КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Украшения из стекла
Издревле из стекла изготавливали украшения, посуду, оконное стекло, мозаику; стекло использовали в качестве эмалей и глазурей. Славянскому населению Восточной Европы в конце I тыс. н.э. стекло было известно только по украшениям - бусам и привескам. Начиная с эпохи Владимира в культуру и быт вошли мозаика, посуда, оконное стекло, а украшения из стекла в большом разнообразии распространились широко и повсеместно. Бусы. В настоящее время для большинства исследователей, изучавших стеклянные бусы, очевидно, что не столько форма бус принципиально объединяет или различает их между собой, сколько техника изготовления и химический состав. Технику изготовления стеклянных бус, бытовавших на территории Древней Руси, можно представить в виде четырех основных схем. Одни бусы делались серийно, из трубочек, изготовленных, в свою очередь, по-разному; другие — серийно-индивидуально, из отрезков палочек, изготовленных также по-разному; третьи — индивидуально, путем навивки стеклянной массы вокруг стержня; четвертые - индивидуально, из капель (или кусков стекла), при этом отверстие в палочках, каплях (кусках стекла) проколото или высверлено. Основная технологическая схема допускает и предполагает разного рода комбинации, сочетание которых с формой и цветом бус имеет нередко узкие территориально-хронологические границы. Стекло, которое использовали на Руси для изготовления бус, относится ко всем пяти химическим классам, известным в древности. Сирийские бусы, изготовленные из трубочек, египетские - изготовленные из палочек, согласно этой таблице, можно определить по одному признаку: по основной технологической схеме. Египетские бусы отличает, кроме технологической схемы, ряд дополнительных приемов: все виды сложной мозаичной техники (набор разноцветных лент, полос, колец, организованных в сложнокомбинированные сюжеты типа шахматных досок, цветов, ликов и т.д.). Стекло египетских бус, как правило, разноцветное непрозрачное. Сирийские бусы, кроме основной схемы, дополнительно отличает набор декоративных приемов и сюжетов, прежде всего самые разные «глазки» (одноцветные, многоцветные, в «ресничках», в петлях), накладные нити, рисунок в виде птичьего пера, использование металлической (золотой и серебряной) фольги. Стекло сирийских бус прозрачное,полупрозрачное и непрозрачное. Бусы византийского происхождения от технологически одинаковых с ними бус отличает не только состав, но и цветовая гамма и декоративные сюжеты. К числу византийских относятся почти все бусы синего цвета, желто-зеленого, серого светлого, желтого и черного цветов. Стекло, как правило, прозрачное. В качестве декора используются белые ромбы, сюжет «птичьего пера», нити и «глазки» (одноцветные и редко двуцветные). Декор исполнен росписью красками и золотом с помощью штампа; применялась металлическая (золотая и серебряная) фольга. Примечательна форма бус византийского происхождения: она геометрически четкая, технический брак, поступавший на рынок, редок. Бусы западноевропейского происхождения в полном наборе древнерусских бус помогает выделить цвет, в основном коричневый, и такой косвенный признак, как сохранность стекла: нередко стекло почти полностью расстекловывается. Древнерусские по происхождению бусы от технологически одинаковых с ними бус также отличает цветовая гамма, она включает в себя коричневые, фиолетовые, синие (с фиолетовым оттенком), бирюзовые, зеленые, желтые тона. Стекло древнерусских бус, как правило, прозрачное, они лишены декора, исключение составляют темные (непрозрачные черные или коричневые) с цветным (белым или желтым) пластинчатым узором и золоченые бусы. В отличие от своих византийских аналогов древнерусские золоченые бусы изготовлены с использованием только серебряной фольги, а склонность калиево-свинцово-кремнеземного стекла к расстекло-выванию тоже составляет их специфику. Принимая во внимание фактор времени, нужно сказать,что общий облик бус конца Х в. определяет ближневосточный импорт, преимущественно сирийский, египетские бусы в это время редки; облик бус XI в. - византийский импорт; бусы ХП в. в основном древнерусского, прежде всего киевского, производства. В более позднее время некоторую долю составляли бусы не киевского производства, например новгородского - в Новгороде, полоцкого - в Полоцке и т.д. Хронологическую характеристику древнерусских стеклянных бус можно представить в виде кривых (рис. 12). В основу приводимых кривых положен комплекс новгородских находок. Каждая кривая в обобщенном виде представляет собою историю производства или бытования бус разного происхождения, известных на территории Древней Руси с начала Х и до конца XIV в. Бусы разного происхождения бытовали на протяжении долгого времени, но в пределах совместного сосуществования в разное время они составляли разную долю в общем балансе описываемых украшений. Древняя Русь - царство стеклянных бус, однако были известны бусы янтарные, из сердолика, хрусталя, аметиста, изредка из других самоцветов; совсем редко в раскопках находят жемчуг; кроме того, бусы делали из кости и глины (с поливой и без нее), а также из бронзы, серебра, золота. Стеклянные бусы составляют две трети этой категории украшений, бусы из других материалов, вместе взятые, - одну треть. На каждую хрустальную бусину приходилось, например, две сердоликовые, двадцать янтарных и почти сорок стеклянных. Это соотношение в среднем характеризует весь рассматриваемый период. Отличны от усредненных подсчетов курганы вятичей, в которых находят много сердолика и хрусталя; курганы дреговичей, где много металлических бус; среди домонгольских древностей более часты находки каменных бус, среди более поздних - янтарных. Хронологическую характеристику древнерусских бус по материалу можно представить в виде гистограмм, соединенных между собою. В основу положен комплекс новгородских находок (рис. 13). Если оценивать находки древнерусских бус количественно, то следует отметить два продолжительных этапа, когда их число было стабильным: это XII в. и время мон-голо-татарского ига. Если количество бус XII в. считать «нормальным», то в Х1П—Х1У вв. «норма» уменьшилась вдвое, в XI в. количество немногим ниже «нормы», во второй половине Х в. - в полтора-два раза выше. Что же касается первой половины Х в. и более раннего времени, то представления о «норме» могут быть составлены за счет подробно изученных бус Старой Ладоги. Рис. 12. Хронологическое распределение древнерусских бус разного происхождения / - сирийские; 2 - византийские, 3 — киевские; 4 - новгородские Максимум находок бус в Старой Ладоге приходится на горизонт Дн, относящийся к Х в., во второй половине IX в. (горизонт Е]) и в Х-Х1 вв. (горизонт Дв) количество бус одинаково меньше (рис. 14). Начало новгородской кривой совпадает по времени с пиком староладожской кривой, а нисходящие ветви подобны. В этой связи кажется вероятным подобие и даже сходство восходящих частей кривых. Во всяком случае, если дополнить нисходящую ветвь новгородской кривой восходящей частью староладожской, разместив их на одной хронологической оси, мы получим полное графическое представление о стеклянных бусах, бытовавших в Древней Руси начиная с середины IX в. В более раннее время археологически на этой территории бусы просто не известны. Примечательно, что и ввоз дирхемов стремительно набирал темп с начала Х в., достигнув максимума в 50-е годы Х в., и столь же стремительно сократился к концу столетия. Завершая общую характеристику древнерусских бус, рассмотрим развитие бус из разных материалов вне зависимости друг от друга, представив это развитие графически (рис. 15). В основу графиков положены староладожские и новгородские находки. Кривые, представляющие бусы, изготовленные из стекла, хрусталя и сердолика, согласованы между собою в нисходящей ветви на протяжении почти целого столетия (почти до середины XI в.). Можно надеяться, что и восходящая часть этих кривых могла бы быть настолько же согласованной. Стеклянные, а вместе с ними сердоликовые и хрустальные бусы этого времени восточного происхождения: стеклянные - египетские и сирийские (заметим, что доля египетских бус в более раннее время больше, чем, скажем, во второй половине Х в.), сердоликовые - среднеазиатские и средневосточные, хрустальные - восточные в широком смысле этого слова (Фех-нер М.В., 1974). Янтарные бусы Х в. — южно-русского происхождения (Рыбина Е.А., 1978. С. 38-45) именно поэтому кривая, представляющая их на графике, резко отлична от только что описанных. На протяжении всего домонгольского времени (начиная с первой половины XI в.) очень близки друг другу кривые, представляющие стеклянные и янтарные бусы. Их одинаковое происхождение - из Киева или Приднепровья - и характер находятся в зависимости от одних и тех же факторов, определяются одними и теми же закономерностями. С рубежа Х1-ХП вв. после некоторого перерыва появляются бусы из сердолика и хрусталя. В начале первой половины XII в. кривые, соответствующие им, подобны, но уже с середины XII в. они резко расходятся: кривая, соответствующая сердоликовым бусам, нисходит, хрустальным, напротив, восходит, опережая по темпам роста все остальные кривые. Эта последняя, достигнув апогея в конце XII в., не имеет последовательного продолжения, проявляясь спорадически во второй половине XIII - середине XIV в. Аналогично себя ведет кривая, построенная для сердоликовых бус, с той лишь разницей, что апогея она достигает в начале XII в. С одной стороны, в сходстве этих двух кривых находит, очевидно, выражение связь, существовавшая между бусами из этих двух материалов. С другой - очевидно, что обе кривые основной тенденции развития сходны не только между собой, но и с синхронными кривыми, построенными для стеклянных и янтарных бус. Сходство всех четырех кривых на протяжении нескольких десятилетий XII в. делает вероятным заключение, что развитие производства этих бус в это время определяли одни и те же факторы, что они подчинялись действию одних и тех же закономерностей. В дальнейшем отмеченное сходство не проявляется со столь очевидной последовательностью. В XIV в. доминируют янтарные бусы, вытеснив для этой категории украшений все остальные материалы. Общий итог истории бус на территории Восточной Европы, преимущественно древнерусских, можно представить в виде таблицы (табл. 1). Форма характеризует внешний контур предмета, представление о ней можно получить, располагая его изображением в трех проекциях. Адекватное понимание терминов, связанных с описанием формы бус, требует некоторых пояснений. Названия древнерусских бус, введенные А.В. Арциховским и принятые в археологической литературе, посвященной русскому средневековью, отличаются от названий античных бус той же формы. В свою очередь, названия, принятые в русской и советской литературе, нередко отличаются от принятых в зарубежной литературе. В названиях геометрических граненых и круглых в поперечном сечении бус расхождения редки - например, шарообразные бусы Е.М. Алексеева называет округлыми. В остальных случаях, согласно определению, употребляются следующие названия формы бус: цилиндрическая, биконическая, цилиндробиконическая, призматическая, бипирамидальная и т.д. Названия других геометрических форм требуют уточнения: например, части шара, эллипсоида и цилиндра называются по-разному в зависимости от пропорций (и даже величины канала) (табл. 2). Появление «воротничка» или «шейки» по концам канала меняет общий вид, а следовательно, и название бусины: бусина желтого цвета превращается в «лимонку» любого другого цвета — лимоновидную; многочастные «лимонки» и лимоновидные бусы называют в русской литературе «многочастными пронизками». В зарубежной литературе одночастные «лимонки» и лимоновидные бусы называют «бусами с воротничками». Рис. 14. Хронологическое распределение стеклянных бус на Руси 1Х-ХУ вв. по материалам Новгорода (ярусы 1-28) и Старой Ладоги (800-900 гг. – горизонты Е1,Д„,Д„) А - документальная линия распределения; Б — вероятная линия распределения. Рис. 15. Хронологическое распределение бус из разных материалов А - стекло; Б - янтарь; В - хрусталь; Г - сердолик; Д - вероятная линия многочастные — «сегментовидными или сегментными». Бусы, имеющие в поперечном сечении розетку, в отечественной литературе называют в целом «ребристыми» или «рубчатыми», оба термина равнозначны, но в последнее время отдают предпочтение термину «ребристый». В иностранной литературе такие бусы называют «каннелированными». Ребристые, или рубчатые, бусы могут иметь разную общую форму, близкую к геометрическим фигурам: ребристые цилиндрические, ребристые зонные, ребристые кольцевидные, ребристые эллипсоидные. Независимо от общей формы ребристые бусы с «воротничком» или с «шейкой» называют в зарубежной литературе дынеобразными или дыневидными (ранее эллипсовидные бусы «с шейкой» предлагалось называть «рубчатыми эллипсоидными»). Следовало бы отказаться от этого сложного и неточного названия и принять общее название «дыневидные». Это условное название подобно условному «лимонки» и объединяет большую группу бус одинаковых по происхождению и времени, помогает выделять их независимо от их общей формы. Розетка в поперечном сечении характеризует и другие бусы, названные Е.М. Алексеевой «бугристыми». Значительно шире распространено описательное название этих бус: в виде малины или ежевики, но мы будем их называть бугристыми. «Бугры», давшие название бусам, образуются в случаях, когда вертикальные ребра разделены еще на горизонтальные ряды. Общая форма этих бус может быть разной: бугристая цилиндрическая, бугристая зонная и т.д. Группа бус, объединенная Е.М. Алексеевой общим названием «составные», очень редка в средневековье, исключение - бусы с валиками. Некоторые авторы рассматривают валики не как элемент формы, а как элемент декора и на этом основании выделяют их в группу бус с пластичным декором, в которую включают бусы с валиками и с декором, равно как с таким же декором, но без валиков, с валиками, но без декора и т.д., что вряд ли правильно. Впредь их следует, очевидно, называть бусами с валиками и считать последние элементом формы, а так называемый пластичный узор - декором. Декор на средневековых стеклянных бусах, как правило, встречается нечасто. В качестве декоративных элементов известны пятна, глазки; линии - прямые, волнистые, зигзаги; фестоны, нередко называемые «птичье перо», восьмерки, квадраты, ромбы, спирали - простые и многослойные (табл. 62, 97-7/2), так называемая мраморировка, «реснички» и розетки (табл. 62, 113-117). Чаще использовали один декоративный элемент, но иногда комбинацию элементов: например, линии - прямые и волнистые, ровные и завернутые в спираль; фестоны и линии, пятна и линии, глазки и линии, глазки и восьмерки. Сложный декор, например шахматный узор, ресничковый, линейно-розетковый, известен на бусах 1Х-Х вв. восточного, прежде всего египетского, происхождения. Для описания декора средневековых бус использована терминология, разработанная Е.М. Алексеевой для античных бус Северного Причерноморья. В сравнении с европейскими бусами раннего средневековья и тем более античными декор стеклянных бус, бытовавших в Древней Руси, беден: основное внимание уделяли не декору, а форме и главным образом цвету. В качестве красителей использовали окислы металлов (марганца, меди, железа, кобальта и др.), которые в зависимости от атмосферы печи, от взятого количества, времени действия и сочетания красителей с основным стеклообразующим сырьем создают разный цветовой эффект. Например, с помощью марганца обычно получают фиолетовое стекло; византийцы умели получать пурпурное, а сирийцы почти черное; другой пример: с помощью меди обычно получают зеленое стекло, в восстановительной атмосфере печи оно становится красным; в золистых стеклах, содержащих натрий и калий, зеленый тон приобретал синеватый оттенок, а древнерусское калиево-свинцово-кремнеземное стекло в одних случаях оставалось зеленым, в других - становилось бирюзовым. Шкала цветов древнего стекла содержит 21 основной и сложный тон: 1 - красный, 2 - красно-оранжевый, 3 - оранжевый, 4 - оранжево-желтый, 5 - желтый, б - зелено-желтый, 7 - желто-зеленый, 8 - зеленый, 9 - зелено-голубой, 10 - бирюзовый, 11 - синий, 12 - фиолетово-синий, 13 - фиолетовый, 14 - пурпурный, 15 -белый, 16 - серый, 17 - черный, 18 - коричневый, 19 -оливковый, 20 - бежевый, 21 - серо-голубой. Каждый тон может иметь несколько градаций, иногда до семи -от слабого светлого до густого темного, в целом более 100 градаций. Восприятие цвета существенно меняется в зависимости от прозрачности стекла, которая всегда отмечается дополнительно. Размеры бус разнообразны, самые мелкие обычно называют бисером. Ю. Каллиер предложил определенный порядок для размеров, выделив, если так можно сказать, 11 норм, и дал им название: мелкие, средние, крупные, очень крупные и бусы-гиганты. Первые три, в свою очередь, он делит на малые, средние, большие. В УШ-Х вв. в Поднепровье были известны бусы, изготовленные главным образом из стекла, из других материалов (сердолика, хрусталя) - в единичных экземплярах. Находки бус нечасты, они тяготеют к берегам рек и сосредоточены в районах, прилегающих к древнейшим русским городам - Киеву, Чернигову, Полоцку, Смоленску. В наборе бус этого времени основное место занимают бусы, изготовленные из трубочек, тянутых или крученых, в сирийских мастерских и попавших на эти территории прямо или через посредников. К их числу относятся цилиндрические, зонные и кольцевидные мелкие бусы, или бисер (табл. 62, 1-10), «лимонки» и лимоновидные многочастные пронизки, тоже мелкие (табл. 5, 11-17), ребристые, мелкие и средние (табл. 62, 75, 79) - все эти бусы без декора, одноцветные (желтые, зеленые, синие, серые), не прозрачные и полупрозрачные. Кроме того, известны шарообразные средние с линейным декором, простым и комбинированным (табл. 62, 20, 27), с «глазками» и завитками (табл. 62, 22-24); а также эллипсоидные и веретенообразные с декором (табл.62,25,26). Египетскими по происхождению следует считать бусы цилиндрические (табл. 62,27) и граненые - с нечеткими гранями (табл. 62, 28, 29), бусы прозрачные и шарообразные мозаичные (табл. 62, 30), непрозрачные. Византийских бус мало: цилиндрическая синяя средняя прозрачная (табл. 62,37) и бочонкообразная золоченая малая (табл.62,32). Десятую долю процента всех бус этого времени составляют каменные: шарообразные - хрустальная средняя и сердоликовая мелкая, призматические шестигранные и четырнадцатигранные (табл. 62, 33-36). В VIII - начале Х в. на пограничных территориях, особенно в Старой Ладоге, Прикамье, Юго-Восточной Европе, на Северном Кавказе, Центральной Европе и Скандинавии известен богатый набор бус, % сравнении с которым только что описанный перечень очень скромен и провинциален. Во второй половине Х в. и самом начале XI в. (включая его первую четверть) ареал бус в Восточной Европе расширился, но основные места находок по-прежнему сосредоточены в главнейших городах Древней Руси -Киеве, Новгороде, Чернигове, а также в шестовицких, приладожских, владимирских и гнездовских курганах. Стеклянные бусы составляют основу бусинного убора (рис. 13), но число бус в нем увеличилось в десятки раз. Изменился и расширился набор форм, но, как и ранее, доминируют бусы, изготовленные из трубочек (сирийский импорт). Многочисленны мелкие бусы, обычно называемые бисером (табл. 62, 37-42). В указанных хронологических пределах бисер не подвергался заметным изменениям, сравнение же с более ранним показывает, что произошло упрощение форм, обеднение цвета (доминирует желтый), удешевление технологии, из которой исключена такая операция, как оплавление краев. Встречаются так называемые «лимонки» и лимоновидные бусы (табл. 62,43-51), мелкие и средние, золоченые и серебреные, а также желтые, зеленые, синие (желтый цвет ведущий), не прозрачные, кроме синих (последние прозрачные). Полосатые бусы (табл. 62, 52) имеют форму и размеры «лимонок», серые не прозрачные с декором - прямые параллельные полосы красные, желтые, синие, белые, черные. Бусы эллипсоидные с шейкой (иногда срезанной), ды-невидные средние (табл. 62, 53-57) желтые, синие, бесцветные - соответственно не прозрачные, полупрозрачные, прозрачные. Ребристые - цилиндрические средние золоченые, золотая фольга покрывает бусину на всю высоту (табл. 62, 58), зонные и кольцевидные средние (табл. 62, 59, 60), фольга покрывает бусину на всю высоту. Цилиндрические, зонные и кольцевидные средние (табл. 62, 61-69) представляют собой отрезки трубочек, изготовленные путем навивки стеклянной ленты вокруг стержня, сгибания полосы вокруг стержня; они бывают красные, желтые, зеленые, непрозрачные. Бусы, изготовленные из трубочек разного рода, могут иметь декор: линии, прямые и волнистые, восьмерки, фестоны, пятна, глазки, комбинации восьмерок и глазков (табл. 62, 70-84). Богато декорированные бусы и бусы мозаичные, изготовленные из палочек (табл. 62, 55-93), встречаются нечасто, но благодаря своим декоративным особенностям очень заметны. Каменные бусы, сердоликовые и хрустальные, представлены небольшим числом геометрических форм (табл.62,33-36.94-96). Византийский импорт бус на территории Руси в Х в. еще мало заметен, однако о бочонкообразных и цилиндрических, золоченых и серебреных, мелких и средних (табл. 63, /-5) не сказать нельзя. Их примечательная особенность - фольга не покрывает бусину на всю высоту, а только ее среднюю часть, почти всегда виден стык краев фольги (вдоль бусины). Зонные средние зеленые и синие бусы и цилиндрические, соответственно не прозрачные и прозрачные, появились в конце Х в. (табл.63,6-9). В XI в. византийских бус становится очень много. Кроме золоченых бочонкообразных и биконических мелких и средних, появляются серебреные этих же форм, а также ребристые серебреные средние (табл. 63, 10, 11). Кроме зонных одинарных сдвоенных и строенных средних бус, появляются зонные одинарные крупные (табл. 63, 72), средние и большие и мелкие бикони-ческие одинарные и сдвоенные (табл. 63, 13-15). Все они изготовлены путем навивки из прозрачного синего или не прозрачного зеленого стекла без декора. Исключение составляют так называемые белоромбические бусы, в виде белых ромбов, украшающих синие мелкие бико-нические и синие средние призматические (четырехгранные) бусы (табл. 63, 16, 17). В той же цветовой гамме выдержаны крупные ребристые и средние бугристые (табл. 63, 18-20), эти бусы отличают очень широкий канал и относительно тонкие стенки. Для конца Х - начала XI в. примечателен новый вариант «лимонок» и полосатых бус (табл. 63,21-23). В отличие от «лимонок», изготовленных серийно из трубочки и нередко называемых классическими, новые «лимонки» и полосатые изготовлены каждая индивидуально, путем навивки, «шейку» оформляли отдельно (видны следы дополнительной формовки): у «лимонок» из трубочки она получалась естественно, т.е. в процессе изготовления из-за использования щипцов с зубцами сложного профиля. Канал новых «лимонок» цилиндрический, иногда с коротким резким расширением внутри в отличие от плавного расширения, повторяющего внешний контур бусины. Эти «лимонки» следует оценивать как подражание «лимонкам» классическим и относить к статьям византийского импорта. Из этого же источника происходят эллипсоидные и бочонкообразные бусы средних размеров с декором -волнистая линия одноцветная или многоцветная (белая, красная, коричневая) на темном (коричневом или черном) не прозрачном фоне (табл. 63, 24-26). В начале XI в. появляются мелкие зонные нечеткой формы бусы, изготовленные путем навивки из зеленого свинцово-кремнеземного стекла (табл. 63, 27-29). Они особенно примечательны: это первые «опытные» образцы, сделанные руками древнерусских мастеров, осваивавших новый материал - стекло. Через столетие, к началу XII в., древнерусских бус из стекла становится много. Их формы разнообразны, но не сложны, в основном геометрические: круглые - шарообразные (табл. 63, 30, 31), зонные, иногда сдвоенные и строенные (табл. 63, 32-37), кольцевидные (табл. 63, 38^1), эллипсоидные (табл. 63,41-44), цилиндрические (табл. 63,45-48), бико-нические (табл. 63, 49-53): ребристые - эллипсоидные, зонные, иногда сдвоенные, биконические, цилиндрические (табл. 63, 54-58)', «граненые» - среди них так называемые рыбовидные (табл. 63, 59, 60). Около двух третей описанных бус средние по размерам, крупные экземпляры — не более одной шестой части, мелкие — чуть более шестой.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 554; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |