КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Л е к ц и я 8
КОНТРРЕФОРМАЦИЯ, ИЛИ ОБНОВЛЕНИЕ КАТОЛИЦИЗМА КАК РЕАКЦИЯ НА РЕФОРМАЦИЮ
1. Католическая реакция и ее характер. Историография проблемы. 2. Орден иезуитов и папская инквизиция. 3. Тридентский собор, успехи контрреформации во второй половине XVI-начале XVII вв.
Литература
1. Хрестоматия по истории средних веков. //Под ред. Грацианского Н.П.и Сказкина С.Д.-М., 1950.- Т. 3. 2. Гергей Е. История папства. - М., 1997. 3. Григулевич И.Р.Инквизиция. - М., 1985. 4. Карев А.В.,Сомов К.В. История христианства.- М., 1990. 5. Ковальский Я.В. Папы и папство.- М., 1991. 6. Лемэтр Н. Католики и протестанты: религиозный раскол XVI века в новом освещении // ВИ.- 1995.- № 10. 7. Лозинский С.Г. История инквизиции в Испании. - СПб., 1914. 8. Лозинский С.Г. История папства.- М., 1986. 9. Михайловский. Сервет и Кальвин. - М., 1883. 10. Михневич Д.Ю. Очерки из истории католической реакции. - М., 1955. 11. Дюма А. Королева Марго (люб. изд). 12. Мериме П. Хроника времен Людовика XI (люб. изд). 13. Цвейг С.Мария Стюарт (люб. изд). 14. Шиллер Ф. Мария Стюарт (люб. изд).
1. Католическая реакция и ее характер Реформация и крестьянская война в Германии, успех Реформации в Швейцарии затронули все страны Западной Европы. Католическая церковь, некогда незыблемая, была подвергнута осмеянию. Скандинавия была охвачена Реформацией, которой покровительствовала королевская власть. Откололась от римско-католической церкви безбожная Англия. Здесь, как и в Дании, и в Скандинавии короли щедро раздавали (или продавали) церковные владения дворянству. Основательные и бережливые бюргеры Германии и Нидерландов решительно отвергали все церковные поборы и вымогательства, а немецкие и австрийские крестьяне надеялись вместе с духовенством «прижать» и своих собственных дворян. Реформационное движение одерживало все новые и новые победы, оно угрожало даже папским владениям в Италии. Даровитый дипломат папской канцелярии Джованни Мороно писал: «Не следует забывать, что в воздухе носится еретическая зараза, все спорят и толкуют вкось и вкривь о догмах церкви, всякий считает себя теологом и предлагает какие-то нововведения в религии». Распространению Реформации способствовали образованнейшие люди разных стран. Ученые-гуманисты, даже оставаясь католиками, подвергали резкой критике моральные устои папского Рима, католических монашеских орденов, высшего и низшего клира. Казалось, что никогда еще церкви не угрожала такая опасность, как в 30-40=е годы XVI века. Казалось, она вот-вот рухнет под натиском своих многочисленных врагов. Эту угрозу не могли не ощущать сами церковники и их сторонники. Как уже отмечалось, реформационное движение в Европе не было единым. В нем, по меньшей мере, можно выделить три направления: королевско-княжеское; бюргерско-буржуазное; крестьянско-плебейское. Каждое из них понимало Реформацию по-своему, дополняло теорию своими практическими действиями, вкладывая в них свои мечты и идеалы. Эти практические действия предполагали изменения не только католической церкви, но и существующей жизни. Активизация крестьянско-плебейского лагеря вылилась в невиданное по масштабу крестьянское восстание, войну 1524-1525 гг. Выступление крестьянства заставило многих государей Европы вернуться в лоно католицизма, таким образом, папский Рим нашел в их лице своих надежных союзников. Вслед за Реформацией папство возглавляет религиозно-политическое движение, направленное против Реформации, то есть Контрреформацию. Как же это историческое явление оценивается в историографии? 1. Грановский Т.Н. и историки российской исторической школы термин «контрреформация» не употребляют, а все шаги, предпринятые папством, рассматривают: а) как «возрождение католицизма»; б) наступление на свободомыслие. 2. В германской историографии XIX века сложились две точки зрения на контрреформацию, они зависили от религиозной принадлежности авторов. Историки-протестанты считали контрреформацию борьбой со свободомыслием в Европе, наступлением реакции. Исследователи-католики чаще писали об «обновлении католицизма». Интересно, что и в современной западной историографии эти точки зрения присутствуют. 3. В наше время освободиться от «партийности» истории пытаются историки французской школы «Анналов». Это им принадлежат два исключающие друг друга тезиса: а) «история должна писаться на основании источников», б) мировая цивилизация накопила такое количество источников, что в истории можно доказать практически все. Люсьен Февр выступил против термина «контрреформация». Он призывал историков придерживаться принципа разграничения, «есть религия и есть церковь». Это две разные плоскости, в одной из которых – организация церковная и политическая; в другой – внутренняя жизнь человека и его духовная свобода. Применительно к учению Мартина Лютера, Февр также предложил разграничивать «лютеризм» (церковь) и «лютеранство» (идеологию). Но ведь сам великий реформатор не отделял свою догматику от идеи реформированной церкви, они у него едины. Критикуя термин «контрреформация», Февр старается не касаться сути явления. Это делает его позицию чрезвычайно уязвимой. 4. Отечественная (марксистская) историография исходила из абсолютизации классовой борьбы и классовой природы любых событий. Так И.Р.Григулевич в своей работе «Инквизиция» дает следующее определение: «Контрреформация – это реакционное религиозно-политическое движение в Западной Европе XVI-XVII вв., возглавляемое папством и направленное против Реформации». Он считает, что по своему характеру это движение являлось своего рода контрнаступлением в религиозной форме феодальных сил, пытающихся упрочить феодальный строй в эпоху его разложения. Нам кажется, что в контрреформационном движении отчетливо прослеживались две тенденции: более слабая – это попытка перестройки католической церкви в духе незначительного обновления; более сильная – карательная, запретительная, насильственная борьба с религиозным инакомыслием. С этой целью папство прибегло к организационной и идейной перестройке католической церкви. Эта перестройка включала в себя: 1. Организацию новых монашеских орденов театинцев, капуцинов, барнабитов и самое главное – иезуитов (1540). 2. Реорганизацию папской инквизиции (1542). 3. В целях подчинения полному контролю духовную жизнь общества папы издают с 1559 года Индекс (список) запрещенных книг. 4. Действенным оружием перестройки католической церкви и борьбы с инакомыслием стали решения Тридентского собора (1545 - 1563). 2. Орден иезуитов и папская инквизиция Основатель ордена иезуитов Игнатий Лойола, одной фразой, определил цели новой монашеской организации: «Лютер требует реформы церкви? Мы ему противопоставим нашу контрреформу». Испанский дворянин Иньиго (Игнатий) Лопец де Ренальде де Оназ и де Лойола был восьмым по счету сыном в обедневшей дворянской семье. Не рассчитывая на большое наследство и желая жить соответственно своему происхождению, он избрал военную службу и активно участвовал в итальянских войнах. В 1521 году был ранен при осаде Памплоны. Личная храбрость испанского воина поразила французов, и они оказали испанскому офицеру первую медицинскую помощь. В дальнейшем, с переломами ног он был отправлен на лечение домой. Вскоре Лойола с ужасом узнал, что одна нога срастается неровно, криво. Для человека, наделенного неутомимым честолюбием, тщеславного и крайне бедного, это несчастье казалось невыносимым, ибо оно не оставляло надежд на возвращение к военной службе, а затем и в общество «золотой испанской молодежи». И Лойола без всяких колебаний идет на крайнюю меру: он просит повторить операцию, вновь сломать ему ногу и наложить новые шины. Легко вообразить, как мучительна была эта операция при тогдашнем уровне хирургии: однако Лойола все вытерпел. Кость сломали, но она вновь срасталась криво. Пришлось пережить еще одну мучительную операцию, но все напрасно – одна нога осталась короче другой: о походах, дуэлях, танцах надо было забыть. Лойола и тут не хотел сдаваться – им был придуман особый ворот, который изо дня в день вытягивал ногу. Новая пытка стоила предыдущей. Но нога осталась короткой на всю жизнь. Он был тринадцатым ребенком в семье и восьмым сыном, поэтому ему не приходилось надеяться на наследство. Оставался один путь – быть слугой церкви. По мнению Т.Н.Грановского обращение к Богу было связано с болезнью Лойолы. Во время долгих месяцев лечения, он начал читать легенды о святых. Это произвело на бывшего офицера чрезвычайно сильное впечатление, воображение его распалилось; все свои рыцарские понятия он перенес на религию. Такие явления не были редкостью в то время, а он был сыном своего времени. Лойола вообразил себя рыцарем девы Марии. Так начинается его путь в религию. Он отправился в Монсерратский монастырь, переночевал в часовне Богородицы, оставил там свое боевое оружие и сменил офицерский мундир на лохмотья. А далее более... Он стал нищенствовать, вызывая изумление и кривотолки знакомых, и, наконец, чтобы заставить говорить о себе округу, стал «спасаться в пещере». Именно в ней он написал свои «Духовные упражнения» – настольную книгу иезуитов. В 1523 году Лойола посетил Палестину. Целью этой поездки стало желание разнести повсюду поклонение Святой Деве и обратить в христианство мусульман-арабов. Но когда он прибыл на Восток, его поразило собственное невежество: он не мог ответить ни на один серьезный вопрос мусульман и явно проигрывал в спорах с ними. А проигрывать Лойола не хотел. Он вернулся в Европу с сознанием собственного бессилия и с желанием учиться. Сначала он обучался в испанских университетах. В 1531 году в возрасте 40 лет Лойола прибыл в Париж, он хотел учиться в Сорбонне. Наука давалась ему нелегко, но Лойола отличался удивительным упорством и работоспособностью, он умел подчинить себе людей и делать их соучастниками своих планов. Вскоре друзья и единомышленники объединились в небольшой кружок «компания Иисуса» (рота Иисуса). Уставом этого кружка и стали его «Духовные упражнения». Этот кружок практически начал действовать в Париже в 1534 году. Однако вскоре Лойола переехал в Венецию, за ним последовали и его друзья. В 1540 году папа Павел III официально признал новую организацию. Была выделена и главная цель ордена – вернуть заблудшие массы в лоно католической церкви. Лойола был убежден, что в начале нужно привлечь всеобщее внимание к новому ордену. В первое время иезуиты старались заработать себе хорошую репутацию. Они основывали приюты для сирот и престарелых, лечили заразные болезни, занимались благотворительностью, открывали школы, лучшие в Европе. Когда же им это удалось, они заставили репутацию работать на себя. В это же время сложилась и организационная структура ордена. Во главе его стоял генерал, хотя формально высшая власть в ордене принадлежала генеральной конгрегации – в нее входили высшие сановники ордена. Весь мир иезуиты разделили на провинции-роны. Каждая такая провинция включала несколько стран. Во главе провинции-роны стоял провинциал, он лично подчинялся генералу ордена. В отличие от монахов других монашеских орденов иезуиты жили в миру, а не в монастырях. Главной обязанностью иезуитов было находиться в центре общественной жизни и оказывать влияние на эту общественную жизнь в интересах католической церкви. Для выполнения этой задачи орден был построен на жесткой дисциплине и централизации. Долг повиноваться младшего старшему четко определил сам Лойола: «Подчиненный должен смотреть на старшего, как на самого Христа, он должен повиноваться старшему, как труп, который можно переворачивать во всех направлениях, как шар из воска, который можно видоизменять и растягивать во всех направлениях... Если бы Бог, – учил Лойола, – дал тебе в повиновение животное, лишенное разума, ты должен не колеблясь, подчиняться ему, потому что так угодно Богу». С этим слепым послушанием было связано и особое понятие «коллективной совести». Рядовому иезуиты предписывалось (ради веры) лгать, хитрить, убивать. Отвечать за это будет орден в целом. У ордена было три главных направления деятельности: 1. Воспитание молодых людей в духе католицизма. 2. Возвращение в лоно католической церкви бывших протестантов и борьба с ересями. 3.Миссионерская деятельность, то есть борьба за утверждение католицизма в американских и азиатских колониях. Какие же средства использовали иезуиты для решения своих задач? Так как шла напряженная борьба за умы людей, то, в первую очередь, под контролем ордена создавались общеобразовательные и духовные школы. Преподавание в этих школах было отличным. Во-вторых, иезуитские священники стремились привлечь в исповедальню как можно больше людей. Шепотом произнесенные признания давали ценные тайные сведения (разведка, шпионская деятельность была поставлена отлично). Короли и вельможи находили в лице иезуитов снисходительных наставников, покрывающих любые грехи царствующих особ, убаюкивающих их совесть. В-третьих, как священники они использовали проповеди для увеличения числа членов ордена и укрепления католической веры. С помощью проповедей они привлекали в свои ряды нехристиан – жителей Америки, Азии и Африки. Слово «иезуит» вошло в нашу речь как символ вероломства и коварства, сочетающийся с внешним благочестием. Орден иезуитов не раз изгонялся из ряда стран. Королева Елизавета I изгнала членов ордена из Англии еще в 1581 году, позднее они были изгнаны из Португалии (1759), затем из Франции (1764) и Испании (1767) и других стран. В 1773 году папа Климент XIV вынужден был распустить орден «на вечные времена», генерал и многие другие члены ордена были даже арестованы. Правда, «вечные времена» продолжались только 41 год, в 1814 году папа Пий VII восстановил орден. Интересный факт, в период своего запрета иезуиты нашли убежище в Пруссии и России. В нашей стране им покровительствовали Екатерина II и Павел I. Во времена Александра I и наполеоновских войн Грубер, глава иезуитов в России, был агентом Наполеона Бонапарта. Только в 1820 году иезуиты были изгнаны из России. Однако орден иезуитов избрал методы относительно мирные. Карательные функции принадлежали папской инквизиции. Борьба с инакомыслием началась, конечно же, не в XVI веке. Еще Феодосий Великий в 382 году создал специальный институт расследования – инквизицию (от лат. inquisitio расследование). В 1542 году папа Павел III учредил «священную конгрегацию римской и вселенской инквизиции, ее священное судилище с правом действия во всем христианском мире». Папская инквизиция просуществовала очень долго, только в 1965 году она была реорганизована в конгрегацию вероучений. Структурно инквизиция делилась на папскую и национальные. Верховным главой инквизиции был римский понтифик. Ему подчинялись инквизиторы – обычно члены монашеских орденов доминиканцев и францисканцев. Именно они были руководителями инквизиции на местах. В католических государствах действовали инквизиционные суды, особенно активно в Испании и Португалии. Каждый такой суд возглавлялся судьей-инквизитором, другими членами суда были прокурор, врач и палач. Прокурор это, как правило, один из монахов на службе инквизиции. Он выступал в роли обвинителя. Врач следил за тем, чтобы обвиняемый не скончался преждевременно, под пытками. Роль палача – исполнение приговора. Кроме руководящего состава трибунала имелся подсобный: тайные доносчики, тюремные слуги и т.д. При поступлении доноса в инквизиционный суд, дальнейшая судьба человека решалась очень быстро: обвинение, допрос, пытки, приговор «аутодафе» (то есть торжественное оглашение приговора) и исполнение приговора. Часто это была смертная казнь «без пролития крови», т.е. костер. Обычно приговоренного одевали в позорное одеяние – санбенито и провозили по улицам города. Казнь превращалась в торжественное зрелище. Можно согласиться с мнением Карла Маркса: «Благодаря инквизиции церковь превратилась в самое страшное оружие абсолютизма... Вокруг лились потоки золота, звенели мечи, и зловеще горело зарево костров инквизиции». Борьба с инакомыслием продолжалась, и ее жертвы не скрывались. Так как одним из главных зол многие служители католицизма считали книги, то в помощь ордену иезуитов и инквизиции был учрежден Индекс (список) запрещенных книг. Первое официальное издание индекса вышло в 1559 году. Он был составлен римской инквизицией. В 1571 году была создана Конгрегация индекса – настоящий департамент цензуры католицизма. Конгрегация имела судебные функции. Она могла отлучить автора от церкви или даже передать дело в инквизиционный суд. В XVII веке пострадал за свою книгу «История Тридентского собора» итальянский историк Паоло Сарпи. Правда, кроме книги он был известен еще и тем, что вмешался в политический конфликт Венецианской Республики с Ватиканом, за что был убит иезуитами. Конгрегация существовала с 1559 до 1966 года. За это время вышло 32 издания (списка) запрещенных книг. Последний 32 том был издан в 1948 году. Историки считают, что до Великой французской революции 1789 года Индекс был довольно эффективным оружием церкви, после революции его издания мало волновали просвещенные умы Европы. 3. Тридентский собор и успехи контрреформации в Европе второй половины XVI—начала XVII вв. Широта распространения реформационного движения и популярность протестантских идей указывали на необходимость проведения некоторых реформ в самой католической церкви. Причем провести эти реформы мыслилось так, чтобы не пойти на уступки реформации в целом. С этой целью и был создан собор в городе Триденте (Тироль) или Тренто. Собор заседал с перерывами 18 лет (1545-1563). С самого первого заседания на соборе начались противоречия, которые и определили две тенденции, два подходы к проблеме реформирования католической церкви. 1. Наиболее радикальная группировка была представлена императором Карлом V, а также делегациями Испании и Франции. Они настаивали на решении вопросов по реформе самой католической церкви, требовали решительной борьбы со злоупотреблениями духовенства, выступали за повышение морального облика духовенства. Делегации Германии и Испании склонны были даже пойти на уступки протестантам в области догматики. 2. С непримиримых позиций выступила папская партия, ее поддержали иезуиты и священники Италии. Т.Н.Грановский считает, что на первых заседаниях собора две трети его делегатов были из Италии и всего два немецких епископа на 200 человек. Папская или итальянская партия заняла непримиримую позицию по отношению к Реформации. Ее сторонники выдвинули главной задачей собора укрепление церковного единства в борьбе с протестантами, по вопросам догматики они также выступили против любых компромиссов. Из-за разногласий между партиями Павел III закрыл собор. Правда, причиной закрытия собора было еще одно обстоятельство. В 1547 году Карл V одерживает военную победу над немецкими протестантами. Папа, с одной стороны, помогает императору деньгами и людьми, а с другой – опасается, что эта победа может быть окончательной и Карл V заговорит на соборе языком властелина. Поэтому еще до окончания войны Павел III отозвал своих солдат, прекратил помощь деньгами и в 1547 году перенес заседания собора из германского Тренто, где он чувствовал «дыхание победоносного императора», в Болонью, вторую столицу папской области. Так как германские епископы отказались ехать в Болонью, с 1547 по 1551 год собор не функционировал. Он был возобновлен только в 1551 году папой Юлием III. Карл V, для которого вопрос о власти был выше вопроса о вере, все же рекомендовал протестантским князьям явиться на заседания собора. Некоторые из них приехали в Тридент. Однако в дело вмешалась Франция. Французский король Генрих II (1547-1559) вел переговоры с протестантами Германии, надеясь закрепиться в трех германских епископствах: Туль, Мец и Верден. Это изменило положение дел в Империи. Карл V снова начал борьбу с протестантами. С 1552 по 1562 год собор не функционировал. Италия в это время покрылась сетью инквизиционных трибуналов. Даже папский дипломат кардинал Джованни Мороне, который выступал на первом заседании собора по вопросу «об оправдании верой» в примирительном духе, был арестован инквизицией и некоторое время провел в тюрьме. В 1556 году Карл V отрекся от престола. Распалась унивесалистская империя. Испанскую корону он передал своему сыну Филиппу (Филипп II Испанский), имперская корона досталась брату Карла V Фердинанду I. Несчастный Карл V, неутомимый борец за веру во славу империи, последние два года вел себя очень странно, постоянно корил себя за то, что не смог противостоять ни протестантам, ни папам. Религиозный мистицизм довел его до безумия (он даже при жизни сам себя отпел, то есть «заочно» похоронил). Умер бывший император в 1558 году. В январе 1562 года папе Пию IV удалось возобновить деятельность собора. На последнем заседании собора католики заняли непримиримую позицию по отношению к протестантизму. Собор закончился победой папской партии. В целом Тридентский собор организационно усилил католическую церковь. 1. Он подтвердил верховенство папы над собором. 2. Увеличил власть епископов в пределах их епархий. 3. По инициативе Собора были созданы специальные семинарии по подготовке священников. 4. Собор обязал монашеские ордена пересмотреть свои уставы, укрепить дисциплину. 5. Важнейшим результатом Тридентского собора было усиление гонений на свободомыслие, расширение деятельности инквизиции. Таким образом, Тридентский собор определил стратегию и тактику католической церкви в переходный период от средневековой к индустриальной цивилизации. Опираясь на решения собора, папство укрепило все звенья церковной организации. Со второй половины XVI века католическая идеология одержала победу в Испании, Чехии, Польше, Италии и Папской области. Эти идеологические успехи имели и свои последствия. 1. Экономическое развитие этих стран стало существенно отставать от стран протестантских. В Италии и Испании исчезли прогрессивные формы организации экономики, в сельском хозяйстве наблюдается возврат к крепостничеству. 2. Было заторможено и культурное развитие католических стран, запрещались книги прогрессивных писателей, гуманистов, уничтожались картины художников (например, картины Эль Греко в Испании). Однако успехи контрреформации – это и обновление католического христианства: укрепилась церковная организация и дисциплина монашеских орденов, что привело к росту авторитета католической церкви. Это помогло ей активно действовать в странах Азии и Латинской Америки. Но успехи католической реформы были неповсеместными. В начале XVII века в Западной Европе растут силы, способные нанести более сокрушительный удар по традиционному мировоззрению, а значит и по традиционному обществу в целом. В конце XVI века победила буржуазная революция в Нидерландах, была образована Республика Соединенных провинций. В первой половине XVII века назревает революция в Англии. Идеологией ранних буржуазных революций стал протестантизм.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 520; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |