КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности лекционной формы обучения в вузе
Выражение «читать лекцию» уходит своими корнями в Средневековье, когда не было учебников и лекция была для студентов единственным источником получения необходимых знаний. Лектор (от лат. lektor — чтец) стоял за кафедрой и быстро или медленно читал написанное им. В 1935 г. в Парижском университете на факультете искусств было решено испробовать два вида лекций: 1) быстрый — читать так, что ум может воспринять, но рука не успевает записывать; 2) медленный, при котором слушатель может все записывать. При сравнительном анализе первый метод был признан лучшим, поскольку у слушателей образуются понятия, способствующие запоминанию услышанного. Естественно, со временем лекция как способ передачи информации, фактического материала уступила свои позиции книге, учебнику, изменив тем самым свои функции. Лекция не является неким застывшим образованием, а чутко реагирует на социальные преобразования, отражает и аккумулирует своеобразие эпохи, перестраивается вместе с ней. Лекция, где изучаются основы теории того или иного учебного предмета, должна дать студенту путеводную нить, помочь ему не захлебнуться в потоке информации, обрести ориентиры, выбрать самое главное и необходимое. Вузовская лекция не только дает глубокие и разносторонние знания, но и максимально способствует воспитанию и развитию студентов. При недостаточно полном понимании особенностей лекционной формы обучения нередко возникает представление о полной взаимозаменяемости лекции и учебных пособий. Между тем лекция никак не сводима лишь к одной из ее функций — информативной. Прежде всего это очень эффективная форма живого, непосредственного контакта сознания, воли, чувств, убежденности — всего богатства личности педагога с внутренним миром студента. Обладающий обширными знаниями, богатым опытом и целым арсеналом научных методов лектор ведет студентов в мир знания, приобщает к «тайнам» научного мышления, вводит в лабораторию современного научного творчества. Суть лекции хорошо выразил великий русский ученый и философ Павел Александрович Флоренский (1882—1937): «Существо лекции — непосредственная научная жизнь, совместное со слушаниями размышление о предметах науки, а не изнесение из запасов кабинетной учености готовых, отлившихся в стереотипную форму выводов. Лекция — это посвящение слушателей в процесс научной работы, приобщение их к научному творчеству, род наглядного и даже экспериментального научения методам работы, а не только передача «истин» науки в ее «настоящем» положении... Лекция должна не научить тому или другому кругу фактов, обобщений или теорий, а приучить к работе, создать вкус к научности. Давать «затравку», дрожжи интеллектуальной деятельности». Отметим такие важнейшие качества лекции, как информационная насыщенность, оперативность, возможность концентрации в ней новейших сведений из данной области знаний, дифференцирования ее по отношению к различной аудитории. Как правило, выделяют пять основных функций вузовской лекции: · информативную, · ориентирующую, · стимулирующую, · развивающую, · воспитывающую. Информативная функция лекции проявляется в систематическом изложении научных фактов, доказательств и выводов. Выделение в материале основного и наиболее существенного, пробуждение у студентов внимания, интереса к поиску, экспериментированию, самостоятельной работе составляют суть ориентирующей и стимулирующей функций вузовской лекции. Анализируя научные теории, лектор раскрывает методы исследования, объясняет, для решения каких проблем эту теорию можно применить, определяет способы и алгоритмы решения этих проблем. Развивающая функция лекции заключаются в формировании у будущего специалиста культуры восприятия и мышления, в обогащении структур интеллекта, в стимулировании познавательной мотивации. Воспитывающая функция лекции состоит в первую очередь в пробуждении интереса, эмоционально-оценочного отношения у студентов к изучаемому предмету. Процесс усвоения информации на лекции сложнее, чемв процессе чтения учебной литературы, так как необходимо распределять свое внимание между слушанием и записью. Многие первокурсники во время лекции испытывают большие трудности. Так, среди проблем, с которыми сталкиваются многие студенты, можно назвать следующие: 1) большой объем учебного материала. Одна лекция может содержать информацию в объеме 5—10 школьных уроков; 2) сложный язык лекционного материала. Первокурсники не всегда подготовлены к восприятию материала на таком уровне сложности и в такой форме; 3) многие первокурсники испытывают большие трудности при восприятии материала в течение двухчасовой лекции; 4) в процессе лекции некоторые студенты часто отвлекаются и могут сконцентрировать свое внимание лишь на непродолжительное время; 5) во время лекции некоторые студенты «отключаются», погружаются в свои мысли и с трудом понимают, о чем говорит лектор; 6) учащиеся не могут заставить себя сосредоточиться на лекции, если содержание ее показалось неинтересным или не понравился лектор; 7) многие студенты, хотя и внимательно слушают, но не успевают записывать весь материал лекции или допускают существенные ошибки в своих конспектах, что может привести к большим проблемам при подготовке к практическим занятиям, экзаменам; 8) большинство студентов хотя и успевают записывать лекцию, но не могут ее осмыслить. Если такие студенты не делают попыток самостоятельно разобраться в материале после лекции, то за семестр накапливается много недоработанного лекционного материала; 9) некоторые студенты испытывают трудности при попытках применить теоретические знания, полученные на лекции, для решения задач, при подготовке к практическим или семинарским занятиям. Как следует из приведенных данных, затруднения студентов вызваны тем, что целый ряд важнейших умений учебного труда у них сформирован недостаточно. Такие трудности испытывает значительное количество студентов, причем они встречаются среди хорошо успевающих. Эффективная работа студента на лекции требует определенных умений. К ним относятся: · умение эффективно слушать лекцию, · умение осмысливать информацию, · управлять своим вниманием, · правильно конспектировать лекцию, · владеть навыками синхронной переработки логической структуры информации и записи.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 828; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |