Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Список сокращений 1 страница




AM — Античный мир: Проблемы истории и культуры. СПб., 1998 АОЦ — Античность и общечеловеческие ценности (Алматы) АП—79 — Античный полис. Л., 1979 АП—95 — Античный полис: Проблемы социально-политической организации и идеологии античного общества. СПб., 1995 АССАМ — Альтернативные социальные сообщества в античном мире. СПб., 2002 ВДИ — Вестник древней истории ВЧОАМ — Власть, человек, общество в античном мире. М., 1997 ДП — Древнее право: Ius antiquum.M. ЗОГАМ — Закон и обычай гостеприимства в античном мире. М., 1999 ПИФК — Проблемы истории, филологии, культуры

[350]

 

АА - Aristote et Athènes. P., 1993 AAAD - The Archaeology of Athens and Attica under the Democracy. Oxford, 1994 ABSA - Annual of the British School at Athens AD — Die athenische Demokratie im 4. Jahrhundert ν. Chr. Stuttgart, 1995 AHB — Ancient History Bulletin AJA — American Journal of Archaeology BCH — Bulletin de correspondance hellénique САН - Cambridge Ancient History CISA - Contributi dell'Istituto di storia antica (Milano) ClJ — Classical Journal ClPh - Classical Philology ClQ — Classical Quarterly CSTCSC - A Comparative Study of Thirty City-State Cultures. Copenhagen, 2000 DPAG - The Development of the Polis in Archaic Greece. L.; N.Y., 1997 G&R - Greece & Rome GC - The Greek City: From Homer to Alexander. Oxford, 1991 FGrHist — Jacoby F. Die Fragmente der griechischen Historiker GRBS - Greek, Roman and Byzantine Studies IG — Inscriptiones Graecae JHS — Journal of Hellenic Studies MSAGP - More Studies in the Ancient Greek Polis. Stuttgart, 1997 PaP - Polis and Polemos: Essays on Politics, War and History in Ancient Greece in Honor of D. Kagan. Claremont, 1997 PHT - Plutarch and the Historical Tradition. L.; N.Y., 1992 PP — La parola del passato PUCPC - The Polis as an Urban Centre and as a Political Community. Copenhagen, 1997 RA — Revue archéologique RE - Paulys Realencyclopädie der klassischen Altertumswissenschaft RhM — Rheinisches Museum für Philologie RIL — Istituto lombardo. Accademia di scienze e lettere. Rendiconti. Classe di lettere e scienze morali e storiche SH — Studia historica TPDSA - Terre et paysans dépendants dans les sociétés antiques. P., 1979 ZPE — Zeitschrift für Papyrologie und Epigraphik


[1] Подчас гражданское общество находят уже в государствах Древнего Востока. См. в наиболее акцентированной форме: Дьяконов И.М., Якобсон В.А. Гражданское общество в древности // ВДИ. 1998. № 1. С. 22 — 30. Однако на деле в указанной выше работе речь идет, в сущности, не о гражданском обществе, а о городской общине. Термины "община" и "общество" все же далеко не равнозначны. Что же касается понятий гражданина и гражданства, то таковые, если и были на Древнем Востоке, то оставались в зачаточной форме; доминирующей там всегда была категория подданного, а не гражданина.

[2] Э. Робинсон в недавней работе о первых демократиях специально разбирает вопрос о том, существовал ли этот политический строй до греков, в тех или иных древневосточных государствах, и закономерно приходит к отрицательному ответу: Robinson E.W. The First Democracies: Early Popular Government outside Athens. Stuttgart, 1997. P. 16-25. Можно, конечно, путем скрупулезных поисков обнаружить какие-то элементы демократии в Шумере, Эбле, Ассирии, Хеттском царстве, Финикии, Индии и т.д. Однако, подчеркнем, за пределами греческого мира эти элементы не складываются в целостную политическую систему.

[3] В античной политической теории не сформировалась идея о разделении различных ветвей власти (законодательной, исполнительной, судебной). Эта идея - достояние уже общественной мысли Нового времени (Локк, Монтескье). Однако на практике, а не в теории, в области эмпирики, а не концепций разделение властей в той или иной мере и форме все-таки существовало в Греции, во всяком случае, в наиболее развитых в политическом отношении полисах. Достаточно вспомнить, что, например, в демократических Афинах IV в. до н.э. народное собрание — в теории орган власти с полным, ничем не ограниченным суверенитетом — на практике фактически ограничило собственные полномочия, отказавшись от ряда своих законодательных и судебных прерогатив в пользу других властных структур (дикастериев, коллегии номофетов). Подробнее см.: Hansen М.Н. The Athenian Assembly: In the Age of Demosthenes. Oxford, 1987. P. 94 ff.; Idem. The Political Powers of the People's Court in Fourth-Century Athens // GC. P. 215-243.

[4] Справедливости ради следует отметить, что еще до Дюркгейма именно этих взглядов придерживался Фюстель де Куланж.

[5] Murray О. Cities of Reason // GC. P. 1—25. В связи с политической сферой древнегреческой цивилизации см. также обобщающую работу: Meier Chr. Die Entstehung des Politischen bei den Griechen. Frankfurt a. Main, 1980.

[6] Scmitt-Pantel P. Collective Activities and the Political in the Greek City// GC. P. 199-213.

[7] Ср.: Bengtson Η. Einzelpersönlichkeit und athenischer Staat zur Zeit des Peisistratos und des Miltiades. München, 1939. S. 63; Βerve Η. Gestaltende Kräfte der Antike. München, 1966. S. 232 u. folg.; Forrest W.G. The Emergence of Greek Democracy: The Character of Greek Politics, 800-400 B.C. L., 1966. P. 104; Schachermeyr F. Perikles. Stuttgart, 1969. S. 13-21; Finley M.I. Politics in the Ancient World. Cambridge, 1983. P. 118-119.

[8] Трухина H.H. Политика и политики "золотого века" Римской республики. М., 1984.

[9] Бенгтсон Г. Правители эпохи эллинизма. М., 1982. Кстати, Бенгтсон написал и сборник биографий греческих политиков классической эпохи: Bengtson Η. Griechische Staatsmänner des 5. und 4. Jahrhunderts v. Chr. München, 1983. Сразу оговорим, что наша книга не дублирует только что упомянутую — ни по хронологическим рамкам, ни по составу биографий.

[10] Часто "Агесилая" Ксенофонта причисляют к произведениям жанра так называемого "княжеского зерцала" (Fürstenspiegel). См., например: Eder W. Monarchie und Demokratie im 4. Jahrhundert v. Chr.: Die Rolle des Fürstenspiegels in der athenischen Demokratie // AD. S. 156. Нас, однако, это произведение интересует прежде всего как биография.

[11] Произведение "О Фемистокле, Фукидиде и Перикле", принадлежащее автору V в. до н.э. Стесимброту Фасосскому и сохранившееся во фрагментах, является не циклом биографий, как можно было бы подумать на основании заглавия, а тенденциозным политическим памфлетом. О Стесимброте см.: Pearson L. The Local Historians of Attica: Repr. ed. Ann Arbor, 1981. P. 49 f.

[12] Кажется, едва ли не все, что можно сказать по этому вопросу, уже сказал в своих ранних работах С.С. Аверинцев. См. наиболее подробно: Аверинцев С.С. Плутарх и античная биография. М., 1973.

[13] Не исключено, что биографии некоторых из этих лиц Плутарх все-таки писал, но они до нас не дошли. Известно, что его "Сравнительные жизнеописания" сохранились не полностью.

[14] Эту черту биографий Плутарха нам уже неоднократно приходилось отмечать в различных контекстах: Суриков И.Е. Историко-географические проблемы понтийской экспедиции Перикла // ВДИ. 1999. № 2. С. 99; Он же. К историко-хронологическому контексту последнего афинского остракизма // Античность: эпоха и люди. Казань, 2000. С. 18; Он же. Внешняя политика Афин в период Пентеконтаэтии // Межгосударственные отношения и дипломатия в античности. Ч. 2: Хрестоматия. Казань, 2002. С. 71; Он же. Античная нарративная традиция об институте остракизма // SH. 2002. Т. 2. С. 67 — 68. В целом о методе Плутарха см.: Pelling C.B.R. Plutarch and Thucydides // PHT. P. 10-40.

[15] На примере периода Пентеконтаэтии это убедительно показано в кн.: Badian Ε. From Plataea to Potidaea: Studies in the History and Historiography of the Pentecontaetia. Baltimore, 1993.

[16] Аргументированную критику построений гиперкритиков см.: Фролов Э.Д. Рождение греческого полиса. Α., 1988. С. 18 и след.

[17] Как нам о том и ранее уже приходилось писать, например: Суриков И.Е. Из истории греческой аристократии позднеархаической и ранне-классической эпох: Род Алкмеонидов в политической жизни Афин VII-V вв. до н.э. М., 2000. С. 174 и след.; Он же. Политическая борьба в Афинах в начале V в. до н.э. и первые остракофории // ВДИ. 2001. № 2. С. 123.

[18] Суриков И.Е. Из истории греческой аристократии...; Он же.. Эволюция религиозного сознания афинян во второй половине V в. до н.э.: Софокл, Еврипид и Аристофан в их отношении к традиционной полисной религии. М., 2002.

[19] Может быть, небезынтересным в данном контексте покажется один занятный эпизод из жизни автора этих строк. В 1989 г., в бытность его студентом исторического факультета МГУ, работа о Генуэзской конференции 1922 г., выполненная им в семинаре по истории СССР периода социализма, не была зачтена в качестве курсовой. Руководитель семинара исходил из следующих соображений: "Да, конечно, источники и литература по проблеме проработаны хорошо. И выводы оригинальны и аргументированы. Но стиль, стиль... Какой-то он слишком живой и бойкий. Есть две традиции в историографии: немецкая и французская. Для первой характерно сухое, академичное изложение, для второй - легкое и беллетристичное. Так сложилось, что в нашей науке привилась немецкая традиция. А вы от нее отклоняетесь". Теперь, по прошествии полутора десятилетий, у нас уже нет уверенности в том, что уважаемый преподаватель был вполне прав, столь категорично говоря о "немецкой" и "французской" традициях. Попадали нам в руки и немецкие книги, весьма ярко и живо написанные, и совершенно неудобочитаемые французские. При прочих равных условиях, однако, мы абсолютно убеждены, что научная книга вовсе не обязана тем самым быть скучной. Зачем обязательно уподобляться персонажу чеховской "Свадьбы", о котором другая героиня говорит: "Они хочут свою образованность показать и всегда говорят о непонятном"?

[20] Не удержимся здесь от того, чтобы процитировать ядовитое, но во многом верное замечание выдающегося русского историка и философа Λ.Π. Карсавина, сделанное еще в 1923 г.: "Историк считает необходимостью прочесть всю литературу вопроса и, уж конечно, не забывает оповестить о том - прямо и косвенно - своих читателей, хотя девять десятых ее никому и ни для чего не нужны... Только наше безвкусное время может терпеть и даже ценить книги, в которых после каждых трех слов стоит скобочка с цифрою (для большей, вероятно, убедительности, некоторые авторы ведут счет всем ссылкам; подумайте: в книге 1431 примечание! это ли не ученость?), а внизу петитом приведены... ссылки на страницы разных книг, где о том же вопросе говорится. При этом "низ" страницы нередко оставляет для верха только три-четыре строчки. Можно ли вообще читать такую книгу? Можно ли без содрогания держать ее в руках?" (Карсавин А.Л. Философия истории. СПб., 1993. С. 217).

[21] Насколько можно судить, первым (или, во всяком случае, одним из первых) опытов такого рода явилось четырехтомное издание: Hellenische Poleis: Krise - Wandlung - Wirkung. В., 1974. В подготовке этого труда приняли заметное участие антиковеды из СССР. В 1990-е годы появилось большое количество коллективных работ по проблемам полиса уже и в Западной Европе. Приведем лишь несколько примеров: The Greek City: From Homer to Alexander. Oxford, 1991. (Далее: GC); The Ancient Greek City-State. Copenhagen, 1993; Sources for the Ancient Greek City-State. Copenhagen, 1995; Introduction to an Inventory of Poleis. Copenhagen, 1996; More Studies in the Ancient Greek Polis. Stuttgart, 1996. (Далее: MSAGP); The Polis as an Urban Centre and as a Political Community. Copenhagen, 1997. (Далее: PUCPC); The Development of the Polis in Archaic Greece. L.; N.Y., 1997. (Далее: DPAG); Polis and Polemos: Essays on Politics, War and History in Ancient Greece in Honor of D. Kagan. Claremont, 1997. (Далее: PaP); Polis e cosmo in Platone. Milano, 1997; Further Studies in the Ancient Greek Polis // Stuttgart, 2000. Главным инициатором коллективной научной деятельности, связанной с полисом, ныне выступает выдающийся датский антиковед М. Хансен (кстати, он же является и автором наиболее глубокого из последних монографических исследований о полисе: Hansen М.Н. Polis and City-State: An Ancient Concept and its Modern Equivalent. Copenhagen, 1998). В работе принимает участие ряд других крупнейших современных специалистов по древнегреческой истории (П. Родс, К. Раафлауб, О. Меррей и др.), а также большое количество молодых ученых.

[22] В целом в источниках зафиксировано около 1500 топонимов, охарактеризованных как полисы, примерно 800-1000 из них действительно обладают достаточно бесспорными признаками полиса. См.: Morgan С, Coulton J J. The Polis as a Physical Entity // PUCPC. P. 87.

[23] Например: Глускина Л.М. Греко-персидские войны // История древнего мира. [Кн. 2]: Расцвет древних обществ: 3-е изд. М., 1989. С. 156; Маринован Л.П. Греция в V в. до н.э. // История Европы. Т. 1: Древняя Европа. М.,1988. С. 262; Карпюк С.Г. Лекции по истории Древней Греции. М., 1997. С. 74. Характерно, что и ГА. Стратановский в переводе Геродота называет Эпиальта предателем, таким образом вводя слово, которое отсутствует у древнегреческого историка.

[24] Аутентичный перечень членов этой коалиции сохранен замечательным эпиграфическим памятником - надписью на колонне, которую греки поставили в Дельфах после Платейского сражения (Herod. IX. 81). Колонна впоследствии, на исходе античности, была перевезена в Константинополь, где находится и ныне. Текст см.: Meiggs R" Lewis D. A Selection of Greek Historical Inscriptions to the End of the Fifth Century B.C.: Revised ed. Oxford, 1989. P. 58. N 27. В надписи фигурируют Μάλιοι, но речь идет о жителях не Малиды (было бы Μαλιείς), а Мелоса (в дорийской огласовке этот остров назывался Малосом).

[25] О ней см.: Высокий М.Ф. "Эллинской вольности став помощью в славной борьбе" (битва при Гимере в 480 г. до н.э.) // Античность и средневековье Европы. Пермь, 1996. Вып. 3. С. 94— 100.

[26] Ср.: Йегер В. Пайдейя: Воспитание античного грека. М, 2001. Т. 1. С. 111,505.

[27] Например: Боннар А. Греческая цивилизация. Ростов-н/Дону, 1994. Т. 1.С. 37; Андреев Ю.В. Эгейский мир: природная среда и ритмы культурогенеза. М., 1995. С. 11; Он же. Цена свободы и гармонии: Несколько штрихов к портрету греческой цивилизации. СПб., 1998. С. 39; Sealey R. А History of the Greek City-States ca. 700-338 B.C. Berkeley, 1976. P. 10.

[28] См. дискуссию по вопросу о том, какова была степень автономии полисов — членов Беотийского союза: Keen A.C. Were the Boiotian Poleis Autonomoi? // MSAGP. P. 113- 125; Hansen M.H. Were the Boiotian Poleis Deprived of their Autonomia during the First and Second Boiotian Federations? A Reply // MSAGP. P. 127-136.

[29] О случаях такого рода см.: Reger С. Islands with One Polis versus Islands with Several Poleis // PUCPC. P. 450 - 492. Там же приведены и другие примеры (Карпатос, Аморгос, Скиафос и др.).

[30] Ср.: Finley M.I. Early Greece: The Bronze and Archaic Ages: 2 nd ed. L., 1981. P. 88. Там же дается и в целом аргументированная критика одностороннего географического детерминизма при объяснении политической фрагментации греческого мира.

[31] Ср.: Finley M.I. Authority and Legitimacy in the Classical City-State. K0benhavn, 1982. P. 5.

[32] Darbo-Peschanski C. Condition humaine, condition politique: Fondements de la politique dans la Grèce archaïque et classique // Annales: Histoire, sciences sociales. 1996. Vol. 51. N 4. P. 711.

[33] О сходстве и различиях между этносом и полисом см.: Morris I. Burial and Ancient Society: The Rise of the Greek City-State. Cambridge, 1989. P. 6, 204; Osborne R. Greece in the Making, 1200-479 B.C. L.; N.Y., 1996. P. 286. О соотношении категорий полиса и этноса в некоторых конкретных регионах греческого мира см.: Roy J. Polis and Tribe in Classical Arkadia // MSAGP. P. 107 — 112; Funke P. Polisgenese und Urbanisierung in Aitolien im 5. und 4. Jh. v.Chr. // PUCPC. P. 145-188; Morgan С. The Archaeology of Sanctuaries in Early Iron Age and Archaic Ethne: A Preliminary View // DPAG. P. 168 - 198.

[34] Выражение "микенская цивилизация" очень уж прочно привилось в литературе. Тем не менее оно несколько дезориентирует в том смысле, что может создать неправильное впечатление, будто бы Греция в это время была неким политическим единством во главе с Микенами. В действительности же Микены были лишь одним из ряда политических центров, пусть даже и самым значительным. Правда, и выражение "ахейская цивилизация" тоже имеет свои минусы, поскольку в нем не отражен тот факт, что в создании этой цивилизации участвовали не только ахейцы. В частности, по античной традиции, еще раньше них появились в Греции ионийцы. См. об этом: Залюбовина Г. Т. Архаическая Греция: Особенности мировоззрения и идеологии. М., 1992. С. 37 и след. В западной историографии все чаще пользуются выражением "элладская цивилизация".

[35] Ср.: Зелинский Ф.Ф. Из жизни идей. 3-е изд. СПб., 1911. Т. 2. С. 352: "Христианство было античной религией... Но, называя его так, мы не унижаем христианства, а, наоборот, возвышаем античную религию".

[36] В частности, не решен важный вопрос, были ли Микены и Тиринф, находящиеся довольно близко друг к другу, столицами двух разных дворцовых царств или же двумя центрами одного царства, охватывавшего значительную часть Арголиды. Скорее всего, на разных этапах истории этих городов имели место оба варианта.

[37] Микенские термины слогового письма В здесь и далее приводятся с опорой на работу: Молчанов A.A., НерознакВ.П., Шарыпкин С.Я. Памятники древнейшей греческой письменности (введение в микенологию). М., 1988.

[38] Ср. имя "Акагамунас" в хеттских текстах: Гиндин Л.А., Цымбурский В.Л. Гомер и история Восточного Средиземноморья. М., 1996. С. 128 и след.

[39] В позднейшем греческом языке термин не зафиксирован, однако этимология его вполне прозрачна: от λαός ("народ", "войско") и ἄγω ("вести"). Ср. спартанское царское имя Агесилай с метатезой тех же корней.

[40] Vernant J.-P. Myth and Society in Ancient Greece. Brighton, 1980. P. 19 ff.; Видаль-Накэ П. Черный охотник: Формы мышления и формы общества в греческом мире. М., 2001. С. 115 и след.

[41] Точнее, "гвасилей", как это должно было звучать на ахейском диалекте II тыс. до н.э.

[42] Андреев Ю.В. От Евразии к Европе: Крит и Эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа. СПб., 2002. С. 683.

[43] Ср.: Davies J.K. The "Origins of the Greek Polis": Where should We be Looking? // DPAG. P. 25.

[44] О категории протополиса см.: Фролов Э.Д. Рождение греческого полиса. Л., 1988. С. 63 и след.; Яйленко В.П. Архаическая Греция и Ближний Восток. М., 1990. С. 17 и след.

[45] Интересный анализ идеи автаркии см.: Новгородцев П.И. Политические идеалы древнего и нового мира. М., 1919. С. 12 и след.

[46] Ср.: Osborne R. Greece and the Making... P. 149 f.

[47] Об этих басилеях см.: Cordano F. 'Basilees dorophägoi' e 'dikaspoloi' // CISA. 1996. Vol. 22. P. 3-8.

[48] Текст и перевод закона см.: Суриков И.Е. Законодательство Драконта в Афинах и его исторический контекст // ДП. 2000. № 2 (7). С. 8 — 18.

[49] Такой авторитетный специалист, как М. Финли, склонен, правда, считать афинский синойкизм чистой воды мифом, полагая, что Аттика всегда, со времен дворцовых царств бронзового века и непрерывно, представляла собой единое политическое целое. См.: Finley M.I. Early Greece... P. 116. Но эта точка зрения, полностью отвергающая античную традицию, представляется нам все-таки крайней и экстравагантной.

[50] Frost F.J. The Rural Demes of Attica // AAAD. P. 173.

[51] Ср. указание анонимного позднеантичного лексикографа (Bekk. Anecd. I. 257): εὐπατρίδαι έκαλοϋντο οἱ αὐτὸ τὸ ἄστυ οἰκοΰντες καὶ μετέχοντες βασιλικού γένους (...эвпатридами назывались живущие в самом городе и являющиеся членами царского рода). Здесь, как нам кажется, нужно видеть определение евпатридов как потомков различных басилеев, переселившихся в город, т.е. в Афины (правда, эта связь, судя по всему, самим лексикографом понималась уже не вполне четко). См. по проблеме: Gallotta В. Basileis ed eupatridai // RIL. 1979. Vol. 113. P. 261-276.

[52] Можно представить, с каким удовольствием слушали басилеи гомеровского времени песнь аэда о жестокой расправе Одиссея над "женихами" и утверждении им своего единовластия. Однако в реальной жизни, а не в легенде, они уже не были способны ни на что подобное и, медленно слабея, утрачивали былое положение. Вспоминается также известный пассаж из "Илиады" (II. 204 — 205), кстати, вложенный поэтом в уста того же Одиссея: οὐκ ὰγαθὸν πολυκοιρανίη- εις κοίρανος ἔστω, εις βασιλεύς... {Нет в многовластии блага; да будет единый властитель, царь нам да будет единый...). Это настоящий вопль души уязвленного басилея, лишаемого аристократами "исконных" привилегий. О ситуации "поликойрании" (многовластия) см.: Андреев Ю.В. От Евразии к Европе... С. 732.

[53] Аристотель (Ath. pol. 3.4) дает terminus post quem для складывания коллегии архонтов в полном виде (эпоним, басилей, полемарх и шесть фесмофетов) — после учреждения годичного срока архонтата (683 г. до н.э.).

[54] Были, конечно, и исключения. В Аргосе династия басилеев Теменидов продержалась до конца VII или даже до первой половины VI в. до н.э. См.: Robinson E.W. The First Democracies: Early Popular Government outside Athens. Stuttgart, 1997. P. 82 ff. Однако последние ее представители, начиная со знаменитого Фидона, уже были басилеями лишь по названию, а на деле должны быть относимы к Старшей тирании. То же можно сказать о династии Баттиадов в периферийной Кирене, окончательно свергнутой только в середине V b. до н.э., о царских династиях в полисах Кипра. О них см.: Demand N. Poleis on Cyprus and Oriental Despotism // MSAGP. P. 7 - 15. По-настоящему уникален лишь пример Спарты с ее реликтовой двойной монархией. О положении спартанских царей подробнее см. ниже, в гл. IV.

[55] Верная Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. М., 1988. С. 58-67.

[56] В целом к характеристике места аристократии в древнегреческом обществе см. общие работы: Arnheim M.T.W. Aristocracy in Greek Society. Plymouth, 1977; Stein-Hölkeskamp Ε. Adelskultur und Polisgesellschaft: Studien zum griechischen Adel in archaischen und klassischen Zeit. Stuttgart, 1989.

[57] Ср.: Runciman W.C. Doomed to Extinction: The Polis as an Evolutionary Dead-end // GC. P. 348. К характеристике послеклассических полисов см. наиболее подробно: Кошеленко Г.А. Греческий полис на эллинистическом Востоке. М., 1979.

[58] О сложности определения феномена полиса см.: Hansen Μ.Η. The Copenhagen Inventory of Poleis and the lex Hafniensis de civitate // DPAG. P. 9 ff.

[59] См., в частности, одну из самых важных для понимания этой проблемы ст.: Кошеленко Г.А. Полис и город: к постановке проблемы // ВДИ. 1980. № 1. С. 3-27. Ср. также: Runciman W.G. Op. cit. P. 348: полис - скорее не "city-state" (город-государство), a "citizen-state" (государство граждан).

[60] Такие аттические поселения, как Рамнунт, Торик, Ахарны, по своим размерам и количеству населения тоже наверняка превосходили некоторые из небольших независимых полисов.

[61] О важности городских стен как одного из интегральных элементов нормального полиса см.: Ducrey P. La muraille est-elle un élément constitutif d'une cité? // Sources for the Ancient Greek City-State. Copenhagen, 1995. P. 245 — 256; Hansen M.H. The Polis äs an Urban Centre. The Literary and Epigraphical Evidence // PUCPC. P. 52 f. И. Моррис справедливо подчеркивает, что стены выполняли не только оборонительную, но и сакральную роль, очерчивая "чистое" в ритуальном отношении пространство. См.: Morris I. Op. cit. P. 62, 192.

[62] О нетипичности и даже исключительности афинского полиса см.: Polignac F. de. La naissance de la cité grecque: Cultes, espace et société VIIIe - VIIe siècles avant J.-C. P., 1984. P. 85 ss.

[63] Ср.: Андреев Ю.В. Цена свободы и гармонии... С. 63.

[64] Finley M.I. Early Greece... P. 88; Morris I. Op. cit. P. 5; Shipley G. Ancient History and Landscape Histories // Human Landscapes in Classical Antiquity: Environment and Culture.-L.; N.Y., 1996. P. 8.

[65] Ср.: Андреев Ю.В. От Евразии к Европе... С. 764; Gat A. Why City-States Existed? Riddles and Clues of Urbanisation and Fortifications // A Comparative Study of Six City-State Cultures. Copenhagen, 2002. P. 136.

[66] Йегер В. Указ.соч. С. 351.

[67] "Город - это люди, а не стены" (Thuc. VII. 77. 7). Ср.: HurwitJ.M. The Art and Culture of Early Greece, 1100-480 B.C. Ithaca, 1985. P. 73; Morris I. Op. cit. P. 5.

[68] Полемику с этой идеей см.: Hansen Μ.Η. Polis and City-State... P. 53-56; Idem. The Hellenic Polis // CSTCSC. P. 172. Впрочем, Хансен не отрицает возможность существования "полисов без территории", а лишь оговаривает, что такая возможность могла реализовываться лишь в исключительных обстоятельствах. А с этим, в принципе, никто и не спорит.

[69] См.: Hansen Μ.Η. City-Ethnics as Evidence for Polis Identity // MSAGP. P. 192 ff.

[70] Ср.: Foxhall L. A View from the Top: Evaluating the Solonian Property Classes // DP AG. P. 119; Tandy D. W. Warriors into Traders: The Power of the Market in Early Greece. Berkeley, 1997. P. 231.

[71] В некоторых полисах это требование ужесточалось. Так, в демократических Афинах с середины V в. до н.э. гражданином могло быть только лицо, происходящее от граждан не только по мужской, но и по женской линии (знаменитый закон Перикла о гражданстве, о котором см.: Osborne R. Law, the Democratic Citizen and the Representation of Women in Classical Athens // Past & Present. 1997. № 155. P. 3-33; Суриков И.Е. Из истории греческой аристократии позднеархаической и раннеклассической эпох. М., 2000. С. 26, 196-197).

[72] У. Рансимен подмечает здесь серьезное различие между греками и римлянами и видит в этой черте греческих полисов проявление их исторической ограниченности, обусловившей, в числе прочих причин, их конечное поражение. См.: Runciman W.G. Op. cit. P. 366.

[73] Приведем подсчеты серьезно занимавшегося афинской демографией М. Хансена. По его выкладкам, в течение классической эпохи в Афинах было 30 — 40 тыс. совершеннолетних граждан, 52 — 69 тыс. всех мужчин гражданского статуса (включая несовершеннолетних), 100— 140 тыс. граждан вместе с членами их семей (т.е. с лицами женского пола). При этом насчитывалось 33 — 46 тыс. метэков (с членами семей) и, как минимум, 66 — 93 тыс. рабов. Итого общая численность населения полиса достигала 200 — 250 тыс., а в наиболее благоприятные моменты ("Периклов век") 300 тыс. человек. См.: Hansen Μ.Η. Three Studies in Athenian Demography. Copenhagen, 1988. P. 10 ff. Отдельные цифры, приводимые датским антиковедом, представляются спорными и умозрительными (см. несколько иные цифры в классической работе: Gomme A. W. The Population of Athens in the Fifth and Fourth Centuries B.C.: Repr. ed. Westport, 1986. P. 26), но общие закономерности уловлены им вполне верно.

[74] Ср.: Morris I. Op. cit. P. 5.

[75] В пику этому тезису могут указать на элементы республиканского устройства в отдельных государственных объединениях Древнего Востока. Чаще других вспоминают в данной связи о "республиках" Древней Индии. Однако, насколько можно судить, эти последние представляли собой примитивные протогосударственные образования, стоявшие на стадии "военной демократии". Республикой являлась финикийская колония Карфаген. Но Карфаген был и во всем прочем настолько близок к полису по всем своим базовым характеристикам, что, собственно, даже трудно сказать, чем он от полиса отличался. Не случайно античные политические теоретики (Аристотель, Полибий) рассматривают карфагенскую "политик)" всецело в рамках полисного мира.

[76] По оценке М. Хансена, в большинстве греческих полисов население было менее 5 тыс. человек. См.: Hansen М.Н. The Polis as an Urban Center... P. 31.

[77] Это считалось важным требованием к "идеальному" полису. См.: Hansen М.Н. The Hellenic Polis... P. 172.

[78] Что-то подобное испытывали в Афинах, впрочем, не только гости из других полисов, но и собственные аттические поселяне. Ср. ламентации Дикеополя в начале аристофановских "Ахарнян".

[79] Finley M.I. Early Greece... P. 75.

[80] Об основании Кирены сообщает также известная надпись (так называемая "Стела основателей", текст см.: Meiggs R., Lewis D. Op. cit. P. 5-6. N 5), данные которой в целом подтверждают рассказ Геродота. Правда, Р. Осборн считает, что версии Геродота и "Стелы основателей" серьезно противоречат друг другу, что для него является аргументом против аутентичности обоих сообщений {Osborne R. Greece in the Making... P. 8 ff.); однако, на наш взгляд, исследователь преувеличивает расхождения, касающиеся в основном частных деталей. В целом об истории Кирены см.: Безрученко И.М. Древнегреческая Киренаика в VII-IV вв. до н.э. // ПИФК. 1999. Вып. 7. С. 61 - 166.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 335; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.