Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика возрастных возможностей. Социально-личностное развитие




Социально-личностное развитие

Образовательные задачи

 

Второй год жизни:

— оберегать детей от травм;

— не допускать ситуаций, опасных для жизни и здоровья (перегревание, переохлаждение, отравление);

— предупреждать возникновение стрессовых состояний.

 

Третий год жизни:

создавать условия, исключающие разные формы детского травматизма;

-'_«, учить элементарным правилам поведения, способствующим сохранению своего здоровья;

— формировать навыки поведения, позволяющие обратиться в нужный мо­мент за помощью к воспитателю.

 

Содержание психолого-педагогической работы

 

Ранний возраст — возраст повышенного детского травматизма, поскольку у детей еще несовершенна координация движений и не сформированы навыки поведения в быту.

Вблизи ребенка не должно быть предметов, потенциально опасных для его жизни и здоровья (острых, режущих, мелких, легко бьющихся). Дети не должны оставаться без присмотра взрослого.

Поверхность пола в помещении группы, в спальне должна быть ровной и нескользкой. Игровую комнату не следует загромождать лишней мебелью, функ­ционально не предназначенной для детей. Штепсельные розетки должны быть установлены на высоте 0,8—1,2 м от поверхности пола.

Необходимо предупреждать возможное падение детей (при спуске с лест­ницы, во время игры и т.д.). Каждый ребенок должен находиться в поле зрения воспитателя.

Для обеспечения чувства защищенности взрослые создают атмосферу психо­логического комфорта, формируют навыки адаптивного поведения и общения с окружающими, чтобы ребенок мог обратиться за помощью в любой ситуации (дискомфорт, страх, затруднение, неизвестность). Эмоционально благополучные дети активны, самостоятельны, наблюдательны, умеют правильно оценить ситуацию, спо­койно воспринимают требования взрослого и адекватно на них реагируют.

Взрослый является образцом культуры и нравственности, носителем здоро­вого образа жизни, от его грамотного поведения зависят безопасность детей, их физическое и психическое благополучие.

 

 

В период от 1 до 3 лет существенно изменяется социальная ситуация развития ребенка. Наряду с близкими взрослыми в круг общения начинают вклю­чаться и другие взрослые (персонал детского учреждения), которые должны удовлетворять

 

 

в первую очередь потребность ребенка в доброжелательном внима­нии и заботе. На этом фоне у детей раннего возраста развивается потребность в общении со взрослым по поводу предметов, игрушек и действий с ними.

В первые дни и месяцы посещения дошкольного учреждения для малень­кого ребенка самое сложное — отрыв от матери и замена ее другим, незнако­мым взрослым, потому что ломается привычный ему образ жизни. Это вызыва­ет у многих детей негативные эмоции, страхи, которые затрагивают весь орга­низм и могут надолго затормозить развитие. Наблюдаются нарушения сна, аппетита, временная утрата навыков опрятности, эмоциональные расстройства (плаксивость, страх, агрессия, упрямство и т.д.), пассивность, отказ от самостоя­тельной еды. При доброжелательном и терпеливом отношении воспитателей эти нарушения проходят в течение 3—6 месяцев, хотя у некоторых детей могут встречаться и дольше.

У ребенка этого возраста развивается способность устанавливать эмоцио­нальные и деловые контакты со взрослыми, которые помогают ему приспосо­биться к новым условиям жизни: адекватно воспринимать слова, просьбы, оце­ночные высказывания и эмоциональное отношение других людей.

С приходом ребенка в дошкольное учреждение его эмоциональные связи в системе отношений «ребенок — взрослый» дополняются отношениями «ребе­нок — сверстники».

Вначале ребенок может быть напуган большим количеством других детей, их плачем, шумом. Часто в этот период он не выделяет среди них никого от­дельно, путает, забывает их имена. В это время он больше интересуется игруш­ками и предметами оборудования группы и лишь по мере адаптации к новым условиям вступает в контакт с детьми (по инициативе воспитателя или само­стоятельно), знакомится с ними, узнает их привычки, интересы и т.д.

У детей раннего возраста детское общество еще только начинает формиро­ваться. Большую часть свободного времени они проводят в одиночных играх. Детские игровые объединения — диады (по двое), возникающие по их иници­ативе, неустойчивы.

На третьем году жизни дети активно подражают друг другу, стремятся про­демонстрировать себя и в то же время начинают чувствовать отношение к себе; появляются первые речевые диалоги.

Самооценка ребенка ярко эмоционально окрашена, связана с его стремлением быть хорошим, соответствовать требованиям взрослых, получить их одобрение.

В конце второго года жизни дети дают себе общую положительную оценку: «хороший», «большой» и т.д. Дети 2—3 лет гордятся целым рядом достоинств (силой, умением бегать, прыгать, одеваться, читать стихи, танцевать), причисляя к ним также красивую одежду, новые игрушки. В этом возрасте появляются новые переживания: неуверенность, удовольствие от самостоятельных действий. Любое неодобрение со стороны взрослых всегда болезненно переживается ребенком.

Ребенок по внешним признакам (одежде, прическе, имени, предпочтению игрушек и др.) начинает различать свою половую принадлежность («Я — маль­чик!», «Я — девочка!»). Этому способствуют и обращения воспитателя: «Девоч­ки, давайте покатаем кукол! Мальчики, постройте дом!»

Ребенок сравнивает свои действия с действиями взрослых, все чаще обхо­дится без их непосредственной помощи. На третьем году жизни возникает та­кой важный момент в развитии самосознания, как отделение ребенком своего

 

 

 

действия от предмета, за которым ранее оно бьшо жестко закреплено. Возника­ют желания, порой не совпадающие с желаниями взрослых, действия, к кото­рым ребенок относится как к своим («Я играю», «Я ем»). Происходит переход от обозначения себя в третьем лице к личному местоимению «я».

К трем годам возникает система «Я». Она включает познание ребенком себя через свое имя («Я Саша»), представление о своей половой принадлежности (мальчик, девочка), потребность в одобрении, признании («Я хороший!») и са­мостоятельности («Я сам!»).

 

Образовательная область «Социализация»




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 590; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.