Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Программа развития добровольческих инициатив. 2 страница




В реальной ситуации возможна комбинации нескольких направлений в зависимости от объема работы и местной специфики.

В 1998 г. я был в Добровольческом центре города Эдмонтона (Канада). И мне показалась очень интересной структура данной организации.

Высший орган организации – Совет директоров, в котором люди работают на добровольческой основе. При Совете есть специальный комитет, отвечающий за учет местной национальной специфики (особенность местного сообщества).

Второй уровень является оплачиваемым. Это исполнительный директор, которому напрямую подчиняются менеджер по связям с общественностью, менеджер по консультациям и тренингу, менеджер по работе с населением (с сообществом). Отдельно стоит позиция администратора офиса. С исполнительным директором связан в рамках организационной структуры комитет советников (консультантов).

Третий уровень. В прямом подчинении у менеджера по связям с общественностью находится оплачиваемый персонал по работе с этническими группами (особенность местного сообщества), а на добровольческой основе - помощник по выпуску бюллетеня, помощник по организации специальных событий и агитаторы.

В прямом подчинении у менеджера по консультациям и тренингу находится оплачиваемый скрининг-консультант (занимается сопровождением деятельности организации), которому подчиняются работающие на добровольческой основе консультанты и фасилитаторы.

В прямом подчинении у менеджера по работе с населением (с сообществом) находятся оплачиваемый персонал, нанимаемый на лето (летом проходит большинство акций), а на добровольческой основе - помощник менеджера, вводящий информацию о вакансиях, обновляющий информацию о вакансиях, контактирующий с организациями, координаторы групп добровольцев.

В прямом подчинении у администратора офиса находятся помощник по бухгалтерии, помощник по делопроизводству и секретарь, которые работают на добровольческой основе.

Добровольцы в рамках Совета директоров руководят организацией, нанимая исполнительного директора. Исполнительный директор привлекает оплачиваемый персонал, которому подчиняются работающие в организации добровольцы. В целом же соотношение оплачиваемого персонала и добровольцев в данной организации составляет: 30% оплачиваемый персонал, а 70% добровольцы.

Таким образом, по структуре Добровольческого центра можно подвести некий итог.

Обязательно наличие органа, осуществляющего координацию деятельности ДЦ (Совет директоров, Наблюдательный совет);

Структуру следует формировать, исходя из особенностей того сообщества, в котором работает ДЦ, а также опыта и навыков сотрудников;

В структуре должны найти отражение все те функции, которые обязан выполнять ДЦ.

В структуре ДЦ обязательно должны найти место позиции, которые занимают добровольцы.

8. Факторы, которые могут помешать деятельности Добровольческого центра.

Существуют не только факторы, благоприятствующие деятельности Добровольческого центра, но и те, которые могут оказать негативное воздействие. Некоторые из них хотелось бы разобрать, основываясь на реальной истории одного Добровольческого центра, который прекратил свое существование.

В городе Н. год назад сложилась интересная ситуация. Добровольческий центр, который успешно помогал добровольцам и организациям, прекратил свою деятельность.

На поверхности лежали следующие причины:

Преобладающая ориентация организации на грантовую поддержку.

После нескольких отказов в грантовой поддержке (других источников оплаты не было), перестав получать оплату, уволились все (два) оплачиваемые сотрудники.

Неправильный подбор персонала.

Люди, которые работали раньше в организации, прервали с ней взаимоотношения - показатель того, что главным стимулом их работы в организации являлись деньги. Для работы в Добровольческом центре следует принимать людей, которые уже зарекомендовали себя ранее как общественно ориентированные личности, активисты, у них должен присутствовать и другой стимул работы в Добровольческом центре, кроме занятости.

3. Отсутствие механизма преемственности в организации.

В организации не была своевременно разработана система мероприятий, которая позволила бы достойно заменить уходящего лидера. Лидер потерял интерес к работе, но достойной смены ему не нашлось.

4. Отсутствие поддержки сообщества.

Ни другие организации, работающие с добровольцами, ни органы местного самоуправления не были активно вовлечены в деятельность по управлению Добровольческим центром. Центр оказался один на один со своими проблемами.

Сюда следует добавить и другие опасности, которые могут сопровождать Добровольческий центр в его деятельности.

5. Отсутствие определенного направления в деятельности Добровольческого центра.

Все направления работы, функции, которые необходимо выполнять, важны и взаимосвязаны между собой. Отсутствие, например, банка вакансий для добровольцев не позволяет собирать информацию о проблемах сообщества (потребность у какой-либо организации в добровольцах говорит – «есть проблема, которую нужно решать, а финансов на оплату труда нет») – это с одной стороны, с другой - снижает возможность по привлечению добровольцев, так как если нет банка вакансий, то на что привлекать добровольцев? Добровольческий центр перестает быть ресурсной организацией.

Если Добровольческий центр не проводит тренинги для организаций, работающих с добровольцами, то высока вероятность того, что добровольцы не будут задерживаться в организациях, которые предлагают вакансии, и организации испытают разочарование в добровольческом труде вообще. Кроме того, если не проводить тренинги, а только размещать вакансии и искать для организаций добровольцев, то это воспитывает в организациях-заявителях потребительские качества в негативном смысле этого понятия.

6. Нарушение миссии.

Работая с различными вакансиями, у сотрудников Добровольческого центра часто появляется соблазн превратиться в организацию по трудоустройству на оплачиваемые должности (рекрутинговое агентство). Это вызвано тем, что одним и тем же организациям могут требоваться люди как на добровольческой, так и на оплачиваемой основе. Если у организации есть возможность развести данные виды деятельности и использовать дивиденды от предложения оплачиваемых вакансий для поддержки Добровольческого центра, то и в этом случае следует рассмотреть такую важную вещь, как позиционирование Добровольческого центра. В сообществе ДЦ должен восприниматься только как Добровольческий центр – этот фактор позволит усиливать его деятельность. Чтобы не связывать деятельность Добровольческого центра и рекрутинговую деятельность, следует заниматься ей на базе или различных организаций, или четко разделенных различных направлений деятельности в одной организации.

Если все же ДЦ прекратил свое существование, а потребность в его деятельности у НКО и других организаций существует, то эти организации могут, объединив свои усилия, привлекать добровольцев друг для друга, для своих совместных программ. Они могут быть объединены общим информационным полем, созданным из добровольческих программ каждой организации. Это поле может создать предпосылки для формирования коалиционного Добровольческого центра.

 

9. Сеть добровольческих центров.

 

Однажды, когда мне предложили написать статью о развитии сетей добровольческих центров (ДЦ) то сразу же появилась мысль о том, что работая с различными сетями я ни разу не задавал себе вопрос, в чем же отличие сетей ДЦ от сетей других организаций, например Ресурсных центров (РЦ) для некоммерческих организаций (НКО). Ответ на данный вопрос пришел достаточно быстро - принципиальных отличий нет. Нет отличий в подходах сетевого строительства, нет отличий и в дальнейшем развитии сетей. Отличие есть в субъектах сети и объектах, на который направлена их деятельность. Субъекты сети ДЦ – это организации, имеющие специфическую миссию, направленную на развитие добровольческих инициатив населения. Объектом деятельности сети являются люди, потенциально готовые быть добровольцами, уже являющиеся добровольцами и организации, заинтересованные в работе с этими людьми. Все, других отличий нет. Этот посыл подтвердили мои коллеги, работающие в различных сетях ДЦ к которым я обратился за дополнительной информацией по данной теме.

Сеть ДЦ как и всякая другая сеть усиливает входящие в нее организации. Для понимания механизма ее деятельности не стоит сосредотачиваться на какой то особенной модели сети ДЦ, а лучше рассмотреть, как работает сетевая составляющая в развитии добровольческой активности населения через ДЦ на разном уровне: региональном, межрегиональном, национальном и международном[42].

Для этого необходимо обратить внимание на следующие факторы, а именно:

историю, предваряющую создание сети. Мотивы, которые двигали группой инициировавшей создание данной сети;

способ привлечения будущих членов сети. Мотивацию к участию в сети и факторы ее, определяющие;

построение взаимоотношений между членами сети, в том числе если существует головной центр, то и с ним;

факторы, определяющие дальнейшую заинтересованность организации в сети. Оценка эффективности деятельности сети.

 

История, предваряющая создание сети. Мотивы, которые двигали группой инициировавшей создание данной сети.

Всегда есть инициаторы создания сети. Мотивы создания сети чаще всего имеют отражение в ее миссии. Так, например, сеть ДЦ в Сибири тесно связана с историей программы развития добровольческих инициатив сети МОФ СЦПОИ, миссия которой «поддержка развития экономических и демократических реформ через развитие благоприятных условий для сектора некоммерческих негосударственных организаций Сибири в целях решения проблем различных сфер общественной жизни». В качестве инструмента реализации данной миссии была создана сеть РЦ для НКО, которые реализуют целый ряд программ для НКО, в том числе и программу развития добровольческих инициатив. Для реализации целей программы был выбран инструмент – ДЦ. Стали создаваться ДЦ в рамках сети. Исходя из того, что членами сети были достаточно различные организации, работающие в полярных по своему социально-экономическому развитию регионах, то и стратегия создания ДЦ была различна. Одни ДЦ создавались на базе представительств сети, другие на базе партнерских организаций. Это происходило в зависимости от возможностей представительства и региональной специфики. Изначально, благодаря уже созданной и эффективно функционирующей сети МОФ СЦПОИ созданные ДЦ были включены в сеть. В рамках большой сети, образовалась своя тематическая добровольческая сеть, сеть ДЦ. На данный момент с учетом партнерских организаций в нее входит около двадцати ДЦ. Сеть ДЦ позволяет реализовывать основную миссию сети МОФ СЦПОИ. В то же время ее деятельность стала несколько шире, выйдя за пределы только НКО. Это было вызвано тем, что развитие добровольческих инициатив ориентировано на все сектора сообщества, включая государственные и муниципальные организации, местный бизнес.

В рамках сети молодежных ДЦ в Новосибирской области, НООО МИДЦ так же связала создание сети с более эффективной реализацией своей миссии, основной целевой группой в которой отражена молодежь.

Несколько другие мотивации были у участников международной сети ДЦ - Voluntnet. В первую очередь участниками двигала заинтересованность в создании общего информационного пространства между ДЦ разных стран. Организации, приглашенные для участия в сети были уже сложившиеся, устойчивые ДЦ. Им не требовался базовый тренинг и дополнительной ресурсной поддержки для участия в сети.

Инициаторы создания сети могут столкнуться с таким фактором, что на части планируемой территории деятельности сети могут отсутствовать организации, удовлетворяющие первоначально заявленным требованиям к потенциальным участникам сети. С одной стороны, организаций может быть действительно нет. А с другой стороны требования к члену сети могут сузить заявленную миссию сети и являются необоснованно жесткими. Так в одной из сетей обязательное требование к ее участнику заключается в том, что это ДЦ, который привлекает добровольцев только в НКО. Если же обратиться к миссии этой сети в ней можно заметить, что она направляет усилия на развитии «добровольческих инициатив населения для решения местных проблем». Фокусирование на НКО необоснованно сужает группу участников сети, так как выпадают добровольческие инициативы других организаций, так же выпадают организации выступающие в роли РЦ для ДЦ. Следовательно, заявленные требования к потенциальному участнику сети должны быть четко соотнесены с ее миссией. Общие требования для всех участников сети обеспечивают определенный минимальный стандарт, который и позволяет создать предпосылки для выполнения миссии и поддерживать востребованное информационное пространство, проводить значимые общесетевые мероприятия на паритетных началах.

В случае, если нет организаций, которые удовлетворяют требованиям, то такие организации можно создавать, проводя на данной территории тематические семинары и организуя акции. Это очень кропотливая работа, требующая значительных ресурсов. Особенно это сложно, если связано с развитием добровольческих инициатив. К сожалению, важность развития добровольческого движения находит понимание только последние годы. Практика показывает, что развитие добровольческой активности настолько широкомасштабная программа, быстро приносящая дивиденды организации со стороны сообщества, что она постепенно начинает выходить на передовые позиции в организации. К этому должна быть готова организация с которой ведется работа. ДЦ – это определенный тип РЦ, специализированного на человеческих ресурсах, это ресурсный центр местного сообщества.

 

Способ привлечения будущих членов сети. Мотивацию к участию в сети и факторы ее, определяющие;

Способы создания сети очень тесно связаны с ее целями и имеющимися первоначальными ресурсами. Так, например, при создании своей сети МОФ СЦПОИ использовал открытый конкурсный подход для организаций, удовлетворяющих определенным критериям. Это были деятельность на определенной территории[43], готовность и возможность устойчивой НКО реализовывать программы в рамках миссии сети, положительная репутация в сообществе и применение в работе демократических принципов. Способ конкурсного привлечения достаточно распространен и наиболее характерен для ситуации, когда головная организация создает вокруг себя сеть представительств. Для головной организации, что бы заинтересовать потенциальных членов сети необходимо обладать достаточными ресурсами, которые она может вложить в свои представительства.

Например, для создания сети Voluntnet использовался способ приглашения потенциально заинтересованных организаций, на какие то совместные мероприятия, конференции, семинары, проведения совместных акций. Вхождение в сеть открыто для тех, кто удовлетворяет заявленным требованиям к члену сети:

Продвигает добровольчество;

Осуществляет набор добровольцев для НКО;

Обучает НКО работе с добровольцами;

Является НКО.

 

Создавая сеть молодежных ДЦ в Новосибирской области, НООО МИДЦ определило ряд организаций, которые могли бы быть потенциальными базовыми партнерами для их представительств – это стали учреждения культуры (в первую очередь библиотеки), НКО, школы и даже районный комитет по делам молодежи. Наиболее удачной оказалась модель библиотеки, в первую очередь благодаря тому, что деятельность библиотеки и развитие добровольческой активности молодежи в сельской местности вещи в чем то между собой пересекающиеся. Библиотека так же заинтересована в развитии социальной активности населения. Преимущества библиотеки перед школой оказалось в том, что в ней нет как в школе «добровольной обязательности». Так же все библиотеки включены в определенное общее информационное пространство, что является ключевым фактором влияния на развитие практически любой сети.

Для того, что бы та или иная организация вошла в сеть у нее должны быть мотивы, которые она хотела бы удовлетворить, работая в сети. Основными мотивами я бы отметил следующее:

возможность получить дополнительные ресурсы;

чувство причастности;

солидарность.

По своей значимости мотивы идут сверху в низ от наиболее распространенных к наименее. Данные мотивы расположились в соответствии с иерархией групповых мотивов, а сеть это и есть своего рода группа. Возможность получить различные дополнительные ресурсы (от финансовых до имиджа) это наиболее простой способ собрать сеть, но после того как ресурсы заканчиваются, уже ни что не держит организации или людей вместе. Под ресурсы легче всего собрать, но так же и трудней удержать после их отсутствия.

В принципе потребность в причастности так же можно отнести к потребности в определенном ресурсе. Данная потребность наиболее характерна в присоединении новых организаций к уже существующим сетям. Мотив присоединения можно рассматривать как мотив, который служит укреплению сети и который следует развивать у членов сети сразу же после ее создания.

Мотивация связанные с солидарностью является показателем уже развитой сети, имеющей определенную историю и традиции. Так как солидарность не всегда связана с получением ресурсов, а чаще с тем, что для достижения общесетевой цели приходится часть ресурсов терять. Примером этого могут послужить процедуры согласования получения финансовой поддержки между представительствами и головным офисом в сети МОФ СЦПОИ, процедура была принята демократическим путем и представительства делегировали головному офису право определять насколько подаваемые представительством заявки соответствуют общесетевой стратегии[44]. Данный мотив может стать в какой то момент определяющим в сети и тогда те участники, которые его не имеют, могут покинуть сеть. Но в принципе, данный мотив, является мотивом ориентированным на определенную борьбу, защиту интересов сети, продвижении ее миссии. Если говорить о сетях ДЦ, то он в них менее выражен, так как миссия сети ДЦ соотносится с миссией ДЦ, которая направлена на решение местных проблем путем активизации существующих человеческих ресурсов сообщества.

 

Построение взаимоотношений между членами сети, в том числе если существует головной центр, то и с ним.

Если рассматривать сети организаций, то могут быть следующие взаимосвязи между членами сети:

Создание сети представительств или филиалов организации. То есть определение срока взаимодействия, и руководство представительства определяет головная организация.

Члены сети имеют формально зафиксированные обязательства в соответствии с ранее заключенным договором с головной организацией или между собой.

Неформальные обязательства между членами сети.

Для сетей ДЦ характерны все вышеназванные типа взаимосвязей внутри сети. При этом каждый тип взаимосвязи имеет свои преимущества и недостатки.

Первый тип имеет более жесткую иерархию и зависимость от головной организации. Головная организация вправе принять решение о закрытии представительства. Деятельность представительства может быть ограничена временем жизни головной организации. С другой стороны, через представительства значительно проще продвигать инициативы из центра и координировать деятельность.

Деятельность сети МОФ СЦПОИ построена на комбинации второго и третьего признака. Между членами сети и головным офисом существует соглашение, в котором описываются предмет деятельности сети, необходимые условия которые необходимо выполнять, права и обязанности членов сети. Помимо этого существует целый перечень процедур и договоренностей выработанных на сетевых встречах, которые описывают взаимодействие как внутри сети так и со внешним по отношению к сети миром. Так такие вещи, которые касаются определенных этических принципов поведения членов сети между собой являются неформальными и поддерживаются руководителями организаций членов сети.

Неформальные обязательства между членами сети характерны для информационных сетей. Так существует более двух лет информационная сеть, в которую включены практически все ДЦ России в рамках администрируем МОФ СЦПОИ телеконференции «Добровольческие инициативы – общее информационное пространство»[45]. Вхождение в данную сеть несет заявительный характер. На данный момент она объединяет более ста участников из СНГ. Участники не обязываются обмениваться информацией, только около 20% ее активно поставляют. Но во время проведения общих мероприятий активность в данной информационной сети резко возрастает, даже появляется возможность координировать свои усилия. Примером подобной координации усилий была всероссийская добровольческая акция Весенняя неделя добра. Во время ее проведения произошел резкий всплеск информационных сообщений по данной теме, обмен технологиями работы.

В рамках сети МОФ СЦПОИ существует общесетевая телеконференция представительств, позволяющая не только обмениваться полезной информацией, но и координировать усилия, дистанционно вырабатывать общую позицию.

Наличие общего информационного поля является важнейшим показатель наличия сети. Вопрос общего информационного пространства является актуальным на всех этапах развития сетей, независимо от принципа их построения и деятельности. В случае его решения можно уже говорить о наличии сети.

В настоящее время в первую очередь является информационной сеть ДЦ Voluntnet[46]. В сети ДЦ из семнадцати городов Казахстана помимо информационной составляющей уже находиться на этапе совместных мероприятий, например, подготовлено обращение к президенту Казахстана о праздновании 5 декабря –Международного дня добровольцев, но начиналось все с информационного обмена.

В то же время даже и относительно неформальные сети, к которым можно отнести сеть ДЦ из Казахстана могут обладать определенными правилами (стандартами), которые должен соблюдать член сети, в данном случае это:

Наличие координатора добровольцев.

Обязательный обмен информацией, ежемесячная отчетность о проделанной работе («список добрых дел»).

Участие в общереспубликанских акциях.

Ответ на запрос члена сети должен быть не менее чем в семидневный срок.

Участие в планировании общих мероприятий на ежегодном слете координаторов.

Интересный подход в построении взаимоотношений в сети ДЦ используется ресурсным центром «Гурт» на Украине. В сети создается «ядро» из наиболее активных организаций, ориентированных на поддержание сетевой жизни (коммуникаций, совместных проектов, взаимопомощи). При этом головная организация отслеживает, что бы деятельность «ядра» была максимально понятна для всей сети и направлялась на всю сеть.

Еще одним из важнейших принципов взаимодействия в сети является то, что в работе сети учитывается региональная специфика каждого члена сети. Особенно это важно для сетей, которые охватывают различные по национальному составу и социально-экономическому положению регионы.

В рамках общего информационного пространства для международных сетей перед ее участниками и головной организацией стоит более сложная задача. Сложность задачи состоит не в том, что есть сложность в оперативном обмене информацией, интернет решает эту проблему, а в том, что есть языковой барьер. Хотя английский язык занял прочное место как язык, позволяющий наладить внутри сетевые контакты, но необходимость регулярного перевода информации, которая необходима для внутреннего распространения остается достаточно сложной задачей для российских организаций.

Важной вещью во взаимоотношениях организаций в сети является наличие четких технических стандартов. Так общесетевой план МОФ СЦПОИ готовиться в одном стандарте и доступен всем членам сети. К общим стандартам следует так же отнести формы отчетности, показатели, оценивающие эффективность. Важнейший вопрос – вопрос терминологии. В сети должно быть единое понимание не только миссии, а так же и того кто является клиентом сети, кто выступает в качестве партнера.

Факторы, определяющие дальнейшую заинтересованность организации в сети. Оценка эффективности деятельности сети.

Данный вопрос остро встает в то время когда в сети появляется определенный дисбаланс, вызванный или различным уровнем развития членов сети или уменьшением ресурсов, которые предоставляла сеть свои членам. Что бы избежать подобной проблемы необходимо не только регулярная оценка деятельности членов сети, которые может проводить головная организация или специально созданный комитет из членов сети.

Подводя итог, хотелось бы заметить то, что деятельность сетей ДЦ не является уникальной и все что характерно для других сетей характерно и для них. В качестве основных инструментов, которые влияют на устойчивость сети прежде всего следует назвать:
- общее информационное пространство;

работа по развитию у членов сети мотиваций, направленных на причастность к сети и на солидарность;

регулярная оценка эффективности как сети в целом, так и отдельных ее субъектов;

наличие четких стандартов в сети;

общий стратегический план развития, если сеть ориентирована на совместную деятельность ее членов;

четкие открытые процедуры, описывающие взаимоотношения членов сети между собой, включая и с головную организацию.

Самое главное же в сетевом строительстве это четкое понимание всеми заинтересованными лицами для чего же необходима сеть. И в каждом конкретном случае все бывает по-своему.

В конце я хотел бы поблагодарить тех людей, которые мне помогли с написанием данной статьи, это так же своего рода сеть, сеть людей искренне заинтересованных в развитии добровольческих инициатив. Большое спасибо: Богдану Масличу и Валентине Меленивской из Украины, Светлане Челидзе из Казахстана, Арлен Шиндлер и Клаудии Курик из США, Дези Дьяковой из Болгарии, Илье Чекурашеву и Анне Акимовой из Новосибирска, а так же всем сотрудникам и членам сети МОФ СЦПОИ.

 


10. Социальные технологии добровольческой деятельности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 832; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.