Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модели организации педагогического процесса в детском саду




Организация самостоятельной художественной деятельности детей в семье и в дошкольном учреждении

Тенденция современного дошкольного образования – это переход от ценностей обучения к ценностям развития. Его развивающий вектор сориентирован на то, чтобы создавать каждому ребенку условия, в которых личность могла бы максимально реализовать себя. А ведь именно в изобразительном творчестве складываются наиболее благоприятные предпосылки для самовыражения ребенка. Здесь он пробует свои первые силы и совершенствует свои способности. Педагоги должны быть готовы к тому, чтобы помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать Личностью. В творческой деятельности задача не столько в обучении детей изобразительным техникам, сколько в обеспечении основ развития каждого ребенка в компетентную личность, способную адекватно мыслить, чувствовать и действовать в культурном обществе.

Самостоятельная художественная деятельность возникает по инициативе детей для удовлетворения их индивидуальных потребностей: сделать подарок маме, смастерить игрушку для игры и др. Задача педагога – не нарушая замысла ребенка, помочь ему, если возникнет такая необходимость. Воспитатель развивает самостоятельность детей, используя подсказку, привлечения внимания к предмету, объекту, вопросы, предложения, оценку результатов и уровня самостоятельности, выдумки, фантазии.

Самостоятельная деятельность может носить индивидуальный характер, а иногда дети объединяются по два, три человека и, обсудив свой замысел, вместе готовят концерт, рисуют декорации, изготовляют атрибуты для игры, организовывают театрализованную игру, иногда около одного-двух рисующих находятся дети (двое-трое), которые по своему желанию меняют для них воду, составляют оттенки цветов. Причем это не нарушало общего цветового колорита рисунка. Дети были не только наблюдателями творческого процесса, но и его соучастниками. Они всматривались в рисунок, советовали, каким цветом лучше закрашивать ту или иную его часть. Свободное владение изобразительными материалами помогает детям все внимание направить на содержание рисунка. Они с интересом составляют палитры красок.

Признаками самостоятельной деятельности являются внимание ребенка к средствам выразительности в музыке, движениях, рисунке, речи и умение переносить усвоенное в собственную новую деятельность, применять для решения новых задач.

Воспитатель планирует ознакомление с произведениями искусства перед занятиями рисованием, в часы самостоятельной художественной деятельности, проводит с детьми беседы и на занятиях.

Ребенка необходимо познакомить с самыми разнообразными изобразительными технологиями. Не всем дано владеть кистью или карандашом, кому-то трудно выразить себя в линии, кто-то не понимает и не принимает разнообразие цветовой гаммы. Пусть каждый выберет технологию, близкую ему по духу, не заставляющую испытывать страдания при сравнении своих работ с работами более способных детей. Не нравится ни одна из предложенных педагогом технологий? Придумай свою, поиграй с красками, карандашом, любыми подручными предметами – никто тебя не осудит!

Литература: Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007. – 144 с.

 

22. Современные специализированные программы социального, социально – эмоционального, социально – личностного развития ребенка в дошкольном детстве

Программа «Я, ты, мы» (Р.Б. Стеркина, О. Князева): Представляет учебно - методический комплекс по социально- эмоциональному развитию детей дошкольного возраста. Программа имеет наглядные пособия- альбомы для самостоятельной деятельности детей.

Цель: формировать свободную, активную, творческую личность, обладающую чувством собственного достоинства и с уважением относящуюся к другим. Содержание программы включает три раздела: Уверенность в себе. Чувства, желания, взгляды. Социальные навыки. Технология строится на основах личностно- эмоционального развития детей дошкольного возраста.

Программа «Я - человек». Автор С.А. Козлова:

Цель: становление творческой, познавательной, самодостаточной личности. В основе содержания тем лежит антропологический подход. Знания о Человеке помогают ребенку- дошкольнику включаться в процесс самовоспитания и самореализации.

Включает 4 раздела:

1. Что я знаю о себе.

2. Кто такие взрослые люди.

3. Человек- творец.

4. Земля - наш общий дом.

Технология реализации содержания программы предполагает опору на специфические виды деятельности детей (игра, продуктивная, познавательная деятельность).

Программа «Родник» (автор Беряева Л.Б., Гаврилушкина О.П. и т. д.):

Цель: развитие целостной и гармоничной личности ребенка.

В основе программы лежат идеи антропологической педагогики, признание важности социокультурного развития детей на основе пробуждения детского сознания, формирования образа «Я».

Содержание программы предполагает развитие эмоциональной отзывчивости в общении с природой, познание культурного наследия, «открытие сверстников».

Технология реализации программы предполагает развитие свободы самовыражения, посредством организации творческого процесса создания рисунков, пантомимических зарисовок, речевого творчества.

Социальное развитие осуществляется двумя путями: в ходе стихийного взаимодействия человека с социальной действительностью и окружающим миром и в процессе целенаправленного приобщения человека к социальной культуре.

Второй путь социального развития осуществляется посредством целенаправленного образования, содержанием которого являются различные аспекты социальной культуры.

Реализация задач социального развития детей дошкольного возраста наиболее эффективна при наличии целостной педагогической системы, построенной в соответствии с основными подходами общенаучного уровня методологии педагогики.

Социально-личностное развитие детей – это развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей. Важнейшей основой полноценного социально-личностного развития ребенка является его положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят.

 

Литература: Бабунова Т.М. Социально- личностное развитие и воспитание дошкольников: Учеб. Пособие. – М.: МаГУ, 2005.

 

23. Организация целостного педагогического процесса в детском саду: сущность, целостный характер, движущие силы

Ядром целостности педагогического процесса являются ведущие направления воспитания. К ним относятся прежде всего гражданское, духовно-целостное и нравственное воспитание, которые объединяют вокруг себя все другие конкретные виды воспитательной деятельности в единый поток взаимодействия и воздействия на детскую личность.

В результате полноценного использования педагогического потенциала отдельных конкретных педагогических подсистем, их взаимосвязи и взаимодействия между собой постепенно образуется целостный педагогический процесс. Все специфические виды направления воспитания раскрывают свои всеобщие воспитательные возможности. Взаимодействуя между собой, дополняя и обогащая друг друга, они позволяют воспитательному процессу достигнуть высокого уровня полноты и целостности, охватывая все стороны жизни детей.

Движущей силой развития и совершенствования целостного педагогического процесса являются противоречия. Основное противоречие возникает между многообразием жизненных взаимодействий ребенка и невозможностью абсолютного охвата всей детской жизни педагогическим влиянием. Постоянные изменения в общественной жизни, возникновение новых ситуаций, отношений, требований к детям делают не возможным создание раз и навсегда данной и неизменной педагогической системы, абсолютно совершенной педагогической целостности.

Другое противоречие постоянно обнаруживается и воспроизводится между уровнем развития ребенка, состоянием его знаний. Умений. Навыков и возрастающими требованиями к жизни.

Преодоление противоречий учебно-воспитательного процесса, обеспечение его высокой эффективности достигаются за счет полноценного функционирования основных содержательных элементов, образующих его целостность. К таким слагаемым целостности педагогического процесса Лихачев относит:

- детский трудовой воспитательный коллектив, разнообразные общественные организации как ведущие содержательные системы общественных отношений, основные формы целостности, факторы и условия воспитания;

- обучение как стержневой содержательный элемент целостности;

- общественно полезный, производительный труд как важнейшая основа целостности воспитания;

- внеучебная (внеклассная, внешкольная, по месту жительства) творческая деятельность как органический элемент целостности;

- воспитание в семье во взаимодействии со школой и общественностью как условие объединения главных сил в целостном педагогическом процессе.

 

Литература: Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н. Шиянов. — М.: Школа-Пресс, 1997. — 512 с.

 

Модель организации образовательного процесса в детском саду по образовательным областям:

- Физическая культура

Цель: формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие.

- Здоровье

Цель: охрана здоровья детей и формирование основы культуры здоровья.

- Безопасность

Цель: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира).

- Социализация

Цель:освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений.

- Труд

Цель: формирование положительного отношения к труду

- Познание

Цель: развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальное развитие детей

- Коммуникация

Цель: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми

- Чтение художественной литературы

Цель: формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг.

- Художественное творчество

Цель: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении

- Музыка

Цель: развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку.

 

Модель организации образовательного процесса в детском саду по направлениям развития

- Физическое развитие и оздоровление

- Социально – личностное развитие

- Познавательно – речевое развитие

- Художественно – эстетическое развитие

 

Литература: Комплексная программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой, 2005 год (Новая программа: Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой,.-Москва: Мозаика – Синтез, 2010)

Парциальной программой «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (Р.Б. Стеркина, О.Л. Князева, Н.Н. Авдеева)

 

25. Группа как открытая система: условия для возникновения «детского сообщества»

Группа детского сада - целостное образование, представляет из себя единую функциональную систему со своей структурой ми динамикой. Присутствует сложная система межличностных иерархизированных связей ее членов в соответствии с их деловыми и личностными качествами, ценностными ореинтациями группы, определяющими, какие качества наиболее высоко в ней ценятся.

Группа детского сада, с одной стороны, явление социально-педагогическое, развивающееся под воздействием воспитателей, которые ставят перед этой группой социально-значимые задачи. С другой стороны, благодаря существующим внутригрупповым процессам в ней имеются зачатки саморегуляции. Являясь своеобразной малой группой, группа детского сада представляет собой генетически наиболее раннюю ступень социальной организации, где у ребенка развивается общение и разнообразные виды деятельности, формируются первые отношения со сверстниками, столь важные для становления его личности.

Главное преимущество детского сада для самого ребенка — наличие детского сообщества, благодаря которому формируется социальный опыт ребенка. Только в условиях детского сообщества ребенок познает себя в сравнении с другими, приобретает способы общения и взаимодействия с ровесниками.

Применительно к детской группы Т.А. Репина выделяют следующие структурные единицы:

- поведенческая, к ней относят: общение, взаимодействие в совместной деятельности и поведение члена группы, адресованное другому.

- эмоциональная (межличностные отношения). К ней относят деловые отношения (в ходе совместной деятельности), оценочные (взаимное оценивание детей) и собственно личностные отношения. Т.А. Репина предполагает, что у дошкольников проявляется феномен взаимосвязи и взаимопроникновения разного вида отношений.

- когнитивная (гностическая). К ней относятся восприятие и понимание детьми друг друга (социальная перцепция), результатом которых являются взаимные оценки и самооценки (Хотя здесь присутствует и эмоциональная окраска, которая выражается в виде пристрастности образа сверстника у дошкольника через ценностные ориентации группы и специфику личности воспринимающего).

Автор замечает, что межличностные отношения непременно проявляются в общении, в деятельности и в социальной перцепции.

 

Литература:

1. Репина Т.А. Психологическая характеристика группы детского сада. Автореферат дис. на соиск. учен степ. доктора пед. наук. - М.,1989.

2. Отношение между сверстниками в группе детского сада: опыт социально-психологического исследования / Под ред. Т.А.Репиной. - М., 1978.

 

26. Построение «развивающей среды» в группе детского сада: цели, задачи, условия, принципы построения

В самом широком контексте развивающая образовательная среда представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности.

В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых».

Цель создания развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении — обеспечить жизненно важные потребности формирующейся личности: витальные, социальные, духовные. Это обеспечивается за счет решения следующих задач:

– создать необходимые предпосылки для развития внутренней активности ребенка;

– предоставить каждому ребенку возможность самоутвердиться в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, в максимальной степени раскрывающих его индивидуальные качества и способности;

– ввести стиль взаимоотношений, обеспечивающих любовь и уважение к личности каждого ребенка;

– активно искать пути, способы и средства максимально полного раскрытия личности каждого ребенка, проявления и развития его индивидуальности;

– ориентироваться на активные методы воздействия на личность.

Условия предметно-пространственной среды

1) Комфортность и безопасность обстановки чаще всего достигается через сходство интерьера групповой комнаты с домашней обстановкой. Это снимает стрессообразующее воздействие на ребенка общественного образовательного учреждения, создает чувство уверенности и безопасности.

2) Обеспечение богатства сенсорных впечатлений.Предметы обстановки групповых помещений необходимо подбирать таким образом, чтобы они отражали многообразие цвета, форм, материалов, гармонию окружающего мира. Для этого, как правило, много места отводится естественному природному и различному бросовому материалу.

3) Обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности и структуризация этой деятельности через насыщение пространства специальным образом подобранными материалами.

4) Обеспечение возможности для исследования и научения.

Непременными условиями построения развивающей среды в дошкольных учреждениях любого типа являются реализация идей развивающего обучения и опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между воспитателем и ребенком.

Можно выделить принципы построения развивающей среды в группе дошкольного образовательного учреждения, которые основываются на современных подходах к образованию дошкольников.

Развивающее обучение направлено, прежде всего, на развитие личности обучаемого и осуществляется через решение учебных задач, основанных на преобразовании информации, что позволяет обучаемому проявлять максимальную самостоятельность и активность.

Источник целостного развития ребенка — его познавательно-творческая деятельность, которая направлена на освоение исторически складывающихся форм человеческой культуры, созидательного опыта людей.

Культурные средства, которые активно присваивает ребенок, дают ему возможность самостоятельно анализировать любую новую ситуацию, быть свободным в выборе собственных действий, самостоятельно организовывать свою деятельность.

Развивающее обучение предполагает перспективу саморазвития ребенка и расширения его сознания на основе познавательно-творческой деятельности. Такое обучение невозможно без рефлексии, без познания самого себя, своих возможностей. Осуществление идей развивающего обучения возможно только на основе личностно-ориентированной модели взаимодействия между воспитателем и ребенком.

Ее основные черты таковы. Взрослый в общении с детьми придерживается правила: «не рядом, не «над», а вместе!». Его цель — содействовать становлению ребенка как личности. Способы общения — понимание, признание и принятие личности ребенка, основанные на способности взрослых встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения и не игнорировать его чувства и эмоции.

Литература: Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / под ред. С. А. Смирнова. — М., 1999.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 3337; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.