Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Боевое оружие 1 страница




Подводная лодка — опасный противник для кораблей всех классов, включая огромные авианосцы, а также линейные корабли и крейсера, защищенные толстой броней и вооруженные мощной артиллерией.

С момента появления боевых подводных лодок и до недавнего времени главным их оружием были торпеды. В России первую торпеду сконструировал талантливый изобретатель Иван Федорович Александровский. В 1865 году он представил Морскому министерству чертежи и описание разработанного им проекта самодвижущейся мины — торпеды. Правительственные чиновники положили проект под сукно, и только через три года министерство милостиво разрешило изобретателю изготовить торпеду... за «собственный счет»1,

  {199}  

 

Устройство торпеды: 1 — зарядное отделение; 2 — воздушный резервуар, в котором хранится сжатый воздух, питающий двигатель; 3 — кран для запирания воздуха в резервуаре; 4 — машинные регуляторы для понижения давления; 5 — машинный кран для пропускания воздуха к механизмам; 6 — прибор расстояния, закрывающий доступ воздуха к механизмам после прохождения торпедой заданного расстояния; 7 — курок для открывания машинного крана (срабатывает, когда торпеда выбрасывается из трубы аппарата); 8 — гироскоп, управляющий ходом торпеды по направлению; 9 — резервуар для керосина; 10 — главная машина торпеды (двигатель); 11 — подогревательный аппарат, в котором подготовляется рабочая смесь для двигателя торпеды; 12 — гидростатический аппарат, управляющий ходом торпеды по глубине

 

иначе говоря, Александровскому отказали в отпуске казенных денег на постройку опытного образца торпеды.

Невзирая на материальные затруднения, изобретатель заказал торпеду в частной кустарной мастерской, где принял личное участие в работах. Несмотря на старание и искусство мастеров, все же ряд деталей из-за отсутствия соответствующего оборудования не удалось сделать с достаточной точностью. Однако на испытаниях это «торпедо», как отмечал автор, «три раза кряду проходило с большою меткостью назначенное для него расстояние в 2500 футов, постоянно сохраняя при этом определенное ему шестифутовое углубление в воду. Начальная скорость его была 8 узлов, конечная — 5 узлов».

В официальных документах, составленных при участии квалифицированных минных специалистов, указывалось, что качество торпеды Александровского серьезно улучшится, если ее детали будут изготовлены с надлежащей точностью.

Около десяти лет потратил изобретатель на усовершенствование конструкции своей торпеды. Испытания, проведенные в 1874—1875 годах, показали значительное увеличение ее скорости, которая к 1879 году достигла 18 узлов. Сохраняя заданное углубление, торпеда {200} многократно проходила установленную дистанцию и попадала в цель.

Но все же торпеда Александровского не была принята на вооружение флота. Отсталая русская промышленность не могла организовать серийное изготовление точных механизмов и важнейших узлов для нее. К тому же русское правительство не было заинтересовано в развитии отечественного производства торпед. Не веря в умение и творческие способности русских конструкторов, оно охотно тратило миллионы рублей на приобретение торпед иностранца Уайтхеда — владельца небольшого завода морских приборов в Фиуме.

Русские моряки впервые в истории морских войн использовали самодвижущуюся мину — торпеду для уничтожения вражеских кораблей. Заслуга первого боевого применения торпед принадлежит С. О. Макарову, много сделавшему полезного для развития минно-торпедного оружия в России.

Таким образом, изобретателям подводных лодок конца XIX и начала XX века не пришлось уже задумываться над тем, какими боевыми средствами следует вооружать подводные корабли. Торпеда была новым мощным оружием, вполне пригодным для использования на подводных лодках. {201}

Конструктивно устройство торпеды имеет много общего с устройством подводной лодки. Она состоит из носового зарядного отделения, где находится взрывательное устройство и сам заряд взрывчатого вещества, резервуара для хранения запаса сжатого воздуха, кормового отсека, в котором расположены механизмы движения с системой управления, и хвостовой части.

По внешнему виду — это стальной цилиндр длиной до семи метров, диаметром от 45 до 60—65 сантиметров. Спереди торпеда плавно закруглена, а веретенообразно вытянутая хвостовая часть заканчивается двумя гребными винтами и металлической рамой с закрепленными на ней горизонтальными и вертикальным рулями.

Главной особенностью торпеды является ее способность двигаться в воде своим ходом, сохраняя заданное направление и глубину погружения. Если первые образцы торпед развивали скорость не более 8—10 узлов, то в конце 30-х годов нашего века скорость торпеды приблизилась к 45—50 узлам, что явилось результатом значительного увеличения мощности торпедного двигателя, достигшей 300—400 и более лошадиных сил.

Не так давно в качестве двигателя в торпедах применялись поршневые машины, работавшие на смеси водяного пара с газообразными продуктами сгорания керосина или какой-либо другой горючей жидкости. Рабочая смесь приготовлялась в подогревательном аппарате торпеды, куда подавался сжатый воздух и через форсунку впрыскивался керосин.

В момент выхода торпеды из торпедного аппарата керосин воспламенялся при помощи специального зажигательного приспособления, и его горение поддерживалось за счет кислорода воздуха, непрерывно поступавшего в камеру сгорания из резервуара в течение всего времени самостоятельного движения торпеды. Для образования парогазовой смеси в камеру сгорания одновременно подавалось требуемое количество воды. Вследствие повышения температуры при горении керосина эта вода обращалась в пар, и рабочая смесь направлялась в цилиндры двигателя через золотниковую систему распределения, устроенную так же, как в {202} обычной паровой машине. Двигатель вращал в противоположные стороны два гребных вала, расположенные один внутри другого. На концах валов были закреплены гребные винты1, которые и сообщали движение торпеде.

При движении торпед с парогазовым двигателем на поверхности моря возникала белая полоса, так как всплывали мельчайшие пузырьки отработанных в цилиндрах двигателя газообразных продуктов. Этот след демаскировал торпеду и позволял в определенных условиях уклониться от нее. Поэтому во многих странах были созданы новые торпедные двигатели, работавшие на различных жидких окислителях, входивших в состав горючей смеси. Продукты сгорания таких смесей растворяются в воде и не оставляют пузырчатого следа.

В годы второй мировой войны применялись как парогазовые торпеды, так и торпеды о электродвигателями, работающими от аккумуляторов. Электрические торпеды обладают рядом положительных свойств. На работе ее гребных электродвигателей не отражается забортное давление, зависящее от глубины, на которой движется торпеда, тогда как мощность поршневых или турбинных двигателей парогазовых торпед снижается при повышении противодавления. Электрические торпеды малошумны и бесследны, но вследствие недостаточной емкости свинцовых кислотных аккумуляторов обладают меньшей дальностью и скоростью хода. В последнее время за рубежом в электрических торпедах начали применять щелочные серебряно-цинковые аккумуляторы, где в качестве электролита используется морская вода. Проводятся эксперименты по созданию торпедных двигателей, работающих на веществах, легко реагирующих с водой. Такие вещества при соприкосновении с морской водой вступают с ней в реакцию, сопровождающуюся значительным повышением температуры и образованием большого количества пара и газообразных продуктов, смесь которых используется в двигателе как рабочее тело. {203}

Все эти данные о работах по усовершенствованию торпедного оружия, опубликованные и широко комментирующиеся в зарубежной печати, показывают о том внимании, которое уделяется торпедному вооружению в связи с возможностями создания управляемых самонаводящихся торпед с атомным зарядом, значительно увеличивающим радиус разрушительного действия торпеды. Для самонаведения на цель в торпедах могут быть использованы акустические приборы с пассивными и активными системами наведения. В пассивных системах прибор ведет торпеду к источнику шума, реагируя на звуковые волны, испускаемые движущимся кораблем. В активных системах используется гидроакустический локатор, посылающий ультразвуковые импульсы и реагирующий на их отражение от цели.

Обычно в носовой части торпеды размещается заряд взрывчатого вещества и взрывающее приспособление. Не так давно наиболее распространенными были контактные взрыватели, действовавшие при соприкосновении торпеды с кораблем противника. В этом случае движение торпеды резко тормозилось, ударник взрывателя вследствие инерции своей массы срабатывал; воспламенявшееся при этом взрывчатое вещество капсюля поджигало детонатор1, заложенный в запальный стакан. Взрыв детонатора распространялся на весь заряд торпеды.

Уже во время второй мировой войны появились неконтактные взрыватели, срабатывающие не при непосредственном соприкосновении торпеды с целью, а в некотором отдалении от нее. Эти взрыватели реагируют на шум гребных винтов или работающих механизмов корабля противника (акустические взрыватели), на магнитное поле корабля (магнитные взрыватели) или на другие факторы, вызываемые кораблем противника, проходящим на определенном расстоянии от торпеды. {204}

За рубежом для увеличения шансов на поражение цели торпеды иногда снабжают приборами, заставляющими ее совершать при движении различные эволюции, описывать круги, спирали, зигзаги и таким образом многократно пересекать курс атакуемого корабля.

Стрельба торпедами с приборами самонаведения и неконтактными взрывателями не требует точного попадания в объект атаки, но, чем ближе торпеда будет к нему, тем значительнее будут повреждения при ее взрыве. Поэтому точность торпедной стрельбы, во многом зависящая от мастерства личного состава подводной лодки, имеет большое практическое значение.

Стрельба торпедами с подводной лодки — сложный процесс, требующий от офицеров-подводников безукоризненного знания тактики и методов применения этого оружия, а от всего экипажа, и в первую очередь от торпедистов, — предельно четкого и умелого исполнения своих обязанностей.

Чтобы торпеда не меняла направления движения и двигалась к цели строго по заданному курсу, в ней смонтирована специальная система приборов управления. Важнейшие среди этих приборов — гироскоп и гидростат. Гироскопический прибор вследствие своей способности при быстром вращении сохранять определенное положение в пространстве используется для обеспечения прямолинейного движения торпеды в горизонтальной плоскости, а гидростат, действующий по принципу глубомера, удерживает торпеду на заданной глубине. Так как торпедные аппараты обычно закреплены в корпусе подводной лодки неподвижно, она в момент торпедного выстрела должна занять по отношению к цели строго определенное положение, обеспечивающее движение торпеды по нужной траектории. Задача усложняется тем, что и цель движется, причем в ряде случаев не прямолинейно, а противолодочным зигзагом. Поэтому командир подводной лодки перед торпедной атакой должен располагать всеми необходимыми данными, чтобы правильно построить и решить торпедный треугольник, в котором одна вершина — подводная лодка, другая — объект атаки и третья — место встречи торпеды с целью. Соответственно, сторонами этого треугольника являются: {205} расстояние от подводной лодки до цели в момент залпа, путь торпеды до точки встречи с целью и путь, пройденный кораблем противника за отрезок времени от залпа до момента встречи с торпедой.

В современных условиях весь этот расчет выполняют специальные приборы торпедной стрельбы, в состав которых входят счетно-решающие устройства и аппаратура, определяющая элементы движения цели.

 

Торпедный треугольник

 

Однако наличие указанных приборов отнюдь не исключает участие в атаке всего экипажа лодки. Машинная команда должна обеспечить исключительно четкую работу главных двигателей и вспомогательных механизмов, рулевые — безукоризненное выполнение всех команд командира лодки, удержание заданной глубины погружения и направления движения, личный состав службы наблюдения и связи — непрерывный контроль за действиями противника, а торпедисты — боевую готовность торпедных аппаратов и своевременный залп. Офицеры — каждый на своем участке — обязаны активно содействовать успеху атаки.

В конце первой мировой войны были предприняты попытки использовать людей для наведения торпеды на цель. 31 октября 1918 года два итальянца провели «под уздцы» обыкновенную торпеду в хорошо защищенную австрийскую гавань Пола в Адриатическом море. Вместо зарядного отделения к торпеде были прикреплены две бомбы с часовым механизмом. Одну из бомб пловцы прицепили под австрийским линейным {206} кораблем «Вирибус Унитас», но, пока они Занимались этим делом, торпеду вместе со второй бомбой отнесло течением к пароходу «Вена». Последовал взрыв — и пароход скрылся под водой. Поднялась паника, итальянцев обнаружили, взяли в плен и доставили на линейный корабль, который с минуты на минуту должен

 

Управляемая торпеда

 

был подорваться. Со страху пловцы все рассказали командиру корабля, и, так как времени на разоружение бомбы не оставалось, личный состав вместе с пленными итальянцами покинул линейный корабль. Вскоре раздался взрыв, и «Вирибус Унитас» разделил участь «Вены».

Итальянцы не забыли о своем опыте применения управляемых человеком торпед в первую мировую войну. В 1938 году они снова приступили к подготовке водителей более усовершенствованных управляемых торпед. Морское командование фашистской Италии возлагало большие надежды на «штурмовые средства», как оно назвало управляемые торпеды и взрывающиеся катера, и надеялось с их помощью значительно ослабить морские силы Англии, располагавшей крупными военно-морскими базами на Средиземном море.

19 декабря 1941 года с помощью управляемых торпед, выпущенных с итальянской подводной лодки {207} «Шире», в Александрийском порту были подорваны английские линейные корабли «Куин Элизабет» и «Вэлиент» и нефтеналивной танкер водоизмещением около 10 тысяч тонн. Такие же человеко-торпеды неоднократно нападали на британские корабли в Гибралтаре, Мальте и в бухте Суда на острове Крит. Однако отдельные успешные атаки столь слабого и примитивного оружия, как человеко-торпеды, связанного с большим риском для их водителей, не могли решить такую серьезную задачу. Английский флот не потерпел сколько-нибудь значительного ущерба.

В Японском флоте подхватили идею использования управляемых торпед, но там решили для их наведения подготовить водителей-смертников из молодых моряков. Новое оружие, которому придавалось большое значение, получило название «кайтэнс», что в переводе означает «путь в рай». К осени 1944 года отряд смертников, сформированный в секретной морской базе в бухте Токуяма, прибыл в район, где японское морское командование наметило применить человеко-торпеды против американских кораблей. Подводные лодки неоднократно «вывозили» человеко-торпеды к месту действия. В общей сложности японцы выпустили около двух десятков торпед, управляемых смертниками, но нанесли американцам весьма незначительный урон. Часто случалось, что водители вследствие несовершенства и неисправностей торпед погибали до выполнения боевой задачи.

В Англии и Германии в этот же период пытались сконструировать управляемые торпеды с устройством для спасения их водителей. В начале 1943 года английская подводная лодка доставила к итальянской гавани в Палермо несколько таких торпед. Это были бесследные торпеды с электродвигателем, действовавшим от аккумуляторной батареи. На каждой торпеде были устроены по два сидения, на которых в непромокаемых костюмах размещались водители с кислородными приборами для дыхания под водой. Носовую часть торпеды с зарядом взрывчатого вещества и взрывателем замедленного действия водители могли отделить от корпуса торпеды и прикрепить магнитными захватами к борту или днищу атакованного корабля, {208} с тем чтобы самим на остальной части торпеды удалиться на безопасное расстояние.

Первая атака прошла удачно. Итальянский крейсер «Ульпио Трайяно» и транспорт «Виминале» были подорваны и затонули. Но водителям торпед не удалось ускользнуть, они были обнаружены и взяты в плен.

Немецкие управляемые человеко-торпеды действовали в проливе Ла-Манш, но также особенного успеха не достигли.

Опыт применения человеко-торпед в годы второй мировой войны показал, что это оружие себя не оправдало. Еще более убедительно показал он и то, как низко ценится в капиталистических странах жизнь человека.

В отличие от торпед, длительное время являвшихся основным оружием подводных кораблей, артиллерия была на них вспомогательным оружием. Если торпеды могли быть использованы как в подводном, так и в надводном положении лодки, артиллерийский огонь можно было вести только тогда, когда лодка находилась в надводном положении. Роль артиллерии в этом случае сводилась к отражению атак воздушного или морского противника. Обстрел транспортов или береговых объектов артиллерией мог быть для лодок лишь частной боевой задачей, не свойственной классу этих кораблей. В период второй мировой войны советские подводники не раз эффективно использовали свои пушки.

3 декабря 1941 года Герой Советского Союза капитан 2 ранга Магомет Имадутдинович Гаджиев, командовавший подразделением подводных лодок Северного флота, сопровождал в боевом походе опытного командира Малафеева, подводная лодка которого проникла во вражеский фьорд и уничтожила там транспорт. Выходя из фьорда, лодка неожиданно столкнулась с необозначенным на карте подводным препятствием. В результате была повреждена цистерна с соляром, и всплывшее на поверхность масляное пятно выдало противнику местонахождение подводной лодки. Оказавшиеся поблизости вражеские сторожевые катера полным ходом устремились к месту происшествия и начали «прочесывать» море глубинными бомбами. {209} Сбросив серию бомб, они тщательно прослушивали подводные шумы своими гидрофонами, стараясь уловить шум винтов советского подводного корабля.

Положение становилось критическим; несмотря на опасность близких разрывов глубинных бомб лодка Малафеева была вынуждена притаиться без движения. Казалось, единственным спасением было выжидать, соблюдая полную тишину, в надежде, что противнику надоест сторожить подводную лодку. Но пассивная оборона была не в характере Гаджиева. Он посоветовал командиру провести рискованный, но смелый маневр — всплыть и с боем вырваться из фьорда. Командир отдал соответствующие приказания.

Такое решение требовало слаженности и быстроты действий всего экипажа. Когда подводная лодка начала всплывать, акустик доложил, что слышит вблизи шум винтов сторожевого корабля и двух катеров-охотников противника. Это усложняло положение. Как только лодка появилась на поверхности, подводники открыли артиллерийский огонь. Начался ожесточенный бой. Вскоре снарядами подводной лодки был потоплен вражеский сторожевик, а затем один из катеров. Второй катер-охотник вынужден был уйти. Советская подводная лодка полным ходом благополучно вышла из фьорда в открытое море.

Торпедное вооружение не исчерпывает всех боевых возможностей подводного корабля. Современные лодки могут быть приспособлены для минных постановок, которые они могут производить в местах, недоступных надводным заградителям. Однажды во время Великой Отечественной войны советская подводная лодка обнаружила в водах противника два тральщика, очищавших фарватер для прохода своих транспортов. Командир лодки, располагая некоторым запасом мин, решил осуществить дерзкий по замыслу маневр и сорвать планы противника. Вскоре советская подводная лодка незаметно приблизилась к фашистским кораблям и пристроилась к ним в кильватер. Следуя за тральщиками, каша лодка ставила мины в протраленной полосе. К полудню все было закончено.

Уже вечерело, когда на горизонте появился силуэт большого, тяжелогруженого вражеского транспорта, смело шедшего протраленным фарватером. Вдруг под

  {210}  

 

Подводная лодка ведет артиллерийский бой

 

  {211}  

бортом фашистского судна раздался взрыв. Взметнулся высокий столб воды, и транспорт грузно осел на нос. Личный состав советской подводной лодки, по очереди глядя в окуляры перископа, увидел результаты своей атаки. Подорванный нашей миной транспорт с военным снаряжением уходил в морскую пучину.

В период второй мировой войны появилось реактивное оружие, развитие которого получило два направления. Одно из них вело по линии создания баллистических (бескрылых) ракет, второе — по линии конструирования беспилотных самолетов-снарядов с реактивным двигателем, характерным примером которых могут служить пресловутые крылатые ракеты «Фау-1», использованные фашистами для обстрела английских городов.

Дальность применения современных образцов реактивного оружия лежит в пределах от нескольких сот метров до десятков тысяч километров, что значительно превосходит дальность действия крупнокалиберной ствольной артиллерии. Баллистические межконтинентальные ракеты и ракеты для запуска космических кораблей делаются многоступенчатыми. При этом последовательно используется тяговая сила каждой ступени.

Принципиальная разница между баллистическими ракетами и самолетами-снарядами состоит в том, что ракеты движутся по заданной расчетной траектории, причем большую часть пути проходят на больших высотах в весьма разреженных слоях атмосферы (практически в стратосфере). Управление ими производится лишь на начальных участках траектории, проходящих в плотном слое атмосферы и при работающем реактивном двигателе. В определенной точке полета ракеты двигатель ее прекращает свою работу и дальнейшее движение происходит уже в соответствии с законами баллистики.

Крылатые самолеты-снаряды летят относительно низко — на высотах, обычных для простых самолетов-бомбардировщиков (в тропосфере). Поэтому управление ими в воздухе происходит с помощью обыкновенных рулей, действие которых основано на сопротивлении воздуха, позволяющем при изменении угла поворота {212} или наклона рулей изменять направление и высоту полета в пространстве.

Существующие системы управления баллистическими ракетами не имеют ничего общего с системами управления крылатых ракет. Как правило, баллистические ракеты запускаются вертикально вверх, что позволяет выйти за пределы плотных слоев земной атмосферы кратчайшим путем. Использование аэродинамических рулей при этом нецелесообразно, как нецелесообразно снабжать такие ракеты крыльями, создающими подъемную силу.

Аппаратура автономного управления американской ракеты «Поларис», которой вооружены атомные подводные лодки, состоит из инерциальной навигационной системы с гироскопами и акселерометрами, программного автомата управления, цифровой счетно-решающей машины, вырабатывающей в полете данные для подачи команд на рулевое устройство, и вспомогательной аппаратуры, включающей в себя блок электронных приборов, серводвигатели и источники питания электрическим током.

Как и в корабельной инерциальной системе, в инерциальной системе управления ракетой, акселерометры, расположенные на стабилизированной в пространстве с помощью гироскопов платформе, являются датчиками величин, интегрируемых вычислительным устройством. На основании этих данных определяется действительная траектория ракеты и вносятся поправки в движение ракеты в соответствии с заданной программой.

Ко второй системе управления ракетами в полете относятся системы телеуправления, действующие по команде, передающейся на ракету с помощью радиотехнических средств с командных пунктов, расположенных на земле, на корабле или на самолете-водителе. В США разрабатывается система дистанционного телеуправления крылатыми ракетами последовательно с нескольких подводных лодок. Первая лодка запускает ракету далеко в море и управляет ею в начальной стадии полета, затем управление передается второй лодке, имеющей также радиоаппаратуру наведения, но расположенной в районе, где можно точно определить свое место по береговым ориентирам. Такой способ {213} управления, по мнению американцев, должен затруднить нанесение ответного удара по подводной лодке — носителю ракет и повысить точность стрельбы.

Наконец, к третьей системе управления ракетами в полете, по данным зарубежной военной печати, относится аппаратура самонаведения, чувствительные элементы которой могут реагировать на различные факторы, связанные с целью. Например, они могут реагировать на звук, на тепло, испускаемое целью, на электромагнитное поле или радиоволны, исходящие от цели. Крылатая ракета с системой самонаведения, попадающая в зону, где чувствительные элементы этой системы способны воспринимать влияние указанных факторов, самостоятельно меняет направление своего полета к цели. Кроме такого пассивного способа самонаведения, существует и активный, основанный на принципе радиолокации. В этом случае на ракете в головке самонаведения помещается миниатюрная радиолокационная станция, посылающая импульсы в определенном секторе пространства впереди ракеты. При появлении отраженного от цели сигнала срабатывает аппаратура управления рулями ракеты, и ракета направляется к цели.

Чтобы полнее использовать возможности всех описанных систем управления, судя по тем же источникам, применяются и комбинированные системы, в которых вероятность попадания в цель усиливается за счет использования положительных качеств каждой системы. Так, во многих образцах самолетов-снарядов сочетается автономное управление на большей части траектории с самонаведением на последнем этапе пути вблизи цели.

В составе подводного флота США имеется несколько дизельных и одна атомная подводная лодка, вооруженные УРСами типа «Регулюс». По внешнему виду эти реактивные крылатые снаряды напоминают реактивный самолет-истребитель с прямоугольными крыльями, слегка отогнутыми назад. Длина фюзеляжа «Регулюса» составляет почти 10 метров, диаметр — 1,4 метра, максимальная дальность действия — 450 миль. В хвостовой части фюзеляжа находится турбореактивный двигатель, работающий на жидком топливе, которое хранится в средней части фюзеляжа. {214}

 

В носовом отсеке размещены зарядное отделение и аппаратура управления. «Регулюсы» помещаются в цилиндрических герметически закрывающихся ангарах, расположенных на палубе вне прочного корпуса лодки. Перед запуском УРСы выдвигаются из ангаров, где они находятся со сложенными крыльями, на взлетную площадку. Здесь их готовят к полету, после чего включаются специальные стартовые двигатели, и ракета покидает лодку.

По данным американской печати, строительство подводных лодок — носителей управляемых самолетов-снарядов прекращено вследствие громоздкости этого вида вооружения. Так, на атомной подводной лодке «Хэлибат» подводным водоизмещением 4900 тонн размещается только четыре снаряда «Регулюс» весом около 7 тонн каждый.

В странах агрессивного блока НАТО уделяется большое внимание развитию реактивного оружия, обладающего рядом преимуществ по сравнению с другими видами оружия. Не {215} секрет, что перед лицом все возрастающей угрозы нападения агрессоров на социалистический лагерь Советский Союз был вынужден наряду с усилением обычных видов вооружения оснастить Советскую Армию и Военно-Морской Флот всеми видами ракетно-ядерного оружия. Не был забыт и наш подводный флот, который, как отметил Министр обороны СССР Маршал Советского Союза Р. Я. Малиновский, вооружен различными ракетами, способными «сокрушить корабли противника за сотни километров от морских границ социалистического лагеря и превратить в пыль военно-морские и сухопутные базы врага. Не спасутся от уничтожения и подводные лодки с ракетами «Поларис», на которые империалисты возлагают так много надежд, — они также найдут себе могилу в морских пучинах»1.

На советских подводных кораблях ракетное оружие может быть использовано как из надводного, так и подводного положения, что было продемонстрировано в Заполярье в 1962 году во время летних учений2.

Ракетное оружие на атомных подводных лодках неизмеримо повышает их боеспособность, расширяет круг задач, которые могут быть поручены одиночным подводным кораблям и соединениям подводных лодок, и превращает их в грозную боевую силу на морях и океанах.

Если раньше дизельные подводные лодки были способны решать только тактические задачи, характер и степень сложности которых в основном определялись ограниченными техническими возможностями дизель-аккумуляторной системы энергетики, допускавшей лишь кратковременное пребывание под водой, и относительной слабостью обычного торпедного вооружения, то атомная энергетика в сочетании с неизмеримо более мощным ракетно-ядерным и современным торпедным оружием на подводных кораблях позволяют им решать крупные боевые задачи оперативного характера.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 2723; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.