Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебный поход




Когда на новой подводной лодке впервые поднимается Военно-морской флаг, у подводников начинается пора напряженной боевой подготовки и учебных походов. До этого они тщательно изучают материальную часть, осваивают правила обслуживания всех механизмов, устройств и приборов.

Но одного знания материальной части недостаточно: подводная лодка боеспособна только тогда, когда весь личный состав, овладевший порученной ему техникой, сплочен в единый высокоорганизованный и дисциплинированный коллектив. Выполнение служебного долга требует от экипажа подводной лодки постоянной готовности к решению самых трудных боевых задач, выносливости, мужества, спокойствия и умения проявить полезную инициативу в нужный момент.

Чтобы подводники могли действовать в сложной обстановке и быстро ориентироваться при любых боевых повреждениях корпуса, механизмов и устройств, необходима хорошая тренировка каждого члена экипажа подводной лодки. Поэтому задачи, которые приходится решать личному составу в процессе учебы, постепенно усложняются и требуют от каждого подводника все больших знаний, умения и сноровки.

Программа учебных занятий строится так, чтобы личный состав упражнялся в условиях, максимально близких к действительности. Для этого при выполнении определенных заданий вносятся усложняющие обстановку вводные. Например, условно выводится из строя какой-либо механизм, перестают действовать приборы, прекращается подача электроэнергии, заклиниваются рули. А иногда приходится вести упорную борьбу с поступающей в отсек через «пробоину» водой или отстаивать лодку от «пожара». Личный состав приучается действовать в задымленном или затопленном водой помещении, умело и быстро устранять вероятные в бою повреждения. Служба на подводной лодке, насыщенной множеством самых разнообразных машин, аппаратов и приборов, расположенных среди тесно переплетающихся между собой толстых и тонких труб и кабелей, вырабатывает у подводников особую наблюдательность, тренирует память, обязывает твердо {235} помнить, где находится тот или иной вентиль, кран или рычаг. Каждый подводник должен свободно ориентироваться в любом отсеке своего подводного корабля.

Представим себе один из обычных учебных походов нашей подводной лодки, перед которой поставлена задача принять участие в тактических учениях совместно с другими кораблями флота.

Ночью при тусклом свете синих маскировочных фонарей подводный корабль принимает в своей базе необходимое снабжение: грузятся ракеты и торпеды, пополняются запасы продовольствия и пресной питьевой воды, осматриваются механизмы и приборы, разогревается атомный реактор. Штурманы проверяют действие сложного навигационного оборудования, готовят нужные карты, изучают обстановку в намеченном районе плавания и делают соответствующие расчеты.

Вот уже изготовлено к походу «хозяйство» командира электромеханической боевой части подводного корабля. Скрупулезно и придирчиво еще и еще раз проверяют свое заведывание радиометристы, операторы, радисты и акустики. Командиры всех подразделений подводной лодки докладывают о готовности своих частей и служб.

В сумерках подводная лодка кажется огромной рыбой, притаившейся под тенью скалы. Заканчиваются последние приготовления и запрашивается разрешение на выход. Командир подает команду, сразу в чреве лодки возникает глухой рокот и за кормой вспенивается бурун. Подводный корабль медленно отходит от пирса и движется к «воротам» гавани.

Пока подводный корабль находится в надводном положении, он всегда должен быть готов к отражению нападения врага с моря и воздуха. Вот почему особенно бдительно несет службу верхняя вахта на мостике. Легкий дымок или темная точка на горизонте должны обязательно привлечь к себе пристальное внимание наблюдателей-сигнальщиков. В пределах видимого горизонта на сравнительно небольших расстояниях наблюдение ведется визуально, то есть невооруженным глазом или при помощи бинокля. Однако несовершенство человеческого зрения не позволяет своевременно обнаружить корабли и самолеты противника в темное время суток или при плохой видимости. {236} И тогда на помощь приходят радиотехнические и гидроакустические приборы.

С момента выхода из базы служба на подводной лодке идет по установленному распорядку, возлагающему на каждого члена ее экипажа четко определенный круг обязанностей. В учебном походе личный состав должен находиться в боевой готовности, степень которой объявляется командиром подводной лодки. Боевая служба требует от каждого подводника особой ответственности за порученное ему дело. Малейшая оплошность, ошибка или задержка выполнения той или другой манипуляции со стороны хотя бы одного человека могут привести к тяжелым последствиям.

Бдительность — качество, которое должен воспитывать в себе военный моряк, и особенно моряк-подводник. Не только наверху на мостике, но и внизу у механизмов и приборов во всех отсеках подводного корабля личный состав должен бдительно нести вахту и стремиться выполнять свои обязанности возможно лучше.

О бдительности не следует забывать ни на корабле, ни дома — на берегу. Каждый моряк обязан строго хранить военную тайну, уметь держать язык за зубами и помнить о своей присяге.

Очень важно держать в секрете время выхода подводной лодки в море. Разглашение факта ухода лодки из базы болтуном, желающим похвастаться своей осведомленностью, совершенно недопустимо. В условиях военного времени разглашение факта выхода корабля в море расценивается как особо тяжкий проступок, граничащий с преступлением. Не следует разговаривать о служебных делах вне расположения своей части ни с кем и, конечно, нельзя рассказывать никому об устройстве и боевых возможностях военного корабля...

Но вернемся к нашей подводной лодке, только что покинувшей базу и вышедшей за пределы гавани. Оглядевшись, командир командует:

— По местам стоять, к погружению!

Быстро скатываются с мостика в люк рулевой и сигнальщики, за ними последними покидают мостик командир и вахтенный офицер, на обязанности которого лежит задраивание крышки люка... {237}

Рубка скрывается под водой и корабль погружается в морскую пучину. Трюмные неослабно следят за клапанами вентиляции балластных цистерн, — при погружении всегда слышен характерный свист выходящего из них воздуха. Боцман направляет лодку вниз по отлогой кривой, регулируя положение подводного корабля горизонтальными рулями. Чтобы удержаться на заданной глубине, требуется большое мастерство, которое вырабатывается длительной практикой.

Учебный поход продолжается. Бесперебойно работают мощные турбины, могучая энергия атомного ядра покорно подчиняется оператору, несущему вахту у пульта управления реактором. А за надежной биологической защитой реакторный отсек. Там причудливо переплетаются трубопроводы, под которыми в корпусе реактора бушует скрытая от глаз могучая сила, измеряемая десятками тысяч лошадиных сил...

На подводной лодке полным хозяином, ответственным за работу ядерного реактора, турбоагрегатов, парогенераторов, электрических машин и многих других механизмов и аппаратов, является командир электромеханической боевой части. В учебном походе он со своим подразделением обеспечивает бесперебойную работу весьма сложного и ответственного участка на современном подводном корабле.

Подводная лодка уходит все дальше и дальше в море.

Проходит час за часом, во всех отсеках напряженно работает личный состав. Командир корабля, занявший свое место в центральном посту, и его помощники внимательно выслушивают доклады подчиненных, следят за показаниями приборов. Штурман ведет прокладку. Пользуясь «умными» машинами, он всегда готов доложить командиру местонахождение подводной лодки, ее истинный курс, скорость движения, а также ответить на все вопросы, относящиеся к его профессии.

Акустики несут вахту у своих сложных приборов, которые с помощью электричества преобразуют звуковые волны в электромагнитные колебания и доносят в наушники разноголосый своеобразный шум подводного мира. Не только живые обитатели моря издают звуки, недоступные для слуха в обычных условиях, {238} шумят волны, «поют» водоросли, раскачиваемые подводным течением. Среди всех этих звуков гидроакустик должен «нащупать» ритмичный шум гребных винтов кораблей «противника».

Современные гидроакустические средства позволяют активно производить поиск кораблей противника. Ультразвуковой направленный луч служит надежным «щупом», которым должен умело пользоваться акустик. Посылая его в разных направлениях, акустик чутко ловит в наушники отраженное от какого-либо препятствия эхо и следит за показаниями прибора. Раньше приборы гидролокации требовали большого напряжения от оператора, и точность их показаний во многом зависела от индивидуальных способностей акустика. Теперь современная техника позволила создать значительно более совершенные гидроакустические средства, которые с высокой степенью точности определяют необходимые данные для обеспечения безопасности плавания и боевой деятельности подводной лодки.

Вот и сейчас ультразвуковая аппаратура позволила обнаружить транспорт условного противника, идущий в сопровождении корабля охранения. Боевая тревога! Командир принимает решение нанести торпедный удар и увеличивает скорость движения лодки. Личный состав особенно сосредоточен, ведь наступает один из самых ответственных моментов боевой учебы. Из центрального поста в носовой отсек подана команда подготовиться к залпу. Торпедисты занимают свои места у рычагов торпедных аппаратов. Цель все ближе и ближе.

Раньше, когда еще не было усовершенствованных приборов торпедной стрельбы, командиру подводной лодки приходилось, пользуясь перископом, самому определять скорость движения и курс атакуемого корабля, рассчитывать координаты цели по торпедному треугольнику, а затем подбираться к противнику на «пистолетный выстрел», рискуя погибнуть, прорываясь сквозь кольцо кораблей охранения, или «ползти на пузе», как шутя говорили подводники, когда лодка по мелководью двигалась к объекту атаки.

Можно себе представить, насколько сложна была эта задача, если командир только на считанные секунды поднимал выше уровня воды головку перископа, {239} чтобы не обнаружить свою подводную лодку и обеспечить внезапность атаки. Теперь стрельба торпедами осуществляется при помощи сложных приборов. Но это не значит, что люди совсем выключены из этого процесса. Натренированность и мастерство подводников приобрело еще большее значение, так как именно люди управляют сложной техникой подводного торпедного удара.

...Стрелка сигнального прибора в торпедном отсеке с отрывистым щелчком передвинулась на «Товсь». Торпедист одной рукой взялся за пусковой рычаг, а другой плавно открыл воздушный клапан. Напряжение достигло наивысшего предела. «Пли!» — показала стрелка.

— Пли! — командует командир отсека. Лодка вздрагивает, когда из торпедных аппаратов выходят тяжелые стальные корпуса торпед.

В боевых условиях действия атакующей подводной лодки ограничивают корабли охранения, вооруженные специальными средствами противолодочной обороны. К ним относятся: бомбометы для метания глубинных бомб, скорострельная артиллерия и мощные гидроакустические и радиолокационные станции. Вот почему маневрирование после торпедной атаки требует быстроты, сообразительности и оперативности в действиях всего личного состава. Работа подводников в такой период требует особой четкости и слаженности.

Командир лодки знает, сколько времени требуется, чтобы торпеды дошли до цели. В боевых условиях, когда лодка наносит торпедный удар по кораблям противника, личный состав отчетливо слышит взрыв, так как звуковая волна хорошо распространяется в водной среде. В условиях учебной торпедной стрельбы результаты атаки проверяются по приборам. На этот раз атака прошла удачно, и личный состав с удовлетворением выслушивает сдержанную похвалу требовательного командира.

Поход продолжается. Снова лодка идет под водой по заданному маршруту. В свободное от службы время подводники отдыхают.

Но вот снова боевая тревога. На этот раз главную роль будут играть подводники-ракетчики. Подводная {240} лодка идет на заданной глубине. Время от времени боцман отрывисто докладывает командиру:

— Глубина столько-то метров, дифферент ноль.

— На румбе? — спрашивает командир.

И рулевой-вертикальщик сообщает число градусов на румбе.

— Так держать! — требует командир, проверяя курс лодки.

Когда подводный корабль прибыл в условленный квадрат, наступило третье утро похода. Командир ракетного подразделения внимательно проверяет стартовую аппаратуру и действие всех приборов.

— Ракета готова к старту, — докладывает он. А спустя минуту лодка вздрагивает от мягкого упругого толчка. Ракета вышла. Для наблюдателя на поверхности моря была бы видна в этот момент удивительная картина. Однообразный морской пейзаж вдруг оживился. Из глубины вод неожиданно взметнулась вверх длинная стальная сигара с огненным хвостом и сверкающим болидом и по крутой траектории унеслась в зенит, оставив на своем пути струю белого дыма. Тишину разорвал оглушительный визг постепенно снижающегося тона, переходящего в свист...

Сказка стала былью, действительность превзошла самую необыкновенную фантазию. Жюлю Верну не приходило в голову то, что осуществили люди через сто лет.

Радист принял радиограмму командующего флотом с благодарностью за отличную стрельбу. Ракета достигла цели. Подводники поздравляют друг друга с успехом.

Так кончился этот обычный учебный поход, в рассказе о котором нет ничего выдуманного. Это будничная работа и учеба советских моряков, систематически тренирующихся на своих кораблях по программе боевой подготовки. В условиях, максимально приближенных к действительной боевой обстановке, они осваивают трудную и почетную профессию подводников и, совершенствуя свое мастерство, зорко стоят на страже морских границ нашей великой Родины.

Ярким подтверждением этого является учебный поход советской атомной подводной лодки «Ленинский комсомол» к Северному полюсу. {241}

Подводная лодка «Ленинский комсомол» уже не раз совершала трудные походы в арктических водах и подо льдами, но теперь предстояло подледное плавание в особо тяжелых условиях. Однако, оснащенный всей необходимой для этого новейшей аппаратурой, подводным телевизором и гидроакустическими приборами, советский корабль блестяще справился со своей задачей.

Двигаясь под ледяным покровом, достигавшим местами толщины 12—15 метров, подводная лодка длительное время крейсировала в районе Северного полюса, на котором в честь этого события подводники водрузили Государственный флаг нашей Родины.

Советские подводные корабли многократно форсировали ледяные просторы Арктического бассейна еще задолго до того, как там проходили специально подготовленные для плавания в высоких широтах американские подводные лодки1.

В газете «Красная звезда» от 27 января 1963 года была опубликована беседа с командиром советской атомной подводной лодки «Ленинский комсомол» Героем Советского Союза капитаном 2 ранга Львом Михайловичем Жильцовым. Товарищ Жильцов сказал: «Советские подводные лодки никогда не были хуже зарубежных, всегда превосходили иностранные образцы....Наши подводники успешно штурмовали Арктику еще в предвоенные годы. Известно, что знаменитая «Д-3» участвовала в экспедиции по снятию со льдины персонала дрейфующей полярной станции «Северный полюс-1». Но ведь то была обычная дизель-аккумуляторная лодка! Теперь же мы располагаем могучими подводными атомоходами. Для них нет недоступных широт ни в Северном ледовитом, ни в других океанах».

По поводу похода подводной лодки «Ленинский комсомол» к Северному полюсу прославленный советский подводник отметил: «В сущности, то был обычный поход, какие наш корабль совершал и раньше. Мы участвовали в учениях, выполняя привычные задачи».

Если командира американской подводной лодки «Скейт», как он сам пишет в своей книжке «Подо {242} льдом к полюсу», неоднократно тревожили сомнения и неуверенность в качестве технического оснащения лодки и надежности показаний ее приборов, то командира советской подводной лодки «Ленинский комсомол» и всех его подчиненных не мучили эти вопросы. Они были вполне убеждены в том, что созданная на советских заводах, советскими конструкторами и рабочими могучая техника не подведет и в этом ответственном плавании.

Ныне советские подводные корабли готовятся к новым учебным походам. Систематически тренируясь и совершенствуя свое мастерство, они умело используют доверенную им военную технику и боевое оружие.

Чем сложнее условия учебы в море, чем ближе они к боевой практике, тем глубже будут знания, тем скорее придет опыт, требующийся подводникам в решительный час настоящего боевого столкновения.

Обстоятельства могут потребовать от каждого подводника исключительной выдержки, самообладания, мужества и стойкости.

Служить на подводном корабле — большая честь, но удостоиться ее может лишь тот молодой человек, который стремится стать моряком-подводником и который по-настоящему любит эту почетную профессию.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 674; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.