КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Факторы формирования раннего детского аутизма, психологические особенности ребенка, методы диагностики. Стратегия работы психолога. Практические рекомендации педагогам и родителям
Вологда 2003 АУТИЧНЫЕ ДЕТИ В целом, проявления синдрома раннего детского аутизма многообразны, однако, основой является недостаточность или полное отсутствие у ребенка потребности в контактах с другими людьми, отгороженность от внешнего мира /Дробинская А.О., 2002/. «погружение» ребенка в свой собственный мир.
Факторы формирования аутизма: Причины возникновения аутизма, как отмечается в ряде исследований (Каган В.Е., Лебединская К., Гаффней Г., Гилберт К. и др.), до конца не выявлены, что в целом затрудняет диагностику и коррекционную работу. В целом. среди факторов выделяют: Биологические: синдром раннего детского аутизма имеет органическое происхождение; Социально-психологические: существенным оказывается влияние психотравмирующих ситуаций в раннем детстве, вызванных нарушением психологической связи с матерью, эмоциональной холодностью, неприятием и отвержением ребенка. Проявления аутизма в раннем и дошкольном возрасте: В зависимости от характера и степени проявления симптомов выделяют 4 группы аутичных детей /классификация О.С.Никольской/: 1 группа: Для детей этой группы характерны: отрешенность от внешней среды; отсутствие потребности в контактах; выраженные проявления агрессивности невладение навыками самообслуживания Дети данной группы имеют наихудший прогноз развития. 2 группа: Для детей данной группы характерны: отвержение внешней среды; многочисленные страхи; стереотипность движений; импульсивность; манерность поведения; симбиотическая связь с матерью; односложность речи.
3 группа: Для детей данной группы характерны: отвлеченность интересов, большая склонность к фантазированию; низкий уровень эмпатии меньшая зависимость от матери по сравнению с детьми 2-й группы
4 группа: Для детей данной группы характерны: сверхтормозимость; робкость, осторожность и избирательность в контактах; неуверенность в себе; эмоциональная зависимость от матери; усваивая набор стереотипов поведения и следуя им, адаптируются в коллективе.
Психологическая характеристика аутичного ребенка Ранний возраст: особенности развития
-------------------------------------------- табл. по материалам: Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком: период раннего детства. – СПб, Речь, 2002, с. 56 Дошкольный возраст: психологические особенности ребенка с проявлениями аутизма Эмоциональная сфера: однообразие, обедненность эмоций; слабость или искаженность эмоциональных реакций: обычные для других детей события могут вызвать бурную реакцию, на эмоционально значимые события может не отреагировать; боязнь всего нового, приверженность к сохранению неизменности окружающих предметов и людей; многочисленные неадекватные страхи: ребенок боится гулять по улице, ездить в транспорте, оставаться один в квартире
Социальное поведение и общение: стремится к «ритуалам», стереотипному поведению и движениям; своеобразие зрительного поведения в ситуациях общения: ребенок не переносит взгляда в глаза, его взгляд – чаще «мимо» или «сквозь» людей; ребенок часто не реагирует на обращение к нему, «не замечает» окружающих.
Когнитивная сфера: нарушение целостности восприятия: ребенок воспринимает предметы на основе отдельных признаков; зрительное восприятие фрагментарное: ребенок лучше воспринимает удаленные предметы.
Двигательная сфера: моторная неловкость, сочетаемая с вычурностью движений; нескординированность произвольных движений; бедность, однообразие мимики; характерны стереотипные повторения движений Речь: ребенок не стремится использовать речь для контактов с окружающими людьми; говорит о себе в третьем лице, избегает непосредственных обращений к кому-либо; редко обращается с вопросами к взрослым, на вопросы к нему отвечает односложно или вообще не отвечает; в автономной речи может использовать сложные слова и речевые обороты; может проявляться избирательное отношение к словам: одни вызывают страх, неудовольствие, другие ребенок повторяет многократно; иногда наблюдается мутизм (отсутствие речи).
Общение: ребенок комфортно чувствует себя в одиночестве; неумение игрового взаимодействия с другими детьми; контакт с матерью может проявляться по-разному: от полного безразличия, когда ребенок не реагирует на ее присутствие или отсутствие, до негативизма с проявлениями агрессии; возможно и противоположное отношение: симбиотическая связь с ней, ребенок болезненно переносит ее отсутствие, беспокоен без нее, но в ее присутствии не проявляет к ней эмоционального отношения.
Игровая деятельность: игры часто имеют вид стереотипных манипуляций «неигровыми» предметами (шнурки, гайки, бутылки) или с игрушками. которые ребенок может использовать не по назначению (например, машины в его игре выполняют функции людей); играет один, в «игре рядом» не реагирует на сверстника; может часами сидеть, раскладывая или расставляя предметы. игрушки в определенном порядке, попытки оторвать его от этой деятельности вызывают эмоциональный дискомфорт и аффективные реакции; появляются «необычные» интересы и увлечения: ребенок может увлекаться дорожными знаками, номерами телефонов, всевозможными условными обозначениями, словами на иностранных языках. Диагностика аутизма:
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 373; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |