Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Образовательные задачи. Сенсорное развитие. Предпосылки предметной деятельности




Сенсорное развитие. Предпосылки предметной деятельности

Характеристика возрастных возможностей

Познавательно-речевое развитие

Познавательное развитие в младенческом возрасте начинается задол­го до овладения речью. Интеллект формируется на основе действий ребенка с предметами и главным образом в совместной со взрослым деятельности.

Основные возрастные этапы познавательного развития ребенка первого года жизни.

От рождения до 3 месяцев — специфическая ориентировочная реакция на слуховые, зрительные, тактильные и другие раздражители, поступающие из внеш­ней среды, прежде всего от матери и других взрослых, окружающих ребенка.

От 3 до 6 месяцев — ориентировочное обследование игрушек и первые избирательные контактные (удерживание, схватывание, переворачивание) и ди­стантные (разглядывание, прислушивание) реакции; возникновение «эффекта уподобления», т.е. попытка раздвинуть пальчики так, чтобы удобнее было схва­тить игрушки в зависимости от их формы и величины.

Результативные действия с предметами, вызывающие интересное впечатле­ние (со звучащими игрушками, погремушками, колокольчиками, игрушками, имеющими движущиеся мелькающие элементы). Узнавание близких взрослых, знакомых предметов, попытки искать спрятанный предмет — показатели раз­вития памяти. Расширение возможности ориентировки в окружающем про­странстве благодаря освоению поз.

От 6 до 9 месяцев — соотносимые действия: перекладывание предмета из одной руки в другую, действие одновременно двумя предметами, двумя руками.

От 9 до 12 месяцев — способность доставать предмет с помощью другого предмета, возникновение целенаправленных действий. Экспериментирование

 

с доступными ему предметами (бросает игрушки из манежа на пол, плещется в воде, пробует копать песок, мнет бумагу и т.д.). Появление первых слов, имею­щих ситуативный характер и понятных близким.

 

Образовательная область «Познание»

 

От рождения до 3 месяцев:

 

— формировать зрительные, слуховые, тактильные ориентировочные реак­ции на звучащие, яркие, перемещающиеся объекты;

— развивать координацию движений глаз (бинокулярное зрение), слежение за плавно перемещающимся из стороны в сторону предметом;

— развивать фиксирование взором неподвижных предметов и слежение за перемещающимися предметами, лежа на спине или находясь в вертикаль­ном положении на руках у взрослого.

 

От 3 до 6 месяцев:

 

— развивать ориентировочную активность, демонстрируя знакомые и не­знакомые предметы;

— способствовать появлению движений рук по направлению к объекту;

— побуждать притягивать предмет при случайном прикосновении, удержи­вать предмет кратковременно, ощупывать его;

— предлагать для рассматривания и практического действия игрушки, об­ладающие различными свойствами: видимыми (цвет, форма, величина и т.д.), скрытыми (упругость, динамичность, масса, фактура, звучаний), фор­мируя предметные действия, соответствующие свойствам предмета (иг­рушки);

— учить брать игрушку, предмет из удобного положения, рук взрослого, лю­бых положений.

 

От 6 до 9 месяцев:

 

побуждать к манипулятивной ознакомительной игре (перекладывание из руки в руку, постукивание, отбрасывание, притягивание и т.д.);

— побуждать самостоятельно садиться и вставать, держась за опору, с целью достать предмет, рассмотреть его, проделать с ним различные действия;

— привлекать к выполнению действий вместе со взрослым, создавать усло­вия для заполнения пустых емкостей (в пустое ведро положить шарики, бумажки и др.).

От 9 до 12 месяцев:

 

совершенствовать «исследовательские» действия с предметами;

— развивать зрительно-слуховые, зрительно-тактильно-кинестетические ори­ентировки;

— обогащать предметно-игровую деятельность новыми возможностями дей­ствия (открыть коробочку, чтобы посмотреть, что в ней лежит, снять вту-лочки с ленты, чтобы поиграть с ними, протолкнуть шарик в отверстие, чтобы увидеть, как он будет скатываться по желобку и т.д.);

 

— формировать способы действий с предметами, направленные на озна­комление с их свойствами: легкие удары и броски, сжатие, надавливание, вдавливание, вращение, кручение, сотрясение, расчленение целого на час­ти (отсоединение, отрывание);

— побуждать к выполнению противоположных по смыслу действий: вы­кладывание — вкладывание, рассоединение — соединение, снятие — на­низывание и т.д.

 

Содержание психолого-педагогической работы

 

Важнейшее условие познавательного развития — эмоционально теплое, ста­бильное, ситуативно-личностное и ситуативно-деловое общение ребенка с ма­терью и другими близкими ему людьми. Это общение должно включать ком­ментирующую и обращенную к младенцу речь взрослого (например, «Какая красивая неваляшка. Смотри, она качает головой, у нее двигаются глазки»).

С первых недель и месяцев жизни очень важно разговаривать с ребенком, улыбаться ему, хвалить, демонстрировать яркие, крупные, нежно звучащие иг­рушки, побуждать следить за ними, прислушиваться к звукам. Игрушки нужно вкладывать в руку ребенка, касаться ими его ладоней, пальцев.

С 2 месяцев до года через руки ребенка должны пройти разнообразные игруш­ки, чтобы сформировать у него соответствующие ориентировочные и целенаправ­ленные действия («реакция уподобления»), действия экспериментирования.

Для развития обобщений следует использовать специальный подбор игру­шек, предметов и действий с ними (одноименные игрушки из разного матери­ала, разного размера, фактуры, цвета; одна игрушка в разных ситуациях, разные действия с ней; одно действие с разными игрушками).

 

Образовательная область «Коммуникация»

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 310; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.