Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 3 4 страница




Язык науки — система понятий, знаков, символов, создаваемая и используемая в науке для получения, обработки, хранения и применения знаний. Основой языка конкретных наук является естественный язык, дополненный специальными терминами, знаками и символами. Язык науки стремится к точности и однозначности выражений. В языке науки стараются избегать недостатков естественного языка: многозначности слов, расплывчатости и неопределенности их содержания, двусмысленности выражений, семантической замкнутости и т. п. Даже слова, заимствованные наукой из повседневного языка, например «сила», «скорость», «тяжесть», «звезда», «стоимость» и т. п., получают более определенное значение. По мере развития науки вводятся новые термины, относящиеся к абстрактным, идеализированным объектам, к вновь обнаруженным объектам и новым областям реальности. Язык науки оказывает обратное воздействие на повседневный, естественный язык. Например, слова «электричество», «вирус» были научными терминами прежде чем вошли в повседневный язык. Язык науки в некотором смысле эзотеричен, он недоступен для восприятия без специальной подготовки. Не понимают языка друг друга даже ученые, работающие в разных отраслях. Поэтому есть необходимость в научно-популярной литературе, которая стремится избегать большого количества специальных терминов, нередко заменяет их образными описаниями, метафорами, аналогиями. Наличие терминов — сразу заметный признак языка науки. Для терминов, как основных лексических составляющих научного стиля речи, а также для других слов научного текста, характерно употребление в одном, конкретном, определенном значении. Если слово многозначно, то оно употребляется в научном стиле в одном, реже — в двух значениях, которые являются терминологическими Термин (лат. terminus = граница, предел, конец) в науке — слово или словосочетание, используемое для обозначения предметов в пределах той или иной науки, научной теории. В этом случае термин отличаются однозначностью. Объектный язык – это язык, выражения которого относятся к некоторой области объектов, их свойств и отношений. Например, объектный язык арифметики соотносится с числами и их свойствами, описывает операции сложения, вычитания. Метаязык служит средством описания и исследования свойств объектного языка. Поэтому он более богат по своим выразительным и аналитическим возможностям и может быть неформализованным. В естественном языке явного различия между метаязыком и объектным языком нет. Определение (О) позволяет Термины устанавливаются посредством определений. Определение (лат. definitio) — логическая операция, раскрывающая содержание понятия. Определение решает две задачи: 1) оно отличает и отграничивает определяемый предмет от всех иных; 2) оно раскрывает сущность определяемых предметов, указывает их необходимые признаки. Формы определения разнообразны. Различаются реальные и номинальные определения. Первые представляют собой описание определяемых предметов и могут быть истинными или ложными. Вторые являются предписаниями (нормами), говорящими о том, какое значение следует придавать вводимому понятию, и не имеют истинностного значения. Основным приемом определения понятия является определение через ближайший род и видовое отличие. Используют также генетическое определение (указывается способ происхождения предмета). Различают определение явное и неявное. Явное определение — определение, имеющее форму равенства двух понятий. Напр.: «Стол — это вид мебели». В явном определении отождествляются, приравниваются друг к другу два понятия. Одно из них — определяемое, другое — определяющее понятие. Неявное определение — определение, не имеющее формы равенства двух понятий. К неявным определениям относятся контекстуальное, остенсивное, и др. О контекстуальном определении говорят, когда значение термина понятно по контексту. Определение остенсивное (лат. ostentus = показывание, выставление напоказ) — неявное определение, раскрывающее содержание понятия путем непосредственного показа, ознакомления обучаемого с предметами, действиями и ситуациями, обозначаемыми данным понятием.


 

Актуальность осмысления понятия «техника» обусловлена все возрастающей её ролью в жизни общества, а также неоднозначностью оценки такой роли. С одной стороны, техника сама является величайшим благом цивилизации и обеспечивает множество других благ. С другой стороны, развитие техники привносит в жизнь общества множество новых реалий далеко не позитивного свойства. Как феномен, то есть явление техника выступает не столько в виде машин, орудий, технических сооружений, но, прежде всего как техническая среда. Поэтому к феноменальным характеристикам техники относятся также знания, используемые в технике, техническое поведение людей. Еще в античной философии встречается такое понятие как "технэ", но оно означает, собственно, не технику, а всякое искусство делания вещей, начиная от создания картин и скульптуры, кончая техническими изделиями, например военных машин. Ф.Бэкон также обсуждает возможность изготовления машин и технических изделий и пользу, которую они могут принести людям. Только в ХIХ в. техника не только осознается как самостоятельная реальность. Капп (1808–1896) был первым, кто соединил вместе два ранее несовместимых понятия "философия" и "техника".

Природа не преследует никаких целей, в человеческом смысле этого слова. Природа автоматична. Выявление философской основы технического творчества позволяет не только повысить его эффективность, но также выявляет его смысл, особенно в контексте нарастания так называемых «глобальных проблем современности». Прежде всего, техника — артефакт (искусственное образование), который создается человеком. Техника как артефакт подчиняется и природным законам, и законам социальной практики, но при этом часто обнаруживает преимущества перед объектами и силами природы. Она полностью соответствует целям человеческой деятельности, прочна, легко обслуживается, экономит ресурсы, контролируется и управляется человеком. Технические системы образуют «техносферу» как мир созданных человеком искусственных систем. Техносфера — это системная многоуровневая искусственно созданная реальность, включающая человека и определяющая и меняющая его.образ жизни. Развитие техногенной цивилизации в значительной степени определялось становлением и прогрессом техносферы, использованием ее преобразовательных возможностей.

Ф-ции: 1) транспортная (перемещения тел в пространстве); 2) технологическая – изменение предмета труда в ходе человеч-й деятельности; 3) энергетическая – (паровой двигатель, водяное колесо); 4) контрольно-регулирующая (обеспечения контроля за течением процессов труда: ч-к, машины-автоматы); 5) ф-ция принятия решений (постановка целей и анализ результатов). Современ. Т. – сложная система, в которой тесно взаимосвязаны такие ее элементы, как: информационные технологии (прием, хранение, обработка, передача информации); производственные комплексы машин, технологий; сосудистая система (водо-, газо-, нефтепроводы); транспорт; мед. тех-гии; воен. техника; система образования; научная; туризм.

Техносфера создала для человека постиндустриал. цив-ии целостную жизненную среду, почти полностью изменив все традиционные способы производства, умственного труда, быта, общения. Процесс технологизации охватил все области жизни человека, постепенно помещая его в техногенную среду. Глобализация, формируя единый мир, не скрывает противоположного процесса – нарастающей фрагментированности цивилизации. увеличивается и экономико-политический разрыв между регионами, внедрившими последние технологические новинки, и остальными. Оформился техносферный раскол мира на два типа цивилизации – сельско-земледельческую и промышленно-городскую. Технику обвиняют в возникновении и обострении экологического кризиса, ее засилье считают причиной негативных изменений в общественном сознании. Сценарии развития техносферы: 1) оптимистический - связан с технократическим раем; 2) пессимистический выход из-под контроля, стремительный рост несоразмерностей техносферы.и биосферы; 3) реалистический – гл. идея: техника (сама по себе) не благо и не зло, смысл ей придает сам человек, и техника будет такой, какой будет человек 4) технократический – основа соц-го прогресса – технический прогресс, главн.роль принадлежит технократам, которые явл-ся не просто интеллектуальными людьми, но и еще креативными 5) техноаксеологический – разработать механизмы и культурные фильтры, которые бы поставили технику под контроль.

Понятие общества имеет множество смыслов. Так, под обществом понимаются реальные субъекты исторического процесса, которые выступают в виде конкретных самодостаточных социальных организмов и имеют достаточно четкую пространственно-временную локализацию (немецкое об-во). На следующем уровне философский анализ выделяет типические черты присущие разным обществам на конкретно-историческом этапе их развития (феодальное). Следующий уровень-создание логической модели «общества вообще» – идеального типа, синтезирующего существенные свойства и признаки любого самодостаточного социального коллектива, существовавшего, существующего или способного существовать в истории независимо от ее стадиальных и региональных характеристик. На самом высоком уровне теоретического обобщения есть антитеза «общество – природа». общество - особый, существующий по своим собственным законам мир людей и созданных ими культурных артефактов – порождений человека, которых нет в нерукотворной природе. под обществом в широком значении термина понимается организационная форма совместной жизнедеятельности людей по производству материальных и духовных ценностей. В более узком смысле общество можно определить как институциональную систему устойчивых связей между взаимодействующими людьми и социальными группами. Человек обладает знанием об окружающей его природе, о самом себе и собственных продуктах деятельности. Это делит всю имеющуюся у него информацию на два больших раздела: на естественнонаучное и гуманитарное знание. Различия между естественнонаучными и гуманитарными знаниями заключается в том, что первые основаны на разделении субъекта (человека) и объекта (природы, которую познает человек — субъект), при преимущественном внимании, уделяемом объекту, а вторые имеют отношение, прежде всего, к самому субъекту. Анализируя специфику социально-гуманитарного знания, Риккерт указал следующие его основные особенности: - его предмет – культура, а не природа, - совокупность фактически общепризнанных ценностей в их содержании и систематической связи; - непосредственные объекты его исследования – индивидуализированные явления культуры с их отнесением к ценностям; - его конечный результат – не открытие законов, а описание индивидуального события на основе письменных источников, текстов, материальных остатков прошлого; - сложный очень опосредованный способ взаимодействия с объектом знания через указанные источники; - для наук о культуре характерен идеографический метод, сущность которого состоит в описании особенностей существующих исторических фактов, а не их генерализация (построение общих понятий), что характерно для естествознания – номотетический метод – это главное различие двух типов знания); - объекты социального знания неповторимы, не поддаются воспроизведению, нередко уникальны; социально-гуманитарное знание целиком зависит от ценностей, наукой о которых и является философия; - абстракции и общие понятия в гуманитарном познании не отвергаются, но они здесь – вспомогательные средства при описании индивидуальных явлений, а не самоцель, как в естествознании; -в социальном познании должен быть постоянный учет всех субъективных моментов; если в естественных науках их единство обусловлено классической механикой, то в гуманитарном знании – понятием «культура».


 

Наука –сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективно-истинного знания о действительности. Этапы динамики: пранаучный, протонаучный и собственно научный. Пранаука П ериоды: Античность, Ср.века и нач.Возрождения. В к. XV века начинается эра науки. В своем развитии она также проходит ряд этапов: преднаука, классическая наука, неклассическая и постклассическая наука. Смена этапов обусловлена характером видения мира, сменой научной «парадигмы». (Кун) Когда парадигма "взрывается" под давлением проблем, неразрешимых в ее рамках. Наступает революционный период. Кризис разрешается победой одной из них. В науках различают два уровня: эмпирический и теоретический. К концу 20-го в. был осознан еще один – метатеоретический уровень уровень научных парадигм (Т. Кун). Метатеоретический уровень научного исследования, по сути, не является обособленным и «пронизывает» как эмпирический, так и теоретический уровни научного исследования и представляет собой совокупность идеалов, норм, науки. Эмпирическое познание.Уровни эмпирического знания: а) единичные эмпирические высказывания, которые фиксируют результаты единичных наблюдений б) факты, которые представляют собой индуктивные обобщения протоколов; в) эмпирические законы различных видов; г) феноменологические теории, которые имеют дело лишь с явлениями, но не сущностью изучаемых предметов. Рассматривая теоретическое познание как высшую и наиболее развитую его форму, его структурные компоненты: проблема, гипотеза,теория и закон. Проблема - форма теоретического знания, содержание которой-то, что не познано, но что нужно познать. это знание о незнании, вопрос требующий ответа. Гипотеза -форма теоретического знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве. Теория - наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности. Закон - ключевой элемент теории, которая есть не что иное, как система законов, выражающих сущность, глубинные связи изучаемого объекта во всей его целостности и конкретности, как единство многообразного. Теоретические модели. В теоретическом уровне познания можно выделить (с определенной долей условности) два подуровня. Первый из них образует частные теоретические модели и законы, которые выступают в качестве теорий, относящихся к достаточно ограниченной области явлений (законы Кеплера). Второй - составляют развитые научные теории, включающие частные теоретические законы в качестве следствий, выводимых из фундаментальных законов теории (механика Ньютона). Теоретические законы непосредственно формулируются относительно абстрактных объектов теоретической модели. Они могут быть применены для описания реальных ситуаций опыта лишь в том случае, если модель обоснована в качестве выражения существенных связей действительности, проявляющихся в таких ситуациях.

Эмпирический и теоретический уровни знания отличаются по: а) Предмету. Эмпир. и теорет.иссл-я могут познавать одну и ту же объективную реальность но ее представление будут даваться по-разному. Эмпир. ориентировано на изучение явлений и зависимостей между ними. На уровне теорет. познания происходит выделение сущностных связей в чистом виде. б) Средствам. Эмпирическое исследование базируется на непосредственном практическом взаимодействии исследователя с изучаемым объектом. Он предполагает осуществление наблюдений и экспериментальную деятельность. На теоретическом уровне объект может изучаться только опосредованно, в мысленном эксперименте. Задачей теоретического исследования является познание сущности в чистом виде. Эмпирические объекты – абстракции, наделенные признаками, которые можно обнаружить в реальном объекте, но не наоборот. Теоретические объекты – наделены не только теми признаками, которые мы можем обнаружить в реальном взаимодействии реальных объектов, но и признаками, которых нет ни у одного реального объекта (материальная точка – тело, лишенное размера и сосредоточившее в себе всю массу). в) Методам. Методы эмпирического исследования – реальный эксперимент и реальное наблюдение. Методы теоретического исследования –идеализация (метод построения идеализированного объекта); мысленный эксперимент с идеализированными объектами; методы построения теории (восхождение от абстрактного к конкретному, гипотетико-духовный метод); методы логического и исторического исследований.

Деятельность людей в любой ее форме (научная, практическая и т.д.) определяется целым рядом факторов. Конечный ее результат зависит и от того, как совершается данный процесс, какие способы, приемы, средства при этом применяются. Это и есть проблемы метода. Метод (греч. methodos) - в самом широком смысле слова - "путь к чему-либо". Понятие "методология" имеет два основных значения: система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т.п.); учение об этой системе, общая теория метода, теория в действии. Метод - это путь познания, опирающийся на совокупность ранее полученных общих знаний (принципов); правильный путь, способ достижений какой-либо цели. Под методологией очень часто понимают систему методов, используемых в некоей области деятельности (в науке, искусстве, технике, технологии и т. д.). Но в контексте философского исследования акцентируется иное смысловое содержание термина «методология». Это прежде всего учение о методах научной деятельности, общая теория научного метода. Методология науки представляет собой теорию научного познания, исследующую познавательные процессы, происходящие в науке, формы и методы научного познания. Многоуровневая концепция методологического знания позволяет выделить среди них основные группы с учетом степени общности и широты применения входящих в них отдельных методов. К ним относятся: 1) философские методы, задающие самые общие регулятивы исследования (диалектический, метафизический, аналитический, феноменологический, герменевтический-толкование текстов);2) общенаучные подходы и методы познания, использование которых характерно для целого ряда отраслей научного знания (аксиоматический, гипотетико-дедуктивный методы, эксперимент, описание и т. д.);3) частнонаучные методы, применение которых не выходит за рамки отдельных научных дисциплин (количественный анализ в химии, спектральный анализ в физике и т. д.). Научный метод — это система регулятивных принципов и приемов, с помощью которых достигается объективное познание действительности, генерируется новое знание. Для философии науки первоочередной интерес представляют именно такие общенаучные методы, составляющие важнейшую часть методологического арсенала научного познания. В методологии науки по степени общности можно выделить три основных уровня исследования науки. Первый уровень составляет анализ специальных методов, обеспечивающих решение некоторого класса конкретных задач в рамках той или иной науки (физики, химии, истории, психологии и т. д.). Второй уровень образует анализ методологических принципов и идей, которые хотя и принадлежат к сфере конкретно-научного знания, но имеют более широкую сферу применения, чем специальные методы. Эти идеи и принципы целенаправляют разработку специальных методов определенной науки и предстают в качестве своего рода методологических регулятивов данной науки. Они часто приобретают статус общенаучный, В качестве примеров можно указать на такие принципы современной физики, как принципы дополнительности, соответствия, инвариантности, наблюдаемости; на идеи системного подхода и системные методы, имеющие общенаучный статус; на аксиоматический метод, приведший к прогрессу математики и успешно применяемый в других областях научного знания. В современной культуре это синергетические модели мира. Третий уровень - это философско-методологические основания, принципы и методы, направленные на анализ механизмов порождения нового научного знания, выступающий в роли наиболее общих методологических регулятивов научного исследования, на котором осмысливаются общие особенности объектов, исследуемых наукой, эксплицируются идеалы и нормы познания, принятые в науке на некотором этапе ее исторического развития, а также осуществляется перестройка таких идеалов и норм, с тем чтобы обеспечить освоение новых объектов. Философские принципы служат методологическим основанием для перестройки и развития фундаментальных идей и принципов конкретных научных дисциплин, для разработки новых приемов и методов исследования. Методика научного исследования – совокупность методов необходимых для достиже­ния поставленных целей в рамках конкретного научного исследования. Техника научного исследования – это совокупность средств труда, знаний и деятельно­сти, служащих для выполнения конкретных работ, в рамках исследования; совокупность приемов, применяемых в рамках научного исследования.

Научное познание -это вид познавательной деятельности, представляющий собой процесс выработки новых научных знаний в соответствии с характером предмета исследования, его целей, задач, проблемы. Однако они не могут быть выделены вне соотнесении их с объектом и другими элементами научного познания, содержание которых связано преимущественно или с определенной совокупностью характеристик объекта, или с характеристиками познавательных действий исследователя, выполняемых им на разных стадиях, этапах, уровнях исследовании. Это и есть проблемы метода. Метод - "путь к чему-либо", способ деятельности субъекта в любой ее форме. Понятие "методология" имеет два основных значения: система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т.п.); учение об этой системе, общая теория метода, теория в действии. Под методом обычно понимают совокупность правил, приемов и способов познания и преобразования действительности. Методологию науки в узком смысле слова можно определить как систему всех методов, применяемых научным сообществом для решения исследовательских задач; в широком - как учение методах. Эмпирические методы. Наблюдение - это целенаправленное систематическое восприятие объекта, доставляющее первичный материал для научного исследования. Концентрируя внимание на объекте, наблюдатель опирается на имеющиеся знания о нем. Наблюдение характеризуется систематичностью. В науч. наблюдении взаимодействие между субъектом и объектом опосредуется средствами наблюдения приборами и т.д. Наблюдение дает исходную информацию об объекте, необходимую для его дальнейшего исследования. Важную роль в познании играют сравнение и измерение. Сравнение представляет собой метод сопоставления объектов с целью выявления сходства или различия между ними. Если объекты сравниваются с объектом, выступающим в качестве эталона, то такое сравнение называется измерением. Наиболее сложным методом эмпирического познания является эксперимент. Эксперимент - метод исследования объекта, при котором исследователь активно воздействует на объект, создает искусственные условия, необходимые для выявления определенных его свойств. Эксперимент предполагает применение определенных средств, характеризуется активным воздействием на объект. Различают натуральный и модельный эксперимент. Первый ставится непосредственно с объектом, то второй - с его заместителем - моделью. Моделью может быть как материальный предмет, так и мысленная копия объекта. Изучая явления и связи между ними, эмпирическое познание способно обнаружить действие объективного закона. Но оно фиксирует это действие, как правило, в форме эмпирических зависимостей, которые следует отличать от теоретического закона. Описание - фиксация средствами собственного И искусственного языка сведений об объектах, данных в наблюдении или эксперименте. Формы знания. 1. Эмпирич. факт - фиксация того или иного отдельного свойства, события, с возможной его интерпретацией. 2. Эмпирическая зависимость - знание, отражающее определенные связи между фактами в той или иной группе явлений. Эмпирическая зависимость является результатом индуктивного обобщения опыта. Теоретический уровень. Методы. 1 Мысленный эксперимент - логические операции с идеальными объектами, проводимые в виде идеализированного эксперимента. 2. Идеализация - операция абстрагирования от некоторых свойств и связей изучаемого объекта с целью конструирования его идеальной модели. 3. Формализация - способ построения абстрактно-математических моделей в виде знаковых систем (формул, графиков и т л) 4 Восхождение от абстрактного к конкретному - процедура синтеза отдельных абстрактных понятий в целостную теорию изучаемого объекта. 5. Аксиоматический - способ логического вывода теоретических положений из некоторых базисных утверждений, принимаемых без доказательства (постулатов, аксиом). 6. Гипотетико-дедуктивный - метод логич. вывода из некоторой общей гипотезы более конкретных следствий, подвергаемых затем опытной проверке. 7. Историко-логический - способ изучения эволюции объекта, направленный на выявление как специфики процесса (истор. аспект), так и его закономерностей, «логики процесса» (логический аспект). Формы знания. 1. Проблема - вопрос, ответ на который не содержится в актуальном знании. 2. Гипотеза - вероятностное знание об изучаемом объекте, истинное значение которого не установлено. 3. Теория - достоверное знание о сущности и законах исследуемого объекта, выполняющее объяснительную и предсказательную функции.

Язык науки — система понятий, знаков, символов, создаваемая и используемая в науке для получения, обработки, хранения и применения знаний. Основой языка конкретных наук является естественный язык, дополненный специальными терминами, знаками и символами. Язык науки стремится к точности и однозначности выражений. В языке науки стараются избегать недостатков естественного языка: многозначности слов, расплывчатости и неопределенности их содержания, двусмысленности выражений, семантической замкнутости и т. п. Даже слова, заимствованные наукой из повседневного языка, например «сила», «скорость», «тяжесть», «звезда», «стоимость» и т. п., получают более определенное значение. По мере развития науки вводятся новые термины, относящиеся к абстрактным, идеализированным объектам, к вновь обнаруженным объектам и новым областям реальности. Язык науки оказывает обратное воздействие на повседневный, естественный язык. Например, слова «электричество», «вирус» были научными терминами прежде чем вошли в повседневный язык. Язык науки в некотором смысле эзотеричен, он недоступен для восприятия без специальной подготовки. Не понимают языка друг друга даже ученые, работающие в разных отраслях. Поэтому есть необходимость в научно-популярной литературе, которая стремится избегать большого количества специальных терминов, нередко заменяет их образными описаниями, метафорами, аналогиями. Наличие терминов — сразу заметный признак языка науки. Для терминов, как основных лексических составляющих научного стиля речи, а также для других слов научного текста, характерно употребление в одном, конкретном, определенном значении. Если слово многозначно, то оно употребляется в научном стиле в одном, реже — в двух значениях, которые являются терминологическими Термин (лат. terminus = граница, предел, конец) в науке — слово или словосочетание, используемое для обозначения предметов в пределах той или иной науки, научной теории. В этом случае термин отличаются однозначностью. Объектный язык – это язык, выражения которого относятся к некоторой области объектов, их свойств и отношений. Например, объектный язык арифметики соотносится с числами и их свойствами, описывает операции сложения, вычитания. Метаязык служит средством описания и исследования свойств объектного языка. Поэтому он более богат по своим выразительным и аналитическим возможностям и может быть неформализованным. В естественном языке явного различия между метаязыком и объектным языком нет. Определение (О) позволяет Термины устанавливаются посредством определений. Определение (лат. definitio) — логическая операция, раскрывающая содержание понятия. Определение решает две задачи: 1) оно отличает и отграничивает определяемый предмет от всех иных; 2) оно раскрывает сущность определяемых предметов, указывает их необходимые признаки. Формы определения разнообразны. Различаются реальные и номинальные определения. Первые представляют собой описание определяемых предметов и могут быть истинными или ложными. Вторые являются предписаниями (нормами), говорящими о том, какое значение следует придавать вводимому понятию, и не имеют истинностного значения. Основным приемом определения понятия является определение через ближайший род и видовое отличие. Используют также генетическое определение (указывается способ происхождения предмета). Различают определение явное и неявное. Явное определение — определение, имеющее форму равенства двух понятий. Напр.: «Стол — это вид мебели». В явном определении отождествляются, приравниваются друг к другу два понятия. Одно из них — определяемое, другое — определяющее понятие. Неявное определение — определение, не имеющее формы равенства двух понятий. К неявным определениям относятся контекстуальное, остенсивное, и др. О контекстуальном определении говорят, когда значение термина понятно по контексту. Определение остенсивное (лат. ostentus = показывание, выставление напоказ) — неявное определение, раскрывающее содержание понятия путем непосредственного показа, ознакомления обучаемого с предметами, действиями и ситуациями, обозначаемыми данным понятием.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 412; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.