Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогические условия организации игровой деятельности дошкольников




Воспитание, развитие и обучение детей наиболее успешно осуществляется в игровой деятельности, т. к. игра – наиболее доступный, свойственный детству вид деятельности, соответствующий природе детей. Игра в Концепции дошкольного воспитания (1989 г.) названа «академией детской жизни». Игра – это сама жизнь. В 1995 г. в Москве на международной научно-практической конференции по проблемам детской игры она характеризовалась как своеобразный способ отражения детьми окружающего мира, своеобразная социально-детерминированная деятельность, обладающая высоким развивающим эффектом в дошкольные годы. Наибольшие результаты в развитии, воспитании даёт самостоятельная игра детей, игра по их инициативе, свободная, самодеятельная игра. «Игра» не является в полном смысле слова научным термином. Хотя игру как сложный вид деятельности детей изучали и изучают представители многих наук, начиная с XIX века. Об огромном значении игры в жизни дошкольников свидетельствует тот факт, что созданы и действуют международные организации: ICCP – Международный совет по игре ребёнка, IPA – Международная ассоциация защиты права ребёнка на игру. «Игра» дословно означает «развлечение». Это сложный, многогранный вид деятельности, т. к. многое в игре происходит во внутреннем плане.

В ФГТ в образовательной области «Социализация» ставятся следующие цели и задачи, связанные с игрой:

освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:

развитие игровой деятельности;

приобщение к элементарным нормам и правилам взаимоотношений со взрослым и сверстником.

В связи с проблемой игры в дошкольной педагогике используется множество терминов. Наиболее распространёнными являются: структура игры, сюжет, роль, формирование игры, управление игрой, руководство игрой, технология игры, игровое творчество, педагогическая поддержка игры, культура игры, игровая позиция.

Структура игры (Д. Б. Эльконин) – это структурные компоненты, элементы игры, а именно: сюжет, роль, игровые действия, игровые и реальные взаимоотношения, игровые правила.

Сюжет игры – цепь взаимосвязанных событий, которые передаются в игре. Роль, по мнению Д. Б. Эльконина, основной элемент в творческих играх.

Формирование игры (Н. Я. Михайленко) – планомерный процесс педагогического воздействия, направленный на передачу детям способов игровой деятельности.

Управление игрой (Н. Я. Михайленко) – создание условий для игры, косвенные методы воздействия на игру.

Руководство игрой – непосредственное участие педагога в игре вместе с детьми.

Педагогическая технология игры – последовательное использование на практике заранее спроектированного образовательного процесса с использованием разных видов игр.

Педагогическая поддержка игры – комплекс методов и приёмов, направленных на обогащение содержания игр, взаимоотношений, развитие творчества, создание условий для игр.

Игровое творчество – самостоятельность, инициатива детей в выборе партнёров по игре, игрушек для игры, распределении ролей, выборе, построении сюжета.

Культура игры – это содержательный, психологический, нравственный, эстетический её аспект.

Игровая позиция (Н. Н. Поддъяков) – наличие у детей игрового, юмористического отношения к жизни.

Теоретические, научные основы игры включают методологические, психологические, биологические, социальные и педагогические основы.

Философия рассматривает игру как естественный вид человеческой деятельности, связанный с выражением эмоций; игра способствует развитию личности. В игре ребёнок переживает положительные эмоции. Главная из них – радость. Радость приносит свобода, когда ребёнок сам выбирает сюжет, игрушки, партнёров. В филогенезе, в развитии человеческого общества, вначале возник труд. Игра – «дитя» труда; это и «зародыш» искусства. В онтогенезе вначале появляется в жизни человека игра, потом труд.

Таковы основные философские положения, лежащие в основе теории игры.

Психологические основы составляют данные исследований отечественных учёных – психологов А. Леонтьева, Д. Эльконина, Л. Выготского, Н. Поддъякова.

Основные положения их сводятся к следующему.

– Игра – ведущий вид деятельности дошкольников, т. к. в ней происходит интенсивное развитие личности, появляются новые психические образования; внутри игровой деятельности зарождаются другие виды деятельности.

– Игра – интрогенная деятельность, т. е. поведение ребёнка в игре обусловливается не только и не столько внешними, но внутренними факторами (мотивами, потребностью в общении). Потребности, желания, склонности зависят от творческих возможностей личности. Творчество зависит от уровня развития памяти, мышления, воображения.

– В игре интенсивно идёт социализация ребёнка. Дети овладевают ориентировкой в окружающем мире, в мире человеческих отношений, в мире деятельности людей.

– Игра – средство саморазвития ребёнка, самообновления, самоусовершенствования, самовоспитания, саморегуляции, средство переработки впечатлений.

– Игра имеет психотерапевтический эффект, т. к. в ней существует 2 плана эмоций. Например, ребёнок плачет, как больной; радуется, как играющий; когда с помощью игры изживаются отдельные отрицательные черты агрессивности.

Биологические основы игры составляют положения о том, что:

– игра – удел молодого организма;

– ребёнок играет благодаря подражанию взрослым, другим детям и впечатлительности нервной системы;

– в игре ребёнок получает удовольствие.

Социальные основы игры включают моменты:

– игра – отражение окружающей действительности, социальной среды, народности;

– общество проектирует содержание игры детей посредством создания игрушек, их производства;

– общество готовит педагогов, которые профессионально руководят игровой деятельностью детей.

Педагогические основы игры базируются на признании единства социальных и биологических основ игровой деятельности.

Существует несколько теорий игры. Среди них:

– Теория З. Фрейда, по которой игра ребёнка рассматривается как форма преодоления барьеров, тайных желаний. Игра выполняет функцию свободного существования в мире взрослых. Педагогическое значение игры в том, что в ней происходит выход энергии ребёнка.

– Теория К. Грооса утверждает, что основное назначение игры – развитие человека с чисто биологических позиций. Игра ребёнка – это упражнение.

– Теория С. Холла включает положение о том, что игра – это смешанная деятельность; игра удовлетворяет стремление детей к свободе, автономии.

– Теория Д. Эльконина констатирует, что игра – особая форма отражения окружающей действительности, средство социализации; игра развивает ребёнка, помогает ориентироваться в мире человеческих отношений, человеческой деятельности.

– Согласно теории Н. Поддъякова, игра определяет качество жизнедеятельности ребёнка, выполняет функции развития и саморазвития, в ней позитивно проявляются феномены детской психики.

В педагогике существовало несколько классификаций игр детей. Рассмотрим некоторые из них.

Классификация К. Д. Ушинского. Классик предлагает выделять игры с правилами, неродные игры, игры для воспитания.

В настоящее время в дошкольной педагогике используется несколько классификаций игр.

I. Игры с открытыми правилами (дидактические, подвижные, игры – забавы). Эти игры придуманы для детей взрослыми.

Игры со скрытыми правилами (творческие игры). Авторами этих игр являются дети.

II. Н. Михайленко, И. Короткова предлагают классификацию игр с учётом деятельности детей: игры, которые используются на занятиях; игры, организованные совместно с взрослыми и детьми; игры по инициативе детей.

III. С. Л. Новосёлова предложила в 90-е годы XX века следующую классификацию игр дошкольников в зависимости от инициатора игры:

1 класс – игры по инициативе детей (театрализованные, сюжетно-ролевые);

2 класс – игры по инициативе взрослых (обучающие игры, игры – забавы);

3 класс – народные игры (досуговые, тренинговые, обрядовые, архаичные).

Авдулова Т., анализируя современное состояние игры дошкольников, выделяет разновидности игр: игра – роль, игра – отношение, игра – действие, - отмечает «игровую дистрофию» современных дошкольников, что игра утрачивает своё традиционное значение, возможно, по объективным причинам.

Значительной группой игр являются дидактические игры. Их называют обучающими, играми на интеллектуальную компетентность. Условно их делят на: дидактические игры с игрушками (предметами), с картинками, словесные (настольно-печатные). Различают дидактические игры, связанные с развитием речи, с формированием элементарных математических представлений, музыкально-дидактические игры, дидактические игры по ознакомлению с природой; игры экологического содержания.

Дидактические игры с учётом обучающих заданий:

– настольно-печатные (головоломки, игры – задания);

– словесные (загадки, логические задачи);

– словесно-подвижные (упражнения, соревнования);

– конструктивные (объёмные и плоскостные);

– игры на занятиях;

– игры со специальными дидактическими материалами (карты, схемы, компьютерные программы);

– игры для самостоятельно деятельности детей.

Группа подвижных игр также разнообразна: сюжетные, бессюжетные, игры – аттракционы, элементы спортивных игр (хоккей, волейбол, бадминтон, шашки, шахматы).

Музыкальные игры: хороводы, игры – забавы, бессюжетные музыкальные игры.

Каждый из видов игр обладает своей спецификой, воспитательным и развивающим воздействием. Необходимо, чтобы в образовательном процессе детского сада использовались все виды игр.

 


С ПРАВИЛАМИ
ТВОРЧЕСКИЕ

                                   
                 

 


           
     


· Игры-драматизации · Флонелеграф · Театр Петрушки · Пальчиковый театр · Настольный театр · Теневой театр · Театр кукол · Би-ба-бо · Театр марионеток ·Театр тростевых кукол    
Элементы спортивной игры и упражнений

           
   
   
 
 
 

 

 


                                   
 
Игры-забавы
               

 


Интеллектуальные игры

Народные игры


                   
       
         
· Шашки · Шахматы · Игры - головоломки · Игры - лабиринты  
 

 


Игры для педагогической коррекции (например: для развития эмпатии, отношений в поведении)

 

 

Рис 1. Схема классификации игр дошкольников


Для игры очень важна игровая среда. Необходимо учитывать общие принципы построения развивающей среды, разработанные под руководством В. Петровского (эмоциогенность, учёт пола, открытость и др.). Игрушки должны нести информацию, быть эмоционально привлекательными, побуждать ребёнка к творчеству, активности, самостоятельности. Необходимы игрушки с учётом возраста. Например, в раннем младшем дошкольном возрасте обязательны дидактические игрушки (башенки, вкладыши); образные; игрушки – каталки, развивающие движения; игрушки – забавы. В старшем дошкольном возрасте нужны атрибуты к сюжетно-ролевым играм, для театрализованных игр, различные конструкторы, развивающие игры, многофункциональные игрушки – модули (средообразующие предметы). Предметы – заместители подбираются детьми и взрослыми, чтобы использовать в игре (катушки, лоскутки, коробочки, бросовый материал).

Для средней группы для игры используется открытое пространство, вся площадь групповой комнаты, где игрушки хранятся в доступных для детей местах. В старшей группе игрушки хранятся в тематических шкафах, ящиках.

Если позволяют условия дошкольного учреждения, рекомендуется создавать стационарные и временные игровые центры для разных видов игр в отдельных, специально отведённых помещениях (игровых центрах). Учёт пола осуществляется путём создания игрового «мира» мальчиков и девочек. Так, Н. Ф. Тарловская (программа «Радуга») предлагает в старших группах для девочек иметь атрибуты для игры в принцесс, замки; для мальчиков – в рыцарей, мушкетёров, пиратов, индейцев. Для воспитания мужественности у мальчиков Л. В. Градусова рекомендует использовать атрибуты к играм героической тематики по мотивам русских народных сказок (голова Чуда – Юда, мечи и т. д.). Дети старших групп могут сами создавать атрибуты к играм.

В современной дошкольной педагогике имеется достаточно технологий различных видов игр. Остановимся на некоторых из них, в частности, технологии сюжетно-ролевых игр.

Сюжетно-ролевая игра появляется в жизни детей на 3-м году жизни. Это игры в «Магазин», в «Дом», в «Больницу» и др. Основы технологии были заложены Д. В. Менджерицкой, которая считала, что творчество в сюжетно-ролевых играх – это способность, которая развивается в игре; необходимо так руководить игрой, чтобы развивалось детское творчество. Для этого целесообразно использовать следующие приёмы: приёмы, направленные на обогащение детских впечатлений; в ходе игр применять внесение атрибутов, введение второстепенных ролей; напоминание и др.

Группа учёных – педагогов (С. Л. Новосёлова, Н. Ф. Комарова, Е. Зворыгина) предложила для младших дошкольников комплексный метод руководства игрой, который включает следующие компоненты:

– обогащение впечатлений об окружающем;

– обучающие дидактические игры;

– своевременное изменение игровой среды;

– проблемное (активизирующее) общение в процессе игры.

Н. Ф. Тарловская, автор раздела в программе «Радуга», посвящённого игре, предлагает на 3-м году жизни усложнять тактику педагога, постепенно научая детей ставить игровые цели самостоятельно. По мнению автора, целеполагание является стержнем игры. Для этого вначале используются игры, облегчающие адаптацию детей: «Приходите ко мне в гости, я вас буду угощать», «Шли – шли и что-то нашли». Затем организуются игры типа «Накорми меня», «Я тебя накормлю», «Накорми зайку». Следующая серия игр обучает детей умению принимать роль: «Лиса с лисятами», «Кошка с котятами», игра в «Самолёты» и др.

Во II младшей группе основной приём, по мнению Н. Ф. Тарловской, – приём параллельной игры, когда педагог берёт на себя по согласованию с играющим ребёнком ту же роль, что и ребёнок, и в этой роли непринуждённо руководит игрой, подсказывает, предлагает новые «повороты» сюжета игры. Предлагается учить детей ролевым диалогам, педагог даёт образцы таких диалогов с минимумом игровых действий.

Внесение ролевой атрибутики также является действенным приёмом. В старших группах Н. Ф. Тарловская предлагает использовать создание тематических альбомов, где будут собраны иллюстрации, отражающие работу медиков (для игры в «Больницу»), продавцов (для игры в «Магазин») и т. д. Можно использовать рассказ о том, как педагог играла в эту игру в детстве, исполнение педагогом роли диспетчера, волшебницы.

Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова в основу своей технологии положили взаимодействие педагога с детьми в игре через основные и дополнительные роли. Алгоритм взаимодействия учитывает возраст детей. Авторы рекомендуют строить технологию по этапам:

– этап подготовки к игре;

– этап усвоения ролевого поведения;

– этап взаимодействия всех участников игры.

Педагог может руководить игрой со стороны или играть вместе с детьми.

В старших группах авторы предлагают использовать приём сюжетосложения, т. е. подвести детей в игре к складыванию различных сюжетов:

1) расшатывание воспитателем знакомых сюжетов;

2) сложение сюжетов (реального и сказочного);

3) игра – фантазирование (придумывание старых сказок на новый лад и игра по этим сюжетам).

В качестве основных педагогических условий в руководстве игрой выделяются следующие:

– стимулирование самостоятельной игровой деятельности детей;

– применение тактики избирательного взаимодействия педагога с детьми в игре, т. е. адекватное игровое поведение педагога;

– учёт возможностей ребёнка и педагога в игре.

Педагог может принимать ребёнка в игру, помогать выбрать роль, способы игры, развернуть игровое взаимодействие, вовлекать ребёнка в процесс обмена мнениями, интересоваться желаниями ребёнка, может выйти из игры сам или как участник игры, или с другими участниками, чтобы начать новую игру в другой обстановке. Педагог помогает создавать игровую обстановку, стимулирует поиск сюжетов, действий (разговор по телефону, радуется действиям детей, выдумке, отвечает на вопросы, откликается на просьбы, поощряет игру, использует сюрпризные моменты).

Психолог Е. Кравцова утверждает, что для развития творчества и воображения нужно использовать участие в игре детей по созданию ситуаций, мешающих развитию сюжета, предлагать каждый раз по-новому играть в одну и ту же игру. Это заставляет детей искать выходы из ситуаций. Например, парикмахер один раз делает причёску моднице, в другой раз стрижёт капризного ребёнка или пожилого человека и т. д. Соответственно игровые действия, игровые диалоги будут иные. Можно использовать в игре вместо кукол кубики со схематическим изображением различных эмоций, мимики человека.

Зарубежные авторы предлагают для игры кукол, отображающих всех членов семьи, представителей нескольких поколений (бабушка, дедушка, папа, мама, сын, дочка).

В исследовании Т. Палагиной и в нашем исследовании (В. Турченко, Т. Доронова) в игре младших детей успешно использовались следующие приёмы: игры с продолжением (лечат «ребёнка» в «больнице», а затем предлагают долечить его дома, давая подробные инструкции); ставить ребёнка в позицию взрослого (ребёнок подсказывает, учит взрослого играть); игровые тренинги (воображаемая ситуация – «Пойди, погуляй, пожалуйста, с моей собачкой»). При этом никаких атрибутов, игрушек не используется. Наша технология предполагает руководство по результатам наблюдений, позволяет идти в игре за ребёнком, предоставлять ему самостоятельность.

Т. М. Бабунова в пособии «Педагогические условия организации игровой деятельности в дошкольных учреждениях» (Златоуст, 1993) обобщила приёмы руководства сюжетно-ролевыми играми по возрастам.

Таким образом, существует множество авторских технологий. Задача современного педагога – знать их суть и осознанно использовать в практике работы с детьми.

В целом, в отношении всех видов игр в науке сейчас предлагается термин «педагогическая поддержка игры».

Технология дидактических игр

Обширной группой игр являются дидактические (обучающие) игры. С помощью дидактических игр ребёнок учится применять полученные знания в игровой форме (сравнивать, обобщать, определять цвет, форму): «Чудесный мешочек», парные картинки «Вершки – корешки» и др.

Разнообразие дидактических игр даёт возможность решать педагогу широкий спектр задач в обучении: учить загадывать, отгадывать загадки, совершенствовать сенсорные, математические, речевые способности.

Дидактические игры имеют следующую структуру:

– дидактическая задача, цель (программное содержание);

– игровая задача (задача, облечённая в игровую форму);

– игровые действия (поиск, прятание, отгадывание). Наличие игровых действий, выигрыш отличает дидактическую игру от дидактических упражнений;

– игровые правила.

Рассмотрим дидактическую игру «Ледоход».

Дидактическая цель: упражнять в сравнении геометрических фигур. Игровая задача: быстрее всех «перейти через реку».

Правила – можно передвигаться по «льдинке» определённой геометрической формы.

Игровые действия – «передвижение», поиск нужных геометрических фигур.

Технологию дидактических игр разрабатывали многие учёные – педагоги, психологи: Л. Венгер, Е. Удальцова, А. Бондаренко и др. Результаты их исследований можно обобщить следующим образом:

– необходимо учитывать разновидность дидактической игры;

– воспитатель должен хорошо знать игру;

– отбирать игры целесообразно с учётом места игры в образовательном процессе;

– особую важность имеет подбор участников;

– следует провести подготовку материалов к игре;

– воспитатель должен продумать способы активизации всех участников;

– нередко игра предполагает использование шутки, юмора.

Воспитатель может быть организатором (игра новая для детей); участником (дети повторно играют); наблюдателем, арбитром (игра хорошо освоена); использовать игру с целью диагностики.

1 этап – знакомство детей с правилами, содержанием дидактической игры.

2 этап – пробы сил.

3 этап – освоение игры детьми.

4 этап – свободное владение игрой.

В младших группах в дидактических играх воспитатель чаще выступает организатором, исполняет роль ведущего. До начала игры, если это дидактическая игра с игрушками, их дают детям рассмотреть. Количество предметов (игрушек) не должно превышать 5. Правила не объясняются; воспитатель сразу показывает, как надо играть, приглашает детей в неё поиграть. Игра проводится 2 – 3 раза, до исчезновения интереса у детей. В конце игры педагог использует похвалу; хвалит каждого ребёнка индивидуально.

В старших группах роль ведущего при повторном проигрывании может исполнять ребёнок. Правила игры в первый раз объясняются до игры; закрепляются, когда просят повторить 2-х детей, как они будут играть.

В целом, дидактические игры могут использоваться на занятиях, в повседневной жизни. В младших группах занятие полностью может проходить в форме дидактической игры.

Среди дидактических игр выделяется группа «развивающих» игр. Этот термин используется разными авторами с различным смыслом. Так, например, Б. П. Никитин развивающими называет игры, способствующие развитию творческого мышления типа «Кубики», «Вкладыши Монтессори», «Узелки» и др. В основном, это дидактические игры. З. Богуславская, Е. Смирнова развивающими называют и подвижные игры, способствующие развитию положительных взаимоотношений.

При планировании руководства творческими играми можно пользоваться рекомендациями С. А. Новосёловой. План разрабатывается в виде схемы на месяц, на квартал. В 1-й графе – «Ознакомление с окружающим» отражаются экскурсии, беседы, рассказы, способствующие расширению знаний, впечатлений детей. В графе «Обучающие игры» указывается название дидактических игр, связанных с сюжетами ролевых игр. В 3-й графе – «Изменение игровой среды» – отмечается, какие атрибуты вносятся; 4-я графа – «Проблемное общение» – отражает вопросы к детям, советы, помогающие разворачивать сюжет. И. Бойченко и др. предлагают выделять в перспективном плане графу, где указываются произведения детской художественной литературы, знакомящие детей с профессиями. Каждый день, в основном, во II половине дня и на прогулке должны создаваться условия и отводиться время для творческих игр.

При планировании руководства играми с правилами в планах указывается вид, название игр, задача. Необходимо стремиться охватывать всё многообразие игр с правилами, чередуя их. Нужно предусматривать взаимосвязь в использовании игр с правилами на занятиях и в повседневной жизни. Новые игры с правилами, в основном, впервые предлагаются детям на занятиях, а затем переходят в блок совместной деятельности педагога и детей. В старших группах дети должны уметь организовывать игры с правилами самостоятельно. Этому детей необходимо учить. Среди игр с правилами должны занимать определённое место народные игры.

Для объективной оценки уровня развития игры и ребёнка в игре можно использовать критерии, предложенные Д. Б. Элькониным (4 уровня развития сюжетно-ролевой игры независимо от биологического возраста). Выбор критериев будет зависеть от программы, по которой работает группа. В программе «Развитие» критерии разработаны Н. Я. Михайленко; оценивается эмоциональное развитие, произвольность поведения, совершенствование способностей с помощью игры. В программе «Детство» имеются критерии для каждого возраста по всем видам игр.

Общими критериями для творческих игр можно считать критерии развития игры как деятельности (сюжет, роли, игровые действия), уровень развития взаимоотношений, уровень развития творчества (самостоятельный выбор игрушек, партнёров, сюжета), а также уровень игровых интересов, уровень самостоятельного творческого общения детей в игре.

Развивающий эффект детских игр проявляется:

– в положительном влиянии игр на эмоциональную сферу;

– в проявлении ребёнком инициативы, активности;

– в совершенствовании произвольности поведения, индивидуальных склонностей личности.

Игра выполняет следующие функции: воспитательную (коллективистические навыки), развивающую (развивается память, мышление), обучающую (закрепляются различные навыки), коррекционную (преодоление агрессивности, застенчивости), функцию саморазвития и самовоспитания.

Современные педагоги должны знать рекомендации по созданию оптимальных педагогических условий для игр, чтобы они сполна выполняли свою развивающую функцию.

Для детей раннего возраста такими условиями будут являться следующие:

– создание игровой среды, включающей дидактические, образные, игрушки, связанные с развитием движений. Одинаковых игрушек должно быть достаточно на подгруппу, чтобы не было конфликтов;

– педагог выступает организатором дидактических игр, подвижных, игр – забав, строительных, игр с песком, на 3-м году – сюжетно-ролевых игр. В сюжетно-ролевых играх воспитатель часто берёт на себя главные роли, общается в зависимости от уровня развития игры, общего уровня развития ребёнка. Чаще это индивидуальная игра педагога и ребёнка, реже – с подгруппой детей; воспитатель создаёт условия для проявления самостоятельности детей в игре.

В дошкольном возрасте развивающий эффект игр будет возможен при соблюдении следующих педагогических условий:

– привлечение детей к изменению, созданию игровой среды;

– стимулирование самостоятельной игры детей;

– применение тактики избирательного взаимодействия воспитателя с детьми в игре;

– использование педагогом разных позиций при руководстве игрой (организатора, партнёра, арбитра);

– использование разных технологий развития игры;

– отсутствие авторитаризма, учёт развития игры;

– использование чередований всех видов детских игр.

С помощью соблюдения, создания вышеназванных условий взрослые формируют у детей культуру эмоций (богатый аспект положительных эмоций), доверие к окружающим, уверенность в себе. Формируются организаторские, партнёрские способности, способность управлять своим поведением, влиять на поведение других, способность лучше познать себя, окружающий мир; развиваются творческие контакты взрослых и детей в игре; формируется оптимальный стиль игровой деятельности.

Проблема развития и воспитания дошкольников в игре предполагает 2 стороны.

1) Развитие самой игры как деятельности. Этапы развития игры выделила С. Л. Новосёлова (предметная, отобразительная игра, сюжетно-отобразительная, собственно ролевая игра). Н. Я. Михайленко предлагает различать следующие этапы: предметно-игровой, ролевого действия, этап сюжетосложения. Е. Кравцова указывает, что сначала в жизни детей появляются режиссёрские игры, затем сюжетно-ролевые, после – игры с правилами и, наконец, опять режиссёрские игры на более высоком уровне. Д. Эльконин различает 4 уровня развития сюжетно-ролевой игры независимо от биологического возраста детей.

В ФГТ выделяются интегративные качества, связанные с игровой деятельностью детей, которые будут является критериями для диагностики.

Кроме того, игра как деятельность развивается в части её структурных элементов. Например, мотивами игры в младшем дошкольном возрасте выступают игрушки; в старшем – познавательные мотивы. Игровые действия развиваются от простых единичных действий (2 – 3-й год) к цепочке игровых действий, связанных с ролью (4 – 5 год). В старшем дошкольном возрасте игровые действия приобретают условный характер.

Игровые правила развиваются от простых правил, связанных с индивидуальной игрой в младшем дошкольном возрасте, к правилам, регулирующим взаимоотношения играющих в старшем дошкольном возрасте.

Сюжеты игр в младшем возрасте просты, связаны с бытом; в старшем дошкольном возрасте становятся доступными детям сюжетосложение, сюжеты, связанные с общественными событиями.

2) Другая сторона проблем развития и воспитания детей в игре связана с развитием различных сторон личности ребёнка (интеллектуальном, эмоциональном развитии, развитии самостоятельности, общительности, гуманных чувств, психических процессов).

Сюжет игры оказывает воспитывающее действие. Коллектив играющих детей имеет развивающее влияние. Игра в образовательном процессе дошкольного учреждения выступает методом, средством обучения, воспитания, формой организации жизни детей. Игра является средством воспитания, поскольку в игре для педагога имеется возможность влиять на ребёнка в нужном направлении (на содержание игры, взаимоотношения детей, уровень развития).

Творческие игры в наибольшей степени оказывают влияние на развитие воображения, умственных и творческих способностей.

Игры с правилами развивают речь, внимание, память, движения. Таким образом, игровая деятельность – наиболее сложный и значимый для развития детей вид деятельности. У практиков существуют большие проблемы в использовании технологий разных видов игр. Игра не занимает должного места в образовательном процессе дошкольных учреждений. Причин этому существует множество, вследствие чего необходимо стремиться к их устранению.

 

Задания:

Запомните:

Определения основных понятий «игровая деятельность», «руководство игрой», «педагогическая технология игры», «педагогическая поддержка игры».

Проверьте себя:

В каком возрасте в жизни детей появляется сюжетно-ролевая игра:

– в пять лет;

– на третьем году жизни;

– на четвёртом году жизни.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 7455; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.133 сек.