КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Список сокращений 6 страница
[460] Подчеркнем: именно денежного обращения, а не просто денег. В Греции и греческом мире были полисы, которые до довольно позднего времени не вводили собственной монеты (так, Мегары сделали это лишь в начале IV в. до н.э., примерно тогда же — Херсонес Таврический). Однако денежное обращение в названных полисах, конечно, было и до этого, просто в нем использовались монеты других государств. Спарта же и здесь стоит особняком. [461] Алкивиаду ставили в заслугу то, что он, оказавшись в Спарте, ел "черную похлебку" (Plut. Alc. 23). [462] Характерен переданный Плутархом (Mor. 224а) эпизод из жизни Клеомена I: «Кто-то хотел представить ему музыканта и всячески расхваливал достоинства этого человека, утверждая, что это лучший музыкант из всех эллинов. Клеомен же, указав на одного из стоящих возле, воскликнул: "А вот этот у меня, клянусь богами, лучший кашевар!"». А ведь музыка еще была тем единственным родом искусства, который спартиаты признавали, не считали совсем уж ненужным. [463] Им, в частности, была свойственна высокая по греческим меркам музыкальная культура. Иногда Спарту даже называют "признанной музыкальной столицей Древней Греции". См.: Дарвин А.Л. Сфер Борисфенит и реформаторское движение в Спарте (историография вопроса) // Мнемон. СПб., 2003. Вып. 2. С. 173. [464] О нем см.: Lendon J.E. Spartan Honor // РаР. Ρ.105- 126. [465] Подробнее см. о них: Shipley G. "The Other Lakedaimonians": The Dependent Perioikic Poleis of Laconia and Messenia // PUCPC. P. 189-281; Hall J.M. Sparta, Lakedaimon and the Nature of Perioikic Dependency // Further Studies in the Ancient Greek Polis. Stuttgart, 2000. P. 73 - 89. [466] Это ясно видно из слов Геродота (IX. 28 — о битве при Платеях): "На правом крыле стояло 10000 лакедемонян, 5000 из них были спартиаты (значит, остальные 5000 периэки. — И.С); прикрытием им служили 35000 легковооруженных илотов..." Таким образом, периэков "отец истории" считает в числе лакедемонян, а илотов — не считает. [467] Об илотах см.: Шишова И.Л. Раннее законодательство и становление рабства в античной Греции. Л., 1991. С. 133 и след. [468] И.М. Дьяконов в одной из своих работ признает категорию илотии применимой не только к античному, но и к древневосточному обществу. См.: Дьяконов И.М. Рабы, илоты и крепостные в ранней древности // ВДИ. 1973. №4. [469] Очень помог бы разрешению означенной трудности ответ на вопрос: были ли в Мессении илоты до завоевания этой области спартанцами. Но такой ответ при имеющемся состоянии источников вряд ли может быть дан. [470] О криптиях см.: Видаль-Накэ П. Черный охотник: Формы мышления и формы общества в греческом мире. М., 2001. С. 176 и след.; Levy Ε. La kryptie et ses contradictions // Ktema. 1988. № 13. P. 245-252. [471] См., в частности: Herod. VI. 80 — 81: илоты участвуют в походе Клеомена I на Спарту, выполняя разного рода подсобные работы. Интересно, что именно их руками Клеомен выполняет самые святотатственные действия: поджигает священную рощу с укрывающимися в ней людьми, прогоняет жреца от алтаря. [472] Неизвестно, чтобы илоты как-то отличились в Платейском сражении. Зато "отличились" они в другом — в мародерстве на поле боя после победы над персами (Herod. IX. 80). [473] Именно такое определение встречаем мы в трудах общего характера, в том числе в учебниках (лучший показатель общераспространенности данной точки зрения): См.: Кузищин В.И. Афинская демократия и спартанская олигархия как политические системы // История Древней Греции. М., 1986. С. 164 и след.; Строгецкий В.М. Полис и империя... С. 18 и след. Более взвешенную оценку см.: Маринович Л.П. Греция в V в. до н.э. // История Европы. М., 1988. Т. 1. С. 293. [474] Андреев Ю.В. Античный полис и восточные города-государства // АП-79. С. 25. [475] Иногда Спарту называют даже "первой подлинной и последовательной демократией во всех греческих землях и во всем мире" (Грант М. Греческий мир в доклассическую эпоху. М., 1998. С. 133). [476] О "Великой ретре" и времени ее издания см.: Wade-Gery Н.Т. Essays in Greek History. Oxford, 1958. P. 37 — 85. Автор придерживается самой поздней из возможных датировок ретры (концом VII в. до н.э.). Но, даже принимая эту датировку, следует помнить о том, что, скажем, в Афинах в это (досолоновское) время статус народного собрания был еще практически никак не определен институционально. [477] В качестве ближайшей параллели Спарте в античной политической теории фигурируют обычно полисы Крита, да еще, как ни странно, Карфаген (хотя все, что мы знаем об этом государстве с его ярко выраженной олигархией, основанной на богатстве и знатности, очень мало напоминает "спартанский космос"). Что же касается критского материала, то главное, что роднит его со спартанским (при весьма существенных расхождениях в конкретике), — это нарочитый архаизм политических (и всех иных) институтов. Только, судя по всему, применительно к Криту правильнее говорить о действительном, органичном архаизме, а применительно к Спарте — об искусственной и сознательной архаизации, о стилизации архаичности. [478] Приводим текст в переводе С.П. Маркиша, вполне сознавая при этом, что возможны и другие варианты перевода, ввиду большой трудности памятника для интерпретации. О различных вариантах перевода ретры см.: Печатнова Л.Г. История Спарты... [479] Более поздний характер этого дополнения косвенно подтверждается тем, что оно отсутствует у Тиртея. [480] Ближайшей параллелью могут быть полисы отдаленного Кипра. [481] Иногда считается, что одна из царских династий в Спарте (Еврипонтиды) была дорийской по происхождению, а другая (Агиады) — ахейской. При этом опираются на пассаж Геродота (V. 72), в котором Клеомен I, представитель Агиадов, называет себя "не дорийцем, а ахейцем". См.: Латышев В.В. Очерк греческих древностей. Ч. 1: Государственные и военные древности. СПб., 1997. С. 96; Пальцева Л.А. Из истории архаической Греции: Мегары и мегарские колонии. СПб., 1999. С. 69. Соответственно, делается вывод, что двойная царская власть в Спарте — результат компромисса между победителями и побежденными, что, на наш взгляд, не имеет ничего общего с действительностью (да и странным был бы такой компромисс в свете всего, что мы знаем о спартанцах). Попытаемся разъяснить ситуацию. Обе спартанские царские династии возводили свои истоки к Гераклу (ахейскому герою, потомку Персея) и уже поэтому, независимо от их реального происхождения, воспринимались как ахейские, а не дорийские. Ср.: Georges P. Barbarian Asia and the Greek Experience: From the Archaic Period to the Age of Xenophon. Baltimore, 1994. P. 152 ff. Именно в этом контексте следует понимать самохарактеристику Клеомена как ахейца. [482] Латышев В.В. Очерк греческих древностей. С. 97. [483] Ср.: Georges P. Op. cit. Р. 152- 157. [484] Подробнее см.: Суриков И.Е. Законодательство Солона об упорядочении погребальной обрядности // ДП. 2002. № 1(9). С. 12- 13. [485] Ср.: Hall Ε. Inventing the Barbarian: Greek Self-Definition through Tragedy. Oxford, 1991. P. 44. [486] Характерно, кстати, что поводы для отстранения царей в спартанской истории были чаще всего религиозными ("знаки свыше", физические недостатки, нечистокровное происхождение). Раз в девять лет эфоры наблюдали небесные знамения и имели право на их основании отрешить царей от престола; впрочем, затем их акция могла быть дезавуирована Дельфийским или иным оракулом (Plut. Agis. 11). [487] См. о некоторых из таких случаев: Строгецкий В.М. Истоки конфликта эфората и царской власти в Спарте // АП-79. С. 42-57; Он же. Некоторые особенности внутриполитической борьбы в Спарте в конце VI - начале V в. до н.э. Клеомен и Демарат // ВДИ. 1982. № 3. С. 38-49; Он же. Политическая борьба в Спарте в 70-е годы V в. до н.э. (дело Павсания) // Проблемы античной государственности. Л., 1982. С. 60-85. [488] Йегер В. Пайдейя: Воспитание античного грека. М.,2001.Т. 1.С.117. [489] Одним из таких исключений был, судя по всему, режим "Тридцати тиранов" в Афинах 404 — 403 гг. до н.э. Тон в этом режиме задавали настолько ярые лаконофилы во главе с Критием (кстати, философом и учеником Сократа), что они, похоже, всерьез вознамерились ввести в афинском полисе некоторые интегральные элементы "спартанского космоса", вплоть до какого-то подобия илотии. Вряд ли стоит специально говорить о том, что их утопические проекты были изначально обречены на неудачу и привели только к большой крови. [490] Андреев Ю.В. Цена свободы и гармонии... С. 151. [491] Lenschau Th. König Kleomenes I. von Sparta // Klio. 1938. Bd. 31. S. 412 — 429. Этому же ученому принадлежит и энциклопедическая статья: Lenschau Th. Kleomenes // RE. 1921. Hlbd. 21. Sp. 695-702. [492] Picard Ch. Le "presage" de Cleomenes (507 av. J.-C.) et la divination sur l'Acropole d'Athenes // Revue des etudes grecques. 1930. Vol. 43. P. 262 - 278. Tritle LA. Kleomenes at Eleusis // Historia. 1988. Bd. 37, Η 4. S. 457-460; Berthold R.M. The Athenian Embassies to Sardis and Cleomenes' Invasion of Attica // Historia. 2002. Bd. 51, H. 3. S. 259-267. [493] Barello Α. II processo di Cleomene e la crisi dinastica di Sparta // CISA. 1996. Vol. 22. P. 19-27. [494] Строгецкий В.М. Некоторые особенности...; Он же. О датировке битвы при Сепее // ВДИ. 1979. № 4. С. 108 - 117. [495] Кулишова О.В. Спартанский царь Клеомен и Дельфы // Мнемон. СПб., 2003. Вып. 2. С. 65-88. [496] Биографию Хилона, в которой аутентичный материал перемешан с позднейшими домыслами, дает Диоген Лаэртский (I. 68 - 73). [497] Amit Μ. Great and Small Poleis. Bruxelles, 1973. P. 129. [498] Насколько можно судить, столь близкородственные браки были нормой в спартанских царских домах. Известно, что Клеомен впоследствии выдал свою дочь Горго за своего брата (правда, единокровного) Леонида. [499] Действительно, для спартанских обычаев была характерна скорее полиандрия, а не полигиния. [500] Имя ее неизвестно. Геродот (V. 41) называет ее просто "дочерью Принетада, сына Демармена". Не только для Спарты, но и для греческого мира в целом характерно крайне редкое упоминание в источниках женских имен. См. об этом: Schaps D. The Woman Least Mentioned: Etiquette and Women's Names // ClQ. 1977. Vol. 27, N 2. P. 323-330. Считалось, что имя порядочной женщины не должно "выставляться напоказ", поскольку это позорит ее. Вспомним то место из надгробной речи Перикла у Фукидида (II. 45. 2), где лидер афинской демократии говорит: "Та женщина заслуживает величайшего уважения, о которой меньше всего говорят среди мужчин, в порицание или в похвалу" (заметим к слову, что к своим собственным семейным делам Перикл не мог бы применить эту максиму: имя Аспасии было у всех на устах). Не случайно из 62 360 известных из источников по именам жителей Афин (за всю историю полиса) мужчин — 56 617, а женщин лишь 5691, т.е. в десять раз меньше. См.: Matthews Е. Making the Book Again // A Lexicon of Greek Personal Names / Ed. Fraser P.M., Matthews E. Vol. 2: Attica / Ed. Osborne M.J., Byrne S.G. Oxford, 1994. P. VI. He иначе дело обстояло и в Спарте. Едва ли не единственной спартанской женщиной рубежа VI —V вв. до н.э., имя которой известно, была упоминавшаяся выше Горго, дочь Клеомена и жена Леонида. [501] Геродот (V. 48) совершает странную ошибку, утверждая, что Клеомен будто бы царствовал недолго. Следует отметить, что те сведения, которые он приводит о Клеомене, находятся под сильным влиянием официальной спартанской традиции, сформированной геронтами и эфорами, а эти последние (по причинам, которые будут нам далее ясны) были заинтересованы в том, чтобы принизить реальное значение деятельности Клеомена. [502] Кулишова О.В. Спартанский царь Клеомен.. [503] Строго говоря, более правильным было бы написание его имени как "Дамарат", в дорийской огласовке. Однако ввиду того, что нашим главным источником является Геродот, составивший свою "Историю" на ионийском диалекте, в историографии вслед за ним прижилось написание "Демарат". [504] Не исключаем, что в описываемое время Демарат был просто еще очень молод. Известно, что в 480 г. до н.э., т.е. около сорока лет спустя после войны с Аргосом, он участвовал в походе Ксеркса на Элладу (Herod. VII. 101 - 104; 209; 234-235; 239; VIII. 65), причем не похоже, что он был тогда глубоким стариком. [505] Herod. VI. 77 — 78: аргосцы "...стали действовать вот как. Когда спартанский глашатай что-нибудь объявлял лакедемонянам, то и глашатай аргосцев повторял его слова. Клеомен заметил, что аргосцы делают все, что объявляет его глашатай, и приказал воинам по знаку глашатая к завтраку взяться за оружие и идти в атаку на аргосцев. Так лакедемоняне и поступили. Когда аргосцы по знаку глашатая приступили к завтраку, лакедемоняне напали на них и многих перебили...". [506] Например: Forrest W.G. The Emergence of Greek Democracy: The Character of Greek Politics, 800 - 400. B.C. L., 1966. P. 239; Clauss M. Op. cit. S. 32; Barello A. Op. cit. P. 19; Robinson E.W. The First Democracies... Stuttgart, 1997. P. 84; Piérart M. L'attitude d'Agros à l'égard des autres cités d'Argolide // PUCPC. P. 327, 348; Osborne R. Greece in the Making... P. 334 ff. (в последней работе - не без колебаний). [507] Lenschau Th. König...; Строгецкий В.М. О датировке... [508] О совете Клеомена платейцам и его последствиях см.: Badian Ε. From Plataea to Potidaea... Baltimore, 1993. P. 109 ff. [509] Характерно, что Пелопоннесская война началась в 431 г. до н.э. именно атакой фиванцев на Платеи (Thuc. II. 2. 1). [510] Тем более что нам уже приходилось писать об этих событиях: Суриков И.Е. Из истории греческой аристократии... С. 43, 48-49, 74, 147- 149, 238-239. [511] Parke H.W., Wormell D.E.W. The Delphic Oracle. Oxford, 1956. Vol. 1. P. 144-150; Sealey R. A History of the Greek City-States ca. 700-338 B.C. Berkeley, 1976. P. 146; Zähmt M. Delphi, Sparta und die Rückführung der Alkmeoniden // ZPE. 1989. Bd. 76. S. 297-307; Littman R.J. Kinship and Politics in Athens 600-400 B.C. N.Y., 1990. P. 125- 130; Макаров И.А. Тирания и Дельфы... С. 130; Он же. Формы идеологического обоснования ран-негреческой тирании: Автореф. дис.... канд. ист. наук. М., 1995. С. 22. [512] Залюбовина Г.Т. Архаическая Греция: Особенности мировоззрения и идеологии. М., 1992. С. 51; Robinson E.W. Reexamining... P. 363 ff. [513] Если быть совсем точным, Геродот называет спартанского командира Анхимолием, а Аристотель — Анхимолом. Геродотовский вариант, как более ранний, представляется верным. [514] Судя по тому, что на помощь Гиппию прибыл фессалийский магистрат столь высокого ранга, можно заключить, что Фессалия была чрезвычайно заинтересована в сохранении тирании в Афинах. [515] Ср.: Osborne R. Greece in the Making... P. 292 ff. [516] О родовой принадлежности Исагора см.: Bicknell P.J. Studies in Athenian Politics and Genealogy. Wiesbaden, 1972. P. 84 ff. [517] Справедливости ради следует отметить, что Клисфен в это время не мог выставить свою кандидатуру на архонтскую должность. Он уже был архонтом (в 525/524 г. до н.э.), а дважды занимать этот пост не дозволялось. Очевидно, на выборах 508 г. до н.э. он поддерживал кого-то из своих сторонников. [518] Об этой реформе см.: Cavaignac Ε. La désignation des archontes athéniens jusqu'en 487 // Revue de philologie, de littérature et d'histoire anciennes. 1924. Vol. 48. P. 144-148; Buck R.J. The Reform of 487 B.C. in the Selection of Archons // ClPh. 1965. Vol. 60, N 2. P. 96-101. О значении должности архонта в Афинах в конце VI - начале V в. до н.э. см.: Badian Е. Archons and Strategoi // Antichthon. 1971. Vol. 5. P. 1-34; Kelly D.H. The Athenian Archonship 508/7 - 487/6 B.C. // Antichthon. 1978. Vol. 12. P. 1 - 17. [519] Поэтому мы укажем лишь монографические исследования: Lévêque P., Vidal-Naquet P. Clisthène l'Athénien. P., 1964; Siewert P. Die Trittyen Attikas und die Heeresreform des Kleisthenes. München, 1982. [520] Об особенностях афинского гражданского года см.: Samuel А.Е. Greek and Roman Chronology: Calendars and Years in Classical Antiquity. München, 1972. P. 57 ff. [521] Kienast D. Die innenpolitische Entwicklung Athens im 6. Jahrhundert und die Reformen von 508 // Historische Zeitschrift. 1965. Bd. 200, H. 2. S. 271. [522] Мы сознательно не касаемся вопроса о том, началась ли уже практическая реализация реформ Клисфена на момент прибытия спартанского отряда или еще нет, застал ли Клеомен в Афинах еще старые органы власти или уже новые, клисфеновские (в частности, был ли солоновский Совет Четырехсот уже заменен Советом Пятисот). Вопрос этот не находит однозначного ответа в источниках (так, Геродот считает, что реформы реально начались еще до изгнания спартанцев, а Аристотель — что они начали воплощаться в жизнь лишь после этого). Он еще больше запутан в историографии, но в целом представляется нам не таким уж и принципиальным. Важнее другое: в Афинах в среде гражданского коллектива существовал твердый настрой на преобразования, чего не учел Клеомен. [523] Ober J. The Athenian Revolution: Essays on Ancient Greek Democracy and Political Theory. Princeton, 1999. P. 32 — 52. Впрочем, нам представляется, что Дж. Обер чрезмерно акцентирует роль спонтанного фактора в этом движении. Его критику по этой позиции см.: Карпюк С.Г. Общество, политика и идеология классических Афин. М., 2003. С. 179 и след. [524] Обратим внимание на то, что здесь Клеомен ведет себя точно так же, как в аргивском Герайоне, ни в малейшей мере не считаясь с требованиями жрецов. Очевидно, спартанский царь рассматривал себя как лицо, наделенное более высоким сакральным статусом, нежели любой священнослужитель. [525] Об этом посольстве см.: Суриков И.Е. Из истории греческой аристократии... С. 70-71; Osborne R. Greece in the Making... P. 294; Berthold R.M. Op. cit. [526] Обычно этот инцидент приводят в качестве аргумента против "антитиранической" линии во внешней политике Спарты. Однако не будем забывать о том, что здесь мы имеем дело с личной инициативой Клеомена, которую вряд ли следует отождествлять с позицией спартанского полиса. [527] Возникновение персидской опасности, о которой речь пойдет чуть ниже, судя по всему, стало впоследствии именно тем внешним фактором, который не дал Пелопоннесскому союзу распасться и, напротив того, сделал его более прочным. [528] Интересно, что уже сразу после завоевания Киром Лидии спартанцы пытались оказывать на него дипломатическое давление: прибывший в Сарды посол лакедемонян заявил персидскому царю, "что они не позволят ему разорить ни одного эллинского города" (Herod. I. 152). Кир попросту не обратил внимания на это предупреждение, но зато Спарта сумела "сохранить лицо" перед ионийцами. На спартанский демарш, кстати, должно было повлиять и то обстоятельство, что ранее Лакедемон поддерживал дружественные отношения с лидийским царем Крезом, ставшим жертвой Кира. См. об этом подробнее: Суриков И.Е. Лидийский царь Крез и Балканская Греция // SH. 2001. Т. 1. С. 6 и след. [529] Или чуть позже, в 518-516 гг. (Clauss Μ. Op. cit. S. 28). [530] О ситуации на Самосе в описываемый период см.: Shipley G. А History of Samos 800- 188 B.C. Oxford, 1987. P. 80 ff. После убийства персами самосского тирана Поликрата тираническую власть на острове захватил его секретарь Меандрий. Персы свергли этого последнего и передали управление Самосом Силосонту, брату Поликрата. Бежавший с острова Меандрий возглавил посольство самосцев в Спарту, о котором здесь идет речь. [531] Интересно, что Аристагор, пытаясь убедить Клеомена, показывал ему карту ойкумены. Не приходится сомневаться в том, что речь идет о той самой карте, которую составил логограф Гекатей Милетский (Hecat. // FGrHist. 1. Т12). Гекатей, как известно, сам принимал участие в Ионийском восстании (Herod. V. 36). [532] Геродот, в целом не одобрявший Ионийского восстания, язвительно замечает по этому поводу (V. 97): "Многих людей, очевидно, легче обмануть, чем одного: одного лакедемонянина Клеомена ему (Аристагору. — И.С.) не удалось провести, а 30 000 афинян он обманул". Из этих слов не следует, разумеется, делать вывод, что в начале V в. до н.э. в работе афинского народного собрания принимали участие 30 тысяч человек: перед нами — условная цифра (Hansen Μ.Η. Demography and Democracy Once Again // ZPE. 1988. Bd. 75. S. 191). Что же касается посланной на помощь восставшим эскадры из 20 кораблей, не нужно считать (как иногда делается), что речь идет о каком-то незначительном контингенте, отправленном афинянами лишь pro forma, чтобы их потом не обвиняли в бессердечии по отношению к соплеменникам-ионийцам. Достаточно вспомнить, что все афинские военно-морские силы до реформы Фемистокла в 80-х годах V в. до н.э. не превышали 50 триер. [533] См. об этих событиях: Osborne R. Greece in the Making... P. 325 ff. [534] Не исключено, что резкая перемена в афино-спартанских отношениях (недавние враги стали едва ли не друзьями) связана с изменением внутриполитической ситуации в самих Афинах. К описываемому времени Алкмеониды, находившиеся со спартанцами в ссоре, уже не задавали тон в афинском полисе. Более того, на родину возвратился и сразу же занял влиятельнейшее положение Мильтиад, а этот политический деятель (о нем подробнее см. в следующей главе), напротив, придерживался лаконофильских взглядов (о внешнеполитических ориентациях основных афинских политических группировок нам уже приходилось писать в другом месте: Суриков И.Е. Политическая борьба в Афинах в начале V в. до н.э. и первые остракофории // ВДИ. 2001. № 2. С. 118 и след.). Весьма вероятно, что именно Мильтиад стал инициатором примирения со Спартой. [535] Некоторые архаичные черты государственного устройства Спарты давали ее властной элите определенную свободу для маневрирования. В частности, всегда оставалось не вполне понятным, кто в спартанском полисе является носителем суверенитета (κύριος, αυτοκράτωρ). В различных ситуациях в этой роли могли выступать: апелла (как воплощение гражданского коллектива), эфоры (как полномочные представители гражданского коллектива), герусия (в силу традиционного авторитета), цари (в силу харизматического статуса), а позднее, с конца V в. до н.э., еще и навархи (в силу сконцентрированных в их руках реальных механизмов контроля над войском и значительных финансовых средств). Как следствие такого положения вещей, один орган или носитель власти мог дезавуировать решение, принятое другим. Что-то подобное произошло, например, в 403 г. до н.э., когда наварх Лисандр и царь Павсаний фактически противостояли друг другу в вопросе о том, какой режим (олигархический или демократический) следует поддерживать в Афинах (Xen. Hell. II. 4. 29 sqq.). Иными словами, если та или иная акция, скажем, тех же царей достигала успеха, геронты и эфоры могли "задним числом" санкционировать ее как официальную государственную инициативу, а если она, напротив, влекла нежелательные последствия, те же геронты и эфоры попросту "открещивались" от нее. [536] История с эгинскими заложниками имела продолжение уже после смерти Клеомена (Herod. VI. 85 sqq.). Эгинеты через Спарту попытались добиться освобождения своих сограждан. Однако афиняне, ощущая свою силу после победы при Марафоне, решительно отказались это сделать (их не смог убедить даже Леотихид, прибывший в качестве посла по этому делу). В результате между Афинами и Эгиной разгорелась полномасштабная война (об этих событиях см.: Figueira T.J. Xanthippos, Father of Pericles, and the Prutaneis of the Naukraroi // Historia. 1986. Bd. 35, H. 3. S. 257-279; Грант Μ. Указ. соч. С. 103 и след.), которая впоследствии послужила непосредственным поводом для морской программы Фемистокла. [537] Это вызывает некоторое удивление. Есть интересная гипотеза, согласно которой в рукописи Геродота вкралась ошибка, и вместо "Фессалия" следует читать "Селласия" (пограничный периэкский городок на севере Лаконики). См.: Sealey R. A History... Р. 200. [538] Известно, что как раз в это время (около 490 г. до н.э.) спартиатам приходилось подавлять какое-то очередное восстание мессенских илотов (Plat. Legg. III. 698е). Имело ли это восстание какую-либо связь с подрывной деятельностью Клеомена, — трудно судить. Но, во всяком случае, Спарте, столкнувшейся с внутренними проблемами, меньше всего было нужно одновременное появление внешнеполитических осложнений, тем более что аркадяне были ближайшими соседями, а их гоплитские силы имели репутацию вторых в греческом мире после лакедемонских. [539] Впрочем, строго говоря, неизвестно, утратил ли он этот статус, даже находясь в изгнании. Не похоже, что на время его отсутствия престол Агиадов был признан вакантным и замещен каким-то другим лицом (таковым должен был быть ближайший родственник Клеомена — его единокровный брат Леонид). [540] В пер. М.Н. Ботвинника. [541] Э.Д. Фролов полагает, что интриги Лисандра в религиозной сфере демонстрируют его знакомство с модными на рубеже V—IV вв. до н.э. идеями софистов, "характерное для софистически образованных людей рационалистическое, если не сказать — утилитарное отношение к религии" (Фролов Э.Д. Критий, сын Каллесхра, афинянин, - софист и тиран // ВДИ. 2003. № 4. С. 73). Но как же в таком случае быть с Клеоменом? Он поступал точно так же, как Лисандр, и, пожалуй, даже более цинично и беззастенчиво, - но при этом, повторим, жил и действовал еще в "дософистическую" эпоху. Не будет ли правомерным всерьез задуматься над вопросом, что было в греческом мире первичным — софистика в теории или "софистика" на практике? Обычно считается, что софисты, выдвинув во второй половине V в. до н.э. релятивистские концепции, обрели последователей в лице практических деятелей (таких как Алкивиад, афинские олигархи периода Пелопоннесской войны, Дионисий Сиракузский или тот же Лисандр), которые принялись следовать их рекомендациям в реальной политической жизни. Но ведь возможен и иной ход мысли: как раз практические деятели начала эпохи классики (Клеомен, Фемистокл) навели своей беспринципностью софистов на необходимость теоретического обоснования подобного поведения. [542] Поэтому мы укажем лишь несколько недавних работ: Карпюк С.Г. Клисфеновские реформы и их роль в социально-политической борьбе в позднеархаических Афинах // ВДИ. 1986. № 1. С. 17-35; Siewert P. Die Trittyen Attikas und die Heeresreform des Kleisthenes. München, 1982; Develin В., Kilmer Μ. What Kleisthenes did // Historia. 1997. Bd. 46, Η. 1. S. 3-18; Ober J. The Athenian Revolution: Essays on Ancient Greek Democracy and Political Theory. Princeton, 1999. P. 32-52. [543] Vernant J.-P., Vidal-Naquet Р. La Grece ancienne. Vol. 2: L'espace et le temps. P., 1991. P. 203. Существует, правда, книга, озаглавленная "Клисфен-афинянин": Leveque P., Vidal-Naquet P. Clisthene l'Athenien. P., 1964. В ней предлагается новый, интересный взгляд на клисфеновские реформы, рисуется общая картина развития Афин на переходе от тирании к демократии. Но биографией в собственном смысле слова эту работу вряд ли можно назвать. [544] Характерно, что автор единственной работы о Клисфене, которую можно в какой-то степени назвать биографической (Cromey R.D. Kleisthenes' Fate // Historia. 1979. Bd. 28, Η. 2. S. 129-147), в конечном счете оказывается перед неутешительным итогом: почти ни по одному поднимаемому им вопросу невозможно категоричное, безоговорочное суждение. Всё неясно, всё гадательно... [545] О значении введения демов Клисфеном см.: Osborne R. Demos: The Discovery of Classical Attika. Cambridge, 1985; Idem. Greece in the Making, 1200- 479 B.C. L.; N.Y., 1996. P. 294 ff. В целом о демах см.: Eliot C.W. Coastal Demes of Attica: A Study of the Policy of Kleisthenes. Toronto, 1962; Whitehead D. The Demes of Attica 508/7 - ca. 250 B.C. Prinston, 1986. [546] Наиболее известна реформа в Сикионе (Herod. V. 67 — 68), осуществленная тираном Клисфеном (дедом по материнской линии интересующего нас афинского законодателя). Кроме Сикиона, реформы фил в архаическую эпоху проводились и в некоторых других дорийских полисах: в Коринфе (скорее всего Кипселом), в Кирене (законодателем Демонактом) и, возможно, также в Спарте (если принять мнение Уэйд-Гери, что введенные Великой ретрой обы представляли собой не что иное, как территориальные филы, созданные в противовес родовым. См.: Wade-Cery Н.Т. Essays in Greek History. Oxford, 1958. P. 70 ff., ср. также: Forrest W.G. The Emergence of Greek Democracy: The Character of Greek Politics, 800-400 B.C. L., 1966, P. 131. [547] Суриков И.Е. Функции института остракизма и афинская политическая элита // ВДИ. 2004. № 1. С. 3 и след. [548] Osborne R. Greece in the Making... P. 295. [549] Впрочем, нельзя исключать, что при Солоне существовали и какие-то зачатки позднейшего деления на демы (ср.: Whitehead D. Op. cit. P. 12 — 14). Во всяком случае, демы упоминаются в некоторых законах Солона, производящих впечатление вполне аутентичных (например: D. XLVII. 22. 4). Деметрий Фалерский (FGrHist. 228. F31) - автор довольно информированный — сообщает, что должность демарха учредил Солон. [550] Некоторые из различных предлагавшихся интерпретаций см.: Kagan D. The Enfranchisement of Aliens by Cleisthenes // Historia. 1963. Bd. 12, H. l.S. 41-46; Bicknell P.J. Whom did Kleisthenes Enfranchise? // PP. 1969. Fasc. 124. P. 34-37.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 336; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |