Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Диагностика симптомов аутизма у ребенка раннего возраста 2 страница




Работа с данной диагностической картой позволяет определить основную группу аутизма ребенка, выявить степень выраженности его проявлений, выделить сферы личности, с которыми необходима коррекционная работа.

 

Работа психолога с аутичными детьми

Коррекционная работа с аутичными детьми проводится по 3-м основным направлениям:

развитие ощущений и восприятия, зрительно-моторной координации;

развитие навыков самообслуживания

развитие речи и коммуникативных способностей

Коррекционная работа должна вестись в нескольких направлениях одновременно, причем одно из них может оказаться приоритетным.

На начальных этапах коррекции должны преобладать индивидуальные формы работы, в дальнейшем ребенка включают в состав групп по 2-3 человека.

Необходимым условием является установление доверительных отношений с ребенком.

При проведении коррекционных занятий желательно, чтобы на них присутствовали родители ребенка - с той целью, чтобы они могли продолжить обучение ребенка дома.

Работа по направлениям:

Развитие ощущений и восприятия, зрительно-моторной координации:

особое внимание следует уделять развитию мышечного, тактильного, зрительно-тактильного восприятия;

для развития зрительно-моторной координации полезны занятия перед зеркалом;

Развитие навыков самообслуживания

ребенок нуждается в визуальной поддержке: для этого эффективным является использование пооперационных карт, определяющих последовательность действий ребенка при выполнении каких-либо действий (например, одевание на прогулку).

Развитие речи и коммуникативных способностей:

Основное условие – индивидуализация обучения.

Стратегия работы в целом зависит от того, к какой группе аутичных детей относится ребенок.

Работа с детьми 1-й группы /описание особенностей см. выше/:.

занимаясь с ребенком, следует четко произносить все слова, называя предметы, необходимо их показывать.

С детьми 2-й группы:

в целом стратегия направлена на усиление речевой активности ребенка /методом поэтапного увеличения количества слов в предложениях-просьбах, обращенных к ребенку/.

С детьми 3-й группы:

основное направление работы – обучение диалогической речи;

на первых этапах взрослый слушает ребенка. потом начинает задавать ему вопросы; следующий этап – предложение ребенку продолжить рассказ, сказку или историю.

важное требование при проведении занятий – не прерывать ребенка, когда он самостоятельно рассказывает.

С детьми 4-й группы:

важное условие – не подвергать высказывания ребенка критике;

объясняйте ребенку смысл того, что он должен делать

 

Развитие речевых умений необходимо проводить в игровой форме.

Игровую терапию целесообразно проводить в 2 этапа (Лебединский В.В., цит. по Е.К.Лютовой, Г.Б.Мониной, 2002. с. 57-58):

На первом этапе решается задача расширения сферы положительных эмоций и «блокада» отрицательных.

Для этого эффективно:

использование ярких игрушек, использование яркого цвета. звуков;

занятия ритмическими танцами

После выявления тех предметов и игрушек, которые вызывают у ребенка страх, рекомендуется убрать их из его поля зрения. Психологу целесообразно комментировать все действия ребенка, даже если он не проявляет никакой реакции на слова взрослого.

Второй этап начинается после того, когда ребенок начинает проявлять собственную активность На этом этапе задания на движения под музыку, с взаимодействием со взрослым..

 

Рекомендации родителям:

Как можно больше говорите с ребенком, облекая в слова его чувства и переживания;

Используйте «семейное чтение»: чтение с ребенком вслух, обсуждение сюжетов сказок, историй;

Используйте «совместное рисование» в общении с ребенком. Если ребенок не хочет рисовать сам, взрослый действует руками ребенка. Применяйте прием «закончи рисунок»: взрослый «забывает» нарисовать какую-то деталь, фрагмент рисунка, ребенок дорисовывает;

Если ребенок ходит в детский сад, чаще посещайте группу: это помогает ребенку чувствовать себя в детском коллективе более уверенно;

Дома соблюдайте режим дня ребенка: составьте и напишите распорядок дня, повесьте его на видное место;

Включайте ребенка в жизнедеятельность семьи: обучая его навыкам самообслуживания, постепенно определяйте и расширяйте круг его обязанностей;

Всегда объясняйте ребенку смысл того, что он должен делать, проговаривайте с ним способы выполнения задания, его последовательные этапы.

Предоставляйте ребенку возможность получать яркие эмоциональные представления: от просмотренных театральных спектаклей, прочитанных книг, произведений искусства;

Формируйте стереотипы поведения ребенка в различных ситуациях:

выполняйте в строгой, раз и навсегда заведенной последовательности различные процедуры и режимные моменты;

в уголке для занятий или игр можно повесить схему расположения игрушек, предметов на столе;

обучайте ребенка пользоваться пооперационными картами.

 

Рекомендации для воспитателей (Дробинская А.О., 2002, Лютова Е.К., Монина Г.Б., 2002):

Важным фактором является установление и поддержание эмоционального контакта с ребенком;

Необходимо избегать приемов механического обучения навыкам и умениям

Аутичный ребенок с удовольствием занимается такими видами деятельности, как плосткостное моделирование, коллекционирование, складываение мозаики, работа с конструктором – предоставляйте возможность ребенку заняться любимым делом помимо основных занятий, предусмотренных программой;

Определите оптимальное для занятий время дня, в зависимости от индивидуальных особенностей, динамики работоспособности ребенка и строго придерживайтесь времени начала, продолжительности, окончания занятий;

Обучающие занятия, систему заданий нужно строить с опорой на те виды деятельности, в которых ребенок наиболее успешен;

Поощряйте самые минимальные успехи ребенка, вносите в поощрения эмоциональный смысл;

Необходимо чередовать виды деятельности с целью профилактики пресыщения: занятия за столом – в перерывах организуйте физкультурные паузы, короткие подвижные игры;

Поощряйте занятия ребенка эмоционально значимой для него деятельностью. Не заставляйте ребенка играть: он сам выберет деятельность, которая ему по душе.

 

 

Литература:

 

Додзина О. Схема сбора личного анамнеза при диагностике раннего детского аутизма. - //Школьный психолог, № 21, с. 8-9

Представлена карта диагностики вариантов раннего детского аутизма по методике О.С.Никольской.; группы детей с синдромом аутизма выявляются на основании параметров: качество стереотипности поведения, особенности нарушения речи. Особенности развития в младенческом и раннем детстве, глубина аутизма, качество аутостимуляции, агрессия, качество взаимодействия со средой и людьми.

Карта построена таким образом, что на основе вариантов ответов на вопросы, касающихся особенностей поведения и развития, выявляется группа аутизма ребенка (I-IV)/ Показан алгоритм работы с картой – отнесение ребенка к той или иной группе аутизма /по группам критериев/ в зависимости от выявленных поведенческих проявлений.

 

Дробинская А.О. Синдром раннего детского аутизма. - //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, № 6. 2002, с. 43-46

В материале описываются проявления детского аутизма в дошкольном возрасте в эмоциональной, моторной, поведенческой сфере, особенности речевого общения и игровой деятельности. Проявления и особенности, перечисляемые автором, дают возможность составить представление о характерном «портрете» аутичного ребенка.

Перечисляются варианты проявлений форм аутизма. Анализируются основные проблемы. с которыми сталкиваются аутичные дети в социальной деятельности. Приводятся рекомендации педагогам по построению взаимодействия и организации занятий с детьми с симптомами аутизма.

 

Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностическая карта: исследование ребенка первых двух лет жизни при предположении у него раннего детского аутизма //Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития. – Хрестоматия. – сост. В.М.Астапов, Ю.В.Микадзе. – СПб, Питер, 2001, с. 50-60

Представлено подробное описание симптомов раннего детского аутизма у ребенка 1,5 – 2-х лет по всем сферам: моторной, коммуникативной, эмоциональной, когнитивной. Перечислены характерные признаки, которые могут наблюдать взрослые (родители. педагоги) у конкретного ребенка; на основании наблюдений может быть составлена «индивидуальная карта личности» ребенка. Подробный перечень признаков и симптомов дает возможность составить универсальную карту диагностики аутизма в раннем возрасте.

 

4. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком: период раннего детства. – СПб, Речь, 2002

В книге представлен краткий обзор возрастных особенностей ребенка, его психического развития в первые три года жизни. Показаны общие принципы диагностической работы с детьми раннего возраста /особенности проведения наблюдения как основного диагностического приема/.

Описаны особенности работы с детьми раннего возраста с проявлениями агрессивности, гиперактивности, тревожности. а также раннего аутизма.

Проводятся рекомендации по работе с родителями «особых» детей.

Авторами предложена стратегия тренинговой работы: подробно описана структура тренинга, последовательность проведения занятий по обучению эффективному взаимодействию педагогов. родителей с детьми с проявлениями агрессивности, гиперактивности, тревожности и аутизма в раннем детстве; приведены разработки игр и упражнений. Приведенная разработка тренинга, игры и упражнения могут быть использованы психологами-практиками в родительских тренингах, занятиях с педагогами групп раннего возраста, обучающих семинарах-тренингах для психологов.

Приложения содержат иллюстративный практический материал для участников тренинга, варианты методик экспресс-диагностики.

Книга представляет собой практическое руководство для психолога-тренера, работающего по программе «Особый ребенок: стратегии взаимодействия».

 

5. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми: Комплексная программа работы с агрессивными,гиперактивными, тревожными и аутичными детьми. – Спб, Речь, 2002

В книге представлен материал по описанию психологических особенностей «особых» детей, даются общие рекомендации педагогам и родителям по построению эффективного взаимодействия с агрессивными, гиперактивными, тревожными детьми, детьми с симптомами раннего детского аутизма. Особый интерес и практическое значение имеют материалы приложений, в которых помещены материалы, предоставляющие возможность психологу, а также педагогам и родителям проводить экспресс-диагностику «проблемного» ребенка на материале «карт наблюдений», в которых кратко представлены характерные особенности детей.

Книга представляет интерес для психологов: авторами предлагаются разработки тренинговых занятий по обучению стратегиям работы с агрессивными, тревожными, гиперактивными и аутичными детьми: приведены сценарии тренинга по 4-х –дневной программе занятий.

Программа тренинга представляет собой практическое руководство к проведению занятий с педагогами, родителями, психологами.

В приложениях помещены варианты диагностических методик, практический иллюстративный материал для участников тренинга.

 

 

Сергеева Т.Б. Коррекция двигательных нарушений у детей дошкольного возраста с ранним детским аутизмом в условиях ПМСС-Центра. Воспитание ребенка с нарушениями общения. - //Основные направления и перспективы комплексной помощи семье и детям с отклонениями в развитии. – Череповец, 2002, с. 114 – 133

В материале представлен краткий обзор особенностей ребенка с симтомами аутизма, и как варианта его – проявления нарушения общения. Кратко показаны основные факторы развития аутистического синдрома. Даются общие рекомендации родителям по взаимодействию с такими детьми, созданию условий правильного воспитания и оптимального развития. Приводится описание стратегии работы по коррекции двигательной сферы, а именно – общей и тонкой моторики /5 этапов работы/. В приложении к материалу приведены варианты комплексов коррекционных упражнений на развитие моторики и речевой активности.

Материал полезен практическим психологам в консультативной работе с родителями аутичного ребенка; в построении программ коррекционных занятий с детьми.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 797; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.