Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Самоидентификация, представления о человеке




Дошкольники о себе и других людях

Для дошкольника характерным является проявление любознательности. Выясняя представления ребенка о человеке, о себе самом, были заданы вопросы:

— Продолжи: человек-это...

— Все люди одинаковые, чем они различаются?

— Кто ты такой? Что ты можешь рассказать о себе?

Практически большинство детей считают, что человек — это люди (70%), отмечая при этом природные качества: может жить, живое создание, живое существо. Называют и социальные качества человека: умеет читать, говорить, думает. В своих рассуждениях Аля К., приходит к выводу: «Люди созданы от обезьяны. Все мы человеки». Арина О. отмечает, что человек - не зверь, у него есть мозги, кровь и лёгкие. Он живёт на нашей планете. Часть детей имеет представление о том, что человек – это землянин. Человек соотносится с конкретным образом: героя (Егор М.), человек - паук (Артём Д.), мама и папа (Федя Т.).

Полученные данные свидетельствуют о том, что почти все дети имеют представление о людях, которые отличаются друг от друга одеждой, цветом глаз, волос. Наряду с этим, типичными ответами были: люди головой разные; одни большие, а другие маленькие; ростом разные; одеваются неодинаково. Часть детей подчёркивала, что одинаковые только близнецы. В своих рассуждениях по поводу различий людей, дети стремились внести уточнения: голосами и всеми частями тела отличаются, у одного нос толстый, а у другого нет (Матвей М.); кто-то в очках, а кто нет, слепые — не слепые (Федя Т .); размером обуви отличаются, причёсками; фамилиями и именами.

Необходимо отметить, что третья часть детей называли в отличительных признаках людей черты характера, личностные свойства: одни хорошие, а другие плохие; характером отличаются; некоторые умные, а некоторые не совсем; делами отличаются; они говорят и думают по-разному; кто ссорится, а кто нет; добрые и злые. Старшие дошкольники имеют представление о людях, которые отличаются национальностями: есть русские, а есть татары, башкиры, таджики; говорят по-разному; языки разные. Такие ответы детей связаны, на наш взгляд, с многонациональным составом жителей города и преобладанием данных национальностей, наряду с русскими. Около четверти детей отмечали и гендерные, возрастные отличия людей: есть мальчики и девочки; возраст разный, есть большие и маленькие. В ответах отсутствовало называние различных способностей, интересов, занятий человека. В целом, для дошкольника при выделении различий на первом месте именно внешние признаки и личностные свойства людей.

Отвечая на вопросы о самом себе, дети в первую очередь называли своё имя, а также гендерные и возрастные отличия. Типичными ответами были: я Таня, у меня есть фамилия, мне 6 лет; я девочка (мальчик). Более половины дошкольников относит себя к человеку, уверенно называя: я человек, я ребёнок. Изредка дети соотносят себя с конкретным образом. Например, я Русалочка, я котёночек, я суперзвезда. Оригинальными были ответы Димы Н.: «Кто я? Это надо у мамы с папой спросить», Сергея К.: «Я сын мамы и папы».

В старшем дошкольном возрасте немаловажное значение имеет характеристика своих личностных достижений, самооценка успехов деятельности, при этом выделяется разная ценностная направленность:

«Я хорошо занимаюсь, играю» (Катя С.)

«Я умею рисовать и веселиться» (Артём Д.)

«Я лучше всех пою» (Ксения Д.)

«Я хороший, умный» (Женя Л.)

«Я необычный, я много что могу сделать» (Рома М.)

При характеристике самого себя, большее место в рассказах занимает самооценка личностных качеств: я весёлый, я хороший, я не жадный, я добрый… На втором месте по значимости, дети выделяют свои интересы:

«Я люблю играть и веселиться» (Аня К.)

«Я люблю слушать музыку» (Саша К.)

«Я люблю рисовать» (Вадик В.).

Часто дети отмечают свой внешний вид: «У меня черные глаза, я красивая» (Даша К.), «У меня красивые платья и банты» (Оля Г.), «У меня все вещи классные» (Рома М.). В рассказах о себе третья часть всех детей описывает свои взаимоотношения в семье: «Я люблю маму, она у меня хорошая» (Катя Т.), «У меня есть папа и бабушка, они меня любят» (Арина А.), «Я живу с мамой, бабушкой и котом Васькой» (Алексей Н.), «Для мамы я лучший сын» (Рома).

Единичными были ответы детей, касающиеся национальности и места проживания: «Я русская» (Аня Н.), «Я живу в России» (Виктор Г.).

Таким образом, можно отметить, что дошкольники имеют представление о человеке как живом существе, имеющим в основном внешние отличия.

Среди отличительных признаков людей дети также описывают черты характера, личностные свойства человека. Современному дошкольнику важны гендерные и возрастные отличия людей. В меньшей степени детей волнуют различные способности, интересы, занятия человека как отличительные особенности людей. Вместе с тем, при характеристике своей личности, большое место занимает самооценка личностных качеств, своей деятельности.

Характер межличностных отношений детей, детской дружбы.

Известно, что дошкольники проявляют особый интерес к сверстникам, для них необходимо и важно общение. Нами были рассмотрены результаты высказываний детей о дружбе, о том, кого называют другом и почему, каким должен быть друг. Почти все дети в ответах на вопрос: «С кем ты дружишь», назвали имена друга, подружки. Единичными ответами были: «Я дружу со всеми», «Я дружу с собакой», «С хорошими ребятами». Подавляющее большинство дошкольников отметили, что у них: много друзей, «куча» друзей, очень много. Вместе с тем, около восьми процентов детей ответили, что: друзей мало, я не дружу, нет друзей.

В своих рассуждениях о том, кто такой друг, каким он должен быть, дети в первую очередь выделяют личностные качества сверстников: Хороший, добрый, красивый, весёлый, не жадный, заботливый, верный, сильный, вежливый, ласковый.

Более 30% детей связывают понятие «друг» с конкретным ребёнком, называя имя, а затем перечисляя качества. Для дошкольника важно, чтобы друг мог:

— Играть

— Дружить

— Защищать

— Помогать

— Делиться игрушками

— Заступаться

— Не говорить плохих слов

Таким образом, на второе место по значимости дети ставят поведенческие качества детей. Для старших дошкольников «дружба» определяется в основном как «уметь играть», «уметь дружить, защищать, помогать».

Наряду с этим, есть ответы с четкими комментариями: «Друг – это человек, с которым людям хорошо» (Анжела К.), «Друг тот, кто любит меня» (Таня С.), «Друг – это не предатель» (Женя И.), «Друг, кто всегда рядом» (Иван Г.), «Друг всем дарит добро» (Полина К.)

Анализ ответов на вопросы: Каким должен быть ребёнок, чтобы дети захотели с ним дружить? Что он должен уметь делать? На каком языке разговаривать? Как одеваться? – показал, что основой дружеских взаимоотношений является умение проявлять сочувствие, сопереживание, оказывать помощь другим. Наряду с перечисленными личностными и поведенческими качествами, немаловажное значение для дошкольников имеет внешний вид сверстников. По мнению детей, он должен быть одет: во всё красивое, хорошо, аккуратно, как мы, чисто и тепло.

Важно подчеркнуть, что для современных детей более значимую роль стала иметь именно красивая, модная одежда.

Часто в ответах детей называются конкретные предметы одежды: одевать галстук и пиджак, спортивные штаны и кепку, футболку с машинками и динозаврами, белую рубашку и брюки. А вот для Ильи К. это абсолютно не важно: «А как одеваться? Да как хочет, мне всё равно».

Для абсолютного большинства детей характерен ответ, что необходимо разговаривать на русском языке, т.к. «а как же мы его поймём?», «как будем общаться, играть?».

Анализ ответов детей показал способность аргументировано оценивать детей, ситуацию: «Я хочу дружить с Сашей, но он не хочет со мной» (Артём Д.), «Хочу дружить со Светой, она красивая» (Оля Г.), «Я бы дружила с Ирой, но она живет далеко» (Вера А.), «Хочу дружить с Сашей, но у меня уже есть друг» (Олег И.). Немаловажное значение для дошкольника имеет точка зрения взрослого при выборе друзей: «Хотела с Сережей, но мама говорит, что он драчун» (Маша С.), «Мама говорит нельзя» (Оля К.), «Хочу с девочкой со школы, потому что мама сказала нельзя с чужими разговаривать» (Катя С.).

Большинство детей высказали убеждение, что лучшие друзья для девочек — это девочки: «Мальчики много балуются» (Полина К.), а для мальчиков – это мальчики: «Мальчики всё понимают, не плачут» (Артём Д.). Интересно, что для 10% девочек друзьями могут быть и мальчики, а 3% мальчиков считают возможным дружить с девочками. Вместе с тем, третья часть детей думают, что дружить можно и с девочками и с мальчиками.

Таким образом, полученные данные свидетельствуют о том, что значимым для дошкольников при определении друзей, является сплав личностных и поведенческих качеств детей, ориентация на друга своего же пола.

Общение, взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

В ответах на вопрос «С кем тебе нравится разговаривать?», дошкольники отдали предпочтение сверстникам (70%), аргументируя это тем, что с ними интересно, они весёлые, я с ними играю. Для 20% детей лучшими собеседниками являются взрослые: «они много знают и умные» (Катя С.), столько же детей видят своими собеседниками и взрослых и детей.

Более половины детей отметили, что часто разговаривают со взрослыми на темы:

— Обо всём

— Обо мне

— Об интересном

— О том, чего нельзя делать

— Как прошел день

— Про садик

25% опрошенных детей ответили, что редко разговаривают со взрослыми, потому что «им некогда», (Кирилл Д.), «не о чем просто» (Владлена С.).

О том, как прошел день в детском саду, дети разговаривают:

— С мамой (45%)

— С мамой и папой (25%)

— С братом, сестрой (20%)

— С бабушкой, дедушкой (15%)

— С папой (5%)

Основная часть детей ответили, что взрослые сами спрашивают о прошедшем дне: «Мама спрашивает, что делала, что кушала» (Даша С.), «Мама всё допросит у меня» (Артем Д.), только 15% детей рассказывают сами: «Они не спрашивают и я сам рассказываю» (Коля Г.), «Папе рассказываю, а он кивает всегда» (Миша О.).

Как показал анализ ответов дошкольников, для большинства затруднительно объяснить, как они решают, о чём поговорить. Объяснения детей говорят о том, что этот момент не имеет для них важного значения:

«Как обычно» (Ира Т.)

«Просто разговариваем» (Даша В.)

«Вспоминаем и говорим» (Игорь К.)

«Просто хорошенько думаем» (Оля Г.)

«Я спрашиваю, о чем хочет Лена поговорить» (Владлена С.)

«Не знаю, когда хочу, тогда говорю» (Паша Б.)

«Я всегда решаю с Машей» (Таня Л.)

«Я спрашиваю» (Катя С.)

«Говорим, объясняем» (Полина К.)

Оригинальный ответ дал Даурен Р.: «Нам помогает мозг, думает».

Выясняя, что дети делают чаще: играют или разговаривают, мы сделали вывод, что для дошкольника по-прежнему на первом месте находится игра. Вместе с тем, больше половины детей не разделяют игру и разговор: «Играем и болтаем» (Ира М.), «Когда играем, то и разговариваем» (Катя С.). Активная положительная направленность на взаимодействие со сверстниками объясняется ответами детей, что они предпочитают играть вместе с друзьями: «одна играть я не умею» (Роза Ш.), «Потому что одному не интересно» (Коля Г.).

Но следует отметить, что есть дети, предпочитающие играть в одиночестве: «Лучше одной, чтобы не мешали» (Оля Г.), «Один играю, потому что так спокойно» (Кирилл Д.), «Мне одному лучше, не люблю когда кричат» (Алексей М.). Такие объяснения являются поводом для размышлений взрослых.

Направленность дошкольников на взаимодействие со сверстниками и взрослыми обнаруживается и в ответах на вопрос «Если у тебя что-то не получается, кого ты позовешь на помощь? Почему?». Большинство детей обратятся за помощью к маме: она всё умеет, много знает, она решит все проблемы, она добрая, потому что папа работает, «Маму. Позвоню и скажу: беги быстрее» (Милана Н.).

На второе место дети поставили подружку, друга: «потому, что они друзья» (Игорь И.), «потому что они рядом» (Ира С.).

Третья часть детей обратятся за помощью к взрослым: «потому что они взрослые» (Ира М.), «потому что они мои родители» (Ярослав К.), «они очень хорошо помогают» (Катя Т.), «Потому что им 30 лет» (Роза Ш.), «взрослые опытнее, чем мы дети» (Настя К.).

Только около 20% детей обратятся за помощью к папе: он сильный, всё умеет. Некоторые дети позовут на помощь воспитателя, пожарников, спасателей. И только пять процентов детей ответили, что справятся сами: «сам себе помогу» (Алексей М.), «сам всё умею» (Рома Д.).

Таким образом, анализ полученных результатов позволяет сделать выводы: у ребёнка сформировано представление о человеке как живом существе. Люди отличаются друг от друга одеждой, цветом глаз, волос. Для них важны черты характера, личностные свойства, гендерные отличия людей; дошкольник может самоидентифицироваться. У него четкие представления о себе как человеке, имеющем имя, пол. Ребёнок характеризует свои личностные достижения, делает самооценку деятельности. Меньшее значение для дошкольника имеют способности, интересы, занятия человека при определении различий людей. Для старшего дошкольника ребёнок, с которым можно дружить — это хороший, добрый, красивый, умеющий дружить и играть в разные игры. Он должен быть красиво, хорошо и аккуратно одет. Чётко выражена ориентация на друга своего же пола. Немаловажное значение для дошкольника имеет точка зрения взрослого при выборе друзей. Дошкольнику необходимо общение, как со сверстниками, так и с взрослыми; ему больше комфортно в мире сверстников, чем взрослых; он не любит одиночества, ему интереснее общение с другими людьми. Приведенные данные показывают, что старший дошкольник осмысливает свои взаимоотношения с другими людьми, выделяет круг качеств и черт поведения, которые и определяют отношения детей друг к другу, к взрослым. Всё это способствует созданию определённого положения каждого ребёнка в системе межличностных отношений детей.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 516; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.