Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Интерпретация. - Особо авторитетной была ранняя израильская/еврейская литература (глава 2 данной книги);




Версии, переводы

Писания

- Особо авторитетной была ранняя израильская/еврейская литература (глава 2 данной книги);

- в период второго храма не существовало Библии, но некоторые книги содержат божественное учение: Тора Моисеева (упоминают Ездра и Неемия) и многие пророческие тексты;

- иудейский канон Писания зафиксирован после гибели Иерусалима в 70 году и был трехчастным: 1. Тора, которая включала Бытие, Исход, Числа, Второзаконие. 2. Пророки. Это книги Иисуса Навина, Судей, 1-2 Самуила (=1-2 Царств в синодальном переводе). 1-2 Царей (=3-4 Царств), Исайи, Иеремии, Иезекииля и 12 Малых пророков (Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Захария, Малахия). 3. Писания. Псалмы, книги Притч, Иова, Руфи, Есфири, Екклесиаста, Плач Иеремии, Песнь Песней, Даниила, Ездры, Неемии и 1-2- Хроник (=1-2 Паралипоменон).

Группы авторитетных писаний

У нас есть упоминания о категориях священных книг и ясные указания на то, что различные авторы считали богодухновенными закон и пророков, но нигде не встречается списка канонических книг.

Неизвестно, какие обстоятельства привели к фиксации библейского канона для большей части иудаизма.

Древнейшее описание канона есть у Флавия (Против Апиона, 1.37-43): существуют 22 божественные книги – 5 книг Моисеевых, 13 книг пророков, а также 4 книги с песнопениями и наставлениями. Общее число соответствует традиционному числу книг Танаха.

Кумранские свитки показывают – библейские тексты часто существовали в разных вариантах, не было стандартного еврейского текста.

Переводчики Септуагинты не допустили вольности, они работали с еврейским текстом, который отличался от масоретского.

Библейские книги в период второго храма использовались:

- в греческих переводах (их читали евреи диаспоры; в Иудейской пустыне, в Кумране);

- на иврите (на Святой земле);

- у самаритян была своя версия Пятикнижия, отличная от масоретской, с вставками.

Никого не волновала текстологическая проблема разночтений: о разночтениях толкователи знали (кумранские комментарии), но часто использовали их в своих объяснениях.

Священные тексты активно толковались и перетолковывались, они служили отправной точкой и вдохновением для последующей экзегетической литературы:

- широкомасштабные переработки более древних текстов в Первой и Второй книгах Хроник (Паралипоменон);

- молитвы и речи резюмируют события прошлого (молитва Ездры в Неем 9:6-37 и хвала Сираха предкам в гл. 44-55);

- поздние рефлексии основывались на конкретных частях писания (литература Еноха строится вокруг сюжета в Быт 6:1-4);

- кумранские комментарии соотносят целые пророческие книги с событиями своей эпохи;

- есть тексты, в которых авторы подражают библейской поэтике («Благодарственные гимны», - «Ходайот», - из Кумрана)

Различные виды иудаизма периода второго храма объединяли:

- священную литературу прошлого,

- неустанные попытки соотнести ее с настоящим.

 

Отдельные темы:

 

а) Мессия

· Межзаветная литература находится под сильным влиянием Дан. и его образов мессии. 5 видение Ездры: интерпретация льва как мессии из рода Давидова. Шестое видение: некий муж поднимается с моря, на него ополчается великое множество. Он строит себе гору, на которой стоит и с которой уничтожает врагов дыханием пламени уст своих. Уничтожение римского зверя мессией, его победа будет чудесной, а не следствием военной стратегии. Кроме того, в Притчах Еноха Енох называется «сыном человеческим». Сын человеческий, который придет как судия. Сопоставления с НЗ. Фигурирует некий вождь праведных, который в течение многих лет был сокрыт Всевышним, но является надеждой избранных и спасет их в конце.

· Особое время блаженства – время правление мессии. Пс 18. «Да очистит Бог Израиля для дня милости благословением/для назначенного дня. Когда воцарится его Мессия» (18:5). Как и в Пс 17 говорится о блаженстве тех, кто родится во дни Мессии.

· Необычный образ мессии как белого тельца (Книга Снов), который похож на образы ветхозаветных патриархов (там же).

· Вторым лейтмотивом в образе мессии является его роль лидера (с политической окраской). Например, Псалмы Соломона – упование на явление мессианского правителя. 17ый псалом – пространным описанием мессии из рода Давидова. Рабби Акива называет главу повстанцев Симона Бар-Косиба Бар-Кохбой (от Числ 24:17, звезда от Иакова).

· Иногда черты мессии переносятся и на инородных царей, например Оракулы – восхваление птолемеевского царя в квазимессианских категориях.

· Возможные поздние христианские вставки о мессии. Например, в Завещании Двенадцати Патриархов, «Иудейских Древностях» Иосифа Флавия (кроме того, создается впечатление, что Иосиф верил в мессианство Иисуса).

· У кумранитов – тема одного мессии (4Q521), или двух («Устав общины», мессии Аарона и Израиля).

б) бытие души

· Межзаветная литература: что-либо конкретное найти сложно. Чаще всего касается момента бытия в будущем веке, например Книга Стражей – 1 Ен 1-36. Господь приготовил особые места, где души получат воздаяние. Послание Еноха утверждает не телесное воскресение, но жизнь духа.

· Евреи рассеяния. Особое место психологии Филона Александрийского: душа – высшее, бессмертное начало.

· Кумран – идея оживления мертвых в будущем, не вполне ясно, имеется ли ввиду воскресение или иная форма будущего существования.

· Учения различных группировок новозаветного периода. Фарисеи верили в воскресение души. Саддукеи наоборот, не верили ни в воскресение, ни в ангелов или духов. Ессеи верили в бессмертие души.

в) бессмертие

· Межзаветный период: почти нигде не упоминается напрямую, возможно лишь реконструкция. Например: 2 Макк 6:26 «Если в настоящее время я и избавлюсь мучения от людей, то не избегну десницы Всевышнего ни в сей жизни, ни после смерти».

· Частая тематика: воздаяние в будущем веке, когда грешников ждет суд от притесняемых ныне праведников и погибель (напр., Апокалипсис недель). В Притчах Еноха – после суда над грешниками и искоренения зла праведники будут вечно жить с Сыном человеческим и с Господом и никогда более не увидят нечестивых.

· Бессмертие так же рассматривается как некоторый дар (напр., в Премудрости Соломона). Также там говорится, что «Бог создал человека для нетления». «Хотя они в глазах людей наказываются, но надежда их полна бессмертия» (3:4). Автор Премудрости верит в жизнь после смерти.

· Новозаветный период: ессеи верили в бессмертие души. При осаде Масады Елеазар говорил во второй проповеди о бессмертии души.

г) образование/воспитание.

· Огромная роль литературы: Книга Товита – подражание примерам Товита и Сарры, держаться заповедей, доверять Богу. Такова же по настрою и Книга Иудифи, где послушание Богу спасет от любого врага. Нравственная мораль превалирует над исторической достоверностью.

· Особая литература премудрости. Например, Премудрость Иисуса, сына Сирахова. Бен-Сира утверждает, что подлинная премудрость содержится не в греческих книгах и философии, но в Писании и иудейской традиции. Кроме того, этот источник доносит до нас традицию деления Священных текстов на закон, пророки и писания.

· Из других книг: 3 Макк. – одна из тем – всемогущий Бог, которому служат евреи, помогает им спастись.

· История. Свидетельство Филона («Особые законы», 2.62):

«Итак, каждый седьмой день в каждом городе открыты тысячи школ здравомыслия, воздержанности, мужества, справедливости и других добродетелей, в которых изучающие сидят тихо, с открытыми ушами и полным вниманием, дабы утолить словами учителя жажду, и где особо опытный человек встает и излагает, что полезнее всего и что будет способствовать росту блага в жизни».

Так же им упоминается педагогическая роль службы, возможно, имеется в виду чтение Писания.

· После 70 года в Ямнии был образован центр еврейских ученых, на подобии академии под руководством рабби Йоханана бен Заккая, а впоследствии Гамалиила II.

· Образование и воспитание в Кумране - свидетельство текстов-уроков. «Устав общины», «Дамасский документ»+ тексты Премудрости.

 


[1] Возможно опечатка в тексте. Стр 133, последний абзац: «В заключительном разделе сивилла называет себя невесткой Ноя».

[2] Нужны ли египетские свидетельства?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 361; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.