Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История логики как науки и структура современной логики




Логика, как и математика, относится к числу древнейших наук. По существу ее зарождение совпадает с появлением философии (I тысячелетие до н.э.), что вполне естественно, учитывая характер основного вопроса философии о соотношении мышления и бытия, включающего и главную гносеологическую проблему возможности истинного познания, адекватности отражения действительности в нашем мышлении.

Элементы логических знаний мы находим и в древнекитайской, и в древнеиндийской философии. Но подлинной родиной логики как науки, т.е. систематизированной совокупности знаний, в которой сформулированы основные законы предметной области, по праву считается Древняя Греция. Именно здесь в V - IV вв. до н.э. Сократом, Платоном, Демокритом, философами школы софистов были заложены основы этой науки, систематизированные и представленные в собственно научной форме учеником Платона Аристотелем (384 - 322 гг. до н.э.) в его логических сочинениях, объединенных общим названием “Органон” (орудие познания, метод) [1, т.2]. Именно он впервые сформулировал три основных закона логики (“Метафизика” [1, т. 1, с. 124 - 144], последовательно, методично и обстоятельно проанализировал и описал основные логические формы и правила рассуждений, например, формы выводов из категорических суждений - категорический силлогизм (“Первая аналитика”), сформулировал основные принципы научных доказательств (“Вторая аналитика”), проанализировал смысл некоторых видов высказываний (“Об истолковании”), заложил основы учения о понятии (“Категории”), дал первое систематизированное рассмотрение логических ошибок и софистических приемов в спорах (“О софистических опровержениях”) [1, т.2].

О величии Аристотеля как мыслителя и фундаментальном характере его исследований свидетельствует, в частности, то, что что его логическое учение просуществовало без принципиальных изменений вплоть до середины XIX в., хотя все его составляющие активно применялись, обсуждались и разрабатывались, прежде всего в философии (как в античной - школы стоиков, скептиков и др., так и в последующей - средневековой схоластике и философии Нового времени). Наряду с силлогистикой и вообще дедуктивной формальной логикой, начиная с XVII в. как самостоятельные отрасли логики развиваются индуктивная логика и логика аналогий (эти направления начали разрабатываться в Новое время английским философом Ф. Бэконом (1561 - 1626) как основы научного метода опытного познания). В целом формальная логика, как она сформировалась к середине XIX в., получила название традиционной логики. Именно она - послужившая основой развития всех остальных направлений современной логики, но имеющая в настоящее время преимущественно не научное, а учебно-методическое значение, - и будет главным предметом нашего рассмотрения в данном курсе лекций.

Начало нового этапа в развитии формальной логики было положено в середине XIX в. трудами Дж.Буля, О. де Моргана, П.С.Порецкого, попытавшихся реализовать идею логического исчисления, сформулированную еще Г.Лейбницем (1646 - 1716) как идею “всеобщей характеристики”, позволяющей по аналогии с математическим исчислением оперировать и с выражениями мыслей в естественном языке, используя при этом логические формы понятия, суждения и умозаключения. Принципиальное отличие этого этапа состояло в применении методов математики к исследованию логических связей, что привело к созданию специального раздела логики - алгебры логики (булевой алгебры), получившей завершение в трудах Э.Шрёдера. В дальнейшем в трудах Г.Фреге, Б.Рассела и А.Уайтхеда (начало XX в.) был разработан особый метод исследования логических отношений - метод формализации. Суть его состоит в использовании для анализа и описания структур высказываний и правил вывода специального формализованного языка, что дало возможность не только широко использовать в логических исследованиях всю мощь средств математического аппарата и достигнуть в логической теории математической строгости и точности, но и применить полученные логические результаты для анализа математического знания, особенно оснований математики. Это направление, получившее название символической (математической) логики, играет в современной логической науке ведущую и фундаментальную роль.

Кроме того, в современной логике выделяются такие направления, как методология, исследующая логическими средствами разнообразные приемы и методы познания, прежде всего научного, и логическая семиотика, занимающаяся исследованием естественных и искусственных языков. В каждом из этих направлений, в свою очередь, выделяются самостоятельные и весьма значимые отрасли и подотрасли. Так, например, символическая логика подразделяется на классическую и неклассическую, в последней же выделяются интуиционистская логика, модальная логика, логика вопросов, релевантная логика и др. Логическая семиотика включает в качестве основных разделов синтаксис, семантику и прагматику, которые, в свою очередь, также внутренне дифференциированы. Весьма разветвленной и разнообразной по направлениям является и современная методология.

Все указанные направления преимущественно представляют формальную логику в широком смысле, собственным предметом которой выступают формы мышления как инструмента человеческого познания. Это в полной мере относится к символической логике. Что касается логических исследований в области методологии познания и лингвистики, то в них большое значение имеет и содержательная компонента, особенно в анализе естественного язака и процесса познания в целом, а не отдельных его процедур и составляющих, т.е. здесь неизбежно возникают и так или иначе решаются проблемы содержательной логики. Как и в случае логики формальной, развитие содержательной (диалектической) логики как отражения логики действительности берет начало в концепциях философов Древнего мира, а результаты этих первоначальных исследований также в наиболее законченном виде синтезированы в трудах Аристотеля (в первую очередь в его “Метафизике”). Хотя в развитии содержательной логики, разработке и систематизировании ее категорий, в той или иной степени участвовала вся классическая философия, все же в своем наиболее полном, методологически последовательном и систематическом виде она оформилась в немецком классическом идеализме (И.Кант, И.Фихте, Ф.Шеллинг, Г.Гегель) и представлена в гегелевской “Науке логики” [3, т.1]. Попытка материалистической переинтерпретации идеалистической диалектики была предпринята в марксизме, заложившем основные методологические принципы такого переосмысления, однако по тщательности и систематичности логической проработки материалистическая диалектика и в настоящее время еще уступает гегелевскому варианту.

Таким образом, современная логическая наука представляет собой весьма обширную и разветвленную составляющую человеческого знания, дальнейшее развитие и овладение которой необходимо как для развития познания в целом, так и для эффективной практической деятельности.

Литература

1. Аристотель. Сочинения в четырех томах. М.: Мысль, 1976 - 1983.

2. Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика как часть теории познания и научной методологии: Учеб. пособие. В 2 кн. Кн.1: введение, ч.1. М.: Наука, 1994. С. 6 - 73.

3. Гегель Г. Энциклопедия философских наук. В 3-х тт. М.: Мысль, 1975 - 1977.

4. Кобзарь В.И. Основы логических знаний: Учебник для студентов гуманитарных факультетов. Введение. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1994. С. 3 - 17.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1157; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.