Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учёт финансовых вложений




Финансовые вложения – это активы, которые представляют собой право получения определенного количества денежных средств или иных финансовых активов в определенный срок в соответствии с документом, удостоверяющим это право (договором, ценной бумагой и др.), при этом они не являются денежными средствами и дебиторской задолженностью.

Классификация финансовых вложений в российском учете в соответствии с ПБУ 19/02 представляет собой открытый перечень возможных вариантов вложения средств для инвестора:

• инвестиции организации в государственные и муниципальные ценные бумаги, ценные бумаги других организаций, в том числе долговые ценные бумаги, в которых дата и стоимость погашения определены (облигации, векселя);

• вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций (в том числе дочерних и зависимых хозяйственных обществ);

• предоставленные другим организациям займы;

• депозитные вклады в кредитных организациях;

• дебиторская задолженность, приобретенная на основании уступки права требования;

• вклады организации-товарища по договору простого товарищества и пр.

Для учета наличия и движения финансовых вложений в соответствии с Планом используется синтетический счет 58 «Финансовые вложения». Им пользуются независимо от срока, на который организации производят те или иные финансовые вложения. В бухгалтерском балансе суммы сальдо счета 58 «Финансовые вложения» отражаются обособленно: со сроком погашения (выбытия) более одного года – в составе внеоборотных средств (в первом разделе баланса), менее одного года – в составе текущих активов (во втором разделе баланса).

Счет 58 является активным, имеет дебетовое сальдо.

Аналитический учет по счету 58 ведется на основании первичных документов по видам финансовых вложений (например, паи, акции, облигации), объектам, в которые сделаны эти вложения (организациям – продавцам ценных бумаг; другим организациям, участником которых является организация; организациям-заемщикам, другим субъектам), по формам собственности (государственные и негосударственные ценные бумаги), по срокам.

Согласно ПБУ 19/02 различаются первоначальная и последующая оценки объектов финансовых вложений. Финансовые вложения на этапе принятия к бухгалтерскому учету оцениваются по первоначальной стоимости. Первоначальная стоимость объектов финансовых вложений формируется аналогично другим активам в зависимости от варианта их поступления в собственность организации (приобретение за плату, безвозмездное получение, в счет вклада в уставный капитал, в счет вклада по договору простого товарищества и пр.).

Для целей последующей оценки финансовые вложения подразделяются на две группы:

1) финансовые вложения, по которым можно определить текущую рыночную стоимость в порядке, установленном ПБУ 19/02;

2) финансовые вложения, по которым их текущая рыночная стоимость не определяется.

Финансовые вложения первой группы, по которым можно определить в установленном порядке текущую рыночную стоимость, отражаются в бухгалтерской отчетности на конец отчетного года по текущей рыночной стоимости путем корректировки их оценки на предыдущую отчетную дату. Указанную корректировку организация может производить ежемесячно или ежеквартально; принятый вариант отражается в учетной политике. Финансовые вложения второй группы, по которым не определяется текущая рыночная стоимость, подлежат отражению в бухгалтерском учете и в бухгалтерской отчетности на отчетную дату по первоначальной стоимости.

Объекты финансовых вложений (кроме займов), не оплаченные полностью, показываются в активе организации в полной сумме фактических затрат на их приобретение по договору с отнесением непогашенной суммы в качестве кредиторской задолженности в случаях, когда инвестор имеет право на получение дивидендов и несет полную ответственность по этим финансовым вложениям. В остальных случаях в составе финансовых вложений учитываются только полностью оплаченные акции и паи других организаций. Суммы частичной оплаты акций и паев отражаются как дебиторская задолженность.

Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяется и документально подтверждается их наличие, состояние и оценка. Финансовые вложения в уставные капиталы других организаций, а также займы, предоставленные другим организациям, при инвентаризации подтверждаются соответствующими документами. В процессе инвентаризации проверяется сохранность и правильность оформления ценных бумаг, реальность их учетной стоимости, своевременность и полнота отражения в бухгалтерском учете начисленных доходов по ценным бумагам.

Поступление в организацию финансовых вложений различных видов осуществляется путем отражения фактических затрат на их приобретение по дебету счета 58 в корреспонденции с соответствующими счетами учета расчетов.

К первичным документам, на основании которых учитываются финансовые вложения, относят:

1. акт приема-передачи ценных бумаг - при покупке (продаже) ценных бумаг;

2. акт приема-передачи вклада в совместную деятельность;

3. авизо (официальное извещение об изменениях в состоянии взаимных расчетов, переводе денег, посылке товаров и т.п., направляемое одним контрагентом другому.) об оприходовании имущества товарищем, ведущим общие дела - при вкладе капитала по договору простого товарищества;

4. выписки банка и платежные поручения о перечислении вкладов в денежной форме - при внесении вклада в форме безналичных расчетов;

5. Расходный кассовый ордер и квитанция к приходному кассовому ордеру - при внесении вклада денежной наличностью непосредственно в кассу предприятия;

6. накладные на передачу имущества (активов) в оплату за ценные бумаги;

7. инвентарная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности (ф. № ИНВ-16)

Синтетический учет по счету 58 ведется в разрезе следующих субсчетов:

58/1 "Паи и акции";

58/2 "Долговые ценные бумаги";

58/3 "Предоставленные займы";

58/4 "Вклады по договору простого товарищества".

Обесценение финансовых вложений - это устойчивое существенное снижение стоимости финансовых вложений, по которым не определяется их текущая рыночная стоимость, ниже величины экономических выгод, которые организация рассчитывает получить от них в обычных условиях ее деятельности.

Обесценение финансовых вложений характеризуется одновременным наличием условий:

· на отчетную дату и на предыдущую отчетную дату учетная стоимость существенно выше расчетной стоимости;

· в течение отчетного года расчетная стоимость существенно уменьшалась в направлении ее снижения;

· на отчетную дату отсутствуют свидетельства того, что в будущем возможно существенное повышение расчетной стоимости финансовых вложений.

При возникновения ситуации, когда может произойти обесценение финансовых вложений, организация должна осуществить проверку наличия условий устойчивого снижения стоимости финансовых вложений.

В случае если проверка на обесценение подтверждает устойчивое существенное снижение стоимости, организация образует резерв под обесценение финансовых вложений на величину разницы между учетной стоимостью и расчетной стоимостью таких финансовых вложений.

Резерв образуется за счет финансовых результатов организации (в составе прочих расходов). При этом в бухгалтерской отчетности финансовые вложения показывается по учетной стоимости за вычетом суммы резерва.

Другими словами, финансовое вложение, реальная стоимость которого на отчетную дату превышает первоначальную стоимость, отражается в балансе по первоначальной стоимости. Если реальная стоимость уменьшилась, то финансовое вложение отражается по реальной, сниженной стоимости, на сумму снижения создается резерв под обесценение финансовых вложений.

В налоговом учете создание резерва под обесценение финансовых вложений в целях налогообложения прибыли не учитывается (п. 10 ст. 270 НК РФ).

Проверка на обесценение производится не реже одного раза в год по состоянию на 31 декабря при наличии признаков обесценения.

Если по результатам проверки выявляется дальнейшее снижение расчетной стоимости, то сумма ранее созданного резерва под обесценение увеличивается и уменьшается финансовый результат.

Если по результатам проверки выявляется повышение их расчетной стоимости, то сумма резерва уменьшается, а финансовый результат увеличивается.

Если финансовое вложение более не удовлетворяет критериям устойчивого снижения стоимости, то сумма созданного резерва относится на финансовые результаты (в составе прочих доходов).

Учет резерва ведется на счете 59 "Резервы под обесценение финансовых вложений":
Д91 К 59 - создан резерв под обесценение финансовых вложений
Д59 К91 - уменьшен (списан) ранее созданный резерв под обесценении

 

8. Учетная политика: техника, организация и методика бухгалтерского и налогового учета.

Основы формирования и раскрытия учетной политики организаций устанавливает

Положение по бухучету «Учетная политика организаций» ПБУ 1/2008.

Учетная политика организаций - это совокупность способов ведения бухучета:

первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового

обобщения фактов хозяйственной деятельности. Выбор учетной политики зависит от

специфики предприятия, особенностей организации управления, текущих и

долгосрочных целей и др.

Назначение учетной политики состоит в том, чтобы четко объяснить пользователям

бухгалтерской и налоговой отчетности, на основании каких конкретных правил

сформирована отчетность организации. Фактически учетная политика представляет

собой текстовые пояснения к отчетности, служащие уточнению применяемых

организацией способов учета и уплаты налогов. Наличие учетной политики, как

бухгалтерской, так и налоговой, законодательно закреплено в отношении любых

организаций.

Учетная политика должна обеспечивать:

- полноту отражения в бухучете всех фактов хозяйственной деятельности

(требование полноты);

- своевременное отражение фактов хоз. деятельности в бухгалтерском учете и

отчетности (требование своевременности);

- большую готовность к признанию в бухучете расходов и обязательств, чем

возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование

осмотрительности);

- отражение в бухучете фактов хоз. деятельности, исходя не столько из их

правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий

хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);

- тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам

синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование

непротиворечивости);

- рациональное ведение бухучета, исходя из условий хозяйствования и величины

организации (требование рациональности).

Учетная политика формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в

соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение

бухгалтерского учета организации. Утверждает учетную политику руководитель

организации. В составе учетной политики должны быть утверждены:

- рабочий план счетов организации;

- формы первичных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов

для внутренней отчетности;

- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

- способы оценки активов и обязательств;

- правила документооборота и технология обработки учетной информации;

- порядок контроля за хозяйственными операциями;

- другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета, в частности

порядок осуществления платежей в бюджет в соответствии с налоговым

законодательством, т.е. принятие соответствующей налоговой политики.

Таким образом, учетная политика организации должна содержать три группы

вопросов:

- организационно-технические;

- методические;

- налоговые.

При формировании учетной политики предполагается ряд допущений:

1) имущественная обособленность организации, т.е. имущество и обязательства

организации существуют обособленно от имущества и обязательств собственников;

2) непрерывность деятельности организации, т.е. организация будет продолжать

свою деятельность в обозримом будущем и у нее нет намерений и необходимости в

ликвидации или существенном сокращении деятельности;

3) последовательность применения учетной политики, т.е. выбранная организацией

учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому;

4) временная определенность фактов хозяйственной деятельности, т.е. факты

хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду (и

следовательно, отражаются в бухгалтерском учете), в котором они имели место,

независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств,

связанных с этими фактами.

Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей

организационно - распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и

т.п.) организации. Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией

при формировании учетной политики, применяются с первого января года, следующего

за годом утверждения соответствующего организационно - распорядительного

документа.

Учетная политика принимается на длительный срок. Ее изменение возможно только в

некоторых случаях:

- изменение законодательства и нормативно-правовых актов по бухучету;

- существенное изменение условий хозяйствования (реорганизация, изменение вида

деятельности и т.п.).

Изменение учетной политики должно быть:

- обоснованным;

- оформляться приказом или распоряжением;

- производиться с начала отчетного года.

Последствия изменения учетной политики, способные оказать существенное влияние

на финансовое положение и результаты организации, оцениваются в денежном

выражении.

Организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы

ведения бухучета, существенно влияющие на оценку и принятие решений

заинтересованными пользователями, т.е. такие, без знания которых невозможна

достоверная оценка ее финансового положения.

Раскрытию подлежат способы:

- амортизации основных средств и нематериальных активов;

- оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства и

готовой продукции;

- признания выручки от продажи товаров (работ, услуг).

В случае изменения учетной политики организация должна раскрывать следующую

информацию:

- причину изменения учетной политики;

- содержание изменения;

- порядок отражения последствий изменения в бухучете;

- суммы корректировок, связанных с изменением учетной политики.

Существенные способы ведения бухучета, а также информация по изменению учетной

политики должны отражаться в пояснительной записке к бухгалтерскому балансу и в

бухгалтерской отчетности

 

9. Порядок формирования и отражения в учете финансового результата деятельности организации.

Для обобщения информации о доходах и расходах организации, а также выявления конечного финансового результата деятельности организации за отчетный год предназначены счета 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы» и др.

Счет 90 «Продажи» предназначен для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности организации, а также для определения финансового результата по ним. Особенностью этого счета является наличие субсчетов, по которым записи производятся накопительно в течение отчетного года.

К счету 90 «Продажи» открываются следующие субсчета:

– 90-1 «Выручка»;

– 90-2 «Себестоимость продаж»;

– 90-3 «Налог на добавленную стоимость»;

– 90-4 «Акцизы»;

– 90-9 «Прибыль (убыток) от продаж».

Ежемесячно сопоставлением совокупного дебетового оборота по субсчетам 90-3 «Налог на добавленную стоимость», 90-4 «Акцизы» и кредитового оборота по субсчету 90-1 «Выручка» определяется финансовый результат от продаж за отчетный месяц. Полученный результат (прибыль или убыток) ежемесячно (заключительными оборотами) списывается с субсчета 90-9 «Прибыль (убыток) от продаж» на счет 99 «Прибыли и убытки».

Счет 90 «Продажи» сальдо на отчетную дату не имеет.

По окончании отчетного года все субсчета закрываются внутренними записями на субсчет 90-9 «Прибыль (убыток) от продаж».

В бухгалтерском учете отражаются следующие хозяйственные операции.

1. Отражена прибыль (убыток) от обычных видов деятельности:

Дебет счета 90-1 «Выручка» (счета 90-9 «Прибыль (убыток) от продаж»)

Кредит счета 90-9 «Прибыль (убыток) от продаж» (счета 90-1 «Выручка»).

2. Финансовый результат списывается на счет прибыли и убытков:

Дебет счета 90-9 «Прибыль (убыток) от продаж» (счета 99 «Прибыли и убытки»)

Кредит счета 99 «Прибыли и убытки» (счета 90-9 «Прибыль (убыток) от продаж»).

Счет 91 «Прочие доходы и расходы» предназначен для обобщения информации о прочих доходах и расходах отчетного периода, кроме чрезвычайных доходов и расходов. По кредиту этого счета отражаются прочие доходы, по дебету – прочие расходы.

Счет 91 «Прочие доходы и расходы» также имеет субсчета:

– 91-1 «Прочие доходы»;

– 91-2 «Прочие расходы»;

– 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов».

Учет операций на данном счете аналогичен порядку ведения записей по счету 90 «Продажи».

Счет 99 «Прибыли и убытки» предназначен для обобщения информации о формировании конечного финансового результата деятельности организации в отчетном году.

Конечный финансовый результат слагается из прибыли от обычных видов деятельности, а также прочих доходов и расходов, включая чрезвычайные.

По дебету счета 99 «Прибыли и убытки» отражаются убытки, по кредиту – прибыли (доходы) организации.

Сопоставление дебетового и кредитового оборотов за отчетный период показывает конечный финансовый результат.

По окончании отчетного года при составлении годовой бухгалтерской отчетности счет 99 «Прибыли и убытки» закрывается. При этом заключительной записью декабря сумма чистой прибыли (убытка) отчетного года списывается со счета 99 «Прибыли и убытки» в кредит (дебет) счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

Данные счета 99 «Прибыли и убытки» используются при составлении отчета о прибылях и убытках.

10. Состав, содержание и порядок составления бухгалтерской отчетности.

Бухгалтерская отчетность – это система показателей, отражающих имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату, а также финансовые результаты хозяйственной деятельности за отчетный период. Бухгалтерская отчетность является источником информации для принятия управленческих решений для внешних и внутренних пользователей.

Составление бухгалтерской отчетности – это процесс сбора, обобщения и систематизации данных текущего бухгалтерского учета с целью создания итоговой информации о состоянии активов, капитала, обязательств, результатов финансовой деятельности предприятия.

Юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, независимо от форм собственности обязаны представлять годовую и квартальную бухгалтерскую финансовую отчетность.

Бухгалтерская отчетность представляет собой таблицы, заполняемые по данным синтетического и аналитического учета на основании остатков по счетам и субсчетам учета, выделенных в Главной книге по состоянию на отчетную дату. В бухгалтерском учете составление отчетности является завершающим этапом.

Содержание, периодичность, сроки представления отчетности устанавливаются соответствующими нормативными актами исходя из потребностей налогообложения, управления и оперативного руководства экономикой. Типовые формы отчетности, а также указания по их применению утверждает Минфин России, специализированные ведомственные формы по сельскому хозяйству – Минсельхоз России. В качестве форм бухгалтерской отчетности организации вправе использовать формы, утвержденные законодательством РФ или самостоятельно разрабатываемые формы при соблюдении общих требований к бухгалтерской отчетности.

Бухгалтерская отчетность позволяет определить общую стоимость имущества предприятия, основных и оборотных средств, величину собственных и заемных средств. По данным бухгалтерской отчетности устанавливается излишек или недостаток источников средств для формирования запасов и затрат, определяется обеспеченность предприятия собственными, кредитными и другими заемными источниками.

С помощью бухгалтерской отчетности оценивается кредитоспособность предприятия – его способность полностью и своевременно рассчитаться по своим обязательствам.

Бухгалтерская отчетность определяет, какие активы являются наиболее ликвидными: быстрореализуемые, медленнореализуемые и труднореализуемые. По данным бухгалтерской отчетности устанавливаются наиболее срочные обязательства предприятия, краткосрочные кредиты и заемные средства, а также долгосрочные кредиты, что важно для предприятия, работающего в условиях рынка в окружении предприятий-конкурентов.

Отчетность используется для текущего руководства деятельностью организации, ее данные необходимы для анализа производственно-финансовой деятельности. С ее помощью выявляют причины отклонений от заданных параметров, вскрывают неиспользованные резервы производства.

Отчетность должна быть простой, ясной и доступной для понимания пользователей, чтобы они могли участвовать в контроле за работой организации. Она не должна быть громоздкой и сложной, поэтому в последние годы была проведена значительная работа по сокращению и упрощению отчетности.

Все организации обязаны составлять бухгалтерскую отчетность, основываясь на данных синтетического и аналитического учета.

Бухгалтерская отчетность организаций, за исключением отчетности бюджетных организаций, а также общественных организаций и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательскую деятельность и не имеющих, кроме выбывшего имущества, оборотов по реализации товаров (работ, услуг), имеет следующие составляющие.

1. Бухгалтерский баланс, который представляет собой унифицированную форму отчета, которая является «информатором» по имущественному положению организации.

В бухгалтерском балансе активы и обязательства подразделяются на краткосрочные и долгосрочные. В активе баланса они выделены подразделами «Внеоборотные активы» и «Оборотные активы». В пассиве – «Капитал и резервы», «Долгосрочные обязательства», «Краткосрочные обязательства». Каждый из разделов делится на отдельные подразделы и отдельные статьи.

Активы и пассивы в части расчетов и обязательств должны показываться раздельно, в зависимости от сроков их обращения, с подразделением на задолженность со сроком платежа, планируемым в течение 12 месяцев и со сроком платежа более чем 12 месяцев.

2. Отчет о прибылях и убытках характеризует финансовые результаты деятельности организации за отчетный период. Доходы и расходы подразделяются на обычные и прочие (операционные, внереализационные, чрезвычайные). Отчет о прибылях и убытках позволяет установить, из чего сложилась прибыль организации за отчетный период, дать сравнительную оценку их изменений с аналогичным периодом прошлого года.

3. Приложение к отчету о прибылях и убытках, предусмотренное нормативными актами.

4. Аудиторское заключение, если оно необходимо.

5. Пояснительная записка.

Информация, которую нецелесообразно включать в баланс и в отчет о прибылях и убытках, но которая нужна для реальной оценки финансового положения, содержится в пояснительной записке и в ряде отчетных форм, таких как:

1) отчет об изменениях капитала, который содержит информацию о наличии и изменениях уставного капитала, резервного, добавочного и других составляющих капитала организации;

2) отчет о движении денежных средств в свою очередь характеризует изменения в финансовом положении организации в текущей, инвестиционной и финансовой деятельности.

В пояснительной записке организация приводит дополнительную информацию, которая включает данные о наличии на начало и конец отчетного периода и движении в течение отчетного периода отдельных видов активов; данные об изменениях в капитале организации, о количестве выпущенных оплаченных и неоплаченных акций, их номинальной стоимости; данные о предстоящих расходах и платежах, оценочных резервах, об их движении в течение отчетного периода; данные о кредиторской задолженности, об объемах продаж, рынках сбыта, составе затрат, чрезвычайных ситуациях; данные о прекращенных операциях, аффилированных лицах, государственной помощи, о прибыли, приходящейся на одну акцию.

Аудиторское заключение подтверждает достоверность бухгалтерской отчетности, если она подлежит обязательному аудиту, согласно законодательству РФ.

Все организации, за исключением бюджетных, представляют бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или собственникам имущества, территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации. Государственные и муниципальные унитарные предприятия представляют бухгалтерскую отчетность органам, управляющим государственным имуществом. Другим органам исполнительной власти, банкам и иным пользователям бухгалтерская отчетность представляется в соответствии с законодательством РФ.

Отчетный год – для российских организаций это календарный год с 1 января по 31 декабря включительно. Для вновь созданной или реорганизованной организации – отчетный период со дня ее государственной регистрации по 31 декабря следующего года включительно.

Промежуточная отчетность – это отчетность за определенный период в пределах отчетного года. Месячная отчетность в установленные адреса не представляется, но необходима для оперативного реагирования на изменения в финансовом положении организации.

Отчетная дата – последний календарный день отчетного периода:

1) 31 декабря – для годового бухгалтерского отчета;

2) последние дни месяцев – для промежуточной бухгалтерской отчетности.

Определение «отчетной даты» важно для составления бухгалтерской отчетности, поскольку от этого зависит величина курсовой разницы по активам и обязательствам, стоимость которых выражена в иностранной валюте.

Сроки представления бухгалтерской отчетности устанавливаются законодательством РФ.

Датой представления бухгалтерской отчетности для организации считается день фактической передачи ее по принадлежности или дата ее отправления, обозначенная на штампе почтовой организации. Если дата представления отчетности приходится на нерабочий день, то сроком представления отчетности считается первый следующий за ним рабочий день.

Срок представления квартальной отчетности – в течение 30 дней по окончании квартала, годовой – в течение 90 дней по окончании года.

В случае наличия у организации дочерних и зависимых обществ, помимо собственного бухгалтерского отчета, они составляют сводную бухгалтерскую отчетность, включающую показатели таких обществ, находящихся на территории РФ и за ее пределами.

Cводная бухгалтерская отчетность – это система показателей, отражающих финансовое положение на отчетную дату и финансовые результаты за отчетный период группы взаимосвязанных организаций.

Министерства, ведомства и другие федеральные исполнительные органы представляют сводную годовую бухгалтерскую отчетность по унитарным предприятиям, отдельно по акционерным обществам, часть акций которых закреплена в федеральной собственности. Данная сводная отчетность представляется Минфину РФ, Минэкономики РФ и Госкомстату РФ в следующие сроки:

– по унитарным предприятиям – не позднее 25 апреля следующего за отчетным года;

– по акционерным обществам – не позднее 1 августа следующего за отчетным года.

Сводная годовая бухгалтерская отчетность объединения юридических лиц, созданного на добровольных началах организациями, представляется в порядке и сроки, предусмотренные в их учредительных документах.

11. Учет затрат на производство и порядок определения незавершенного производства.

К незавершенному производству согласно п.63 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности относятся: продукция (работы), не прошедшая всех стадий технологического процесса и изделия неукомплектованные, не прошедшие испытаний и технической приемки, а также незаконченные работы, не принятые заказчиком.

К незавршенному производству также относится полностью укомплектованная продукция, которая не прошла испытаний, предусмотренных технологией.
В бухгалтерском учете незавершенное производство может отражаться:

при единичном производстве - по фактически понесенным затратам

при массовом и серийном производстве -

1. по фактической производственной себестоимости,

2. по плановой производственной себестоимости,

3. по прямым статьям затрат,

4. по стоимости сырья, материалов, полуфабрикатов.

Объем незавершенного производства определяют путем инвентаризации или документальным методом.
Организации, которые производят продукцию с длительным циклом изготовления или оказывают комплексные услуги (строительные, научные, проектные и др.) могут признавать продажу:

в целом как законченную и сданную заказчику работу;

по отдельным этапам выполненной работы.

Первый вариант традиционен, при втором варианте учет ведется с использованием счета 46 "Выполненные этапы по незавершенным работам". По дебету счета отражается стоимость оплаченных заказчиком законченных организацией этапов работы в корреспонденции со счетом 90 "Продажи". По окончании всех этапов оплаченную заказчиком стоимость списывают со счета 46 в дебет счета 62 "Расчеты с покупате-лями и заказчиками".
Оценка остатков НЗП производится на основании данных первичных учетных документов о движении и об остатках сырья и материалов, готовой продукции по цехам. Наличие и величина остатков незавершенного производства зависят от характера и длительности технологического процесса, а также особенностей выпускаемой продукции. Размер остатков незавершенного производства устанавливают путем проведения инвентаризации.
Остатки по счету 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства", 29 "Обслуживающие производства и хозяйства" на конец месяца показывают стоимость незавершенного производства в соответствующих производствах.

В состав затрат, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, включаются только прямые расходы, относящиеся к реализованной готовой продукции. Прямые расходы, относящиеся к незавершенным работам, а также к готовой, но не реализованной продукции, налогооблагаемую прибыль не уменьшают.

Учет затрат на производство продукции осуществляется на счетах материальных затрат (20, 23, 25, 26, 29). Счета по типу – активные. К затратам на производство продукции разрешено относить только те затраты, которые указаны в НК РФ. Часть затрат в соответствии с Налоговым кодексом не включается в себестоимость, но уменьшает налогооблагаемую прибыль. Все остальные затраты, не поименованные в НК РФ, покрываются предприятием за счет прибыли, остающейся после налогообложения. Основной документ – гл. 25 Налогового кодекса.

Учет затрат на производство продукции имеет в том числе своей целью представление управленческой информации для мероприятий по снижению себестоимости и соответственно увеличению прибыли от продаж. Поэтому целесообразно дополнять его аналитическим учетом. Предприятия с хорошо организованным управленческим учетом ведут учет затрат по нескольким аналитикам:

1) по элементам затрат (по оплате труда, амортизации, материальным затратам, отчислениям на социальные нужды и пр.);

2) по статьям затрат в соответствии с принятой в отрасли или принятой на предприятии калькуляцией (заработная плата водителей, ремонтных рабочих с отчислениями на социальные нужды, автошины, амортизация, затраты на смазочные материалы, накладные расходы);

3) по объектам учета. Объектами учета могут быть виды деятельности, структурные подразделения, виды выпускаемой продукции и т. д.

По окончании учетного периода расходы со счетов затрат списываются на счет 90 «Продажи». При ведении объектного учета затрат и отдельного учета общехозяйственных расходов на предприятии должна быть утверждена методика распределения этих затрат между объектами учета (накладные расходы нужно распределить по видам перевозок).

После списания затрат на счете 90 фактически сформирован финансовый результат от продаж в виде кредитового сальдо. Для его (финансового результата) отражения на счете 90 открывается отдельный субсчет 9. Прибыль от продаж списывается с этого субсчета по итогам учетного периода на счет 99.

12. Учет собственного капитала

Капитал, являясь экономическим ресурсом, представляет собой совокупность собственного и привлеченного капитала, необходимого для осуществления финансово-хозяйственной деятельности организации. Привлеченный капитал – это кредиты, займы и кредиторская задолженность, т. е. обязательства перед физическими и юридическими лицами. Собственный капитал – это капитал за вычетом привлеченного капитала (обязательства), который состоит из совокупности уставного, добавочного и резервного капитала, нераспределенной прибыли и прочих резервов (целевые фонды и резервы). Активный капитал – это стоимость всего имущества по составу и размещению, т. е. все то, чем владеет организация как юридически самостоятельное лицо. Пассивный капитал – это источники имущества (активного капитала) организации; состоит из собственного и привлеченного капитала.

Все представленные понятия можно выразить следующим уравнением:

Активы (экономические ресурсы) = Финансовые обязательства (привлеченный капитал) + + Собственный капитал.

Иногда собственный капитал выступает как остаточный, поскольку отражает совокупность средств, которые остаются в распоряжении организации после выплаты финансовых обязательств.

В этом случае уравнение выглядит так: Собственный капитал = Активы – Финансовые обязательства.

В международных стандартах финансовой отчетности капитал рассматривается как совокупность привлеченного и собственного капитала.

Учет добавочного капитала осуществляется на пассивном счете 83 «Добавочный капитал», на котором отражают:

• прирост стоимости внеоборотных активов, выявленный по результатам переоценки этих активов; порядок переоценки регулируется соответствующими нормативными документами;

• разницу между продажной и номинальной стоимостью акций, образующуюся в процессе формирования уставного капитала акционерного общества; за счет продажи акций по цене, превышающей номинальную стоимость, образующуюся в процессе формирования уставного капитала акционерного общества (получения эмиссионного дохода);

• положительные курсовые разницы, возникающие при вкладах в уставный капитал организации, выраженные в иностранной валюте (п. 14 ПБУ 3/2000);

• в некоммерческих организациях в состав добавочного капитала всключаются фактически использованные по целевому назначению бюджетные средства согласно инвестиционной программе организации.

Для организации аналитического учета к счету 83 следует открывать по источникам его формирования следующие субсчета: 83-1 «Прирост по результатам переоценки активов»; 83-2 «Получение эмиссионного дохода за счет продажи акций по цене, превышающей номинальную стоимость»; 83-3 «Курсовые разницы, возникающие при вкладах в уставный капитал организации, выраженных в иностранной валюте»;

83-4 «Прирост стоимости за счет ассигнований из бюджета для некоммерческих организаций» и др.

По кредиту счета 83 показываются образование и пополнение добавочного капитала. При этом делаются следующие бухгалтерские записи: Д-т 0, К-т 83; Д-т 83, К-т 02; Д-т 86, К-т 83; Д-т 75, К-т 83; Д-т 75, К-т 83.

Суммы, внесенные в кредит счета 83, как правило, не списываются. В то же время они могут использоваться по различным направлениям. При этом делаются записи по дебету счета 83 и кредиту различных счетов, например: Д-т 83, К-т 01; Д-т 02, К-т 83; Д-т 83, К-т 84; и одновременно: Д-т 83, К-т 02.

На увеличение уставного капитала (после внесения изменений в учредительные документы) одновременно делаются две бухгалтерские записи: Д-т 83, К-т 75; Д-т 75, К-т 80.

Уменьшение добавочного капитала унитарной организации вследствие изъятия у нее государственным или муниципальным органом имущества и денежных средств отражается: Д-т 83, К-т 75.

Аналитический учет по счету 83 ведется по направлениям использования средств.

Резервный капитал создается в соответствии с Законом «Об акционерных обществах» путем отчислений от чистой прибыли. Размер резервного капитала определяется уставом акционерного общества и должен составлять не менее 15 % уставного капитала, а размер ежегодных отчислений – не менее 5 % годовой чистой прибыли. Для организаций с иностранными инвестициями размер резервного капитала должен быть не менее 25 % уставного капитала.

В настоящее время у многих акционерных обществ размер резервного капитала находится на уровне 2–4% уставного капитала. При этом никаких нарушений законодательства или требований уставов допущено не было. Дело в том, что многие акционерные общества в последние годы пересмотрели размеры уставных капиталов, увеличив их за счет добавочного капитала в 10, а в некоторых случаях – более чем в 100 раз в результате прироста стоимости имущества по переоценке. Соответствующее увеличение резервного капитала, как правило, не производилось. Отчисления в резервный капитал производятся ежегодно при наличии чистой прибыли до достижения размера, предусмотренного уставом акционерного общества.

Резервный капитал используется на покрытия непредвиденных потерь и убытков организации за отчетный год, а также для погашения облигаций АО. Остатки неиспользованных средств фонда переходят на следующий год.

Бухгалтерский учет резервного капитала ведется на пассивном счете 82 «Резервный капитал», по кредиту которого отражается образование резервного капитала, по дебету – его использование. Кредитовое сальдо счета указывает на сумму неиспользованного резервного капитала на начало и конец отчетного периода.

Отчисления в резервный капитал отражаются следующей бухгалтерской записью: Д-т 84, К-т 82.

Использование средств резервного капитала отражается в бухгалтерском учете проводками: Д-т 82, К-т 84; Д-т 82, К-т 67.

Предварительно делается запись: Д-т 67, К-т 51.

Аналитический учет по счету 82 организуется таким образом, чтобы обеспечить получение информации по каналам использования средств.

Для учета наличия и движения нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) предусмотрен активно-пассивный счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». Нераспределенная прибыль отчетного года – это часть чистой прибыли, которая не была распределена организацией в отчетном году.

Чистая прибыль, выявленная на счете 99, в конце отчетного года (в декабре) списывается в кредит счета 84: Д-т 99 «Прибыли и убытки», К-т 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». По дебету счета 84 отражаются направления использования нераспределенной прибыли отчетного года: Д-т 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», К-т 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 75 «Расчеты с учредителями», субсчет 75-2 «Расчеты по выплате доходов» – на выплату дивидендов; Д-т 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», К-т 80 «Уставный капитал», 82 «Резервный капитал» – на увеличение уставного и резервного капиталов.

Остаток нераспределенной прибыли переносится на следующий год.

Сумма чистого убытка отчетного года в декабре списывается заключительными оборотами с кредита счета 99 «Прибыли и убытки» в дебет счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

Списание с бухгалтерского баланса убытков отчетного года производится при: доведении уставного капитала до размера чистых активов организации: Д-т 80 «Уставный капитал»,

К-т 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»;

• направлении на погашение убытка за счет средств резервного капитала: Д-т 82 «Резервный капитал», К-т 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»;

• погашении убытка простого товарищества за счет целевых взносов его участников: Д-т 75 «Расчеты с учредителями», К-т 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1146; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.174 сек.