КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Гипноз. Новейший справочник. «большими», мы частенько вздыхаем о тех временах, когда были беззаботными детьми, живущими «под опекой родителей» в этом странном мире
«большими», мы частенько вздыхаем о тех временах, когда были беззаботными детьми, живущими «под опекой родителей» в этом странном мире... Смысл любого события зависит от того, в какую рамку (фрейм) вы его помещаете. Меняя рамку, вы меняете и смысл. Когда меняется смысл, направление вашего сознания, а следовательно, и поведение также меняется. Способность помещать события в различные рамки (рефреймировать событие) дает человеку больше выбора. Замечательным примером рефрейминга являются сказки и анекдоты: что казалось несчастьем, оказывается полезным, гадкий утенок оказывается прекрасным лебедем и т.п. Почти все они начинаются с того, что помещают события в определенную рамку, а затем внезапно и резко изменяют ее, тем самым придавая им другой смысл. Изобретатели в науке и творцы в искусстве тоже делают рефрейминг. Однако не стоит считать рефрейминг способом смотреть на мир через «розовые очки», так, чтобы все вокруг стало «на самом деле» хорошим. Реальные проблемы, в отличие от анекдотических, не исчезнут сами по себе, но чем больше у вас будет способов по-разному смотреть на них, тем легче их будет разрешить. Существует два основных вида рефрейминга: рефрейминг контекста и рефрейминг содержания. Практически любое поведение может оказаться полезным в соответствующих обстоятельствах. Лишь очень немногие варианты поведения не могут иметь ценности и цели ни при каких обстоятельствах. Если вы начнете раздеваться на оживленном шоссе, то вас арестуют, а на нудистском пляже, наоборот, у вас возникнут неприятности, если вы этого не сделаете. Не рекомендуется быть занудой в аудитории на семинаре, но эта способность оказывается полезной, когда вы хотите выдворить непрошеных гостей. Вас не станут любить, если вы будете нагло врать своим друзьям и родным, но вы окажетесь популярным, если используете свое воображение, чтобы написать фантастический бестселлер. Рефрейминг контекста лучше всего работает с утверждениями типа: «Я слишком...» или «Я бы хотел прекратить...» Спросите: «Когда это поведение было бы полезным?», «При каких Глава 7. Современные техники, используемые в гипнозе 287 обстоятельствах это поведение было бы ресурсным?» Когда вы найдете тот контекст, в котором это поведение является подходящим, вы можете мысленно прорепетировать его именно в таком контексте и выработать уместное поведение для первоначального контекста. Здесь может оказаться полезным выполнить следующее упражнение. Упражнение «Генератор нового поведения» Войдите в особое состояние сознания. Представьте себя делающим то, что вам очень хотелось бы уметь делать... то, что вам необходимо уметь делать... Если это трудно, представьте себе вашего двойника, делающего это... Станьте режиссером своего внутреннего фильма... Просто смотрите на разворачивающийся в вашем воображении эпизод... оставаясь слегка отстраненным... отмечая про себя реакции на ваши действия других людей, которые, возможно, участвуют в вашем произведении... Теперь попробуйте прослушать звуковую дорожку... если нужно, произведите ее монтаж... Режиссируйте видеоряд и звук до тех пор, пока они полностью вас не удовлетворят... Затем войдите внутрь дублирующего образа самого себя и сыграйте сцену заново так, словно вы сами это делаете. В то время, как это происходит, обратите особое внимание и на свои ощущения, и на реакции людей вокруг вас. Действительно ли новое поведение выражает вашу целостность?.. Если ваши ощущения вам не нравятся, вернитесь в режиссерское кресло и переделайте фильм, прежде чем снова войти в него. Когда вы останетесь довольны своим воображаемым исполнением, определите внешний или внутренний сигнал, который вы сможете использовать в качестве «якоря», сдерживающего ваше новое поведение. Мысленно отрепетируйте, как в ответ на этот сигнал вы начинаете вырабатывать новое поведение. Если некоторое поведение выпвдит неадекватным ситуации, часто это означает, что человек находится в состоянии инкон-груэнтности и реагирует на внутренний контекст, который не соответствует внешней ситуации. Примером является перенос в психотерапии: пациент реагирует на психотерапевта так, как Гипноз. Новейший справочник он в свое время реагировал на родителей. Однако то, что было уместно ребенку, может уже не быть полезным для взрослого человека, поэтому психотерапевт в большинстве случаев реф-реймирует неадекватное поведение и таким образом помогает пациенту освоить другие способы действий. Содержание опыта - это то, на чем вы фокусируете свое внимание, придавая ему такое значение, какое вам нравится. Рефрейминг содержания полезно применять к утверждениям типа: «Я начинаю... когда мне делают...» или: «Если... то я...» (заметьте, что в утверждениях этого типа используется нарушение мета-модели типа причина-следствие). Задайте вопросы: «Что еще это могло бы означать?» «Какова позитивная направленность этого поведения?» «Как еще я мог бы описать это поведение?» Любая политика - это искусство рефрейминга содержания. Так, хорошие экономические показатели могут быть представлены либо как частные примеры всеобщей тенденции к спаду экономики, либо как проявление экономического роста, в зависимости от того, к какой партии или блоку вы принадлежите. То же самое представляет собой и реклама: каждое объявление - это моментальная рамка для товара (например, вы пьете кофе этой марки - значит, вы сексуальны; пользуетесь этим стиральным порошком - значит, заботитесь о своей семье; поддерживаете связь с помощью сотового телефона - престижны и богаты и т.п.). Рефрейминг настолько широко распространен, что вы можете видеть его примеры повсюду. Понятно, что чаще всего простым «переиначиванием» рамки вряд ли удастся достичь глубинных изменений, но если проделать это конгруэнтно (особенно с использованием метафоры), затронув значимую для человека область, то такой рефрейминг может дать довольно сильный эффект. Обобщая сказанное, можно заключить, что в основе рефрейминга лежит различие между намерением и поведением: тем, что вы делаете, и тем, чего вы на самом деле пытаетесь достичь при этом. Это решающее различие, которое психотерапевту всегда следует иметь в виду, сталкиваясь с любым поведением. Каждая наша субличность пытается осуществить свое собственное намерение, пребывая в тревожном альянсе с другими субличностями. Чем более они способны работать в гармонии Глава 7. Современные техники, используемые в гипнозе 289 друг с ДРУГ0М>тем более счастлив человек. Однако трудно быть всегда полностью конгруэнтным, полностью поглощенным деятельностью одного направления; чем важнее эта деятельность, тем больше ваших субличностей должны включаться в нее. Поэтому они часто вступают в конфликт друг с другом, нарушая равновесие и делая жизнь интереснее. Часто то, что делает человек, не дает ему ожидаемого. Например, мать, беспокоясь о своем ребенке, постоянно опекает его. Ребенок же смотрит на этот способ проявления любви и заботы о нем как на обидные придирки. Или мужчина стремится показывать свою любовь к семье, допоздна задерживаясь на работе и зарабатывая много денег. А его семья, возможно, хотела бы, чтобы он больше времени проводил вместе с ней, пусть даже в ущерб заработку. Иногда поведение дает человеку то, чего он хочет, но это не вполне согласуется с другими его субличностями. Например, подчиненный шутит со своим начальником, льстит ему, чтобы получить повышение, а затем ненавидит себя за это. Порой человек и вовсе не знает, чего он пытается достичь определенным поведением, и тогда это вызывает чувство досады. В принципе, однако, за каждым поведением всегда скрывается позитивное намерение. Все, что делает человек, преследует некоторую цель, только эта цель может быть неадекватной или устаревшей. При этом некоторые типы поведения (подходящим примером является курение) приводят, мягко говоря, к противоположным результатам. Таким образом, избавление от нежелательного поведения не может заключаться в стараниях остановить его волевым усилием. Мало того, такие решительные меры - по большей части отличная гарантия того, что оно будет возобновляться настойчиво, поскольку вы обратили на него внимание и придали ему энергию. Именно из-за этого так трудно расставаться с привычками. Каждый знает, что курение вредно для здоровья, но оно дает возможность расслабиться, занимает руки и помогает поддерживать товарищеские отношения с другими людьми. Отказ от кУрения и пренебрежение связанными с ним остальными потребностями оставляет вакуум. Поэтому в психотерапии так важно найти альтернативный, лучший способ удовлетворения намерения, который при этом был бы созвучен другим сублич-н°стям. Ахмедов «Гимна» Гипноз. Новейший спра в0Чнц Приведем формальный процесс шестишагового рефрейминга для прекращения нежелательного поведения путем предоставления лучших вариантов поведения (сохраняя, таким образом преимущества старого поведения). Методика шестишагового рефрейминга Вначале определите поведение или реакцию, подлежащую изменению. Эта субличность обычно проявляется в форме заявлений: «Я хочу сделать... но что-то меня останавливает» или «Я не хочу делать это, но в конце концов все-таки делаю это». При этом, если вы работаете с другим человеком, у вас даже нет необходимости знать действительное проблемное поведение. Уделите минуту для выражения оценки того, что эта субличность делает для вас, и убедитесь в том, что вы не собираетесь отказываться от нее. Это может оказаться трудным, если проблемное поведение является очень неприятным, но вы можете оценить ее намерение, а не сам способ осуществления. Войдите в особое состояние сознания. Установите коммуникацию с субличностью, ответственной за данное «проблемное» поведение. Обратитесь внутрь себя и спросите: «Хочет ли субличность, ответственная за «проблемное» поведение (назовем ее для удобства «проблемная» субличность, хотя вы можете дать ей любое имя), общаться со мной в особом состоянии сознания?» После этого будьте предельно внимательны ко всем своим внутренним каналам восприятия: картинкам, звукам и ощущениям. Не пытайтесь угадать. Часто такой сигнал может быть проявлен как незначительное ощущение в теле. Получив определенный сигнал, попробуйте воспроизвести в точности. Если сможете, снова обратитесь внутрь себя и задайте тот же вопрос, пока не получите сигнал, который вы не сможете контролировать по своей воле. Это звучит странно, но «проблемная» субличность скорее всего непроизвольна. Будь она в состоянии подчиняться вашему сознательному контролю, вряд ли вы стали бы ее рефрей-мировать; вы просто остановили бы ее. Когда же субличности вступают в конфликт друг с другом, всегда появляется некото- ава 7- Современные техники, используемые в гипнозе 291 ый сигнал, который достигает сознания. Приходилось ли вам «игда-нибудь соглашаться с чьими-нибудь планами, испытывая при этом сомнения? Как это отражалось на тоне вашего голоса? Можете ли вы контролировать сосущее ощущение под ложечкой, возникающее в тот момент, когда вы даете согласие задержаться на работе, несмотря на то, что с большим удовольствием провели бы время, отдыхая на диване с книгой? Покачивание головой, изменения мимики и тона голоса представляют собой разные примеры того, как конфликтующие части выражают себя. Когда возникает конфликт интересов, всегда появляется некоторый непроизвольный сигнал, и чаще всего он бывает очень слабым. Вам следует быть наготове. Этот сигнал - как «но» в предложении: «Да, но...» Теперь вам необходимо превратить этот ответ в сигнал «да/ нет». Попросите субличность повысить интенсивность сигнала, если это ответ «да», и ослабить, если это ответ «нет». Попросите воспроизвести оба сигнала один за другим, чтобы отчетливо их различать. Отделите позитивное намерение от поведения. Поблагодарите «проблемную» субличность за сотрудничество. Спросите: «Хочет ли «проблемная» субличность дать мне понять, что она пытается сделать?» Если ответ будет «да», то вы узнаете о намерении, и оно может оказаться сюрпризом для вашего сознания. Поблагодарите субличность за информацию и за то, что она делает это для вас. Подумайте о том, хотите ли вы на самом деле иметь субличность, которая делала бы это. В случае же, если ответ на ваш вопрос будет «нет», не расстраивайтесь. По большому счету вам нет необходимости знать 0 намерении. Вы можете попытаться подыскать условия, при которых субличность захотела бы сообщить вам о том, чего она пытается достичь, но, как бы то ни было, предположите добрые намерения с ее стороны. Это не значит, что вам должно понравиться это поведение, просто предположите, что у этой части есть некоторая цель и цель эта в некотором смысле полезна Для вас. Обратитесь внутрь себя и спросите: «Если бы тебе предоставили способы, дающие возможность осуществить это намерение, по крайней мере, не менее эффективно, чем ты делаешь это сейчас, то захотел бы ты испробовать эти способы?» 292 Гипноз. Новейший справочник В этот момент ответ «нет» будет означать, что сигналы борются друг с другом. Ни одна разумная субличность не сможет отказаться от такого предложения. Попросите свою «творческую» субличность выработать новые способы достижения той же самой цели. В жизни любого человека существуют моменты, когда он находится в творческом и ресурсном состоянии. Попросите «проблемную» субличность сообщить свои намерения вашей «творческой» субличности, чтобы она могла найти новые пути осуществления тех же намерений. Часть из них будет удачной, другая - не очень. О некоторых из них вы будете знать, но не имеет значения, будут ли они доступны вашему сознанию. Попросите «проблемную» субличность выбрать лишь те из них, которые она считает такими же удачными или даже более эффективными, чем первоначальное поведение. Они должны быть непосредственными и доступными. Попросите ее подавать сигнал «да» всякий раз, когда она будет получать новый выбор. Продолжайте до тех пор, пока вы не получите по крайней мере три сигнала «да». На этом этапе вы можете потратить столько времени, сколько посчитаете нужным. Когда закончите, поблагодарите свою «творческую» субличность. Спросите «проблемную» субличность, согласна ли она воспользоваться новыми вариантами выбора взамен старого поведения в течение следующих нескольких недель. Это - присоединение к будущему, мысленная репетиция нового поведения в будущих ситуациях. Если до сих пор все шло нормально, то никакие причины не будут препятствовать вам получить сигнал «да». Если вы получили все же ответ «нет», заверьте «проблемную» субличность в том, что она сможет продолжать прибегать к старому стилю поведения, но вы хотели бы, чтобы она попробовала сначала новые варианты выбора. Если и здесь вы получите «нет», вы можете рефреймировать возражающую субличность, пройдя с ней через все шесть шагов рефрейминга с самого начала. г ава 7. Современные техники, используемые в гипнозе 293 Экологическая проверка Кроме прочего, вам необходимо знать, существуют ли другие субличности, которые могли бы возражать против ваших новых вариантов выбора. Спросите: «Есть ли такие субличности, которые возражают против какого-нибудь из моих новых вариантов выбора?» Будьте внимательны к любому сигналу и тщательно разберитесь с каждым из них. Когда появится какой-то сигнал, попросите усилить его, если какая-то субличность на самом деле возражает. Убедитесь в том, что новые варианты выбора встретили одобрение всех заинтересованных субличностей, в противном случае они будут заниматься саботажем. Если возникло возражение, вы можете сделать одно из двух. Либо рефреймировать возражающую субличность, либо попросить «творческую» субличность, проконсультировавшись с возражающей субличностью, выработать дополнительный набор новых вариантов выбора. Убедитесь, что эти новые варианты выбора также прошли проверку на любое возражение. Отметим, что шестишаговый рефрейминг представляет собой как технику психотерапии, так и технику личностного роста. Кроме того, используя умение проводить переговоры между субличностями одной личности, можно достичь больших успехов и в межличностных отношениях. Еще одной способностью, которая невозможна без принятия, признания и позитивного использования своих негативных субличностей, является творческая мечта. Ведь первый шаг на пути к любому результату в мире - это мечта. Все мы мечтаем о желаемом, о том, что могли бы сделать, как могли бы измениться вещи. Но как мы можем превратить эти мечты в реальность? Что нужно сделать, чтобы журавль в небе не превратился в синицу в руке? И как убедиться в том, что мечта правильно воспринимается критиками (критиком)? Р. Дилтс создал модель общей стратегии творчества, использовавшуюся У. Диснеем, работы которого продолжают дарить Радость бесчисленному числу людей повсюду в мире. Выберите программу, которой вы собираетесь заняться; при этом она может быть настолько трудной, насколько вы хотите. *1° пока не думайте о ней. Представьте себе три места, куда вы ^оясете переместиться. Одно из них предназначается для ваше-
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 377; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |