Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Логика в структуре человеческого познания




Введение

Лекция 1. Логика в структуре человеческого познания. Предмет и структура логики, ее значение и взаимосвязь с другими науками о мышлении

В широком смысле слово “логика” используется для обозначения

- необходимой, закономерной последовательности событий, их взаимосвязи (логика вещей, логика событий, логика действительности и т.п.);

- характеристики последовательного, взаимосвязанного и убедительного рассуждения, его алгоритмической структуры, последовательности получения некоторых результирующих утверждений из исходных (логика рассуждения, логичные выводы, “логично” и т.п.);

- науки о формах и законах мысли.

С первым из этих значений связано, в частности, то, что в названия многих наук слово “логика” входит непосредственно: геология, биология, физиология, психология, социология и т.п. Этим подчеркивается не только то, что в этих дисциплинах изучается круг явлений, обозначенный первым корнем этих сложных слов, и как именно изучается (рационально-логически, то есть научно), но и то, что предметом собственно научного интереса оказываются не просто явления того или иного рода, но их закономерная взаимосвязь. Во втором своем значении слово “логика” обозначает непосредственный предмет логики как научной дисциплины, то есть логики в третьем значении этого слова. Эти два смысла и будут интересовать нас в первую очередь.

Итак, логика есть наука о формах и законах мысли, о структуре этих форм и их взаимосвязи, о методах мышления как важнейшего инструмента человеческого познания, об ошибках, связанных с нарушением законов мышления.

Как наука о мышлении логика непосредственно связана с философией. Особенно это касается так называемой содержательной логики,которая, в отличие от формальной, описывает систему форм предметного мышления о действительности - категорий. Эта система по самой своей природе представляет собой логическое отражение существенных отношений объективной реальности, то есть логики в первом из обозначенных ее смыслов. В наиболее полном виде такая система категорий представлена в “Науке логики” - знаменитом произведении немецкого философа Г. Гегеля. Философская интерпретация этой системы может быть принципиально различной (у самого Гегеля, например, она объективно идеалистическая), но сама она, вообще говоря, инвариантна по отношению к ним, поскольку представляет собой структуру реального человеческого мышления о мире, которая сложилась в процессе эволюции форм отражения в природе и представляет собой верхний уровень их иерархии. В человеческой психике - в системе форм индивидуального (психического) отражения (познания) действительности - она занимает аналогичное положение. Как психическая способность мышление и его логические формы могут рассматриваться как продукт развития форм чувственности.

В структуре человеческой психики и индивидуальных форм познания выделяют чувственный и рациональный (логический) уровни.

К основным чувственным формам отражения, которые, в свою очередь, базируются на еще более элементарных формах отражения простейших биологических организмах и в материальных системах неорганической природы, относятся ощущение, восприятие и представление.

Ощущение - это форма чувственного отражения, присущая животной жизни, непосредственно связанная с органами чувствств и нервной системой, состоящая в фиксации определенного воздействия окружающей среды на организм определенным органом чувств (зрительные, звуковые, тактильные, обонятельные, вкусовые ощущения). Можно говорить и о внутренних ощущениях - боли (резь в желудке, “кольнуло” в сердце, “ноющая” боль и т.п.), тревоги, счастья и т.д. То есть ощущение - это особое состояние организма и его нервной системы. Определяющая особенность ощущений - отражение отдельных свойств, признаков: только света, только звука и т.п.

Восприятие -это более сложная форма чувственного отражения, основанная на совокупности ощущений и потому способная отразить предмет или явление в целом (восприятие стола в целом, лица, человека и т.д.), в определенной совокупности его свойств и признаков, продуцирующая некоторый образ предмета, например, зрительный.

Представление - наиболее сложная и интересная форма чувственного уровня психики. Она непосредственно предшествует рациональному уровню и именно в ней закладываются возможность и необходимость перехода к логическим формам. Представление также оперирует образами, но, в отличие от восприятия, для формирования образа здесь не требуется непосредственного контакта с предметом. Гегель выделял три формы представления:

а) “припоминание” (непосредственное представление или образная память) - воспроизведение образов, которые сформировались как результат внешних восприятий или ассоциативно-продуктивной деятельности психики в рамках самой формы представления и отложились в памяти;

б) ассоциативное и продуктивное воображение (фантазия) - соотнесение образов и продуцирование на этой основе новых, в том числе и таких, которые не имеют прообразов в реальной действительности (кентавр, сатир, сфинкс и т.п.); продуктивное воображение Гегель называет еще “ символизирующей и означающей фантазией ”, подчеркивая его непосредственную функцию в сознании - продуцировать символы (такие образы, собственное содержание которых имеет что-то общее с придаваемым им смыслом, с символизируемым, например, символ силы, царственности и власти в образе орла - сильной, “царственной” и властной птицы - в гербе Российской империи или льва, “царя зверей”, в гербе империи Британской) и знаки (такие образы, собственное объективное содержание которых не имеет ничего общего с обозначаемым, например, буквенные обозначения звуков речи);

в) собственно память (знаковая память) - способность воспроизведения знаков вместе с приданным им ранее содержанием, например, воспроизведение слов языка в процессе речи, которую можно рассматривать как указание (взаимосвязанное, разумеется) ряда значений, ранее приданных словам (в том числе и другими людьми - иначе невозможно взаимопонимание), либо, напротив, воспроизведение в сознании значения слов в процессе восприятия речи.

Обратим внимание на ту важнейшую тенденцию, которая прослеживается в иерархически связанной последовательности этих форм. По мере перехода к каждой последующей форме происходит как бы освобождение от влияния внешних воздействий на результат отражения, достигающее максимума в продуктивном воображении, способном свободно творить символы и превращать любые образы в знаки с произвольным, зависящим только от творящего сознания (субъекта) значением. В творческой фантазии субъективность познавательного процесса достигает апогея и объективный предмет его как бы теряется - сознание само творит для себя предмет рассмотрения и преобразования. Память оперирует уже теми значениями знаков, которые приданы им субъектом. Это освобождение не только исключительно важно для осуществления творческого процесса. Оно есть переход в мир собственно идеального, самостоятельного продуцирования его и свободного движения в нем.

Таким образом, способность представления дает принципиальную возможность

1) анализа: выделения определенных свойств на основе сравнения (отождествления - различения) объектов, их абстрагирования (отделения их от объекта и других его свойств и придание самостоятельного значения и обозначения) и оперирования полученными абстракциями как самостоятельными объектами;

2) обобщения, например, ассоциации определенных объектов в класс по присущему всем им признаку, и фиксации этого обобщения самостоятельным знаком (именем);

3) идеализации, то есть конструирования идеального объекта с определенным набором свойств (“рациональной символизации”), причем важно в первую очередь не то, соответствует ли созданный конструкт какому-то прототипу в действительности, а то что он обладает именно такими свойствами и именно в заданной мере;

4) формирования человеческого языка, то есть системы материально воплощенных и тем самым объективированных и приспособленных к передаче другим знаков, включающей обозначения того, что прямой биологической значимости не имеет (например, названий материалов для производства искусственных средств - добывания пищи, самозащиты и т.п.);

5) оперирования абстракциями и обобщениями, фиксированными в знаках, а значит формирования в принципе любого количества уровней знаковых надсистем, что необходимо для собственно рационального обобщения;

6) внебиологических, внешних по отношению к индивидуальному человеческому организму каналов передачи родовой информации.

Поскольку в знаках непосредственная связь с объективной реальностью через образы действительности теряется, то должна появиться ее замена на новом уровне, некоторый “механизм”, обеспечивающий и реализующий возможность устойчивого соответствия значения знака и определенного фрагмента действительности. А значит должны появиться закономерности и правила, определяющие порядок придания знакам их значений, связи между знаками и их комплексами и т.д. В противном случае субъективный произвол знакотворчества исключил бы возможность как языкового общения и взаимопонимания между людьми, так и объективного отражения действительности в знаках и знаковых системах.

Возвращение к дисциплине оперирования знаками происходит уже на следующей ступени, ступени рационального познания,и связано с появлением мышления, подчиненного логическим законам. Содержательно же объективность достигается закреплением в памяти прежде всего таких обозначений, которые постоянно используются для жизнедеятельности, практически, а это именно такие значения, которые в том или ином смысле соответствуют объективной действительности. Они складываются в определенную систему, соответствующую, прежде всего, системности природных взаимосвязей окружающей среды обитания, структуре и характеру взаимодействия с ней, причем устойчивость и внутреннюю инвариантность этой системе придает ее логический каркас.

Мышление есть, таким образом, способность связывать идеальные объекты (в том числе продукты чувственного уровня познания) в логических отношениях, т.е. отражать предмет в соответствии с законами логики и вообще логическими формами.

Это определение тавтологично лишь по видимости, поскольку мышление рассматривается в нем как психическая способность рационального уровня, а логическая форма - как нечто объективно заданное и инвариантное по отношению к этой способности.

Вопрос о природе логических форм, о происхождении и вообще о статусе мышления во Вселенной есть, как известно, вопрос философии, причем основной ее вопрос. Две позиции в его решении - материалистическая и объективно-идеалистическая (агностицизм и субъективный идеализм принципиально эту проблему игнорируют, ограничиваясь констатацией факта существования такой способности и исследованием ее применения) - в конечном счете сходятся как в признании объективности самих этих форм как таковых, их независимости от применяющего их человека (субъекта познания) и вообще деятельности, так и исторической постепенности овладения ими. Различие заключается в том, что материализм рассматривает это овладение как развитие самих этих форм в процессе трудовой деятельности и отражения действительности человеком, а объективный идеализм - как выявление заданной изначально и лежащей в основании мира логической формы (“не мы вовсе образуем понятия, - пишет, например, Гегель, -... вообще понятие не должно рассматриваться как нечто возникшее” [Гегель, с. 347]). Для науки логики, предметом исследования которой выступает сама эта форма, данное различие несущественно.

Обычно выделяют три основные формы, в которых реализуется способность мышления - понятие, суждение и умозаключение, являющиеся и основными логическими формами. В дальнейшем все они будут подробно рассмотрены. Пока же дадим лишь общие определения с тем, чтобы показать иерархичность познавательных способностей и на рациональном уровне психики.

Понятие - это логическая форма, непосредственно отражающая существенные признаки предмета мысли и тем самым задающая определенный класс объектов, обладающих такими признаками.

Понятие можно рассматривать как дальнейшее развитие формы представления - как общее представление, содержание которого опосредовано анализом оснований этой общности и выделением именно существенных признаков предмета. В процессе образования понятий участвуют общие приемы познавательной деятельности, характерные для рационального уровня - сравнение, анализ, синтез, обобщение, абстрагирование. В определенном смысле их действие можно усмотреть и в манипуляции образами и знаками на уровне представления (собственно, только этот уровень и мог участвовать в первоначальном образовании понятий и формировании уровня рационального). Дадим краткую характеристику этим познавательным приемам.

Сравнение - выявление сходств и различий между предметами на основе их сопоставления.

Анализ - разложение, расчленение предмета на отдельные признаки, отдельные части, выявление их связей и отношений между собой и с другими предметами.

Синтез - воспроизведение (мысленное восстановление) предметов, расчлененных в процессе анализа на отдельные признаки, части, либо конструирование нового идеального объекта на основе некоторого набора признаков, отношений, частей и т.д., результатом которого является представление их как системы выделенных частей, свойств и отношений.

Обобщение - объединение в одной мысли под одним термином - словом, словосочетанием - множества предметов по сходным их чертам; обобщение тесно связано с абстрагированием - уже чисто рациональной процедурой.

Абстрагирование в целом можно определить как операцию выделения определенных свойств, отношений объекта и рассмотрения их как самостоятельных объектов. Выделяют три вида абстрагирования [Войш, с.14].

1. Обобщающе-выделяющее абстрагирование - в предмете выделяются какие-то признаки, а все другие остаются за пределами внимания, происходит “отвлечение” от них. Результат применения такого приема есть абстрактно мыслимый, характеризуемый лишь некоторой совокупностью выделенных признаков предмет. При образовании понятий этот прием играет очень важную роль, поскольку непосредственно связан с обобжением предметов некоторого класса.

2. Отождествляющее абстрагирование - выделяя некоторые признаки предмета, мы игнорируем все остальные как несущественные с той или иной точки зрения, что ведет к отождествлению предметов, обладающих выделенными признаками. Выделяя, например, главные элементы структуры простого суждения (субъект и предикат) как его существенный признак, мы игнорируем все различия, связанные не только с конкретным содержанием различных высказываний, но и такие общие характеристики как качественная и количественная.

3. Изолирующее абстрагирование - отдельные признаки предмета, отдельные его характеристики мысленно отделяются от самого предмета и становятся самостоятельными предметами мысли. Результатом такой процедуры являются так называемые абстрактные объекты и понятия: “длина”, “ширина”, “качество”, “количество”, “фигура” и т.п.

Обобщающее абстрагирование следует отличать от идеализации в узком смысле, состоящей в наделении объектов некоторыми предельными, “абсолютными” параметрами, которыми они в действительности не обладают и обладать не могут, например, “абсолютно черное тело”, “идеальный газ”, “тело, на которое не действуют силы” и т.д.

Второй основной формой мышления выступает суждение - логическая форма, представляющая собой определенную логическую взаимосвязь, систему понятий.

Простое суждение - логическая форма, в которой утверждается нечто определенное (например, наличие какого-то признака) о предмете мысли посредством соотнесения двух понятий (терминов суждения) - субъекта (S), отражающего характеризуемый предмет,и предиката (P), отражающего даваемую характиристику. Например, “лист зеленый”, “этот человек талантлив” и т.п. Простое суждение как бы раскрывает некоторый аспект определенности содержания понятия (свойства и отношения отражаемого в нем предмета), скрытый в его простой неразвернутой форме знаковой фиксации предмета мысли. Поэтому Гегель подчеркивает, что суть суждения заключается в развертывании, раскрытии непосредственности понятия через опосредование, что “процесс суждения есть процесс определения понятия” [2, с. 349].

Сложные суждения представляют собой совокупность нескольких простых, соединенных логическими союзами. Эта определенная логическая связь между составляющими - простыми суждениями - по существу и есть собственное утверждение сложного суждения, тогда как в простом суждении утверждается определенная взаимосвязь понятий. Поэтому сложное суждение уже можно рассматривать как систему суждений, а не просто понятий, но систему, которая еще не дает вывода нового суждения и заключения о его истинности, что естественно, поскольку не утверждаются однозначно и значения истинности составляющих сложное суждение простых. Так, сложное условное суждение “Если тучи сгущаются, то может быть дождь” не содержит вывода о возможности дождя, а лишь утверждает условную связь между определенными ситуациями, задаваемыми этим суждением как условие и следствие.

Формы вывода одних суждений из других относятся уже к третьей основной форме мышления - умозаключению, которое и определяется как логическая форма, в которой на основании одного или нескольких суждений, называемых посылками, выводится новое суждение, называемое заключением (выводом).

В заключение этого подраздела отметим, что все рассмотренные основные формы чувственного и рационального познания (психических способностей) внутренне взаимосвязаны. Характерны аналогии определенных уровней чувственной и рациональной сфер, например, между припоминанием образа и понятием, ассоциацией образов и суждением, продуктивным воображением и умозаключением. Человеческая психика представляет собой иерархическую систему уровней, в которой последующие, более высокие уровни основаны на предшествующих, “снимают” их и имеют их своим содержанием. Эта взаимосвязь не есть только взаимосвязь составляющих модельного изображения, но есть реальное деятельное взаимодействие уровней психики, в котором результаты работы одного уровня выступают “материалом для переработки” на другом, служат основой его содержания. Это именно взаимодействие - двунаправленный процесс: не только данные органов чувств, образные восприятия и представления, вообще чувственный опыт служат материалом для рациональной обработки в мышлении, но и результаты мыслительной деятельности, рациональное содержание нашего знания перерабатываются на чувственном уровне и представляются в чувственной форме, что имеет для интеллектуальной и вообще духовной деятельности не менее важное значение. В теории научного творчества в этом плане обычно указывают на роль интеллектуальной интуиции в процессе получения рациональных результатов, но этим далеко не исчерпывается роль продуктивного взаимодействия чувства и мысли в человеческой жизнедеятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 3560; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.