Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 3 3 страница




 

Понятие культуры - совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания, умение использовать их для развития человечества, передавать от поколения к поколению. Под материальной стороной К. понимают качественные достижения, характеризующие степень овладения человеком силами природы, совершенства орудий труда, технический уровень производства и т.д. Качественные достижения, показывающие уровень и глубину познания природы и общества, широту достигнутого кругозора, внедрение в общественную жизнь прогрессивных идей и полученных знаний, т.е. духовная К. есть совокупность качественных достижений в области науки, философии, образования, просвещения, морали, литературы и искусства, политических и правовых отношений. Явлениями духовной жизни явл-ся язык, речь, логика, правила поведения, культуры чувств. важнейшие составные части духовной культуры – религия, мораль, право, философия, наука, искусство. Н. Данилевский связывал каждую исторически развившуюся культуру – «культурно-исторический тип» с достижениями в определенной области, утверждая, что набирающая силу славяно-русская цивилизация в полной мере реализует достижения в различных сферах. О. Шпенглер объяснял особенности локальных культур наличием «души культуры», содержащей как базисный для ее развития специфический образ, реализующийся во всей судьбе культуры. А. Тойнби считал основой отдельных культур и цивилизаций религию, полагая, что именно религиозная традиция предопределяет образ жизни, систему ценностей, идеалы и направленность развития культуры и возможность ее исторического самоутверждения в качестве полномасштабной локальной цивилизации. Именно он выделил как особую православную цивилизацию, ядром которой выступает православие как особая форма христианства. Умение видеть, ощущать прекрасное, заниматься художественным творчеством, способность преображаться под его воздействием не является врожденным свойством человека. Потенциальные способности к восприятию прекрасного требуют развития, совершенствования. Искусство как совокупность различных форм и видов художественного творчества возникло в глубокой древности. К настоящему времени искусство существует как система различных типов и видов творчества. В основе искусства – художественном образе, происходит соединение объективного и субъективного, реального и воображаемого, общего и уникального. Художественный образ в литературе, живописи, музыке, других видах искусства может обладать большой художественной силой, вызывать острый эмоциональный отклик людей, воспринимающих его, влиять на их мировоззрение, прежде всего на смысложизненные ориентиры, систему ценностей. Мораль выступает как способ регуляции поведения людей. Возникнув в глубокой древности, мораль выполняла и выполняет в обществе важнейшие функции выработки неписаных правил человеческого общежития, влияния на поведенческие качества личности. Именно мораль выражает стороны социального опыта, обобщающие представления о добре и зле, добродетели и пороках, правильном и неправильном отношении человека, прежде всего, к другим людям, а также к различным явлениям окружающей действительности. Не существует на Земле культуры, страны, народа, где не было бы религиозных верований, представлений, веры. Трудно привести пример иной составной части культуры, которая оказала столь же большое влияние на ход истории, судьбы миллионов людей, развитие духовной сферы в целом.

 

Сущ. Разные стратегии исслед. Общества: 1) марксистская: людей в социальный организм связывают производ. Силы и произв. Отношения. Определяющим явл. Все возможные способы объяснеия общества имеют общие закономерности. Обществ. Закономерность – объективно существующая, повторяю. Связь явлений общ. Жизни. 2) Концепция социального действия Вебера. Инструмент познания – «идеальный тип», понятие позвол.выделить основные черты феномена. Общество – совокупность действующих индивидов. 3). Концепция структурного функционализма Парсонса: все соц. Системы выполняют 4 функции: адаптация, целедостижение, интеграция, удержание образа. Ключ к концепции – категория равновесия. Модель системы дейсвия – 4 подсистемы: социальн., культ, личност, органическую.

 

 

Религия выступает как сложный феномен и по ряду противоречий, возникающих в процессах философского осмысления этого явления, религия так же, пожалуй, не имеет себе равных. Для верующего человека религия, причем именно та, которую он исповедует, является основой его личного бытия, вечным воплощением духовной жизни, сама постановка вопроса о происхождении религии, о разновидностях религии может показаться для него бессмысленной. Но и философы, пытающиеся исследовать религию со светских позиций, приходили к различным суждениям по поводу ее оснований, сущности, предназначения. B структуре религии выделяют следующие компоненты: религиозное сознание, которое может быть обыденным (личное отношение) и концептуальным (учение о Боге, нормы образа жизни и т. п.), религиозная деятельность, которая подразделяется на культовую и внекультовую, религиозные отношения (культовые, внекультовые), религиозные организации. В марксизме считается что корнем религии является реальное практическое бессилие человека, проявляющееся в его повседневной жизни, выражающееся в том что он не может самостоятельно обеспечить успеха своей деятельности. Известно выражение «религия — опиум народа». Согласно представлениям концепции «дорелигиозного периода», в истории человечества существовал период, когда не было никаких религиозных представлений. Впоследствии у людей возникли религиозные верования. Но идея «дорелигиозного периода» ещё не объясняет, как же возникли религиозные представления у людей. Со времён античности и до наших дней некоторые мыслители высказывали мнение о том, что вера человека в сверхъестественные силы возникла в результате страха перед природными стихиями, или в результате обмана одних людей другими, или обожествления реальных царей и героев древности. Но реального научного обоснования эти идеи не получили. Некоторые исследователи полностью отвергают концепцию «дорелигиозного периода» и утверждают, что современной этнографии не известен ни один народ, ни одно племя, не имеющее религиозной традиции, дорелигиозное. теория прамонотеизма, религия в человеческом обществе существовала изначально. Согласно данной теории, во всем многообразии существующих и существовавших религий можно обнаружить отголоски древнейшей, изначальной веры в Единого Бога-Творца, которая предшествовала всем известным религиям.

Важно обратить внимание на факторы, которые стимулируют диффузию духовности в масштабах планеты, в частности, доминирование предпринимательской экономики, развитие СМИ и коммуникационных технологий. Важно показать, каким образом огромные массы людей удается сориентировать на удовлетворение примитивных эгоистических потребностей, продиктовать им упрощенные представления о целях жизни и самой жизни, как часть обычных человеческих потребностей утрачивает естественный и приобретает искусственный, раздутый характер: человек становится ненасытным в поисках удовольствий, развлечений, бесконечно алчным потребителем вещей и услуг. Необходимо проследить, какие превращения происходят под воздействием этих факторов в отдельных областях духовной культуры, чем подменяются стремления к мудрости, нравственности, пониманию прекрасного в современном мире, как культура соотносится с бескультурием, каковы перспективы дальнейшего наступления бездуховности. Необходимо установить основания, позволяющие человеку «быть собой», оставаться самостоятельным, сохранять духовные приоритеты в условиях агрессивной бездуховности.

В ряду фундаментальных идей философии и культуры особое место занимает идея прогресса. Ее значение обусловлено тем обстоятельством, что ответ на вопрос о характере и направленности истории призван дать надежные основания жизнедеятельности личности и общества. Вопрос о прогрессе-жизненный вопрос о судьбе человека и всего человечества, а в еще более широком плане – и всего мирового бытия. При решении этой проблемы в истории философской мысли сложилось два крупных подхода: пессимистический и оптимистический. Представители первого подхода отрицают идею поступательного восходящего развития человечества, движение социума связано с постоянным ухудшением, деградацией, распадом. Представители оптимистического варианта оценки исторического процесса –в истории господствует прогресс, т.е. такой тип развития, который означает переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному состоянию. прогресса. Суммативный подход – прогресс как простая совокупность несводимых друг к другу изменений в различных сферах общества. Считается, что нет общей меры социального прогресса, поскольку в каждой сфере общественной жизни существует своя система ценностей. для экономического развития общества – это уровень производительности труда и уровень развития производительных сил; для политического развития общества – степень его демократизации и т.п. Субстанциональный подход- прогресс, как поступательное восходящее развитие общества в целом, имеющее внутреннюю логику и единый источник. При таком подходе становится возможным определение движущих сил социального прогресса и его критериев. Именно в рамках данного теоретического подхода можно конструктивно решать проблему прогресса. Чтобы точнее выразить сущность общественного прогресса, необходимо строго разделить понятия «изменение», «развитие» и «прогресс». Прогрессом является такой тип развития социальной системы, в ходе которого происходит переход от менее совершенных форм организации человеческой деятельности к более совершенным, усложнение и гармонизация социальных отношений, формирование условий для всестороннего развития человека. Обнаруживается, что представление о неограниченном линейном прогрессе является серьезным препятствием к рассмотрению социального мира во всей его сложности и противоречивости, мешает увидеть в нем многообразие форм, которые параллельно сосуществуют друг с другом, не отмирая и не выступая лишь этапами или ступеньками одни для других в каком-то цельном, едином и однонаправленном процессе, что огромное количество фактов и явлений никоим образом не вписывается в прогрессистские модели. В реальном общественном развитии сосуществуют, взаимообусловливая друг друга, такие типы развития как прогресс, регресс и антипрогресс. Под антипрогрессом мы будем понимать такое развитие, в ходе которого возникают принципиально новые формы общественного бытия и сознания, но имеющие явно деструктивный характер, приводящие к разрушению личности и социума. Под регрессом следует понимать попятное движение, возвращение к ранним этапам социальной эволюции, которые вовсе не обязательно были хуже современных. Подвергая критическому анализу прогрессистское сознание, слепую веру в прогресс, мы, тем не менее, должны иметь ввиду, что это сознание и эта вера отнюдь не случайны. В сущности, вера в прогресс базируется на фундаментальных характеристиках человеческого бытия с его извечным разрывом между реальностью и желаниями, действительностью и мечтой. Мы должны найти надежный критерий прогресса. Таким критерием, в первую очередь, должен быть гуманистический критерий, по отношению к которому все остальные измерения общественной жизни являются условиями и предпосылками. Если в процессе развития общества человек формируется как целостное телесно-душевно-духовное существо, если получает возможность в полной мере развить свой личностный потенциал, то мы можем утверждать, что общество прогрессирует. В качестве зримых, эмпирически фиксируемых сторон гуманистического измерения истории выступают такие показатели как средняя продолжительность жизни, минимизация детской и материнской смертности, преодоление голода, нищеты и отчаяния во многих регионах мира, возможность полного удовлетворения не только физических, но и духовных потребностей в обретении смысла жизни и деятельности, творчестве, созидании.

Аналитическая стратегия. Позитивизм (П) – общекульт идеологическая установка западного сознания, сложившаяся в процессе становления капиталистического общества, пришедшего на смену феодальному. П. выступал с яростной критикой религии и философского идеализма. Достижения позитивного (практически ориентированного) знания, прежде всего знания о природе, теперь расценивались как подлинная наука, призванная сменить теологию и метафизику. Этими идеями руководст-сь франц. энциклопедисты Дидро и Д’Аламбер. В истории фил-фии термином позитивизм обознач-ся особое философ-е течение, кот. оформилось в 1830-х гг. и сохранило влияние вплоть до нашего времени, пройдя при этом три исторических стадии – 1-классический, 2-эмпириокритицизма и 3-неопозитивизма. Основатель течения – О. Конт, он ввел и сам термин. С именем Конта связаны 2 гл. принципа науки 19в. 1) признание относительности всякого позитивного знания и 2) стремление к накоплению и обобщению посредством систематизации и классификации научных фактов. К разряду позитивных, он относил знание человека о себе, включая сознание. При этом отвергая самонаблюдение как источник такого знания. Поэтому базисной наукой объявил социологию. Согласно Конту, подлинное знание (позитивное) всегда относительно из-за неизбежной связи всякого знания с чувственными восприятиями. Новые открытия в науке (физике и психологии) вызвали кризис оснований классического позитивизма. Сл-вием было возникнов-е его обновленной формы –эмпириокритицизма. Принципиально противопоставляя науку фил-и, неопозитивизм (НП) считает, что ед-но возможным знанием явл только специальное научное знание. Он сводит задачи фил-ии к разработке методов анализа знания. В этой позиции проявляется с одной стороны больший радикализм неопозитивизма, по сравнению с классическим в отказе от традиционных способов филос-го мышления, с др. – опред-ная реакция на реальные запросы соврем-го теор. мышления. НП пытается осущ-ть анализ знания ч/з возм-ти выраж-я его в языке, превеликая методы соврем-й логики. Все это позв-ет говорить о НП как о своеобр-ой логико-лингвистической форме позит-ма. В 1950-х гг. обнаружилось, что классические проблемы, преодоление и снятие кот. обещал НП, воспроизв-лись в новой форме в ходе его собств-ой эволюции. Вместе с тем было бы неверно игнорировать истор значимость НП, кот стимулир-ал внимание к проблеме критериев рационального мышления, применения научных методов исслед-я в фил-ии. Постпозитивизм (ПП) – совокупность концепций в фил-ии и методологии науки, возникших как критическая реакция на программу эмпирического обоснования науки, выдвинутой НП. В значительной степени эта реакция была инициирована идеями Поппера. ПП пришел к плюрализму методологии, к идеи принципиальной ущербности, попыток втиснуть историю науки в какую-то единую методолог-ю схему. Подверглись ревизии предст-я о научной рацион-ти. Само понятие научного знания подверглось принципиальной дифференциации. Одной из осн-х тенденций ПП стало коллективиское понимание субъекта научного познания. Научные коммуникации, традиции, профес-ое обучение – все то, что спос-ет формир-ю стиля мышления. С эволюцией от НП к ПП связано изменение некоторых мировоззренческих установок философии науки -разочарование в безусловных ориентирах культуры (доминирующей роли науки и научного знания) и склонность к плюралистическому видению мира и места человека в нем.

Социально-критическая стратегия развития философской мысли. Неомарксизм (НМ) – совокупность обновленческих социально-фил-х и экон-их концепций 19-20 вв в русле идейной традиции восходящей к Маркса. Новая фаза НМ – западный марксизм-начинается с 1923 г., когда выходят в свет две книги: “история и классовое сознание” Лукача и “Марксизм и философия” Корша, выдвинувшие требование применить марксизм к самому марксизму. Такая трактовка марксизма удержалась в течение всего 20в. Т.о. в русле марксистской традиции стало складываться направление, отстаивавшее метамарксистскую концепцию марксизма. Метамарксизм поставил во главу угла диалектику. Очередным этапом эволюции НМ стало формирование Франкфуртской школы, сложившейся вокруг Франкфуртского института социальных исследований. ФШ выступила против экономического редукционизма марксистских теоретиков: задача исследователя состоит не в сведении надстроечных явлений к экономической структуре общества, а в выведении их из этой всеохватывающей структуры. Среди других новаций ФШ – сближение Марксовой антропологии и концепции идеологии с психоанализом и массовой психологией Фрейда. Представители ФШ создали замечательные работы по истории философии, социальной психологии, этике. Но истинной областью их философских изысканий стали философия искусства, эстетика и культурология. На рубеже 70—х-80-х гг. западный марксизм фактически прекратил свое существование. Последней стадией эволюции НМ стал международ. постмарксизм, получивший развитие в 80-90-е гг. в Европе. Для постма-ма неактуальным стал раздел м/д зап. и восточ. марксизмом. Постмарксизм разомкнул Марксово мышление как в напрв-и прошлого, так и будущего.

Экзистенциональная-феноменологическая стратегия. Экзистенциализм (Э) – одна из самых модных на западе сер 20-х в фил-х школ. Ее наиб крупные представители –Хайдеггер и Ясперс (герм), Марсель, Сартр, Камю (фр), Аббаньяно (Ит), Баррет (США). Этот метод эта фил-я в значительной мере заимствовала в феменологи нем фил-фа Гуссерля, исходные идеи взяты из сочинений датского религ-го мыслителя Кьер Кегора. В отличии от науч-го мышления, исход-го из теоретических принципов, экзистоц-ое мышление связано с внутренней духодной жизнью личности, с ее интимными переживаниями: именно такое мышление и может быть подлинно канкретным имеющим настоящий человеческий смысл. Согласно Э задача фил-ии—заним-ся не проблемами науки, а вопросами сугубо челов-го бытии. Человек помимо своей воли заброшен в этот мир, в свою судьбу и он живет в чуждом ему мире. Страх—важнейшее понятие фил-ии Э-ма. Существование есть сознание—говорит Ясперс—и я существую как сознание, анализировать существование—значит анализировать сознание. Чтобы осознать себя как нечто существ-ее человек должен оказаться в ситуации борьбы, вины или перед лицом смерти. Соврем-й Э в не зависимости от религиозной или атеистической ориентации отдельных его представителей не мыслим без психологии катастроф, ощущения кризиса. Выход из кризиса Э-ты ищут в индивидуальной жизни, в ограничении общения узким кругом духовной аристократии. Феноменология (Ф). Гуссерль—выдающейся нем-й мыслитель родоначальник этого направления. Ф означает учение о феноменах, как возникающих в сознании смыслов предметов и событий. По Гуссерлю Ф—строго научная фил-я о феноменах сознания как о чистых сущностях, образующих мир идеального бытия. В результате из рассмотрения искл-ся весь окружающий мир, все существующие взгляды, научные теории и сам вопрос о сущ-нии того, что явл-ся предметом иссед-я. Такая редукция явл-ся приемом идеализации. След-но Ф по своей сути явл-ся описательной наукой. Гуссерль определил объект, цели и метод фил-ии. Объект—научное знание и познание, цель—построить науку о науке т.е. наукоучение. Решающая проблема теории познания—проблема объективности познания. Если наука строит теории для систематического осуществления своих проблем, то философ спрашивает: что вообще делает возможным теорию и в чем ее сущность? В результате редукции остается последнее не разложимое единство сознания—интенциональность, т.е. направленность сознания на предмет. Гуссерль стремился решить вопрос о связи субъекта и объекта.

 

Динамика культуры проявляется в способности сложных социальных систем адаптироваться к меняющимся внешним и внутренним условиям своего существования. основные типы культурной динамики: культурогенез (порождение новых культурных форм, интеграция их в социальную практику, а также формирование новых культурных систем), трансляция культурных традиций (обеспечение преемственности социального опыта и стабильности конкретных типов социальных систем), диффузия культуры (заимствование и освоение образцов иных культур), трансформация форм культуры (обновление, деградация, распад), системная трансформация (глобальные преобразования самих культурных систем). Культура-динамичное образование. В исторической динамике культуры традиции и новации обеспечивают ее преемственное развитие, сохранность и пластичность культурных форм. При этом традиции и новации оказываются взаимно обусловленными ветвями единого ствола культурной жизни. Традиция — универсальная форма сохранения, закрепления и передачи социально значимого опыта, обуславливающая преемственное развитие общества. Традиция обеспечивает единство социально-исторического опыта народа, связывая его прошлое, настоящее и будущее в нерасторжимое целое. Для адаптации общества к новым требованиям времени нужны новации в культуре. Новация - новообразования в культуре, которые поначалу сложно принимаются в обществе. Новации обеспечивают динамизм культурной жизни, пластичность культурных форм, возникновение качественно новых элементов культуры. Методология взаимодействия культур, в частности диалога культур, была разработана в трудах М. Бахтина. Диалог, по Бахтину, – «это взаимопонимание участвующих в этом процессе, и в то же время сохранение своего мнения, своего в другом (слияние с ним) и сохранение дистанции (своего места)». Диалог – это всегда развитие, взаимодействие. Это всегда объединение, а не разложение. Подражание чужой культуре или полное неприятие её должны уступить место диалогу. Для обеих сторон диалог двух культур может быть плодотворным. Интерес – начало диалога. Диалог культур выступает как объективная необходимость и условие развития культур. В диалоге культур предполагается взаимопонимание, а во взаимопонимании предполагается единство, сходство, тождество. В развитии мирового социокультурного процесса важную роль играет диалог культур Запада и Востока, который приобрел в современных условиях всечеловеческую значимость. В этом диалоге Россия играет особую роль, являясь своеобразным мостом, связывающим Европу и Азию. В российской культуре продолжается процесс синтезирования восточных и западных культурных традиций. Двуединая природа российской культуры позволяет ей быть посредником между Востоком и Западом. Взаимодействие является одной из важных движущих сил процесса развития национальных культур. Взаимодействие ведет к умножению опыта не только своей национальной культуры, но и других культур, показывает на возможность бесконечного и неисчерпаемого познания и художественного воплощения действительности.

Рассмотрим два крупных теоретических подхода к пониманию сущности, источников развития и направленности мировой истории. Первый из них – это формационный (Маркс Энгельс). Основой общественной жизни или фундаментом общества является способ производства материальных благ для удовлетворения материальных потребностей людей. Он является первичным по отношению к общественному сознанию и обусловливает «социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Понятие общественно-экономической формации (ОЭФ) обозначает логически обобщенный тип организации социально-экономической жизни общества и складывающийся на основе выделения у различных конкретно-исторических обществ общих черт и признаков, прежде всего, в способе производства.

Оппонентом формационного является цивилизационный подход к пониманию мировой истории. Его основные принципы: 1)из множества социокультурных явлений можно выделить цивилизации как крупные системы, реально функционирующие и имеющие свои собственные закономерности, не сводящиеся к тем, что присущи государствам, нациям или социальным группам;2)цивилизация имеет свою социальную и духовную структуру, в которой находятся в определенном соотношении ценностно-смысловые и институциональные компоненты; 3)каждая цивилизация существует отдельно и имеет самобытный характер. 4)цивилизациям присуща своя динамика, охватывающая длительные исторические периоды, 5)взаимодействие между цивилизациями основано на принципе самоопределения, хотя оно может ускорить или замедлить, облегчить или затруднить развитие, обогатить или обеднить «принимающую» сторону. В ходе взаимодействия каждая цивилизация выборочно воспринимает подходящие для нее элементы, не разрушающие ее самобытности.

По сути это нелинейный цивилизационной пути развития общества, вылившийся в концепцию многообразия цивилизаций (Данилевский «Россия и Европа», Шпенглер «Закат Европы»). Единство всемирно-исторического процесса Шпенглер предлагает заменить историей как возникновением, расцветом и гибелью многочисленных неповторимых культур. Каждой культуре отведён определённый лимит времени от зарождения до упадка – примерно тысяча лет, после чего, исчерпывая свои внутренние творческие возможности, мертвеет и переходит в фазу цивилизации, для которой характерно господство техники, политики, иррелигиозность и массовость культуры. По Тойнби движущей силой развития цивилизаций была диалектика вызова — ответа. Удачный ответ рождает «локальную цивилизацию». Пока элита, управляющая развитием циви­лизации, способна давать удов­летворительные ответы цивили­зация укреплялась и процветала. Как только элита оказывается бес­сильной перед очередным вызовом, цивилизация исчезает бесследно; сопротивляясь упадку, она порождает «универ­сальное государство» и «универсальную цер­ковь». Первое исчезало с гибелью цивилиза­ции, тогда как вторая становилась своеобраз­ной «куколкой»-наследницей, способствую­щей появлению новой цивилизации. Все сказанное не умаляет глубокого тео­ретического содержания ни одной из концепций. Неверно было бы категорически противопоставлять нелинейный цивилизационный путь развития человече­ства (греки, Вико, Гётте, Данилевский, Шпенглер, Тойнби, Сорокин) линейному формационному (христианство, Гердер, Гегель, Маркс), ибо оба эти подхода ко всемирной истории не столько отрицают, сколько дополняют друг друга.

 

 

Общество – саморазвивающ. Система. Факторы социальной динамики: внешние – природные условия, окружающая социальная среда, экон. Пол связи, глобализация. Внутренние – демографический, эконом. Фактор?

Социальная дифференциация, возникновение различных групп, слоев, каст, сословий, классов, неизбежно вела к неравномерному удовлетворению потребностей людей. Это обстоятельство, оборачивалось острым общественным противоречием между потребностями людей и реальным потреблением, с одной стороны, и между потребностями и потреблением разных социальных общностей – с другой стороны. Данное противоречие находило свое выражение в социальной напряженности между различными общественными группами и классами, проявляющейся в конфликтах между богатыми и бедными, в чувствах зависти со стороны обделенных общественными благами слоев и высокомерием со стороны групп и классов, монополизировавших в своих руках общественное богатство. Это выливалось в всякого рода реформы, в различные типы революций изменяющие характер общественных отношений и приводящие к тем или иным сдвигам в развитии общества.

Конфликт – временное состояние, которое может и д\б преодолено рациональными средствами. Необходимый элемент социальной жизни, дает выход социальной направленности. Революция – коренные качественны изменения, преобразования во всех сферах обществ. Жизни.


 

В XIX–XXвв. в обществознании появились различные научно-исследовательские программы, т. е. направления, опирающиеся на те или иные фундаментальные идеи и методологические принципы. Натуралистическая программа (натурализм) в обществознании - это воззрения и концепции, предполагающие, что общество является частью природы, что оно подчиняется естественным причинам и закономерностям, а потому его нужно изучать с помощью методов и средств, применяемых в естественных науках. К натуралистическим относятся теории, которые объясняют развитие и структуру общества такими природными факторами, как климатические условия, географическая среда, биологические и расовые особенности людей и т. д. В социологии XIX – начала XX вв. натурализм был представлен концепциями социального органицизма (Г. Спенсер, А. Э. Шеффле и др.) и социального дарвинизма (Л. Гумплович, У. Г. Самнер и др.). Социальный дарвинизм, продолжил и усилил тенденцию, присутствующую в теориях Н. Макиавелли, Т. Гоббса. Сторонники этих направлений объясняли функционирование и развитие общества по аналогии с биологическим организмом или биологической эволюцией. Культурно-историческая школа - направление в искусствознании, которое основал в середине XIX века Ипполит Тэн (1828–1893), французский философ, историк и социолог искусства. Он использовал гегелевское понятие «дух времени» для объяснения социокультурных явлений. По Тэну, особенности произведений искусства обусловливают три фактора: раса, среда и момент. То есть художественные произведения выражают дух народа: 1) обладающего своеобразным темпераментом, 2) живущего в определенных природных условиях 3) в определенные исторические моменты его существования. Главный метод исследования – историзм. И. Тэн проводил аналогию между дарвиновским естественным отбором и развитием искусства: в определенных общественных условиях одни явления искусства умирают, другие выживают и множатся. Социопсихологическая программа (психологическое направление в социологии) – множество социологических концепций, опирающихся на данные психологии. Это направление образовалось в конце XIX – начале XX вв. на фоне общей тенденции к психологическому обоснованию научных дисциплин (логики, теории познания, истории, экономики, права, эстетики и т. п.). В становлении и развитии социопсихологической программы видную роль сыграли Лебон, Тард, Петражицкий и др. Социологизм – философско-социологическая концепция, возникшая в конце XIX века, утверждающая приоритет социальной реальности и социологических методов в объяснении существования человека и его среды. Методологический аспект социологизма заключается в признании, что социология — самостоятельная наука со своими методами, независимая от других наук, в том числе от биологии и психологии, а также — в «социологическом экспансионизме», т.е. в стремлении растворить другие науки в социологии. Материалистическое понимание истории (исторический материализм) – марксистская теория общества и методология его познания. Важнейший принцип этой теории: материальная жизнь общества первична по отношению к общественному сознанию. Способ материального производства рассматривается как основа общественной жизни, определяющая, в конечном счете, характер общества и направление исторического процесса. Общество на определенном этапе его развития – это общественно-экономическая формация, «социальный организм», специфика которого обусловлена, прежде всего, производственными отношениями, составляющими базис формации. Необходимость перехода от одной общественно-экономической формации к другой определяется законом соответствия производственных отношений производительным силам. Движущей силой развития антагонистического общества является классовая борьба.В современной социальной философии перемешаны и сосуществуют методологические установки различных теоретических подходов. Поэтому в сложившейся ситуации новационный методологический поиск необходимо направить не просто на освоение всего спектра современных социально-философских теорий, не просто на плюралистический перебор общественных моделей и концепций, а на выработку реального, рационально обоснованного мировоззренческого и методологического синтеза, базирующегося на поиске общих принципов соотношения, соизмеримости и взаимодополнительности различных методологических и общетеоретических подходов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 550; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.