Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Диагностика симптомов аутизма у ребенка раннего возраста 1 страница




Диагностическая карта симптомов раннего детского аутизма (по К.С.Лебединской, К.С.Никольской, 2002).

Порядок работы с картой: отмечаются проявления в соответствующих графах: «да» – если проявление, особенность наблюдается, «нет» - если не наблюдается

Особенности развития и поведения Проявления
Да нет
Особенности развития в возрасте до 1 года
1. Отмечались трудности взятия груди    
2. Кормление было возможно только в определенных условиях: ночью, в просоночном состоянии    
3. Проявлялись реакции двигательного беспокойства, ребенок выражал сопротивление при физическом контакте со взрослым: пеленании, взятии на руки, массаже    
4. Реакция на дискомфорт: голод, холод, мокрые пеленки слабая или отсутствует    
5. Отсутствие у ребенка «чувства края»: стремится свешиваться за край коляски, выбраться из манежа    
6. Запаздывание, нарушение проявлений «комплекса оживления»    
7. Слабое проявление или отсутствие «позы готовности» при взятии на руки    
8. Сверхчувствительность к физическому контакту    
9. Отсутствует «слежение взглядом» за предметом, игрушкой    
10. Сосредоточение взгляда на «беспредметном» объекте (световое пятно, узор на обоях): ребенок «завораживается» таким созерцанием    
11. Гиперчувствительность к свету (пугается, кричит при включении света, изменении его интенсивности)    
12. Отсутствие реакций на звуковые раздражители. Страх отдельных звуков (вздрагивает, плачет)    
13. Гипо – или гипертонус мышц    
14. Задержка формирования навыка жевания    
15. Слабость реакции на помощь взрослого при освоении навыков сидения, ползанья, вставания    
16. Задержка в развитии навыка ходьбы    
17. «Внезапность» перехода к ходьбе, начало бега одновременно с началом ходьбы    
18. Напряженность мимики    
19. В первые месяцы жизни – впечатление необычной выразительности, осмысленности взгляда    
20. Запаздывание или отсутствие фазы гуления    
21. Неинтонированность гуления    
22. Запаздывание или отсутствие фазы лепета    
23. Лепет не обращен к взрослым    
24. Реакция на речь взрослого слабая или отсутствует    
25. Отсутствие фиксации взгляда н говорящем    
26. Запаздывание или опережение появления первых слов, их необращенность, необычность    
26. Манипулирование одной игрушкой, непринятие новых.    
2-й год жизни – 3 года
Вегетативная сфера:
1. Неустойчивые ритмы бодрствования и сна    
2. Засыпает лишь при определенных условиях (на улице, балконе, при укачивании)    
3. Избирательность в еде, склонность к употреблению только протертой пищи    
Сенсорная сфера
1. Взгляд «сквозь» объект    
2. Склонность к поиску определенных зрительных ощущений    
3. Раннее формирование навыка различения цвета    
4. Гиперчувствительность к звукам    
5. Предпочтение тихих звуков    
6. Стремление к поиску определенных звуковых явлений и ощущений, звуковая аутостимуляция: шуршание бумаги, сминание и разрывание бумаги, раскачивание створок двери    
7. Плохая переносимость определенных видов одежды, обуви    
8. Незнакомые предметы обследует преимущественно с помощью ощупывания    
9. Вкусовая гиперчувствительность, ест только определенные блюда    
10. Гиперчувствительность к запахам    
11. Отсутствие дифференциации одушевленных и неодушевленных предметов    
12. Сверхчувствительность к прикосновениям, переносит лишь «малые дозы» физического контакта (прикосновение, поглаживание, тормошение)    
Когнитивная сфера:
1. Плохое сосредоточение внимания, быстрая пресыщаемость    
2. Сверхизбирательность внимания    
3. Отсутствие интереса к функциональному значению предметов    
4. Большой для возраста запас знаний в узкой сфере    
5. Необычные увлечения: дорожными знаками, символами, текстами, буквами, иностранными словами    
6. Преобладание интереса к изображаемым предметам над реальными    
7. Преобладание интереса к форме, цвету предмета над его образом в целом    
8. Необычная зрительная память: запоминание маршрутов, расположение знаков и символов на листе    
9. Ранняя ориентация в географических картах    
10. Полярность различий в интеллектуальной активности в спонтанной и заданной деятельности    
Речевое развитие:
1. Лучшая реакция на тихую, шепотную речь    
2. В речи часты комментирующие фразы    
3. Преобладают фразы-аутокоманды    
4. Проявление эхолалий    
5. Склонность к вербальной игре сложными и/или эмоционально насыщенными словами    
6. Склонность к монологам и аутодиалогам    
7. Не говорит о себе в первом лице, заменяя «Я» местоимением «Он», «она», или называет себя по имени в 3-ем лице    
8. Интонация повышается к концу фразы    
9. «Необращенность» речи    
  Разница проявления речевых умений (связность, развернутость речи)в спонтанной и заданной ситуации, привычной и незнакомой обстановке.    
Эмоционально-аффективная сфера:
1. Слабая эмоциональная откликаемость    
2. Затруднен механизм «заражения» эмоциями взрослого    
3. Часто бывают немотивированные колебания настроения    
4. Бывают субдепрессивные состояния с малоподвижностью, длительным плачем    
5. Аффективные расстройства чаще выражены по утрам    
6. Проявление реакций на неудачу, отношение близких в форме тиков и/или самоагрессии    
Особенности проявления страхов:
1. Количество и интенсивность проявления страхов выше возрастной нормы    
2. Интенсивное проявление предметных страхов: новых предметов, бытовых шумов, тихих звуков, изменения интенсивности света, предметов определенного цвета и/или формы; страх прикосновения, влаги    
3. Интенсивное проявление социальных страхов: ребенок боится оставаться один; страх незнакомых людей; страх открытых пространств, высоты, лестниц    
4. Проявления «необычных» страхов: ребенок боится кусочка мыла, куска меха, капель воды, пролитого на стол клея    
5. Отсутствие страхов вообще    
6. Отсутствие страха темноты    
7. Влечение к ситуациям, в которых ребенок испытывает страх    
Особенности агрессивных проявлений и реакций:
1. Агрессия легко возникает в состоянии аффекта    
2. Агрессия проявляется как средство привлечения внимания    
3. Агрессия усиливается в состоянии страха    
4. Склонность к разрушительным действиям (ломает игрушки, рвет книжки)    
5. Проявления аутоагрессии: спонтанное и при неудачах    
Моторная сфера:
1. Двигательная заторможенность, вялость движений    
2. Медлительность, угловатость движений    
3. Необычная грациозность, плавность движений    
4. Вычурность и/или марионеточность движений    
5. У ребенка «деревянная», порывистая походка    
6. Навыки моторной активности различны в привычной обстановке и вне ее    
7. Стереотипность движений: склонность к однообразным, повторяющимся движениям (раскачивание, повороты головы)    
8. Отсутствие указательных жестов, движений головы    
9. Отсутствие навыков проявления жестов приветствия и прощания    
10. Затруднения в имитации движений взрослого    
11. Сопротивление при обучении двигательным навыкам    
Коммуникативная сфера:
А. Общение со взрослыми
1. Слова «Мама», «Папа» начинает употреблять позже других, они не обращены непосредственно к ним    
2. Симбиотическая связь с матерью, ребенок не переносит минимального ее отсутствия    
3. Проявления симбиотических реакций могут сменяться враждебностью, поведением избегания    
4. Эпизодические проявления страха одного из родителей    
5. Избегание контактов с другими взрослыми    
Б. Общение с детьми
1. Предпочитает одиночество    
2. Игнорирует других детей    
3. Механически «заражается» поведением других детей    
4. Сопротивление организации контактов с другими детьми извне    
5. Склонен «обследовать» другого ребенка как «неодушевленный предмет»    
В. Коммуникативное поведение в целом:
1. Не откликается на свое имя    
2. Избирательность реакций на обращение    
3. Отсутствие адекватных жестов в ответ на обращение    
4. Непереносимость одиночества    
5. Предпочтение одиночества    
6. Стремление к уединению    
Предметная и игровая деятельность
1. Необычность игровых и предметных манипуляций: склонность к выкладыванию, выстраиванию рядов, схем    
2. Игнорирование игрушек. Игра «неигровыми» предметами    
3. К 3-м годам: задержка на стадии манипулятивной игры    
4. Манипулирование с «неигровыми» предметами, дающими сенсорный эффект (зрительный, слуховой, тактильный)    
5. Склонность к систематизации, группированию неигровых предметов по цвету, форме. величине    
6. Сопротивление изменению сюжета игры извне    

Регистрируется общее количество проявлений, делается заключение об объеме и интенсивности признаков аутизма у ребенка раннего возраста.

 

Схема сбора личного анамнеза при диагностике раннего детского аутизма

(по К.С.Лебединской, О.С.Никольской)

 

Карта диагностики: определение группы аутизма ребенка

Методика работы:

В схеме по каждому показателю-критерию по ответам на вопросы по критериям:

особенности в младенчестве и раннем детстве;

глубина аутизма;

качество стереотипного поведения;

качество аутостимуляций; особенности нарушения речи;

качество взаимодействия со средой и людьми;

страхи;

агрессия

- отмечают особенности ребенка, в соответствии с результатами определяется группа аутизма, к которой относится ребенок /по максимальному количеству параметров, относящихся к одной из четырех групп.

Группу аутизма, в которую попадает обследуемый ребенок, отмечают и выделяют в карте-схеме отдельно по каждому вопросу и по каждому критерию.

Полученные результаты интегрируются и делается общий диагностический вывод. Он не вызывает затруднений при условии совпадения результатов каждого из выделенных критериев и между ними.

Если полного совпадения не происходит, то в силу равнозначности критериев приписывается та группа, по которой произошло наибольшее количество совпадений.

 

Содержание карты:

Критерии диагностики / группы аутизма
I. Особенности в младенчестве и раннем детстве:
I II III IV
1. Выделялся ли ребенок чем-нибудь в младенчестве и раннем возрасте?
Был тихим, спокойным, не требовал эмоционального контакта, на руки не просился. Не было страха чужого человека, не тащил в рот игрушки и попавшие к нему предметы; не пользо-вался игрушками, а проявлял интерес к книгам, стихам, музыке Сам устанавливал режим по уходу за собой; очень рано проявились стереоти-пы взаимодействия с окружающим миром, протестовал против их изменения; Рано стал проявлять интерес к форме, цвету окружающих предметов. Уже на первом году появились аутости-муляция и страхи, которые характеризо-вались особой болезненной остротой В младенчестве и раннем возрасте был беспокойным, пугливым, но в то же время часто поступал назло, явно дразня при этом близких; рано появились интел-лектуальные интересы; дозировал контакты с близкими Был медли-тельным, тормозимым, любил играть один, отказы-вался от вмешательства близких в свои занятия, в то же время был ласковым и привязчивым; Наблюдался большой временной разрыв между хождением с опорой и самостоятель-ным передви-жением. Очень сильно боялся чужих людей.
2. Глубина аутизма
I II III IV
1. Можно ли назвать ребенка замкнутым, отсутствует ли у него потребность в общении?
Полностью отрешен от происходящего, потребность в общении отсутствует, при попытке близких добиться внимания у ребенка возникает самоагрессия Замкнут, активно отвергает нестереотипные способы контакта Поглощен аутистистическими интересами, потребность в общении отсутствует, стремится к проигрыванию перед людьми своего стереотипного монолога Замкнут, раним, тормозит в контактах, затрудняется в организации общения, но при всех затруднениях пытается наладить общение с людтьми
2. Возможно ли установить глазной контакт, взаимодействие с ребенком взглядом, мимикой, жестом?
Невозможно поймать взгляд, который плавно ускользает в сторону, в лицо людям не смотрит Глазной контакт от-сутствует, встречая взгляд, резко отворачивается, вскрикивает, закрыва-ет лицо руками. Взаимодействие мимикой, жестами, интонацией невоз-можно Глазной контакт отсутствует, взгляд направлен в лицо, но «сквозь» человека. Взаимодействие невербальными средствам и затруднено Глазной контакт носит прерывистый характер. Взаимодействие взглядом, жестами, мимикой затруднено
3. Можно ли назвать ребенка ласковым, привязчивым?
Ребенок не ласков и не привязчив Привязчив, воспри-нимает близких как обязательное условие своей жизни; не отпускает от себя, но при этом не ласков Не ласков, не привязчив. Конфликтен Ласковый, привязчивый, зависимый от эмоциональной поддержки близких
4. Когда ребенок начал выделять близких и бояться чужих людей?
Наблюдалась значитель-ная задержка в узнавании матери, отца и других близких, чужих не боялся Рано, около 6-7 месяцев, начал выделять близких и бояться чужих Рано, около 6-7 месяцев, начал выделять близких и бояться чужих Рано, около 6-7 месяцев, начал выделять мать и остальных близких, очень сильно боялся чужих
3. Качество стереотипного поведения:
I II III IV
1. Требует ли ребенок соблюдения строгого стереотипа жизни, сохранения привычной обстановки, привычных действий, особого распорядка дня?
Не требует соблюдения строгого стереотипа жизни Настойчиво требует сохранения стабиль-ной обстановки, привычных действий, распорядка дня. Особые строгие ритуалы в отноше-ниях с близкими Отстаивает неприкосно-венность своих программ поведения, но не так внимателен к сох-ранению внешнего постоянства Активно не требует поддержания постоянных условий, но поведение негибко и однообразно; с трудом приспосабливается к меняющейся действительности
2. Каким образом реагирует на утрату привычного образа жизни?
Не проявляет особой реакции Нарастают моторные и речевые стерео-типии, учащаются поведенческие срывы (агрессия, самоагрессия, расстройства сна, регресс речи, распад навыков) Устойчивое сопротив-ление непривычному, неожиданному, особенно если изменения нарушают программу поведения. возможна самоагрессия Может принять изменения при условии поддержки взрослого, даже если они неожиданны, в противном случае проявляет беспокойство, проявляются моторные стереотипы
3. Как относится к новому, сопротивляется ли изменениям, происходящим в жизни?
Не замечает изменений, новому не сопротивляется Новое почти не принимается ребенком, оно вызывает у него панический страх Принимает новое, если оно происходит под его контролем Принимает изменения, происходящие в жизни. пытается самостоятельно при помощи близких приспособиться к ним
4. Качество аутостимуляций:
I II III IV
1. Какие впечатления занимают ребенка, какие у него пристрастия? Есть ли у него моторные или речевые стереотипные действия?
Моторных и речевых стереотипий нет, характерно поведение, проявляющееся в бесцельном передвижении по комнате, созерцании движения за окном Поглощен множест-вом двигательных (прыжки, взмахи руками), речевых (скандирование), сенсорных стереотипий Проявляет стереотип-ный, упорный интерес к определенной теме, которая разыгрывается ребенком в качестве психодрамы, в неблагоприятных условиях могут появляться моторные стереотипии При благоприятных условиях стереотипий нет. В состоянии тревоги, неловкости могут возникнуть моторные стереотипии
2. Что интересует ребенка, как он предпочитает проводить свое время?
Бесцельно слоняется по комнате, карабкается по мебели, созерцает движение за окном, непродолжительное время позволяет кружить, тор-омошить себя Любит слушать и читать стихи, интерес к музыке, сочиняет слова, играет словами,; классифицирует предметы по форме, цвету, занят манипуляциями с любимыми предметами Проявляет интеллектуальные интересы, строит схемы. Изучает энцеклопедии, но все занятия носят стереотипный характтер Проявляет разнообразные интересы, выражающиеся в свободной, творческой форме
5. Особенности нарушения речи:
I II III IV
1. Каковы особенности нарушения речи ребенка, использует ли он местоимения, с какого возраста?
Не говорит, но иногда может произнести слово и целое предложение Речь состоит из набора штампов, привязанных к определенным ситуациям, словарный запас беден, в речи много ошибок, типичны эхолалии, личные местоимения не использует или использует с 5-6 лет Речь носит слишком взрослый, книжный характер, говорит скороговоркой, личные местоимения использует с задержкой Речь медленна, неотчет-лива, аграмматична, личные местимения использует без задержки
2. Обладает ли интонация какими-либо особенностями?
- Интонация напряженная, скандированная Говорит быстро, скороговоркой, «проглатывает» части слов, не делая пауз; при этом не заботится, понятен ли его монолог или нет Говорит медленно, интонация затухает к концу фразы
3. Направлена ли речь ребенка на коммуникацию?
- Речь не имеет коммуникативной направленности, ребенок не обраща-ется к собеседнику, он обращается к ситуации в целом Может ответить на вопрос, сообщить о своем намерении или впечатлении, сказать о своих нуждах, но с ребенком нельзя разгова-ривать – он не восприни-мает реального собеседника. Разница между уровнем развития диалогической и монологической речи огромна Речь направлена на коммуникацию, ребенок отвечает на адресованные вопросы, выражает свои потребности и желания, сам задает вопросы собеседнику. В речи присутствуют аграмматизмы, проявляется ограничен-ность словарного запаса, но сохранна сама возможность вести диалог
4. Понимает ли ребенок обращенную к нему речь?
Несмотря на то, что не всегда реагирует на обращение, просьбу, понимает речь других людей, т.к. в дальнейшем использует полученную информацию Безусловно понимает речь, т.к. может сжато ответить на обращен-ный к нему вопрос, выполнить инструк-цию, проявляет интерес к хорошим стихам, интересным языковым формам, словотворчеству Не может быть никаких сомнений, что ребенок понимает речь Не всегда улавливает инструкции
5. Как рано ребенок стал говорить?
Не говорит до сих пор Заговорил поздно Речь сформировалась рано, была богаче и правильнее речи сверсников Долго не говорил
6. Качество взаимодействия со средой и людьми:
I II III IV
1. Активны ли отношения ребенка с окружающим миром?
Пассивен, поведение преимущественно нецеленаправленное Проявляет активную отрицательную избирательность в отношениях с окружающим миром, т.е. фиксирует все неприятное, страшное, нелюбимое Строит активную, целе-направленную, сложную, но не гибкую программу взаимодействия со средой, не может адапти-ровать ее к реальным, меняющимся условиям С помощью взрослого пытается организовать сложные, гибкие отноше-ния с миром
2. Каков характер общения с близкими людьми?
Игнорирует окружающих людей. Безуспешны попытки привлечь внимание ребенка, добиться ответа словом или действием. Настойчивость близких в организации общения вызывает у ребенка саоагрессию. Возможно дозиро-ванное общение, способы которого стереотипны. В случае организации неожиданных, новых форм общения или резкого расширения времени общения усиливается аутостимуляция, появляется агрессия и самоагрессия Общение и взаимодей-ствие возможны, но в общении ребенок конфликтен, стремится полностью доминировать в отношениях, жестко их контролировать, тема общения стереотипна, при настойчивых попытках близких изменить ее возникает вербальная агрессия Возможно адекватное общение и взаимодей-ствие, в котором ребенок быстро пресыщается, при этом он сверхориентиро-ван на взрослого, что накладывает отпечаток на качественную сторону общения
3. Конфликтен ли ребенок, легко ли наладить с ним общение и взаимодействие?
Неконфликтен, наладить общение не удается, единственной формой контакта являются игры, (кружения, тормошения), но и они неродолжитель-ны Возможно наладить общение, если оно непродолжительно и стереотипно, в привычных условиях конфликтность не проявляет Общение и взаимо-действие с ребенком протекают трудно, он конфликтен, не может уступить, учесть интересы других людей, часто поступает назло, проявляет вербальную агрессию Контакт с ребенком налаживается легко, ребенок неконфликтен, но при малейшем препятст-вии, противодействии смущается и может прекратить общение.
4. Привязан ли ребенок к близким, как переживает разлуку с ними?
У родителей создается впечатление, что ребенок не привязан к ним и не переживает разлуку с ними Зависим от близких, воспринимает их как обязательное условие своей жизни, ее стер-жень; старается не отпускать близких от себя. Но в то же время между родите-лями и ребенком отсутствует эмоцио-нальная связь. Разлуку переживает тяжело, может стать отрешенным и безучастным. Привязан к близким, они для ребенка – гарантия стабильности, но отношения между ними складываются тяжело, т.к. ребенок не способен эмоционально отклик-нуться на переживания родных, уступить, понять других людей. Тяжело переносит разлуку. Очень привязан к близким, способен на эмоциональ-ный контакт, на сопере-живание, в ситуации разлуки демонстрирует регресс поведения, появляются стереотипии.
5. Есть ли реакция на похвалу, порицание, адекватна ли она?
Реакция на похвалу или порицание отсутствует Не дает рассказывать о себе неприятное, адекватно реагирует на эмоциональные оценки Неадекватная реакция на похвалу, неодобрение, возбуждается жалобами родных, активно вмеши-вается и развивает неприятные темы жалоб Адекватная реакция на эмоциональные оценки
6. Может ли ребенок сказать о своих нуждах, попросить о чем-либо? Обращает ли внимание на просьбы, запреты, инструкции?
Выражает просьбу весьма специфично: подводит взрослого к заинтересо-вавшему его предмету и кладет на предмет его руку. На запреты, инструкции внимания не обращает Выражает свои нужды стереотипной, штампованной фразой, реагирует на запреты, поручения Может выразить свои нужды, сформулировать намерения, рассказать о впечатлениях, обращает внимание на просьбы, запреты, инструкции Может выразить свои нужды, обращает внимание на просьбы, запреты, инструкции
7. Легко ли ребенка чему-нибудь научить?
Очень трудно, ребенок не слушает объяснения, не смотрит демонстрации, не подражает Процесс обучения труден, т.к. знания, умения привязаны к ситуациям, в которых они выработались, ребенок не может перенести их в новые условия. Ребенку трудно подражать действиям других людей, т.к. он моторно неловок Обучение возможно, не сопряжено с труднос-тями подражания, стойкими установками негативизма и сложностями переноса навыков в новые условия Обучение возможно, но ребенок предпочитает до всего доходить самостоятельно.
8. Наблюдаются ли трудности в осознании ребенком подтекстов социальных ситуаций?
Не только не улавливает несколько смысловых линий в происходящем, но и очень редко показывает, что понял хотя бы один-единственный смысл ситуации Проявляет ограничен-ность, узость, бук-вальность понимания социальных ситуа-ций, жесткость и механистичность в восприятии связей между событиями, ребенок не способен видеть в развитии, четко выделять настоящее, прошлое и будущее. Проявляет большую ограниченность в понимании происходя-щего. Часто не чувствует подтекста ситуации, проявляет большую социальную наивность Обнаруживает малую понятливость в простейших социальных ситуациях
7. Страхи
I II III IV
1. Легко ли возникает состояние тревоги, страха, с какими ситуациями это связано?
Испуг в большинстве случаев не проявляется Пугается часто, состояние страха длится долго, испуг связан с резким светом, слишком ярким цветом, громким звуком, ситуацией умывания,; боится насекомых, птиц, домашних животных, электроприборов, незнакомых людей, изменения деталей окружающего, неожиданных ситуаций, изменения поведения близкого человека т.е. ребенок охвачен многочис-ленными страхами Складывается впечатление, что ребенок не подвержен страхам, что ребенок боится или в недавнем прошлом боялся того, о чем так часто говорят в последнее время Пуглив, тревожен, что особенно ярко проявляется в новых ситуациях, а также при повышении к нему уровня требований, боится отрицательных оценок окружающими своего поведения и результатов деятельности, проявляет чуткость к реально опасным ситуациям
2. В какой форме выражается страх?
Замирание или усиление и большая напряженность вокализаций Выражается в явном испуге, агрессии, самоагрессии, усилении стерео-типий, либо же в замирании с последующим аффективным взрывом Выражается в проговаривании страшного впечатления, фантазировании на пугающую тему, самоагрессии Проявляется двигательное беспокойство, суетливость, или наоборот, скованность, возникают навязчивые движения.
8. Агрессия
I II III IV
1. Часто ли у ребенка возникает агрессия, с какими ситуациями это связано?
Единственная форма агрессии – самоагрессия – возникает как реакция на настойчивые попытки наладить взаимодействие с ребенком, частота этих попыток определяет частоту проявлений самоагрессии В дискомфортных ситуациях проявляет самоагрессию по отношению к близким, наблюда-ются агрессивные действия, направлен-ные на малознакомых людей /в ситуациях общения с ними/, а также агрессия легко возникает по отно-шению к неодушев-ленным объектам, связанная с их сен-сорными свойствами. В наиболее тяжелых для ребенка ситуа-циях, например. при ломке обычного жизненного стерео-типа, возникает самоагрессия Легко возникает агрессия по отношению к окружающим людям, что часто проявляется в ситуации эмоциональ-ного напряжения, повышенного внимания к ребенку; одержим стереотипными агрес-сивными фантазиями, которые носят устойчи-вый неситуатив-ный характер; в ситуации игры стремится создавать отдельные агрессивные образы, связанные с какими-либо свойствами объектов. Агрессию проявляет крайне редко и направляет ее преимущественно на себя. Самоагрессия возникает в ситуациях, когда ребенок чувствует свою несостоятельность, испытывает неудачу в какой-либо деятельности. В ситуациях эмоциональ-ного пресыщения возможна не ожесто-ченная, генерализованная агрессия.
2. В какой форме проявляется агрессия?
Агрессия проявляется в физической форме, чаще всего ребенок кусает собственную руку Физическая форма агрессии выражается в усилении до болевого порога типичных для ребенка аутостиму-ляций, а также в агрессивных физичес-ких действиях, нап-равленных на окружающие объекты и людей Проявляет вербальную и физическую агрессию, первая выражается в фантазиях агрессивного содержания, в стремлении создать агрессивные образы, вторая – в физической агрессии к окружающим людям. В основном проявляет вербальную самоагрессию, склонен к самообвине-ниям, суицидальным высказываниям, возможна физическая агрессия, направленная на неоду-шевленные объекты.
3. Можно ли отвлечь ребенка от агрессивных действий, переключить на другую деятельность?
Самоагрессию можно полностью снять, умень-шив свою активность во взаимодействии Отвлечь ребенка очень трудно, при вмешательстве со стороны близких аффективное напря-жение в основном усиливается. В момент совершения агрессивного действия контакту почти не досту-пен; отвлечь, переклю-чить на другую деятель-ность очень тяжело. Ребенка можно отвлечь от агрессивных действий, переключить на замеща-ющую конструктивную деятельность.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 902; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.