КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные компоненты деятельности 1 страница
Тема 4. Деятельность человека, ее основные формы Деятельность — способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека. Деятельность человека имеет определенное сходство с активностью животного, но отличается творческо-преобразую-щим отношением к окружающему миру.
Окончание mat) i
Субъект деятельности — это тот, кто осуществляет деятельность (человек, коллектив, общество) Объект деятельности — это то, на что направлена деятельность (предмет, процесс, явление, внутреннее состояние человека) Мотив Цель Методы и средства Процесс J_ Результат (продукт) Мотив — совокупность внешних и внутренних условии вызывающих активность субъекта и определяющих на правленность деятельности. В качестве мотивов могут вы ступать: потребности; социальные установки; убеждения; ин тересы; влечения и эмоции; идеалы. Цель деятельности — это осознанный образ того резуль тата, на достижение которого направлено действие челове ка. Деятельность состоит из цепи действий. Действие — это процесс, направленный на реализацию поставленной цели. Виды действий1
1 Классификация немецкого социолога, философа, историка М. Ве-бера (1864—1920) в зависимости от мотивов действий. Окончание табл.
Деятельность людей развертывается в различных сферах жизни общества, ее направленность, содержание, средства бесконечно разнообразны. Виды деятельности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития: игра, общение, учение, труд. Игра — это особый вид деятельности» целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс — развлечение, отдых. Характерные черты игры: происходит в условной ситуации, которая, как правило, быстро меняется; в ее процессе используются так называемые замещающие предметы; нацелена на удовлетворение интереса ее участников; способствует развитию личности, обогащает ее, вооружает необходимыми навыками. Общение — это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями. Часто его расширяют, включая обмен и материальными предметами. Этот более широкий обмен представляет собой коммуникацию [материальную или духовную (информационную)]. S2
Существует несколько классификаций общения. Общение По используемым сред-ствам общения Непосредственное — с помощью естественных органов — рук, головы, голосовых связок и т. д. Опосредованное — с помощью специально приспособленных или изобретенных средств — газета, компакт-диск, след на земле и т. д. Прямое — личные контакты и непосредственное восприятие друг друга Косвенное — через посредников, которыми могут выступать другие люди | По субъектам общения Между реальными субъектами Между реальным субъектом и иллюзорным партнером у которому приписываются несвойственные ему качества субъекта общения (это могут быть домашние животные, игрушки и т. д.) Между реальным субъектом и воображаемым партнером проявляется во внутреннем диалоге («внутренний голос»), в диалоге с образом другого человека Между воображаемыми партнерами — художественными образами произведений Функции общения
В современной науке существует несколько подходов п«вопросу связи между деятельностью и общением. — общение — это элемент любой деятельности, а деятель ность — необходимое условие общения, между ними можн< поставить знак равенства; — общение — один из видов деятельности человека наря ду с игрой, трудом и т. д.; — общение и деятельность — это разные категории, две стороны социального бытия человека: трудовая деятельность может протекать и без общения, а общение может существо вать без деятельности. Учение — это вид деятельности, целью которого явля ется приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть организованным (осуществляется в образовательных учреждениях) и неорганизованным (осу ществляется в других видах деятельности как их побочный дополнительный результат). Учение может приобрести характер самообразования По вопросу, что такое труд, существует несколько гочеь зрения: — труд — это любая сознательная деятельность человека Там, где есть взаимодействие человека с окружающим миром можно говорить о труде; — труд — один из видов деятельности, но далеко н^ ^дин ственный. Труд — это вид деятельности, которая направлена ни достижение практически полезного результата. Характерные черты труда: целесообразность; нацелен ность на достижение запрограммированных* ожидаемых ре зультатов; наличие мастерства, умений, знаний; практи ческая полезность; получение результата; развитие личности преобразование внешней среды обитания человека В каждом виде деятельности ставятся специфические це ли, задачи, используется особый арсенал средств, операций р методов для достижения поставленных целей. Вместе с тем ни один из видов деятельности не существует вне взаимодейст вия друг с другом, что обусловливает системный характер всех сфер общественной жизни. Основные классификации деятельности По объектам и результатам (продуктам) деятельное ти — создание материальных благ или культурных ценностей
Окончание табл.
Творчество — это вид деятельности, порождающей нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее (например, новая цель, новый результат или новые средства, новые способы их достижения). Творчество — это компонент какой-либо деятельности человека и самостоятельная деятельность (например, деятельность ученых, изобретателей, писателей и т. д.). Современная наука признает, что любой человек в той или иной мере обладает способностями к творческой деятельности. Однако способности могут развиваться или пропасть. Поэтому необходимо овладевать культурой, языком, знаниями, осваивать способы творческой деятельности, ее важнейшие механизмы. Важнейшие механизмы творческой деятельности — Комбинирование, варьирование уже имеющихся знаний. — Воображение — способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в сознании. — Фантазия (гр. phantasia — психический образ, плод воображения) — характеризуется особой силой, яркостью и необычностью создаваемых представлений и образов. — Интуиция (лат. intueri — пристально смотреть) — знание, условия получения которого не осознаются. Таким образом, деятельность является способом существования людей и характеризуется следующими чертами: — сознательный характер — человек сознательно выдвигает цели деятельности и предвидит ее результаты; — продуктивный характер — направлена на получение результата (продукта); — преобразующий характер — человек изменяет окружающий мир и самого себя; — общественный характер — человек в процессе деятельности, как правило, вступает в разнообразные отношения с другими людьми. вз. ПРОЯВЛЕНИЕ Образец задания Установите соответствие между видами деятельности и их проявлениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ A) создание художественных ценностей 1) материальная Б) осуществление научного открытия 2) духовная B) проведение реформ в обществе Г) осуществление глобального моделирования Д) совершенствование технологий производства Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).
Ответ: 22121. Тема 5. Мышление и деятельность Мышление — активный процесс отражения объектив ного мира в понятиях, суждениях, теориях и т. п. Биологическая основа Головной мозг человека Мышление Средство Язык Формы База • Понятийные и категориальные • Ассоциативно-образные • Вербально-речевые • Деятельностно-орудийные Чувственный опыт, который преобразуется в мышлении посредством его обобщения, выявления необходимых черт и свойств объектов Несмотря на то что мышление является процессом, совершающимся в коре головного мозга человека, оно по своей природе социально. Ведь для постановки и решения любой задачи человек использует законы, правила, понятия, которые были открыты в человеческой практике. Мышление неразрывно связано с языком. В языке находят выражение мысли человека. С его помощью человек познает объективный мир. Это происходит потому, что язык так или иначе соответствует предметам действительности, их свойствам и отношениям. Иначе говоря, в языке существуют элементы, заменяющие названные объекты. Они играют роль представителей объектов познания в мышлении, являются знаками предметов, свойств или отношений. Опосредованный характер мышления заключается в том, что познающий человек с помощью мышления проникает в ^крытые свойства, связи, отношения предметов. Процесс мышления проходит ряд этапов. Этап Его сущность Наличие: потребности (материальной, духовной) или необходи-I мости что-то понять, узнать, объяснить; интереса к тому новому, неизвестному, что человек подметил в окружающей действительности; — умения отделить новое, необычное от известного; — стремления узнать, понять, раскрыть это новое, незнакомое. I Формулирование задачи (вопроса): определение предмета мышления и направления мыслительного процесса II Решение поставленной задачи (т. е. мыслительный процесс) с использованием методов анализа и синтеза, путем осуществления различных умственных операций: сравнения, классификации, систематизации, обобщения, абстрагирования, конкретизации III Достижение нового знания, которым раньше человек не владел Мышление обладает личностным характером. Это проявляется в том, какие задачи привлекают внимание того или иного человека, как он решает каждую из них, какие испытывает чувства при их решении. Субъективный момент выступает и в сложившихся у человека отношениях к тому, что он по-шает, и в условиях, в которых этот процесс протекает, и в совершенстве используемых методов, и в богатстве знаний и ^спешности их применения. Отличительной особенностью мыслительной деятельности является включение в этот процесс эмоционально-волевых сторон личности, которые проявляются: в форме побуждений, мотивов, ради которых человек берется за трудную мыслительную работу; в форме реакции на сделанное открытие, на найденное решение или постигшую неудачу (радость, гордость, уверенность в себе; досада, огорчение, уныние, апатия и т. д.); в отношении, которое испытывает человек к содержанию самой задачи. Мышление — сложное социально-историческое явление. Его развитие характеризуется усилением абстрагирования и обобщения. Особенности мышления Первобытного человека Современного человека Чувственная конкретность и предметность Большие обобщающие способности На разных этапах развития человека, его мыслительных способностей доминировали разные типы мышления. Типы мышления
В чистом виде те или иные типы мышления заметить трудно. Целесообразно говорить о преобладании того или иного типа. В процессе мышления человек постепенно открывал в окружающем мире все большее количество законов, т. е. существенных, повторяющихся, устойчивых связей вещей. Сформулировав законы, человек стал использовать их в дальнейшем познании, что дало ему возможность активно воздействовать на природу и общественную жизнь. Образец задания В2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «мышление». Образ; язык; представление; темперамент; знак. Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «мышление». Ответ: Темперамент. Тема 6. Цель и смысл жизни человека Цель жизни — некий мысленный ориентир, к которому устремляются дела и поступки человека. Содержание цели жизни меняется не только в зависимости от исторических условий бытия человека, но и от его возрастных особенностей: в юности цели одни, в зрелости — другие, в старости — третьи. Смысл жизни — осознание человеком направленности своей жизни, сознательное выстраивание им иерархии ценностей, осознание своих возможностей и стремление к их реализации. Смысл жизни не дан человеку извне. Человек сам вносит в жизнь разумное начало. Смысл жизни каждому человеку открывается по-разному. Найти смысл жизни для всех времен и народов невозможно, поскольку наряду с общечеловеческими, вечными истинами он включает нечто специфическое — чаяния людей каждой конкретной эпохи. Смысл жизни можно рассматривать в трех временных измерениях: прошлое (ретроспекция); настоящее (актуализация); будущее (проспекция). Реализация смысла жизни зависит от наличия в обществе многих условий, первостепенными из которых являются наличие демократических свобод, гуманных целей и соответствующих им средств. К определению смысла жизни существуют различные подходы, которые лежат в основе той или иной концепции. Концепции смысла жизни
Смысл жизни — это самостоятельный осознанный выбор каждого отдельного человека тех ценностей, которые ориентируют его не на то, чтобы иметь, а на то, чтобы быть. Другими словами, смысл жизни человека — в самореализации личности, в потребности человека творить, отдавать, делиться с другими, жертвовать собой.
___ Образец задания I B5. | Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано. (1) Часто можно слышать мнение, что смысл жизни человека заключается в достижении полного и нерушимого счастья. (2) Все СМИ дружно возводят в культ, на наш взгляд, естественное желание человека быть счастливым. (3) Многие не выдерживают предложенной обществом гонки за призрачными стандартами. (4) Думается, наши обычные, спокойные представления о благополучной и достойной жизни не следует менять на стандарты внешнего облика. Определите, какие положения текста носят: А) фактический характер Б) характер оценочных суждений Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов. Ответ: ББАБ. Тема 7. Самореализация Личность проявляет себя в процессе самореализации. Самореализация — процесс наиболее полного выявления и осуществления личностью своих возможностей, достижения намеченных целей в решении лично значимых проблем, позволяющий максимально полно реализовать творческий потенциал личности. Самореализацию можно отнести к высшим потребностям человека. Она осуществляется путем целенаправленного воздействия личности на саму себя. Образец задания Выберите правильный ответ. Верны ли следующие суждения о самореализации? А. Самореализация представляет собой процесс воплощения в материальные предметы и духовные ценности, в саму жизнь человека инженерных и технических замыслов, моральных и художественных норм. Б. Самореализация неразрывно связана с сознательным творчеством. 1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны Ответ: 3. А1. Тема 8. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида Понятия «индивид», «индивидуальность», «личность» в ♦ аучной и популярной литературе употребляются как близ-ке по значению, но они не являются синонимами. Индивид (от лат. individuum — неделимый, неразделен- ^ш) — это единичный представитель человеческого рода, ткретный носитель всех социальных и психологических *рт человечества: разума, воли, потребностей, интересов 1 т. д. (человек как отдельная особь среди других людей). Индивидуальность — это неповторимое своеобразие проявлений человека, подчеркивающая исключительность, многосторонность и гармоничность, естественность и непринужденность его деятельности (человек как один из многих, но с учетом его личных особенностей: внешний облик, манера поведения, характер и т. д.). Личность (от лат. persona — особа) — это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни (человек с социально значимыми качествами). Структура личности • Социальный статус — место человека в системе общественных отношений. • Социальная роль — образ поведения, одобренный нормативно и соответствующий социальному статусу. • Направленность — потребности, интересы, взгляды, идеалы, мотивы поведения. Не всякий человек является личностью. Человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации. Социализация (от лат. socialis — общественный) — это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом культурных норм и социального опыта, необходимых для успешного функционирования в обществе. Процесс социализации продолжается всю жизнь, поскольку человек за это время осваивает множество социальных ролей. Этапы социализации
Социализация охватывает все процессы включения инди вида в систему общественных отношений, складывания у него социальных качеств, т.е. формирует способность участвовав в социальной жизни.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 5147; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |