Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Распределение земель сельскохозяйственного назначения




Распределение земель в Республике Алтай по формам собственности и принадлежности Российской Федерации, Республике Алтай и муниципальным образованиям

Прочие земли

Лесные площади и лесные насаждения, не входящие в лесной фонд

Земли под дорогами

 

Площадь земель под дорогами на 1 января 2013 года составляет 23.1 тыс. га. В эти угодья включены земли, отведенные под полосы отвода автомобильных дорог, занятые улицами, проспектами, проездами, площадями в населенных пунктах, внутрихозяйственными дорогами сельскохозяйственных предприятий. По сравнению с прошлым годом площадь под дорогами не изменилась.

На землях сельскохозяйственного назначения эти земли представлены полевыми дорогами, не имеющих твердого дорожного покрытия. Сведения о покрытии дорог в Управлении Росреестра по Республике Алтай отсутствуют.

 

 

Общая площадь земель под лесами и древесно-кустарниковой растительностью на 1 января 2013 года составила 4547.6 тыс. га, из них: земли под лесами составляют 4357.6 тыс. га (95.8%), земли под древесно-кустарниковой растительностью составляют 190 тыс. га (4.2%). За отчетный период площадь лесных земель не изменилась.

Наибольшая площадь этих видов угодий наблюдается на землях лесного фонда 2613.6 тыс. га (57.5%), на землях сельскохозяйственного назначения площадь этих видов угодий составила 1010.9 тыс. га (22.2%), землях запаса – 464.8 тыс. га (10.2%) и землях особо охраняемых территорий – 446.8 тыс. га (9.8%).

 

 

На 1 января 2013 года общая площадь прочих земель составила 2757.3 тыс. га или 29.7% от всего земельного фонда республики. В состав прочих земель включены земли занятые свалками, песками, оврагами и другие земли, не представляющие ценности в хозяйственном отношении. Площадь, занятая песками составляет 4.2 тыс. га, оврагами – 1.8 тыс. га.

Наличие прочих земель по категориям земель обусловлено сложившимся зонированием территории республики. Наибольшая часть прочих земель находится в землях запаса 1013.3 тыс. га (36.7%). На землях лесного фонда находится 867.6 тыс. га прочих земель (31.5%), землях особо охраняемых природных территорий – 446.2 тыс. га (16.2%) и землях сельскохозяйственного назначения – 426.4 тыс. га (15.5%).

На землях остальных категорий земель доля прочих угодий незначительна и составляет менее 0.1% от общей площади этого вида угодий. Основная часть прочих земель находится на территории Кош-Агачского района – 1048.6 тыс. га и Улаганского района 713.8 тыс. га, что в сумме составляет 1762.4 тыс. га или 63.9% от общей площади этого вида угодий земельного фонда республики.

Общая площадь прочих земель по сравнению с прошлым годом не изменилась. Общая площадь прочих земель в результате хозяйственной деятельности практически не меняется, так как потребность в таких землях у хозяйствующих субъектов отсутствует.

 

 

В соответствии с действующим законодательством, по данным государственной статистической земельной отчетности на 1 января 2013 года в республике сложилось три формы собственности: частная, государственная и муниципальная. К частной форме собственности относятся земельные участки, предоставленные гражданам и юридическим лицам в индивидуальную и общую собственность. Земельные участки, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

Разграничением государственных земель на федеральную собственность, собственность Республики Алтай и муниципальную собственность в Республике Алтай занимается Министерство имущественных отношений Республики Алтай, Территориальное Управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Республике Алтай и муниципальные образования. Сведения о разграничении государственной собственности на землю получены из сведений, содержащихся в ЕГРП республики Алтай, ГКН кадастровых районов республики, сведений предоставленных Территориальным Управлением Росимущества по Республике Алтай, Министерством имущественных отношений Республики Алтай и муниципальными образованиями.

Общая площадь земель находящихся в собственности Российской Федерации по состоянию на 01.01.2013 года составила 4042.3 тыс. га.

Площадь земель, находящихся в федеральной собственности в границах населенных пунктов по сравнению с прошлым годом не изменилась и составляет 2.3 тыс. га.

Площадь земель промышленности, энергетики, транспорта … по сравнению с прошлым годом не изменилась и составляет 1.2 тыс. га.

Площадь земель особо охраняемых территорий и объектов, находящихся в собственности Российской Федерации по сравнению с прошлым годом не изменилась и составляет 247.9 тыс. га.

Площадь земель лесного фонда, находящихся в собственности Российской Федерации за отчетный период не изменилась и составляет 3722.8 тыс. га.

Общая площадь земель находящихся в собственности Республики Алтай по состоянию на 01.01.2013 года составила 16.0 тыс. га.

Площадь земель сельскохозяйственного назначения по сравнению с прошлым годом не изменилась и составила 15.3 тыс. га.

Общая площадь земель находящихся в собственности муниципальных образований по состоянию на 01.01.2013 года уменьшилась на 50.3 тыс. га и составила 64.5 тыс. га.

Площадь земель сельскохозяйственного назначения по сравнению с прошлым годом уменьшилась на 50.6 тыс. га и составила 13.7 тыс. га.

По состоянию на 01.01.2013 года в собственности граждан находилось 625.7 тыс. га (6.7%), в собственности юридических лиц 140.4 тыс. га (1.5%) и в государственной собственности 8524.2 тыс. га (91.8%).

В частной собственности находятся земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов, земли промышленности, транспорта… и земли особо охраняемых территорий и объектов.

Из общей площади земель сельскохозяйственного назначения 2619.7 тыс. га, в частной собственности находится 757.4 тыс. га или 28.9%.

Из общей площади земель населённых пунктов 45.6 тыс. га, в частной собственности находится 7.9 тыс. га или 17.3%. За счёт оформления своих прав гражданами, в том числе в рамках «дачной амнистии», площадь земель населённых пунктов находящихся в собственности граждан увеличилась на 0.3 тыс. га.

Приватизация земель на территории Республики Алтай проводилась в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Алтай. Приватизации подлежали сельскохозяйственные угодья сельскохозяйственных предприятий и земельные участки, предоставленные гражданам для ведения личных подсобных хозяйств (приусадебные земли) и садоводства. Земельные участки, предоставленные юридическим лицам и гражданам для иных целей, на территории республики, по законодательству республики приватизации не подлежали. Поэтому в частную собственность передавались только вышеупомянутые земельные участки.

Массовая приватизация земельных участков была проведена в начале 90-х годов при реорганизации колхозов и совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий. Основным недостатком при приватизации земель сельскохозяйственных предприятий явилась неподготовленность органов власти всех уровней для проведения этой кампании и самих граждан. По этой причине документы по приватизации земель оформлены с нарушением действующего на тот момент законодательства.

Процедура реорганизации сельскохозяйственных предприятий, в большинстве случаев, тоже была нарушена. В учредительных документах вновь образованных сельскохозяйственных предприятий, как правило, отсутствовали нормы регламентирующие права учредителей и созданных ими юридических лиц в отношении земельных участков, из которых формировались землепользования хозяйствующих субъектов.

Значительные изменения в структуре частной собственности, связанные с уточнением правового статуса земель, объясняется сложившейся ситуацией с правами на землю у сельскохозяйственных предприятий и граждан. На сегодняшний день предприятия и граждане имеют несколько видов действующих документов, подтверждающих право собственности на землю. Начиная с 90-х годов, земли при реорганизации сельскохозяйственных предприятий передавались в коллективную форму собственности. Впоследствии, в соответствии с Указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, земли реорганизованных сельскохозяйственных предприятий передавались в собственность граждан с выдачей свидетельств о праве собственности на земельные доли.

В Республике Алтай такие свидетельства о праве собственности на земельные доли выданы не были, что привело к невозможности распоряжения земельными долями их собственниками, невозможности формирования землепользований юридических лиц и граждан, которые имели желание сформировать земельные участки в счет земельных долей и распорядиться ими без утраты права собственности на них. В такой ситуации оказались все собственники земельных долей.

Как следствие этого реальностью стало фактическое использование земель без признания права на них со стороны государства. С принятием Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июня 2002 года № 101-ФЗ этот вопрос нашел разрешение.

Не в полной мере, при приватизации земель сельскохозяйственных предприятий, был учтен тот фактор, что в результате приватизации земель коренным образом изменились землепользования сельскохозяйственных предприятий, которые стали состоять из нескольких десятков и сотен чересполосных участков. Чересполосные участки включали в себя как сельскохозяйственные угодья, переданные в собственность граждан, так и несельскохозяйственные угодья, которые не были приватизированы и использовались для сельскохозяйственных нужд. В частности к ним относятся земельные участки, занятые лесами, древесно-кустарниковой растительностью, прочими землями, внутрихозяйственными дорогами и др. Эти участки представляют собой не мелкие участки, вкрапленные в массивы сельскохозяйственных угодий, а в большинстве случаев наоборот, мелкие контура сельскохозяйственных угодий вкраплены в лесные массивы.

Определенную сложность в формирование землепользований сельскохозяйственных предприятий и граждан вносит и горный рельеф местности с обилием водных объектов – рек и ручьев, участков лесных земель, прочих земель и земель лесного фонда. В таких условиях весьма проблематично консолидировать и устроить землепользования, как юридических лиц, так и граждан, использующих земельные участки как на одном праве, так и на различных правах. К тому же при формировании землепользований необходимо обеспечить доступ к своим земельным участкам всем хозяйствующим субъектам.

Как правило, доступ к земельным участкам граждан должен осуществляться через землепользования сельскохозяйственных предприятий, а нередко и граждан, занимающихся ведением крестьянских хозяйств. В условиях отгонного животноводства и сезонной пастьбы скота этот вопрос особенно актуален.

Поэтому, взяв за основу федеральное законодательство, не дававшее возможности субъектам федерации ввести свои ограничения при приватизации земель сельскохозяйственных предприятий, ввиду объективных особенностей, в республике возникли трудноразрешимые проблемы по вопросам формирования и организации территорий субъектов хозяйственной деятельности в области сельскохозяйственного производства. Как следствием этого, неизбежен вывод части сельскохозяйственных угодий из сельскохозяйственного производства, увеличение количества землепользований, состоящих из нескольких десятков и сотен чересполосных участков, возникновение земельных споров.

Необходимо отметить, что приватизация земель, как для индивидуального пользования, так и для ведения коллективного сельскохозяйственного производства в последние годы практически прекратилась. По нашему мнению это связано, прежде всего, с тем, что государство в лице всех уровней власти, не создало условий, при которых занятие сельскохозяйственным производством было бы выгодно, позволяло рационально и эффективно использовать землю. Сама по себе передача земель из государственной собственности в частную собственность не может быть гарантом рационального и эффективного использования земель, внедрения ресурсосберегающих технологий.

 

 

По данным земельной отчетности на 1 января 2013 года большая часть земель сельскохозяйственного назначения находилась в государственной собственности 1862.3 тыс. га или 71.1% земель этой категории. В частной собственности находилось 757.4 тыс. га или 28.9%. Из общей площади земель, находящейся в частной собственности в собственности граждан находится 617.8 тыс. га или 81.6% и в собственности юридических лиц 139.6 тыс. га или 18.4%. Распределение земель сельскохозяйственного назначения по формам собственности показано в таблице 1.17.

 

Таблица 1.17

 

Распределение земель, используемых гражданами
и юридическими лицами для производства сельскохозяйственной
продукции, включая земли, предоставленных гражданам
для ведения личного подсобного хозяйства и
индивидуального жилищного строительства
в границах населенных пунктов

(тыс. га)

№ п/п Наименование хозяйствующих субъектов Общая площадь в том числе: находящиеся в  
Собственности граждан, включая земельные доли в собственности юр. лица в государственной собственности  
 
  Хозяйственные товарищества и общества 436.5 52.1 34.8 349.6  
  Производственные кооперативы 1122.2 403.7 92.4 626.1  
  Государственные имуниципальные предприятия 142.5 - 11.6 130.9  
  Научно-исследовательские и учебные заведения 1.7 - - 1.7  
  Прочие предприятия 1.7 0.4 - 1.3  
  Итого земель: 1704.6 456.2 138.8 1109.6  
№ п/п Наименование хозяйствующих субъектов Общая площадь в том числе: находящиеся в  
Собственности граждан, включая земельные доли в собственности юр. лица в государственной собственности  
 
  Крестьянские хозяйства 141.0 29.9 0.7 110.4  
  Индивидуальные предприниматели не образовавшие крестьянские хозяйства 0.4 - - 0.4  
  Личные подсобные хозяйство 82.0 77.7 - 4.3  
  Садоводство 0.7 0.5 0.1 0.1  
  Огородничество 0.3 - - 0.3  
  Дачники 0.1 - - 0.1  
  Индивидуальное жилищное строительство 2.0 0.9 - 1.1  
  Сенокошение и пастьба скота 57.0 0.3 - 56.7  
  Граждане собственники земельных участков 3.9 3.9 - -  
  Собственники земельных долей 41.2 41.2 - -  
  Итого земель: 328.6 154.4 0.8 173.4  
  Всего: 2033.2 610.6 139.6 1283.0  

 

Из общей площади земель, используемых для производства сельскохозяйственной продукции, предприятиям и организациям предоставлено 1704.6 тыс. га или 83.8% и гражданам для производства сельскохозяйственной продукции 328.6 тыс. га или 16.2%. Из общей площади земель, находящихся в собственности граждан, используют сельскохозяйственные предприятия 456.2тыс. га или 74.7%, граждане используют 154.4 тыс. га или 25.3%.

Из общей площади земель, находящихся в собственности юридических лиц 139.6 тыс. га, используются юридическими лицами 138.8 тыс. га или 99.4% и 0.8 тыс. га или 0.6% используют крестьянские хозяйства, созданные с образованием юридического лица и ещё не прошедшие перерегистрацию (0.7 тыс. га), а также садоводческие товарищества и объединения (0.1 тыс. га).

Земли, находящиеся в государственной собственности используют юридические лица на площади 1109.6 тыс. га или 86.5%, граждане используют 173.4 тыс. га или 13.5%.

Основными пользователями земель сельскохозяйственного назначения всех форм собственности из состава юридических лиц являются сельскохозяйственные кооперативы 55.2%, из земель предоставленных гражданам – граждане, ведущие крестьянские хозяйства – 6.9%.

Необходимо отметить, что земли, учитываемые в собственности граждан и юридических лиц, которые были сформированы в процессе приватизации земель при реорганизации сельскохозяйственных предприятий, должным образом не оформлены, по причине отсутствия у граждан Свидетельств на право собственности на земельные доли. В учет приняты площади определенные по спискам учредителей сельскохозяйственных организаций.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1020; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.