Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Список сокращений 4 страница




[262] Сделаем в данном контексте небольшую реплику по поводу одного вопроса древнегреческой торговли. В трудах археологов нередко можно прочесть, что одной из главных статей импорта либо экспорта того или иного полиса была керамика. Подобный вывод базируется на том обстоятельстве, что при раскопках античных греческих городов, например, Северного Причерноморья, находят немалое количество черепков керамических сосудов, произведенных в других полисах. Нам, однако, представляется, что предметом торговли в данном случае следует считать не сосуды как таковые, а их содержимое. И действительно, зачем бы везти глиняную амфору саму по себе, скажем, из Синопы в Херсонес? Точно такую же можно было сделать на месте. Совсем другое дело, если эта амфора служила лишь тарой, вместилищем какого-либо сыпучего или жидкого товара (зерна, вина или того же масла). Иной тары, кроме глиняной, греческая античность не знала, а глиняные черепки практически неуничтожимы и были просто-таки обречены дойти до наших дней, хотя та органическая субстанция, для которой они служили, давно уже погибла, даже если не была потреблена. В нашей конкретной ситуации это означает, что интенсификация экспорта из Афин оливкового масла, начиная с Солона, археологически должна была проявиться в постепенном, но неуклонном увеличении присутствия афинской керамики в Средиземноморье (как оно и происходит, см. динамику по Леванту: Perreault J. Y. Céramique et échanges: Les importations attiques au Proche-Orient du VIe au milieu du Ve siècle avant J.-C. Les données archéologiques // BCH. 1986. Vol. 110, N 1. P. 145—175). Позволим себе поиронизировать: может быть, археологи грядущих веков решат, что главной статьей экспорта из США и Европы в Россию на рубеже II —III тысячелетий были... пластиковые бутылки (как известно, полимеры, из которых они сделаны, тоже практически не подлежат разложению, что, кстати, вызывает тревогу у экологов).

[263] Starr Ch.G. The Origins... P. 356.

[264] Характерный пример. Около середины V в. до н.э. в Афины прибыл сиракузянин Кефал, основавший в них крупную ремесленную мастерскую по производству щитов. Он прожил в Афинах вплоть до смерти и передал свое дело сыновьям — Полемарху и Лисию (будущему оратору). Перед нами, таким образом, целая семья ремесленников, переселившаяся в Афины. Кефал был, судя по всему, родовит (обратим внимание, что его старший сын носил аристократическое имя Полемарх), весьма богат, хорошо образован (входил в кружок Сократа) и вращался в кругах афинской элиты, в частности находился в близких отношениях с самим Периклом. Тем не менее ни он, ни его потомки так и не удостоились ничего большего, чем принадлежность к высшей категории метэков (с правом приобретения недвижимости).

[265] Вопреки мнению, высказываемому в работе: Hansen М.Н. The Athenian Ecclesia II: A Collection of Articles 1938- 1989. Copenhagen, 1989. P. 248.

[266] Boegehold A.L. et al. Op. cit. P. 18.

[267] Forrest W.G. The Emergence... P. 173.

[268] Об эволюции практики рассмотрения дел в гелиее см.; Boegehold A.L. et al. Op. cit. P. 21-42.

[269] Впрочем, к той сфере права, которая относилась к убийствам и была еще до Солона урегулирована драконтовским законодательством, новый порядок не был применен. В ней все осталось по-прежнему (δίκη φόνου, а не γραφή φόνου), и в течение всей афинской истории только родственники убитого имели право возбуждать процесс против убийцы. См.: Mélèze Modrzejewski J. La sanction de l'homicide en droit grec et hellénistique // Symposion 1990: Vorträge zur griechischen und hellenistischen Rechtsgeschichte. Köln, 1991. S. 3- 16.

[270] В этом же пассаже Плутарх (хотя и не без колебаний) высказывает мнение о том, что и Ареопаг учрежден Солоном. Но это мнение очевидным образом ошибочно. О возможных причинах заблуждения Плутарха см.: Суриков И.Е. Афинский ареопаг... С. 31. Дело, судя по всему, в том, что до введения нового Совета Четырехсот старый Совет, заседавший на холме Ареса, был единственным и еще не нуждался в особом названии, фигурируя просто как ἡ βουλή. Потому-то слово "Ареопаг" и не встречалось в досолоновских документах.

[271] Иногда историчность солоновского Совета Четырехсот вообще отрицается (см., например: МсСагдаг D.J. New Evidence for the Kleisthenic Boule // CIPh. 1976. Vol. 71. N 3. P. 250; Doenges N.A. Ostracism and the Boulai of Kleisthenes // Historia. 1996. Bd. 45. H. 4. S. 387-404), однако сколько-нибудь серьезных оснований для этого нет.

[272] Как параллель к солоновскому Совету Четырехсот справедливо приводят "народный совет" (ἡ βουλή ἡ δημοσίη) из хиосской надписи первой половины VI в. до н.э. [Meiggs R., Lewis D. A Selection of Greek Historical Inscriptions to the End of the Fifth Century B.C. Oxford, 1989. P. 14 f. N 8). Видимо, альтернативные Советы более демократического характера по сравнению со старинными аристократическими органами создавались в то время в целом ряде наиболее динамично развивавшихся полисов.

[273] Формулировки закона у Аристотеля и Плутарха несколько различаются (не по смыслу, а по словесному оформлению). Более аутентичным следует признать аристотелевский вариант, который к тому же и звучит архаичнее. Из обширной литературы об этом законе Солона см.: Lavagnini В. Solone е il voto obbligatorio // Rivista di filologia classica. 1947. Vol. 25, fasc. 1/2. P. 81-93; Goldstein J.A. Solon's Law for an Activist Citizenry // Historia. 1972. Bd. 21, H. 4. S. 538-545; Fritz K. von. Op. cit.; Develin R. Solon's Law on Stasis // Historia. 1977. Bd. 26, H. 4. S. 507-508; David E. Op. cit.; Pecorella Longo Ch. Sulla legge "Soloniana" contro la neu-tralita // Historia. 1988. Bd. 37, H. 3. S. 374-379.

[274] Суриков И.Е. Законодательство Солона... (там же приводятся ссылки на литературу вопроса).

[275] Специально о стихах Солона см.: Суриков И.Е. Авторское начало... С. 235 и след.

[276] Характерно, что слово "долг" вообще не появляется в стихах Солона: Morris I. Op. cit. P. 206.

[277] Foxhall L. Op. cit. P. 113 ff. P. Осборн справедливо подчеркивает, что главной проблемой Афин на рубеже VII -VI вв. до н.э. был не недостаток земли, а, скорее, напротив, недостаток рабочей силы для обработки земли, имевшейся во вполне достаточном количестве: Osborne R Greece in the Making... P. 221 ff.

[278] Сказанное относится к архаической Греции в целом. См.: Яйленко В.П. Архаическая Греция... С. 100-105.

[279] Хорошую сводку имеющихся в историографии мнений о гектеморах см. в работах: Cassola F. Solone, la terra e gli ectemori // PP. 1964. Fasc. 94. P. 26 - 68; Sakellariou M. Les hectémores // TPDSA. P. 99 - 113.

[280] Спартанские илоты отдавали господам около половины урожая (Sealey R. A History... Р. 68; Finley M.I. Early Greece... P. 107), и это считалось чудовищно высокой нормой эксплуатации.

[281] Туманс X. Рождение Афины... С. 242 и след.

[282] Finley M.I. Politics... P. 29, 118-119. Финли говорит в данной связи об устранении политических противников, но в той же мере это можно отнести и к несравненно более редкому самоустранению политиков.

[283] В другом месте мы высказываем предположение, что Солон в данном случае, поставив, так сказать, эксперимент на себе самом, создал правовой прецедент для последующего введения остракизма — десятилетнего изгнания видных политиков из полиса. См.: Молчанов A.A., Суриков И.Е. У истоков... С.257.

[284] Диоген Лаэртский совершает, правда, ряд ошибок: дает неверную последовательность посещений Солоном различных регионов, а также путает кипрские Солы с киликийскими, и в результате у него получается, что законодатель побывал в Киликии.

[285] В последнем отдавал себе отчет уже Плутарх (Sol. 27), однако заявляя: «Это предание, как известно, засвидетельствовано столькими лицами и, что еще важнее, так соответствует характеру Солона, так достойно его высокого образа мыслей и мудрости, что я не решаюсь отвергнуть его из-за каких-то "хронологических сводов"...».

[286] Подробнее см.: Суриков И.Е. Гостеприимство Креза... С. 72 и след.

[287] Гераклид Понтийский (fr. 147 Wehrli) указывает, что матери Солона и Писистрата были двоюродными сестрами. Кроме того, если брать более отдаленную перспективу, оба знаменитых афинянина происходили от пилосских беженцев из династии Нелеидов.

[288] Некоторые авторы (Plut. Sol. 1; Aelian. Var. hist. VIII. 16) сообщают, что в молодости Писистрат был еще и возлюбленным Солона. В принципе, нельзя исключать достоверность этой информации. Как известно, в архаической Греции гомосексуализм был неотъемлемым элементом аристократического образа жизни. Он выполнял в известной роли инициационно-образовательную роль: юные отпрыски знатных семейств посредством эротически окрашенной дружбы со своими старшими товарищами, зрелыми мужами, постепенно включались в качестве полноценных членов в сообщество καλοί κἀγαθοί. См.: Cantarella Ε. L'omosessualita nel diritto ateniese // Symposion 1985. Vorträge zur griechischen und hellenistischen Rechtsgeschichte. Köln, 1989. S. 153-175; Bremmer J.N. Adolescents, Symposion and Pederasty // Sympotica: Α Symposium on the Symposion. Oxford, 1990. P. 138-148.

[289] Явно ошибочно мнение Гераклида Понтийского (fr. 148 Wehrli), по которому Солон еще долго прожил после утверждения у власти Писистрата.

[290] См.: Humphreys S.C. The Family, Women and Death: Comparative Studies. L., 1983. P. 95; Morris I. Op. cit. P. 131 - 132.

[291] Ср.: Humphreys S.C. The Family... P. 95.

[292] Davies J.K. Athenian Propertied Families... P. 324.

[293] Сопоставление традиций по этому сюжету см.: Linforth IM. Op. cit. P. 308-310.

[294] О Фании (Фении) как историке Солона см.: Mühl Μ. Solon und der Historiker Phainias von Lesbos // RhM. 1955. Bd. 98, H. 4. S. 349-354.

[295] Φ. Буррио считает достоверной версию о том, что прах Солона был развеян над Саламином, но сколько-нибудь убедительных доказательств в пользу этого не приводит. См.: Bourriot F. Op. cit. P. 1014— 1015.

[296] В пользу этого допущения может косвенно свидетельствовать следующий факт. Несколько детей мужского пола, родившихся в 50-х годах VI в. до н.э. в роде Алкмеонидов, союзном в то время с Писистратом, получили имя Гиппократ (Суриков И.Е. Из истории греческой аристократии... С. 153). Не могли ли Алкмеониды таким образом выразить свое почтение к памяти недавно скончавшегося отца своего могущественного союзника?

[297] Колобова K.M. Революция Солона... С. 29.

[298] Ehrenberg V. From Solon... P. 1.

[299] Специально подчеркнем, что в результате солоновских реформ, вопреки распространенному мнению (например: Cartledge P. Op. cit. Р. 147), в Афинах еще не установилась демократия. Это событие следует относить к концу VI в. до н.э., ко времени Клисфена (а возможно, и к еще более позднему времени, ср., например: Kinzl К.Η. Athens between Tyranny and Democracy // Greece and the Eastern Mediterranean in Ancient History and Prehistory. В., 1977. P. 199-223).

[300] Лучшими работами по Великой греческой колонизации, пожалуй, и по сей день остаются исследования: Dunbabin T.J. The Western Greeks. Oxford,1948; Boardman J. The Greeks Overseas. Baltimore, 1964. В отечественной историографии, кроме общих проблем колонизации (Яйленко В.П. Греческая колонизация VII - III вв. до н.э.: По данным эпиграфических источников. М.,1982), особенно углубленно изучались колонизационные процессы в Причерноморье, что выглядит вполне естественным. См., например: Лапин В.В. Греческая колонизация Северного Причерноморья (критический очерк отечественных теорий колонизации). Киев, 1966. Из исследований самых последних лет: Цецхладзе Г.Р. Греческое проникновение в Восточное Причерноморье: некоторые итоги изучения. Ч 1 — 2 // ВДИ. 1997. №2. С. 100- 116; № 3. С. 87 — 97; Русяева A.C. К вопросу об основании ионийцами Ольвии // ВДИ. 1998. № 1. С. 160-170; Виноградов Ю.Г., Золотарев М.И. Год рождения Херсонеса Таврического // Херсонесский сборник. Севастополь, 1998. Вып. 9. С. 36-46; Они же. Херсонес изначальный // Древнейшие государства Восточной Европы. 1996- 1997 гг. М., 1999. С. 91 - 129; Иванчик А.И. Основание Синопы. Легенды и история в античной традиции // ВДИ. 2001. № 1. С. 139- 153. Разумеется, данный перечень ни в коей мере не является исчерпывающим и имеет исключительно иллюстративный характер. К тому же число работ по указанной проблематике с каждый годом увеличивается (и, вне сомнения, будет увеличиваться и впредь).

[301] Morris I. Burial and Ancient Society: The Rise of the Greek City-State. Cambridge, 1989. P. 68. Каких бы то ни было других граждан, кроме ойкиста, хоронить на агоре решительно запрещалось. Интересно, что порой ойкист получал подобающие почести даже не после смерти, а еще при жизни. Так, Гагнон, основавший в середине V в. до н.э. афинскую колонию Амфиполь (Thuc. IV. 102. 3), после этого возвратился в Афины, а амфиполиты почитали его как ойкиста. Впоследствии, в период Пелопоннесской войны, они лишили Гагнона этого статуса и объявили ойкистом спартанца Брасида, героизировав его (Thuc. V. 11. 1). Гагнон в это время был еще жив! В целом об ойкистах см.: Leschhorn W. "Gründer der Stadt": Studien zu einem politisch-religiösen Phänomen der griechischen Geschichte. Stuttgart, 1984.

[302] Строго говоря, такой раздел происходил даже еще до основания колонии. Поэт Архилох (fr. 145 Bergk) сообщает о неком коринфянине Эфиопе, который, направляясь в числе колонистов в Сиракузы, еще на корабле продал кому-то из сотоварищей свой будущий клер. Об этом эпизоде см.: Яйленко В.П. Архаическая Греция и Ближний Восток. М., 1990. С. 84-85.

[303] Так, Сибарис и Кротон — полисы в Южной Италии, основанные выходцами из области Ахайя на севере Пелопоннеса, — к концу эпохи архаики стали мощными экономическими, политическими и культурными центрами, в то время как сама Ахайя, их метрополия, продолжала оставаться отсталым аграрным регионом.

[304] Forrest W.G. The Emergence of Greek Democracy: The Character of Greek Politics, 800-400 B.C. L., 1966. P. 78.

[305] Хронология правления Фидона — одна из дискуссионных проблем греческой истории. Его датировки колеблются от середины VIII в. до н.э. до второй четверти VII в. до н.э. Однако в любом случае Фидон оказывается самым ранним из всех греческих тиранов.

[306] Параллель ему могут составить правители из династии Баттиадов в Кирене. В этом полисе легитимная царская власть тоже со временем переродилась в тиранию.

[307] См. о некоторых из этих способов: Андреев Ю.В. Тираны и герои. Историческая стилизация в политической практике старшей тирании // ВДИ. 1999. № 1. С. 3-7.

[308] Впрочем, такое деление, верное само по себе, в ряде конкретных случаев все же нуждается в корректировке. Принципиально важно, какой критерий мы будем считать основным при отнесении того или иного режима к Младшей либо к Старшей тирании — хронологический или стадиальный. Если первый, то, само собой, все тираны IV в. до н.э. окажутся принадлежащими к кругу Младшей тирании, но не будет ли такой подход чисто формальным? А если исходить из стадиального критерия, то куда резоннее отнести, например, фессалийских (Ясона, Александра Ферского) и фокидских (Ономарха, Филомела) тиранов IV в. до н.э.? В указанное время и в Фессалии, и в Фокиде (а эти области отставали по темпам политического развития от передовых регионов Эллады) шли скорее процессы формирования классического полиса, а не его кризиса.

[309] Перечислим лишь важнейшие монографические исследования общего характера: Diesner Η.-J. Griechische Tyrannis und griechische Tyrannen. В., 1960; №е P.N. The Origin of Tyranny: Repr. ed. N.Y., 1962; Andrewes A. The Greek Tyrants. N.Y., 1963; Mosse С. La tyrannie dans la Grece antique. P.,1969; Giorgini G. La cittä e il tiranno. Varese, 1993; Libero L. de. Die archaische Tyrannis. Stuttgart, 1996. Наиболее фундаментальным трудом по проблеме и по сей день остается книга: Serve Η. Die Tyrannis bei den Griechen. München, 1968. Bd. 1-2 (имеется русс, пер., к сожалению, не включивший в себя обширного научного аппарата работы: Берве Г. Тираны Греции. Ростов-н/Дону, 1997).

[310] О них см.: Drews R. The First Tyrants in Greece // Historia. 1972. Bd. 21. H. 2. S. 129-144.

[311] Berve H. Fürstliche Herren zur Zeit der Perserkriege // Die Antike. 1936. Bd. 12. S. 1.

[312] Фролов Э.Д. Рождение греческого полиса. Л., 1988. С. 20.

[313] Stahl Μ. Aristokraten und Tyrannen im archaischen Athen: Untersuchungen zur Überlieferung, zur Sozialstruktur und zur Entstehung des Staates. Stuttgart, 1987; Макаров И.А. Идеологические аспекты ранней греческой тирании // ВДИ. 1997. № 2. С. 25-42. Ср. также: Туманс X. Идеологические аспекты власти Писистрата // ВДИ. 2001. № 4. С. 13 и след., где высказана несколько иная, но в целом близкая точка зрения: тираны использовали модель власти древних басилеев. Эти басилей, само собой, тоже были аристократами.

[314] О Бакхиадах см.: Жестоканов С. М. Олигархия Бакхиадов // Мнемон. СПб., 2003. Вып. 2. С. 53-64.

[315] Forrest W.G. The Emergence... P. 115 (именно на примере Кипсела). В качестве аналогичного примера, возможно, стоит привести тиранов Орфагоридов в Сикионе, которые принадлежали к додорийской знати и должны были в связи с этим чувствовать себя ущемленными.

[316] Зельин К.К. Олимпионики и тираны // ВДИ. 1962. № 4. С. 21 -29; Bengtson Η. Kleine Schriften zur alten Geschichte. München, 1974. S. 190-207.

[317] Суриков И.Е. Из истории греческой аристократии... М., 2000. С. 102-103.

[318] Ср.: Sealey R. A History of the Greek City Statesca. 700-338.B.C. Berkely, 1976. P. 39.

[319] Против этого общепринятого мнения недавно парадоксальным образом выступил М.Ф. Высокий [Высокий М.Ф. Тирания: к вопросу о терминологии // ВЧОАМ. С. 182—196). Но его аргументы не кажутся нам убедительными.

[320] Туманс X. Рождение Афины: Афинский путь к демократии. От Гомера до Перикла (VIII-V вв. до н.э.).СПб., 2002. С. 299 (там же дается ссылка на других авторов, разделяющих аналогичную точку зрения).

[321] См., например: Oost S.I. The Tyrant Kings of Syracuse // ClPh. 1976. Vol. 71, N 3. P. 224 - 236: уже ранние тираны Сиракуз принимали царский титул.

[322] Текст см.: Meiggs R., Lewis D. A Selection of Greek Historical Inscriptions to the End of the Fifth Century B.C.: Revised ed. Oxford, 1989. P. 69-70. N32.

[323] Таким образом, Галикарнасс из-за неоднородного этнического состава населения являл нетипичный пример полиса с двумя гражданскими общинами, не вполне слившимися друг с другом. В своей совокупности, однако, эти общины, как видно далее из надписи, назывались 'Αλικαρνασσεΐς οἱ σύμπαντες ("все галикарнасцы"). Имелся и общий объединенный орган власти.

[324] Например: Андреев Ю.В. Античный полис и восточные города-государства // АП-79. С. 25; Runciman W.G. Doomed to Extinction: The Polis as an Evolutionary Dead-end // GC. P. 348.

[325] Об этих эпизодах см.: Суриков И.Е. Лидийский царь Крез и Балканская Греция // SH. 2001. Т. 1. С. 5; Он же. О некоторых факторах колонизационной политики Гераклеи Понтийской // ПИФК. 2002. Вып. 12. С. 74.

[326] Ср.: Tandy D. W. Warriors into Traders: The Power of the Market in Early Greece. Berkeley, 1997. P. 231.

[327] Подробнее см.: Суриков И.Е. Из истории греческой аристократии... С. 152-153.

[328] Об этом феномене см.: Greenhalgh P.A.L. Aristocracy and its Advocates in Archaic Greece // G&R. 1972. Vol. 19, N 2. P. 190-207; Кнабе Г.С. Русская античность: Содержание, роль и судьба античного наследия в культуре России. М., 1999. С. 133.

[329] Salmon J. Lopping off the Heads? Tyrants, Politics and the Polis // DPAG. P. 60 - 73.

[330] Ср.: Суриков И.Е. Из истории греческой аристократии... С. 157.

[331] Об этих тиранах см.: Graf D.F. Greek Tyrants and Achaemenid Politics // The Craft of the Ancient Historian. Lanham, 1985. P. 79- 123; Austin MM. Greek Tyrants and the Persians, 546-479 B.C. // ClQ. 1990. Vol. 40, N 2. P. 289-306.

[332] Насколько известно, самой длительной была сикионская тирания, продолжавшаяся чуть более века (ок. 670 — 556 г. до н.э.).

[333] Ср. очень объективную, взвешенную оценку Старшей тирании (на примере Писистратидов), в которой отнюдь не замалчиваются позитивные стороны этого феномена: Finley M.I. Early Greece: The Bronze and Archaic Ages. L., 1981. P. 116 ff.

[334] См., например: Макаров И.А. Формы идеологического обоснования раннегреческой тирании. Автореф. дисс.... канд. ист. наук. М., 1995. И.А. Макаров за последние годы опубликовал ряд работ, которые очень способствуют уяснению феномена Старшей тирании. Тем более досадно, что по данному вопросу этот талантливый исследователь занимает одностороннюю позицию.

[335] Фролов Э.Д. Фукидид и тирания (у истоков научного представления о древнегреческой тирании) // ВЧОАМ. С. 28.

[336] Например: Фролов Э.Д. Рождение... С. 158—162.

[337] Уже некоторых позднеантичных авторов смущало это обстоятельство. Так, моралист Плутарх, не желая принять в респектабельную компанию мудрецов кровавого Периандра, ничтоже сумняшеся поставил на его место скифа Анахарсиса (Mor. 152ab).

[338] Достаточно вспомнить, что античная традиция рассказывает о Периандре: и жену свою он убил, и сына изгнал из дома, и ни в чем не повинных керкирских мальчиков отправил в Лидию для оскопления (Herod. III. 48-53).

[339] Удачно показано постепенное формирование такой антитиранической традиции на афинском материале в кн.: Lavelle В.М. The Sorrow and the Pity: A Prolegomenon to a History of Athens under the Peisistratids, c. 560-510 B.C. Stuttgart, 1993.

[340] Кажется, нечто подобное уже начинается, пока в мягкой форме. Так, Харийс Туманс в своих работах делает акцент на позитивных достижениях Старшей тирании. В результате Э.Д. Фролов характеризует концепцию этого исследователя (кстати, в предисловии к его же книге) как "апологию авторитаризма". См.: Фролов Э.Д. Соблазн научного поиска (по поводу книги Харийса Туманса о рождении демократии в древних Афинах) // Туманс X. Рождение Афины... С. 13. Отсюда недалеко и до "оргвыводов". Хорошо, что г-н Туманс - гражданин иностранного государства!

[341] Высокий М.Ф. Тирания... С. 184-185, 189-190. Относительно Пиндара иную точку зрения см.: Гринбаум Н.С. Художественный мир античной поэзии: Творческий поиск Пиндара. М., 1990. С. 7. В действительности, насколько можно судить, "тиран" и "монарх" у Пиндара выступают синонимами.

[342] Или Силосонт. Ранняя история самосской тирании известна крайне слабо. См. о соответствующих проблемах: Shipley G. A History of Samos 800-188 B.C. Oxford, 1987. P. 53 ff.; Лаптева М.Ю. Посвящение Эака в храм Геры Самосской // Μνῆμα: Сб. научн. тр., посвященный памяти проф. В.Д. Жигунина. Казань, 2002. С. 149- 156. Но тот факт, что на острове еще до Поликрата правили тираны, принадлежавшие к тому же что и он роду, несомненен.

[343] Суриков И.Е. Из истории греческой аристократии... С. 103, 106.

[344] Например, биография Периандра у Диогена Лаэртского (I. 94 - 100). Но Периандр рассматривается в его труде, естественно, не как тиран, а как один из Семи мудрецов.

[345] Diesner H.-J. Peisistratidenexkurs und Peisistratidenbild bei Thukydides // Thukydides. Darmstadt, 1968. S. 531-545.

[346] Heidbüchel F. Die Chronologie der Peisistratiden in der Atthis // Philologus. 1957. Bd. 101, H. 1/2. S. 70-89.

[347] Недавно эта ошибка в очередной раз была сделана в работе, исключительно ценной и важной во всех остальных отношениях: Виноградов Ю.Г., Золотарев М.И. Херсонес изначальный... Более правильную датировку см.: Berve Η. Die Tyrannis... Bd. 1. S. 51; Bicknell PJ. The Exile of the Alkmeonidai during the Peisistratid Tyranny // Historia. 1970. Bd. 19, H. 2. S. 129-131; McGregor M.F. Phormion and Peisistratos // Phoenix. 1974. Vol. 28, N 1. P. 18 — 21; Morris I. Op. cit. P. 26; Camp J.M. Before Democracy: Alkmaionidai and Peisistratidai //AAAD. P. 7; Brandt H. Pythia, Apollon... S. 201; Суриков И.Е. О некоторых факторах... С. 73 и след. (с аргументацией).

[348] Например: Cornelius F. Die Tyrannis in Athen. München, 1929; Bengtson H. Einzelpersönlichkeit und athenischer Staat zur Zeit des Peisistratos und des Miltiades. München, 1939; Stahl M. Op. cit.; Lavelle B.M. Op. cit.

[349] В том числе: Boardman J. Herakles, Peisistratos, and Sons // RA. 1972. Ν 1. P. 57-72; Idem. Herakles, Peisistratos, and Eleusis // JHS. 1975. Vol. 95. P. 1 — 12; Idem. Herakles, Peisistratos, and the Unconvinced // JHS. 1989. Vol. 109. P. 158—159 (и ряд других работ того же автора); Kolb F. Die Bau-, Religions- and Kulturpolitik der Peisistratiden // Jahrbuch des Deutschen Archäologischen Instituts. 1977. Bd. 92. S. 99- 138; Shapiro H.A. Painting, Politics, and Genealogy: Peisistratos and the Neleids // Ancient Greek Art and Iconography. Madison, 1983. P. 87 — 96; Connor W.R. Tribes, Festivals and Processions: Civic Ceremonial and Political Manipulation in Archaic Greece // JHS. 1987. Vol. 107. P. 40-50; Туманс X. Идеологические аспекты... (тирания Писистрата и его сыновей подробно освещена также и в монографии Х.Туманса: Туманс X. Рождение Афины... С. 285-369).

[350] Bicknell PJ. The Exile of the Alkmeonidai...; Kluwe E. Bemerkungen zu den Diskussionen über die drei "Parteien" in Attika zur Zeit der Machtergreifung des Peisistratos // Klio. 1972. Bd. 54. S. 101 - 124; Camp J.M. Before Democracy; Кыйв Μ. Три "партии" в Аттике в VI в. до н.э. в контексте социально-политической истории архаических Афин // АП-95. С. 57-74.

[351] Зельин К.К. Борьба политических группировок в Аттике в VI веке до н.э. М., 1964.

[352] Гущин В.Р. Был ли Писистрат назначен лидером диакриев? // Античный вестник. Омск, 1995. Вып. 3. С. 99-107; Gouschin V. Pisistratus' Leadership in A.P. 13.4 and the Establishment of the Tyranny of 561/560 B.C. // ClQ. 1999. Vol. 49, N 1. P. 14-23.

[353] Скржинская M.B. Устная традиция о Писистрате // ВДИ. 1969. № 4. С. 87 и след.

[354] Залюбовина Г. Г., Щербаков В.И. Афины в период становления гражданской общины: афинские тираны и полисная религия // Ранние цивилизации: государство и право. М., 1994. С. 17 — 33.

[355] Маринович Л.П. Гражданин на празднике Великих Дионисий и полисная идеология // Человек и общество в античном мире. М" 1998 С. 295-362.

[356] Макаров И.А. Тирания и Дельфы в рамках политической истории Греции второй половины VII-VI в. до н.э. //ВДИ, 1995.№4. С. 117-131; Он же. Формы идеологического обоснования...; Он же. Идеологические аспекты...

[357] Кулишова О.В. Дельфийский оракул и тирания в архаической Греции // АП-95.

[358] Вдовин В.Н. Тирания Писистратидов // АОЦ. 1996. Вып 4 С. 22 - 38. С. 12-27.

[359] В основном в монографии: Суриков И.Е. Из истории греческой аристократии... С. 150-160. См. также: Молчанов A.A., Суриков И.Е. Писистратиды - потомки отказавших в гостеприимстве (Актуализация династического мифа) // ЗОГАМ. С. 122- 130.

[360] Несколько иную версию встречаем у Павсания (II. 18. 8-9). Этот периегет, кажется, отказывает пилосскому Писистрату в праве считаться предком афинских Писистратидов. Как бы то ни было, Геродот в данном случае, безусловно, должен считаться заслуживающим большего доверия автором, нежели живший через шесть веков после него Павсаний.

[361] Поэтому не прав X. Туманс, когда он пишет, что Писистрат "происходил из рода древних афинских царей Кодридов" (Туманс X. Рождение Афины... С. 304).

[362] Аргументацию см.: Молчанов A.A., Суриков И.Е. Писистратиды...

[363] Можно, правда, посчитать, что в рассказе Геродота содержится хронологическая несообразность: пересказанная им беседа должна относиться к концу VII в. до н.э., а Хилон был эфором в 556 г. до н.э., т.е. примерно полвека спустя. Однако, по сведениям Диогена Лаэрция (I. 72), в 52-ю Олимпиаду (572/571-569/568 гг. до н.э.) Хилон был уже старцем. Очевидно, этот спартанский государственный деятель прожил очень долгую жизнь и пост эфора занял (скорее всего, не в первый раз) совсем уж в глубокой старости, с Гиппократом же беседовал, будучи еще относительно молодым.

[364] Наиболее важная работа по проблеме: Доватур А.И. Повествовательный и научный стиль Геродота. Л., 1957.

[365] Raubitschek А.Е. Dedications from the Athenian Akropolis. Cambridge (Mass.), 1949. P. 467-468; Jacoby F. Atthis. The Local Chronicles of Ancient Athens. Oxford, 1949. P. 186 ff.; Whitehead D. The Demes of Attica 508/7 - ca. 250 B.C. Princeton, 1986. P. 5-16.

[366] См.: Суриков И.Е. Из истории греческой аристократии... С. 52 и след.

[367] Frost F.J. The Rural Demes of Attica // AAAD. P. 173.

[368] О географическом положении Нисеи и ее стратегической значимости см.: Legon R.P. Megara: The Political History of a Greek City-State to 336 B.C. Ithaca, 1981. P. 21-40; Пальцева Л.A. Из истории архаической Греции: Мегары и мегарские колонии. СПб., 1999. С. 9—14.

[369] Forrest W.G. The Emergence... P. 158.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 353; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.