Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация жизни детей




ОБЩИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

(организация режима пребывания детей в образовательном учреждении)

 

 

 

Для обеспечения формирования у детей «базового доверия к миру», составляющего основу его психологической защищенности, взрослые создают ат­мосферу доброжелательного отношения между собой, между детьми и детьми и взрослыми. Чрезвычайно важно обеспечить каждому ребенку возможность плав­ного и безболезненного вхождения в жизнь детского сада. Особенно в этом нуждаются тревожные дети, которые, как правило, отличаются сильной привя­занностью к близким.

При организации жизни детей необходимо учитывать:

— возрастные особенности и возможности и вытекающие отсюда задачи воспитания, обучения и развития;

— интересы и потребности детей и их родителей;

— специфику учреждения (оснащенность, природное и культурно-истори­ческое окружение и др.).

Примерные режимы для 12-часового пребывания детей в образовательном учреждении для каждой возрастной группы представлены в разделах «Образо­вательная область "Здоровье"». Режим более длительного пребывания выстра­ивается аналогично, а более короткого — предполагает решение поставленных образовательных задач при сокращении объема содержания психолого-педа­гогической работы и изменении количества времени, отведенного на различ­ные формы образовательной деятельности.

Детально запрограммировать весь педагогический процесс невозможно, по­скольку разнообразные жизненные явления (выпадение первого снега, неожи­данное появление радуги, вопросы и предложения детей и т.д.) вносят свой коррективы в запланированную деятельность. Однако с целью охраны физи­ческого и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия важ­но, с одной стороны, поддерживать определенную размеренность детской жиз­ни, используя стабильные ее компоненты (утренняя гимнастика, систематичес­кие занятия, сон, питание, прогулка, игры и т.д.), а с другой — вносить элемента сюрпризности и экспромтности, поддерживать детские интересы, чтобы разно­образить их жизнь, сделать ее радостной. В этом случае дети чувствуют себя

 

 

надежно и уверенно и готовы включаться в индивидуальную и коллективную деятельность.

Необходимо сохранять специфику игры и обучения. Ведущая деятельность — это самодеятельная игра, в которой дети осваивают назначение предметов и способы действия с ними, а также определенный, доступный им пласт челове­ческих отношений, должна занимать достойное место и выступать именно в этой роли. Для ее развития необходима многоаспектная поддержка.

Сюжетно-ролевая игра, происходящая по инициативе детей, — вид деятель­ности, в котором дети осваивают (присваивают) представления об окружаю­щем мире, отношениях людей. «Проживание» ребенком той или иной ситуации с позиции разных социальных ролей должно стать неотъемлемой частью обра­зовательного процесса, представленной вначале как сюжетно-дидактическая игра (выступает одним из условий становления самодеятельной игры), а затем и как собственно самодеятельная игра, благодаря которой решается основная генетическая задача, о чем свидетельствует возникновение качественно новых психических и социальных изменений, определяющих весь ход его развития в данный и последующий периоды.

Подчинять игру решению исключительно дидактических задач — значит загубить и игру и обучение.

Дети обучаются не на жестко регламентируемых занятиях как в школе. Их отличают разные формы (экскурсии, дидактические игры, детское эксперимен­тирование, игры-драматизации, проектная деятельность и др.) с использова­нием специфических дошкольных приемов организации (игровые и сюрприз­ные моменты, в том числе с использованием игрушек, кукол бибабо и т.д., со­трудничество со взрослым и другими детьми), что делает для ребенка занятие не только интересным, но и личностно значимым, инициирующим самого ре­бенка (поиск способов, решений, в том числе вариативных). Все это углубляет смысловую составляющую содержания занятия и способствует развитию по­знавательной мотивации. Однако проводимые с детьми занятия в разных фор­мах должны обязательно отражать систему образовательного содержания.

Традиционное занятие не утратило своей ценности, но оно не должно вы­ступать в качестве единственной формы образовательного процесса. Оно со­храняется на этапе активного обучения детей прямым путем, т.е. предъявления нового материала. Но на этапе усвоения должны активнее использоваться и другие формы педагогической работы, обеспечивающие самостоятельную твор­ческую деятельность детей, поддерживающие мотивацию в течение более дли­тельного времени.

Дети должны общаться на занятии: свободно высказываться, задавать во­просы, объединяться для общего дела, видеть работы других и использовать по-своему чужие находки. Для этого необходимо применять различные формы размещения детей на занятиях (сидеть за столами, на ковре, лавочке, стоять за мольбертами и т.д.).

Обучение в форме организованных занятий начинается со второго года жизни. На занятии предлагается такое содержание, которое дети не могут освоить са­мостоятельно в свободной деятельности без помощи взрослого. На фронталь­ные обучающие занятия отводится:

— для детей младшего и среднего дошкольного возраста — два занятия в первой половине дня по 10—15 мин каждое;

 

 

— для старшего дошкольного возраста — три занятия в первой половине дня не более 25 мин в старшей и 30 мин в подготовительной к школе группах. Распределяет это время по видам деятельности воспитатель в соответствии с запланированным воспитательно-образовательным про­цессом.

Для успешного познавательного развития детей важна цикличность: пери­одическое возвращение к уже пройденному, знакомому. То, что возникло как неясное знание, должно многократно проверяться, обретая контуры, становясь более определенным. В новом смысловом контексте известные способы дей­ствия используются для решения новых задач.

В течение дня детям предоставляется возможность вернуться к своим рабо­там — аппликации, конструкции, рисунку, а также сделать нужные атрибуты для игр. Для этого в каждой группе создаются маленькие «мастерские» — место, где будут находиться бумага, клей, ножницы, краски, разный бросовый материат для поделок.

Необходимо обеспечивать взаимосвязь занятий с повседневной жизнью, праздником, карнавалом, чьим-то днем рождения, игрой. Только в этом случае можно ожидать, что та или иная информация будет усвоена и станет знанием и регулятором поведения ребенка.

Такое обучение личностно-ориентированно, поскольку в его процессе складываются условия для формирования не только знаний, умений и на­выков, но и основных базисных характеристик личности, содержательно соответствующих возрасту: самостоятельности, инициативности, компетент­ности (интеллектуальной, языковой, социальной), творческого отношения к делу, произвольности, свободы поведения, самооценки. Становление та­ких основ личности происходит постепенно на протяжении всего до­школьного возраста.

Авторитет взрослого основывается на доброжелательности и уважении к ребенку. От того, как взрослый поощряет детей, предлагает им различные заня­тия и предоставляет выбор средств выполнения их замыслов, регулирует взаи­моотношения между детьми, как он сам общается с детьми и коллегами, зави­сит социальное поведение детей, их эмоциональное благополучие. Авторита­ризм взрослых в дошкольном учреждении недопустим.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 530; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.