КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. 2 страницаВоспитатель должен научиться видеть целый день и ребенка в этом дне. Каждый день дошкольника в детском саду – это день жизни человека, который может быть радостно прожит только тогда, когда удовлетворяются его ведущие потребности: самоутверждение, игра, познание, общение. Главный помощник в реализации этих потребностей – умный, тактичный, доброжелательный и творческий воспитатель.
Н.ФЕДИНА, кандидат педагогических наук, заместитель директора по дошкольному образованию Учреждения РАО «Институт стратегических исследований в образовании», Москва О ПРИМЕРНОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УСПЕХ» (Дошкольное воспитание. – 2011. - № 1)
С 01.12.2007 в Законе РФ «Об образовании» впервые появилось новое понятие «примерная основная образовательная программа». Разработку примерных образовательных программ как дошкольного, так и других уровней образования обеспечивают уполномоченные федеральные государственные органы, возлагая, таким образом, на себя значительную долю ответственности за их содержание. На основе примерных основных образовательных программ учреждения дошкольного, общего, среднего и высшего профессионального образования должны самостоятельно разрабатывать соответствующие основные образовательные программы, в том числе дошкольные образовательные учреждения - основные общеобразовательные программы дошкольного образования. Примерные основные общеобразовательные программы дошкольного образования, согласно действующему нормaтивному правовому обеспечению, определяют обязательную часть основных общеобразовательных программ дошкольного образования. Ее объем составляет не менее 80% времени, необходимого для реализации указанных программ. Такая обязательная часть (или примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования) является одним из главных условий, факторов и средств сохранения единого образовательного пространства на территории Российской Федерации, определения единого стратегического направления развития российской системы дошкольного образования. Остальные 20% (и менее) времени, необходимого для реализации указанных программ, составляет часть, формируемая участниками образовательного процесса. В самом названии данной части отражены полномочия и сфера ответственности уже не уполномоченных федеральных государственных органов, а самих образовательных учреждений. Часть, формируемая участниками образовательного процесса, является одним из главных условий, факторов и средств обеспечения вариативности современного дошкольного образования, так как именно она отражает и реализацию приоритетных направлений деятельности, и специфику осуществления образовательного процесса в ДОУ. «Успех» - первая примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. В 2008-2009 гг. Учреждением РАО «Институт стратегических исследований в образовании» совместно с представителями ФГУ ФИРО Министерства образования и науки РФ, НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН, ГОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет», Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, Московского педагогического государственного университета, Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина, Челябинского государственного педагогического университета разработана примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Успех» (далее - Программа). Авторский коллектив: кандидат медицинских наук Н.О. Березина, кандидат психологических наук И.А. Бурлакова, доктор педагогических наук Е.Н. Герасимова, доктор педагогических наук А.Г. Гогоберидзе, кандидат педагогических наук Т.И. Гризик кандидат педагогических наук В.А. Деркунская, кандидат педагогических наук Т.Н. Доронова, кандидат педагогических наук А.А Дякина, доктор филологических наук И.Н. Евтушенко, кандидат педагогических наук Т.И. Ерофеева, кандидат педагогических наук В.Г. Каменская, доктор психологических наук, член-корреспондент Российской академии образования Т.Л. Кузьмишина, кандидат психологических наук, доктор философских наук, действительный член РАО Ю.А Лебедев, кандидат педагогических наук О.Н. Сомкова, доктор медицинских наук М.И. Степанова, доктор педагогических наук И.В. Сушкова, доктор педагогических наук Л.В. Трубайчук, кандидат педагогических наук Н.В. Федина, доктор философских наук Л.В. Филиппова. Научные руководители Программы – доктор психологических наук, действительный член РАО Д.И. Фельдштейн, доктор психологических наук, действительный член РАО А.Г. Асмолов. В 2009-2010 гг. Программа апробировалась в семи пилотных регионах Российской Федерации: Карачаево-Черкесской республике, Хабаровском и Ставропольском краях, Челябинской, Липецкой, Московской областях, Санкт-Петербурге. Дошкольные образовательные учреждения в субъектах РФ для участия в апробации Программы выбирались по двум формальным критериям: 1) место расположения (ДОУ, расположенные как в городской, так и в сельской местности); 2) направленность групп детей дошкольного возраста (группы общеразвивающей и оздоровительной направленности). По результатам апробации с учетом замечаний и предложений ее участников в Программу были внесены соответствующие изменения и дополнения. Разработанная и апробированная Программа была представлена в Министерство образования и науки Российской Федерации, которое после детального изучения направило Программу во все регионы РФ для изучения и использования в качестве примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для разработки основных общеобразовательных программ дошкольного образования. В Письме Департамента общего образования Минобрнауки России «О примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования» от 22.07.2010 № 03-13 указано, что примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Успех» разработана согласно п. 5.1 ст. 14 Закона РФ «Об образовании» и в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утвержденными приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655 (зарегистрирован Минюстом России 08.02.2010, регистрационный № 16299). В настоящее время Программа «Успех» является первой примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования. Название Программы отражает основную миссию всей системы образования формирование успешных граждан России. У спешность маленьких Россиян - это результат их полноценного развития по направлениям: С оциально-личностное развитие, П ознавательно-речевое развитие, Е динство физического развития и воспитания культуры здоровья, Х удожественно-эстетическое развитие. Методологическая основа Программы «Успех» Программа основывается на положениях в первую очередь отечественной научной психолого-педагогической школы о закономерностях развития ребенка в дошкольном возрасте с учетом лучшего зарубежного опыта исследований в области дошкольной педагогики и психологии. Среди основных подходов к образованию детей дошкольного возраста рассматриваются следующие: • культурно-исторический; • деятельностный; • личностный. Культурно-исторический подход к проблеме развития сформулирован в концепции Л.С. Выготского, в которой подчеркивается, что психическое развитие ребенка есть прежде всего присвоение им культуры общества. Ребенок «по бытию» рождается человеком, но станет ли он им по качеству, во многом зависит от той среды, в которой он воспитывается. При этом одно и то же средовое воздействие может по-разному сказываться на детях, имеющих различные возрастные и индивидуальные особенности. Высшие психические функции (процессы, системы) у ребенка дошкольного возраста еще не сформированы. При организации образовательного процесса с дошкольниками на них еще нельзя опираться в полной мере (как, например, при организации учебной деятельности с детьми школьного возраста) - их необходимо развивать. Носителями культуры для ребенка являются в первую очередь взрослые. Всякая функция в культурном развитии ребенка первоначально возникает в процессе взаимодействия со взрослыми (социальный план). Впоследствии она переходит во внутренний мир ребенка (интериоризируется), т.е. становится его индивидуальным достоянием (психологический план). Состояние развития ребенка определяется как уровнем его актуального развития (самостоятельно решаемыми задачами), так и уровнем ближайшего развития (задачами, решаемыми в сотрудничестве со взрослым). Необходимо учитывать «реактивно-спонтанный тип обучения» детей дошкольного возраста: обучение дошкольников по заданной взрослыми программе возможно только в том случае, если эта программа станет их собственной (интересной и значимой), а процесс усвоения образовательного материала будет происходить не преднамеренно, а в детских видах деятельности - игре, рисовании, чтении (слушании) книг, общении со взрослым и сверстниками, труде и т.п. Ведущая деятельность детей дошкольного возраста - игра, которая рассматривается как обучение в адекватной форме. Развитие ведущей деятельности обуславливает главнейшие изменения в психических процессах и особенностях личности ребенка в дошкольный возрастной период. Вышеназванные и ряд других положений культурно-исторической теории Л.С. Выготского были развиты А.Н. Леонтьевым, Л.И. Божович, П.Я. Гальпериным, А.В. Запорожцем, Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым и др. Центральной категорией деятельностного подхода к проблеме развития является категория деятельности, предполагающая активное взаимодействие ребенка с окружающей его действительностью, направленное на ее познание и преобразование. «Процессы обучения и воспитания не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием»[2]. Между обучением и развитием человека всегда стоит его деятельность. Однако не всякие действия ребенка, по форме напоминающие ту или иную деятельность, будут являться ею (деятельностью) по сути. Если ребенок действует по заданию, желанию и воле взрослого, без учета собственных потребностей и интересов, его действия так и не станут подлинной деятельностью. Личностный подход к проблеме развития логически вытекает из понимания дошкольного детства как периода становления базиса личности ребенка и в первую очередь предполагает: • развитие мотивационной сферы детей (непосредственных мотивов, обусловленных интересом ребенка к детским видам деятельности, а также широких социальных мотивов, опосредованных окружающим социумом); • формирование личностных качеств как приоритетное направление развития (альтернатива приоритету формирования интеллектуальных качеств ребенка дошкольного возраста); • утверждение в образовательном процессе субъект-субъектных отношений между педагогами и воспитанниками, т.е. совместной (партнерской) деятельности взрослых и детей. С данными подходами хорошо знакомы практические работники системы дошкольного образования. В течение нескольких десятков лет в пояснительных записках образовательных программ для дошкольного образования даются ссылки на вышеперечисленные и другие положения отечественной психолого-педагогической науки, но при этом само содержание программ зачастую им противоречит. До сих наиболее востребованные программные документы в практике дошкольного образования фактически полностью построены на основе учебной деятельности (предпосылки которой только формируются к концу дошкольного детства!), а основной формой работы до сих пор остаются специально организованные учебные занятия. Игра является по сути не ведущей деятельностью возраста, а формой занятий либо дидактической (обучающей) игрой. До сих пор большая часть дошкольных образовательных учреждений продолжает обучение детей «по реактивному типу», по заданной взрослым образовательной программе, не принимая во внимание положение Л.C. Выготского о реактивно-спонтанном типе обучения дошкольников, т.е. о возможности обучения детей дошкольного возраста по заданной взрослым образовательной программе только в том случае, если эта программа стала собственной программой ребенка. Проблема смыслов, мотивации образовательной деятельности решается чаще всего с помощью стереотипных и искусственных игровых приемов. Ряд подобных примеров может быть продолжен. Именно поэтому для современного дошкольного образования по-прежнему актуальной остается проблема практической применимости основных концептуальных положений отечественной научной психолого-педагогической школы.
Основные особенности Программы «Успех»
1. Полное соответствие содержания и структуры Программы заявленным в ней концептуальным положениям и федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. 2. Уход от учебной (ЗУНовской) модели построения образовательного процесса с детьми дошкольного возраста и - соответственно - от набора ЗУНов как главного результата освоения Программы дошкольниками. Программа обеспечивает построение образовательного процесса в соответствии с принципом возрастной адекватности или на основе учета возрастных физических и психических особенностей детей через: а) организацию детских видов деятельности, ведущим из которых является игра; б) выбор и использование педагогами соответствующих форм работы с детьми (игра, экспериментирование, коллекционирование, реализация проектов, беседы, наблюдения, решение проблемных ситуаций и др.), исключая в качестве основной формы учебное занятие. Впервые игровая деятельность как ведущая деятельность возраста находится не на «задворках режима дня» дошкольников (утренний прием, вторая половина дня и др.), а наравне с другими детскими деятельностями включается в объем и содержание понятия «непосредственно образовательная деятельность», которой в режиме дня традиционно отводится самое продуктивное время - первая половина дня (после завтрака) или время наибольшей активности дошкольников. Основные модели организации образовательного процесса - совместная деятельность взрослого и детей и самостоятельная деятельность детей. Возможность введения так называемого учебного блока и элементов учебной деятельности предусматривается в Программе для детей в возрасте от 6 до 7 лет в качестве «переходного периода», организационно подготавливающего воспитанников к последующему обучению в школе. Главным результатом освоения Программы и показателем полноценного, всестороннего развития ребенка является целостный «социальный портрет» дошкольника 7 лет. Интегративные качества «социального портрета» отражают основные психологические (личностные и интеллектуальные) новообразования и уровень физического развития ребенка «на выходе» из дошкольного образовательного учреждения. Промежуточные результаты освоения Программы (4, 5, 6 лет) разработаны в помощь педагогам в целях корректировки (при необходимости) образовательного процесса в группе, работы с семьями воспитанников, определения индивидуальных образовательных маршрутов для детей с особыми образовательными потребностями или трудностями в освоении Программы. 3. Реализация принципа интеграции (взаимопроникновения и взаимодействия) образовательных областей, являющегося альтернативой «предметному» принципу построения образовательного процесса. Раздел «Пояснительная записка» раскрывает практические пути и способы интеграции каждой из образовательных областей с другими образовательными областями. В разделе «Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению Программы» для каждой из образовательных областей перечислены примерные формы работы, среди которых (редко) можно выделить специфические, или свойственные конкретной образовательной области, и интегративные (их большинство), которые могут быть использованы для решения задач двух и более образовательных областей. Раздел «Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей» также наглядно демонстрирует педагогам интегративный характер (связанный с реализацией двух и более образовательных областей) большинства задач психолого-педагогической работы по реализации Программы. 4. Реализация комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса с помощью международного и российского календаря праздников (событий). Темы праздников, каждый из которых либо официально установлен российским государством, либо принят международной и (или) российской общественностью, по определению, значимы для общества и государства. Но они могут стать значимыми и для дошкольников как интересные события, которых можно с нетерпением ждать, готовиться к ним, проживать их вместе с семьей, сверстниками, со взрослыми и т.п. Темы праздников доступны детям и способны вызывать у них положительное эмоциональное отношение, необходимое для возникновения соответствующей мотивации в образовательном процессе. Это: • события, формирующие чувство гражданской принадлежности ребенка (День России, День защитника Отечества); • явления нравственной жизни (дни спасибо, доброты, друзей); • окружающая природа (дни воды, земли, птиц, животных); • мир искусства и литературы (дни поэзии, детской книги, театра); • традиционные для семьи, общества и государства праздничные события (Новый год, Праздник весны и труда, День матери); • наиболее важные профессии (воспитатель, врач, почтальон, строитель). Календарь праздников помогает педагогу выстроить годовой ритм работы группы. С одной стороны, он обеспечивает возможность годового планирования смысловых тем (так как известен воспитателю заранее), а с другой - жестко не привязывает образовательный процесс ни к заранее определенному перечню (любая запланированная тема может быть заменена на другое событие или другой праздник в соответствии с потребностями, предпочтениями и интересами детей), ни к конкретной дате реализации темы (процесс подготовки к празднику и проведения праздника - это пролонгированный процесс: от нескольких дней до нескольких недель). Предложенный в Программе вариант реализации комплексно-тематического принципа обеспечивает также построение образовательного процесса в соответствии с общими принципами дидактики, например от простого к сложному (по спирали): с большинством праздников дети встретятся и в следующей возрастной группе, но при этом возрастет мера участия и сложность задач, решаемых каждым ребенком в ходе подготовки и проведения уже знакомых праздников. Большинство педагогов-практиков отмечают, что праздники выполняют также функцию сплочения детского сада и семьи, являясь благодатной почвой для включения родителей в образовательный процесс. Разнообразие тематики праздников определяет многообразие «живых» форм образовательной работы. Кроме того, примерный календарь праздников, предложенный в Программе, при разработке формируемой участниками образовательного процесса части основной общеобразовательной программы конкретного ДОУ может быть изменен, уточнен и (или) дополнен содержанием, отражающим: а) видовое разнообразие учреждений (групп), наличие приоритетных направлений деятельности; б) специфику социально-экономических, национально-культурных, демографических, климатических и других условий, в которых осуществляется образовательный процесс. 5. «Успех» - первый программный документ, в котором учтена гендерная специфика образования дошкольников: на смену «бесполой» дошкольной педагогике, в которой редко встречались «мальчики» и «девочки», - в основном только «дети» или «ребенок», - приходит воспитание партнерских взаимоотношений между будущими мужчинами и женщинами. Раздел «Возрастные особенности детей» впервые отражает характеристики личности ребенка, в том числе и как представителя определенного пола. Раздел «Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей» направлен на формирование у детей гендерной идентичности и овладение ими способов общения и взаимодействия со сверстниками противоположного пола. 6. Программа выдвигает не только определенные федеральными государственными требованиями специфические для освоения каждой образовательной области психолого-педагогические задачи, но и общеразвивающие задачи, на решение которых априори направлена реализация всех образовательных областей: • развитие психических процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения; • освоение позиции субъекта в детских видах деятельности; • развитие мотивационно-потребностной сферы; • формирование и развитие самопознания; • развитие эмоционально-волевой регуляции, в том числе саморегуляции и самоконтроля; • развитие творческих способностей. 7. В соответствии с положением Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования об обязательном психологическом сопровождении в Программе определены основные направления и задачи работы педагогов-психологов в части психологического сопровождения Программы. 8.Программа обеспечивает преемственность образовательного процесса ДОУ с образовательным процессом начальной школы: на нормативном уровне – с ФГОС начального общего образования, на программно-методическом уровне – с примерной основной общеобразовательной программой начального общего образования, УМК начального общего образования «Перспектива». Направления преемственности: • единая теоретико-методологическая основа; • общие цели и линии развития детей; • учет принципа возрастной адекватности при выборе форм, средств, методов, приемов образовательной работы; • единство подходов к определению структуры и результатов освоения программ. 9. Структура Программы отличается от общепринятого варианта структурирования образовательных программ в системе дошкольного образования. Традиционная структура образовательной программы основана на учете биологического возраста детей (в рамках каждой возрастной группы последовательно раскрываются возрастные характеристики, особенности организации жизни, примерный режим дня, содержание образовательной работы и др.). Данный способ построения программных документов был принят еще в первой половине 20 века, когда главной задачей системы являлась организация массового дошкольного воспитания, а центром педагогического поиска, соответственно, разработка фронтальных форм работы с детьми. Решение указанных задач не предполагало учета индивидуальных особенностей детей и личностно ориентированного подхода к образованию дошкольников. Выдвижение на первый план развивающей функции образования, ориентирующей педагога на индивидуальные особенности ребенка, по определению, должно предполагать наличие иного структурирования Программы. Именно поэтому Программа, с одной стороны, учитывая потребности массовой практики дошкольного учреждения, в которой большинство дошкольных групп одновозрастные, частично содержит традиционную «разбивку» программного материала по возрастным подпериодам, а с другой - не ограничивает восприятие программного материала рамками одной возрастной группы детей, дает возможность педагогу самостоятельно определять: все ли дети его дошкольной группы соответствуют характеристикам детей данного возраста? возможно, часть воспитанников «убежала» вперед, а кто-то немного отстал? И соответственно так ли уж необходимо решать именно те задачи психолого-педагогической работы, которые перечислены в Программе по отношению к детям данной возрастной группы? возможно, кто-то уже нуждается в более сложном программном материале, а с кем-то еще необходимо при помощи взрослого пройти кусочек предыдущего пути? В помощь педагогам-практикам и родителям детей, осваивающих Программу, в ее структуру включены дополнительные разделы: • «Основные понятия», или терминологический словарик; • «Циклограмма образовательной деятельности», представляющая собой смысловую, тематическую и организационную основы программы. 10. Процесс разработки и апробации Программы на всех этапах сопровождала гигиеническая, физиологическая и психологическая экспертиза, предполагающая тесное взаимодействие указанных специалистов с авторским коллективом Программы. 11. Программа ориентирована на реализацию в группах детей дошкольного возраста общеразвивающей и оздоровительной направленности всех типов и видов образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. В группах комбинированной направленности Программа может быть использована при условии комплексирования с примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время осуществляется разработка полного методического обеспечения Программы, в составе которого: 1) система мониторинга достижения детьми планируемых результатов Программы; 2) методические рекомендации по реализации Программы; 3) демонстрационное полифункциональное пособие «Календарь» для детей всех возрастных групп; 4) советы родителям; 5) основные формы совместной деятельности взрослого и детей; 6) настольно-печатные и режиссерские игры, направленные на социально-личностное и познавательно-речевое развитие детей; 7) альбомы для рассматривания (художественно-эстетическое развитие); 8) хрестоматии, фонохрестоматии; 9) энциклопедии и др. Планируется также выпуск серии электронных образовательных ресурсов по реализации Программы в условиях как дошкольного образовательного учреждения, так и семьи. Заключить статью о первой примерной основной общеобразовательной программе «Успех» хотелось бы следующей цитатой из нее: «Успех – это не только результат освоения образовательных программ, но и главный результат, к которому во все времена стремится каждый человек, семья, общество и государство. Успех – признание окружающих, одобрение достижений и, наконец, доброе пожелание друг другу. Авторский коллектив желает всем педагогам Российской Федерации, реализующим примерную основную общеобразовательную программу дошкольного образования, УСПЕХА!».
Кудрявцев В., Алиева Т. Еще раз о природе детской субкультуры // Дошкольное воспитание. – 1997. – № 3. – С. 87 – 91; № 4. – С. 64 – 68 Статья первая Разговор о природе, феноменах и проблемах детской субкультуры был начат на страницах журнала дошкольное воспитание уже несколько лет назад статьей Н. Михайленко, Н. Коротковой «К портрету современного дошкольника» (Дошкольное воспитание.— 1993.— № 1). Нам хотелось бы еще раз вернуться к затронутым вопросам и продолжить этот разговор. Известно, что ребенок по ходу развития обособляется, эмансипируется от окружения близких взрослых, обретает все большую независимость, самостоятельность и свободу в действиях и поступках. Нечто подобное наблюдается и в истории человечества. На определенном ее этапе человеческий мир как бы разделялся на мир взрослых и мир детей. Однако произошло это не сразу. На первых порах дети равноправно включались в коллективы взрослых, участвовали в совместном с ними производительном труде. Историческими свидетельствами о том, как это происходило на самой заре цивилизации, мы фактически не располагаем. Однако некоторый свет на это проливают данные о жизненном укладе представителей архаических («примитивных») культур, которые до сих пор существуют в отдаленных точках нашей планеты (Центральная Африка, Океания и др.). Так, по свидетельству выдающегося русского путешественника и этнографа Н. Н. Миклухо-Маклая, члены одного из племен, населяющих берег Новой Гвинеи, обработку почвы производят следующим образом. Мужчины, выстроившись в цепочку, выворачивают палками слой земли. За ними следует цепочка женщин, которые разрезают его на более мелкие кусочки. И, наконец, завершают работу дети, размельчая землю до крошечных кусочков, делая это даже пальцами. Такое общество, по словам профессора Д. Б. Эльконина, является «максимально комфортным», различные возрастные группы в нем еще не противостоят друг другу. Образ такого «комфортного» общества достаточно типичен и закрепился даже в произведениях фольклора. Достаточно вспомнить известную русскую народную сказку «Репка». Ее персонажи чем-то напоминают новогвинейских земледельцев: «Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку...» даже кошка, Жучка и мышка помогали здесь людям на правах «младших» партнеров по труду...
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 927; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |