Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 3 1 страница




37,38

19,21

17,18

1,2

ДЕЛЕНИЕ ОКРУЖНОСТИ НА РАВНЫЕ ЧАСТИ

 

Деление окружности на четыре и восемь равных частей

Деление окружности на три, шесть и двенадцать равных частей.

Деление окружности на пять, десять и семь равных частей.

Деление окружности на любое число равных частей.

С достаточной точностью можно делить окружность на любое число равных частей, пользуясь таблицей коэффициентов для подсчета длины хорды (табл. 4).

Зная, на какое число п следует разделить окружность, находят коэффициент к. При умножении коэффициента к на диаметр D этой окружности получают длину хорды l которую циркулем откладывают на заданной окружности n раз.

Таблица 4 Коэффициенты для подсчета длины хорды

Число сторон п Коэффициент к Число сторон п Коэффициент к Число сторон п Коэффициент к
  0,434   0,184   0,116
  0,383   0,174   0,112
  0,342   0,165   0,108
  0,309   0,156   0,104
  0,282   0,149   0,101
  0,259   0,142   0,098
  0.239   0,136   0,095
  0,223   0,130   0,092
  0,208   0,125   0,900
  0,195   0,120   0,087

 

«философия» означает любовь к мудрости. Ввел Пифагор. Философия возникает как одна из форм духовной культуры, представляющей специфический механизм эволюции общества. Культура преодолевает чисто биологическое приспособление индивидов к среде обитания и служит способом универсального развития личности. Философия возникает когда культура достигает достаточно высокой степени зрелости. Философию начинают изучать как развитую форму мировоззрения. Внефилософское мировоззрение формируется обычно стихийно или является побочным продуктом основной деятельности. Мировоззрение есть способ духовной ориентации человека в действительности, предполагающий целостное видение мира, понимание и оценку характера наших взаимоотношений с жизненной средой. Определенное мировоззрение присутствует в сознании каждого человека. В структуре мировоззрения выделяют две стороны - мироощущение и миропонимание и два уровня – обыденный и теоретический. Мироощущение состоит в эмоционально-чувственном отображении действительности. Каждое явление, имеющее для нас значение, мы переживаем. Миропонимание носит интеллектуально-рациональный характер. Оно воплощается в системе понятий, идей и теорий. Обыденное мировоззрение формируется стихийно как результат обобщения практического жизненного опыта. Его логическую базу образует здравый смысл. обыденное мировоззрение не может носить общезначимого характера. Теоретическое мировоззрение - совокупность приведенных в систему знаний, убеждений и верований, отображающих человекомирные отношения. Их разработка является задачей профессиональных философов. философское осмысление мира становится возможным когда мировоззрение достигает теоретического уровня. Философия призвана вырабатывать целостный взгляд на мир и место в нем человека. Не просто обозначить предметную область философии, так как философия содержит не только определенные знания, но еще и ценности: она показывает не только то, каков объект в своем реальном существовании, но и какой он несет социально-культурный смысл, каким с позиции человека достоинством он обладает. Философия есть форма духовной деятельности, направленной на производство фундаментальных идей о характере взаимосвязи человека с жизненной средой, служащих основой его самоопределения и самореализации. Она формирует идеалы, служащие критериями разграничения добра и зла, прекрасного и безобразного, истинного и ложного. Философия явилась исторически первой формой теоретического знания. И философия и наука описывают и объясняют действительность, доказывают выдвигаемые положения, используют специальную терминологию, стремятся к получению истинного знания. Если наука стремится к предельной объективности анализа, избегая субъективного влияния на содержание знаний, то усилия философа направлены на то чтобы понять объективный мир как место пребывания человека-субъекта, где он может осуществить себя как личность. Философское и научное знание дополняют друг друга. Наиболее обоснованно понимание философии и науки как различных форм духовной деятельности, которые, однако, частично совпадают, пересекаются. Философия, обладает многими признаками научности, хотя к ним не сводится, а наука базируется на философских предпосылках исследования, хотя включает в свое содержание другие элементы, определяющие особенности изучения ею мира, характер знаний и социальную роль продуктов творческой деятельности.

 

 

Во второй половине XX века в развитии техногенной цивилизации, обнаружились фундаментальные проблемы и противоречия, которые заставили критически отнестись к прежним идеалам прогресса и социального развития. Сейчас идет поиск новых путей развития, новых ценностей. Существенную роль в этом процессе призвана сыграть философия. Если культура есть совокупность жизненных смыслов, то философия – это духовная деятельность, направленная на поиск и прояснение таких смыслов. Ценностно-мировоззренческие представления, или универсалии, возникают в культуре стихийно. Они служат важными ориентирами человеческих поступков. Одной из адач философии является теоретический анализ мировоззренческих идей и чувств, что циркулируют в определенной культуре. И философия способна раскрыть их гуманистическое содержание. Замечательным свойством философии является способность расширять гуманистическую базу деятельности индивида или какого-либо сообщества через приобщение их к ценностно-мировоззренческой структуре иных культур. Философия не останавливается на истолковании глубинного смысла нынешних или некогда реализованных культур, она способна заглядывать в будущее. Философы разрабатывают ценностно-мировоззренческие основания последующего развития культуры и создают различные сценарии развертывания событий в антропосоциоэкосфере, реализация которых связывается с теми или иными конкретными условиями жизнедеятельности. философия выполняет ряд фундаментальных социальных функций. Онтологическая функция - разработка теоретически оправданной картины мира, определение места, которое в нем занимает человек, постижение динамики бытия. Гносеологическая функция призвана раскрыть механизм получения обоснованной и достоверной информации о мире. Методологическая функция - философия формулирует универсальные принципы познания и деятельности, которые конкретизируются применительно к отдельным областям социальной реальности – политики, искусства, науки. Аксиологическая функция связана с исследованием критериев оценки явлений и событий, критическим анализом укорененных в культуре ценностей и созданием новых ценностей. Праксиологическая функция необходима, чтобы обосновать механизм социальных действий в производственной и общественной сферах. Антропологическая функция нацелена на развитие личностного начала в человеке через обогащение сознания историческим опытом решения смысложизненных проблем, формированием навыков критического мышления, культивирование творческого и ответственного отношения к действительности. философия стала эффективным средством осознания фундаментальных источников человеческой активности. Под непосредственным влиянием философии происходит перестройка и развитие самой культуры. Философия в своих размышлениях о мире обращается не столько к самим реальным предметам и явлениям, сколько к их обобщенным образам в сознании человечества, т. е. к универсалиям культуры. В своем анализе философия рационализирует эти универсалии, превращая их в особые идеальные объекты, в философские категории. При этом она может предложить культуре такие смыслы, которых нет в сознании данной эпохи: например, культурная универсалия «движение» всегда отражала изменения лишь тех объектов, которые были известны культуре, а философская категория «движение», понимаемая как любое изменение, обозначает свойство и тех объектов, которые станут известны или могут возникнуть в будущем. В этом смысле философия выступает «наукой о возможных мирах» (Степин)

На развитие философии оказывает влияние национальная специфика и можно выделить 2 типа философского мышления: Западное; Восточное.. Каждый тип философии обладает своими характеристиками и своим стилем мышления. В пределах каждого типа различается решение фундаментальных вопросов философии. В древнеиндийской мысли зарождаются первые рефлексивные формы, свойственные философствованию. Существовавшие школы стремились найти источник истинного знания, осознать различия между вечным и невечным бытием, выдвигали учения о переселении душ, их спасении и чистом существовании. Древнекитайская философия - менее мистичный и ориентирующий философа на рассмотрение «земных дел» характер, имеющий общественный смысл. В учении Конфуция характерными являются антропоцентризм и гуманизм Он излагает учение о благородном муже, о справедливом государственном устройстве. В целом древневосточная философия отличается религиозно-мистическим содержанием, в ней сокрыт огромный антропо-социоцентрический вектор развития восточной цивилизации, который уже в этот период стал оформляться в конфуцианско-даосистский и индо-буддистский типы культуры. В З фил-ии каждая школа предл. своё учение, своё первоначало. Запад – уникальный геогра­фический ре­гион: хорошие климатические условия, Народы могли коче­вать и прокормить себя семьями, отсюда формиру­ется индиви­дуализм. Запад – это поставщик инновационных технологий, способов изменения реальности, мира. Принцип технологич. отношения к миру сформировался в 15-16вв. Европ. наука возникает как средство изменения мира. Наука отходит от морали (на­пример, вскрытие трупов, проведение опытов). На Западе преобладает правовая культура: этика бизнеса, спорта и т.д., но нет морали. Тип личности –человек активный, энергич­ный, инициатив­ный; в мире такой человек видит хаос, который надо упорядочить своей железной волей; 3) тип пове­дения – целерациональный; 4) человек - центр мироздания. Противоречия: эколог-ие пробл., угроза самоубийства человечества при использ. средств массового уничтожен., разрушен. биосферы, разрушен. биогенетической основы индивида, манипуляция сознанием людей с помощью электронной техники, изменен. психики чел-ка путем воздейств. на его мозг и др. Акцент духовного поиска З ориентирован в сторону поиска абсолютного добра, а В – в сторону поиска абсолютного смысла Вечности, слияния с вечностью. Русский тип имеет особенности и Запада и Востока, с/х производство: чрезмерное напряже­ние летом и расслабление зимой. Отсюда и взрывчатый характер истории: сначала революция, а затем спокойствие. Высокая ценность аскезы Преобладает православие. 200 дней в году – это пост. Раньше все его соблю­дали, отсюда мало ели и пили. Русская идея – это искание всеобщего спасения (миссионизм). отзывчивости. Культурный плюрализм Тип личности – иоановский. Четкое разделение добра и зла, справедливости и неспра­ведливости, же­лание и стремление изменить мир к лучшему, привести его к гармонии; не разобщить, а воссоединить. Фил-ия. и нац. самосознание. Нац. самосозн.- совокупн. воззрений народа относит. своего прошлого, способов оформл. в единое целое, путей поддержан. своей целостности, форм взаимоотнош. с др. народами и целей историч. развит. Нац-е особенности всякой фил-и обнаружива-ся в идеалах совместной жизни людей и принципах освоения чел-ом пространства и времени. Каждая нац. фил-я в концентрированной форме передает дух своего народа, увеличивая разнообразие мировой фил-и и обогащая мировоз-ий потенциал человечества.

Метафизика – наука о сверхчувственных принципах и началах бытия. Начало М было положено Аристотелем. сам термин был введен Андронием Родосским. категория бытия является исходной для систематических философских размышлений, выступает центральной темой философского анализа, начиная с античности и вплоть до сегодняшних дней. данная категория выражает самую главную характеристику любого предмета, явления, события-способность быть, проявляться.. Проблема бытия и небытия рассматривается онтологией. -учение о сущем, о предельных, фундаментальных структурах бытия. В историко-философской традиции онтологическая проблематика разрабатывалась в рамках метафизики. Метафизика трактовалась изначально как особая наука о сверхчувственных принципах и началах бытия. Термин часто выступает как синоним термина «философия». Поскольку бытие – это всеобщее свойство вещей и явлений быть в наличии, но они могут быть не всегда, могут отживать. Значит, существует и небытие – было, но исчезло или еще будет. Бытие и небы­тие переходят друг в друга-смену небытию приходит новое. Можно выделить различные формы бытия: 1. Бытие природы. Природа объективна, самостоятельна, универсальна. Делится на ор­ганическую (жи­вую) и неорган. (неживую) природу. 2. Бытие общества. Общество – система, которая объединила людей для жизни, созда­ния совместными усилиями чего-то. Имеет определенную организацию – социальные ин­ституты (разные типы эконо­мики), материальные и духовные блага, а также нормы и принципы, систему социальных отношений. 3. Бытие человека представляет жизненный цикл каждого отдельного индивида, а также существование человека как вида живого в соотношении с жизнью растений и жи­вотных. Бытие человека осуществ­ляется не только в мире природы, но и в обществе. Социальное бытие человека отличает его от бытия других ви­дов живого. Таким образом, можно сказать, что мы имеем дело с отправной точкой, коренной основой всех вопросов, с которыми человек столкнулся при первых же попытках рационально осмыслить мир. Вопрос о том, существует или не существует нечто, оказался в центре его внимания, как только он проявил «любомудрие», стал философствовать. Не случайно, поэтому главную задачу всей мифологии — рассказать, «кто родил все сущее?», философия заменяет на другую — рационально объяснить «что есть все сущее, откуда оно произошло и куда девается?» Философская категория «бытие» является понятием не только важнейшей, но и наиболее часто употребляемой среди других категорий.

Можно сказать, что бытие в прошлом есть ничто. Бытие всегда в настоящем, и только в настоящем оно проявляется, если актуально и имеет реальную возможность проявиться, если потенциально, т.е. содержится в источниках информации или его появление предопределено логикой объективного развития. Так, некую наличность, переставшую существовать как нечто, можно помыслить. Иначе говоря, ей можно придать форму идеального бытия в виде идеального образа. И только в этом смысле мы можем говорить о бытии применительно к прошлому, полагая, что-то или иное нечто обладало бытием, сохранившимся в каком-то индивидуальном сознании или ином носителе информации, способном дешифроваться (распредметиться).

 

Метафизика – наука о сверхчувственных принципах и началах бытия. Начало М. как основного раздела философии было положено Аристотелем. Проблема бытия и небытия традиционно рассматривается особой областью философских знаний – онтологией. Термин «онтология» употребляется в философии только с XVII века, но имеет греческие корни. Он означает учение о сущем, о предельных, фундаментальных структурах бытия. В историко-философской традиции онтологическая проблематика разрабатывалась в рамках метафизики. Поскольку бытие – это всеобщее свойство вещей и явлений быть в наличии, но они могут быть не всегда, могут отживать. Значит, существует и небытие – было, но исчезло или еще будет. Бытие и небы­тие переходят друг в друга. Начиная с античности, и вплоть до конца ХХ века, формировались различные подходы к материи. Так, греки, реализовывая онтологический подход, сводили материю к общепринятым тогда стихиям: земле, воде, воздуху и т.д. В Новое время сложилась вещественно-субстрактная трактовка материи. В конце XIX–начале ХХ века оформился гносеологический подход в понимании материи. Здесь материя выступает как объективная реальность, существующая независимо от человека, но данная ему в ощущениях. Стоить отметить, что проблема установления разницы между объективной и субъективной реальностью становится одной из интересных и актуальных проблем XXI века, в связи с виртуализацией реальности. Виртуальные реальности помогают расширить пространство восприятия, мир переживаний. Они позволяют формировать мир с участием самого человека. Не случайно, поэтому, одна из последних трактовок материи связана с субстанционально-аксиологическим (Панин, Алексеев) подходом к ее пониманию. Здесь материя рассматривается как совокупность вещей и явлений, обладающих определенной значимостью для людей. Далее необходимо указать, что неисчерпаемость материи подтверждается современным естествознанием, выделяющим различные уровни организации материального мира. Так, принято рассматривать уровни живой и неживой материи, а также социальный уровень. При этом важно подчеркнуть, что различные уровни тесно связаны между собой, находятся в иерархическом соподчинении. Важный вклад в развитие данных представлений внес ХХ век. Именно в это время был открыт микромир, законы существования которого значительно отличаются от принципов организации соразмерного с человеком макромира. Физика выделяет 3 различные области материального мира (неорганическая природа): 1. Макромир 2. Микромир 3. Мегамир – за пределами доступной человеку Вселенной. Исследован чрез­вычайно мало. Не создана стройная теория и пока приходится иметь дело с гипотезами.

 

Пространственная организация сущего оз­начает, что любой материаль­ный объект занимает определенное положение по отноше­нию к другим объектам. Каждый обладает размерами. Вре́мя-условная сравнительная мера движения материи, а также одна из координат пространства-времени, вдоль которой протянуты мировые линии физических тел. В физике пространством называют ту «арену действий», на которой разворачиваются физические процессы и явления и которую мы субъективно ощущаем как «вместилище предметов». Согласно субстанциальной концепции, простран­ство представляет собой особую само­стоятельную субстан­цию, независящую в своем существовании от мира вещей. Реляционная концепция трактует пространство как специфические отношения между объектами. Пространство не обладает самостоятельным существовани­ем, оно есть лишь особая характеристика материальных яв­лений.. В начале XX в. была создана теория относительности, которая включает в себя СТО и ОТО. в СТО утратили свой абсолютный характер длина, временной интервал, понятие одновременности. Все эти характеристики оказываются зависящими от взаимного движения материальных объектов. Основное философское значение теории относительности: 1. исключала из науки понятия абсолютного пространства и абсолютного времени. 2. подтвердила правильность трактовки пространства и времени как основных форм существования материи, в качестве содержания которых выступает движущаяся материя. Сам Эйнштейн сказал: «Суть такова: раньше считали, что если каким-нибудь чудом все материальные вещи исчезли бы вдруг, то пространство и время остались бы. Согласно же теории относительности вместе с вещами исчезли бы пространство и время». При всем многообразии трактовок реальное простран­ство нашего мира трехмерно, изотропно и однородно, а время – одномерно и однородно. особое внима­ние уделяется социальному пространству-социально организованная среда, которая необходима для подлинно человеческого бытия людей. Временная организация сущего понимается чаще всего как длитель­ность существования явления и порядок событий, происхо­дящих с ним. Время для каждой вещи есть след­ствие ее собственной динамики, действия внутренних законов развития. Поэтому под временем мож­но понимать продолжительность сохранения объ­ектом своих ка­честв в относительно неизменном состоянии. Трактовка времени и его структуры: концепция возникает в глубокой древности (Герак­лит) и признает «течение» времени, его необратимое движение вперед («стрела вре­мени»). В этом процессе выделяются прошлое, настоящее и будущее. Статическая концепция отрицает течение времени и рассматривает все события временного многоообразия как реально существующие. Нет никакой раз­ницы между событиями прошлого, настоящего и будущего: как между разны­ми точками пространства. В трактовке и оценке времени также прослеживается влияние социокультурных и лич­ностных факторов. Так, для первобытного человека время осознавалось, главным образом, как теперь, прошлое, настоящее и будущее почти не различаются им. В древних аграрных ци­вилизациях, зависящих от циклических событий, время трактуется преимущественно как цикл, вечный круговорот. В средние века фор­мируется уже четкое представление о движении мира от прошлого к будущему (начало и конец мира) и об основных состояниях времени - прошлом, настоящем и будущем. Индивидуально и неоднозначно и восприятие времени каждой личностью. Один и тот же отрезок физического вре­мени кажется нам коротким. Каждый человек живет как бы в наиболее подходящем для него времени, по-своему оцени­вает и организует его.

«природа» занимает особое положение в ряду наиболее значимых и широко используемых философских категорий. Так, в широком понимании, природа – все сущее, весь мир во всем многообразии его форм. Другой, более узкий контекст, свел представление о природе лишь к той части объективной реальности, которая в 1802 году французским ученым Ламарком была названа биосферой. Еще один, специфический контекст означает суть, основное содержание того или иного предмета, явления, существа: природа человека, В разных социокультурных контекстах сложились совершенно иные подходы к пониманию природы, установившие различные принципы взаимодействия с ней. Если в пространстве Западной цивилизации сложилось утилитарно-потребительское отношение к природе, рассматривающее ее исключительно как источник материальных благ, то в цивилизациях Востока, напротив, природа мыслится как великая целостность и естественность, в ход развития которой человек не имеет права вмешиваться. Современными демографами зафиксирован факт снижения рождаемости в промышленно развитых странах при интенсивном увеличении роста населения в остальных регионах Земли. Предпосылки 1) геофизические (космические явления: тепло и свет, магнитная оболочка планеты, земные реалии); 2) биологические (поля, леса, живот­ный мир→биосфера). Человек является составной частью биосферы. Сбалансированность биосферы – важнейший фактор жизни человека; 3) демографические (численность насе­ления, его плотность, возрастная структура и т.д. оказывают влияние на состояние эконо­мики; динамика народонаселения зависит от уровня развития общества, культуры, соци­ального развития и т.д.). Философское осмысление природы и отношений человека с природной средой имеет давнюю традицию и уходит вглубь веков. Несмотря на кажущуюся мозаичность отношения человека и человечества с окружающей природой и Вселенной в целом, оно сводится, по сути, к трём «сценариям». Во-1х, признание людьми первородства и абсолютного могущества природы (как следствие – подчинённость человека природным стихиям). Во-2х, гиперболизированные претензии человека на роль «венца творения», покорителя природы и потребителя её даров. В-3х, признание очевидного факта, что человечество лишь часть природы и притом не самая большая. Есть два типа восприятия природы и её взаимоотношения с человеком - восточный и западный. Вост тип мировосприятия, по сравнению с запад, более ориентирован на Вселенную, на гармонию между человеком и природой. В природе восточные мыслители чаще всего видели не прибежище Запад же, неизменно противополагал себя природе, и созданная здесь цивилизация неуклонно отстранялась от всего природного и инстинктивного. В античной натурфилософии были разработаны и обоснованы идеи гармонии человека, природы и космоса. Как правило, происходящие в обществе природные процессы приобретают социальную форму, а природные, прежде всего биологические, закономерности выступают как биосоциальные. Человек уже не просто берет у природы готовые материалы, но создает на их основе искусственные, тем самым расширяя возможности удовлетворения собственных потребностей. На этом основании появилось понятие техносферы, понимаемое как область действительности, для которой характерно применение техники. Техносфера стала искусственной средой обитания человека, что означало переход общества к неведомой прежде форме эволюции. Не менее значимым в этих условиях становится обращение к понятию ноосферы – сферы взаимодействия природы и общества, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития. По существу, ноосфера – это качественно новое состояние биосферы, связанное с появлением человека и его сознательной деятельностью. Автор учения о ноосфере В.И. Вернадский. Экологическая проблема является центральной проблемой современности, поскольку от ее решения зависит само дальнейшее существование человечества. Для изменения ценностных установок человека и общества в целом по отношению к природе требуется новое осмысление природы. Коэволюционная стратегия задает новые перспективы для орга­низации знания, ориентируя на поиск новых путей совместной эволюции природы и человека, биосферы и ноосферы, природы, цивилизации и культуры. Стратегией перехода к режиму коэволюции явл разработка экологи­ческой этики, которая могла бы обеспечить коэволюцию человека и биосферы.

Диалектика как философская теория развития выполняет важную методологическую функцию в самых разных сферах человеческой деятельности. Происхождение термина «диалектика» означает «искусство вести беседу» и его первоначальное употребление связывают с именем Сократа. Роль диалектики возрастает по мере усложнения и укрупнения масштаба решаемых задач. Диалектика есть постижения разногласий в их единстве - Гегель. Законы диалектики закон единства и взаимодействия противоположностей-основным источником развития явлений служат их внутренние противоречия. Закон отрицания отрицания-любое развитие есть движение явлений вперед, к новым качествам, и повторение на новой основе отдельных свойств прежних качеств закон единичного и общего: всякое общее реализуется в единичных свойствах и связях развивающегося явления; закон причины и следствия: свойства и связи развивающегося явления есть следствие определенных причин; существует два основных вида диалектики по содержанию: идеалистическая и материалистическая.По сфере проявления диалектика подразделяется на: объективную. Это процессы развития в природе (эволюционные процессы, рост организмов) и обществе (рост науки и техники, производства, изменение социальных отношений) и субъективную

Затем необходимо отметить, что, несмотря на то, что диалектика Гегеля оказала огромное влияние на все последующее развитие философии, привела к становлению особой диалектической культуры мышления, давшей блестящие результаты, тем не менее, во второй половине ХХ века был поставлен вопрос об исчерпанности познавательного потенциала данной теории. Поскольку в ней рассматриваются лишь закономерности, устойчивые причинно-следственные связи. Роль случая, альтернативности развития не представлены в сколько-нибудь оформленном виде. Решить данную проблему попыталась синергетика – новое научная теория, предмет анализа которой – сложноорганизованные, нелинейные системы, способные к самоорганизации в ситуации многовариантности развития.

Одно из центральных мест в современной философии науки занимает концепция глобального (универсального) эволюционизма. Весь мир является огромной, эволюционирующей системой. Глобальный эволюционизм опирается на идею о единстве мироздания. Глобальный эволюционизм – это интегративное исследовательское направление, учитывающее динамику развития неорганического, органического и социального миров. Он опирается на идею о единстве мироздания и представления о том, что весь мир является огромной эволюционирующей системой. Концепция глобального эволюционизма оформилась в 80-е гг. XX в. Глобальный эволюционизм включает в себя четыре типа эволюции: эволюцию космическую, химическую, биологическую и социальную – объединяя их генетической и структурной преемственностью. Целями глобального эволюционизма являются: объединение представлений о живой и неживой природе, социальной жизни и техники; интегрирование естественно-научного, обществоведческого, гуманитарного и технического знания. Космическая: Эволюционные процессы космоса, звездных групп скоплений и галактик, которые изучаются астрономией, носят вероятностный характер. Химическая форма объяснение и предсказание новых видов химических соединений, возможность управления химическими реакциями, и осмысление негативных последствий в контексте глобальных планетарных процессов составили проблемный ряд химической формы глобального эволюционизма. Биологическая. Эволюционные учения воссоздавали картину естественного исторического изменения форм жизни, возникновения и трансформации видов, преобразования биогеоценозов и биосферы. Как считают философы, процесс социального эволюционирования предполагает становление нового мирового порядка не как покорение одной цивилизации другими, а как возникновение и становление общемировой, общепланетарной цивилизации, субъект которой – человечество в целом. Основные тезисы глобального эволюционизма: (1) Мир имеет начало во времени или циклически "рождается" и "гибнет", проходя через состояние сингулярности (гипотеза пульсирующей Вселенной); (2) Мир состоит из иерархических систем (элем. Частицы-атомы-молекулы-организмы-социальная система) последовательно появляющихся с момента начала Мира, как этапы его эволюции; (3) законы функционирования систем (в частности, физические законы) признаются неизменными на всём протяжении эволюции Мира. Научная картина мира (НКМ)– целостная система представ-й о мире, его струк-ных хар-ках и закон-тях. Современной НКМ присущи строгость, достоверность, обоснованность, доказанность. Эволюция современной научной картины мира предполагает движение от классической (европейская наука достижениях Галилея и Ньютона, которой присуща однозначная причинно-следственная зависимость. Все состояния мира м/б просчиттаны и предсказаны) к неклассической (развитие может пойти в одном из нескольких направлений, что чаще всего определяется каким-нибудь незначительным фактором). Обсуждая проблемы глобального эволюционизма, мы до сих пор ограничивались во всех случаях процессами лишь в нашей Вселенной, т.е. Метагалактике. Но допущение существования других метагалактик или вселенных, которое решительно пробивает сейчас дорогу в современном естествознании, приводит к интересной возможности дальнейшего обобщения самой постановки проблемы глобального эволюционизма. Не может быть полностью исключена идея множественности форм жизни, разума, космических цивилизаций, развивающихся не только в нашей, но и в других вселенных. Ее правомерно рассматривать как определенное обобщение идей Джордано Бруно и К.Э.Циолковского на основе наших современных знаний о Вселенной. Таким образом, концепция глобального эволюционизма, формирующаяся в современной науке и философии: • характеризует взаимосвязь самоорганизующихся систем разной степени сложности и объясняет генезис новых структур в них; • рассматривает в диалектической взаимосвязи социальную, живую и неживую материю; • создает основу для рассмотрения человека как объекта космической эволюции, закономерного и естественного этапа в развитии нашей вселенной, ответственного за состояние мира, в который он «погружен»; • является основой синтеза знаний в современной постнеклассической науке; • служит важнейшим принципом исследования новых типов объектов – саморазвивающихся, целостных систем, становящихся все более «человекоразмерными».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 457; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.