Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гипноз. Новейший справочник. тренинга расходятся по залу и с помощью дыхательных техник погружаются в особое состояние сознания




тренинга расходятся по залу и с помощью дыхательных техник погружаются в особое состояние сознания.

После настройки группа разделяется на четыре равные части. Первая группа - это «дышащие-рождающиеся». Они выбирают себе по принципу максимального доверия и взаимного согласия «акушерку». Оставшаяся часть группы образует «родовой канал». В нем должно быть не менее шести человек. Они становятся на колени и локти (в коленно-локтевое положение) и максимально плотно прижимаются друг к другу, при этом головы стоящих рядом людей направлены в противоположные стороны. Поверхность, на которой находится «родовой канал» (обычно это маты, постеленные внахлест одеяла и др.), должна быть мягкой, ровной, гладкой и не должна мешать (задираться, сползать в стороны и т.п.) при прохождении «родового канала» «дышащим-рождающимся». В конце «родового канала» стелят одеяло для переноса «дышащего-новорожденного». Включается музыка, в которой есть звуки пульсации плаценты или ритм сердца плода. Все участники тренинга, создающие «родовой канал», начинают интенсивно дышать и плавно раскачивать «канал» в разные стороны.

Можно предложить два способа вхождения в «родовой канал»:

1) «дышащий-рождающийся» тоже начинает интенсивно дышать и после того, как появятся первые признаки начала процесса, входит в «родовой канал» вперед головой из положения лежа на спине;

2) «дышащий-рождающийся», интенсивно дыша, садится в позу эмбриона около входа в «родовой канал». «Акушерка» садится сзади и мягко обхватывает «дышащего-рождающегося» руками за колени и тянет к себе. Далее все происходит так же, как в упражнении «Мать - дитя», только «акушерка» плотно обхватывает «дышащего-рождающегося» и оказывает на него мягкое давление, как бы образуя «матку». Оба участника отчетливо и интенсивно дышат, и «акушерка» покачивает «дышащего-рождающегося» в разные стороны, оказывая на него постоянное давление. Поскольку контакт участников должен быть максимально близким, часто им помогают психотерапевт и его ассистенты. Продолжительность покачивания определяется «дышащим-новорожденным»: как только он почувствует себя готовым к «рождению», «акушерка» разжимает объятия и по-

Глава 7. Современные техники, используемые в гипнозе 329

могает «дышащему-новорожденному» войти в «родовой канал». Процесс проходит более эффективно, если «родовой канал» оказывает сопротивление «дышащему-рождающемуся».

При выходе из «родового канала» «дышащего» встречает «акушерка», которая вместе с психотерапевтом (или его ассистентом) «принимает» «новорожденного» и переносит на заранее постеленном одеяле в сторону, чтобы не мешать следующему участнику тренинга.

Чтобы происходящий процесс выглядел как можно более достоверным, можно заворачивать «новорожденного» в «пеленку», дать пососать ему соску. Во время прохождения «родового канала» первым «дышащим-рождающимся» следующая пара готовится к процессу.

Когда все «дышащие-рождающиеся» из первой группы пройдут процесс, «акушерка» заново выбирает «дышащих-рождающихся» из второй группы. И так продолжается до тех пор, пока все участники группы не пройдут «родовой канал».

Процесс заканчивается традиционным обсуждением, на котором участники делятся своими впечатлениями. Это одно из обязательных требований, так как травма рождения часто настолько сильна, что для ее проработки и интеграции необходима групповая поддержка.

Упражнение «Колыбель»

Для проведения этого упражнения необходимо не меньше восьми человек. Вначале происходит общая настройка на процесс. Включают мягкую (по возможности, колыбельную) музыку, и пациенты вместе с психотерапевтом ложатся на пол. Психотерапевт настраивает нужное дыхание и вводит участников в особое состояние сознания.

Один из пациентов становится «новорожденным». Он продолжает лежать на полу (на спине), в то время как остальные члены группы обступают его со всех сторон (в зависимости от веса «новорожденного» должно быть от трех до пяти человек с каждой стороны), приседают на корточки (или нагибаются) и мягко, не торопясь, стараясь не потревожить «новорожденного», подсовывают ладони под его туловище (при этом один из участников группы поддерживает ладонями голову «новорожденного»).

Гипноз. Новейший справочник

По знаку психотерапевта «новорожденного» приподнимают над полом и начинают медленно покачивать из стороны в сторону, плавно, без рывков увеличивая амплитуду покачивания. Все участники медленно привстают или выпрямляются, пока не примут вертикальное положение, покачивая «новорожденного» на руках.

Все участники дышат в такт покачиванию, создавая ощущение «дышащей колыбели». Весь процесс продолжается около пяти минут, после чего «новорожденного» мягко, уменьшая амплитуду покачивания, опускают на пол и не торопясь убирают руки. Само упражнение продолжается до тех пор, пока «новорожденный» его не остановит. Рядом с «новорожденным» остается «мать» (обычно человек, державший голову), которая помогает ему довести процесс до конца. Упражнение длится до тех пор, пока все его участники побывают в «колыбели». Затем проводят обсуждение.

Заканчивая эту часть, хотелось бы сказать несколько слов об искусстве самонаблюдения - основном методе, о помощью которого можно овладеть своими мыслями, чувствами, эмоциями. Очень важно вначале просто наблюдать за собой, не анализируя, не критикуя, не стараясь изменить себя. Вы как бы составляете альбом «мысленных фотографий» самого себя, сделанных нейтральной фотокамерой в различные моменты жизни, в различных ситуациях и эмоциональных состояниях. «Вот я плачущий, вот я в момент триумфа, вот я в смущении» и т.д. Займитесь самонаблюдением, сделайте эти «мысленные фотографии» без критики и стремления улучшить себя (иначе это будет очередное самоистязание). Если хотите понять себя, вы должны просто наблюдать. Не критиковать. Не осуждать. Когда пытаетесь что-то улучшить в себе, вы невольно критикуете и осуждаете себя. А осуждая, вы не сможете наблюдать за собой, видеть себя таким, какой вы есть.

Часто открытость нашего сознания к необычным состояниям в сильной мере зависит от взаимоотношений с близкими людьми, Значимыми Другими - любыми людьми, имеющими важное значение в нашей жизни. Обычно причины этого связаны с такими проблемами, как ожидания по отношению к человеку, чувство безопасности, попытки контроля, потребность в любви и одобрении, моральное осуждение, незавершенные отношения с другими людьми.

Глава 7. Современные техники, используемые в гипнозе 331

Возможно также, что субличности (может быть, Жертва или Саботажник) мешают установлению здоровых отношений с близким вам человеком. Поэтому, прежде чем исследовать каждую из этих областей, целесообразно проделать упражнение, которое помогает прояснить отношения с важными Значимыми Другими.

Упражнение «Значимый Другой»

Сядьте удобно. Закройте глаза. Войдите в особое состояние сознания.

Выберите Значимого Другого. Это может быть ваш (-а) супруг (-а), возлюбленный (-ая), коллега, брат... Это может быть любой значимый для вас в данную минуту человек (живой или уже умерший).

Кого вы сейчас вспомнили первым?.. Если вы решили не выбирать его для выполнения этого упражнения, то постарайтесь разобраться - почему. Мысленно посадите выбранного вами Значимого Другого перед собой. Представьте его позу, одежду, движения, выражение лица. Поговорите с этим человеком, расскажите ему, как высоко вы его цените. Не ограничивайтесь одной-двумя фразами, постарайтесь наиболее полно выразить свои мысли, объясняя Значимому Другому, почему он играет существенную роль в вашей жизни.

Теперь расскажите ему, за что вы на него обижены. И здесь также не ограничивайтесь несколькими фразами, пересчитайте все свои обиды, особенно те, которые вы от него скрывали.

Скажите ему, чего вы ждете, чего хотите от него. Теперь представьте, что прошло пять лет. Расскажите ему, какими вы представляете свои отношения с ним... Как вы относитесь друг к другу. Какая в целом ситуация сложилась в ваших отношениях. (Вы можете рассказать ему и о том, какими бы вы хотели видеть эти отношения.)

Мы думаем, что это упражнение будет полезно для того, чтобы разобраться в чувствах по отношению к Значимому Другому. (Если пациент выполняет его самостоятельно, имеет смысл записать упражнение на магнитофон и попросить значимого человека проделать это упражнение вместе с ним.)

Не секрет, что очень многие пациенты обращаются к психотерапевту с жалобами на то, что другие люди «обижают» их. Работая




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 300; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.