Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие гипотезы и условия её появления




Упражнения

Вопросы для самопроверки

1.Какие три группы правил в доказательстве вы знаете?

2.Чем объясняется ясность и четкость в формулировании тезиса?

3.Что такое «подмена тезиса»?

4.Почему истинность аргументов должна быть обоснована независимо от тезиса?

5.Как применить закон достаточного основания к аргументам?

6.Как называется логическая связь между тезисом и аргументами?

7.Как в апагогическом доказательстве устанавливается истинность доказываемого тезиса?

 

Подберите аргументы и постройте прямое доказательство тезиса.

 

Пример:

Студента Иванова вызвали в суд для дачи свидетельских показаний.

Аргументами являются: 1) студент Иванов явился свидетелем дорожно-транспортного происшествия; 2) он согласился дать свидетельские показания следователю прокуратуры.

Построим демонстрацию в форме полной индукции: «Если студент Иванов явился свидетелем дорожно-транспортного происшествия и согласился дать свидетельские показания следователю прокуратуры, то он обязан явиться в суд для дачи свидетельских показаний». (а1 V а2) → Т.

 

1. Буровая является важнейшим элементом нефтегазового промысла. 2). Иванов – житель Ухты. 3). Берегите лес от пожара.

 

Используя приведенные тезисы, постройте косвенное апагогическое и косвенное разделительное доказательство.

 

Используя приведенные тезисы постройте прямое и косвенное опровержение:

  1. Ни один студент не любит каникулы.
  2. Скворец весной вьёт гнезда в тундре.
  3. Есть деревья, которые совершенно не имеют коры.

 

Установите, какие правила были нарушены, и определите логическую ошибку:

  1. Штанга оказалась не на месте.
  2. Иванову надо поставить зачет, так как он уезжает на вахту.
  3. Петров – школьник, так как он учится в школе, а все школьники учатся в школе.
  4. Польза зимнего купания в проруби – несомненна.
  5. В группе АИС-205 – хорошие студенты.
  6. «Фезам» поможет вам.

 

Глава седьмая. Гипотеза

 

Слово гипотеза (греч. hypothesis – предположение) имеет несколько значений. Во-первых, это догадка о факте, который пока недоступен для обнаружения, но может проявиться с вероятностью, близкой к единице. Во-вторых, это предположение, которое появилось в результате научного поиска. Нам приходится выдвигать и затем обосновывать различные предположения для объяснения явлений и их связи с другими явлениями. Наблюдая какой-нибудь новый факт, который невозможно объяснить прежним способом объяснения фактов, относящихся к той же группе, мы создаем потребность в новых способах объяснения, выходящих за ограниченное число фактов и наблюдений. Дальнейший опытный материал приводит к очищению этих гипотез, устраняет одни из них, исправляет другие, пока гипотеза из предположения не станет достоверным знанием.

Мы выдвигаем гипотезы, которые могут перейти при их подтверждении в научные теории или в отдельные истинные суждения, или, наоборот, будут опровергнуты и окажутся ложными суждениями. В рамках формальной логики гипотеза исследуется лишь со стороны её логической структуры. Поэтому мы будем рассматривать гипотезу как научное предположение и как догадку о фактах, которые могут быть предсказаны всей логикой научного исследования. Специфика этой формы развития знаний предопределяется основным свойством мышления, его постоянным движением - углублением и развитием, стремлением человека к раскрытию новых закономерностей и причинно-следственных связей, что диктуется логикой научного исследования и потребностями практической жизни.

Гипотеза становится необходимой в тех случаях, когда факты настолько сложны для их объяснения, что требуется предположение о причинной зависимости явления; или требуется обобщить знания, и тогда гипотеза выступает как первый шаг к их объяснению; или нужно выдвинуть предположение об ожидаемом результате научного эксперимента.

Построение гипотезы всегда выступает в форме отдельного суждения или системы взаимосвязанных суждений о свойствах единичных фактов или закономерных связей явлений. Гипотетическое суждение является проблематичным суждением, в котором выражено первоначальное предположительное знание о причинах или свойствах исследуемых явлений.

 

Гипотеза возможна при наличии следующих условий:

1). Если её содержание не противоречит научной картине мира, основанной на достоверном знании. Гипотеза должна органически входить в систему теоретических знаний той области, для которой она привлекается в качестве инструмента познания.

2). Если знания, содержащиеся в гипотезе, достаточны для выдвижения предположений относительно исследуемых фактов. При этом гипотеза должна брать факты в их совокупности для наибольшей полноты объяснений.

3). Если по своему составу знания, составляющие содержание гипотезы, полнее и точнее, чем предшествующие им знания, способны объяснить исследуемые факты.

Эти условия ограничивают область применения гипотез для получения нового знания и не допускают произвольные или фантастические предположения в исследовательскую деятельность.

Как форма развития знания гипотеза представляет собой сложный мыслительный процесс, включающий в себя не только рациональную, но и чувственную, и интуитивную формы мышления.

Итак, гипотеза – это предположение о причинах, свойствах и отношениях исследуемого явления на основании предшествующего знания и опыта.

Гипотеза возникает как вероятный вывод из фактов, которые не представляют достаточного основания для признания достоверности этого вывода. После того, как гипотеза возникла, из нее могут быть выведены различные следствия о существовании еще неизвестных явлений. Это определяет направление дальнейшего исследования и потребность в новых гипотезах.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 429; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.