Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Из отсека в отсек




После второй мировой войны подводные лодки достигли высокого технического совершенства. В короткий исторический срок — около полувека — они эволюционировали от примитивных лодок времен обороны Порт-Артура до современных подводных кораблей, оснащенных мощными энергетическими средствами, сложными механизмами, радио- и гидроакустической аппаратурой, точными приборами и разрушительным торпедным и ракетным оружием.

Техника нашей эпохи предоставила в распоряжение судостроительных заводов атомные силовые установки, высококачественные электронные приборы автоматики и телемеханики, надежное электрооборудование, высокопроизводительные вспомогательные механизмы, кибернетические машины и все необходимое для того, чтобы подводная лодка могла успешно выполнять ответственные и разносторонние задачи, возлагаемые на этот класс кораблей в современных войнах.

Пройдем по внутренним помещениям подводной лодки, начиная от носового отсека, и посмотрим, как размещено в ней основное оборудование, где находятся, образно говоря, мозг, сердце и важнейшие органы подводного корабля.

В носовом отсеке расположены носовые торпедные аппараты и специальные стеллажи для хранения запасных торпед. Торпедные аппараты предназначены для выстреливания торпед и представляют собой металлические трубы, наглухо закрепленные в прочном корпусе подводной лодки. Эти трубы снабжены передней и задней крышками, к которым присоединен прибор, не позволяющий им открываться одновременно. Блокировка не дает возможности производить выстрел при закрытой передней или открытой задней крышке. Только тогда, когда задняя крышка закрыта, а передняя открыта, можно выпустить торпеду из аппарата. После выстрела передняя крышка закрывается, вода {138} из трубы спускается в заместительную цистерну, открывается задняя крышка и аппарат заряжается новой торпедой. Затем задняя крышка закрывается, передняя открывается и труба аппарата заполняется водой, — торпедный аппарат снова готов к действию. Количество торпедных аппаратов на подводной лодке зависит от типа лодки. Обычно они располагаются

 

Торпедные аппараты

 

попарно в несколько ярусов в носовой и кормовой частях лодки. Многоярусное расположение торпедных аппаратов было предложено еще в 1910 году русским морским офицером Е. В. Колбасьевым, но тогда его проект осуществлен не был. Позднее такое расположение стало общепринятым.

Вследствие загрузки кормового отсека гребными валами и рулевыми приводами число торпедных аппаратов в нем меньше, чем в носовом отсеке.

В последние годы на некоторых американских {139} атомных подводных лодках с торпедным вооружением торпедные аппараты располагаются посредине корпуса в поперечном направлении, что позволяет производить торпедный залп по цели, находящейся на траверзе как правого, так и левого борта.

Торпеда выталкивается из торпедного аппарата сжатым воздухом или при помощи гидравлического устройства. Одновременный выстрел из нескольких торпедных аппаратов увеличивает вероятность поражения цели и называется торпедным залпом.

В зависимости от важности боевой задачи и условий атаки командир подводной лодки решает, достаточно ли выпустить по противнику одиночную торпеду или необходимо произвести торпедный залп. Около торпедных аппаратов расположены сигнальные приборы, передающие торпедистам во время боя или учебной стрельбы приказания командира.

Атомные подводные корабли, располагающие по сравнению со старыми дизель-электрическими подводными лодками значительно более мощной силовой установкой, строятся и больших размеров, так как современные требования вынуждают оснащать подводный корабль многообразной сложной техникой, крупногабаритным оборудованием и вооружением, которое нельзя разместить в небольшом корпусе. Так, подводное водоизмещение американских подводных лодок с ядерными двигателями и торпедным или ракетным оружием колеблется в пределах от 3 тысяч до 8 тысяч тонн.

В корреспонденции с борта советского атомного подводного корабля, опубликованной в газете «Известия» за 7, 9, 10 и 11 октября 1961 года, сообщается, что «советские конструкторы, создавшие атомную подводную лодку, проявили много заботы о бытовых нуждах моряков, о том, чтобы им на лодке было легко нести вахту, отдыхать, жить, находиться долгие дни и ночи в подводном плавании... Даже при наличии вооружения, многочисленных приборов, агрегатов, лодка просторна и вместительна. Достаточно сказать, что самые высокие матросы ходят по ней не пригибаясь. В отсеках широкие проходы. В них свободно расходятся встречающиеся. На лодке есть отдельная каюта для командира, каюты на два и четыре человека {140} для офицерского состава, похожие на купе международного вагона. Просторная кают-компания...

В жилых отсеках каждый подводник имеет свое постоянное место для отдыха. Внутреннее устройство жилых отсеков меняется по потребности. Ночью — это спальня с подвесными койками, днем — вместительный салон, где отдыхает и занимается команда. Есть еще кают-компания для сверхсрочников: мичманов и старшин».

На дизель-электрических подводных лодках, где борьба за экономию места приводила к необходимости использования каждого уголка, жилой отсек обычно размещался за первой водонепроницаемой переборкой, рядом с носовым торпедным отделением. В нижней части этого отсека, герметически отделенной от верхней, были устроены специальные выгородки для установки аккумуляторных батарей. С помощью мощных вентиляторов аккумуляторные ямы, как принято называть эти помещения, очищались от водорода и паров серной кислоты, образующихся при зарядке и во время работы аккумуляторов.

На серийных атомных подводных лодках США сохранилась традиция размещения большей части личного состава во втором носовом отсеке, нижний ярус которого используется как провизионные кладовые и складские помещения.

На этих лодках за вторым носовым отсеком обычно расположен центральный пост, отделенный от остальных помещений прочными водонепроницаемыми переборками. Отсюда командир со своими помощниками руководит деятельностью всех подразделений экипажа, обслуживающего многоотраслевое хозяйство подводной лодки. Отсюда тянутся кабели и провода к электроприводам и аппаратуре связи и сигнализации. Здесь же находятся машинные телеграфы, навигационные приборы, приборы управления стрельбой из всех видов оружия. У нижнего конца трубы перископного устройства, с окулярами для наблюдения за поверхностью моря, — место командира подводной лодки по боевому расписанию.

Вблизи посты управления горизонтальными и вертикальным рулями и приборы, определяющие глубину погружения и дефферент подводного корабля. {141}

Изменение направления движения подводного корабля в горизонтальной плоскости производится обычным путем, то есть изменением угла поворота вертикального руля относительно продольной оси судна. Изменение глубины погружения при движении под

 
водой, а также маневрирование в вертикальной плоскости достигается при помощи перекладки горизонтальных рулей, принцип действия которых аналогичен принципу действия вертикального руля. Рулевые приводы имеют дистанционное управление и работают от манипуляторов, установленных на пультах в центральном посту. Из центрального поста осуществляется управление погружением и всплытием подводной лодки, а также другими системами общекорабельного назначения.  

 

Схема перископа

Контрольные приборы, установленные в центральном посту, позволяют постоянно следить за работой главной энергетической установки, скоростью движения подводного корабля, состоянием и нагрузкой атомного реактора, давлением пара в парогенераторе, степенью загрязнения атмосферы в каждом отсеке, а также многими другими показателями, требующимися для управления сложной техникой подводной лодки.

Использование ядерной энергетики потребовало {142} широкого применения аппаратуры дистанционного управления и автоматики. Так, например, на американской подводной лодке «Тритон» установлена система автоматического регулирования мощности главных турбин, сблокированная с аппаратурой управления атомным реактором.

Существенную роль на подводном корабле играют перископные устройства, принципиальная схема которых изображена на рисунке.

Слово «перископ» — греческое. Оно означает «смотрю кругом». Действительно, перископ устроен так, что его легко можно поворачивать вокруг вертикальной оси для кругового обзора. В верхнюю часть перископа — головку — вставлен объектив, защищенный от воды толстым стеклом. Если головка перископа выступает над уровнем моря, лучи, отраженные от какого-либо предмета и попавшие в объектив, преломляются в верхней призме и через систему линз направляются вниз по трубе до нижней призмы, от которой под углом в 90 градусов они через окуляр попадают в глаза наблюдателя. В перископ вмонтированы дальномерное приспособление, позволяющее определить расстояние до цели и ее курсовой угол1, и пеленгаторное устройство, с помощью которого устанавливается пеленг на объект атаки.

При помощи специальных электрических или гидравлических подъемников трубу перископа можно выдвигать кверху или опускать вниз, внутрь лодки, меняя по мере надобности высоту подъема головки над уровнем воды.

Наибольшая глубина, с которой можно наблюдать за поверхностью моря, определяется длиной перископа и высотой прочной рубки, в которой иногда размещается командный пост командира лодки. За пределами этой глубины приходится плавать, ориентируясь только по показаниям приборов.

Выступающая над поверхностью моря головка перископа создает при движении лодки заметный издали бурун. Поэтому в районе, где ожидается встреча с {143} противником, командир приподнимает перископ над поверхностью моря всего лишь на несколько секунд. Известны попытки маскировки перископа с целью ввести неприятеля в заблуждение. Так, в первую мировую войну одна из германских подводных лодок, торпедировавшая британский надводный корабль, замаскировала свой перископ ящиком из-под мыла. Англичане заметили ящик, но не придали ему никакого значения, хотя он подозрительно быстро приближался к кораблю. Отсутствие на английском корабле должной бдительности позволило подводной лодке

 

Что видно в перископ

 

произвести торпедный залп с близкой дистанции. Были также попытки маскировать перископ парусом. В этом случае труба перископа служила фальшивой мачтой. Издали верхняя надстройка лодки с парусом казалась мирной рыбачьей шхуной.

Современный перископ — сложное оптическое сооружение. Он позволяет не только визуально наблюдать за объектом атаки, но с помощью вмонтированных в перископ специальных устройств обеспечивает необходимыми расчетными данными, требующимися для торпедной стрельбы. Командир атомной подводной лодки США «Скейт» Джеймс Калверт в своих воспоминаниях о службе на этой лодке пишет, что перископ «Скейт» был приспособлен для точного определения высоты небесных светил над горизонтом. Это позволяло не всплывая производить астрономические обсервации с целью уточнения местонахождения подводной лодки в открытом море1. {144}

В этой же книге Калверт сообщает некоторые подробности устройства своего подводного корабля. «Скейт» относится к серийным атомным лодкам с торпедным вооружением. Она вступила в состав военно-морского флота США в 1957 году и стала первой из четырех однотипных подводных лодок с подводным водоизмещением около 3 тысяч тонн. В центральном посту «Скейт» установлен экран радиолокатора, на котором фиксируются схематические изображения встречных предметов. Для радионавигации служит выдвижная антенна. Так как «Скейт» должна была пройти подо льдами северного полушария и, как указывает Калверт, «отработать методы всплытия лодки в районе паковых льдов», на ней было установлено новейшее навигационное оборудование, специально предназначенное для плавания в высоких широтах. В состав его входила радионавигационная система «Лоран», принимавшая сигналы радиомаяков и по ним определявшая координаты «Скейт» в море, и инерциальная навигационная аппаратура, ориентированная в мировом пространстве с помощью системы гироскопов.

Если радионавигационные приборы могли работать только тогда, когда подводная лодка находилась в надводном положении или близко от поверхности моря и выдвижную антенну можно поднять над уровнем воды, то инерциальная аппаратура действовала и глубоко под водой, при наличии ледяного покрова.

Калверт скромно умалчивает о том, зачем американцам потребовалось изучать возможности всплытия лодки вблизи берегов Советского Союза, хотя и упоминает, что в полученном им приказе отмечалось: «Использование Северного Ледовитого океана для боевых действий окажется возможным, если лодки будут в состоянии всплывать на поверхность хотя бы периодически...»1.

Между тем, американская военщина ставила эту задачу отнюдь не случайно. Речь шла об отработке возможности запуска баллистических ракет «Поларис» — об этом выболтал командир другой подводной лодки США—«Сарго», посланной в полярное {145} плавание. в январе 1960 года. В своем заявлении он указал, что его поход подтвердил возможность плавания атомных подводных лодок подо льдами Арктики в любое время года «со всплытием на поверхность для запуска ракет в ледовых условиях»1.

В результате походов американских подводных лодок в арктические районы, прилегающие к берегам СССР, усилилась опасность использования полярных вод в агрессивных целях, направленных против нашей Родины. Понятно, что это обстоятельство заставило Советские Вооруженные Силы повысить бдительность в Советской Арктике.

Советские атомные подводные лодки неоднократно посещали воды арктического бассейна. Об этом свидетельствует сообщение о плавании к Северному полюсу подводной лодки «Ленинский комсомол» под командой капитана 2 ранга Л. М. Жильцова, опубликованное в январе 1963 года в газете «Известия»2. Значительно раньше Министр обороны СССР Маршал Советского Союза Р. Я. Малиновский с трибуны XXII съезда КПСС предупредил агрессоров о том, что «наши ракетные подводные лодки научились хорошо ходить подо льдом Арктики и точно занимать позиции для пуска ракет, что очень важно для надежного поражения объектов на суше и на воде»3.

Но продолжим наше путешествие по отсекам атомной подводной лодки.

Более крупные размеры атомных подводных лодок по сравнению с дизель-электрическими позволяют размещать внутренние помещения в несколько ярусов. Так, на американских подводных лодках типа «Скипджек» подводным водоизмещением 4000 тонн, длиной 76,4 и шириной 10 метров второй отсек, в верхней части которого находится центральный пост, разделен еще на три яруса. Под центральным постом расположены каюты офицеров и столовая команды. Ниже — кубрики для рядового состава, а еще ниже, в трюме,— аккумуляторы.

На атомном подводном ракетоносце «Джордж {146} Вашингтон» подводным водоизмещением 6700 тонн, длиной 116 и шириной 9,7 метра, второй и третий отсеки, занимающие среднюю часть лодки, имеют три яруса. В верхнем — расположены центральный пост и жилые помещения, в среднем — пост управления ракетной стрельбой и столовая команды, а в нижнем — гироскопические успокоители качки, требующиеся для стабилизации положения подводной лодки при запуске ракет.

По соседству с этими отсеками, ближе к корме, на подводных ракетоносцах находится ракетное отделение. На американских подводных лодках с ракетным вооружением типов «Джордж Вашингтон», «Итен Аллен» и «Лафайет» ракеты размещаются в 16 вертикальных трубах, расположенных в два ряда. В каждой трубе устанавливается одна ракета типа «Пола-рис». Перед запуском давление воздуха внутри ракеты и вокруг нее в трубе уравнивается с давлением забортной воды. Затем открывается верхняя крышка трубы, после чего поступлению в трубу воды мешает только тонкая прокладка из специального пластика. В момент выхода ракеты из трубы, откуда ее выталкивает сжатый воздух, прокладка разрывается, труба заполняется водой, но одновременно автоматически из балластных цистерн продувается столько балласта, сколько требуется, чтобы уравновесить подводный корабль. Само собой разумеется, что при запуске ракет работает гироскопическая система стабилизации, необходимая для обеспечения точности ракетной стрельбы.

За ракетным отделением расположен реакторный отсек1. От других помещений он изолируется специальной биологической защитой, предохраняющей личный состав от вредного влияния ядерного излучения. В уже упоминавшейся книге Калверта отмечается, что биологическая защита реактора подводной лодки «Скейт», состоявшая из свинцовых плит и полиэтиленовых листов, надежно защищала людей от радиации. Автор книги указывает, что якобы «зарегистрированная на {147} «Скейте» наибольшая доза радиации, полученная кем-либо из членов экипажа, не превышает той, которую получает человек при рентгеноскопии зубов».

На советских атомных подводных кораблях биологическая защита личного состава гарантирует полную безопасность каждого члена экипажа.

Естественно, что забота о здоровье экипажа не ограничивается только мерами предохранения от вредного влияния радиации, большое внимание уделяется также созданию на лодке санитарно-гигиенических условий, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность человеческого организма. В жилых и рабочих помещениях поддерживается нужный состав, температура и влажность воздуха, экипаж подводной лодки имеет необходимое количество питьевой воды и пищи. При этом горячая пища приготовляется на электрическом камбузе, где опытный кок может сделать вкусные питательные блюда.

В реакторном отсеке находится реактор. Именно здесь, в прочном металлическом сосуде, протекает управляемая цепная реакция и происходит процесс дробления ядер урана. Тепловыделяющие элементы, содержащие изотопы урана в определенной пропорции и заключенные в металлические капсюли, размещены в гнездах корпуса реактора. Между ними проходят каналы для регулирующих стержней и стержней аварийной защиты, способные в нужный момент прекратить действие реактора. Тепловыделяющие элементы омываются обычно жидким теплоносителем, циркулирующим в первом контуре.

Рядом с реактором устанавливаются парогенераторы — теплообменники. В трубчатой системе парогенератора теплоноситель нагревает и превращает в пар воду, которую подают в трубы второго контура питательные насосы. Компенсаторы, регулирующие давление в первом контуре, циркуляционные насосы, фильтры и другие агрегаты, обслуживающие реактор, вместе с ним окружены оболочкой биологической защиты.

За реактором, ближе к корме, в лодке, по которой мы мысленно проходим, помещается машинный отсек. Чтобы пройти в него из центрального поста, на американской подводной лодке «Скейт» устроен, также {148} оборудованный соответствующей биологической защитой, специальный коридор.

В машинном отсеке стоят турбозубчатые агрегаты, турбины которых через снижающий число оборотов редуктор приводят во вращение гребные валы. В этом отсеке находятся вспомогательные механизмы, необходимые для работы турбинных установок. Внизу под турбинами обычно размещаются конденсаторы, увеличивающие перепад давления пара, используемого в турбинах, и этим повышающие коэффициент полезного действия силовой установки.

Турбины атомных подводных лодок по конструкции почти ничем не отличаются от паровых турбин, устанавливающихся на надводных кораблях или стационарных тепловых электростанциях. Этот вид тепловых двигателей представляет собой машину, в которой нет рабочих цилиндров и двигающихся в них поршней, нет золотников и парораспределительных устройств, нет и кривошипного механизма. Турбина представляет собой роторный двигатель, где давление и скорость истечения пара, попадающего на лопатки турбины, непосредственно преобразуются в работу. Понятно, что чем больший перепад давления пара срабатывается в турбине, тем большую полезную работу можно от нее получить. Турбина, работающая на выхлоп отработавшего пара в атмосферу, всегда будет иметь коэффициент полезного действия ниже, чем турбина, работающая на вакуум, создающийся при охлаждении пара в конденсаторе.

Вследствие высокой паропроизводительности парогенераторов атомных силовых установок мощность паровых турбин на атомных подводных кораблях во много раз превышает мощность дизельных установок на дизель-электрических подводных лодках. На серийных атомных подводных лодках США с торпедным вооружением мощность энергетической установки, по данным зарубежной печати, составляет от 10 до 20 тысяч лошадиных сил. На атомных ракетоносцах типа «Джордж Вашингтон» и «Итен Аллен» эта мощность достигает 17,5 тысячи лошадиных сил.

Кроме реактора, парогенераторов, главных турбин, питательных и циркуляционных насосов, конденсаторов и другого оборудования атомной силовой установки {149} на подводном корабле имеется ряд самых разнообразных вспомогательных механизмов, систем, приборов и устройств. В отличие от дизельных лодок на атомных подводных кораблях потребовалось устанавливать еще и холодильные агрегаты для систем кондиционирования воздуха и расхолаживания реактора после остановки, опреснители для получения питьевой воды и электролизеры, вырабатывающие кислород из морской воды, вентиляционные устройства и фильтры для очистки воздуха в системах регенерации и многие другие механизмы и аппараты, обеспечивающие боеспособность и обитаемость атомного подводного корабля.

Применение атомной энергетической установки ни в какой мере не принижает значения электричества на современном подводном корабле. Наоборот, обилие различного вспомогательного оборудования, наличие развитой системы сигнализации и связи, навигационных приборов, а также устройств, обеспечивающих применение ракетного и торпедного вооружения, радиотехнических средств и гидроакустических станций, систем автоматики и дистанционного управления требует установки на атомной подводной лодке достаточно мощных источников тока. Если на дизельных подводных лодках с аккумуляторными батареями применялся только постоянный ток, то на атомных подводных кораблях предпочтение отдано переменному току. Электрические машины переменного тока проще по конструкции, легче и меньше по габаритным размерам, надежнее в эксплуатации.

В качестве источников электрического тока на атомных подводных кораблях устанавливаются турбогенераторы, приводящиеся в движение паром от главной паропроизводительной системы. Учитывая возможности аварии и выхода из строя атомного реактора, кроме главной паротурбинной установки на этих кораблях предусматривается резервная система электродвижения, действующая от вспомогательных дизель-генераторов. Так, на американских атомных лодках типа «Скилджек» имеется два турбогенератора мощностью по 1300—1400 киловатт каждый и аварийный дизель-генератор мощностью около 500 киловатт.

На дизель-электрических подводных лодках, как {150} правило, вспомогательных дизель-генераторов не устанавливали. Главные дизели использовались для непосредственной работы на гребные винты в надводном положении лодки или при плавании на перископной глубине с помощью специального устройства, появившегося в годы второй мировой войны. Это устройство, получившее сокращенное название РДП (работа двигателя под водой)1, представляет собой выдвижную трубу с двумя внутренними каналами, верхний конец которой при работе поднят выше уровня воды. По одному из каналов в цилиндры дизелей засасывается атмосферный воздух, по другому — происходит выхлоп, то есть удаляются продукты сгорания топлива.

Следует отметить, что эта идея впервые была осуществлена много лет назад на некоторых подводных лодках типа «Барс». Для подачи воздуха к дизелям приемную вентиляционную трубу удлинили до высоты тумбы перископа, а для выхлопа продуктов сгорания топлива до такого же уровня подняли газовыхлопную трубу, выводившую наружу отработанные газы из цилиндров двигателей2.

Система РДП позволяет также производить зарядку аккумуляторных батарей при нахождении лодки на перископной глубине, что снижает возможности ее обнаружения средствами радиолокации.

Современные дизели, нашедшие широкое применение в промышленности, наземном и водном транспорте, отличаются от тяжелых и громоздких дизелей первых типов, появившихся в начале нашего века, примерно так же, как телега от автомобиля. На подводных лодках времен второй мировой войны уже использовались многоцилиндровые (обычно 6—12-цилиндровые) двигатели мощностью от 500 до 4000 и более лошадиных сил в одном агрегате.

Стремление максимально облегчить энергосиловую установку подводного корабля привело к созданию быстроходных малогабаритных дизелей. Если на подводных лодках старой постройки дизели непосредственно {151} с помощью муфт сцепления соединялись с электродвигателями и гребными валами, то позднее, в связи с появлением дизелей большой мощности с высоким числом оборотов, передача вращения от дизелей к гребным винтам стала производиться через понижающий число оборотов редуктор. Были попытки применить на подводных лодках принцип электрохода, то есть пользоваться для движения лодки как в подводном, так и в надводном положении только электродвигателями. В этом случае дизеля работают только спаренные со специальными малогабаритными электрогенераторами, которые являются лишь источниками тока и механически не связаны ни с гребными электродвигателями, ни с гребными валами. Такая конструкция была использована на четырех подводных лодках США типа «Тэнг» послевоенной постройки (1949—1953 гг.), где установили на каждой лодке по четыре дизель-генератора общей мощностью 4200 лошадиных сил. Эти дизеля с вертикальным коленчатым валом и звездообразным горизонтальным расположением рабочих цилиндров, почти вдвое легче двигателей такой же мощности, но старого типа.

Повышение мощности гребных электродвигателей с целью увеличения подводной скорости потребовало соответствующего увеличения емкости аккумуляторных батарей. Это привело к созданию новых серебряно-цинковых {152}

 

Схема расположения отсеков и цистерн на дизельной подводной лодке: / — прочный корпус; 2 — легкий корпус; 3 — дифферентные цистерны; 4 — цистерны быстрого погружения; 5 — уравнительные цистерны; 6 — цистерны главного балласта; 7 — топливные цистерны; 8 — боеприпасы; 9 — аккумуляторные батареи; 10 — входные люки, используемые при надводном ходе для засасывания через них воздуха, необходимого в двигателях внутреннего сгорания; 11 — зенитные пулеметы; 12 — рамка радиопеленгатора; 13 — спасательный буй; 14 — палубные торпедные аппараты; 15 — антенна; 16 — пила; 17 — носовые горизонтальные рули. Отсеки: I — носовой торпедный отсек; II — первый аккумуляторный отсек; III — второй аккумуляторный отсек; IV — центральный пост; V — отсек двигателей внутреннего сгорания; VI — кормовой торпедный отсек с главными электромоторами

 

щелочных аккумуляторов, удельная энергия которых в три — четыре раза превышает удельную энергию свинцовых аккумуляторов1.

В машинном отсеке на дизель-электрических подводных лодках, ближе к корме, располагаются главные гребные электродвигатели, связанные разобщительной муфтой с гребными валами.

За машинным отсеком находится кормовой торпедный отсек с торпедными аппаратами. Через дейдвудные трубы с уплотнениями, препятствующими просачиванию воды внутрь корпуса, наружу выведены концы гребных валов, на которые насаживаются гребные винты, приводящие в движение подводный корабль.

Кормовое оперение современных атомных подводных лодок состоит из горизонтальных и вертикальных стабилизаторов и рулей. Плоскости стабилизаторов обеспечивают устойчивость движения подводного корабля в заданном направлении, а рули позволяют изменять направление движения и маневрировать как в подводном, так и в надводном положении. Вертикальный руль служит для управления лодкой, {153} движущейся в горизонтальной плоскости, а горизонтальные рули позволяют на ходу изменять глубину погружения или поддерживать лодку на заданном углублении. Перекладка рулей производится специальными гидравлическими приводами с дистанционным управлением, позволяющим воздействовать на положение рулей с пульта, расположенного в центральном посту подводного корабля.

Важное значение на подводном корабле имеет компрессорная установка для получения сжатого воздуха, необходимого для осушения балластных цистерн, а также для других надобностей. Запас его хранится в специальных стальных баллонах, сведенных в батареи. Для удобства пользования батареи баллонов-воздухохранителей разделяются на несколько групп. Отдельные группы баллонов подключаются либо к главной воздушной магистрали высокого давления, либо непосредственно к главной воздушной станции. Отсюда оператор направляет сжатый воздух к месту потребления.

Кроме воздушной системы на подводных лодках имеются системы погружения и всплытия, дифферентная, водоотливная, осушительная, гидравлическая, регенерации и кондиционирования воздуха, вентиляции, топливная, масляная, санитарная и другие.

Часть из них относится к общекорабельным системам, часть обслуживает отдельные установки и вооружение. На современных атомных подводных лодках США важнейшие общекорабельные системы, например погружения и всплытия, гидравлическая и воздушная, имеют дистанционное управление, сосредоточенное на пульте, который обслуживается одним оператором.

Водоотливные устройства предназначены для осушения трюмов подводной лодки. Для этой цели применяются мощные центробежные и поршневые насосы, приемные патрубки которых присоединены к главной осушительной магистрали. Последняя проходит вдоль всего корпуса и имеет в трюме каждого отсека отростки с приемным клапаном и предохранительной сеткой, препятствующей попаданию в трубопровод посторонних предметов. Отливные полости центробежных водоотливных насосов большой производительности связаны {154} с забортными клапанами, через которые откачивается за борт вода, проникшая в отсек вследствие каких-либо повреждений или неплотности соединений.

Отливные полости мощных поршневых помп высокого давления присоединены к цистернам главного балласта. Они откачивают загрязненную маслами, просочившуюся в отсеки и скопившуюся в трюмах воду в балластные цистерны, откуда она удаляется при продувании. Это делается для того, чтобы в условиях войны не демаскировать лодку, находящуюся в подводном положении на боевой позиции или в чужих водах, масляным пятном, которое образуется, если грязную воду из трюма откачать непосредственно за борт.

В условиях длительного пребывания под водой обеспечение необходимого для дыхания состава воздуха во внутренних помещениях лодки — задача достаточно сложная и ответственная. Известно, что некоторые химические вещества способны поглощать углекислый газ. Комбинируя аппаратуру регенерации, начиненную такими химпоглотителями, с фильтровальными установками, очищающими воздух от других вредных примесей: ароматических веществ с неприятными запахами, газов, паров, пыли и т. д.,— а также пополняя израсходованный при дыхании кислород, на современных подводных кораблях добиваются нормального состава воздуха. Но для сохранения полной работоспособности человеку надо, чтобы воздух, которым он дышит, имел определенную влажность и температуру. Их обеспечивает система кондиционирования. Так как на атомных подводных кораблях при работе ядерного реактора выделяется много тепла и создается неблагоприятный температурный режим, на них устанавливают мощные холодильники-кондиционеры, поглощающие излишки тепла. Не исключена и временная остановка реактора при плавании лодки в высоких широтах. Система кондиционирования воздуха следит за тем, чтобы в этом случае температура во внутренних помещениях подводного корабля не понизилась ниже допустимого предела. Циркуляция воздуха в системе регенерации и кондиционирования осуществляется с помощью специальных вентиляционных устройств.

Санитарная система снабжает личный состав {155} подводной лодки питьевой и мытьевой водой, обеспечивает удаление пищевых отбросов и мусора, а также действие туалетных устройств и душа.

Современный подводный корабль имеет ряд различных устройств, необходимых для его нормальной эксплуатации. К ним относятся рулевое, якорное, швартовное устройства, устройства для обеспечения безопасности экипажа и многочисленные выдвижные устройства, предназначенные для подъема и спуска перископов, радиоантенн различного назначения и других технических средств, которыми пользуются при плавании на перископной глубине.

Нечего и говорить, что применение новой энергетики и новых видов оружия существенно отразилось на конструкции и архитектуре подводных лодок в целом. Изменилось соотношение главных размерений, форма обводов корпуса и конфигурация рубки, принимаются меры к максимальному уменьшению встречного сопротивления воды и улучшению маневренных качеств подводных кораблей. На современных подводных лодках уже исчезают характерные для дизель-аккумуляторных лодок периода второй мировой войны острые обводы носовой части легкого корпуса, широкая верхняя палуба, развитая надстройка с большим количеством отверстий (шпигатов) для стока воды и обилием выступающих частей. Так, у американских атомных подводных лодок серийной постройки типов «Скемп», «Пермит», «Гардфиш» и «Хеддо» корпуса имеют по всей длине форму эллипсоида вращения, сплюснутое, хорошо обтекаемое ограждение сравнительно высокой рубки. Шпигаты и вырезы в корпусах этих лодок отсутствуют, верхняя палуба ограничена узкой полосой на корпусе. Носовые рули перенесены на рубку, а кормовые смещены в нос и располагаются впереди гребного винта. Обтекатели всех гидроакустических станций сделаны «впотай» и не выступают наружу.

Все эти мероприятия отнюдь не являются «открытиями» американской техники, усиленно рекламируемыми за рубежом, а вызваны закономерностями, связанными с преобладающим режимом плавания в подводном положении, и тактико-техническими требованиями, предъявляемыми к современным «кораблям морских глубин».

  {156}  



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 2470; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.