КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Образовательные задачи. — развивать сенсорные способности детей, умение узнавать и называть цвет, величину, форму предметов (красный кубик
Дидактическая игра
Четвертый год жизни: — развивать сенсорные способности детей, умение узнавать и называть цвет, величину, форму предметов (красный кубик, большая машина, круглое яблоко); — обучать умению находить сходство и различие в предметах, группировать их по выделенным свойствам и назначению (кубики красного цвета, разные машины, игрушки, зверушки); — уточнять представления об окружающем (предметах быта, растительном и животном мире); — развивать умение сравнивать две группы по количеству входящих в них предметов; — приобщать к самостоятельным играм с дидактическими материалами. Пятый год жизни: — формировать умения находить общее и различное в предметах, сравнивать и группировать их по выделенным свойствам и назначению; — развивать умение систематизировать предметы, различные по размеру; — выявлять представления об основных эталонах формы и цвета; — расширять и уточнять представления о количественных (равенстве — неравенстве групп предметов с помощью счета) и пространственных отношениях (далеко — близко, вверху — внизу, сзади — спереди, слева — справа); — обогащать и активизировать словарный запас и речевое общение; — приобщать к действиям в соответствии с правилами игр; — воспитывать интерес к самостоятельным дидактическим играм. Содержание психолого-педагогической работы Дидактическая игра как деятельность и форма организации образовательного процесса используется для познавательного и прежде всего интеллектуального развития дошкольника. Развивающая игра — это практика детей, в ходе которой они используют свой познавательный опыт для решения новых задач, а также обобщают и расширяют его в новых условиях. На четвертом году жизни познавательное развитие осуществляется в процессе игр с дидактическими материалами. Например, в играх «Цветик-семицветик», «Сделай букет», «Собери фигуры», «Дороги» можно развивать способность выделять и называть такие признаки предметов, как форма, цвет, размер и назначение. В этом возрасте дети могут группировать предметы по одному из выделенных признаков, а затем выполнять игровые задания, ориентируясь не только на одно, но и на два свойства: цвет и форму, форму и величину и др. Например, в игре «Подбери окошки» дети выбирают каждой зверушке, которая живет в доме, ее окно. Каждое окно имеет свой цвет, обозначенный цветом рамы, и форму. Постепенно у детей следует развивать способность устанавливать взаимосвязи предметов по цвету, форме, размеру, на основе которой им легче выделить количественные отношения.
Детей пятого года жизни, опираясь на приобретенный ими ранее познавательный опыт, в процессе дидактических игр можно учить не только группировать предметы по качественным признакам, но и по назначению и давать выделенной группе обобщающее название (посуда, одежда, обувь, животные, растения). Особое внимание в этом возрасте следует уделять развитию у детей умения систематизировать предметы по возрастанию и убыванию степени проявления заданного свойства. Постепенно в ходе дидактических игр дети овладевают общим способом упорядочивания предметов по выделенному свойству. Например, в игре «Кто быстрее соберет пирамидку» дети учатся общему способу упорядочивания предметов по величине в возрастающем и убывающем порядке. Для этого воспитатель, наблюдая за игрой детей с новыми пирамидками, может предложить им: «А я могу собрать пирамидку с закрытыми глазами. Показать?» Собирает пирамидку из 5 рассыпанных колец и просит детей догадаться, как он это сделал. Выслушав детей, он объясняет способ: каждый раз выбирать на ощупь из колец самое большое и нанизывать его на стержень. После этого предлагает детям собрать пирамидку этим способом. В начале сборку начинают с самого большого кольца, а затем, наоборот, с самого маленького. В процессе таких игр у детей развивается умение ориентироваться не только на результат, но и способ его достижения. Таким образом развивается элементарное представление об обратимости своих действий, что важно для их интеллектуального развития. На основе счета, в том числе и на занятиях по формированию математических представлений, дети постепенно учатся выделять количественные отношения и сравнивать количественные группы предметов. В процессе игр с правилами типа лото, домино (например, «Найди столько же», «Сосчитай» и др.) у детей совершенствуются умения сравнивать группы по количеству входящих в них предметов. Начинает закрепляться представление о сохранении количества. В процессе таких игр, как «Помоги завдюхе собрать своих зайчат», «Утка с утятами», они начинают понимать, что количество не зависит от формы расположения и размера объектов. В ходе игр «Что справа?», «Куда пойдешь и что найдешь?», «Где чей дом?» продолжают развиваться представления о пространственных отношениях и умении двигаться в указанном направлении. Игры «Разложи по порядку», «Репка», «Теремок» помогают формировать у детей представление о последовательности изменений ситуации, с чем связано их понимание временных и пространственных отношений. Помочь детям «открыть» количественные, пространственные отношения можно с помощью предметного моделирования, которое помогает наглядно их продемонстрировать. Для этого необходимо, чтобы дети умели символически обозначать объекты и оперировать этими символами. Можно организовывать игры, в процессе которых дети учились бы различать обозначающее и обозначаемое. Это лучше делать через хорошо знакомую детям игру. Например, когда большинство детей еще не умеют считать до пяти, воспитатель включается в игру, отражающую семейный быт. Он может предложить поиграть в знакомую игру «Чаепитие». Вокруг маленького столика дети усаживают четырех кукол — гостей. Вместе определяют, что нужно поставить на стол столько чашек, блюдец и ложечек, сколько гостей пригласили. Как это сделать? Дети предлагают свои
варианты. Выслушав их, воспитатель объясняет: чтобы не забыть, сколько предметов посуды надо поставить для гостей, можно обозначить их количество с помощью фигур (количество гостей — четырьмя прямоугольниками, блюдец — четырьмя квадратами, чашек — четырьмя кружками, ложек — четырьмя треугольниками). Договариваются, кто какую чайную посуду принесет. Дети берут свои фигуры и выполняют игровые задания. После этого проверяют: у всех ли гостей есть весь набор посуды. Выполняют эти задания дети легко, поскольку на занятиях математикой при ознакомлении с окружающим они это уже делали. Постепенно дети начинают понимать, что количество можно обозначить с помощью совокупности фигур или других предметов. Познавательное развитие в дидактических играх осуществляется в процессе взаимодействия взрослого с детьми, а также детей между собой. Основная задача заключается в том, чтобы создать условия для перевода детей от игр, в которых ведущая роль принадлежит взрослому, к играм, где он — равноправный участник, самостоятельным играм. Особую ценность в развитии самостоятельных игр младших дошкольников имеют дидактические материалы, построенные на основе принципа автодидактизма, в которых заложены способы контроля и оценки результата игровой деятельности. Например, собрать предметы из элементов разной величины, собрать предмет (или его часть) в соответствии с величиной и формой рамки (отверстия), пазла, найти пару к заданному объекту и др. Организовывать развивающие игры несложно, достаточно принести интересную игрушку или другой новый материал и привлечь к нему внимание — дети тут же собираются вокруг воспитателя. Его задача заключается в том, чтобы лично заинтересовать игрой каждого ребенка. Дети с удовольствием включаются в совместную игру со взрослым, так как остро нуждаются в общении с ним. Специфика дидактической игры как формы организации образовательного процесса заключается в том, что детям предоставляется право свободного выбора и добровольного в ней участия.
Образовательная область «Коммуникация»
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 519; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |