Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогические условия организации собственно трудовой деятельности дошкольников




В ФГТ выделяется отдельная область «Труд». Ставится цель формирования положительного отношения к труду. Предполагается решать следующие задачи: развитие трудовой деятельности, воспитание ценностного отношения к труду, формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в жизни каждого человека.

Трудовая деятельность — деятельность по получению жизненно полезного результата путем преобразования среды и материала при посредстве орудий труда. Результат детского труда не имеет общественной значимости, но обладает большим воспитательным воздействием.

Особенности трудовой деятельности дошкольников:

· труд связан с игрой;

· трудовая деятельность дошкольников постоянно развивается;

· для дошкольников характерны предпосылки трудовой деятельности.

Трудовое воспитание дошкольников предполагает:

· ознакомление с трудом взрослых;

· совместный труд педагога и детей;

· собственно трудовую деятельность детей.

Трудовая деятельность дошкольников имеет следующую структуру: цель, мотивы, планирование, трудовые действия, результат.

Средства трудового воспитания дошкольников:

· ознакомление с трудом взрослых;

· обучение навыкам труда;

· организация труда.

Формы организации труда дошкольников:

· трудовые поручения;

· дежурство;

· коллективный труд;

· совместный труд.

Виды труда дошкольников:

· самообслуживание;

· труд в природе;

· ручной труд;

· художественный труд.

Условия для труда детей:

· создание среды. Трудовая развивающая среда – это среда, стимулирующая детей на отражение в труде знаний, умений, навыков. Сайгушева Л. И., Мичурина Ю. А. включают в трудовую среду эстетически привлекательное трудовое оборудование, игровую материальную среду и детский дизайн. Авторы предлагают преобразование игровой среды с использованием различных игровых материалов; использование детского дизайна по преобразованию зон группы, изготовлению трудовых атрибутов, организацию уголков «Кухня», «Прачечная», «Офис», «Ателье», использование бытовой техники;

· выбор и использование технологии приобщения детей к труду.

Перечень трудовых умений и навыков дошкольников:

Младший дошкольный возраст: выполнение трудовых поручений взрослого по уходу за растениями и животными; высевание, высаживание крупных семян; собирание урожая; одевание, раздевание, умывание, пользование туалетом с небольшой помощью взрослого; выполнение трудовых поручений по мытью игрушек, стирке кукольного белья, уборке мусора.

Старший дошкольный возраст: самостоятельное осуществление ухода за растениями и животными в качестве дежурных по уголку природы; участие во вторичной перекопке земли; умение готовить блюда из овощей, тесто, пользоваться бытовыми приборами; умение заниматься каким-либо видом художественного труда (вязание, бисероплетение, керамика, ткачество и др.); изготовление игрушек и пособий из разных материалов.

Крулехт М. В. предлагает следующую технологию трудового воспитания с учетом возраста детей. В основе технологии лежит идея освоения позиции субъекта ребенка в труде. Суть данной технологии заключается в формирование операционально-технических способов осуществления микро- и целостных трудовых процессов как структурных единиц элементарной трудовой деятельности путем переноса системных знаний о предметном мире и труде взрослых на трудовую деятельность ребенка. Автор предлагает выстраивать технологию поэтапно. Конструирование образовательного процесса осуществляется на основе методики взаимосвязи трех основных средств трудового воспитания (знания о предметном мире и труде взрослых, обучение детей труду, самостоятельная трудовая деятельность ребенка в детском саду и дома. Первый шаг (этап) при вхождении ребенка в реальные трудовые связи — приобщение к миру, формирование системы знаний о предметах и труде взрослых. Второй шаг (этап) — освоение позиции субъекта детского труда, обучение целостным трудовым процессам, формирование системы общетрудовых и специальных умений для организации труда от постановки цели до получения результата. Третий шаг (этап) связан с дальнейшим освоением позиции субъекта в повседневной жизни детского сада и семьи. Руководство трудом здесь направлено на умение решать житейские задачи, формировать «образ себя», проявлять творчество.

Сайгушева Л. И. и Мичурина Ю. А. разработали технологию, включающую три модуля.

Первый модуль — взаимосвязь средств трудового воспитания детей (обучение труду, ознакомление с трудом взрослых).

Второй модуль — организация трудовой деятельности в процессе субъект-субъектного взаимодействия со взрослыми и сверстниками, интеграция физического и умственного труда.

Третий модуль — организация предметно-развивающей среды (эстетизация трудового оборудования, материалов, детский дизайн).

Методы и приемы руководства трудом детей.

Возможно использовать моделирование, например, отобрать картинки, на которых изображены орудия труда, с помощью которых можно ухаживать за комнатными растениями; пословицы о труде, оценку, поощрение, игровые формы организации труда («День добрых дел», «День Мойдодыра») (Сайгушева Л. И.).

Над проблемой трудового воспитания дошкольников работали и работают следующие авторы: Нечаева В. Г., Година Г. Н., Буре Р. С., Сергеева Д. В., Козлова С. А., Крулехт М. В., Сайгушева Л. И., Мичурина Ю. А.

Не во всех образовательных программах для дошкольников имеется раздел, связанный с практической деятельностью (трудовым воспитанием) детей, так как отдельные авторы считают не важным и не обязательным решение задач трудового воспитания в дошкольном возрасте. Так, например, в «Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой раздел «Трудовое воспитание» выделен начиная с третьего года жизни. Уже на третьем году жизни дети должны уметь самостоятельно обслуживать себя, поддерживать порядок в игровой комнате, вместе со взрослым накрывать на стол, ухаживать за растениями и животными, иметь желание помогать взрослым, уважать труд людей.

В ФГТ выделяются интегративные качества, связанные с трудом детей, которые будут является критериями для диагностики.

Таким образом, основными педагогическими условиями организации собственно трудовой деятельности дошкольников являются: создание соответствующей среды, выбор и использование технологий приобщения детей к труду.

Задания:

Запомните:

Основные термины и понятия: «трудовая деятельность», «средства труда», «формы организации труда», «виды труда».

Проверьте себя:

Средства трудового воспитания дошкольников:

- ознакомление с трудом взрослых, обучение навыкам труда, организация труда;

- совместный труд педагога и детей, собственно трудовая деятельность;

- показ приемов труда, трудовых действий, объяснение, моделирование.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 3509; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.