Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие зрительно-пространственного воображения




1. Непрерывное созерцание. В течение 1-3 (до 5) минут рассматривается любой предмет (монета, коробок спичек, палец, карандаш и т.д.). При этом можно моргать, но взгляд должен оставаться в пределах предмета. Рассматривайте предмет вдоль и поперек, находите в нем все новые мельчайшие детали и свойства. Повторяйте упражнение до тех пор, пока внимание не будет удерживаться на предмете легко.

2. Ритмичное созерцание. Выберите любой предмет и сосредоточьте на нем внимание. Дыхание спокойное. На выдохе закрывайте глаза - стирайте впечатление. На вдохе - открывайте глаза и снова концентрируйте внимание на предмете. Повторяйте до 50 раз. Затем наоборот: созерцание - на выдохе, стирание - на вдохе.

3. Мысленное созерцание. Непрерывно или ритмично созерцайте предмет в течение 3-4 или более минут. Затем закройте глаза и постарайтесь мысленно вызвать зрительный образ предмета целиком и во всех деталях. Открыв глаза, сопоставьте мысленное «фото» с реальным предметом. Повторяйте так по 5-10 раз в каждом упражнении. Постепенно добивайтесь отчетливого внутреннего видения. Конечно, оно не окажется таким ярким, как наяву, и поначалу будет походить на размытый силуэт в глубоких сумерках, но настойчивость сделает свое дело. От несложных предметов постепенно переходите к более сложным, а затем к большим картинам и текстам. Зрительная память станет намного сильнее.

4. Внутренний видеоскоп. От 0,5 до 2-3 минут впитывайте взглядом предмет. Например, спичечный коробок, затем другой предмет, например стакан. Пусть оба отчетливо отпечатываются в мозгу. Затем мысленно положите коробок в стакан. Наложение может быть двойным, тройным, ритмически-переменным и т.д.

5. Цветное воображение. Лягте, расслабьтесь и сконцентрируйте внимание в точке между бровями. Постарайтесь как можно ярче, вплоть до галлюцинаций, увидеть и удержать внутренним взором в течение 1-10 минут белые-белые белила; синюю-синюю синьку; коричневую корявую корку; желтый-желтый желток; зеленую траву и т.д.

6. Вкусовое воображение. Сконцентрируйте внимание на кончике языка, почувствуйте во рту вкус лимона (кислый-кислый, только что разрезанный), меда (сладкий-сладкий).

Гипноз. Новейший справочник

7. Осязательное воображение. Вызовите образ и осязательное ощущение: покалывание, мягкая вата, нежный пух и т.д. Добейтесь максимально ярких образных представлений: горячий пар в сауне, холодный мокрый платок на лбу и т.д.

8. Зрительно-пространственное воображение. Это сложное саморазвивающееся представление. Например: 1) морской пляж, жаркий солнечный день, легкая волна, на горизонте суда, прохлада воды и т.д.; 2) поставив перед собой картину, примите удобную позу, расслабьтесь и сконцентрируйте на полотне немигающий взгляд. Представьте себя участником действия этой картины. Если это лес, почувствуйте лесную прохладу, легкий ветерок, шуршание листьев, запах трав. Вообразите, что вы «вошли в картину» и идете по траве. Если это море, почувствуйте соответствующие ощущения и т.п.

9. Управление эмоциями. Дышите ритмично, сосредоточив внимание на солнечном сплетении. На вдохе осуществляйте набор энергии. На выдохе уверенно пошлите солнечному сплетению мысленный приказ такого характера, который нужен в данный момент. Одновременно мысленно представьте себе обратную картину, как вместе с выдыхаемым воздухом из вас выходит нежелательная эмоция. Повторив это упражнение на выдохе семь раз, закончите его очистительным дыханием. Помните, что приказания должны делаться уверенно и серьезно. Неуверенность, колебания или сомнения сведут на нет все усилия.

10. Приобретение положительных моральных качеств. Лягте и расслабьтесь или сядьте прямо. Представьте себе качество или свойство, которые желаете выработать в себе. Представьте, что вы уже обладаете этими качествами, и в то же время требуйте, чтобы ваш ум развивал их. Дышите ритмично, стараясь удержать в уме мысленный образ вырабатываемых качеств. В промежутках между упражнениями как можно чаще вспоминайте этот образ, по возможности никогда не выпускайте его из поля внимания, как бы сживайтесь с ним. В результате вы очень скоро заметите, что начинаете внутренне расти соответственно вашему идеалу. Практика ритмичного дыхания оказывает большую помощь уму в образовании мысленного образа.

Глава 11. Медитация

Медитация как метод изменения сознания

На протяжении примерно четырех тысяч лёт восточные религии составляли «карты внутреннего пространства» и разрабатывали способы наведения некоторых состояний сознания, чрезвычайно далеко отстоящих от обыденного сознания. За многообразием формулировок (неизбежным в условиях различных культур, «образов мира») часто скрыты один и тот же путь и одна и та же цель, а также понимание одинакового состояния. Многообразные методы медитации сводятся к двум-трем основным типам, каждый из которых имеет целью достижение определенного состояния сознания. Этим состояниям в восточных культурах придается огромная ценность, их связывают с такими идеями, как «спасение», «избавление от страданий», «просветление», «истинное видение». Эти медитативные техники опираются на своеобразные, также во многом сходные учения о сознании, наиболее подробно разработанные в буддизме.

Глава 12

МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ

ПСИХОТЕРАПИИ В ГИПНОЗЕ

Гипноз часто становился и сейчас остается не только центром притяжения научного интереса, но и областью пристального внимания криминальных кругов, спецслужб, а также самых различных государственных и общественных комитетов и комиссий по вопросам этики и нравственности. Это вполне объяснимо, если учитывать тот факт, что, как отмечает Л. П. Гримак в своей работе «Гипноз и преступность» (1997), «не найти другой области знания, которая претерпела бы за время своего существования такое же большое количество недоразумений и скандальных коллизий». Недаром в фундаментальном труде, вышедшем в США в 1979 г. под редакцией Э. Фромма и Р. Шора, в списке наиболее важных и перспективных направлений в исследованиях гипноза под номером «13» (что само по себе уже чрезвычайно символично) значатся правовые и этические аспекты.

Говоря о юридических и этических проблемах гипносугге-стии, исследователи выделяют главным образом две сферы, в которых право, этика и эти сложные психофизиологические явления тесно переплетаются между собой. Первую условно можно обозначить как использование гипносуггестии в качестве вспомогательного средства в разного рода противоправных действиях. Вторую - как использование гипнбсуггестии в качестве одного из методов расследования таких действий. Остановимся на каждой из этих сфер.

В противоправном использовании гипносуггестии можно выделить комплекс тесно связанных между собой проблем, в той или иной степени касающихся использования гипноза и внушения (или их элементов) при совершении преступлений. На сегодняшний день основной среди них является проблема формирования беспомощных состояний. Чаще всего под этим понимаются противоправные инциденты психологического

Глава 12. Морально-этические и правовые аспекты 575

насилия со стороны лиц, прямо или косвенно применяющих гипносуггестивные приемы по отношению к тем, кого впоследствии называют потерпевшими. У женщин подобное насилие, как правило, лежит в области сексуальных злоупотреблений, а у мужчин оно обычно касается изменений степени их критичности и рациональности (например, при вовлечении в деятельность всевозможных финансовых «пирамид», религиозных, мистических или аналогичных сект и учений и т.п.).

Проблема сексуальных злоупотреблений посредством гипноза далеко не нова. Так, если в XVIII в., в пору месмерианско-го «магнетического бума», внушение и гипноз были скорее «модной салонной игрой», во время которой, как деликатно отмечает виднейший знаток истории гипноза Л. Шерток, «кое-кто из врачей-любителей даже позволял вступать в половую связь со своими пациентками», то уже в XIX в. в солидном руководстве по судебной медицине отмечалось, что в криминальной практике зафиксировано немало случаев изнасилования женщин, предварительно введенных в состояние глубокого гипноза. Как писал авторитетнейший исследователь того времени Р. Краффт-Эбинг, «совершение такого преступного деяния над загипнотизированной женщиной, находящейся в состоянии летаргического усыпления, легко возможно, потому что это состояние сопровождается полной утратой воли и сознания». Кроме того, считалось, что, используя это состояние, «преступник может прибегнуть к внушению и с помощью его пробудить у загипнотизированной ложное представление, будто бы она в данный момент имеет дело с мужем или любовником».

Психологические прозрения XX в., в особенности возникшая в тот период психоаналитическая модель гипносуггестии, в значительной мере позволили объяснить, а соответственно и сорвать тревожные покровы «нечистой» тайны с отношений, возникающих между лицами, участвующими в процессе гипноза или внушения. Это позволило не только развеять множество лже- и паранаучных мифов, существовавших еще со времен пресловутых заключений Французского Королевского медицинского общества, но и защитить врача от наветов. Однако знание физиологии тормозных процессов или психологических механизмов трансфера, конечно же, не может служить абсолютной гарантией от преступных действий непорядочных врачей,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 696; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.