Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дошкольники о себе и своей семье




Семья — это самая близкая для ребёнка социокультурная среда, в которой он становится личностью. Индивидуальные беседы с более чем 200 детьми старшего дошкольного возраста позволили выявить особенности комфортности жизни ребёнка в семье, характер семейной идентификации.

В частности, представления о своей семье, родителях у детей довольно достаточные. Так, 43% детей уверены, что родители нужны для воспитания детей. Примерно 30% детей отметили, что родители необходимы для удовлетворения социальных потребностей (чтобы жить вместе, заботиться друг о друге, чтобы всем было хорошо). По 17% дошкольников говорят соответственно, что назначение родителей – удовлетворение эмоциональных и материальных потребностей детей.

Можно привести примеры типичных ответов детей на вопрос «Зачем нужны родители?»: «Чтобы рожать и воспитывать детей». Оригинальные ответы детей: «Без них (родителей) тебя не будет, и город будет пустой» (Даниил Д.), «Чтобы мы им родителям, в старости помогали» (Маша С.), «Чтобы братика мне родили» (Лиза Р.).

К сожалению, довольно малое количество детей рассказали, что родители всё делают вместе с ребёнком (всего 9%). 54% дошкольников описывают наиболее распространённый банальный вариант, когда мама много времени занята хозяйственной работой по дому, а папа лежит на диване или всегда на работе.

Нетипичными ответами детей на вопрос «Чем чаще всего заняты родители дома?» были: «Они любят меня», «Экзаменами», «Папа с мамой сидят в Интернете, играют в компьютерные игры» (Артём Ф.). Подобные ответы детей характеризуют особенности современных молодых родителей, которые ещё только получают образование (высшее, среднее), используют Интернет для учёбы и развлечения, даже в ущерб общению с собственным ребёнком. Кроме того, женщина (мама) огромное количество времени тратит на домашнюю работу, т.к. в большинстве случаев супруги (папы) не оказывают помощь и, вероятно, недостаточно в молодых семьях домашний труд механизирован. Лишь в нескольких семьях был отмечен «идеальный вариант», когда мама и папа делят обязанности поровну, или вариант нетипичный, когда папа «исполняет» обязанности по дому, а мама отдыхает или занята собой («Красится 100 раз»), но опять же не детьми.

Таким образом, большинство детей, к сожалению, недостаточно общаются с родителями, а значит не используются огромные воспитательные резервы такого общения, совместная деятельность. Можно предположить, что молодые родители педагогически непросвещённые, в т.ч. со стороны ДОУ, или не понимают значимость детско-родительского общения.

Тем не менее, уравновешивает данную тенденцию тот факт, что большой процент родителей радуется достижениям детей (46%), в основном, тому, что ребёнок послушный. Отвечая на вопрос «Чему радуются твои родители (мама, папа)?» ряд детей привели оригинальные варианты: «Когда я к ним не пристаю» (Даша В.), «Мне» (Максим Л.), «Когда ко мне друзья приходят» (Артём Ф.), «Когда закончат ремонт» (Лиля М.). В 7 — 10% случаев родители радуются материальным благам, хорошим внутрисемейным отношениям, совместному досугу, проявлениям внимания. По мнению 30% детей, родителям не хватает материальных благ (денег, машин, мебели, одежды). В 20% случаев дети отмечают, что не хватает социальных благ (времени, дома, детей).

Оригинальными ответами детей на вопрос «Чего не хватает родителям?» были: «Радости», «Хорошего сердца» (Данил С.), «Радуги», «Ещё одного ребёнка» (Анна Ю.). 10% детей не знают, чему радуются их родители и чего им не хватает. Об эмоциональной оценке, статусе ребёнка в семье свидетельствуют ответы детей на вопросы «Что тебе нравится в твоей семье?», «Что ты любишь делать дома?», «Когда ты вырастешь, ты хотел бы, чтобы у тебя была семья, похожая на твою?». Можно оценить положительно, что более 40% дошкольников подчеркнули, что им нравятся родственные отношения (мама, папа, братик), а также разные виды «детских» занятий (рисовать, играть). Достаточно много времени дома дети заняты играми и развлечениями, связанными с телевидением и компьютером. Встречаются оригинальные ответы: «Люблю вязать с бабушкой» (Катя И.).

Никто из детей не представил заинтересованный рассказ о разнообразных особенностях жизни семьи. Это свидетельствует о том, вероятно, что близкие к идеалу семьи достаточно редко встречаются сегодня. Подобный вывод звучал в исследовании, проведённом коллегами из Санкт-Петербурга, т.е. эта характеристика относится в целом к большинству российских семей. 70% маленьких магнитогорцев, не задумываясь, ответили утвердительно (без пояснений), что они хотели бы, чтобы у них была семья, похожая на их семью. Примеры оригинальных ответов: «Хочу другую, свою семью», «Хочу, чтобы у моих деток был ещё и папа» (Катя С., Роза Г.) (родители в разводе). В опросе встретилось несколько детей, явно из неблагополучных семей, испытывающих эмоциональный дискомфорт в семье (алкоголизм, агрессивность родителей, отсутствие денег даже на еду).

Представления о семейном досуге складывается из ответов детей на вопросы: «Что вы делаете вместе с родителями?», «Как вы отдыхаете в семье, когда выходные?». 52% детей подчёркивают, что занимаются разнообразными совместными видами деятельности (гуляем, играем). Это несколько противоречит тому, что на вопрос «Чем чаще заняты родители дома?» только 9% детей отвечали, что родители всё делают вместе с ребёнком. На втором месте (46%) решение бытовых проблем (ходим по магазинам, готовим еду, ездим на дачу). На третьем месте (26%) – культурное времяпрепровождение (посещение театров). На четвёртом месте (16%) — «Смотрим телевизор, ничего не делаем». Отдельные дети вспоминают характерные для магнитогорцев поездки на озеро Банное, Абзаково (зоны отдыха) и поездки в Турцию, хоккей. На последнем месте (9%), к сожалению, - спортивные развлечения.

Таким образом, семейный досуг не отличается большим разнообразием, хотя город располагает достаточными возможностями. Можно предположить, что молодые семьи располагают недостаточными финансовыми средствами. Лишь 13 детей без пояснений высказались отрицательно по поводу того, что не хотят семью, похожую на их. Один ребёнок пояснил: «потому что не знаю, кто жених». Гендерный аспект просматривается в повышенной эмоциональной оценке девочками семей. Чаще девочки отмечают, что хотят иметь семью, похожую на их, красоту мам.

Итак, большинство современных дошкольников считает, что им достаточно комфортно жить в семье. Процент неблагополучных, неполных семей, встретившихся в опросе, невелик (12%) (восьмая часть дошкольников). Три четверти семей по национальному составу — русские, одна четвёртая - другие национальности и смешанные браки. Дети недостаточно хорошо знают своих родителей, в частности, чему радуются родители, чего им не хватает - дошкольники охарактеризовать затрудняются. Семейный досуг не отличается большим разнообразием, в основном, это — хозяйственная работа, в которой главное лицо — женщина – мать, телевидение, компьютер, хождение по магазинам. В большинстве родители недостаточно общаются с детьми, занимаются целенаправленным воспитанием ребёнка. Причины такого явления: одни семьи не хотят заниматься воспитанием, другие не умеют этого делать, третьи — не понимают, зачем это нужно. В данном случае нужна квалифицированная помощь ДОУ. Создание единого образовательного пространства с семьёй для развития ребёнка.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 959; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.