Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Смысл зрелости 1 страница




 

 

Вопрос первый:

Ошо, ты сказал, что у меня незрелый ум. Что значит обладать зрелым умом?

 

Думать, что ты знаешь, значит быть незрелым. Действовать из знания, из умозаключения — незрелость. Действовать из не-знания, из не-умозаключения, не опираясь на прошлое, — зрелость.

Зрелость — глубокое доверие к собственной сознательности. Незрелость — недоверие. А когда вы не доверяете своей осознанности, вы доверяете знаниям, но это подмена, и очень жалкая подмена.

Постарайтесь осознать, это важно. Вы жили, вы испытали многое; вы читали, вы слушали, вы думали. И вот они, все ваши умозаключения. Когда возникает некая ситуация, вы можете действовать двумя способами. Вы можете действовать из всего накопленного прошлого, опираясь на него, — это то, что я подразумеваю под действием из центра, из умозаключений, исходя из опыта, устаревшего, мертвого, — и тогда, что бы вы ни делали, ваш отклик не будет откликом, это будет реакция. А реагировать — значит быть незрелым.

Если вы способны действовать здесь и сейчас, в данном моменте, из сознательности, из осознанности, отбросив все, чему вы научились, — именно это я называю действием из не-знания. Это действие из наивности, именно это и есть зрелость.

Как-то я прочитал анекдот...

 

Кода сыну исполнилось тринадцать лет, мистер Смит решил, что настало время поговорить с ним о том, что должен знать о жизни каждый юноша в его возрасте. И вот однажды вечером он позвал сына в кабинет, плотно прикрыл дверь и с чувством собственного достоинства начал: «Сын, я хочу поговорить с тобой о жизни».

«Да, конечно, па, — сказал мальчик. — Что тебе рассказать?»

 

Ум остается незрелым, пока он не готов к познанию. Эго более чем удовлетворено, если вам не нужно ничему ни у кого учиться; эго более чем высокого мнения о себе, если считает, что уже все знает. Но проблема в том, что жизнь постоянно меняется, она не стоит на месте: она продолжает свое течение, она поток, а ваши знания всегда неизменны. Ваши знания не связаны с жизнью, они остались где-то в прошлом. Всякий раз, когда вы будете реагировать из них, вы будете упускать главное, потому что это не будет именно то, что следует делать. Жизнь изменилась, но ваше знание остается прежним, и вы действуете из этого знания. Вы встречаете сегодняшний день вашим вчерашним знанием. Вы никогда не сможете быть живым. И чем больше вы действуете из знаний, тем более незрелым вы становитесь.

Позвольте мне поведать вам один парадокс: каждый невинный ребенок зрелый. Зрелость не имеет ничего общего с возрастом, потому что она не имеет ничего общего с опытом. Зрелость имеет отношение к восприимчивости, к свежести, целомудрию, невинности. Поэтому. когда я говорю «зрелость», я не имею в виду, что, становясь более опытными, вы становитесь более зрелыми. Именно это люди обычно подразумевают, употребляя это слово. Я имею в виду другое. Чем больше вы будете знать, тем более незрелым будет становиться ваш ум. А когда вам исполнится семьдесят или восемьдесят лет, вы будете абсолютно незрелыми, потому что вы действуете из просроченного прошлого.

Понаблюдайте за маленьким ребенком: ничего не зная, не имея опыта, он действует из здесь и сейчас. Вот почему дети могут усвоить больше, чем люди в возрасте. Психологи утверждают, что если ребенка не заставлять учиться, не вынуждать заниматься, то он способен за три месяца выучить любой иностранный язык. Оставьте его в покое с носителями языка, и через три месяца ребенок заговорит. Но если вы будете его заставлять, это займет едва ли не три года, потому что чем больше вы его заставляете, тем больше он начинает действовать из всего, что он выучил, из вчерашнего знания. Если же он оставлен в покое, он развивается свободно, спонтанно; учение дается ему легко, само по себе, автоматически.

К восьми годам ребенок усваивает примерно семьдесят процентов всей информации, которую ему предстоит узнать за всю свою жизнь. Он может жить восемьдесят лет, но к восьми годам он усвоил уже семьдесят процентов — ему осталось узнать всего лишь тридцать процентов, и с каждым днем его способность усваивать знания становится все меньше и меньше. Чем больше он знает, тем меньше он учится. Когда люди употребляют слово «зрелость», они имеют в виду много знаний; когда я употребляю слово «зрелость», я имею в виду способность учиться — не знать, а учиться. Это разные, тотально разные, диаметрально противоположные вещи.

Знание мертво. Способность учиться — живой процесс: вы просто остаетесь способными учиться, остаетесь доступными, открытыми, вы готовы воспринимать. Учение — это восприимчивость. Знание делает вас менее восприимчивым, потому что вы начинаете думать, что все уже знаете: что еще учить? Когда вы уже все знаете, вы многое упускаете, когда вы ничего не знаете, вы не можете ничего упустить.

Дожив до старости, Сократ сказал: «Я знаю, что ничего не знаю!» Это зрелость. В самом конце жизни он сказал: «Я ничего не знаю!»

Жизнь необъятна. Как может этот ничтожный ум все знать? Уже небольшого проблеска достаточно, даже этого слишком много. Существование неизмеримо, беспредельно, без начала и без конца — как может эта ничтожная капля сознания познать его? Уже достаточно нескольких проблесков, нескольких открытых дверей, нескольких случайных моментов соприкосновения с существованием. Но эти моменты нельзя обратить в знание. Но ваш ум стремится сделать это. И становится более и более незрелым.

Поэтому первое: важно, чтобы вы были восприимчивы к познанию и ваша способность к обучению не была перегружена знаниями, не должна быть покрыта пылью. Зеркало познания должно оставаться ясным и чистым, чтобы оно могло отражать.

Ум может действовать двумя способами. Он может действовать, как пленка в фотоаппарате: однажды использованная, она уже впитала необходимую информацию и утратила свою способность усваивать. Однажды использованная, она уже зафиксировала изображение: теперь она бесполезна, она больше не способна усваивать. Если вы будете использовать ее снова и снова, изображения наложатся одно на другое, и все смешается. Вот почему люди, которые много знают, боятся учиться: все смешается. Они — уже использованная пленка.

Но есть другой способ познания — отражать, как зеркало. Используйте зеркало множество раз — ничего не изменится: когда вы подходите к зеркалу, ваше отражение появляется; когда вы уходите, отражение исчезает. Зеркало никогда не накапливает. Пленка в фотоаппарате моментально накапливает; она скупец, она хватает и крепко держит. Зеркало же просто отражает: вы перед ним — и вы в нем; вы уходите — и в зеркале вас нет.

Только так можно остаться зрелым. Каждый ребенок рождается зрелым, но почти все умирают незрелыми. Это кажется парадоксальным, но это так. Оставайтесь невинными, и вы останетесь зрелыми.

Второе. Незрелый ум всегда занимают мелочи. Незрелый ум всегда занимают предметы обихода: деньги, дома, машины, власть, престиж — все это мелочи, все это мишура. Зрелый ум занимают только существование, собственное существо, сама жизнь. Поэтому, когда я говорю, что у вас незрелый ум, я имею в виду, что вас все еще интересуют атрибуты, но не личности; вас все еще интересует внешнее, но не внутреннее; вас все еще интересуют объекты, но не субъективное; все еще интересно конечное и не интересно бесконечное.

Понаблюдайте за своим умом: куда он движется, о чем мечтает. Если вы найдете на дороге драгоценный бриллиант, а рядом будет цвести прекрасная роза, что привлечет ваше внимание — роза или бриллиант? Вы даже не заметите розу, если ваше внимание привлечет бриллиант. Вы пройдете мимо розы: «Она не представляет никакой ценности». Ваш взгляд затуманится только от одного вида бриллианта. Ваш ум целиком сосредоточится на бриллианте, и вы упустите живой бриллиант — розу.

В индуистском раю, говорят, растут не обычные розы — они сделаны из бриллиантов. Я не знаю, но я видел розы. Если вы можете увидеть розы здесь, на этой земле, не в раю, но здесь и сейчас — они сделаны из бриллиантов, зачем далеко ходить? Если вы познали, как это — видеть розу, ничто не сравнится с этим. И, когда вы сможете увидеть розу, вы навсегда забудете об алмазах.

 

Однажды ко мне пришел Мулла Насреддин. Он был чрезвычайно обеспокоен: «Ах, бедный мистер Джонс. Вы слышали, что с ним произошло? Он поднимался по лестнице, споткнулся на последней ступени, полетел вниз, разбил голову и умер на месте!»

Потрясенный, я переспросил: «Умер?»

«Умер, — повторил он с особым упором, — и разбил свои очки!»

 

Незрелый ум больше занимают очки, чем человеческая жизнь, смерть и любовь; его занимают вещи, дома, машины. Когда я говорю вам, что у вас незрелый ум, я имею в виду, что вам все еще интересно то, что ничего не стоит, что несущественно. В лучшем случае, это можно использовать; в лучшем случае, это может стать украшением жизни. Но это не может подменить жизнь, не может быть замещением жизни, не может стать самой жизнью. Однако есть множество людей, которые сделали это своей жизнью.

Я знаю нескольких богачей, живущих такой нищенской жизнью, это сложно себе представить...

 

Я знал в Дели одного человека, у которого было шесть бунгало. Он сдавал их в аренду, а сам жил в маленьком темном жилище, один, без жены и детей.

Однажды я его спросил: «Ты состоятельный человек. Почему ты продолжаешь жить в этой сырой темной камере? За что ты заточил себя? За что ты несешь это покаяние?»

Он сказал: «Ни за что. Я так всегда жил, и это полностью меня удовлетворяет. А в этих шести бунгало пусть живут другие».

Он приходит в эти дома, только чтобы собирать плату.

Еще я спросил его: «Почему ты так и не женился?»

«Я бедный человек, а женщины очень дорого обходятся. Я не могу себе это позволить», — ответил он.

 

Если вы встретите этого человека, вы ни за что не догадаетесь, что он владеет шестью домами и имеет хороший доход. Что случилось с этим человеком? Деньги его интересуют больше, чем он сам; деньги его интересуют больше, чем желание любить; его больше интересует власть, которую дают ему деньги, и он никогда ничем ни с кем не делился.

Такие люди не редкость, их можно встретить повсюду. К этому склонен каждый. И эти люди дают рациональные объяснения.

Этот человек очень умен. Он говорит: «Это не скупость. Не поймите меня неправильно. Я простой человек, живу простой жизнью. Я религиозный человек, простая жизнь прекрасна».

Если вас также интересуют вещи, вы незрелы. Переключите свое внимание. Старайтесь больше и больше интересоваться людьми, чем собой.

Здесь есть одна саньясинка. Она постоянно влюбляется в бедняков, хотя сама неимоверно богата.

Несколько дней назад она пришла ко мне и спросила: «Ошо, почему я все время влюбляюсь в бедняков, таких, которые живут практически на улице?»

Я знаю причину: рядом с нищим ей не нужно беспокоиться о своих деньгах, и она думает, что помогает этим людям — едой и по мелочи. На самом деле, она никогда не любила. Она настолько любит деньги, что не может любить людей. По сути, она приобретает этих людей за деньги; они ничего не стоят, а она ничем не рискует. Они чувствуют себя обязанными, ведь она дает еду, одежду, кров; они чувствуют себя обязанными, поэтому притворяются, что любят ее, а она притворяется, что влюблена. Это хороший способ защитить свои деньги, остаться закрытым, скупым.

Она страдает, ей больно, но она не может понять, в чем дело. Она должна научиться делиться. Если вы умеете делиться, вы зрелый человек. Если вы не умеете делиться, вы незрелы.

Это деление происходит на всех уровнях, во всех направлениях, во всех измерениях. Вы делитесь всем, что у вас есть. Это очень важно понять: чем больше вы отдаете, тем больше это прорастает в вас. Делитесь всем, что у вас есть, и оно прорастет; цепляйтесь, бойтесь потерять, бойтесь дружбы, любви, и они сойдут на нет. Жизнь знает только один закон — это закон распространения, деления.

Посмотрите на природу. Природа такая расточительная! Нужен один цветок — распустится множество. Когда вы занимаетесь любовью, во время каждого оргазма высвобождаются миллионы клеток. Одной было бы достаточно, потому что зачать можно только одного ребенка, но высвобождаются миллионы. Один мужчина может заселить всю планету — всего один мужчина! Обычный человек занимается любовью по меньшей мере четыре тысячи раз за свою жизнь — обычный человек, — и каждый раз высвобождаются миллионы клеток. Весь мир, все существующее в данный момент население может произвести на свет один мужчина. А на самом деле на Западе мужчина становится отцом всего лишь двоих-троих детей, на Востоке — двенадцати, четырнадцати, пятнадцати — и это все. Для зачатия пятнадцати детей высвобождаются миллионы клеток.

Природа невероятно расточительная. Где нужен один цветок, она рождает миллионы. Одно дерево может произвести... посмотрите на этот гулмор — миллионы семян уже готовы. Они все упадут на землю, но лишь несколько — одно, два, четыре, пять, десять, двадцать, сто, — возможно, станут деревьями. Почему так много семян? Существование не скупец. Если вы просите об одном, оно дает миллион. Просто попросите! Иисус сказал: «Стучите, да откроют вам, просите — и дано вам будет». Помните: вы просите одно, а получаете миллионы.

В тот момент, когда вы становитесь скупым, вы закрыты для основополагающего явления жизни — распространения, деления. В тот момент, когда вы начали цепляться за вещи, вы упустили цель; вы упустили, потому что вещи не цель. Вы, ваше сокровенное существо — вот цель. Не красивый дом, но ваша красота; не много денег, но ваше богатство; не обилие вещей, но открытое существо, доступное великому множеству всего сущего.

Когда я говорю, что вы незрелы, я имею в виду, что вы слишком привязаны к вещам и до сих пор не усвоили, что жизнь состоит из сознательности, из существ, не из вещей. Вещи нужны для того, чтобы их использовать. Они нужны, но не начинайте ими жить. Не хлебом единым жив человек: как только вы начинаете жить только хлебом, только вещами, вы мертвец.

И третье: зрелость всегда спонтанна; она не планирует, она не проводит репетиций.

Люди приходят ко мне...

Вчера вечером здесь был человек. Он сказал мне: «Я готовлюсь задать столько вопросов, когда иду к тебе, но как только прихожу — все забываю. Что ты делаешь со мной?»

Я абсолютно ничего не делаю! Это вы. Тот момент, что вы готовитесь, уже говорит о том, что все это фальшь. То, что истинно, подготовки не требует. Жизнь не нуждается в репетициях, репетиции нужны в театре. Театр — подделка. Если вы готовите ваши вопросы, это значит, что они не ваши.

Если вас мучит жажда и вы приходите ко мне, сможете вы забыть о ней, захотите вы утолить вашу жажду? Как вы сможете забыть? Более того, когда вы приходите на берег реки, ваша жажда разгорается с новой силой, потому что, когда вы видите, как течет вода, слышите ее журчание, незамедлительно все, что вы подавляли в себе, вырывается на поверхность, откликается. Все ваше существо говорит: «Хочу пить!» Если вас мучит жажда, вы о ней не забудете.

Но вы готовите вопросы. Вы готовитесь пойти к реке и сказать: «Я очень хочу пить!» В чем смысл подготовки? Если вы хотите пить, то вы хотите. Если нет, то к тому времени, как вы придете к реке, вы забудете про это.

Когда я говорю, что вы незрелы, я имею в виду, что вы готовите ваши вопросы. Они исходят от ума, они не рождаются в сердце. Они никак с вами не связаны, они в вас не укоренены.

 

В жизни Джорджа Бернарда Шоу произошел один примечательный случай. Однажды на премьере одной из своих пьес он вышел на сцену, чтобы по обычаю любезно поблагодарить зрителей за теплый прием.

Однако там оказался один недовольный, который воспользовался паузой в звучании аплодисментов и громогласно заявил: «Шоу, твоя пьеса — дерьмо!»

В зале на миг воцарилась гробовая тишина, но Шоу невозмутимо воскликнул: «Абсолютно согласен с вами, мой друг, но что мы вдвоем..., — тут он обвел жестом весь зрительный зал, —...против подавляющего большинства?»

И зал взорвался аплодисментами.

 

Подобное нельзя подготовить заранее. Это невозможно. Это непосредственный отклик, и в этом его красота. К такому невозможно подготовиться. Жизнь — непрерывный поток, поэтому либо вы откликаетесь сразу, либо упускаете. Потом вы придумаете множество ответов — можно было ответить так, а можно было ответить этак, — но теперь они бесполезны.

 

Марк Твен возвращался вместе с женой домой из лектория, в котором он держал прекрасную речь. На лекции жены не было, она после заехала за ним.

По пути она спросила: «Как лекция?»

Марк Твен ответил: «Какая именно? Та, к которой я готовился, та, которую я прочитал, или та, которую, как я сейчас думаю, надо было прочитать? Какая именно?»

 

Если вы готовитесь, так и будет. Оставайтесь осознанным, бдительным, чутким, действуйте из вашей непосредственности. И тогда не только окружающие увидят ее живой отклик, но и вы сами будете взволнованы собственным откликом. Не только окружающие будут удивлены, будете удивлены вы сами.

Я называю зрелым тот ум, который сохраняет способность удивляться. Ум является зрелым, если он постоянно продолжает удивляться другим, самому себе, всему. Жизнь для него — непреходящее изумление: у него нет готовых планов, нет готовых ответов. Он никогда не знает, что случится: каждое мгновение он движется в неизведанное. Он никогда не забегает вперед, он никогда не отстает. Он просто остается собой. Всегда и везде.

И, наконец, последнее и самое основное: когда я говорю, что у вас незрелый ум, в первую очередь, я имею в виду, что у вас есть ум. Ум как таковой не может быть зрелым. Только не-ум зрелый.

Зрелость никак не связана с умом, потому что ум означает все, что вы знаете. Ум означает ваш опыт; ум означает ваше прошлое, ваши репетиции, ваши приготовления. Все это заключает в себе слово «ум». Ум — это не что-то конкретное, это все накопления, весь мусор, весь ворох вашего мертвого прошлого.

Когда я говорю: «Будьте зрелыми», я имею в виду — станьте не-умом. Если вы действуете спонтанно, вы действуете из не-ума. Если вы остаетесь способными к познанию, вы останетесь способным к бытию вне ума снова, снова и снова — ум никогда не будет накапливать. Если вы способны оставаться бдительным и спонтанным, способны удивляться жизни и самому себе, удивительны для себя, постепенно вас все больше и больше будет интересовать самая глубина жизни, самое сердце жизни. И когда вы будете видеть человека, вы будете видеть не просто тело; ваш взгляд станет проникающим, как рентген. Он будет схватывать самого человека, его сознательность, внутренний свет в другом человеке. Тело — всего лишь пристанище: вы встречаете человека, пожимаете ему руку, но не только руку, вы пожимаете саму личность, вы встречаете саму личность.

Постепенно вы начнете осознавать, что и ваше тело — лишь внешнее одеяние: вы должны заботиться о нем, им нельзя пренебрегать, оно важно, но оно не вершина. А вы хозяин, а не слуга. Постепенно, проникая все глубже и глубже внутрь, вы узнаете, что ум также одеяние, только внутреннее. Оно значительно дороже, чем тело, но не дороже вас. Вы наивысшая ценность.

И как только вы осознаете свою величайшую ценность, вы становитесь зрелым. И как только вы осознаете свою величайшую ценность, вы осознаете величайшую ценность всего. Все существа — будды. Никто не ниже, и вся жизнь божественна. Вы ходите по святой земле.

Говорят, когда Моисей взошел на холм, чтобы встретиться с Богом, перед ним загорелся куст, и из-за куста он услышал: «Стой! Сними свою обувь, ибо земля эта священна». Мне всегда нравилась эта история. Вся земля — священная земля, и все кусты охвачены пламенем набожности. Если вы не замечали этого, вы многое упустили. Приглядитесь: все кусты охвачены пламенем набожности, и из-за каждого куста доносится: «Остановись и сними свою обувь. Земля, по которой ты ходишь, священна».

Вся земля, вся планета, все существование божественно. Как только в вас проникнет это чувство, я назову вас зрелыми, но не раньше. Зрелый ум — религиозный ум.

 

Вопрос второй:

Ошо, почему я делаю из мухи слона?

 

Потому что эго не может чувствовать себя довольным и спокойным, когда есть только мухи, оно хочет слонов. Даже если это страдание, оно не должно быть кочкой, оно должно быть Эверестом. Даже если это страдание, эго не хочет быть просто несчастным, оно хочет быть чрезвычайно несчастным!

Бернарду Шоу приписывают эти слова: «Если я не буду первым на небесах, я предпочту отправиться в ад — только чтобы быть там первым!»

В христианстве есть только один ад, и Бернард Шоу даже не подозревал, что у нас в Индии существует понятие о семи кругах ада. Если бы он знал об индуистской преисподней, он бы выбрал седьмой круг, потому что на пятом он бы чувствовал себя оскорбленным: есть те, кто все же далеко впереди него, в седьмой преисподней. Истинные грешники, великие грешники — вот кто в седьмой преисподней! Так или иначе, человек хочет быть первым. Поэтому продолжает делать из мух слонов.

 

Умерла как-то очень мнительная женщина. Весь город вздохнул с облегчением, все медицинские работники вздохнули с облегчением, потому что для многих она была постоянной головной болью. Семья, доктора, целители — она донимала всех и вся, но никто так и не смог ей помочь. А она получала удовольствие от той мысли, что никто не может поставить ей диагноз — она страдает от исключительной болезни. На деле же никакой болезни не было.

В конце концов она умерла, и в городе был почти что праздник. Но когда вскрыли ее завещание, выяснилось, что она категорически настаивает на исполнении ее последней воли. Ее желание заключалось в следующем: на ее могиле должен быть установлен надгробный памятник с такими начертанными на нем словами: «Теперь вы поверите, что я была больна?»

Так она снова напомнила о себе всему городу.

 

Люди не перестают создавать значительные проблемы из ничего. С тысячами из них я разговаривал об их проблемах, но еще не услышал ни об одной настоящей проблеме. Все эти проблемы поддельны. Вы создаете их, потому что без проблем вы ощущаете пустоту. Тогда нечего делать, не с кем бороться, некуда идти.

Люди ходят от одного гуру к другому, от одного мастера к другому, от одного психоаналитика к другому, кочуют из одной группы по решению проблем в другую — ведь без этого они чувствуют пустоту, и жизнь кажется им бессмысленной. Вы создаете проблемы, чтобы чувствовать, что жизнь — великий труд, постоянный рост, жестокая борьба.

Эго может существовать только в борьбе, помните об этом, только в сражении. Если я вам скажу: «Убейте трех мух — и станете просветленным», — вы не поверите мне. Вы скажете: «Трех мух? Кажется, этого недостаточно. И я стану просветленным? Это не кажется правдоподобным». А если я скажу убить семьсот львов — это уже похоже на правду!

Чем значительней проблема, тем значительней вызов — тем значительней чувствует себя ваше эго, тем сильнее возвышается. Вы создаете проблемы — они не существуют.

А теперь, если позволите, не существует даже мух. Это одна из ваших уловок. Вы говорите: «Да, может, слонов и нет, но мухи...?» Нет, не существует даже мух — они ваши порождения. Сначала вы из ничего создаете мух, затем из мух вы делаете слонов. Священники, психоаналитики и гуру счастливы: благодаря вам процветает их дело. Если вы не создаете из ничего мух и не превращаете их в слонов, в чем тогда смысл помощи гуру? Вы должны нуждаться в помощи, чтобы вам помогать.

Истинные мастера говорят о другом. Они утверждают: «Посмотри, чем ты занимаешься, какой же бессмыслицей ты занимаешься! Сначала ты создаешь проблему, а потом пускаешься на поиски ее решения. Понаблюдай, зачем ты создаешь проблему. В самом начале, точно в тот момент, когда ты создаешь проблему, рождается и ее решение — не создавай ее!» Но это не привлекает вас, потому что в этом случае вы вдруг оказываетесь лицом к лицу с самим собой. Нечего делать? Просветления нет? Сатори нет? Самадхи нет? Неприкаянный, пустой, вы пытаетесь заполнить себя хоть чем-нибудь.

У вас нет никаких проблем. Только это и нужно понять. В этот самый момент вы можете отбросить все свои проблемы, потому что они ваши порождения. Взгляните иначе на ваши проблемы: чем глубже вы заглядываете, тем меньше они представляются. Продолжайте вглядываться в них, и постепенно они начнут исчезать. Продолжайте всматриваться, и однажды вы обнаружите, что пустота — прекрасная пустота окружает вас. Не надо ничего делать, никем быть, потому что вы уже такой.

Просветление — это не то, чего можно достичь; просветление — это то, что нужно прожить. Когда я говорю, что достиг просветления, я имею в виду, что однажды просто решил прожить его: надо значит надо! И с тех пор я живу им. Это установка, что с этого момента вам больше не интересно создавать проблемы, вот и все. Это установка, что с этого момента вы завязали со всей этой чепухой типа создания проблем и поиска решений.

Это игра, в которую вы играете сами с собой: сами прячетесь и сами ищете. Вы и тот, и другой — и вы знаете это! Вот почему, когда я говорю об этом, вы улыбаетесь, вы смеетесь. Я не говорю ничего смешного, вы понимаете это. Вы смеетесь над собой. Посмотрите, как вы смеетесь, посмотрите на свою улыбку. Вы понимаете это. Так и должно быть, ведь это ваша игра: вы прячетесь и ждете себя, когда вы начнете искать и найдете себя. Вы можете найти себя прямо сейчас, потому что это вы прячетесь.

Вот почему мастера дзен практикуют затрещины. Когда кто-либо приходит и говорит: «Я хочу стать буддой...», — мастер приходит в ярость, потому что он говорит полную ерунду. Он уже будда. Если Будда приходит ко мне и спрашивает, как стать Буддой, — что вы мне предлагаете делать? Я отвешу ему затрещину: «Кого ты хочешь обмануть? Ты будда!»

Не создавайте себе лишних проблем. Понимание придет к вам, если будете наблюдать, как делаете проблему все больше, больше и больше, как накручиваете себя, как подгоняете колесо все быстрее, быстрее и быстрее. Затем вы оказываетесь на вершине страдания и испытываете нужду в сочувствии всего мира.

Одна саньясинка, Марга, написала мне записку: «Ошо, мне очень грустно, потому что когда ты говоришь с нами, то смотришь на всех, кроме меня». Послушайте, я ни на кого не смотрю, но я получил глаза, и они должны куда-то смотреть. Не то чтобы я смотрел на кого-то. Я ни на кого не смотрю. Загляните в мои глаза — они пусты, они безучастны. А вы пытаетесь найти в них свое отражение и не находите его, и глубокая печаль охватывает вас.

И возникает новая проблема: теперь эго чувствует себя уязвленным. На всех смотрят, а на вас нет! Проследите, как вы сделали себя исключительным. Вы будто стали особенным, а я смотрю на всех, на обычную толпу, но не на вас. Вы стали уникальным. Если я смотрю на Маргу — а я это делать не собираюсь; после того, как я получил от нее записку, я вообще не собираюсь смотреть на нее, — если я смотрю на нее, тогда эго придумывает другую уловку: я смотрю только на нее. И это создает проблему!

Вы великие создатели проблем. Просто осознайте это, и проблемы сразу исчезнут. Вам это по силам. Вы рождены совершенным — этим все сказано. Вы рождены совершенным, совершенство — ваша сокровенная сущность. Вы должны просто прожить это. Решиться и прожить это.

Если вы еще не насытились игрой, можете продолжать, но не спрашивайте почему — вы знаете ответ. Ответ прост: эго не может существовать в пустоте, ему необходимо с чем-то бороться. Подойдет даже порождение вашего воображения — вам необходимо с кем-то бороться. Эго существует только в противостоянии. Эго не существование, эго — напряжение. Как только возникает противоречие, появляется напряжение и проявляется эго; когда противоречий нет, отсутствует и напряжение, и эго исчезает. Эго не атрибут, эго — напряжение.

И, конечно, никто не хочет слабое напряжение, все хотят серьезных напряжений. Если вам недостаточно своих проблем, вы начинаете думать о человечестве, о мире, о будущем, о социализме, о коммунизме и тому подобной дребедени. Вы начинаете думать об этом, будто судьба всего мира зависит от ваших размышлений. И вы думаете: «Что будет с Израилем? Что будет с Африкой?» И не перестаете размышлять и создаете проблемы.

Люди волнуются, они не могут уснуть, ведь где-то идет война. Они крайне возбуждены. Их собственная жизнь настолько заурядна, что они начинают черпать исключительность из других источников. Нация в беде — они отождествляют себя с нацией. Культура в опасности, общество в опасности — это серьезные проблемы, и вы отождествляете себя с ними. Вы индуисты — индуистская культура в опасности; вы христиане — церковь в беде. Весь мир под угрозой — и вы становитесь значительней благодаря вашим проблемам.

Эго нужны проблемы. Если вы осознаете... в самом этом осознании слоны снова станут мухами, а затем и мухи исчезнут. И вдруг возникает пустота, полная пустота вокруг. Вот в чем заключается просветление: глубокое осознание, что проблем нет.

Теперь, когда проблем нет и нечего решать, что вы будете делать? Вы сразу же начинаете жить. Вы будете есть, вы будете спать, вы будете любить, вы будете болтать, вы будете петь, вы будете танцевать — что еще здесь можно делать? Вы стали богом, вы начали жить.

Если Бог существует, несомненно одно: у него не должно быть никаких проблем. Без сомнения. Тогда чем же он занят все свое время? Проблем нет, не нужно консультироваться с психотерапевтом, не нужно ходить к гуру и никому сдаваться. Что же делает Бог? Он, должно быть, сходит с ума, находится в смятении. Что он будет делать? Ничего, он живет; его жизнь тотально заполнена жизнью. Должно быть, он ест, спит, танцует, заводит романы — и никаких проблем.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 312; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.088 сек.