Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Программа развития добровольческих инициатив. 1 страница




Агентство добровольной помощи возникло вместе со своим первым проектом в сентябре 1996 г. Это была акция, сфокусировавшая свое внимание не только на решаемой проблеме, но прежде всего на том, что в ней приняли участие добровольцы.

Инициаторами акции выступили два студента. Они пришли в СЦПОИ и сказали, что хотели бы как-то помочь неимущим старикам. Мы сели вместе за стол и подумали о том, какого рода помощь это может быть. А так как дело было в преддверии зимы, то проблемы стариков, связанные с холодным временем года, определились сами собой. Мы решили провести акцию по сбору теплой одежды.

К участию в акции были привлечены не только добровольцы, но и НКО, коммерческие структуры, автотранспортное предприятие. Одни предоставили склад, транспорт, другие - тару для собранной одежды, помогли ее дезинфицировать и распределить. Добровольцы делали все, чтобы эта первая акция была успешной. В ее рамках была проведена лотерея. Лотерейные билеты выдавались людям, которые приносили сдавать одежду. О лотерее никто предварительно не объявлял, и это было сделано преднамеренно. Билеты стали сюрпризом для участников акции. По завершении работы была проведена пресс-конференция, на которой вручили приз победителю лотереи. Все городские телеканалы показали сюжеты о добровольцах, вышли две большие статьи и множество информационных заметок в прессе и на радио. Эта акция стала фундаментом, на основании которого мы строили наши дальнейшие контакты со СМИ, развивая добровольческие инициативы.

Название «Агентство добровольной помощи» родилось в эти же дни. Первым символом агентства стал дельфин. Почему? А было так. Решив, что данная акция положит начало целенаправленному развитию добровольческих инициатив в городе, мы подумали, что важно не только название, но и символика. Для создания символа мы пошли по пути аналогий со словом «помощь». Разные были предложения, кто-то предлагал «сердце», кто-то «кнопку на клавиатуре компьютера - ПОМОЩЬ (F1)», кто-то «раскрытую ладонь». Но не было того, что могло бы объединить наши предложения и слово «помощь». Проходящая мимо одна из сотрудниц нашего центра произнесла: «Помощь – это …дельфин!». «Дельфин! У нас же за окнами Обь, а не Черное море!» - такой была первая реакция. А дальше мы подумали: «Здорово! Пусть будет дельфин!». Вот так и появился на наших пресс-релизах и первых опубликованных в «Вечернем Новосибирске» добровольческих вакансиях веселый сибирский Дельфин.

Ровно полтора года работало Агентство добровольной помощи непосредственно на базе СЦПОИ. За это время было сделано очень многое как для людей, так и для развития методической базы этого совершенно нового для нас направления – специализированного развития добровольческой активности.

Но с самого первого дня работы мы прекрасно понимали, что подобный центр, который будет работать на уровне города, должен базироваться в другой организации. Миссия Сибирского центра - поддержать инициативу, отработать модель, понять, какие могут быть на нашем пути сложности, понять в чем мы сильны.

Перед началом работы мне удалось посетить Добровольческий центр Юнайтед Вей в Портланде (штат Мейн, США). Организация показалась очень интересной своей разработанной структурой, бюллетенем, в котором публиковались добровольческие вакансии. Чуть позже прочитал о Добровольческих центрах в Великобритании, о Сети Добровольческих центров фонда Пойнтс оф Лайт, встречался со своими коллегами из различных городов России. Добавился опыт собственной предыдущей работы, когда в Институте психологии бизнеса мы создавали одно из первых кадровых агентств в Новосибирске. И конечно же, текущая работа в Агентстве Добровольной Помощи сделала свой самый весомый вклад в создание той модели, черты которой начали распространяться в нашем регионе. Нет похожих добровольческих центров, каждый имеет свои особенности, свой особый местный колорит. Именно так было и у нас. Мы брали лучшее из получаемой информации о развитии добровольческих инициатив в разных странах мира и добавляли свое. Именно таков, на мой взгляд, путь к устойчивости большинства проектов, а особенно тех, которые тесно переплетеных с местным сообществом.

Практически программа развития добровольческих инициатив СЦПОИ выросла из Агентства добровольной помощи, возникшего в Новосибирске. То есть она существует с осени 1996 г. Можно сказать, что уже многое сделано в рамках программы, но какова ситуация сегодня? Верен ли выбранный путь, стратегия, в соответствии с которой она развивается?

Во-первых, почему возникла программа развития добровольческих инициатив? Необходимость ее развития была вызвана, в первую очередь, пониманием того, что основным ресурсом некоммерческих организаций и, прежде всего общественных объединений, являются люди. В силу существующей специфики большая часть сотрудников НКО трудится на добровольческой безвозмездной основе. В некоторых странах так и говорят – добровольческий сектор. Свою деятельность общественное объединение чаще всего фокусирует на существующих социальных проблемах. И чем более остро стоит та или иная проблема, тем большее количество населения готово поддержать работу этой организации, подчеркнуть социальную значимость ее деятельности своим участием в ее проектах.

Сразу же возникает ряд вопросов по работе с этими людьми? Чем мотивировать их на те или иные поступки, чем поощрять их? Такой известный инструмент мотивирования, как деньги, в данном случае отсутствует. Это первое.

Второе. Достаточно большая часть зародившихся и уже существующих организаций еще не готова работать с добровольцами. Зачастую они им и не нужны. Зачем привлекать новых людей, когда интересы такого объединения узкокорпоративны, идет работа только в интересах малочисленных членов организации. По нашей статистике только около 50% НКО работают с добровольцами. Четыре года назад эта цифра была равно 23%.[41] Иногда организация преднамеренно отказывается от добровольческих ресурсов, но чаще – из-за непонимания организацией роли и преимуществ общественной поддержки. По проведенным в 1998 г. исследованиям в Тюменской области и Республике Бурятия более трети некоммерческих организаций состоят из двух-трех активно работающих человек. К сожалению, это типичная ситуация и для других регионов.

Итак, в рамках программы мы преследовали следующие цели:

Продемонстрировать некоммерческим организациям возможности, которые дает им общественная поддержка.

Дать некоммерческим организациям необходимые знания, которые способствовали бы эффективной работе по привлечению и использованию новых человеческих ресурсов.

В качестве инструмента достижения поставленных целей была предложена стратегия создания Добровольческих центров (Агентств добровольной помощи), которые оказывали бы методическую и информационную поддержку некоммерческим организациям по работе с добровольцами, проводили бы работу по повышению привлекательности добровольчества в обществе через развитие коалиционной деятельности, работу со СМИ.

Во всех 12 городах, которые входили в сеть МОФ СЦПОИ, шла работа по достижению поставленной цели через создание Добровольческих центров. Использовалась разная стратегия их создания. Но можно выделить два основных направления. Первое – создание Добровольческих центров (Агентств добровольческой помощи), структур, поддерживающих развитие добровольческого движения; второе – стимулирование отдельных добровольческих акций с широким вовлечением в них населения и НКО.

Ключевую роль в создании Добровольческих центров в городах сети, конечно же, сыграли представительства МОФ СЦПОИ. Это мощные организации, обладающие хорошей материальной базой и высокопрофессиональными сотрудниками, знающими специфику местного некоммерческого сектора.

Одни представительства уже имели на своей базе специализированные добровольческие программы, как это было, например, в Кемерово. Другие искали партнеров, которые активно работают в данной области, как это происходило на первом этапе в Томске или происходит сейчас в Красноярске, Иркутске и Омске. Третьи создали Агентства добровольной помощи (очень приятно, что этот термин прижился не только у нас в Сибири) на базе своей организации, привлекая к работе государственные структуры и другие НКО, например, в Чите или Тюмени. В Горно-Алтайске и Новокузнецке основная ставка была сделана на молодежное добровольчество. В Улан-Удэ была проведена работа с Комитетом по делам молодежи, и он внес в свои программы создание в 1999 г. экспериментальной молодежной площадки «Агентства добровольной помощи» в Республике Бурятия. Через программы взаимодействия с государственными структурами, работающими с молодежью, развивается программа в Омске. Есть хорошие перспективы развития добровольческого движения в Барнауле.

Проекты развиваются по-разному. Очень сильное влияние оказывает субъективный фактор. Многое пока зависит от конкретных людей. Люди уходят, и некоторые вещи приходится начинать сначала. Ограниченные ресурсы дают о себе знать, но работа движется вперед достаточно интенсивно. Как уже было сказано выше, важной задачей программы является создание Добровольческих центров в городах. Можно смело сказать, что подобные центры уже созданы в двенадцати городах Сибири. Всего по России, по моим оценкам, около 30 организаций, позиционирующих себя как Добровольческие центры. Некоторые из сибирских центров созданы на основе филиалов МОФ СЦПОИ, другие – на основе других организаций. Все они имеют свои особенности и отражают местную специфику. Большая часть из них ориентированна на местные ресурсы, хотя хорошая грантовая поддержка помогла ускорить развитие программы в Тюмени, Кемерово и Новосибирске.

Деятельность Добровольческого центра, если она нацелена на успех, должна вписываться в городскую жизнь, должна стать ее обязательным атрибутом. Подобной ее может сделать активный подход в реализации программ и продвижении их результатов через СМИ. Необходимо рассказывать о каждом проекте, пропагандировать работу добровольцев, создавать из них “социальных звезд”. Это следует делать для того, чтобы люди “привыкали” к идее добровольчества, чтобы слово “доброволец” приобретало привлекательное звучание.

Не нужно бояться громких слов, нужно бояться информационного вакуума вокруг добрых дел!

2. Миссия Добровольческого центра.

Добровольческий центр (ДЦ) – это, прежде всего сервисная, ресурсная организация для других организаций. Ее предназначение, с одной стороны, выявлять потребности сообщества, в котором работает ДЦ, а с другой - привлекать для решения данных проблем требуемые человеческие ресурсы на благотворительной основе. Основным клиентом ДЦ является сообщество, состоящее из населения, различных учреждений и организаций. Это обязательно должно найти свое отражение в миссии, то есть в общих чертах миссия ДЦ может звучать следующим образом:

Решение проблем местного сообщества с привлечением населения на добровольческой основе, как в собственные проекты, так и в проекты других организаций.

В качестве населения в данном контексте рассматриваются не только люди, непосредственно проживающие в данной местности, но и работающие или обучающиеся в различных организациях, которые расположены на территории деятельности ДЦ.

3. Место Добровольческого центра в сообществе.

Очень важно место, занимаемое Добровольческим центром в сообществе. Оно прежде всего определяется его миссией, которая подвигает ДЦ поддерживать контакты практически с большинством организаций сообщества. Поддержка данных контактов вызвана тем, что только многообразие предлагаемой добровольцам работы позволит максимально удовлетворить потребности добровольцев, с одной стороны, и самое главное выявить реальные, первоочередные потребности сообщества благодаря поступаемому и накапливаемому массиву информации, связанной с существующими в сообществе потребностями. Подобная ситуация подталкивает ДЦ четко позиционировать себя как пункт, куда могут обратиться за помощью различные организации, работающие по разрешению проблем сообщества. Также ДЦ должен восприниматься среди населения как место, в котором люди могут решить какие-либо собственные задачи, используя благотворительный труд.

В качестве инструмента подобного позиционирования служит активная работа по связям с общественностью (PR – public relations) и прежде всего та часть PR, которая направлена на внешнюю среду. Это как регулярные публикации и выступления в СМИ с просветительской и имиджевой информацией о добровольчестве, так и сообщения о имеющихся в сообществе вакансиях для добровольцев.

Одним из показателей эффективной работы ДЦ служит знание о нем различных слоев сообщества, в котором он работает.

Во время подготовительной работы по созданию ДЦ для визуализации «места» добровольческого центра в сообществе можно использовать такой инструмент как «пицца», который не только позволит обозначить заинтересованные в деятельности ДЦ структуры сообщества, но и обозначить их взаимосвязь между собой, минуя ДЦ. Эта информация позволит лучше выстраивать необходимые контакты. (см. Приложение).

 

4. Программы Добровольческого центра в сообществе.

Добровольческий центр, являясь своего рода ресурсным центром, должен проводить различные программы для того, чтобы достойно занимать свое место в сообществе. В целом данные программы можно поделить на два блока: программы прикладные и подготовительные (ресурсные). У каждого из блоков своя задача.

Прикладные программы позволяют решать конкретные проблемы с помощью различных организаций и добровольцев, создают определенный климат «добровольчества» в сообществе, выполняют функцию продвижения как центра, так и добровольческой активности в целом. Эти программы могут развиваться по различным направлениям. Для повышения их эффективности необходимо по возможности соблюдать принцип проведения программ максимально близко к месту проживания или работы потенциальных добровольцев. Так, добровольческие программы легче проводить с людьми, живущими, обучающимися или работающими в одном месте. Например, в Новосибирском государственном техническом университете долгое время работал менеджер локальных добровольческих проектов, который организовывал студентов своего вуза на конкретные добровольческие акции. Это доброволец, который работает по организации работы других добровольцев. Если создать своеобразную сеть своих представителей в крупнейших образовательных и производственных структурах, будет гораздо легче привлекать людей к участию в добровольческой деятельности. Это вызвано тем, что ваши представители будут обладать большей информацией об организации. Они будут знать мотивы конкретных людей, то есть знать то, как эти люди смогут удовлетворить свои потребности, участвуя в добровольческой деятельности.

Подобный принцип используется и в развитии добровольческих инициатив по месту жительства. С одной стороны, люди могут само-организовываться для улучшения жизни в месте их проживания, а с другой, их можно пригласить участвовать в добровольческих программах, которые проходят поблизости от их дома. Организационными звеньями здесь могут выступать не только домовые комитеты и ЖЭУ, но и, например, школа, которая работает не только с детьми, но и с родителями. Очень интересен опыт развития общественно-активных школ в Красноярске и других городах Сибири, инициированный Центром «Сотрудничество».

Иногда возникает момент, когда часть людей, обратившихся в центр, не может выбрать для себя подходящие добровольческие вакансии. К сожалению, у нас возникают трудности подобного рода. В этом случае можно попробовать собрать этих людей вместе и провести с ними деловую игру по разработке проекта, в котором они могли бы принять участие в качестве добровольцев. В некоторых случаях игровой проект перерастает в реальный. Подобное происходит часто с людьми, основной потребностью которых является социальная вовлеченность, востребованность обществом. Чаще всего это молодежь. Начав самостоятельно определять проблему, которую они будут разрешать, эти люди уже начинают удовлетворять свои мотивации. Роль Добровольческого центра в данном случае - это объединить социально активных людей и создать условия для разрешения определенной социально значимой проблемы.

Подготовительными в первую очередь являются исследовательские программы. Они не решают конкретную проблему местного сообщества, но они создают базу, которая может способствовать данной работе. Общеизвестно, что цифры имеют магическое действие. В развитии добровольческой активности очень важное значение имеют цифры, связанные:

с количеством человек, работающих на добровольческой основе;

с количеством человек, получивших блага от деятельности добровольцев;

с денежным выражением добровольческого труда, т.е. средствами, которые могли бы быть затрачены, если бы работа выполнялась на платной основе.

В рамках подготовительных программ обязательно должны фигурировать программы по повышению профессионального уровня сотрудников, различного рода методическая помощь, разработка новых программ и проектов. Здесь же находятся программы по привлечению материальных и финансовых ресурсов для организации (фандрайзинг).

5. Шесть шагов по созданию Добровольческого центра в сообществе.

Шаг первый. Анализ окружающей среды, в которой будет работать Добровольческий центр.

Например, в местной администрации к работе с добровольческими организациями и добровольцами наиболее готовы отделы и управления, которые занимаются социальной защитой, образованием, природоохранными мероприятиями. В крупных городах сотрудничество идет более эффективно с районными администрациями, которые наиболее близки к конечному потребителю услуги. Они могут предоставлять вакансии для добровольцев, финансовые и материальные ресурсы. Например, в Агентстве добровольной помощи СЦПОИ регулярно раздавались звонки из районных отделов социальной защиты с просьбой о помощи. Например, требовались люди на личном автотранспорте для доставки пожилых людей, имеющих трудности с передвижением, на лечебные процедуры в больницу.

Различные образовательные учреждения готовы к созданию образовательных программ, рассказывающих о добровольчестве или обучающих добровольцев конкретным навыкам. Добровольчество - хороший способ для повышения социальной активности молодежи, ее вовлечения в социально полезную деятельность. Добровольческие программы могут занять место не только во внеклассной воспитательной работе в школах, но и в организации различного рода практик, а особенно для студентов. Студенты юридического факультета могут принимать заявки на юридическую консультацию, и, подготовившись, через какой-то промежуток времени давать ответы. Эта практика не только дает прямую пользу получателю услуги и добровольцу, но и оставит у молодых людей опыт социально полезной деятельности. Благодаря наличию опыта социальной востребованности, у студента появляется шанс его повторения в будущем уже в качестве специалиста. Это как мышечная память у бывших спортсменов, которая позволяет быстро набирать нужную спортивную форму после перерыва в занятиях.

Добровольческая деятельность в различных организациях может послужить способом поддержки профессиональной квалификации во время поиска оплачиваемой работы через центры занятости населения. Это может оказаться точкой соприкосновения между Добровольческим центром, имеющим информацию о вакансиях в некоммерческом секторе, и Службой занятости населения. Через Службы занятости также идет организация оплачиваемых общественных работ. Это могут быть работы по благоустройству, уборке территории. В некоторых случаях Добровольческий центр мог бы взять на себя функцию организатора этой работы и привлечения к ней добровольцев. При этом обязательно условие превышения объема выполняемых работ над уровнем отпущенных на ее оплату средств. Финансовые ресурсы могут быть израсходованы на организацию и проведение этого проекта через Добровольческий центр. При организации подобных проектов следует обязательно проинформировать добровольцев о том, что за этот труд они могли бы получить деньги через Службу занятости. Очень интересно будет выглядеть проведение совместных ярмарок вакансий для желающих быть добровольцами и для безработных.

Во внешнем окружении Добровольческого центра важное место занимают представители бизнеса. Прежде всего - это финансирование добровольческих проектов и административных расходов центра. Но не только деньгами могут помочь представители бизнеса. Бизнесмен - обыкновенный человек и ничто человеческое ему не чуждо. Он также может быть добровольцем, нужно только узнать, какие мотивации движут его поступками. Участвуя в добровольчестве, развивая программы по корпоративному добровольчеству, представители бизнеса не только делают реальную работу, но и относясь к социально значимой группе, с которой многие стараются брать пример, повышают тем самым имидж добровольческой деятельности.

 

Шаг второй. Предварительно выявить потребность некоммерческих организаций и других заинтересованных организаций в добровольцах.

Часть организаций может просто сказать о том, что добровольцы им не нужны, что они не знают, что это такое. Подобные ответы в первую очередь связаны не с тем, что организациям действительно не нужны добровольцы, просто они реально могут не знать, кто такой доброволец, почему он работает и самое главное - что дает добровольческий труд организации. Более тщательная оценка потребности понадобится для следующего шага.

Потребность в добровольцах существует у большинства организаций, оказывающих различные услуги населению. В организациях, которые имеют клубный принцип, т.е. большинство услуг оказывается внутри организации, потребность в добровольцах со стороны менее выражена.

 

Шаг третий. Провести семинар под условным названием «Добровольцы. Кто они? Зачем они нужны организации, и как с ними работать?».

На семинар необходимо пригласить потенциально заинтересованные организации. Потенциальная заинтересованность может быть выражена отсутствием жесткой регламентации в работе, возможностью быстрого определения рабочих мест, которые можно предложить добровольцам. Очень важно, чтобы после семинара появились первые рабочие места для добровольцев и к ним были привлечены добровольцы.

Успех в самом начале позволит вдохновить и других участников.

Другой важнейшей задачей семинара является понимание участниками семинара термина «доброволец». Широкая или наоборот зауженная трактовка этого понятия может исказить идею добровольчества. Широкая трактовка размывает понятие, к добровольцам начинают причисляться люди, не получающие зарплату в связи с ее задержкой, низкооплачиваемые категории социальных работников и т.д. Узкая трактовка относит к понятию доброволец, одну – две группы населения (чаще молодежь), которая выполняет низкоквалифицированную работу. Примерный план семинара дан в Приложении.

 

Шаг четвертый. Выбрать наиболее заинтересованные организации для совместной коалиционной акции с привлечением добровольцев. Провести эту акцию.

Цели данной акции: а) привлечь внимание к добровольческой деятельности, к добровольческому движению, поэтому в подготовительный период помимо работы по созданию коалиции, привлечению добровольцев, особый акцент делается на работу со СМИ; б) формирование предпосылок для новой коалиции, которая будет заинтересована в деятельности Добровольческого центра; в) формирование команды добровольцев, которая будет связана с деятельностью Добровольческого центра.

Акцию лучше всего провести на таком объекте, где ранее не проводились никакие работы. Акция должна иметь четкий законченный результат, который можно реально измерить в штуках, метрах или людях, получивших помощь. Следует обязательно посчитать стоимость добровольческого труда в рамках данной акции.

Вся информация об акции должна обязательно появиться в СМИ.

 

Шаг пятый. Проведение семинара для участников коалиции, разработка концепции жизнеобеспечения и деятельности Добровольческого центра.

Добровольческий центр будет более устойчиво работать на базе уже существующей организации, которая возьмет на себя ответственность развить данное направление, опираясь на созданную коалицию.

В дальнейшем коалиция может трансформироваться в «Клуб добровольцев», где организации смогут обсуждать насущные вопросы, связанные с их деятельностью, делать презентацию новых программ, обсуждать возможности проведения акций с привлечением добровольцев. Почему я говорю об акции как о цели, а не как об инструменте ее достижения. Акция в контексте развития добровольчества несет в себе двойной заряд, являясь просветительской и пропагандистской; решая в то же время задачу в рамках конкретной социальной проблемы.

 

Шаг шестой. Выявление добровольческих вакансий у заинтересованных организаций. Создание базы добровольческих вакансий и ее продвижение через СМИ и другие каналы для создания базы добровольцев.

Особо важную роль на данном этапе играет именно выявление вакансий. Выявленные вакансии должны быть реальными, т.е. организация при обращении к ней добровольца должна сразу же предоставить ему фронт работы.

Опыт показывает, что очень легко привлечь добровольцев, гораздо сложнее предоставить им обещанную работу, которая на момент прихода человека не является необходимой для организации. И добровольца начинают «занимать». Ведь пришел человек, жалко его отпускать. А это может иметь негативные последствия как для организации, так и для добровольца. В данном случае игра в «необходимость добровольца» рано или поздно заканчивается, поэтому предоставляемые ДЦ вакансии должны быть реальными. Как выяснить их реальность? Они должны соответствовать требованиям к работе добровольца, которые были описаны выше.

6. Персонал Добровольческого центра.

Сотрудниками Добровольческого центра могут быть как добровольцы, так и оплачиваемый персонал.

Очень важно, чтобы люди, которые получают заработную плату, организуя труд добровольцев, могли сказать: ”У меня есть опыт добровольца!”

Это позволит избежать многих трудностей во взаимоотношениях, как с добровольцами, так и внешним окружением. Работа может быть разная, начиная от ведения кружка по выпуску стенгазеты в школе. Сотрудник должен четко понимать, что и почему он делает на добровольческой основе.

При наборе сотрудников на оплачиваемые должности в ДЦ в качестве одного из критериев профессиональной пригодности следует рассматривать общественную активность претендента, наличие у него добровольческого опыта.

Без людей, которые занимались бы добровольчеством профессионально, получали бы за это оплату или точнее были бы материально обеспечены – развивать добровольческое движение очень сложно. Работа с добровольцами занимает полный рабочий день. В среднем по величине городе это могут быть два-три человека на постоянной оплачиваемой основе, с которыми работает группа добровольцев. Именно эта команда сотрудников и добровольцев позволит сделать работу центра эффективной. Если рассматривать, какие должности занимают добровольцы и оплачиваемые сотрудники, то следует использовать следующий подход.

Работа, связанная с высокой личной ответственностью, лучше будет выполняться на оплачиваемой постоянной основе. Следует помнить, что доброволец, работающий в организации, вынужден отдавать определенное время зарабатыванию денег для себя, для своей семьи. Конечно, есть категория людей, которые имеют постоянный доход без каких-либо временных затрат: пенсионеры, инвалиды, люди, живущие за счет капитала близких (неработающие супруги бизнесменов). Учащиеся должны тратить время на добровольческую деятельность не в ущерб учебе. Плохо, если юноша или девушка забрасывают учебу ради своей общественной деятельности.

Для руководителя и менеджеров необходимы знания в области управления и социальной психологии, умение планировать и управлять различными проектами, знания психологии межличностных взаимоотношений, развития мотиваций, различных групповых процессов.

7. Структура Добровольческого центра.

Структура Добровольческого центра связана с теми функциями, которые он выполняет, и со складывающимися внутриорганизационными взаимоотношениями.

Например, структура Добровольческого центра может выглядеть в виде нижеприведенной схемы. Эта структура отражает не только административные связи, но и функциональные направления работы.

Рис 2. Функционально-административная структура Добровольческого центра

В данной схеме выделены основные направления деятельности Добровольческого центра:

Продвижение добровольческих инициатив, создание благоприятного имиджа добровольческой деятельности (Служба маркетинга и работы с общественностью).

Выявление потребности в добровольцах и продвижение их в сообщество (Служба банка данных вакансий и добровольцев).

Обучение и консультации организаций по работе с добровольцами, помощь в разработке обучающих программ для добровольцев (Службы тренинга и консультаций).

Организация добровольческой активности через проведение различных программ (Служба добровольческих программ).

Работу с финансами, выполнение административных функций, обеспечение внутриофисной деятельности (техподдержка оборудования, секретарь) выполняет финансово–административная служба.

Текущее руководство деятельностью Добровольческого центра, фандрайзингом осуществляет исполнительный директор.

Выработкой стратегических направлений деятельности и сопоставление соответствия разработанной и реальной стратегии занимается Совет Добровольческого центра.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 554; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.