Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И ее предмет




Возникновение формальной логики

 

Возникновение логики обычно связывают с развитием античной, древнегреческой философии, а ее история развития – более двух тысячелетий.

В философии Демокрита (ок. 460–370 гг. до н.э.) рассматривается широкий круг логических вопросов – от теории понятий до обоснования гипотез и индуктивных рассуждений. Сократ (ок. 469–399 гг. до н.э.) и его ученик Платон (ок. 427–347 гг. до н.э.) высказывали мысли о значении индукции и дедукции, таких формах мышления, как понятие и суждение.

Однако основные логические положения были сформулированы Аристотелем (ок. 383–322 гг. до н.э.), которого называют «отцом логики». Основным сочинением Аристотеля, где впервые дается теория силлогизма как особой формы умозаключения, в котором раскрываются сущность доказательства и основных логических законов, общепризнано считать «Аналитику». Различие между научным и ненаучным знанием, вопросы, связанные с рассмотрением приемов определения и деления понятий, со структурой и логическими средствами публичного выступления изложены в следующих его работах: «Топика», «Категории», «Об истолковании», «О софистических опровержениях», «Метафизика».

Последующее развитие логики как части философии осуществлялось представителями школы стоиков – Зеноном (ок. 336–264 гг. до н.э.), Хрисиппом (ок. 281–208 гг. до н.э.), Сенекой (ок. 4–65 гг. н.э.), которые кроме традиционных вопросов о понятиях и суждениях специально занимались умозаключениями.

В Средние века, когда научные и образовательные школы переместились в религиозные центры, философия приобретает форму теологии, а логика, в основном аристотелевская, превращается в средство обоснования религиозных догматов.

В Новое время, когда на смену средневековому застою пришел период быстрого развития в экономике, в политике, в социальных отношениях, а философы стали все более осознавать настоятельную потребность в иной философской науке логики. Идея создания новой логики воплотилась в сочинениях Ф. Бэкона (1561–1626), в частности, в «Новом органоне», где обосновываются иные методы мышления в противовес «Органону» Аристотеля. Именно здесь Бэкон сформулировал еще одну необходимую логическую составляющую научного познания. Силу своей логики английский философ усматривал в индукции, в индуктивных методах.

Индуктивная логика, основой которой являлись методы выявления причинной связи явлений, окончательно сложилась как самостоятельный раздел логики, наряду с аристотелевской дедуктивной логикой, и получила свое дальнейшее развитие в работах Д. Милля (1806–1873). Собственно, с учением Бэкона завершается первый этап развития логики, своеобразным итогом которого стала публикация первого учебника по логике – «Логика как искусство мыслить» (1662).

Итак, на смену традиционной аристотелевской логике, языком которой был естественный язык, пришла относительно новая для того времени теория познания, где индукция выступала ее особенной частью и новым логическим методом.

Другой важной чертой развития новой логики стало появление «собственного» логического языка: и в дедуктивных, и в индуктивных рассуждениях стали применяться методы логических исчислений и математические методы. У истоков этого направления стоял Г. Лейбниц (1646–1716), который представил весь «логический язык» как математическое исчисление.

Бурное развитие логики имело место в конце XIX-го и, особенно, в XX-м веке. Например, Д. Буль (1815–1864) излагает теорию умозаключений как результат решения логических равенств, как вид специфической алгебры.

Весомый вклад в развитие логики внесли Г. Фреге (1848–1925), Д. Гильберт (1862–1943), К. Гедель (1906–1978), Б. Рассел (1872–1970), а также русский логик П.С. Порецкий (1846–1902).

Процесс мышления в современной формальной логике изучается через его выражение в формализованном (искусственном) языке, или языке логических исчислений. При этом синтаксические правила, характеризующие формальное (в символах) строение высказываний и языка в целом, и правила семантические, регулирующие отношения между языком и понятием, между исчислением и содержательной областью, используются без возможных в естественном языке исключений и многозначности.

Логика все больше отходит от содержательности мышления и становится подлинно формальной и символической логикой.

Развитие современной логики характеризуется развитием не только классической логики, но и неклассических логических систем: многозначной, модальной, временной, причинной (изменения) логик, логики оценок, логики норм, и т.п.

Отношения классической и неклассической логики определяются такими характеристиками, как предмет и их функции, используемый язык, традиционность логического содержания, основания логического анализа и т.п. Каждая логическая система и современная логика в целом призваны выполнять свою задачу – приблизить логическую науку, науку о правильном мышлении, к реалиям современного мышления, расширить его возможности в достижении истины и иных, актуальных для научной практики особенностей познания окружающего мира.

Но можно ли сказать, что современная логика своим «аппаратом», стоящим на страже правильности, истинности мышления, позволяет исчерпывающе решать задачи научного и практического познания? Возьмем один из известных в истории логики примеров – антиномию, называемую «затруднением крокодила (или сфинкса)». Будем считать этот пример первой логической задачей, которую следует решить нашим слушателям, применяя законы логики или средства своей интуиции.

В чем состоит «затруднение крокодила», его логическое лукавство? «Значит, сказала ли ты правду или нет, – отвечает крокодил, – я не должен возвращать тебе ребенка. Если ты сказала правду, то я не должен, по твоим словам, возвращать его, иначе ты сказала бы ложь. Если же ты говоришь неправду, то тем более я не возвращу тебе дитя, поскольку ты не выполнила условия, не угадала, что я с ним сделаю».

Что же составляет предмет формальной логики? От своего возникновения до современного этапа логика занимается изучением абстрактного мышления. Реальность существования мышления как процесса отражения познаваемых явлений в сознании человека является объектом логического исследования. Но логика изучает мышление под «своим углом зрения». Собственный аспект в изучении мышления, в отличие от других наук, логика видит в ответе на вопросы: в каких формах протекает мышление, какие законы следует соблюдать, чтобы полученное знание было истинным, чтобы мышление в целом было убедительным и доказательным.

Если эти многочисленные вопросы объединить в один, то его можно сформулировать так: какое качество, свойство мышления, какие его методы и пути приводят людей к истине? Ответ на этот вопрос и будет составлять предмет формальной логики – правильность мышления. Правильность мышления выступает предметом всякого логического исследования, который может конкретизироваться в тех или иных его частях или направлениях. Предмет любой науки выражается в ее определении. То же самое относится и к логике.

Логика – это наука о формах и законах правильного мышления. Все основные положения, которые входят в определение логики, мы рассмотрим чуть позже. Здесь выскажем некоторые замечания о правильности и связанной с ней характеристикой мышления – истинности. Несмотря на то, что правильный путь познания всегда ведет к истине, и это следует считать логической закономерностью, но в некоторых рассуждениях можно встретить и исключения. Более того, истинность и правильность связаны в мышлении, но вместе с тем являются различными его чертами, сторонами. Рассмотрим пример умозаключения: «Всякое тайное хищение имущества является кражей, а гражданин N. совершил кражу». Из этих истинных суждений может следовать следующее истинное заключение: «Гражданин N. совершил тайное хищение имущества». И хотя это суждение истинное, но с логической точки зрения оно сделано неправильно, поскольку нарушены правила данного вида умозаключения. Несколько трансформируем приведенное умозаключение: «Всякое тайное хищение имущества является кражей, а гражданин N. совершил тайное хищение чужого имущества». Из этого следует заключение, что «Гражданин N. совершил кражу». Но оказалось, что мысль «Гражданин N. совершил тайное хищение имущества» не является истинной. Несмотря на то, что все рассуждение построено правильно, заключение о совершении кражи гражданином N. нельзя считать истинным, потому что высказывание «Гражданин N. совершил тайное хищение имущества» при практической проверке оказалось ложным. И ложность этой мысли не является предметом изучения логики – этим занимаются специально уполномоченные на то юристы. Выводные же мысли являются «полномочиями» логической науки: именно она определяет правильность или ошибочность их построения.

Всякая мысль имеет содержание (те или иные признаки изучаемых предметов, явлений, процессов, событий и т.д.) и форму (каким способом построена мысль, или проще, как связаны элементы, части содержания в единое целое – логическую форму).

Характеристика истинности мышления определяется адекватностью, то есть соответствием содержания мысли и содержания познаваемого объекта.

Характеристика правильности мышления также определяется соответствием, но соответствием в ином плане, а именно: мысль должна быть построена, ее содержание должно быть сформировано в соответствии с требованиями законов логики. То рассуждение правильно, в котором соблюдены все правила логики. Система правил и законов, обеспечивающих правильность мышления, и является предметом формальной логики.

Логика изучает, таким образом, понятия, суждения, умозаключения как формы отражения постоянных, устойчивых связей материального мира. Логика отвечает на вопросы: какой должен быть способ связи частей наших мыслей, в чем состоит формальная правильность рассуждений, чтобы мысль в целом была истинной, точно отражала действительность. Если рассуждение соответствует логическому закону, закономерной, необходимой логической связи, то оно логически правильно. В этом случае говорят о формальной правильности рассуждения.

Логика, собственно, концентрирует внимание на анализе правильности мышления, т.е. такого перехода от одних мыслей к другим, в котором сохраняется необходимая логическая их связь. Но из этого не следует категорического утверждения, что предмет логики не связан с характеристикой истинности наших мыслей. Логика, логический метод, при соблюдении их правил, гарантирует истинность выводных высказываний.

Особенно принципиально вопрос об истинности как характеристике наших мыслей, о совпадении их содержания с содержанием познаваемых объектов ставился еще Г. Гегелем (1770–1831), а за ним – и в марксистской философии.

Речь шла о так называемой диалектике и диалектической логике. Мы говорим, что логика есть наука о мышлении, постигающем истину. Но ведь и мышление развивается вместе с развитием человека и его деятельности. «Диалектическое мышление – именно потому, что оно имеет своей предпосылкой исследование природы самих понятий – возможно только для человека, – писал Ф. Энгельс в «Диалектике природы», – да и для последнего лишь на сравнительно высокой ступени развития (буддисты и греки) и достигает своего полного развития только значительно позже, в новейшей философии».

В мышлении следует различать: (1) объективное, необходимое действие в мышлении законов диалектики – это диалектика мышления, (2) понимание в самом процессе познания диалектической природы вещей – это уже диалектическое мышление. В связи с этим можно различать стихийный процесс мышления, исторически возникший задолго до того, как оформилась диалектика как наука, и мышление, постигающее диалектику вещей, воспроизводя в своих понятиях эту диалектику.

Но различие в аспектах развития мышления, истинность и правильность не обусловливает целиком сферы действия формальной логики и диалектической, связь этих характеристик предопределяет и связь данных направлений, систем логик. Каково же соотношение формальной и диалектической логики?

В исследовании мыслей в соответствии двух сторон мышления можно акцентировать внимание на их содержании или на форме. Связь между мыслями можно изучать по содержанию, устанавливать, например, как связаны понятия «грабеж», «преступление», «деяние» в умозаключении: «Преступление – это деяние, грабеж – преступление, следовательно, грабеж – это деяние».

Диалектическая логика изучает природу логических форм, но не только происхождение форм, но и связь форм мысли с реальными отношениями и явлениями, взаимопереход форм мышления, их выведение друг из друга. Диалектическая логика, в отличие от формальной, не просто связывает, не только ставит рядом друг с другом различные формы мышления – понятия, суждения и умозаключения – она, наоборот, выводит эти формы одну из другой, устанавливает между ними отношение субординации, а не столько координации.

Но связи между понятиями (в указанном примере) можно изучать только «формально»: если одна форма мысли (грабеж) необходимо связана с другой (преступление), а эта другая – с третьей (деяние), то как будет связана первая с третьей, и будет ли вообще связана. Это проблема формальной логики, которая подчеркивает свое значение в исследовании правильности мышления. Тогда как диалектическая логика занимается происхождением, взаимообусловленностью и моментами противоречивости. В данном примере – понятиями «деяние», «преступление», «кража».

Диалектика представляет собой философскую основу миропонимания и метод познания, который основывается на общих законах развития общества, природы и мышления. Диалектическая логика включается в совокупный опыт осмысления действия этих законов.

Формальная логика не является содержательной основой миропонимания, а выступает одним из необходимых методов познания, который имеет силу научности в соединении, во взаимодействии с конкретно-содержательной диалектической логикой. Формальная логика позволяет получить новое знание в ограниченной области – в области чисто логических операций, с помощью ее методов мы получаем новое достоверное знание тогда, когда имеются истинные посылки, находящиеся в логически необходимой связи.

Особенностью формально-логического метода является то, что он дает возможность не обращаться непосредственно к объективной действительности, а из мыслей, истинных по содержанию и правильных по форме, получать новое, достоверное знание. Вместе с тем, истинность, достоверность, объективность знаний – это область и диалектической логики познания.

В процессе познания на ступени абстрактного мышления имеет место постоянное соединение двух моментов – формальной строгости мысли и диалектической ее изменчивости и возникновения. Это два неразрывных момента. Формальная логика обеспечивает определенность, ясность, последовательность, обоснованность форм мышления, а диалектическая – возникновение их содержания из подвижных и противоречивых форм чувственного, интуитивного, а также осознанного, рационального применения законов диалектики к анализу процесса мышления. Формально-логический метод во взаимосвязи с методом диалектическим образуют единый логический путь, способ получения нового знания.

 

Решаем задачи

Задание 2.

Проанализируйте высказывание Д. Локка, укажите, что легло в основу сравнения логики с анатомией.


 

Решаем задачи

Задание 3.

 

Основные формы мышления,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1102; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.