Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Украшения из стекла




Издревле из стекла изготавливали украшения, посуду, оконное стекло, мозаику; стекло использовали в ка­честве эмалей и глазурей. Славянскому населению Восточной Европы в конце I тыс. н.э. стекло было известно только по украшениям - бусам и привескам. Начиная с эпохи Владимира в куль­туру и быт вошли мозаика, посуда, оконное стекло, а украшения из стекла в большом разнообразии распро­странились широко и повсеместно.

Бусы. В настоящее время для большинства иссле­дователей, изучавших стеклянные бусы, очевидно, что не столько форма бус принципиально объединяет или различает их между собой, сколько техника изготовле­ния и химический состав.

Технику изготовления стеклянных бус, бытовав­ших на территории Древней Руси, можно представить в виде четырех основных схем. Одни бусы делались серийно, из трубочек, изготовленных, в свою очередь, по-разному; другие — серийно-индивидуально, из от­резков палочек, изготовленных также по-разному; третьи — индивидуально, путем навивки стеклянной массы вокруг стержня; четвертые - индивидуально, из капель (или кусков стекла), при этом отверстие в палочках, каплях (кусках стекла) проколото или высверлено.

Основная технологическая схема допускает и предпо­лагает разного рода комбинации, сочетание которых с формой и цветом бус имеет нередко узкие территори­ально-хронологические границы. Стекло, которое использовали на Руси для изготовле­ния бус, относится ко всем пяти химическим классам, известным в древности.

Сирийские бусы, изготовленные из трубочек, египет­ские - изготовленные из палочек, согласно этой табли­це, можно определить по одному признаку: по основной технологической схеме.

Египетские бусы отличает, кроме технологической схемы, ряд дополнительных приемов: все виды сложной мозаичной техники (набор разноцветных лент, полос, колец, организованных в сложнокомбинированные сю­жеты типа шахматных досок, цветов, ликов и т.д.). Сте­кло египетских бус, как правило, разноцветное непрозрачное.

Сирийские бусы, кроме основной схемы, дополни­тельно отличает набор декоративных приемов и сюже­тов, прежде всего самые разные «глазки» (одноцветные, многоцветные, в «ресничках», в петлях), накладные ни­ти, рисунок в виде птичьего пера, использование метал­лической (золотой и серебряной) фольги. Стекло сирийских бус прозрачное,полупрозрачное и непрозрачное.

Бусы византийского происхождения от технологиче­ски одинаковых с ними бус отличает не только состав, но и цветовая гамма и декоративные сюжеты. К числу византийских относятся почти все бусы синего цвета, желто-зеленого, серого светлого, желтого и черного цветов. Стекло, как правило, прозрачное. В качестве де­кора используются белые ромбы, сюжет «птичьего пе­ра», нити и «глазки» (одноцветные и редко двуцветные). Декор исполнен росписью красками и золотом с помо­щью штампа; применялась металлическая (золотая и се­ребряная) фольга. Примечательна форма бус византий­ского происхождения: она геометрически четкая, техни­ческий брак, поступавший на рынок, редок.

Бусы западноевропейского происхождения в полном наборе древнерусских бус помогает выделить цвет, в ос­новном коричневый, и такой косвенный признак, как со­хранность стекла: нередко стекло почти полностью расстекловывается.

Древнерусские по происхождению бусы от техноло­гически одинаковых с ними бус также отличает цветовая гамма, она включает в себя коричневые, фиолетовые, синие (с фиолетовым оттенком), бирюзовые, зеленые, желтые тона. Стекло древнерусских бус, как правило, прозрачное, они лишены декора, исключение составля­ют темные (непрозрачные черные или коричневые) с цветным (белым или желтым) пластинчатым узором и золоченые бусы. В отличие от своих византийских ана­логов древнерусские золоченые бусы изготовлены с ис­пользованием только серебряной фольги, а склонность калиево-свинцово-кремнеземного стекла к расстекло-выванию тоже составляет их специфику.

Принимая во внимание фактор времени, нужно сказать,что общий облик бус конца Х в. определяет ближневосточный импорт, преимущественно сирийский, египетские бусы в это время редки; облик бус XI в. - византийский им­порт; бусы ХП в. в основном древнерусского, прежде все­го киевского, производства. В более позднее время неко­торую долю составляли бусы не киевского производства, например новгородского - в Новгороде, полоцкого - в По­лоцке и т.д. Хронологическую характеристику древнерус­ских стеклянных бус можно представить в виде кривых (рис. 12). В основу приводимых кривых положен комплекс новгородских находок. Каждая кривая в обобщенном виде представляет собою историю производства или бытова­ния бус разного происхождения, известных на территории Древней Руси с начала Х и до конца XIV в.

Бусы разного происхождения бытовали на протяжении долгого времени, но в пределах совместного сосуще­ствования в разное время они составляли разную долю в общем балансе описываемых украшений.

Древняя Русь - царство стеклянных бус, однако были известны бусы янтарные, из сердолика, хрусталя, аметиста, изредка из других самоцветов; совсем редко в рас­копках находят жемчуг; кроме того, бусы делали из кос­ти и глины (с поливой и без нее), а также из бронзы, се­ребра, золота.

Стеклянные бусы составляют две трети этой катего­рии украшений, бусы из других материалов, вместе взятые, - одну треть. На каждую хрустальную бусину при­ходилось, например, две сердоликовые, двадцать янтар­ных и почти сорок стеклянных. Это соотношение в сре­днем характеризует весь рассматриваемый период.

Отличны от усредненных подсчетов курганы вяти­чей, в которых находят много сердолика и хрусталя; кур­ганы дреговичей, где много металлических бус; среди домонгольских древностей более часты находки камен­ных бус, среди более поздних - янтарных. Хронологиче­скую характеристику древнерусских бус по материалу можно представить в виде гистограмм, соединенных ме­жду собою. В основу положен комплекс новгородских находок (рис. 13).

Если оценивать находки древнерусских бус количест­венно, то следует отметить два продолжительных этапа, когда их число было стабильным: это XII в. и время мон-голо-татарского ига. Если количество бус XII в. считать «нормальным», то в Х1П—Х1У вв. «норма» уменьшилась вдвое, в XI в. количество немногим ниже «нормы», во второй половине Х в. - в полтора-два раза выше. Что же касается первой половины Х в. и более раннего времени, то представления о «норме» могут быть составлены за счет подробно изученных бус Старой Ладоги.

Рис. 12. Хронологическое распределение древнерусских бус разного происхождения

/ - сирийские; 2 - византийские, 3 — киевские; 4 - новгородские

Максимум находок бус в Старой Ладоге приходится на горизонт Дн, относящийся к Х в., во второй половине IX в. (горизонт Е]) и в Х-Х1 вв. (горизонт Дв) количество бус одинаково меньше (рис. 14). Начало новгородской кривой совпадает по времени с пиком староладожской кривой, а нисходящие ветви подобны. В этой связи ка­жется вероятным подобие и даже сходство восходящих частей кривых. Во всяком случае, если дополнить нисхо­дящую ветвь новгородской кривой восходящей частью староладожской, разместив их на одной хронологиче­ской оси, мы получим полное графическое представле­ние о стеклянных бусах, бытовавших в Древней Руси на­чиная с середины IX в. В более раннее время археологи­чески на этой территории бусы просто не известны.

Примечательно, что и ввоз дирхемов стремительно набирал темп с начала Х в., достигнув максимума в 50-е годы Х в., и столь же стремительно сократился к концу столетия.

Завершая общую характеристику древнерусских бус, рассмотрим развитие бус из разных материалов вне за­висимости друг от друга, представив это развитие графи­чески (рис. 15). В основу графиков положены старола­дожские и новгородские находки.

Кривые, представляющие бусы, изготовленные из стекла, хрусталя и сердолика, согласованы между собою в нисходящей ветви на протяжении почти целого столе­тия (почти до середины XI в.). Можно надеяться, что и восходящая часть этих кривых могла бы быть настолько же согласованной. Стеклянные, а вместе с ними сердо­ликовые и хрустальные бусы этого времени восточного происхождения: стеклянные - египетские и сирийские (заметим, что доля египетских бус в более раннее время больше, чем, скажем, во второй половине Х в.), сердоли­ковые - среднеазиатские и средневосточные, хрусталь­ные - восточные в широком смысле этого слова (Фех-нер М.В., 1974).

Янтарные бусы Х в. — южно-русского происхождения (Рыбина Е.А., 1978. С. 38-45) именно поэтому кривая, представляющая их на графике, резко отлична от толь­ко что описанных.

На протяжении всего домонгольского времени (начи­ная с первой половины XI в.) очень близки друг другу кривые, представляющие стеклянные и янтарные бусы. Их одинаковое происхождение - из Киева или Придне­провья - и характер находятся в зависимости от одних и тех же факторов, определяются одними и теми же зако­номерностями. С рубежа Х1-ХП вв. после некоторого перерыва появляются бусы из сердолика и хрусталя. В начале первой половины XII в. кривые, соответствую­щие им, подобны, но уже с середины XII в. они резко расходятся: кривая, соответствующая сердоликовым бу­сам, нисходит, хрустальным, напротив, восходит, опере­жая по темпам роста все остальные кривые. Эта послед­няя, достигнув апогея в конце XII в., не имеет последова­тельного продолжения, проявляясь спорадически во вто­рой половине XIII - середине XIV в. Аналогично себя ве­дет кривая, построенная для сердоликовых бус, с той лишь разницей, что апогея она достигает в начале XII в.

С одной стороны, в сходстве этих двух кривых находит, очевидно, выражение связь, существовавшая между буса­ми из этих двух материалов. С другой - очевидно, что обе кривые основной тенденции развития сходны не только между собой, но и с синхронными кривыми, построенны­ми для стеклянных и янтарных бус. Сходство всех четырех кривых на протяжении нескольких десятилетий XII в. де­лает вероятным заключение, что развитие производства этих бус в это время определяли одни и те же факторы, что они подчинялись действию одних и тех же закономер­ностей. В дальнейшем отмеченное сходство не проявляет­ся со столь очевидной последовательностью.

В XIV в. доминируют янтарные бусы, вытеснив для этой категории украшений все остальные материалы.

Общий итог истории бус на территории Восточной Европы, преимущественно древнерусских, можно представить в виде таблицы (табл. 1).

Форма характеризует внешний контур предмета, представление о ней можно получить, располагая его изображением в трех проекциях. Адекватное понимание терминов, связанных с описанием формы бус, требует некоторых пояснений.

Названия древнерусских бус, введенные А.В. Арциховским и принятые в археологической литературе, посвященной русскому средневековью, отличаются от названий античных бус той же формы. В свою очередь, названия, принятые в русской и советской литературе, нередко отличаются от принятых в зарубежной литера­туре.

В названиях геометрических граненых и круглых в поперечном сечении бус расхождения редки - например, шарообразные бусы Е.М. Алексеева называет округлы­ми. В остальных случаях, согласно определению, упот­ребляются следующие названия формы бус: цилиндри­ческая, биконическая, цилиндробиконическая, призма­тическая, бипирамидальная и т.д.

Названия других геометрических форм требуют уточ­нения: например, части шара, эллипсоида и цилиндра на­зываются по-разному в зависимости от пропорций (и да­же величины канала) (табл. 2).

Появление «воротничка» или «шейки» по концам канала меняет общий вид, а следовательно, и название бусины: бусина желтого цвета превращается в «лимонку» любого другого цвета — лимоновидную; многочастные «лимонки» и лимоновидные бусы называют в рус­ской литературе «многочастными пронизками». В зарубежной литературе одночастные «лимонки» и лимо­новидные бусы называют «бусами с воротничками».

Рис. 14. Хронологическое распределение стеклянных бус на Руси 1Х-ХУ вв. по материалам Новгорода (ярусы 1-28) и Старой Ладоги (800-900 гг. – горизонты Е1,Д„,Д„) А - документальная линия распределения; Б — вероятная линия распределения.

Рис. 15. Хронологическое распределение бус из разных материалов

А - стекло; Б - янтарь; В - хрусталь; Г - сердолик; Д - вероятная линия

многочастные — «сегментовидными или сегментными».

Бусы, имеющие в поперечном сечении розетку, в отечественной литературе называют в целом «ребристы­ми» или «рубчатыми», оба термина равнозначны, но в последнее время отдают предпочтение термину «ребри­стый». В иностранной литературе такие бусы называют «каннелированными». Ребристые, или рубчатые, бусы могут иметь разную общую форму, близкую к геометри­ческим фигурам: ребристые цилиндрические, ребристые зонные, ребристые кольцевидные, ребристые эллипсо­идные. Независимо от общей формы ребристые бусы с «воротничком» или с «шейкой» называют в зарубежной литературе дынеобразными или дыневидными (ранее эллипсовидные бусы «с шейкой» предлагалось называть «рубчатыми эллипсоидными»). Следовало бы отказать­ся от этого сложного и неточного названия и принять общее название «дыневидные». Это условное название подобно условному «лимонки» и объединяет большую группу бус одинаковых по происхождению и времени, помогает выделять их независимо от их общей формы.

Розетка в поперечном сечении характеризует и дру­гие бусы, названные Е.М. Алексеевой «бугристыми». Значительно шире распространено описательное назва­ние этих бус: в виде малины или ежевики, но мы будем их называть бугристыми. «Бугры», давшие название бу­сам, образуются в случаях, когда вертикальные ребра разделены еще на горизонтальные ряды. Общая форма этих бус может быть разной: бугристая цилиндрическая, бугристая зонная и т.д.

Группа бус, объединенная Е.М. Алексеевой общим названием «составные», очень редка в средневековье, исключение - бусы с валиками. Некоторые авторы рас­сматривают валики не как элемент формы, а как эле­мент декора и на этом основании выделяют их в группу бус с пластичным декором, в которую включают бусы с валиками и с декором, равно как с таким же декором, но без валиков, с валиками, но без декора и т.д., что вряд ли правильно. Впредь их следует, очевидно, называть бусами с валиками и счи­тать последние элементом формы, а так называемый пластичный узор - декором.

Декор на средневековых стеклянных бусах, как пра­вило, встречается нечасто. В качестве декоративных элементов известны пятна, глазки; линии - прямые, вол­нистые, зигзаги; фестоны, нередко называемые «птичье перо», восьмерки, квадраты, ромбы, спирали - простые и многослойные (табл. 62, 97-7/2), так называемая мраморировка, «реснички» и розетки (табл. 62, 113-117). Чаще использовали один декоративный элемент, но иногда комбинацию элементов: например, линии - прямые и волнистые, ровные и завернутые в спираль; фестоны и линии, пятна и линии, глазки и линии, глазки и восьмер­ки. Сложный декор, например шахматный узор, ресничковый, линейно-розетковый, известен на бусах 1Х-Х вв. восточного, прежде всего египетского, происхождения. Для описания декора средневековых бус использована терминология, разработанная Е.М. Алексеевой для ан­тичных бус Северного Причерноморья.

В сравнении с европейскими бусами раннего средне­вековья и тем более античными декор стеклянных бус, бытовавших в Древней Руси, беден: основное внимание уделяли не декору, а форме и главным образом цвету.

В качестве красителей использовали окислы металлов (марганца, меди, железа, кобальта и др.), которые в зависимости от атмосферы печи, от взятого количества, времени действия и сочетания красителей с основным стеклообразующим сырьем создают разный цветовой эффект. Например, с помощью марганца обычно получают фиолетовое стекло; византийцы умели получать пурпурное, а сирийцы почти черное; другой пример: с помощью меди обычно получают зеленое стекло, в вос­становительной атмосфере печи оно становится крас­ным; в золистых стеклах, содержащих натрий и калий, зеленый тон приобретал синеватый оттенок, а древне­русское калиево-свинцово-кремнеземное стекло в одних случаях оставалось зеленым, в других - становилось би­рюзовым. Шкала цветов древнего стекла содержит 21 основной и сложный тон: 1 - красный, 2 - красно-оран­жевый, 3 - оранжевый, 4 - оранжево-желтый, 5 - жел­тый, б - зелено-желтый, 7 - желто-зеленый, 8 - зеленый, 9 - зелено-голубой, 10 - бирюзовый, 11 - синий, 12 - фи­олетово-синий, 13 - фиолетовый, 14 - пурпурный, 15 -белый, 16 - серый, 17 - черный, 18 - коричневый, 19 -оливковый, 20 - бежевый, 21 - серо-голубой. Каждый тон может иметь несколько градаций, иногда до семи -от слабого светлого до густого темного, в целом более 100 градаций. Восприятие цвета существенно меняется в зависимости от прозрачности стекла, которая всегда отмечается допол­нительно.

Размеры бус разнообразны, самые мелкие обычно на­зывают бисером. Ю. Каллиер предложил определенный порядок для размеров, выделив, если так можно сказать, 11 норм, и дал им название: мелкие, средние, крупные, очень крупные и бусы-гиганты. Первые три, в свою очередь, он делит на малые, сред­ние, большие.

В УШ-Х вв. в Поднепровье были известны бусы, из­готовленные главным образом из стекла, из других ма­териалов (сердолика, хрусталя) - в единичных экземпля­рах. Находки бус нечасты, они тяготеют к берегам рек и сосредоточены в районах, прилегающих к древнейшим русским городам - Киеву, Чернигову, Полоцку, Смоленску.

В наборе бус этого времени основное место занимают бусы, изготовленные из трубочек, тянутых или круче­ных, в сирийских мастерских и попавших на эти террито­рии прямо или через посредников. К их числу относятся цилиндрические, зонные и кольцевидные мелкие бусы, или бисер (табл. 62, 1-10), «лимонки» и лимоновидные многочастные пронизки, тоже мелкие (табл. 5, 11-17), ребристые, мелкие и средние (табл. 62, 75, 79) - все эти бусы без декора, одноцветные (желтые, зеленые, синие, серые), не прозрачные и полупрозрачные.

Кроме того, известны шарообразные средние с ли­нейным декором, простым и комбинированным (табл. 62, 20, 27), с «глазками» и завитками (табл. 62, 22-24); а также эллипсоидные и веретенообразные с декором (табл.62,25,26).

Египетскими по происхождению следует считать бу­сы цилиндрические (табл. 62,27) и граненые - с нечетки­ми гранями (табл. 62, 28, 29), бусы прозрачные и шаро­образные мозаичные (табл. 62, 30), непрозрачные.

Византийских бус мало: цилиндрическая синяя сред­няя прозрачная (табл. 62,37) и бочонкообразная золоче­ная малая (табл.62,32).

Десятую долю процента всех бус этого времени соста­вляют каменные: шарообразные - хрустальная средняя и сердоликовая мелкая, призматические шестигранные и четырнадцатигранные (табл. 62, 33-36). В VIII - нача­ле Х в. на пограничных территориях, особенно в Старой Ладоге, Прикамье, Юго-Восточной Европе, на Северном Кавказе, Центральной Европе и Скандинавии известен богатый набор бус, % сравнении с которым только что описанный перечень очень скромен и провинциален.

Во второй половине Х в. и самом начале XI в. (вклю­чая его первую четверть) ареал бус в Восточной Европе расширился, но основные места находок по-прежнему сосредоточены в главнейших городах Древней Руси -Киеве, Новгороде, Чернигове, а также в шестовицких, приладожских, владимирских и гнездовских курганах. Стеклянные бусы составляют основу бусинного убора (рис. 13), но число бус в нем увеличилось в десятки раз. Изменился и расширился набор форм, но, как и ранее, доминируют бусы, изготовленные из трубочек (сирий­ский импорт).

Многочисленны мелкие бусы, обычно называемые бисером (табл. 62, 37-42). В указанных хронологических пределах бисер не подвергался заметным изменениям, сравнение же с более ранним показывает, что произо­шло упрощение форм, обеднение цвета (доминирует желтый), удешевление технологии, из которой исключе­на такая операция, как оплавление краев.

Встречаются так называемые «лимонки» и лимоно­видные бусы (табл. 62,43-51), мелкие и средние, золоче­ные и серебреные, а также желтые, зеленые, синие (желтый цвет ведущий), не прозрачные, кроме синих (последние прозрачные).

Полосатые бусы (табл. 62, 52) имеют форму и разме­ры «лимонок», серые не прозрачные с декором - прямые параллельные полосы красные, желтые, синие, бе­лые, черные.

Бусы эллипсоидные с шейкой (иногда срезанной), ды-невидные средние (табл. 62, 53-57) желтые, синие, бес­цветные - соответственно не прозрачные, полупрозрач­ные, прозрачные.

Ребристые - цилиндрические средние золоченые, зо­лотая фольга покрывает бусину на всю высоту (табл. 62, 58), зонные и кольцевидные средние (табл. 62, 59, 60), фольга покрывает бусину на всю высоту. Цилиндриче­ские, зонные и кольцевидные средние (табл. 62, 61-69) представляют собой отрезки трубочек, изготовленные путем навивки стеклянной ленты вокруг стержня, сгиба­ния полосы вокруг стержня; они бывают красные, жел­тые, зеленые, непрозрачные. Бусы, изготовленные из трубочек разного рода, могут иметь декор: линии, пря­мые и волнистые, восьмерки, фестоны, пятна, глазки, комбинации восьмерок и глазков (табл. 62, 70-84).

Богато декорированные бусы и бусы мозаичные, из­готовленные из палочек (табл. 62, 55-93), встречаются нечасто, но благодаря своим декоративным особенно­стям очень заметны.

Каменные бусы, сердоликовые и хрустальные, пред­ставлены небольшим числом геометрических форм (табл.62,33-36.94-96).

Византийский импорт бус на территории Руси в Х в. еще мало заметен, однако о бочонкообразных и цилинд­рических, золоченых и серебреных, мелких и средних (табл. 63, /-5) не сказать нельзя. Их примечательная особенность - фольга не покрывает бусину на всю высо­ту, а только ее среднюю часть, почти всегда виден стык краев фольги (вдоль бусины).

Зонные средние зеленые и синие бусы и цилиндриче­ские, соответственно не прозрачные и прозрачные, поя­вились в конце Х в. (табл.63,6-9).

В XI в. византийских бус становится очень много. Кроме золоченых бочонкообразных и биконических мелких и средних, появляются серебреные этих же форм, а также ребристые серебреные средние (табл. 63, 10, 11). Кроме зонных одинарных сдвоенных и строен­ных средних бус, появляются зонные одинарные круп­ные (табл. 63, 72), средние и большие и мелкие бикони-ческие одинарные и сдвоенные (табл. 63, 13-15). Все они изготовлены путем навивки из прозрачного синего или не прозрачного зеленого стекла без декора. Исключе­ние составляют так называемые белоромбические бусы, в виде белых ромбов, украшающих синие мелкие бико-нические и синие средние призматические (четырех­гранные) бусы (табл. 63, 16, 17).

В той же цветовой гамме выдержаны крупные ребри­стые и средние бугристые (табл. 63, 18-20), эти бусы от­личают очень широкий канал и относительно тонкие стенки.

Для конца Х - начала XI в. примечателен новый вари­ант «лимонок» и полосатых бус (табл. 63,21-23). В отли­чие от «лимонок», изготовленных серийно из трубочки и нередко называемых классическими, новые «лимонки» и полосатые изготовлены каждая индивидуально, путем навивки, «шейку» оформляли отдельно (видны следы дополнительной формовки): у «лимонок» из трубочки она получалась естественно, т.е. в процессе изготовле­ния из-за использования щипцов с зубцами сложного профиля. Канал новых «лимонок» цилиндрический, ино­гда с коротким резким расширением внутри в отличие от плавного расширения, повторяющего внешний контур бусины. Эти «лимонки» следует оценивать как подража­ние «лимонкам» классическим и относить к статьям ви­зантийского импорта.

Из этого же источника происходят эллипсоидные и бочонкообразные бусы средних размеров с декором -волнистая линия одноцветная или многоцветная (белая, красная, коричневая) на темном (коричневом или чер­ном) не прозрачном фоне (табл. 63, 24-26).

В начале XI в. появляются мелкие зонные нечеткой формы бусы, изготовленные путем навивки из зеленого свинцово-кремнеземного стекла (табл. 63, 27-29). Они особенно примечательны: это первые «опытные» образ­цы, сделанные руками древнерусских мастеров, осваи­вавших новый материал - стекло. Через столетие, к на­чалу XII в., древнерусских бус из стекла становится мно­го. Их формы разнообразны, но не сложны, в основном геометрические: круглые - шарообразные (табл. 63, 30, 31), зонные, иногда сдвоенные и строенные (табл. 63, 32-37), кольцевидные (табл. 63, 38^1), эллипсоидные (табл. 63,41-44), цилиндрические (табл. 63,45-48), бико-нические (табл. 63, 49-53): ребристые - эллипсоидные, зонные, иногда сдвоенные, биконические, цилиндриче­ские (табл. 63, 54-58)', «граненые» - среди них так назы­ваемые рыбовидные (табл. 63, 59, 60). Около двух тре­тей описанных бус средние по размерам, крупные экзем­пляры — не более одной шестой части, мелкие — чуть более шестой.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 524; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.