Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культура в начале XX в




Социально-экономическое и политическое развитие страны, идеи модернизации и поистине ре­волюционизирующие изменения в науке и технике, произошедшие в конце XIX — начале XX в., оказали мощное воздействие на многие стороны жизни российского общества. Появление неви­данных технических новшеств, машин и механизмов не только меняло привычный уклад жизни, но и оказывало влияние на духовную жизнь всего населения.

На фоне быстрого экономического подъема интеллектуальная мысль России развивалась быс­трыми темпами. Интеллектуально и духовно Россия не стояла в стороне от мировой цивилиза­ции. Активно велись научные и инженерные изыскания, статус и престиж ученого и инженера в обществе были очень высоки. В Петербурге и Москве газовое и керосиновое освещение ста­ло заменяться электрическим. Трамваи начали вытеснять конки. Появились первые автомобили и аэропланы. Особая роль в становлении отечественного самолетостроения принадлежит И. И. Си- корскому. Уже в конце 1911 г. на построенном им самолете был установлен мировой рекорд ско­рости полета с двумя пассажирами, а с 1912 г. на Русско-Балтийском вагонном заводе началось строительство спроектированных Сикорским сверхмощных самолетов «Русский витязь», «Илья Муромец» и др.

По числу издаваемых книг и журналов в начале ХХ в. Россия занимала одно из ведущих мест в мире. Политика издания дешевых книг позволила приобщить к ним практически все слои населения. Создание сети сельских земских школ, в основном на средства меценатов, давало возможность получать начальное образование значительной части населения. Широкое развитие получило в России движение общественности в поддержку образования и деятельность доброволь­ных обществ по школьному и внешкольному образованию; по созданию вечерних школ и курсов для рабочих; женских курсов и т. д. В годы первой русской революции (1905-1907 гг.) во мно­гих районах страны были созданы народные университеты. Наибольшую известность среди них получил университет им. Шанявского, открытый в 1908 г. на средства известного общественного деятеля А. Л. Шанявского.

Практически в год изобретения братьями Люмьер кинематографа, в 1896 г., первые киносе­ансы состоялись и в России, а к 1913 г. в ней насчитывалось более 1400 кинотеатров. Широкое распространение получил граммофон. В военном деле уже находила применение радиосвязь, от­крытая в 1895 г. А. С. Поповым. Крупные города — Петербург, Москва, Киев, Рига, Тифлис, Одесса и др. — стали приобретать особенно во время бурного строительства в 1909-1913 гг., облик современных городов с водопроводами, канализацией, телефонами. В них появились но­вые библиотеки, театры, музеи, концертные залы. В 1898 г. в Петербурге был открыт Русский музей императора Александра III (ныне — Русский музей), а в 1912 г. в Москве начал работать основанный И. В. Цветаевым и размещенный в специально построенном по проекту архитектора Р. И. Клейна здании Музей изящных искусств (ныне — Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина).

Принципиальные изменения происходили и в развитии науки. Фундаментальные открытия в естествознании (рентгеновские лучи, явление радиоактивности, создание теории относитель­ности, подтверждение законов Менделя и создание генетики и т. д.) предопределили новые пути в развитии научных знаний; ученые различных специальностей объединяли свои усилия, возни­кали новые области знаний на стыке наук.

Основным препятствием на пути развития российской науки было отсутствие систематической материальной поддержки со стороны государства. Даже привилегированные императорские Ака­демия наук и университеты были постоянно стеснены в средствах. Бюджеты научных учреждений не пересматривались годами и даже десятилетиями.

Начало века ознаменовалось подключением к научно-исследовательским проектам прогрес­сивно мыслящих предпринимателей. В 1904 г. Д. П. Рябушинский выделил свои средства на строительство аэродинамической лаборатории в Кучино под Москвой. На средства, завещанные крупным промышленником Леденцовым, в 1909 г. было основано «Общество содействия успехам опытных наук и их практических применений им. X. С. Леденцова». Целью этого общества явля­лась поддержка исследований в области естествознания и технических изобретений. Признанием достижений российской науки явилось присуждение Нобелевской премии И. П. Павлову за труды по изучению процессов пищеварения (1904 г.) и И. И. Мечникову — за исследование проблем иммунологии и инфекционных заболеваний (1908 г.).

В 1903 г. учитель физики из Калуги К. Э. Циолковский опубликовал статью «Исследование мировых пространств реактивными приборами». Эту тему он развивал и в работах 1910-1914 гг., в которых были заложены основы теории космических полетов.

В России были также широко представлены общественные науки, отражавшие практически все стороны гуманитарного знания.

Чрезвычайно плодотворно развивалась художественная культура. Начало XX в. ознаменова­лось появлением такого количества художественных школ, методов, стилей и творческих инди­видуальностей в литературе и искусстве, что период, предшествующий Первой мировой войне, с полным правом называют Серебряным веком русской культуры.

Реалистические традиции русской литературы вслед за Л. Н. Толстым, А. П. Чеховым, Д. Н. Маминым-Сибиряком талантливо развивали в своем творчестве М. Горький (А. М. Пешков), Л. Н. Андреев, И. А. Бунин, В. В. Вересаев, В. Г. Короленко и др. Большое распространение среди писателей и поэтов, философов и историков искусства получили идеи декадентского движения, те­оретиками которого были В. Я. Брюсов, Д. С. Мережковский, Н. М. Минский, В. В. Розанов и др.

Особенно бурно развивалась русская поэзия. Поэтическое новаторство символистов — К. Д. Баль­монта, А. Белого, А. А. Блока, В. Я. Брюсова, М. А. Волошина, Вяч. И. Иванова, Ф. К. Сологуба; акмеистов — Н. С. Гумилева, С. М. Городецкого, А. А. Ахматовой; футуристов — И. Северянина,

В. Хлебникова, В. В. Маяковского, а также Б. Л. Пастернака, З. Н. Гиппиус, В. Ходасевича, М. И. Цветаевой, С. Черного и других оказало мощное воздействие на поэтическое творчество XX в. Пьесы Л. Н. Толстого, А. П. Чехова и М. Горького открыли новую страницу в истории русского театра. Определяющую роль в реформировании театрального искусства сыграли создан­ный в 1898 г. в Москве К. С. Станиславским, В. И. Немировичем-Данченко и С. Т. Морозовым Московский Художественный общедоступный театр, на сцене которого блистала целая плеяда замечательных актеров.

Новые тенденции проявились и в развитии оперного театра. Крупный промышленник и ме­ценат С. И. Мамонтов организовал в Москве артистический ансамбль, известный под названием Московская частная русская опера. На ее сцене в полной мере раскрылся замечательный та­лант Ф. И. Шаляпина. После закрытия этого театра в 1904 г. его функцию продолжил частный Оперный театр С. И. Зимина. Значительный подъем оперного и балетного искусства наблюдался и в крупнейших казенных театрах — Большом в Москве и Мариинском в Петербурге. Именно в этот период на русской сцене блистали певцы А. В. Нежданова и Л. В. Собинов, артисты балета

A. П. Павлова, Т. П. Карсавина, В. Ф. Нижинский, Е. В. Гельцер, балетмейстер М. М. Фокин.

Выдающуюся роль в развитии традиций отечественной музыкальной культуры сыграл член

«Могучей кучки» Н. А. Римский-Корсаков. Его оперы «Сказка о царе Салтане» (1900 г.), «Ка- щей Бессмертный» (1902 г.), «Сказание о невидимом граде Китеже...» (1904 г.), «Золотой пету­шок» (1907 г.) являли собой образцы опер-сказок, народных музыкальных сатирических драм. Римский-Корсаков внес неоценимый вклад в завершение ряда произведений А. П. Бородина и М. П. Мусоргского. Учениками Римского-Корсакова были А. К. Глазунов, А. А. Спендиаров,

Н. Я. Мясковский и др. В 1903-1908 гг. уроки композиции у Римского-Корсакова брал молодой И. Ф. Стравинский, создатель классических балетов на русскую тему — «Жар-птица» (1910 г.), «Петрушка» (1911 г.), «Весна священная» (1913 г.).

Особую роль в развитии русской и мировой музыкальной культуры сыграли творчество и кон­цертная деятельность С. В. Рахманинова и А. Н. Скрябина.

Великие творения русской реалистической живописи создавали передвижники И. Е. Репин,

B. И. Суриков, братья А. М. и В. М. Васнецовы. Целую художественную галерею членов царс­твующего дома, общественных деятелей, артистов, художников, писателей конца XIX — начала XX в. создал выдающийся портретист В. А. Серов. Художник Н. А. Касаткин обращался к обра­зам рабочих. Подлинное новаторство проявили в своем творчестве М. А. Врубель, М. В. Нестеров,

В. Д. Поленов, К. А. Коровин, Б. М. Кустодиев, А. А. Рылов, Н. К. Рерих, В. Э. Борисов-Мусатов, Е. Е. Лансере, К. Ф. Юон и др.

Развитие русской скульптуры тесно связано с именами П. П. Трубецкого, С. Т. Коненкова, А. С. Голубкиной. В области архитектуры выдающуюся роль сыграло творчество Ф. О. Шехтеля.

Первая мировая война, революция 1917 г. и особенно начало Гражданской войны явились трагическим рубежом в истории отечественной культуры. Оставшиеся на родине представители художественной интеллигенции в новых условиях, как правило, видоизменяли тематику своего

творчества, а эмигрировавшие мастера, лишившись родной почвы, в большинстве своем уже не смогли создать сколько-нибудь значительных произведений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 706; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.