Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подводный минный заградитель




Впервые мысль об использовании подводных лодок в качестве минных заградителей высказал в 1904 году Михаил Петрович Налетов — техник путей сообщения Китайско-Восточной железной дороги.

Налетов не был корабельным инженером ни по образованию, ни по специальности. Интерес к подводному плаванию зародился у него еще в годы жизни в Петербурге, где он одно время учился в Технологическом институте, который был вынужден оставить из-за отсутствия средств к существованию. Именно тогда он внимательно следил за спором о дальнейших путях строительства русского флота, разгоревшимся в печати.

Обстановка на Дальнем Востоке сложилась неблагоприятно для России. Позже других стран вступившая на путь империалистического развития, Япония стремилась к захвату экономически отсталой Кореи и колониальному разделу Китая. Интересы японских империалистов столкнулись с интересами крупной русской промышленной буржуазии, поддерживавшей захватнические устремления царской монархии на Дальнем Востоке. Русское правительство недооценило силы молодого империалистического хищника и плохо подготовилось к войне.

Япония первая начала военные действия и без официального объявления войны неожиданно напала на крепость Порт-Артур, где нанесла серьезный урон русской эскадре.

Царизм рассчитывал, что победоносная война поможет ему ликвидировать нараставший политический кризис самодержавия и остановить надвигавшуюся революцию. Но эти расчеты не оправдались. Как указывал В. И. Ленин, «генералы и полководцы оказались бездарностями и ничтожествами... Не русский народ, а самодержавие пришло к позорному поражению»1.

Налетов был в Порт-Артуре весь период его героической обороны. Несмотря на предательскую деятельность царских генералов Алексеева, Фока и {84}

Михаил Петрович Налетов

Стесселя, русские солдаты и матросы не запятнали себя трусостью и малодушием. 13 апреля 1904 года Налетов стал невольным очевидцем гибели броненосца «Петропавловск», подорвавшегося на минах, поставленных японцами на внешнем рейде Порт-Артура. Вместе с броненосцем погиб и командующий Тихоокеанским флотом вице-адмирал Степан Осипович Макаров, энергичный и умный флотоводец, выдающийся ученый и моряк.

Позднее Налетов писал, что именно тогда, в то памятное утро, когда один из лучших кораблей порт-артурской эскадры погиб на японских минах, наличия которых в русских водах никто не подозревал, у него впервые зародилась идея создания подводного минного заградителя, способного скрытно производить активные минные постановки на вероятных путях движения кораблей врага и в его базах. Эта мысль окончательно окрепла 15 мая 1904 года, когда на русских минах, поставленных у Порт-Артура, подорвались два японских эскадренных миноносца.

Но, как это обычно бывало в царской России, передовые идеи русского изобретателя не встретили поддержки со стороны властей. Порт-артурское начальство не было исключением из общего правила, и сколько бы докладных записок и прошений ни писал Налетов, местные власти не оказали ему никакой помощи. Однако Налетов не отступил, он начал строить небольшую опытную подводную лодку за собственный счет. {85}

Первый эксперимент оказался неудачным: при пробном погружении подводная лодка потерпела аварию и затонула. Но это не охладило творческий пыл Налетова. Еще энергичнее принялся он за разработку проекта более совершенного подводного минного заградителя водоизмещением около 25 тонн.

Не задумываясь, тратил изобретатель свои скудные средства на покупку необходимых для постройки новой лодки материалов. С неиссякаемой энергией в условиях осажденного города, отрезанного от внешнего мира с суши и моря, добивался Налетов изготовления нужных ему деталей и частей корпуса подводного корабля. Инициатива постройки подводного минного заградителя и на этот раз не была поддержана местным морским командованием. Не раз изобретатель вспоминал адмирала Степана Осиповича Макарова, всегда чутко относившегося ко всякого рода предложениям, направленным на укрепление боевой мощи флота. Будь он жив, создать подводный минный заградитель было бы неизмеримо легче.

Не в пример начальству, равнодушно отнесшемуся к работам Налетова, живое участие в его деле приняли матросы с кораблей эскадры, рабочие портовых мастерских и некоторые прогрессивные флотские инженеры. Несколько матросов броненосца «Пересвет» с разрешения своего начальника инженер-механика Тихобаева неоднократно принимали непосредственное участие в постройке подводной лодки. Посильную помощь оказывали Налетову и рабочие землечерпательного каравана.

В начале мая 1904 года изобретатель направил командиру порта ходатайство о разрешении установить на своей подводной лодке два бензиновых двигателя, демонтированных со старых катеров и хранившихся в портовых складах. Но даже в удовлетворении этой весьма скромной просьбы Налетову было отказано. Лишь позднее, когда изобретатель произвел удачное пробное погружение своего подводного заградителя на 10-метровую глубину, портовые власти выдали ему один бензиновый мотор, снятый с катера броненосца «Пересвет». Мощность этого двигателя была явно недостаточной для подводной лодки водоизмещением 25 тонн. {86}

Все лето и осень изобретатель неустанно трудился, стремясь как можно быстрее закончить монтаж механизмов и вооружения на своем корабле. По проекту Налетова на подводном минном заградителе должны были разместиться четыре мины заграждения и две торпеды.

Закончить постройку подводного минного заградителя Налетову не удалось. 2 января 1905 года по приказу царского генерала Стесселя Порт-Артур был сдан врагу. Чтобы японцы не смогли воспользоваться трудами изобретателя, недостроенная им лодка была взорвана. Позже Налетов получил от бывшего командира Порт-Артура документ следующего содержания:

«Удостоверение это выдано технику путей сообщения М. П. Налетову в том, что строившаяся им в Порт-Артуре во время осады его подводная лодка в 25 тонн водоизмещения дала отличные результаты на предварительных испытаниях морских качеств лодки... Сдача Порт-Артура лишила возможности техника Налетова окончить постройку лодки, которая принесла бы осажденному Артуру большую пользу»1.

Несколько месяцев спустя в Петербурге Налетов приступил к проектированию нового подводного минного заградителя. Опираясь на порт-артурский опыт, изобретатель решил создать большой подводный минный заградитель водоизмещением 300 тонн. В декабре 1906 года проект такого корабля был представлен на рассмотрение в Морской технический комитет, а в 1908 году Николаевскому обществу судостроительных, механических и литейных заводов был выдан правительственный заказ на постройку подводного минного заградителя. Этот корабль должен был иметь подводное водоизмещение не менее 500 тонн и принимать на борт 60 мин заграждения.

12 августа 1912 года первый в мире подводный минный заградитель был спущен на воду, а через два с половиной года после окончания затянувшихся достроечных работ и длительных испытаний он вступил в строй.

Изобретателю удалось разрешить ряд сложных технических проблем, возникших в процессе проектирования {87} и постройки этого корабля, оригинальная конструкция которого вполне удовлетворяла требованиям, определенным техническими условиями.

В специально приспособленных внутренних помещениях «Краба», расположенных в кормовой части корпуса, размещались предусмотренные проектом 60 якорных гальваноударных мин. Эти мины лодка могла скрытно поставить в базах противника или в другом заданном районе моря. Для защиты от нападения вражеских кораблей «Краб» имел два носовых торпедных аппарата с четырьмя торпедами к ним.

 

Подводный минный заградитель «Краб»

 

Надводное водоизмещение этой лодки равнялось 560, а подводное — 740 тоннам. Четыре двигателя внутреннего сгорания общей мощностью 1200 лошадиных сил обеспечивали ей 12-узловую скорость хода в надводном положении. При движении под водой, когда гребные винты вращались двумя электромоторами, скорость «Краба» снижалась до 7,5 узла. Предельная дальность плавания с полным запасом топлива составляла около 3 тысяч миль.

В июне 1915 года закончились заводские испытания только что построенного на Николаевском судостроительном заводе нового линейного корабля «Императрица Мария». Для обеспечения перехода этого линейного корабля из Николаева в главную базу Черноморского флота Севастополь было привлечено значительное количество боевых кораблей и вспомогательных судов. Среди них был и минный заградитель «Краб».

Новый тип подводных военных кораблей, родоначальником которого стал «Краб», оправдал возлагавшиеся {88} на него надежды. В ночь на 8 июля 1915 года «Краб» вышел из Севастополя в свой первый боевой поход, имея на борту полный запас мин.

Подводный заградитель должен был поставить минное заграждение в одну линию у выхода из Босфора. На третьи сутки «Краб» прибыл на место назначения вместе с конвоировавшей его подводной лодкой «Морж». «Морж» занял позицию к северу от входа в Босфор, а «Краб», дождавшись вечера, приступил к выполнению задания. Через каждые 30 метров «Краб» спускал в море мину, которая оставалась на месте, удерживаемая якорным устройством на заданном углублении. Через несколько дней подводный минный заградитель благополучно возвратился обратно. На минах, поставленных «Крабом», подорвался и получил тяжелые повреждения действовавший в составе турецкого флота германский крейсер «Бреслау». Это вывело его из строя более чем на полгода.

Впоследствии «Краб» не раз осуществлял минные постановки у турецких берегов, нарушая важнейшие морские коммуникации противника. В частности, мины «Краба» мешали регулярной доставке угля из Зонгулдака в Константинополь и перевозкам других важных грузов из портов Балканского полуострова в Турцию.

За время первой мировой войны на минных заграждениях, поставленных «Крабом», кроме «Бреслау», подорвались два вражеских миноносца, подводная лодка и крупный военный транспорт.

Боевые действия, в которых принимал участие «Краб», подтвердили возможность использования подводных лодок для скрытной постановки мин на путях сообщения и в базах противника, вследствие чего русское правительство приняло решение переделать в подводные минные заградители подобные «Крабу» две подводные лодки — «Ерш» и «Форель». Каждая из этих лодок должна была брать на борт по 42 мины. Использовав опыт России, к постройке подводных минных заградителей приступили Германия и Англия.

Всего в течение первой мировой войны подводные заградители воюющих стран поставили несколько тысяч мин, на которых подорвалось большое число различных военных кораблей и транспортов. {89}

С несколько видоизмененным проектом крупного минного заградителя выступил в 1910 году последователь Налетова — русский изобретатель инженер-механик К. К. Бард. Его подводный минный крейсер проектировался надводным водоизмещением 1250 тонн. По замыслу автора проекта, эта подводная лодка, двигаясь с большой скоростью, должна была ставить мины непосредственно в момент встречи с надводными кораблями противника. Окруженные невидимым кольцом мин, поставленных близко одна к другой, лишенные возможности маневрировать или уклониться от торпедной атаки, эти корабли должны были неминуемо стать легкой добычей.

Чтобы достичь превосходства в скорости движения и этим обеспечить выполнение поставленной задачи, изобретатель предложил установить на своем подводном корабле мощные двигатели. Однако вследствие отсутствия в то время технических средств, способных реально воплотить в жизнь идеи автора, проект Барда осуществлен не был.

После Великой Октябрьской социалистической революции Михаил Петрович Налетов принимал активное участие в строительстве советского флота. Последние годы своей жизни он служил в должности старшего инженера на Кировском заводе в Ленинграде. В 1938 году, 69 лет от роду, Налетов умер. Память о нем как о неутомимом новаторе, завоевавшем своей Родине первенство в строительстве подводных минных заградителей, свято хранят его соотечественники — советские люди.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 832; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.