Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В развитии мышления человека




Задачи и возможности логики

 

Значение логики для любого человека, особенно специалистов умственного труда (преподавателей, юристов, врачей и т.п.), если говорить кратко, состоит в следующем. Например, в математике ценится математическая культура, у юриста – юридическая, а в человеке вообще (как разумном существе) ценится культура разума, мыслительная культура. Данное качество мыслительной деятельности необходимо развивать выпускникам образовательных учреждений системыМВД, чему будет способствовать серьезное изучение формальной логики.

Но не следует думать, что высокая профессиональная подготовка и, в целом, идейная убежденность, а также культура мышления придут к ним «сами собой», автоматически, так сказать по факту обучения в течение нескольких лет. Необходимых результатов в этом направлении можно достигнуть, если систематически тренировать свое мышление, осваивая всю совокупность знаний, выработанных человечеством, общеправовые и специальные науки.

Итак, определяющей функцией формальной логики является культурологическая: «на возделанном логическом поле» мышления созревают, говоря образно, его плоды – определенность, последовательность, непротиворечивость, обоснованность. Разумеется, эти черты мышления производны от точного соблюдения как логических законов, так и всей совокупности рекомендаций и специальных навыков правовых знаний, получаемых в процессе учебы, что, в свою очередь, обуславливает современный уровень профессиональной подготовки и общей культуры будущих юристов.

Следует отметить, что сама культурологическая функция логики синтезирует познавательный, методологический и практический аспекты ее содержания. Кратко охарактеризуем каждую из данных ролевых особенностей логики.

Познавательное значение логики, как и всякой другой учебной дисциплины, заключается в приращении знаний, в данном случае речь идет о познании такого объекта, как мыслительная деятельность человека, духовное освоение им и самого себя, и окружающего его мира.

Методологическая функция логики определена тем обстоятельством, что ни один познавательный процесс как целостный процесс достижения истины невозможен без использования логического метода. Когда мы «оперируем» в познании не объективной реальностью предметов, а их идеальными копиями (понятиями, суждениями и т.п.), то осуществляем переходы от известных знаний к ранее неизвестным единственным способом – логическим.

Прикладная роль логики выражается в известных высказываниях, что всякая наука является прикладной логикой, т.е. все содержание той или иной учебной дисциплины (основные понятия, формулировки предмета и его законов развития) выступает конкретизацией (частным случаем) общечеловеческой логики. И нет ничего практичней, чем хорошая, проверенная практикой теория.

То, что логика – хорошая теория, кажется ни у кого не вызывает сомнений. Об этом говорит тот факт, что она возникла в лоне философии, возникла из настоятельной потребности сделать убедительными высказываемые мысли, установить правила и законы, по которым осуществляются переходы от одних мыслей к другим на пути достижения истины. Связь логики с практической деятельностью людей можно проследить в любом ее акте: прежде чем что-то сделать, человек продумывает реальную последовательность своих действий и их последствий. При этом он как бы стихийно, неосознанно выполняет требования логики в подобных мыслительных проектах. Но когда речь идет о специалистах с высшим образованием, да еще работающим в такой важной сфере общества, как правоохранительная сфера, где их ошибки всегда будут иметь негативные или даже роковые последствия, сознательное использование логической теории позволит их избежать.

Для культуры юридического мышления логика имеет решающее значение. У юристов нет другого «инструмента», кроме мышления и знания его логических законов.

Каждый из них считал свои рассуждения безупречными, и только знание логики позволяет увидеть допущенные ошибки.

Этот пример показателен еще и тем, что, когда речь идет о материальных интересах, то попираются законы не только моральные, но и логические. Это говорит о том, что логика и выполнение ее требований помогает решать социальные, в том числе и правовые коллизии.

Изучение действий и требований логических законов, таким образом, позволяет решать ряд конкретных правовых, познавательных и практических ситуаций, поскольку логический метод является составной частью общеправовой и специальной методологии. Ведь, по сути, всякая правовая дисциплина имеет собственное логическое содержание (юридические понятия, правовые суждения и т.д.), где соблюдаются логические законы, выступая, тем самым, в качестве прикладной юридической логики.

Юристу надо иметь в виду, что правонарушители для того, чтобы «обелить» себя, дают ложные и противоречивые сведения, излагают такую последовательность событий, которая не соответствует реальной последовательности. И юристу в подобных ситуациях следует использовать свое знание логики в интересах дела.

Трудно переоценить, например, роль логики в такой юридически значимой деятельности, как квалификация преступлений. Квалификация преступлений в своей сущности оценочно-познавательная деятельность, в которой логический аппарат применяется в полном объеме.

Например, расследование выявило следующую «картину» преступления. Преступник вошел в магазин в поселке N., выбрав момент, когда поблизости никого не было. Угрожая пистолетом продавцу, забрал дневную выручку, некоторые вещи и продукты. Сбил с ног входившего гражданина и скрылся. На следующий день он был опознан и арестован. Налицо следующие признаки: нападение с целью похищения имущества, с угрозой и, в дальнейшем, применением насилия, опасным для жизни и здоровья продавца и гражданина N. Юрист сравнивает эту совокупность признаков деяния с необходимыми признаками соответствующих статей Уголовного кодекса, тем самым квалифицируя совершенное деяние.

Для этого он формализует содержание понятия «разбой», которое имеет вид: разбой (А) – нападение (В), с целью завладения государственным (С), общественным (Д) или личным имуществом граждан (Е), соединенное с насилием (Ж), опасным для жизни (З) и здоровья потерпевшего (И), или угрозой применения насилия (К).

Затем, сравнивая признаки совершенного деяния с данной формулой, следователь замечает, что они совпадают, тождественны. Формула понятия «разбой», составленная на основе соответствующих действующих уголовно-правовых норм, поможет лучше осознать логику процесса квалификации подобного преступления, логически «схватить» возможную вариативность преступлений, подпадающих под понятие разбоя.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 548; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.