Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Уроки войны




Мировая война 1914—1918 годов была первой войной, в ходе которой всеми воюющими сторонами широко применялись подводные лодки. Подводные лодки крейсировали в открытом море и у берегов противника, участвовали в совместных действиях с надводными кораблями, выходили в дозор и в разведку, ставили минные заграждения и выполняли ряд других боевых задач. Своей активностью и боевыми успехами {101} они доказали бесспорное право на определенное место в составе военно-морских флотов и стали в исключительно короткий исторический срок всеми признанным грозным оружием войны на море. А это, в свою очередь, явилось следствием быстрого технического прогресса подводного судостроения, обеспечившего создание боеспособных подводных кораблей с дизель-электрическими энергетическими установками.

В первой мировой войне приняли участие все главные капиталистические страны. Германия, не успевшая отхватить себе лакомые куски заморских территорий в Азии и Африке, стремилась отнять у Англии и Франции колонии, отторгнуть от России Украину, Польшу и Прибалтику. Построив Багдадскую железную дорогу, она угрожала ключевым позициям Великобритании на Ближнем Востоке. Алчный немецкий империализм жадно тянулся к Индии. Англия в свою очередь стремилась ослабить экономику Германии и захватить ее рынки. Кроме того, Великобритания рассчитывала пополнить свои заморские владения за счет Палестины и Месопотамии, принадлежавших Турции и укрепить свое положение в Египте.

Французские империалисты ставили своей целью возврат богатых сырьевыми ресурсами Саарского бассейна и Эльзас-Лотарингии, захваченных Германией в 1871 году.

Царская Россия хотела добиться раздела Турции, мечтала о захвате проливов Босфор и Дарданеллы. Эта грабительская война за передел мира затрагивала интересы всех империалистических стран Европы. Вскоре втянутыми в войну оказались Япония, Соединенные Штаты Америки и ряд других государств.

Правительство Николая Романова, боявшееся оказаться в стороне при переделе мира, вступило в войну, к которой Россия не была достаточно подготовлена. Еще не были восполнены тяжелые потери, понесенные флотом во время русско-японской войны 1904—1905 годов. Экономика отсталого монархического государства не располагала достаточными материальными ресурсами для одновременного пополнения военно-морских сил всеми классами боевых кораблей. Переоценка роли надводных кораблей руководящими правительственными кругами привела к тому, что к {102} началу первой мировой войны в составе русского флота насчитывалось крайне ограниченное количество подводных лодок, а программа их расширенного строительства, предложенная прогрессивными морскими специалистами, была предметом длительной и ожесточенной дискуссии.

Германия, позднее других морских держав приступившая к постройке подводных лодок, имела к началу войны 18 лодок, большая часть которых была с керосиновыми двигателями, уже доказавшими свою непригодность для этой цели. Только на четырех лодках, с надводным водоизмещением около 650 тонн каждая, вступивших в строй перед войной, стояли дизели мощностью 850 лошадиных сил. Однако, быстро оценив боевые возможности подводных кораблей, Германия во время войны развернула форсированное строительство подводных лодок. Этому способствовало наличие у нее высокоразвитой тяжелой промышленности.

В период с начала 1915 года pi до ноября 1918 года, то есть до конца войны, в Германии были введены в строй 344 подводные лодки и, кроме того, 226 лодок находились в различных стадиях постройки1. Если даже принять во внимание убыль немецких лодок, составившую на протяжении военных лет около 200 единиц, видно, что рост численности германского подводного флота значительно перекрывал неизбежные в военное время потери. Вместе с тем серьезно изменилось качество подводных лодок, увеличилось их водоизмещение, улучшилась мореходность, возросла мощность главных двигателей и соответственно повысилась надводная скорость.

В конце 1917 года начали вступать в строй большие германские подводные лодки, предназначенные для действий на отдаленных океанских коммуникациях. Они имели надводное водоизмещение около 2 тысяч тонн и автономность до 130 суток. Англия к началу первой мировой войны имела в строю 76 подводных лодок, и 30 единиц находились в разных стадиях готовности. Однако большинство из них были относительно малого тоннажа (180—280 тонн), с весьма {103} ограниченным районом плавания и недостаточной мореходностью. Лишь последняя серия подводных лодок типа «Е» с надводным водоизмещением 730 тонн была удовлетворительного качества. В течение военного времени англичане построили еще 137 лодок1.

Французы, усиленно занимавшиеся строительством опытных подводных лодок в XIX веке, начали войну с 55 подводными лодками в строю и 23 на стапелях. Наиболее совершенными из них были лодки типа «Лобеф» надводным водоизмещением 450 тонн, имевшие надводную скорость около 17 и подводную до 14 узлов. Пассивность французского флота, и особенно его подводных сил, во время войны послужила основанием для ограничения постройки подводных лодок в этот период. Всего с 1914 по 1918 год во Франции было введено в состав флота только около трех десятков новых лодок, тогда как потеря их составила 12 единиц2.

Соединенные Штаты Америки к августу 1914 года имели в строю 39 подводных лодок, построенных преимущественно фирмой Голланда. Конструкция корпуса этих лодок, обладавших водоизмещением 350 тонн и хорошими мореходными качествами, была удовлетворительной. В военное время на американских верфях развернулась постройка нескольких типов подводных лодок универсального назначения, но с различной степенью автономности.

Приведенные данные показывают, что, несмотря на приверженность морских держав в тот период доктрине «владения морем», предусматривавшей достижение целей войны путем генерального сражения линейных флотов, все они в большей или меньшей степени должны были оценить значение подводного флота для ведения боевых действий на море.

К этому времени подводные лодки стали достаточно мощной силой. Насколько велик был причиненный ими ущерб, можно судить хотя бы потому, что 32 процента из общего числа военных кораблей и торговых судов, уничтоженных во время первой мировой войны, {104} были потоплены подводными лодками. От ударов подводных лодок погибли 14 линейных кораблей, 32 миноносца, 31 подводная лодка и около 6 тысяч грузовых торговых судов общим водоизмещением более 13 миллионов тонн1.

Если в начальный период войны подводный флот рассматривался как вспомогательное средство, способнее действовать лишь в незначительном отдалении от своих баз и предназначенное в основном для обороны побережья, то уже через год стала ясной ошибочность этой точки зрения. В ходе военных действий выявились возможности боевого использования подводных лодок на путях сообщения и у берегов противника. Этому препятствовала только недостаточная автономность плавания существовавших тогда типов подводных лодок сравнительно небольшого тоннажа. Для увеличения автономности нужно было построить крупные подводные корабли, способные брать на борт достаточные запасы топлива, пресной воды, боеприпасов и продовольствия.

Идея постройки больших подводных крейсеров была не нова. Ее высказал еще до начала первой мировой войны русский корабельный инженер Б. М. Журавлев. Считая, что русскому флоту нужны подводные лодки, способные успешно действовать против крупных надводных кораблей на дальних коммуникациях противника, он в 1909 году предложил Морскому ведомству проект подводного крейсера. Проект был отклонен, как недостаточно отработанный в деталях и необеспеченный мощной энергосиловой установкой. Однако Журавлев не отказался от своей идеи. Продолжая упорно работать, он в течение двух лет создал новый, значительно более совершенный проект «подводного бронепалубного крейсера».

Подводный крейсер Журавлева должен был состоять из двух корпусов (внешнего и внутреннего) с верхним настилом из толстых броневых плит, изготовленных из кремнистой стали. Подводное водоизмещение его составляло 5435 тонн. Система погружения и всплытия была запроектирована с таким расчетом, {105} чтобы подводный крейсер мог погружаться и всплывать так же быстро, как и небольшая подводная лодка. В целях повышения живучести изобретатель разделил корпус своего подводного корабля водонепроницаемыми переборками на 15 отсеков. Объем отсеков был рассчитан так, что даже при полном затоплении любого из них подводный корабль не мог затонуть.

Надводная скорость «подводного бронепалубного крейсера» по расчету должна была составлять 26 узлов, что было рекордом даже для подводных лодок гораздо меньшего водоизмещения. Дальность плавания его определялась в 18 тысяч миль. Это означало, что подводный крейсер Журавлева мог совершить переход из Кронштадта во Владивосток, не заходя для пополнения своих запасов ни в какие промежуточные порты. Таких результатов изобретатель предполагал добиться при помощи двух малогабаритных паровых турбин по 9 тысяч лошадиных сил каждая. Для подводного хода на корабле намечалось установить мощные электродвигатели, способные сообщать ему подводную скорость до 14 узлов.

По расчетам Журавлева, «подводный бронепалубный крейсер» должен был погружаться на глубину до 150 метров. Его вооружение состояло из 30 торпедных аппаратов с двойным запасом торпед и пяти 120-миллиметровых орудий. Кроме того, подводный крейсер Журавлева должен был принимать на борт до 120 небольших мин заграждения.

Принимая во внимание нараставшую тогда угрозу войны, Журавлев настойчиво советовал ускорить постройку подводных кораблей предложенного им типа. Однако высшее морское командование не приняло этот проект, так как высокопоставленные морские чиновники усмотрели в действиях изобретателя попытку скомпрометировать решение царского правительства развивать надводный линейный флот как главную морскую силу. Придерживаясь пресловутой теории «владения морем», власти подвергли Журавлева дисциплинарному наказанию «за настойчивое домогательство» осуществления проекта и «за внесение смуты и брожения в умы».

А между тем в ходе боевых действий подтвердилась необходимость постройки подводных кораблей {106} как среднего, так и большого тоннажа, и в 1916 году русское Морское министерство объявило конкурс на крупный подводный корабль. Пионер отечественного подводного кораблестроения — Балтийский завод представил на конкурс два варианта подводного крейсера.

Один из вариантов предусматривал постройку подводной лодки надводным водоизмещением 1998 тонн и подводным 2725 тонн. На этом корабле предполагалось установить четыре дизеля по 2 тысячи лошадиных сил каждый, которые при совместной работе должны были сообщать ему ход около 20 узлов. В подводном положении, при движении под электродвигателями, скорость уменьшалась до 10 узлов.

По второму, наиболее тщательно разработанному варианту подводный крейсер водоизмещением 2800 тонн, длиной 113 метров и шириной 10,6 метра, при общей мощности дизелей 12 400 лошадиных сил, должен был развивать надводную скорость свыше 20 узлов. В проекте предусматривался ряд интересных новшеств, существенно улучшавших тактико-технические свойства этого крейсера, по тем временам подводного гиганта.

Для защиты личного состава на нем намечалось применение противоосколочной брони, которой должен был быть обшит весь корпус лодки. Более совершенная форма корпуса способствовала улучшению ее мореходных качеств, а дублирование ряда важных механизмов повышало живучесть. Запас жидкого топлива для двигателей внутреннего сгорания был рассчитан на 150 миль.

Постройку этого подводного крейсера не начали вследствие отсутствия возможности обеспечения его достаточно мощным торпедным вооружением отечественного производства.

В результате опыта, полученного в первый год войны, Морской генеральный штаб России разработал новую программу строительства подводных кораблей и поставил перед конструкторами задачу спроектировать подводную лодку, автономность которой была бы не менее 15 суток. Надводная скорость ее при нормальной работе дизелей должна была доходить до 16 узлов, а район плавания с этой скоростью — до 1200 миль. {107} Экономическая скорость планировалась 10 узлов, что увеличивало район плавания более чем вдвое. Тактико-техническими требованиями предусматривалось также максимальное время погружения не более двух с четвертью минут.

Русские судостроительные заводы, представившие на объявленный Морским министерством конкурс свои проекты подводных лодок, отвечавшие указанным требованиям, брались выполнить эту программу в два—два с половиной года. В результате в 1916 году было наконец принято решение выдать заказ на постройку 28 крупных подводных лодок подводным водоизмещением около 1200 тонн, с мощным торпедным вооружением и двумя артиллерийскими орудиями 75-миллиметрового калибра на борту.

Дальнейший ход войны на море показал, что подводные лодки могут и должны участвовать совместно с надводными кораблями в многообразной боевой деятельности флота. Например, если группе надводных кораблей поручено нести дозорную службу, поддержка этой группы подводными лодками затрудняет противнику прорыв линии дозора. Лодкам может быть поставлена и обратная задача — незаметно проникнуть через линию вражеского дозора к месту базирования тяжелых надводных кораблей и нанести им торпедный удар. В составе разведывательных групп подводные лодки способны скрытно обследовать заданный район и дать своему командованию ценные сведения о местах стоянки и передвижении кораблей противника. Подводные лодки могут блокировать побережье противника и крайне затруднить вход и выход судов из его гаваней и баз. Наконец, подводные лодки способны участвовать в совместных операциях сухопутной армии, авиации и флота. Они могут скрытно осмотреть район будущей высадки десанта, определить точные глубины у берегов, контуры береговой черты и рельеф побережья, они способны тайно высаживать диверсионные группы и обеспечивать действия десантных отрядов. Участвуя в морском сражении вместе с другими классами кораблей, подводные лодки стесняют маневры флота противника и наносят ему мощные торпедные Удары.

Использование подводных сил для борьбы на морских {108} путях сообщения показало, что они могут решать и более сложные задачи, действуя вдали от своих баз в открытом море и даже в океане. Каждое крупное транспортное судно, перевозящее тысячи, а иногда десятки тысяч тонн военных грузов, может стать прекрасной мишенью для торпед подводных лодок.

Удобная закрытая бухта, входы в которую надежно защищены мощной береговой артиллерией, с появлением подводных лодок перестала служить безопасной стоянкой для флота. Невидимый противник мог спокойно пробраться в бухту и внезапным ударом вывести из строя крупные надводные корабли и грузовые суда, не ожидавшие атаки.

Появление подводных лодок заставило коренным образом пересмотреть тактику ведения боевых действий на море. Одновременно опыт войны поставил перед конструкторами и строителями подводных лодок новые серьезные задачи дальнейшего совершенствования этого класса кораблей, и в первую очередь увеличения района плавания и скорости надводного и подводного хода, уменьшения времени погружения для уклонения от атак противника и увеличения глубины погружения настолько, чтобы сделать подводные лодки неуязвимыми для глубинных бомб.

Подводная скорость лодок, не превышавшая 5—8 узлов, ни в коей мере не удовлетворяла требованиям войны, так как она была в 3—4 раза меньше скорости надводных боевых кораблей. Такая скорость не позволяла подводным лодкам сопровождать свои надводные боевые корабли в морских походах, затрудняла преследование кораблей противника и усложняла проведение торпедной атаки. Недостаточная емкость аккумуляторных батарей сокращала время пребывания лодок под водой, а большой вес двигателей и механизмов ограничивал запас торпед, топлива и других полезных грузов, необходимых для обеспечения автономности плавания. Точность торпедной стрельбы тоже оставляла желать лучшего. Она полностью зависела от умения командира подводной лодки на глаз определить расстояние до атакуемого корабля и скорость его хода. Недаром командиры подводных лодок того времени предпочитали стрелять с {109} предельно коротких дистанций, когда ошибки приборов меньше сказывались на результатах торпедного выстрела.

Все перечисленные недостатки приводили к ограничению боевой деятельности подводных лодок. Поэтому было совершенно необходимо увеличить размеры и повысить прочность корпуса подводных лодок, установить на них более мощные двигатели и механизмы, увеличить емкость и уменьшить вес аккумуляторных батарей, добиться большей дальности прицельной торпедной стрельбы и более высокой разрушительной силы торпеды. Все это, в свою очередь, требовало улучшения качества стали, применяемой для постройки корпусов подводных лодок, и создания более совершенных двигателей, механизмов, приборов и всего того сложного оборудования и вооружения, которое входит в комплектацию современного подводного корабля.

В ходе войны возникла новая система охраны рейдов и гаваней противолодочными заграждениями в виде специальных стальных сетей, подвешенных к особым поплавкам, бочкам или просто бревнам. Надводные военные корабли стали вооружать глубинными бомбами и ныряющими артиллерийскими снарядами, а на торговых судах начали устанавливать легкую артиллерию. В целях защиты транспортов от нападения подводных лодок была введена система конвоев1. Конвоирование грузовых судов потребовало огромного числа боевых кораблей, из которых составлялся эскорт.

Для борьбы с германскими подводными лодками, численность которых, несмотря на потери, непрерывно возрастала, в годы первой мировой войны было привлечено свыше 5 тысяч различных кораблей и плавсредств, до 2 тысяч самолетов, около 200 аэростатов, огромная сеть постов наблюдения и связи. На вероятных путях следования подводных лодок было поставлено свыше 170 тысяч мин.

Развитие и совершенствование противолодочных средств еще больше усложнило работу проектировщиков {110} и кораблестроителей, создававших все новые проекты подводных кораблей.

Многообразие боевых задач, возлагаемых на подводные лодки, вызвало известную специализацию их типов. Стала ясной полная невозможность удовлетвориться какой-либо единой конструкцией, так как нельзя было создать универсальную подводную лодку, отвечающую различным тактико-техническим требованиям. Несмотря на универсальность оружия подводных лодок того времени, имевших торпедные аппараты для стрельбы в подводном или надводном положении, и артиллерийские орудия, которые можно было применять только при нахождении лодки в надводном положении, нужны были подводные корабли с большим или меньшим радиусом действия, а следовательно, различного водоизмещения. Практика показала целесообразность постройки трех основных типов подводных лодок: больших, средних и малых.

Большие лодки, водоизмещением свыше полутора тысяч тонн, имели мощные механизмы и сильное торпедное вооружение. Надводная скорость этих лодок доходила до 20, а подводная — до 10 узлов, дальность плавания достигала 6—8 тысяч миль. Большие подводные лодки были рассчитаны на длительное пребывание в море вдали от своих баз, имели хорошие мореходные качества и могли действовать на дальних морских и океанских коммуникациях противника.

Средние лодки, водоизмещением около 600— 700 тонн, получившие широкое распространение во время первой мировой войны, предназначались для действия на морских коммуникациях в сравнительно небольшом удалении от своих баз. К этому типу подводных лодок относились и русские лодки типа «Барс» и «Морж».

Малые лодки использовались для патрульной службы, для разведки и действий в своих прибрежных районах. Они имели водоизмещение не более 350— 400 тонн, надводную скорость около 12 и подводную — около 8 узлов.

Для строительства подводных лодок новых типов потребовалась более совершенная аппаратура, механизмы и приборы. Особенно важно было создать надежные средства корабельной радиосвязи, которая к {111} началу первой мировой войны обладала рядом существенных недостатков. Несовершенство радиоаппаратуры приводило к искажению радиопередач. Не обеспечивалась и скрытность связи, что позволяло противнику при помощи несложных приборов легко перехватывать радиограммы. Без радиосвязи подводная лодка не могла успешно взаимодействовать с другими кораблями, авиацией, береговой обороной и сухопутными силами. Подводная лодка, не получающая своевременной и точной информации о положении на море, лишена возможности правильно ориентироваться в окружающей обстановке и выполнять боевые задачи.

Во время первой мировой войны положение изменилось. Средства наблюдения и связи значительно улучшились, и уже к 1916 году дальность передач корабельных радиостанций достигала 700 миль.

Были усовершенствованы также навигационные приборы, приборы управления торпедной стрельбой и сконструирована первая гидроакустическая аппаратура подводного наблюдения (гидрофон).

Сравнительно небольшие затраты и короткие сроки, требующиеся для постройки подводного корабля, создали возможность быстрого увеличения численности подводного флота.

Основой развития подводного флота является высокоразвитая судостроительная и машиностроительная промышленность, так как современный подводный корабль является сложным организмом, при постройке которого кооперируется ряд предприятий самого разнообразного профиля.

Прогресс науки и развитие техники в период между первой и второй мировыми войнами обеспечили условия для дальнейшего улучшения тактико-технических элементов подводных лодок. Судостроители добивались повышения скорости хода, особенно в подводном положении, большей автономности плавания, увеличения глубины погружения, лучшей мореходности, усиления вооружения.

Теплоэнергетики и электротехники создавали новые конструкции двигателей внутреннего сгорания, вспомогательных механизмов и электрических машин, более совершенные аккумуляторы, радиоаппаратуру, средства наблюдения и связи. Химики работали над {112} материалами для очищения воздуха подводных лодок и пополнения запаса кислорода. Металлурги готовили новые высокопрочные легированные стали и другие сплавы, необходимые для постройки корпусов и изготовления высококачественного оборудования подводных кораблей. Все отрасли современной техники в большей или меньшей степени принимали участие в разработке новых, более совершенных конструкций подводных лодок.

В Советском Союзе выполнение ленинского плана индустриализации страны подготовило промышленность к решению сложнейших технических задач. За короткий исторический срок у нас был организован ряд новых отраслей производства. Автомобили и тракторы, самолеты и комбайны, металлообрабатывающие станки и мощные турбины, генераторы и точные приборы, судовые дизели, оборудование гидростанций, новые материалы и тысячи других наименований изделий освоили и начали выпускать отечественные заводы и фабрики.

Советские кораблестроители, восприняв все ценное из опыта своих предшественников — русских мастеров, изобретателей и ученых, творчески используя и иностранный опыт, добились значительных успехов и в строительстве подводного флота нашей Родины. Советский народ под руководством Коммунистической партии создал все условия для быстрого развития отечественного кораблестроения. Большое внимание уделялось строительству подводных лодок. Для проектирования советских подводных кораблей были привлечены лучшие инженеры-судостроители и ученые. С участием крупнейших специалистов А. Н. Крылова, Ю. А. Шиманского и П. Ф. Папковича конструкторское бюро во главе с Б. М. Малининым создало проекты нескольких серий подводных лодок, вполне соответствовавших уровню техники того периода. По этим проектам развернулась постройка лодок на ведущих кораблестроительных заводах. Советские люди с любовью создавали новые подводные лодки для Военно-Морского Флота. В 30-х годах вступила в строй первая серия отечественных подводных кораблей типа «Декабрист». Эти корабли имели дальность плавания 7,5 тыс. миль, то есть могли не пополняя запасов топлива {113} совершать переходы из Мурманска во Владивосток Северным морским путем. Надводная скорость их составляла 14,7 узла, а подводная равнялась 9 узлам.

«Декабристы» были вооружены восемью торпедными аппаратами, одной 100-мм и одной 45-мм пушками1. За этими подводными лодками пошли еще более совершенные серии подводных лодок типа «Ленинец» и типа «Щука», а за ними через несколько лет — крупные подводные корабли типов «П» и «С». Почти одновременно с ними появились подводные лодки-малютки типа «М».

В 1932 году для защиты дальневосточных границ Советского государства был создан Тихоокеанский флот, а в 1933 году — Северный флот. В составе этих флотов значительное место занимали подводные лодки, численность которых непрерывно возрастала.

Советские подводные корабли строились быстрыми темпами, полностью из отечественных материалов и комплектовались оборудованием, вооружением, аппаратурой и приборами, изготовленными на наших заводах. Мощные двигатели внутреннего сгорания, электрооборудование, насосы высокого и низкого давления большой производительности, точные приборы, механизмы и вся сложная техника, необходимая для оснащения подводных лодок, были советского производства и отвечали строгим требованиям, предъявленным кораблестроителями и военными моряками. На наших лодках имелось все необходимое для обеспечения длительного пребывания под водой pi успешного выполнения боевых заданий.

В конце второй пятилетки на основе достижений советской индустрии были созданы оснащенные наиболее совершенной техникой крупные подводные корабли типа «С» и «К» с мощным торпедным вооружением. Широкое распространение получила наиболее прогрессивная технология постройки корпусов подводных лодок с применением электросварки.

За годы первых двух пятилеток общее водоизмещение кораблей Советского Военно-Морского Флота возросло более чем в два раза. Только за 1939 и

  {114}  

 

Подводная лодка типа «К» уходит в море

 

  {115}  

1940 годы вошло в строй свыше 250 боевых кораблей различных классов, причем накануне Великой Отечественной войны за один только 1940 год подводных лодок было построено в три раза больше, чем в 1939 году. На этих лодках советские моряки-подводники достойно выполняли свой воинский долг, защищая Родину от фашистских захватчиков.

На протяжении всей своей богатой истории наша Советская Родина неизменно выступала активным борцом за мир во всем мире.

Неуклонно придерживаясь ленинской политики мирного сосуществования в интересах прочного мира и безопасности всех народов СССР прилагает огромные усилия к разрядке международной напряженности, настойчиво борется за всеобщее и полное разоружение под строгим международным контролем, за запрещение производства и испытаний атомного оружия массового уничтожения, за разрешение всех спорных международных вопросов путем переговоров, за мирное сосуществование государств с различными политическими системами. Все прогрессивное человечество воздает должное дальновидной и мудрой ленинской внешней политике Коммунистической партии и Советского правительства, благодаря которой удалось предотвратить возникновение истребительной термоядерной войны в период критических событий, развернувшихся в районе Карибского моря в октябре 1962 года, когда правительство США в нарушение элементарных международных законов установило вооруженную блокаду Республики Куба и готовилось к прямому военному нападению на героический свободолюбивый кубинский народ.

Инициатива Советского Союза, подкрепленная огромной мощью наших Вооруженных Сил и сил всего социалистического лагеря, позволила пресечь агрессивные замыслы поджигателей войны. Правительство США было вынуждено декларировать обязательство не нарушать суверенитета Республики Куба и удерживать от провокационных действий своих союзников.

Усиленная гонка вооружений, строительство военных баз вокруг Советского Союза и создание флотилий {116} атомных подводных лодок с ракетами «Поларис» на борту, предназначенных для нанесения ракетно-ядерного удара по промышленным и административно-политическим центрам нашей страны, политика возрождения германского милитаризма и сколачивания военных блоков, проводимая империалистами США, требуют повышенной бдительности и высокой боевой готовности Советских Вооруженных Сил.

С каждым годом растет техническая оснащенность Советской Армии и Военно-Морского Флота, совершенствуется боевое мастерство советских воинов, овладевающих новейшей военной техникой. В отчете Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза XXII съезду партии товарищ Н. С. Хрущев говорил:

«Успешно идет строительство советского подводного флота. Наши противники строят подводный флот, вооруженный баллистическими ракетами. Мы вооружаем свой флот и баллистическими и самонаводящимися ракетами. К этому обязывает нас обстановка. Наши противники по военным блокам готовятся стрелять с подводных лодок по территории как нашей страны, так и социалистических стран. Мы готовы ответить им, стреляя как по наземным, так и по надводным целям. Советский Союз — континентальная держава. Те, кто захочет развязать войну против нас, вынуждены будут преодолевать водные пространства. Вот почему мы создаем мощный подводный флот, вооруженный и самонаводящимися ракетами, чтобы можно было и за сотни километров расстреливать в океане суда, которые будут приближаться к границам социалистических стран.

Советский подводный флот с атомными двигателями, вооруженный баллистическими и самонаводящимися ракетами, зорко стоит на страже наших социалистических завоеваний. Он ответит сокрушительным ударом по агрессорам, в том числе и по их авианосцам, которые в случае войны будут неплохой мишенью для наших ракет, пускаемых с подводных лодок»1. {117}

Об этом серьезном предупреждении следует помнить любителям балансировать на грани войны в интересах кучки монополистов, наживающих баснословные прибыли на изготовлении средств массового уничтожения и готовых в своих корыстных целях играть судьбами народов.

 

 

  {118}  

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 647; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.