на горе, позади палатки Крылатого Бога, у Yata под звездами, которые никогда не спускаются на край мира, у Okaga под местом, где Солнце останавливается в полдень, когда оно пройдет половину своего пути. Они не живут в своих типи, так как постоянно путешествуют по тропам, окружающим мир; и когда они находятся там или оттуда они могут прийти, никто не может сказать. В церемониях они описываются и к ним обращаются как к одному Богу — Четырем ветрам, и они становятся над всеми другими Богами, за исключением Женственной, Wohpe. Они ревнивы к своему превосходству, даже между собой. В каждой важной церемонии к ним обращаются после Женственной, следующим образом: 1. Eya — Западный Ветер. 2. Yata — Северный Ветер. 3. Yanpa — Восточный Ветер. 4. Okaga — Южный Ветер. Зажженная трубка должна подниматься чубуком в направлении типи Eya, придерживаясь так, чтобы чубук был направлен к краю мира. Она медленно поворачивается до тех пор, пока не будет направлена на типи Yata, где немедленно поднимается. Затем, поддерживаясь таким же образом, чтобы она была направлена на край мира, поворачивалась по направлению на типи Yanpa и там поднималась, затем снова поворачивалась чубуком по направлению на типи Okaga и там поднималась. Оттуда таким же образом она возвращалась в направлении на типи Yata. Таким образом сила Женственной (в дыме трубки) посылалась в порядке старшинства каждому и всем Четырем Ветрам. Хотя Четыре постоянно путешествуют по тропе вокруг края мира, когда Он приходит в мир, ему будет дана индивидуальность, направлением, из которого Он пришел. Как четверо сыновей Tate, Они установили четыре направления мира, а затем по распоряжению Их отца отправились навечно путешествовать по тропе на краю мира. Каждый из них в совокупности от начала до конца — есть четыре времени, то есть год. Поэтому круг — эмблема всех четырех объединяющих времен, каждое из которых: день, ночь, месяц и год двигаются по кругу. Хотя они едины как Бог, но как сыновья Tate, они предпочитают из себя четыре индивидуальности. Личности их отличаются друг от друга: Eya — дородный, бурный и шумливый Бог. Он общается с Крылатым Богом, сопровождает Его, когда тот летит через владения Неба и помогает Ему в очищении мира. Eya безрассуден и часто Его деятельность неприятна, особенно, когда Он берет верх и выметает мир. Его akicita — ястреб. Yata — сильный, холодный и угрюмый Бог. Он вечно спорит с Okaga, потому что Он хочет взять Wohpe, Прекрасную, как Его собственность, но Okaga выигрывает Ее. За его угрюмость и эгоизм Он был лишен права первородства, как сын, родившийся первым и оно было отдано Eya. Его akicita — сорока. Yanpa — ленивый Бог, чей akicita — ворона. Okaga — приятный Бог, и когда Он преобладает все в мире радуется. Прекрасная, Wohpe, обитает в его типи и является Его товарищем, она часто путешествует с Ним. Младший сын Tate — Ураган, тоже живет в типи Okaga и выходит наружу только, когда побеждает Okaga, так как боится Yata. Akicita Okaga являются все водопады. Назначение Бога, Четырех Ветров — быть вестниками Skan, Неба, Великого Духа и Tate, их отца, ну и кроме того контролировать погоду. Yumni — веселый Бог. Он маленький сын Tate, а его мать Anog Ite, однако по причине проклятья, наложенного на нее, он родился не так, как рождаются другие дети и поэтому Он остается маленьким и не считается вместе с другими сыновьями Tate, которые считались как его четыре сына, а Yumni просто его младший сын. Wohpe научила Yumni всем играм и спортивным состязаниям и дала ему контроль над ними, так что Он является покровителем всех играющих, дружески спорящих, состязаний, игр и ухаживаний. У него нет представителя akicita и он никогда не появляется в видении. Его сила может быть заключена в любую вещь или игре, или в зелье wicasa hmunga чародеев и колдунов.
Wakanlapi — нематериальные Боги, которые пребывают или пребывали в материальных вещах. Их там четыре вида, он множество каждого вида. Тем не менее, каждый вид должен считаться как один, когда они считаются как Боги. Эти Духи материальных вещей бывают следующие: — Nagi, Дух, нематериальный Бог, чью субстанцию можно наблюдать в тех, кто хочет и может установить связь с людьми, прямо или через посредство Шамана. Skan заключает дух в каждого из людей при рождении. Он обитает в своем получателе до его смерти, контролируя положение и действия человека. После смерти он покидает тело, но задерживается поблизости, ожидая пожертвований умершему для мира духов. Когда эти подношения сделаны, он появляется перед Skan для получения приговора и если он положительный, то Tate позволяет ему вступить на тропу духов, по которой он отправляется в мир духов. Там дух распределяется на место, согласно его заслугам и затем он становится Духом. Духом, то есть Nagila или, как-духом, вещи наделялись следующим образом: — Тот, кто желает сделать такое, оставляет какую-нибудь вещь на имя умершего и тогда "как-дух" вещь становится собственностью духа. Материальные вещи становятся табу для тех, кто их оставил, но становятся собственностью любого, кто может их взять. Таким образом семья умершего могла оставить все свое имущество, вкладывая в него дух. Этим актом "как-дух" вещей забирался духом умершего в страну духов, и когда духи тех, кто делал такие вклады прибудут в мир духов, они обрадуются своим вещам. Если умерший убил врага и завладел его скальпом, то этим он получал контроль над духом врага, который не мог вступить на тропу духов до тех пор, пока победитель его контролировал и даже потом он должен был служить ему до конца тропы. Если дух осуждался Skan, как недостойный идти по тропе духов, он становился " sicun ", то есть скитающимся, бесприютным духом и должен был скитаться над миром до тех пор, пока Tate не полагал его достаточно пригодным, и тогда Он мог разрешить духу пройти через вход. Такие скитающиеся духи могут сообщаться с людьми, но их связь ненадежна и на нее нельзя полагаться. Они часто служат Ano Ite, нашептывая женщинам злобные сплетни и возбуждая ревность мужчин. Они могут стать близкими и фамильярными со стариками, делая свои предложения. Niya — нематериальный Бог, чья субстанция видима, когда он этого хочет. Niya дается каждому человеку Skan [ом] при рождении и следует за ним в виде тени до самой смерти. Тогда он остается с духом до тех пор, пока тот не уйдет к Skan для получения своего приговора. Затем он является свидетельствовать относительно поведения духа и по его показанию дух получает приговор. Когда Skan вынес приговор, он возвращается туда, откуда пришел и его нет больше. Его функции, в течении жизни человека заключаются в том, чтобы стимулировать жизнеспособность, предостерегать от хорошего и дурного, и давать силу влиять на других людей. Когда он уходит из тела — это смерть, однако он может уйти и снова вернуться, если Дух не покинул тело. Nagiya — нематериальный Бог, чью субстанцию можно видеть в любой форме, которую он выберет для появления. Как отдельные индивидуальности, они представляют собой нематериальность материальных вещей, отличных от людей. Skan вкладывает Nagiya в каждую вещь при ее появлении, и оставляет там до тех пор, пока она существует, а затем возвращает Nagiya туда, откуда он пришел. Он может быть в вещи и отдельно от нее, как например, когда он с вещью, он может на некоторое время отдаваться во владение духу и браться им в мир духов. Он может обладать любой другой вещью: например, Nagiya волка может овладеть деревом, когда дерево хочет иметь натуру волка. Или он может овладеть человеком. Например, Nagiya медведя может овладеть человеком, когда он хочет иметь натуру медведя. Специальной церемонией его сила может быть заключена в неодушевленную вещь, так сила Nagiya ядовитой травы может быть заключена в измельченную глину или сила лекарства может быть заключена в одном из людей. Вещь может быть заставлена ее Nagiya, говорить или действовать сверхъестественным образом и общаться с людьми. Sicun — нематериальный Бог, чью субстанцию не видно никогда. Он является силой людей и распространяет силу Богов. Считаясь человеческим, Он — множество, а отдельно от людей Он — один. Skan вкладывает " sicun " в каждого из людей при рождении. Он сопровождает человека до его смерти, а после возвращается туда, откуда появился. Его функции в том, чтобы дать возможность обладателю сделать те вещи, которые не могут делать животные, а также дать храбрость и силу духа. Он может находиться в своем владельце или отсутствовать, а может действовать или бездействовать, по своему желанию. Его можно заклинать о помощи церемонией или молитвой, но он не может быть помещен в какое-нибудь другого человека или вещь. Большинство из Богов могут распространять свои силы, и когда это происходит, их силы становятся " sicunpi ". Каждый sicun может быть заключен в материальную вещь специальной церемонией, правильно выполненой Шаманом. Sicun, заключенный во что-либо, должен быть еще укрыт специальными покрытиями, материал которых он пропитывает. Покрытия могут быть в виде мешочка, сумки, узла или любого вместилища, которые будут укрывать и прятать материал, укрывающий Sicun — Вместилище, покрытие и Sicun, все вместе делаются Wasicun. Понятие Оглала Wasicun наиболее близко объясняется английским словом Фетиш (Талисман), и это слово будет употребляться в дальнейшем. В то время, когда Талисман будет действовать независимо от источника его силы, с ним нужно обращаться с благоговением — как с Богом, который распространяет свой Sicun, потому что в это время Sicun — как этот Бог. Sicun — самые низкие среди Богов. Талисман может обладать силой любого Бога, за исключением Skan, Великого Духа и Солнца — Вождя Богов. Талисман, чьи Sicun являются Nagila, то есть подобие-духа, могут только лечить раны и болезни вызывать расстройства у людей. Каждый Талисман хранился в " piyaha ", то есть в знахарской сумке. Содержимое сумки знахаря (medicine bag) может быть любым материалом, Nagila, то есть подобие духа, которого могущественно или материалом, в который это могущество может быть заключено. Любой Оглала, кто подходит для проведения церемонии, может выбрать и попросить Шамана подготовить для него Талисман, чья сила соответствует церемониям, которые он может выполнять. Только Шаман должен предпринимать проведение церемоний, которые имеют отношение к Высшим Богам, так как только они выбирают Талисманы, имеющие большое могущество. Если сила какого-нибудь Бога обитает в какой-нибудь вещи, то она должна быть помещена к завернутому Талисману, представляющему этого Бога. Так как могущество Солнца обитает в огне и не может быть заключено ни в какую другую вещь, и так как огонь нельзя укрыть покровами, то Талисман, имеющий могущество Солнца, не может быть сделан. Так как Великий Дух — источник всех сил, то Талисманом заключающем в себе его могущество, не допустимо владеть людям. Задачей Талисмана является служить своему владельцу Его сверхъестественными силами, которые проявляются, когда Его как следует попросят. Готовя Талисман, Шаман выбирает формулировку, которая должна повторяться при обращении к Его силам. Другие Sicun — разрозненные, неорганизованные духи, скитающиеся над миром, но они относятся к классу Недоброжелательных, Злых Духов. Злые Духи разобщены, но определяются следующим образом: Iya или Ibon — материальный Бог, чья субстанция видима только по его желанию. Его обычное обличье — громадный, человек, а его главное свойство — это его аппетит. Он последний сын Камня, а его мать — Unktehi, Чудовище. У него нет постоянного места обитания и он носится над миром, высматривая все, что ему по силам сожрать. Он может за один присест проглотить множество людей или стадо животных. Его дыхание смрадно и оно является причиной многих болезней. Он глупый и часто служит мишенью для шуток его старшего брата Iktomi. Как Iya, он властелин над другими Недоброжелательными Богами и участвует в том зле, которое они придумывают. Как Ibon — он разрушительный циклон. Он питает отвращение к церемониям, боится огня и улетает от запаха шалфея и душистой травы. Дым трубки отвратителен для него. Gnaski — Демон, материальный Бог, чья субстанция видима по его воле. Его облик, как бык бизона, похожий на Бизоньего Бога. Люди называют его Бешеным Бизоном. Он жесток и свиреп, но он может появиться, как если бы он был Бизоний Бог, с целью возбудить в людях жестокость. Он может завладеть человеком и, если он контролирует дух, то человек безумен, а если он контролирует тень, то человек парализован. Его можно изгнать воскурением шалфея и душистой травы и он может быть подчинен Талисману Шамана. Unktehi — Чудовища, это материальные Боги, чья субстанция видима, но они прячутся в глубоких водах. Они имеют вид огромных рептилий с рогами, которые могут доставать тучи и с хвостами, которые могут повалить леса. Они взрывают почву своими когтями и делают глубокие овраги, они загрязняют воды и делают их непригодными для людей, они скрываются в засаде возле берега и похищают детей. Их они держат под водой в рабстве или превращают в водяных животных. Крылатый Бог всегда воюет с ними и в сражениях с Ним они вырывали куски земли. Так получились Bad Lands, Дурные Земли, где и сейчас можно найти кости Unktehi, которые были убиты. Шаман, чей Талисман обладает высочайшей силой, может подчинить Unktehi и прогнать их прочь, он может также разрушить их магические действия. Mini Watu — Водяные Духи, это материальные начала, чья субстанция видима, если они не слишком маленькие. Они имеют вид личинок и является причиной гниения. Они прячутся в воде и там подстерегают людей, отыскивая вход в их тела. Проникнув в тело, они щиплют внутренности или сковывают суставы, или воздействуют на мозг. Для них наслаждение в страданиях людей. Они воюют против " niya ", то есть тени и если они побеждают, то тень покидает тело. Однако их можно изгнать в палатке обновления (Inipi) с помощью Шамана или знахаря. Can Oti — Лесные Жители, это эльфы, которые блуждают по безлюдным местам и сбивают людей с толку, так что им становятся не известны место, где они находятся и направления. Эти эльфы могут принять вид животных или птиц для заманивания людей. Дым трубки или сила Четырех Ветров могут разрушить их козни. Ungla — гоблины (домовые). Они часто бывают в пустынных местах, а по ночам прячутся возле типи, где они могут появляться как неясные тени. Они пугают робких людей и детишек, и являются причиной тяжелых, горестных снов. Они боятся силы Солнца и убегают от нее, когда она показывается в свете огня. Gica — хитрые и злобные карлики, которые видимы или невидимы, по их желанию. Они являются причиной несчастных случаев и неудач, а по ночам тайно делают свои вредные дела. Сила Бизона или Медведя может обуздать или разрушить всю их деятельность. Nagilapi — вредные вещи, они присоединяются к Недоброжелательным Богам. Сила Злобного Бога может быть заключена в материальное тело колдуном, то есть wicasa hmunga. Таким образом, материальная вещь делается способной совершать то, что может делать Бог и она содействует в этом своему владельцу. Шаман может вызвать силу любого из всех Недобрых Богов и сделать ее действующей и значительной. Начала и сущности других Богов, с которыми Шаман может иметь дело и чьи действующие силы могут контролироваться Талисманом, следующие: Iktomi — перворожденный сын Камня был Богом до тех пор, пока Великий Дух не отделил его от Богов и не приговорил его вечно скитаться над миром, без друзей и общества. Он — материальное начало, чья субстанция видима или нет, по его воле. Так как его другой предок — бесформенный Крылатый Бог, то его обычный облик весьма странен, но он может появляться в виде стройного красивого юноши. Он обладает возможностями Бога, но это человеко-ненавистническое начало и он получает удовольствие, делая других объектами осмеяния. Он изобрел языки и дал имена и названия всем вещам. Он может общаться с людьми и с nagilapi, но он чаще занимается другими делами. Он часто беседует со своим младшим братом Iya, и тогда он, используя свое право первородства, как перворожденный сын, требует послушания от Iya и строит над ним насмешки. Если Iktomi присутствует на церемонии, то он будет строить козни и насмешки, обидные Богам, так как он злой шалун. В какой бы форме он не появился, Шаман может определить его и с помощью Талисмана возвратить ему его обычный странный облик "изгнать прочь". Waziya — это Старик, Колдун, который получил от Iktomi силу и возможности Бога, поэтому Великий Дух распорядился, чтобы его дух-тень оставался с ним навсегда и чтобы в мире он был такой единственный. Он муж Kanka и отец Anog Ite и таким образом дедушка Четырех Ветров. Его типи то же самое, что и у Yata, Северного Ветра, но Yata не живет в нем. Колдун всегда приходит с того направления, где его типи, и он может проникнуть в палатку только если дверь открыта по направлению к северу. И летом, и зимой он плотно закутан в меха, так как ему все время холодно, а его присутствие — причина простуд. Его присутствие на церемонии будет охлаждать обряды и сделает Богов равнодушными к ним. Он — раздражительное начало и быстро выражает свой гнев, но может быть добрым и заботливым к тому, кто нравится ему. Скитающиеся духи — его приятели и они выполняют его приказания. Он противник Шаманов и вмешивается в их дела. Шалфей противен ему и он не может находиться возле него, поэтому он всегда покидает места, окуренные шалфеем. Wakanka — Старуха, Ведьма, жена Wazi и мать Anog Ite, то есть бабушка Четырем Ветрам. Она ясновидящая и поэтому заставляет своего мужа воровать силу у Бога и подстрекает дочь бранить Солнце. Она вместе с Iktomi обсуждает и делает эти дела. Поэтому Великий Дух обрек ее на вечное одиночество в мире. Ее типи старое, дымное и обтрепанное, в нем она и помещается. Она является юношам и молодым девушкам в виде дряхлой старухи и просит их о чем-нибудь. Глядя по тому, как они проявят себя, в обращении с ней, она предсказывает им хорошую или злую (она ведь ясновидящая) судьбу и может сделать так, что ее предсказание исполнится. Если ее намерения злые, то Шаман, с помощью своего Талисмана может помешать ей. Anog Ite — дочь Wazi и Kanka. Она была женой Tate и дала ему четырех сыновей за одно рождение. Она была прекраснейшей из женщин, но очень тщеславной. Когда она была снова беременна, она, возбужденная интригой своей матери и Iktomi, попыталась интриговать с Солнцем. Этим она опорочила место Луны и принесла позор Tate. За это Великий Дух заставил ее жить в мире вечно и дал ей два лица: одно — соблазнительно-прекрасное, а другое — такое ужасное, что увидевший его, убегал в страхе или сходил с ума. Кроме того он (Великий Дух) дал ее четырем детям жизнь без начала, так что они всегда будут маленькими и сделал так, что ее дети не должны знать ее больше как мать. Сидя на месте Бога, она тем самым получила тайные силы и теперь так и живет в мире. Она стала безжалостной и мстительной, и вымещает свою злобу на людях. Своим прекрасным лицом она завлекает людей в свои объятья, а затем показывает им свое ужасное лицо и доводит их до сумасшествия. Она раздувает скандалы и ревность, мучает беременных женщин, она досаждает детям болезнями и страхами, она помогает запретным любовным делам и изменам, она боится стариков и старух, питает отвращение к коре и веточкам тополя (cottonwood, американский трехгранный тополь), так как они предохраняют против ее козней. Шаманы должны бороться с ней с помощью своих Талисманов, они могут одолеть ее разрушить ее интриги. Звезды — это сверхъестественные существа, народ Неба. Они равнодушны к делам людей, но могут спускаться вниз в мир и смешиваться с людьми, а некоторые из них имеют жен среди Лакота. Они выше сферы деятельности Шамана, так как они народ Великого Духа, который ими управляет. Бизоний Народ — это те, кто обитает в областях под миром, они также народ Солнца. Waziya был их вождем, но когда его сместили, они выбрали вождем Бизоньего Бога. Они обладают способностью к превращению и могут появляться в мире как животные или как люди, они могут смешиваться с Лакота и становиться их супругами. Они могут также превращать своих супругов и брать с собой в области под миром. Потомок Бизоньего Народа и Лакота обладает силами и возможностями его родителей-бизонов и подчиняет себе своих других родителей. Лакота, подчинившиеся бизоньему человеку или имевшие бизоньих детей, могли освободиться от их власти только с помощью Шамана, чей Талисман имел силу Бизоньего Бога. Глубокие старики и старухи из бизоньих людей, старясь, чувствовали возможности сверхъестественных сил в себе, которые они могли употребить для добра или зла и только Шаман мог помешать их вредным замыслам. Женщина, во время менструации чувствовала на себе власть Gnaski и Anog Ite и в это время легко могла быть обманута Iktomi. В течение этого времени она должна жить одна, а Шаман не должен допускать ее присутствия на церемониях. Животные имеют закон и, подчиняясь своей судьбе, становятся едой для людей, Шаман должен объяснить добытому животному, что это его судьба, затем украсить его в знак дружбы и, освобождая его, сказать о своей благодарности за доброту, которую оно высказало, став добычей. Человек может нарушить иногда закон животных и тогда они будут избегать охотников. В этом случае Шаман должен наказать провинившегося, запретив ему использовать части обиженных животных. Шаман должен получать вознаграждение за все, что он говорит и делает для пользы людей. Практикующий Шаман должен обучаться совместно с другими Шаманами. РЕГАЛИИ КАНДИДАТА Наставник продолжает свои наставления до тех пор, пока не удостоверится, что Кандидат понимает значение авторитета, сил, обязанностей и содержание деятельности Шамана, а затем он должен убедиться, что Кандидат приготовил следующие принадлежности: — красную юбочку, сделанную из мягкой дубленой оленьей кожи; — плащ из выдровой шкуры, дубленой с мехом; — два браслета, сделанных из волос, оставленных бизоном; — два ножных браслета из кроличьей шкурки, выдубленной с мехом; — свисток, сделанный из локтевой кости орлиного крыла; — обруч, сделанный из увядшей ивы; Кандидату не разрешается входить в Священную Палатку в церемониальном лагере без этих регалий, которые он может украсить любым образом с позволения Наставника. Кандидат может также приготовить для себя знаки отличия, которые он имеет право носить и взять с собой в Священную Палатку; он может носить их в течение всего исполнения Танца Солнца. Он должен также приготовить трубку и необходимое количество табака на все четыре дня, считая с того времени, как он войдет в Священную Палатку и до того, когда танец завершится.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 744; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |